ШРИМАТИ ПЕДДАБОТТУ |
Шримати Гали Шараду Деви, которой Бхагаван Сатья Саи Баба дал уменьшительно-ласкательное прозвище «Педдаботту», хорошо знали в ашраме Прашанти Нилаям и за его пределами. Она всегда ходила с красной точкой (бинди) из кумкума на лбу размером с монету в одну рупию и была последователем двух гуру – Шри Ширди Саи Бабы и Шри Сатьи Саи Бабы. Она известна потрясающе интересной и удивительной историей жизни, полной захватывающих приключений и героических поступков, проникнутых преданностью Богу.
Шарада Деви родилась в аристократической семье брахманов, бывших на службе у наваба тогдашней Низамской провинции. Она была любимым ребёнком огромной семьи в 150 человек. Она служила двум божественным Гуру из так называемой Саи Троицы (Ширди, Сатья, Према) – Ширди Саи и Сатье Саи, и это наполнило её жизнь любовью. Несмотря на то, что её семья была очень богата, по капризу судьбы, ей с самого раннего детства пришлось пережить немалые страдания. Тем не менее, она постоянно боролась с напастями, и с мужеством, бесстрашием и непоколебимой верой преодолевала все трудности. Милостью Бога в её жизни каждый раз открывалась «новая страница».
Вместе с дедушкой она часто приезжала в Ширди. Ширди Баба с любовью обращался к ней «Гори» («светлая девочка») и был с ней очень ласков. Она дожила почти до ста лет и до последнего дня жизни служила Бхагавану Шри Сатье Саи Бабе.
Хотя Шарада Деви и не ходила в школу, постоянно совершавшие ведийские ритуалы старшие в семье выучили её санскриту и телугу. Она достигла такой степени владения этими языками, что могла самостоятельно создавать на них литературные произведения. Позже она также выучила языки хинди, каннада, тамильский, маратхи, урду и английский. Она написала несколько книг, среди которых: «Саи Мата», «Саи Рама Нама Махима», «Саирамудевару», «Саи Махима», «Шри Сатья Саи Врата Калпам» и др. Под конец жизни, в возрасте почти ста лет, она написала свою автобиографию, где рассказала о пройденных жизненных невзгодах, тяжелых ситуациях и своих отношениях с Шри Ширди Бабой и Шри Сатьей Саи Бабой. В 1985 году книга была издана на телугу. Описание пережитого автором духовного опыта с Ширди Бабой и Сатьей Саи Бабой стало источником вдохновения и глубоких размышлений для многих людей.
Однажды, будучи не в состоянии справиться с потоком непрекращающихся неудач, она пришла к Ширди Саи Бабе и взмолилась: «Баба! Что бы я ни делала – я не могу успешно с этим справиться. Пожалуйста, благослови мои усилия, пусть они принесут плоды. Я прошу Тебя дать мантру, которая принесла бы мне успех». Баба ответил: «Ты уже говорила Мне об этом несколько раз. Я тебе не отвечал. Но ты настаиваешь. Ты всё ещё дитя. Когда ты станешь по-настоящему взрослой, я обязательно дам тебе мантру. Подожди ещё какое-то время». Шарада не была удовлетворена ответом Бабы и продолжала докучать Ему с мантрой. Однажды, когда Баба находился в уединении в Лендибагхе, она снова обратилась к Нему за мантрой. Баба разозлился, что она нарушила Его уединение, и попытался отбросить от Себя пинком ноги. Она упала и, будучи не в состоянии перенести такого оскорбления, долго плакала, пока не заснула от полного истощения. Поздно ночью она проснулась от того, что Баба ласково позвал её «Гори!» и материализовал две чапати (лепёшки), кхову (вид сладости) и питьевую воду в маленьком глиняном кувшине. Он дал всё это ей и попросил поесть, а после попытался утешить. Взяв обещание, что она никому не расскажет того, что ей будет открыто, Он сказал: «Я собираюсь снова воплотиться в Андхре с тем же именем Саи Баба. Тогда ты придёшь ко Мне. Ты будешь вместе со Мной, и Я дарую тебе Блаженство». Баба также сказал ей: «Тебе одной досталось счастье быть свидетелем Моего второго воплощения (Аватара). Именно поэтому Я открыл это только тебе».
После этого случая Шарада Деви бродила в одиночестве от одного места к другому, приняв саньясу (отречение от мирской жизни). Наконец, оказавшись в Хайдарабаде, она, по наставлению её духовного учителя Омкара Бабы, основала там приют для обездоленных женщин и девочек под названием «Акхила Бхаратам Саи Саданам». Чтобы собрать средства на поддержание ашрама (приюта), она странствовала по деревням и небольшим городам и рассказывала «Харикатхи» (сказания, воспевающие божественную славу). Однако, из-за препятствий, чинимых недоброжелателями, она не смогла поддерживать ашрам, и ей пришлось его закрыть до лучших времён – повинуясь внутреннему голосу, исходящему от Бабы. Между тем, разразилась Вторая мировая война и повсюду начался сильный голод. Тогда Шарада Деви отправилась собирать средства для «Фонда борьбы с голодом». Не пропуская почти ни одной деревни или города, расположенных по маршруту её странствий, она исполняла там божественные «Харикатхи». Так, судьба привела её в посёлок Уравагонда в районе Анантапур, где она выступила с «Харикатхами» три раза. Во время одного из этих выступлений она пошла посмотреть на живущего там мальчика Сатью (Шри Сатью Саи Бабу). Он приветствовал её словами на хинди: «Джаб Мен боле ту маана нахи…..бхул гайе… Аб айии! Хам Путтапарти джааенге» (Ты не поверила Мне, когда Я сказал тебе, [что воплощусь снова в Андхре]. Потом ты забыла. А сейчас пришла. Пойдём, пойдём в Путтапарти).
Шарада Деви пришла в полное замешательство от этих слов маленького Саи. Потом Сатья Саи Баба потребовал: «Ты должна Мне (Моему прошлому Аватару) шестнадцать рупий. Пошли, отдай Мне их сейчас!», от чего она ещё больше растерялась. Тогда Педдаботту вспомнила все те случаи, которые произошли с ней при прошлом Аватаре, Шри Ширди Саи Бабе, и её сомнения целиком исчезли: она, наконец, поверила, что Шри Ширди Саи Баба теперь воплотился как Шри Сатья Саи Баба! Она тотчас же простёрлась у Его божественных стоп. Потом в течение 18 лет до 1958 года Педдаботту часто бывала в Путтапарти, чтобы получить даршан Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы. В 1958 году, по указанию Бхагавана, завершив всю свою деятельность, она, наконец, поселилась в Прашанти Нилаяме в Его божественном присутствии.
С начала жизни в ашраме Педдаботту обычно сопровождала Саи Бабу, куда бы Он ни отправился. Во время одной такой поездки Бхагаван заметил: «Вместо того, чтобы постоянно перемещаться, подобно звезде трипади, почему бы тебе не ограничиться пребыванием в одном месте?» И с того времени она решила жить в Старом мандире в Путтапарти. Обычно она ходила туда-сюда между Старым мандиром и недавно построенным Прашанти Мандиром. Иногда она ночевала рядом с «жасминовой» площадкой, находящейся за воротами «Десяти аватаров». Однажды рано утром она стояла возле этой площадки, сложив руки в приветствии, а Свами шёл мимо. Увидев её, Он сказал: «Даннапотха! (Ты, бездельница!) Вместо того, чтобы тратить время только на еду и сон, почему бы тебе не заняться полезным делом!?» Она ответила: «Да, мой Господин!» и, когда Свами зашёл в зал, она вместе с другими женщинами в ашраме принялась убирать территорию – вырывать сорняки, собирать мелкие камни и мусор. Потом Свами вернулся и сказал ей: «С завтрашнего дня оставайся жить в шеде (от англ. shed, здание, где отдыхают люди) в Прашанти Нилаяме. Выполняй работу в шеде – следи за теми, кто входит и выходит. Одновременно ты будешь отвечать за размещение гостей». С тех пор она взяла на себя и другую работу – подметать дорожки, по которым должен был пройти Свами, а также убирать место перед входом в шед и украшать его ранголи из цветов (ранголи – украшение из выложенных на земле цветов или лепестков, цветного порошка и т.д.)
Однажды Педдаботту и её помощники украсили разноцветным ранголи дорожку, ведущую к залу Пурначандра, по которой должен был пройти Свами. Как раз в этот момент некая высокопоставленная особа (возможно, королева какой-то страны) в сопровождении свиты, пошла по этой дорожке навстречу Свами. Педдаботту, работающая там волонтёром, попросила их всех снять обувь. Они неправильно её поняли и прошлись по дорожке, украшенной ранголи. Педдаботту и другие волонтёры, у которых ушло много времени на то, чтобы выложить цветами ранголи, очень расстроились из-за того, что украшение потеряло прежний вид. В это время Свами вышел и отправил Своих посетителей восвояси, как будто понял задетые чувства Педдаботту и волонтёров. Тотчас же на несколько секунд, словно по команде Бхагавана, поднялся небольшой вихрь и целиком сдул ранголи, затоптанное высокопоставленной особой и сопровождающими. Дорожка стала чистой, и Педдаботту вместе с её группой заново выложила ранголи из цветов, предварительно подметя и спрыснув дорожку водой.
Шримати Педдаботту сопровождала Бхагавана Шри Сатью Саи Бабу во время Его визита в тогдашнее княжество Венкатагири. Во дворце проходило вечернее пение бхаджанов. Свами сидел в специально подготовленном для Него украшенном кресле. Последователи Бхагавана принесли фрукты и цветы и оставили их в зале в специальном месте. Подозвав женщину-волонтёра, Свами сказал ей: «Педдаботту поклонялась Ширди Саи Бабе. Она принесла Мне немного винограда. Пойди и принеси его». Когда женщина подошла к Педдаботту, та сказала ей: «Пожалуйста, спросите у Свами, не Он ли был Ширди Саи Бабой. Приходите и скажите мне, что Он ответил, и потом я дам вам виноград». Женщина-волонтёр не решилась подойти к Свами с таким вопросом. Тогда Педдаботту снова напомнила ей об этом. Женщина набралась храбрости, подошла к Свами и задала Ему вопрос так, как сказала Педдаботту. Свами улыбнулся, подтверждая сказанное! После этого Свами позвал Педдаботту и сказал ей: «Я останусь здесь на четыре дня в качестве гостя княжеской семьи. Ты тоже оставайся здесь и каждый день приходи на Мой даршан».
Однажды в Прашанти Нилаям за благословениями к Шри Сатье Саи Бабе приехала группа из 16 студенток медицинского колледжа в Майсуре. Однако никто из старших их не сопровождал. Свами отчитал их за такой поступок: «Почему вы приехали одни? Я не дам вам сделать паданамаскар, уходите! Это будет хорошим наказанием за ваше неосмотрительное поведение». Расстроенные студентки пришли к Педдаботту за помощью. Она сказала им, что в такой ситуации может помочь только искренняя молитва к Свами. Сострадательный Свами позвал их к Себе вечером и, благословляя, сказал: «Вообще-то, это не вы сдаёте экзамен, а Я. Вы обязательно сдадите экзамен и получите хорошие оценки. Идите!» Вместе с благословением Он подарил им Свои фотографии и вибхути. На обратном пути они зашли к Педдаботту и, с благодарностью совершив «пранам» (коснувшись её стоп), уехали. Кто-то увидел это и наябедничал Свами, что, мол, Педдаботту давала людям «паданамаскар». Хотя вездесущий Свами и так прекрасно знал обо всем, что происходит в ашраме, Он обычно притворялся рассерженным, просто чтобы удовлетворить тех, кто Ему нажаловался. В тот раз Бхагаван Баба повёл Себя так же: Он приказал Педдаботту покинуть ашрам. Потом она много страдала, скитаясь по разным местам, но, в конце концов, каким-то образом вернулась к Божественному присутствию!
Этот случай преподал ей хороший урок, и она сама рассказывает о нем так: «Свами научил меня тому, что люди, занимающиеся служением в ашраме под Его непосредственным руководством, не должны вовлекаться ни в какое дело без Его на то разрешения; им не следует покидать ашрам, выходить за его пределы, и они не должны поддерживать нежелательные и ненужные контакты с другими. Благодаря нескольким таким случаям, я смогла до какой-то степени понять, как проявляет Себя Бхагаван, осознать Его слова и поступки. Помимо этого, Он не посвящал меня ни в какую мантру».
Однажды Шримати Педдаботту мучилась от сильного кашля. Проходящий мимо Свами, заметив её, материализовал леденец и дал ей со словами: «Ах, это ты, даннапоту! Ты так громко кашляешь!» Без сомнения, это был леденец, но, когда она положила его в рот, он оказался нестерпимо горьким! Получив от Свами леденец, она не могла его выплюнуть, но и съесть, как сладкую конфету, тоже не могла. Каким-то образом она его все же проглотила, и потом два дня её преследовал горький вкус во рту. Через некоторое время Свами снова подошёл к ней и спросил: «Ну, как дела? Дать тебе еще леденец?» Педдаботту ответила: «Нет, нет! Свами! Он был таким горьким! Пожалуйста, не надо». Тогда Свами пошутил в присутствии собравшихся вокруг: «Все вы видели, как я материализовал леденец и дал ей. Она съела и говорит, что он горький. Наверняка врёт, разве нет?!»
«Лилы Свами непостижимы. Нам остается только наблюдать их и наслаждаться», – говорит Педдаботту.
В те времена живущие в ашраме обычно готовили еду и подносили её Свами; потом они ели все вместе в Его присутствии и приглашали остальных разделить трапезу в каждое полнолуние. Свами обычно брал понемногу еды от каждого, клал на серебряную тарелку, ел и шутил: «Мне достается обед дхоби (стиральщика белья)!»
Однажды Педдаботту из любопытства спросила: «Свами! Почему Ты так говоришь?» Свами ответил: «Да, это правда. Что делает дхоби? Он ходит по домам, собирает грязную одежду и стирает. Пока он это делает, люди из каждого дома угощают его разной едой. Моя работа такая же. Я собираю ваши сердца и стираю их, подобно дхоби. Но, несмотря на то, что Я делаю это снова и снова, грязь на них все равно остается».
Тогда напротив Мандира в Прашанти Нилаяме росли два больших дерева, и Педдаботту обычно спала в их тени. Она часто спрашивала Свами: «Свами! Что такое дхьяна?» и докучала Ему, чтобы Он ответил. Свами был немного раздражен её постоянными вопросами и однажды дал такой ответ: «Ничего. Нет никакой дхьяны и вещей подобных этому. Просто выполняй Намасмарану (повторение божественных имен). Этого будет достаточно». Сказав так, Он пошёл дальше. Той ночью был сильный дождь, и поэтому Педдаботту пошла спать в мандир. Среди ночи она вдруг проснулась и, как обычно, стала совершать Намасмарану, повторяя «Саи Рам, Саи Рам!» Свами тут же зашел в Мандир и громко спросил её: «Эй, даннапотту (дословно с телугу «буйволица»)! Я что, должен не спать?» Педдаботту наивно ответила: «Кто сказал Тебе не спать, Свами?» И Свами ответил: «Как Я могу спать, когда ты Меня зовешь?» Она взмолилась: «Я просто совершаю Намасмарану, как обычно. Я не звала Тебя, Свами!» Тогда Бхагаван объяснил: «Намасмарана предполагает взывание ко Мне. Намасмарана не отличается от действия, призывающего Бога. Когда ты произносишь Его имя, это значит, ты зовешь Его».
Однажды Шри Бхагавантам, Шри Джога Рао и Шри Гокак втроем стояли на веранде Прашанти Мандира. Как раз в этом месте Педдаботту выкладывала ранголи. Между тем, туда приехал Свами и спросил у неё: «Ты выкладываешь ранголи с такой искренней любовью и вниманием. Ты что, ждешь, что сюда придет твой пати (муж)?» Она ответила: «Свами! Это не мой пати (муж). Это Джагатпати (Господин Вселенной) придет сюда. Вот почему я выкладываю ранголи с такой любовью».
Потом Бхагаван обратился к д-ру Бхагавантаму: «Погляди-ка, Бхагавантам! Эта женщина, выкладывая ранголи, ожидает, что сюда придет Сам Господин Вселенной!» Бхагавантам ответил: «Почему нет, Свами! Он обязательно придет туда, где преданность и любовь». Потом Свами сказал Педдаботту: «Ага! Тогда покажи Мне своего Джагатпати; хочу на Него посмотреть». Педдаботту тут же указала на Свами и сказала: «Вот мой Джагатпати! Когда я выкладываю ранголи, Он обязательно приходит». Свами шутливо стал говорить: «Нет! Я не прихожу». Тогда с абсолютной верой и преданностью Педдаботту заявила: «Ты можешь говорить что угодно. Но я выложила это ранголи к приходу только Джагатпати! Как только в моём уме возникает санкальпа, она посвящена Ему».
Шримати Гали Шараду Деви (Педдаботту) любят последователи Саи во всем мире – не только как преданную Богу, но и как писательницу. Её книга «Шри Сатья Саи Врата Кальпам» очень популярна у последователей Свами, которые держат её на домашних алтарях и с любовью совершают Саи Вратам (ритуал поклонения Бхагавану Бабе). Уникальная особенность этой небольшой книги – то, что Бхагаван Баба Сам, Своим почерком, сделал ряд исправлений в её рукописи, и таким образом книга обрела благословение Бхагавана.
