Спустя три месяца работы над «Према вахини» сострадательный Господь в мае 1958 года начал ещё одну серию божественных статей под названием «Сандеха ниварини» (Прояснение сомнений). Интересно, что Свами в этих статьях играл двойную роль – роль «сомневающегося преданного» и роль «просвещающего гуру», возможно, для того, чтобы преданному было легче воспринять суть сказанного. Типичная беседа из этой книги представляет собой следующее:
Преданный: Зачем нужна уверенность и надежда, если мне просто не суждено достичь чего-то? Надежда только усилит разочарование.
Свами: Разве у судьбы есть форма и личность, чтобы ты мог узнать её прежде, чем она покажет себя? Ты не должен полагаться на её милость, во всём пеняя на судьбу... Как судьба может принести какие-то плоды, если ты не проявишь волю и желание и не предпримешь практические шаги в форме действий? Какой бы ни была судьба, важно продолжать действовать. Даже для того, чтобы достичь своей судьбы, необходимо совершать действия.
Преданный: Если мне что-то суждено, всё произойдёт само собой, не так?
Свами: Это большая ошибка. Если ты будешь просто сидеть, держа плод в своей руке, можешь ли ты надеяться, что его сок сам попадёт тебе в рот? Очень глупо жаловаться, что судьба не посылает тебе сок, если ты не собираешься сам выжать его из плода. Судьба послала тебе в руки плод; Только действие позволит тебе насладиться им. Действие это долг, а судьба – результат. Результат не может возникнуть без действия.
Преданный: Итак, Свами, мы не должны сидеть сложа руки, во всём пеняя на судьбу, да?
Свами: Послушай, ты никогда не должен недооценивать свои силы; начни совершать действия соразмерные этим силам. А потом можешь говорить о судьбе сколько тебе угодно. Неправильно воздерживаться от соответствующего действия, полагаясь во всём на судьбу. Если ты будешь так делать, даже судьба выскользнет из твоих рук. Кем бы человек ни был, он должен совершать действия.
Вот как много объясняет каждый абзац «Сандеха ниварини»! До Своего дня рождения в ноябре 1959 года Свами в каждом номере журнала помещал статьи из обеих трактатов по духовной мудрости – первый наполнял сердца преданных чистой любовью, а второй с корнем вырывал их сомнения и страхи. «Санатана саратхи» стал для каждого искреннего духовного искателя буквально спасательным тросом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий