Пауша (Путрада) Экадаши
Это крайне благоприятный день для соблюдения поста, почитаемый всеми вишнуитами. Он выпадает на 11-й день (экадаши) Шукла Пакши (светлой половины луны) месяца Пауша традиционного индуистского календаря, что соответствует месяцам декабрь–январь в грегорианском календаре. Второе слово в названии «Путрада» означает 'дающий сыновей'. Этот Экадаши в основном соблюдается супружескими парами, которые хотят дать рождение мальчику.
В этот день с особым усердием совершают поклонения Богу Вишну. Пауша Путрада Экадаши особенно почитается в северных регионах Индии; в южных частях страны можно также встретить такие названия, как Вайкунта Экадаши, Сваргаватхил Экадаши, Муккоти Экадаши.
Ритуалы в этот день
- В этот Экадаши супружеские пары, желающие принести в этот мир сына, обращают свои молитвы к Богу Вишну, просят здоровья своему отпрыску. Муж и жена, планирующие зачатие мальчика, соблюдают полное воздержание от пищи в течение 24 часов. Но даже тем, кто не держит пост в этот день, рекомендуется не употреблять в пищу злаковые, бобовые, рис, некоторые овощи и приправы.
- Рекомендуется не ложиться спать всю ночь, поддерживая джагаран (состояние бодрствования) исполнением священных гимнов, прославляющих Бога Вишну. Также считается благостным чтение «Вишну Сахастранам» и других ведических мантр.
- Соблюдающие пост также посещают храмы Вишну, где в этот день организуется праздничная пуджа и бхаджан (религиозные песнопения).
В индийском обществе сын в семье имеет огромную важность для родителей, ведь именно он на старости их лет будет присматривать за ними. Кроме того, только он может провести ритуал шраддха (религиозный обряд по умершему предку) — именно поэтому Пауша Путрада Экадаши имеет такое большое значение для индуистов. Каждый из 24 экадаши года имеет свою специфическую цель, но только два из них обладают силой благословления пар на рождение мальчика. Один из них — Пауша Путрада Экадаши. Дополнительным преимуществом этого поста является освобождение от всех грехов и обретение счастливой жизни. О значимости этого Экадаши говорит и «Бхавишья-пурана» в разговоре царя Юдхиштхиры и Бога Кришны:
«Благородный и праведный Юдхиштхира Махараджа произнес: "О Всевышний, ты так подробно разъяснил мне замечательные преимущества поста на Сапхала Экадаши, что проходит в темную половину месяца (Кришна Пакшу) в месяц Пауша. А теперь будь так добр и поведай мне об Экадаши, что выпадает на светлую половину этого месяца (Шукла, или Гаура Пакша). Как он называется и какому божеству следует поклоняться в этот священный день? О Пурушоттама, о Хришикеша, также не утаи от меня, как угодить тебе в этот день?"
Господь Шри Кришна отвечал: "О праведный царь, для блага всех живых существ я расскажу тебе сейчас, как соблюдать пост в Пауша-Шукла Экадаши. Как я раньше уже говорил, каждый должен стараться соблюдать все правила и предписания Экадаши врат, насколько это возможно. Это касается и Экадаши под названием «Путрада», который уничтожает все грехи постящегося и открывает ему путь в духовные обители. Высшая Личность Бога Шри Нараяна почитается в этот день, и он с радостью исполнит все желания своих самых преданных последователей и наделит их заслугами. Ведь среди всех одушевлённых и неодушевлённых существ во всех трёх мирах (низшем, среднем и высшем) нет более превосходного Бога, чем Господь Нараяна. О царь, теперь я поведаю тебе историю Путрада Экадаши, способного уничтожить все виды греховных деяний человека, прославить и просветить его.
Когда-то на земле было царство Бхадравати, которым правили царь Сукетуман да жена его, дивная Шабья. Царь часто беспокоился о том, что у него не было сына. Он думал: 'Если нет у меня сына, то кто же продолжит мою династию?'. Долгое время он провёл в таких думах, задаваясь вопросами: 'Куда же мне пойти? Что сделать? Как же мне получить добродетельного наследника?'. Царь Сукетуман никак не мог успокоиться, нигде не находил себе места, кроме как в дворце царицы, продолжая свои мрачные размышления о том, как же ему заслужить сына. И царь, и царица были очень несчастны. Когда они выполняли обряд тарпана (омовение предков), их общая печаль словно кипятила предлагаемую ими воду. Пожилые люди чувствовали это и сами начинали переживать за царя, думая о том, что некому будет ему совершить ритуал по его кончине, а значит, он станет потерянной душой (блуждающим духом).
Понимая, что его тоска беспокоит его родителей, царь печалился ещё больше. Никому не удавалось его развеселить — ни министрам, ни друзьям, ни близким. Царь не мог найти утешение ни в своих слонах, ни в лошадях, ни в пехоте. И в конце концов он потерял ко всему интерес и любую надежду. Он думал: 'Говорят, что брак, в котором нет сына, — бесполезное сожительство. Пустует дом и сердце женатого мужчины, не имеющего сына. Лишённый такой возможности, он не может отдать дань своим предкам, дэвам и другим человеческим существам. Любой мужчина в браке должен произвести на этот свет сына, и тогда он прославится на весь мир и получит доступ в благие божественные миры. Сын — доказательство тому, что мужчина вёл праведную жизнь в своих последних 100 рождениях, и такой человек награждается долгими годами жизни, крепким здоровьем и богатством. Возможность обладать сыном и внуком в этой жизни свидетельствует о том, что мужчина поклонялся Высшему Божеству Вишну в своих прошлых воплощениях. Наличие сына, богатства и острого ума возможно только при почитании Шри Кришну. Так думаю я'.
Находясь в таких размышлениях, царь окончательно потерял покой, он постоянно пребывал в тревоге — днём и ночью, во сне и наяву. Страдая от дурного предчувствия и страха, он было уже решил покончить жизнь самоубийством, но потом, осознав, что это ввергнет его в ужасную череду перевоплощений, он отринул эту идею. Видя, что, пребывая в постоянной тревоге, он вредит самому себе, царь оседлал коня и отправился в дремучий лес. Никто во дворце, даже жрецы и брахманы, не знали, куда он держал путь.
Сукетуман же бесцельно бродил по этому лесу, оживлённому птицами, оленями и другими животными, и подмечал различные деревья и кусты, среди них были фиговые и финиковые пальмы, айва, индийское хлебное дерево, испанская вишня и другие, усыпанные цветами и плодами. Он видел оленей, тигров, кабанов, львов, обезьян, змей, слонов разных видов и шакалов. Окружённый таким разнообразием животных с их детёнышами, царь вспомнил о своём царском зверинце, особенно о своих любимых слонах, и вновь погрузился в печальные думы, забредая все глубже в чащу леса. Тут неожиданно завыл шакал, и царь очнулся от своего оцепенения. Он понял, что заблудился. До полудня он пытался найти выход из леса, но тщетно. Им овладела усталость, голод и жажда мучили его. Он думал: 'Что за греховные деяния я совершил, если теперь вынужден так страдать, моё горло пересохло и горит огнем, а мой живот опустел и издаёт жалобное урчание. Я пытался ублажить дэв многочисленными огненными жертвоприношениями и благочестивыми поклонениями. Я преподнёс столько даров и угощений достопочтимым брахманам, я заботился о своих подданных так, как если бы они были моими детьми. За что же мне тогда все эти страдания? Какие неизвестные мне греховные поступки проявились сейчас и так жестоко меня мучат?'
Погружённый в такого рода мысли, царь Сукетуман продолжал идти вперёд, как вдруг, словно в награду за его предыдущие заслуги, перед ним предстал пруд с прекрасными лотосами, напоминающий известное озеро Манасарова. Он был полон рыбы и крокодилов, а на его поверхности в изобилии росли лилии и лотосы разных видов. Прекрасные цветы раскрыли свои лепестки по направлению к солнцу, а лебеди, утки и журавли свободно плавали в дивном водоёме. Рядом находилось много красивых ашрамов, где жили святые и мудрецы, способные выполнить любое желание. Они в действительности желали добра каждому живому существу. Когда царь увидел это, то его правая рука и правый глаз начали дёргаться (знак сакуна у мужчин — признак того, что вот-вот произойдёт что-то необыкновенное).
Как только царь слез с лошади и подошёл поближе к мудрецам, сидящим на берегу пруда, он увидел, что они выполняют медитацию на чётках, произнося священные имена Бога. Царь сложил ладони вместе и поклонился монахам в знак приветствия.
Мудрецы, увидев такое почтение со стороны царя, сказали, что рады его видеть, и спросили, почему он пришёл к ним, что у него на уме, какое желание таит он в своей душе.
В ответ царь произнёс: 'О великие мудрецы, кто же вы? Как ваши имена? Ваше присутствие здесь несомненно говорит о вашей святости. Почему вы оказались в этом чудесном месте? Пожалуйста, расскажите мне'.
Мудрецы отвечали: 'О царь, мы известны как десять вишведэв (сыновья Вишвы: Васу, Сатья, Крату, Дакша, Кала, Кама, Дхрити, Пурурава, Мадрава и Куру). Мы пришли к этому замечательному пруду, чтобы совершить омовение. Месяц Магха наступит через 5 дней, а сегодняшний день известен как Путрада Экадаши. Тот, кто хочет дать рождение сыну, должен строго соблюдать пост в этот день'.
На что царь ответил, что уже давно пытается зачать сына. Он попросил мудрецов, чтобы в случае, если они считают его достойным человеком, даровали ему хорошего сына.
Мудрецы молвили: «"Путрада" означает 'дарующий благочестивого сына', поэтому в этот день откажись от еды и воды, и тогда с благоволения и благословления Господа Шри Кешавы тебе точно будет дарован мальчик».
Следуя совету вишведэвов, царь соблюдал пост в Путрада Экадаши согласно всем правилам и предписаниям, а в двадаши после прерывания поста он снова совершил обряд поклонения, адресованный мудрецам.
В скором времени царь вернулся в своё царство и воссоединился со своей царицей, которая почти сразу забеременела. Как и предсказывали вишведевы, у них родился прекрасный светлолицый мальчик. Принц подрос и стал известен своими геройскими поступками, а Сукетуман был рад передать свой трон такому достойному представителю своего рода. Царский сын заботился о своих подданных так же добросовестно, как если бы они были его собственными детьми.
Закончить свой рассказ, о Юдхиштхира, я хочу следующим наставлением: те, кто хотят добиться исполнения их страстных желаний, должны строго соблюдать Путрада Экадаши: ведь те, кто держит пост в этот день, будут награждены сыном, а после смерти обретут свободу. Любой, кто услышит или прочитает о благах этого Экадаши, накопит заслуги, как при совершении жертвоприношения лошади. Да пусть эта история, поведанная сегодня мною, окажет благо всем живым существам».
Так заканчивается рассказ о славном Путрада, или Пауша-шукла Экадаши, поведанный Вьясадевой в Бхавишья-пуране.
Комментариев нет:
Отправить комментарий