Храм китайской Принцессы Вэньчен в Восточном Тибете
Almazoff
авторВ процессе написания различных материалов про места связанные с линией Карма Кагью тибетского буддизма часто случается так, что находишь какую-то интересную информацию уже после того, как ты уехал из этих мест. Так и сейчас произошло. Пока писал материал про Главная резиденция Кармап в Тибете - монастырь Цурпху, нашёл информацию про монастырь Бенчен в Восточном Тибете, а именно в провинции Цинхай недалеко от города Юйшу. Монастырь мы "случайно" посетили 28 мая 2016 года, во время путешествия по Центральный и Восточный Тибет, в поисках мест Кармапы.
Юйшу, разрушенный землетрясением. Восстановлен за пять лет.
Рядом с монастырём Бенчен (Монастырь Сангье Ньенпы, учителя Восьмого Кармапы.) находится храм китайской невесты тибетского императора Сонгцена Гампо. Причина, по которой принцесса Вэньчен остановилась здесь на месяц в прерванной беременности. Принцесса остановилась здесь на месяц по пути из Китая в Тибет. Говорят, что тибетский министр, который сопровождал её, решил проверить принцессу на плодовитость. И у нее случилась беременность, которая прервалась как раз в этом месте, потому что у Вэньчэн случился выкидыш. Видимо из-за трудной дороги.
.
По одной из версий этим министром, которого послал Сонгцен Гампо был Тхонми Самбхота, с именем которого традиционно связывается создание тибетского письма и начало переводческой деятельности на Тибете. Предположительно, был первым министром при дворе Сонгцэна Гампо и регентом после его смерти (ок. 650 г.). Жизнь Тхонми Самбхота во многом окружена легендами. По некоторым источникам, он родился в 619 году. Тонми — название тибетского рода, к которому он принадлежал. Имя Самбхота является санскритским и состоит из двух частей: «sam» — «учёный», и «bhota» — «Тибет». Ну и был видимо очень привлекателен, что смог "склеить" будущую жену своего царя.
Тхонми Самбхота, с именем которого традиционно связывается создание тибетского письма и начало переводческой деятельности на Тибете.
.
Тхонми Самбхота, с именем которого традиционно связывается создание тибетского письма и начало переводческой деятельности на Тибете.
По другой версии министром посланным ради сватовства в Китай был Гар Тонгцен Юлсунг. В 630-х годах Тибет был растущей военной державой в Азии, в то время как недавно созданная династия Тан в Китае пыталась обезопасить свои западные границы с беспокойным королевством Тогон (в котором жили древне-монгольские кочевые племена сяньбийцев). В 634 году король Сонгцен Гампо из тибетской династии Ярлунг послал первого посла во двор императора Тайцзуна для налаживания дипломатических связей. Четыре года спустя Сонгцен отправил своего премьер-министра Гар Тонгцена ко двору императора, чтобы просить о заключении брачного союза. Пока Тайцзун рассматривал его просьбу, Тогонский принц также прибыл в Чанъань (современный Сиань) и стал свататься. Поскольку Тибет был неясным и отдаленным королевством для империи Тан, Тайцзун подарил принцессу тогонскому принцу и отправил министра Гар домой с пустыми руками.
Посольство Сонгцена Гампо ко двору императора Тйцзуна во главе с тибетским министром Гар Тонгцен Юлсунгом.
Обиженный отказом, Сонгцен отправил свою армию вместе со своими союзниками из королевства Шангшунг в Западном Тибете атаковать Тогон. Тогон был быстро побежден и включен в состав Тибетской империи, став позже известным как провинция Амдо. С огромной армией, теперь размещенной на границе с Китаем, Сонгцен потребовал принцессу для заключения брака. Тайцзун снова отклонил просьбу и направил армию для нападения на тибетцев, но потерпел поражение. В 641 году Сонгцен снова отправил министра Гара в Чанъань , но уже с подарками. На этот раз Тайцзун не только согласился отдать Вэньчен Сонгцену в жёны, но и подарил в качестве невесты ещё одну принцессу и Гару.
В 641 году принцесса Вэньчэн, тогда еще очень молодая, сопровождалась в Тибет Гаром с большим окружением. Ее брак с Сонгценом положил начало двум десятилетиям мирного и культурного обмена, во время которого тибетские аристократы отправились в Чанъань учиться в его школах, а китайские мастера принесли в Тибет такие технологии, как изготовление бумаги.
После смерти Сонгцена Гампо в 650 году Вэньчен вдовствовала в Тибете еще 30 лет до самой смерти и никогда не возвращалась в Китай. Хотя она не играла важной роли в тибетской политике, она, вероятно, укрепляла буддизм, поддерживая паломников, таких как монах Сюаньцзан. Она поддержала просьбу Тибета о другом брачном союзе для преемника Сонгцена, но это просьба была удовлетворена только после ее смерти, когда принцесса Цзиньчен вышла замуж за царя Ме Агцома.
Но вернёмся к храму. Говорят, что это самый старый буддийский храм в Цинхае. По эскизу рисунка принцессы на стене пещеры самопроявился большой барельеф Будды Вайрочаны (Нампа Намсе на тибетском языке), Будды изначальной мудрости, с восемью великими Бодхисаттвами. В храме находятся камни с отпечатками 16 Кармапы и Нагарджуны, а также каменная чаша Будды Медицины. Слева от главного алтаря стоит статуя Сонгцена Гампо. Но внутри не разрешают снимать. Очень жаль. Хотя в интернете мне удалось отыскать нужные фотографии.
.
.
.
В пятнадцати километрах к югу от Юйшу небольшой храм расположен у обрыва, он получил незначительный ущерб от землетрясения 2010 года. Храм не пострадал во время Культурной революции. Более того, правительство Китая объявило храм принцессы Вэньчен историческим наследием и охраняет его с 1957 года.
.
Принцесса Вэньчэн (620-е — 680/2), по фамилии Ли, был членом малой ветви императорского клана китайской династии Тан. В 641 г. император Тайцзун предоставил ее тибетскому королю Сонгцену Гампо для заключения брака, согласно императорской политики хэцинь (брачного союза). Она широко известна в Тибете как Гьяса, или «китайская жена».
Большая часть ее жизни была мифологизирована и использована в пропагандистских целях. Китайские источники со времен династии Тан приписывают ей внедрение китайской культуры в Тибете, в то время как тибетские источники приписывают ей, наряду с активностью непальской женой Сонгцена Гампо, Бхрикути, внедрение буддизма в Тибет. В традиционных тибетских историях и Вэньчен, и Бхрикути рассматриваются как физические проявления бодхисаттвы Тары, хотя историческая достоверность Бхрикути до сих пор обсуждается среди ученых.
Буддизм не приходил в Тибет просто и гладко, как может показаться. Отчасти это связано с тем, что место было уже занято – в Тибете до прихода буддизма царствовала шаманская религия Бон, религия духов, призраков и демонов. Шаманизм Бон, а также негостеприимная, суровая природа Тибета, породили множество метафорических легенд о том, как буддизм усмирял Тибет. Одна из них, очень известная, гласит, что в Тибете властвовала демоница, такая огромная, что ее тело занимало всё плато. Обнаружила присутствие демоницы принцесса Вэньчэн, китайская жена легендарного Сонгцена Гампо. Все началось с того, что Король решил выстроить в Лхасе храм в честь Авалокитешвары, но каждую ночь все, что бы ни было выстроено за день, разрушалось. И тогда на помощь пришла жена короля – принцесса Вэньчэн. Она проделала геомантические расчёты (на основании китайского фэншуя) и определила, что земли Тибета подобны демонице, возлежащей на земле и мешающей проникновению буддизма. Сердце ее – под озером в центре Лхасы, а конечности так длинны, что находятся на дальних концах Тибета. Было объявлено что демоницу нужно победить!
Сердце демоницы пригвождено к земле храмом Джоканг в Лхасе. Всего же при непосредственном участии принцессы Вэньчен было построено 108 таких храмов в Тибете, Бутане и Кхаме.
Образ принцессы Вэньчен сейчас активно используется китайской пропагандой. Она используется в качестве политического инструмента для оправдания китаизации Тибета. Истории о принцессе Вэньчен обычно приписывают ей привнесение цивилизации в Тибет.
С 2000-х годов китайское государство регулярно показывает народу историческую театральную драму в Тибете, в которой описывается история Тибета и особенно история китайского влияния в регионе. Драма фокусируется на жизни и наследии принцессы Вэньчен, изображая ее отношения с королем Сонгценом Гампо и все культурные влияния, которые она оказала на Тибет. Под это театрализованное представление на окраине Лхасы был возведён огромный современный театр, в котором еженедельно разыгрывается грандиозный спектакль.
.
После посещения храма мы прошли по скалам, по крутой тропе, кору вокруг храма. Высота всего 3800, практически не ощущается. За храмом есть современный музей посвящённый китайской принцессы, но он был закрыт. Можно поразиться паутине из голубых, красных, желтых, белых и розовых молитвенных флажков, которая опутывает склонам, ущелье и дорогу, покрывая каждый дюйм земли.
.
Добраться к храму довольно легко. Либо от центрального автовокзала Юйшу взять минибас примерно за 200 юань. Либо сразу, прилетев в аэропорт Юйшу, немного доплатить таксисту и за ехать в храм по пути в город.
В той поездке 2016 года нам удалось побывать ещё в трёх храмах построенных принцессой Вэньчен. В Лхасе, Гардзе и Денкоке.
Буддийский храм построенный китайской принцессой Венчен
Дом 16-го Гьялва Кармапы в Восточном Тибете
История самой святой статуи и храма в Тибете
Продолжение как всегда следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий