суббота, 12 декабря 2020 г.

Матсья Аватар

 Источник http://hindumythologyforgennext.blogspot.com/2011/11/matsya-avatar.html 

Матсья Аватар





Согласно индуисткому мировоззрению существуют четыре эпохи (юги) — Сатья юга, Трета юга, Двапара юга и Кали юга. Каждая Юга соответствует одному дню Господа Брахмы. Один день Господа Брахмы составляет 4320 миллиона человеческих лет. В конце каждой Юги Господь Брахма засыпает. Согласно Ведам сила творения проистекает от Господа Брахмы. Когда Господь Брахма спит сила творения иссякает и вселенная приходит к завершению. Господь Вишну — Бог-Охранитель. Когда бы земля ни находилась в опасности и когда зло угрожает пересилить добро Господь Вишну нисходит с небес и воплощается на земле. Существует десять воплощений Господа Вишну. (Дасаватар - «дас» значит «десять» и «аватар» - «воплощение». Последний аватар — Калки аватар ещё должен прийти) Первое воплощение Господа Вишну называют Матсья аватар (Матсья значит «рыба») В Сатья югу жил царь по имени Ману. Он был пылким преданным Господа Вишну. Его величайшим желанием было собственными глазами увидеть Господа Вишну. Ради этого он совершал суровые аскезы на протяжении тысяч лет.

Сатья юга была на исходе и должен был случиться великий потоп, чтобы уничтожить жизнь на земле для того чтобы дать начало новой юге. Господь Брахма после дня полного созидания отошёл от дел. Он хотел спать и вскоре громко храпел. Пока Брахма спал из ноздри Господа Брахмы возник асура Хайагрива. Хайагрива понял, что пришло самое время, чтобы усвоить Суть Вед. Хайагрива сконцентрировался и вскоре вобрал в себя знание Вед. Затем он спрятался глубоко внутри океана, полагая что его никто не найдёт там. Увидев это, Господь Вишну был обеспокоен. Если Суть Вед была украдена асурой, знание Вед не могло быть передано в следующую югу. Как Охранитель он должен был сделать всё, чтобы передать Суть Вед следующей Юге. Задаваясь вопросом что же делать, взгляд Господа Вишну вдруг упал на Ману, совершавшего суровые аскезы. Господь Вишну улыбнулся, понимая, что он сможет сделать намного больше чем просто передать Суть Вед… На следующее утро Ману отправился к реке, чтобы начать молитвы. Набрав воды в руки, он поднял их над головой и предложил Господу Вишну, ознаменовав начало молитвы. Он собирался вернуть воду обратно в реку, когда услышал тоненький голосок из пригоршни своей руки: «О, великий царь! Пожалуйста, не возвращай меня обратно в реку...» Удивлённый Ману уставился на свои руки. Посреди его ладоней лежала маленькая скорчившаяся рыбка. Рыбка смотрела на Ману, умоляя: «Пожалуйста, не возвращай меня обратно в воду. В воде есть много больших рыб, они съедят меня. Пожалуйста, великий царь...» Ману с жалостью посмотрел на рыбку. Это был его долг защищать всех, кто обращался к нему за помощью. Царь с радостью согласился и положил рыбку в свой камандалам (камандалам — небольшой сосуд, который носили для хранения воды мудрецы в те дни)

Ману завершил дневные аскезы и отправился домой, чтобы переночевать. Он оставил рыбку в камандаламе, зная что она будет в безопасности внутри. На следующее утро он проснулся от сильного голоса: «О царь… Помоги мне… Твой камандалам тесен мне. Я не могу здесь дышать...» Удивлённый Ману посмотрел на свой камандалам только чтобы обнаружить большую рыбу, уставившуюся на него сверху камандалама. Рыба раздувала собой сосуд, так он был слишком мал для неё. Преодолев своё изумление, Ману бросился в дом за большим сосудом. Рыба сделала несколько вздохов и удовлетворённо сказала: «Спасибо тебе, добрый царь» Улыбнувшись, Ману был готов оставить дом для утренних молитв, когда он услышал даже ещё более мощный голос: «Царь, сосуд слишком тесен для меня. Пожалуйста, достань мне другой» Ману с непониманием уставился на рыбу вперившую в него взгляд из нового сосуда, который спустя всего несколько минут стал слишком тесным для неё. Рыбе снова не хватало дыхания. Ману бросил рыбу в максимальный сосуд, находившийся в его доме. Рыба поблагодарила его и убедившись, что сосуд достаточно большой, всё ещё озадаченный он собирался оставить дом, когда услышал мощный голос: «Извини, но этот сосуд снова недостаточен для меня, царь» Не веря своим глазам Ману смотрел на огромную рыбу уставившуюся на него из максимального сосуда. Однако понимая, что не время задавать вопросы, он отнёс рыбу к реке, в которой он её нашёл и забросил вглубь.

Рыба сделала несколько вздохов внутри реки: «Спасибо, царь. Ты защитил меня. Но пожалуйста не оставляй меня здесь. Я боюсь, более крупные рыбы съедят меня...» У Ману завелись было подозрения, но в конце концов он был царь. Он не мог бросить защищать кого-то кто обратился к нему за помощью. Он смотрел на рыбу и прямо у него на глазах она росла и росла пока не перекрыла собой целую реку. Произошедшее всё повторялось. Ману перенёс рыбу в большую реку, но рыба всё росла. Наконец, он оставил рыбу в океане только чтобы обнаружить, что рыба выросла с целый его берег. При виде исполинской рыбы Ману осенила мысль. Он склонился перед рыбой: «Нарайяна… Ты — Нарайяна, мой Господь» Рыба улыбнулась: «Ты хотел видеть меня и вот я здесь» Из глаз Ману струились слёзы, а на голове рыбы вырос огромный рог. «Мой Господь, ты исполнил моё единственное желание. Мне больше ничего не нужно. Что мне сделать сейчас?» - спросил Ману, распростёршись перед рыбой. «Ману, Юга закончится спустя семь дней. Будет великий потоп и всё на земле погибнет. Я хочу, чтобы ты построил большой корабль. Собери по семени от каждого растения, по паре каждого вида животных, а также возьми с собой семерых мудрецов с их семьями. Устрой их всех на корабле»



Ману кивнул. Рыба продолжила: «Не забудь также взять Васуки, повелителя змей». Ману снова кивнул и увидел, как рыба поплыла на другой конец океана. Закончив одну часть своей работы, рыба поплыла чтобы завершить цель своего воплощения. На другом конце океана рыба увидела Хайагриву, укравшего Веды. Увидев исполинскую рыбу, Хайагрива был парализован. Какая гигантская рыба… Однако не успел он подумать об этом, как рыба атаковала его. Рыба была столь внушительной, что только один удар нейтрализовал асуру. Ошеломлённый асура пытался сопротивляться, но рыба была мощной. После краткой и тщетной борьбы асура был мёртв. После смерти асуры Суть Вед, украденная асурой, вернулась к всё ещё спящему Господу Брахме. А на другой стороне океана Ману строил свой корабль. Он также привёл семерых мудрецов с их семьями. Вскоре полили беспрерывные ливневые дожди, которые смыли всё. Уровень воды всё поднимался и скоро всё скрылось под водой. Судно вибрировало и несколько раз чуть не опрокинулось, но Ману и другие твёрдо верили, что Господь Вишну сохранит их. Вскоре появилась сама рыба, как и обещала: «Ману, используй Васуки как веревку, чтобы привязать корабль к моему рогу» - громко возопила она, прерывая шум дождя. Как только корабль был привязан, рыба повела его сквозь море, удерживая его в безопасности во время шторма. На пути рыба обучила Ведам Ману и других. После того как шторм утих и всё было похоронено под водой, рыба доставила корабль к горе Химаван, чтобы люди там высадились и начали новую югу. 

перевод Ирина Смирнова

https://www.sairam.ru/topic/12179/?page=3&tab=comments#comment-174703



В этой истории ключевой момент в имени Хаягрива (Hayagriva).
Вот что говорит Википедия:
«Хаягрива (санскр. हयग्रीव, буквально „лошадиная шея“; т. ж. Хайягрива) — персонаж индуистской мифологии (в современном индуизме обычно как воплощение Вишну) и буддийской образной системы (как „гневное божество-защитник Учения“, дхармапала), также обнаруживается в древнем джайнизме. В архаичных статуях индуизма представлен с человеческим телом и головой лошади, в буддизме небольшая голова лошади (или три головы) изображаются над человеческим лицом (лицами).»

Бог

В ведической литературе как Хаягрива воплощается бог Яджна. В пуранической литературе Хаягрива — воплощение Вишну. Поскольку Тайттирия-араньяка описывает Яджну как протоформу Вишну, сведения этих традиций не противоречат друг другу.

Агни, Индра, Ваю и Яджна совершали однажды яджну с целью обрести хавирбхагу, которую они посвятили бы всем богам. Но в нарушение соглашения Яджна покинул собрание, унеся всю яджнабхагу с собой, а последовавших за ним богов прогнал с помощью лука, дарованного ему Дэви. Боги добились того, что тетиву лука Яджны перегрызли термиты. Лук, распрямившись, отсёк Яджне голову, и тогда Яджня раскаялся в своём преступлении. Тогда боги пригласили ашвинидевов, чтобы те приделали Яджне лошадиную голову.[1]

Сканда-пурана излагает похожую историю: божества во главе с Брахмой соревновались в величии, и вышло, что Вишну превосходит всех в каждом соревновании. Тогда Брахма проклял его, и у Вишну отвалилась голова. После этого боги совершали яджну, и Вишну явился на неё, приставив вместо своей головы к шее голову лошади. По завершении яджни Вишну отправился в дхармаранья и совершил тапас, благодаря которому обрёл благословение Шивы, с помощью которого вернул себе прежнюю голову вместо лошадиной.[2]
Асура

Асура Хаягрива, сын Кашьяпапраджапати и его жены Дану, согласно Рамаяне Вальмики (Араньяканда, Песнь 14), в детстве начал тапас на берегу реки Сарасвати, и через тысячу лет явилась Дэви и попросила его выбрать любую награду. Он пожелал стать непобедимым для богов и асуров, а также бессмертным. Когда он узнал, что выполнить это невозможно, он (Хаягрива) пожелал стать уязвимым только для того, у кого лошадиная шея (для Хаягривы). Дэви даровала ему исполнение этого желания. Обретя неуязвимость и непобедимость, пошёл по всем трём мирам, причиняя беды добрым людям, и наконец вступил в схватку с богами. Одержав победу, он заснул, и во время сна Вишну отсёк его голову с помощью украшений самого Хаягривы, посвящённых Вишну. Вишну заменил его голову лошадиной, а затем убил Хаягриву, когда тот убегал.[3]
[править] Похищение Вед
Бог

В Рамаяне (IV. 6,5) Сугрива говорит Раме, что найдёт Ситу, как была найдена потерянная Веда-шрути (ведическая мудрость), а далее (IV. 17, 50) Вали говорит Раме, что найдёт Ситу даже, если она спрятана на дне моря, как Шветашватари. Комментатор объясняет, что Шветашватари — то же самое, что Веда-шрути, и ссылается на некую пураническую историю о том, как асуры Мадху и Кайтабха похитили Веда-шрути и спрятали в Патале (нижнем мире). Тогда Вишну сошёл в Паталу, принял образ Хаягривы, убил асуров и вернул Веда-шрути.[4]
Асура

Согласно Бхагавата-пуране (VIII.24), асура Хаягрива похитил Веда-шрути и спрятал на дне моря. Вишну, приняв образ Рыбы, потащив за собой корабль царя Сатьявраты (под личиной которого скрывался Ману), убил асуру и вернул Веда-шрути Брахме, чтобы тот мог продолжать Творение с её помощью.[5]
Буддизм

Хаягрива стал популярным образом в буддизме (в Тибете и Монголии под именем Дамдин, в Японии как Бато-каннон). Он многократно фигурирует в тибетском буддизме: в связи с фигурами Падмасамбхавы,[6] Далай-ламы V,[7] как главное божество монастыря Сэра.[8]

У тибетцев и монголов образ Хаягривы также связан с таким благом, как умножение стад лошадей.
Разное

Хаягрива Свами — один из ранних американских учеников Бхактиведанты Свами Прабхупады.«

Вобщем с Именем Хаягрива связанно много трансцендентальных историй…

Комментариев нет:

Отправить комментарий