Педдаботту рассказывает интересную историю о том, как Свами собственноручно внёс в книгу дополнения и изменения:
«Когда ко мне пришла идея написать книгу «Шри Сатья Саи Вратакальпам», я была в гостях у д-ра Сарасвати в Амалапураме. Свами явился ко мне во сне и дал распоряжения по поводу написания книги. Он сказал мне: «Сначала напиши о пудже Ганапати, потом о пудже Мне, и только потом пиши истории. О ритуалах и историях пиши кратко». Потом у меня возникло сомнение: обычно в «Сатьянараяна Врата Катху», которую совершают последователи Свами во всем мире, включено пять историй, воспевающих божественную славу. Я хотела последовать этому же примеру. Но сразу возник вопрос, о ком написать эти истории. Когда я обратилась за советом к профессору Кастури, тот ответил: «Они должны быть только о Свами, о ком же ещё! Если вы напишете о ком-нибудь ещё, возникнет проблема. В любом случае, дайте мне подумать».
Той же ночью Свами явился во сне и сказал: «Эй! Даннапотту! Ты думаешь, у Меня только пятеро последователей? У Меня их миллионы по всему миру. Если ты напишешь историю только об одном из них, остальные тебя придушат и выбросят твой труп в реку Читравати. Поэтому не пиши ни о ком. Напиши только Мою историю». И на следующий день я решила написать историю о Свами, разделив её на пять глав – Лила Канду, Махима Канду, Ракша Канду, Шикша Канду и Бодха Канду. Закончив книгу, я временно положила рукопись в сундучок, чтобы потом показать Свами для благословения. Однако потом, к своему изумлению, обнаружила рукопись, исправленную в разных местах почерком Свами! Там, где были слова «Сарвадевата сварупа», Он исправил на «Сарвадеватита Сварупа». Исправление подразумевает, что Свами не просто «Сарвадевата Сварупа» (Воплощение всех форм Божественности), как мы обычно думаем, а также «Сарвадеватита Сварупа» (Превосходящий все имена и формы). На других страницах книги Он сделал другие исправления. В одном месте он добавил предложение: «Дхармамулу насинчунави кааву» (Дхарма незыблема). Так, он внёс исправления по ходу всей книги. Самое удивительное – что я никогда не говорила Свами о книге и не показывала Ему рукописи. Когда я рассказала Шри Кастури об исправлениях, которые Свами Сам внёс в текст моей книги, тот сказал: «Когда-то Господь Шри Рама исправил книгу, написанную Потаной. А сейчас Господь Саи Рама исправил книгу, написанную тобой. Ты обрела благословение. Береги книгу как зеницу ока».
Однажды Бхагаван Шри Сатья Саи Баба выслал Педдаботту из ашрама по, казалось бы, несерьезной причине: она разговаривала с 14-летним мальчиком. Свами сказал ей: «В ашраме действует правило, что женщины и мужчины, особенно, волонтёры, не должны разговаривать друг с другом в присутствии других людей. Ты нарушила это правило и общалась с мужчиной. Если уж ты нарушаешь правила ашрама, то что говорить о его гостях! Теперь уходи». После этого Педдаботту не возвращалась в ашрам 11 месяцев, однако позже Свами принял её обратно. Обычно, если Свами выгоняет кого-то из ашрама, вопрос о возвращении этого человека никогда не обсуждается. Тем не менее, в случае с Педдаботту это произошло два раза. Оба раза Свами милостиво разрешил ей вернуться, возможно, потому что она просто не смогла бы жить без Него.
Таким образом, Свами устроил Педдаботту несколько серьёзных испытаний, в результате которых её характер преобразился, подобно подвергнутому тщательной огранке алмазу. Вне всякого сомнения, её жизнь была наполнена божественным.
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба предсказал, когда и как Педдаботту уйдет из жизни, так что она была к этому вполне готова. 21 декабря 1986 года, когда Бхагаван Баба во время даршана проходил мимо неё, она, сидя в инвалидном кресле, попрощалась с Ним словами: «Свами! Я могу попросить у Тебя разрешения уйти?» Свами благословил её и пошёл дальше. Через несколько дней, 25 декабря, на праздник католического Рождества она спокойно ушла из жизни в состоянии комы. Воистину, её душа обрела благословение: она служила обоим воплощениям Бабы – Шри Ширди Саи и Шри Сатье Саи, прожив около ста лет под божественной защитой и обретя высшую милость.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий