Его Святейшество 14-й Далай Лама:
"Я всегда говорю, что лучше быть правдивыми, честными и прозрачными, поскольку это рождает доверие. А доверие, в свою очередь, способствует оздоровлению общества. Тогда как подозрительность и недоверие создают в обществе нездоровую атмосферу.
Что же касается лжи во спасение, то здесь дело обстоит так же, как и с гневом. Согласно буддизму и древней индийской психологии, если человек гневается, но при этом им движет сострадание, искренняя забота о других, то это допустимо. Например, хороший учитель или родитель, чтобы защитить своего ученика или ребенка, может иногда слегка рассердиться, сказать что-то резкое, это совершенно нормально. Однако, если за проявлением гнева стоит ненависть, злоба, то это дурное чувство. Тот же анализ можно применить и ко лжи. Если у вас благие намерения, то можно сказать неправду.
Буддийские наставники приводят такой пример. Однажды охотник преследовал дикого оленя. И по дороге повстречал монаха. Охотник спросил монаха, куда побежал олень. Как должен поступить монах в такой ситуации? Ведь если он честно укажет направление, то охотник может догнать оленя и убить его. А значит, чтобы спасти жизнь оленя, монах не должен говорить правду. Об этом очень ясно говорится в наставлениях буддийских учителей. Так что в нашей истории монах ответил охотнику так, как ответил бы сумасшедший. На вопрос, видел ли он оленя, он сказал: Я видел цветок. Думаю, охотник сильно рассердился (смеется).
Так что, вы видите, что гнев может быть как белым, так и черным. Так же и ложь может быть как во спасение, так и во зло. Определяющую роль здесь играют мотивация и конечный результат.
Что же касается лжи во спасение, то здесь дело обстоит так же, как и с гневом. Согласно буддизму и древней индийской психологии, если человек гневается, но при этом им движет сострадание, искренняя забота о других, то это допустимо. Например, хороший учитель или родитель, чтобы защитить своего ученика или ребенка, может иногда слегка рассердиться, сказать что-то резкое, это совершенно нормально. Однако, если за проявлением гнева стоит ненависть, злоба, то это дурное чувство. Тот же анализ можно применить и ко лжи. Если у вас благие намерения, то можно сказать неправду.
Буддийские наставники приводят такой пример. Однажды охотник преследовал дикого оленя. И по дороге повстречал монаха. Охотник спросил монаха, куда побежал олень. Как должен поступить монах в такой ситуации? Ведь если он честно укажет направление, то охотник может догнать оленя и убить его. А значит, чтобы спасти жизнь оленя, монах не должен говорить правду. Об этом очень ясно говорится в наставлениях буддийских учителей. Так что в нашей истории монах ответил охотнику так, как ответил бы сумасшедший. На вопрос, видел ли он оленя, он сказал: Я видел цветок. Думаю, охотник сильно рассердился (смеется).
Так что, вы видите, что гнев может быть как белым, так и черным. Так же и ложь может быть как во спасение, так и во зло. Определяющую роль здесь играют мотивация и конечный результат.
Только, пожалуйста, не говорите людям, что Далай-лама разрешил лгать!" )))
Комментариев нет:
Отправить комментарий