вторник, 22 декабря 2020 г.

Великая Ночь Времени (Махакаларатри)


Самая длинная и самая последняя ночь тёмной половины года, есть сама форма Великой Матери Кали, Силы Господа Махакалы. Фактически это ещё и реальный астрологический и оккультно-мистический Новый Год. У верующих разных религиозных традиций к этим священным дням приурочены (или предшествуют им) свои особые праздники и обряды. Язычники празднуют Зимний Солнцеворот и День Непобедимого Солнца (Хорсов день). У мусульман завершается рамадан, священный месяц поста и духовного очищения, у евреев — праздник Ханука, празднуемый в память очищения и повторного освящения их иерусалимского храма, осквернённого и разграбленного завоевателями. Католики на этой неделе будут праздновать Рождество Христово.
Для йогинов и тантриков ночь после дня зимнего солнцестояния имеет своё особое значение. Само пространство и время - формы Великой Матери, а самая длинная ночь года - особая Её форма, символизирующая всю необъятную Мощь и Бесконечность Божественного, великой Полноты и Пустоты всего.
Когда Великая Богиня воспринимается как олицетворение вечности времени или как Великая Ночь, то каждый Её аспект (из Десяти Махавидий) имеет и свою особую ночь. Для Трипурасундари это Ночь Божественного Совершенства (Дивьяратри), для Тары - Ночь Гнева (Кродхаратри), для Бхуванешвари - Ночь Реализации Совершенства (Сиддхаратри), для Чиннамасты и Багалы - Ночь Героизма (Вираратри), для Бхайрави и Кали - Ночь Смерти, Ночь Вечности или Ночь Времени (Каларатри), для Дхумавати - Ночь Сокрушения (Дарунаратри), для Матанги - Ночь Иллюзии (Мохаратри), для Камалы - Ночь Величия (Махаратри). В эзотерической практике шакта-тантриков эти священные ночи связаны с определёнными таинствами и ритуалами, а также сложными метафизическими и оккультными системами символов и соответствий.
Каларатри происходит во время пралайи, времени полного или частичного разрушения вселенной, тогда она может называться кродха ратри (ночь гнева), моха ратри (ночь заблуждения). Свои временные проекции эти ночи имеют и в годовом цикле и суточном. В годовом цикле точная дата Каларатри приводится в «Шакти сангама тантре» «Кали кханда» (13.6). Там каларатри, именуемая «праздником светильников, доставляющим удовольствие Кали и Таре» приходится в ночь на соединение чатурдаши и амавасьи, месяца мригаширша(Margashirsha).
Каларатри - один из девяти ликов пуранической Богини Дурги. В «Деви-махатмье» девять аспектов Дурги именуются так:
«Первая - Дочь царя гор (Шайлапутри), Вторая - Давшая обет безбрачия (Брахмачарини), Третья - Носящая луну вместо колокольчика (Чандрагханта),Четвертая - Лоно Матери (Кушманда), пятая - Мать Сканды (Скандамата), Шестая - дочь (риши) Катьяяны (Катьяяни) , Седьмая - Ночь Вечности (Каларатри), Восьмая - Великая Гаури (Маха Гаури), девятая - восседающая в лотосе (Камала)».
В коментарии к «Деви махатмье» «Сапташати сарвасвам» это Имя интерпретируется следующим образом:
«Каларатри (Ночь Вечности) - Ночь - уничтожительница (самого) времени, уничтожителя всего. Таков смысл. (Она такова), из-за способности уничтожить во время пралайи (само) время».
Кали, черная - воплощая власть разрушения, она изображается в ожерелье из черепов, держащей в руке меч, жертвенный нож и отрубленные головы. Из широко разинутого рта ее торчит язык, окрашенный кровью жертв. В конце кальпы Кали окутывает мир тьмой, содействуя его уничтожению и в этой ипостаси называется Каларатри, что переводится как «ночь времен» и связывает Кали с сатурнианским образом ночи и понятием времени. Она существует до сотворения мира и знаменует собой как его конец, так и его начало. Рамакришна так говорит о ней:
«Когда не было ни Солнца, ни планет, ни Луны, ни Земли, и когда тьма окутывала тьму, тогда Маха-Кали, Мать всего, Бесформенная Великая Энергия, была наедине с Абсолютом...
После разрушения Вселенной Божественная Мать, воплощение Закона, собирает семена для нового творения. Она подобна старшей хозяйке дома, которая хранит все, что может понадобиться в хозяйстве.»
Одно из имен Шивы - Махакала. Поэтому его шакти в образе супруги Махакалы называется Махакали.
Санскритское слово «кала» означает «черный». Подобно тому, как черный цвет поглощает все другие цвета, вся вселенная растворяется в изначальной энергии Бога (адья-шакти), называемой Кали.
Кала также означает время. Это имя Садашивы в его разрушительном аспекте. «Из-за того, что она контролирует время (каласья янтранат), ее называют Кали». (Мундамала-тантра 3.56)
Калатвад адибхутатвад адья-калити гияте
«Оттого, что она уничтожает и дает начало всему, она называется Адья-Кали». (Маханирвана-тантра 4.32)
Другое имя Бхагавати Кали - Дакшина Кали. Слово «дакшина» означает «дар», «вознаграждение». Оттого, что она вознаграждает того, кто ей поклоняется, она называется Дакшина Кали.
«Подобно тому, как после совершения обряда, дакшина (вознаграждение, даваемое брахману) приносит достижение желаемого результата, она дарует всем плоды освобождения, поэтому она называется Дакшина-Кали». (Камакхья-тантра 9)
Дакшина также означает праведность. Оттого, что она дарует плоды праведной жизни, она называется Дакшина Кали.
Другое значение слова дакшина - «юг, южный».
В Нирвана-тантре говорится: «Сын Солнца, бог смерти Ямараджа, обитающий в южной (дакшина) стороне, услышав имя Кали, в страхе удаляется прочь (это означает, что он не может направить в ад того, кто поклоняется Кали), поэтому Бхагавати Кали называется Дакшина Кали».
Оттого, что она постоянно обитает в местах кремации (шмашана), она называется Шмашана Кали.
Шмашана символизирует сердце человека, которое наполнено пеплом (бхасма) материальных желаний. Погребальный костер (чита) означает огонь знания (гьяна-агни), который сжигает последствия кармы и рассеивает темноту неведения. Этот огонь символизирует Бхагавати Кали.
В Гуптасадхана-тантре говорится:
Бахни-рупа маха-майя
сатьям сатьям на саншаях
ата эва махешани
шмашаналая-васини
«Огонь — это образ Махамайи. Это истина, в этом нет сомнения. Поэтому она всегда пребывает в местах кремации трупов».
Шмашана также означает преходящий материальный мир, в котором Махашакти в форме божественного огня поглощает все существующее во вселенной. Во время исчезновения (лайя) вселенной пять первичных элементов (махабхута) растворяются в безграничном космическом сознании (чид-брахма), формой которого является Бхагавати Адья-Кали. Поэтому ее местопребыванием является шмашана: шмашанам дакшина-стханам шмашанам ча садашивам. (Нируттара-тантра)
В этой форме она изображается как Шава-вахана (стоящая на трупе). В первой главе (19-22) Тодала-тантры в беседе Шивы и Деви говорится: «Шри-Деви сказала: «Та, что известна как главная Маха-видья, Дакшина Кали, а также вторая — Махабхайрави, Прародительница трех миров, каким образом она становится Шававаханой?»»
Шри-Шива сказал: «О Парамешвари! Изначально Шакти в форме бесконечного времени (кала-сварупини) постоянно пребывает в сердце Шивы как Разрушительница Вселенной (самхара-рупини).
Именно поэтому Махакала является Уничтожителем Вселенной. Когда Самхара-рупини Кали становится проявленной (вьякта-сварупини), Садашива имеет форму трупа (шава-рупах садашивах). Тогда Деви становится Шава-ваханой».
Другое имя, Бхайрави, означает «супруга Бхайравы» (Шивы в его ужасающем образе). В Кубджика-тантре сказано: «Бхайрави — Уничтожительница несчастья в этом мире и страданий после смерти. Оттого, что она является супругой Кала-Бхайравы, она называется Бхайрави». В этой форме она проявляет себя как Изгонительница страха (бхая): бхая-видхвамсини нама бхайрави парикиртита (Дакшинамурти-самхита 14,2). В тантрах указывается восемь Бхайрави: Бхайрави, Махабхайрави, Симха-бхайрави, Дхумра-бхайрави, Бхима-бхайрави, Унматта-бхайрави, Вашикарана-бхайрави и Мохана-бхайрави. Супруга Бхайравы, пребывающего в состоянии ананды (высшего блаженства), почитается как Ананда-бхайрави.
Трипура-деви (супруга Разрушителя Трипуры) известна как Сундари или Трипура-сундари. Трипура-рахасья описывает ее как форму безграничной энергии (ананта-шакти) Разрушителя Трипуры, обладающую абсолютным всепроникающим сознанием и созерцающую все во вселенной (сарва-сакшини), В этой же тантре сказано: «Верховная Богиня, которую обычно называют Трипура, Сундари, Лалита, Шодаши, Шри-Видья, Камешвари и другими именами, когда ее форма включает в себя три Шакти: Брахми, Вайшнави и Рудри, называется Трипура».
Супругой Шивы, называемого «акшобхья», является Тара (тена сардхам маха-майя тарини рамате сада). Акшобхья — это имя Шивы, который, не испытывая никакого беспокойства (кшобха), выпил ужасный яд «халахала», причинявший беспокойство богам. (Тодала-тантра 1.5-6)
Мундамала-тантра (6.158) говорит, что Кали и Тара есть одно божество и отличаются друг от друга как правая и левая части одного тела. В Кали-тантре (гл. 12) сказано: «Тот, кто делает различие между Кали и Тарой, падает в преисподнюю».
Махавидья Тара имеет несколько форм и имен: «Тара, Угра, Махогра, Ваджра, Кали, Сарасвати, Камешвари и Бхадракали — это восемь видов Тарини». (Майя-тантра)
Тантра-сара и другие Тантры указывают три основных формы: Экаджата, Угратара и Ниласарасвати.
Таракатват сада тара
сукха-мокша-прадайини
уграпат-тарини ясмад
угра-тара пракиртита
«Оттого, что она всегда спасет, она называется Тара, дарующая счастье и освобождение. Оттого, что она спасает от ужасных (угра) бедствий, она называется Угра-Тара. Оттого, что она наделяет всех способностью речи, она называется Ниласарасвати.» (Тантра-сара)
Деви наиболее страшна в своей ипостаси Каларатри, когда она уничтожает мир, исполняя закон времен. Осознание неизбежности смерти возникает тогда, когда человек начинает замечать цикличность и повторяемость жизненных процессов, отражаемых понятием времени.
«Божественная Мать выполняет все функции во вселенной. Чтобы постичь Ее истинную природу, необходимо принять все проявления жизни и смерти как проявления Ее неиссякаемой сущности полной блаженства и покоя. Сам Господь Брахма, творец этого мира, обращается к Ней с такими словами:
«Ты, Сваха, ты Свадха, ты Вашаткара и суть звука,
Ты нектар, [ты] не гибнущая, вечная, [ты] суть тройственной мантры. (73)
[Ты] Ардхаматра, которую нельзя выразить словами,
Ты Савитри, ты высшая мать богов. (74)
Тобой поддерживается все это, тобой творится мир,
Тобой он оберегается, о Богиня, и тобой поглощается всегда. (75)
Во время творения [ты пребываешь] в образе созидающей [силы], во время поддержания – хранящей,
И во время конца этого мира – в образе [силы] разрушающей, о наполняющая собой мир. (76)
Великое Знание, Великая Иллюзия, Великая Мудрость, Великая Память,
Великое Заблуждение, Великая Богиня и Великая Асури [одновременно].(77)
Ты изначальная причина всего, приводящая в действие три гуны,
[Ты] ночь вечности, великая ночь и ночь заблуждения ужасная. (78)
Ты процветание, ты Владычица, ты скромность и разум, наделенный знанием,
Стыд, питание, а также ты хвала, умиротворенность и терпение. (79)
Вооруженная мечом, трезубцем, палицей и диском,
Несущая раковину, вооруженная луком, стрелами, пращой и булавой, [ты] ужасна. (80)
[И в то же время] привлекательна, более привлекательна, чем все привлекательные вещи, и прекрасна в высшей степени.
Ты Верховная Владычица, превыше всего высокого и низкого. (81)
Где бы ты [не существовала] какая-либо вещь, реальная или нереальная, о душа всего,
Ты являешься ее шакти, как я [еще] могу восхвалить тебя? (82)
Благодаря тебе даже тот, кто творит, поддерживает и поглощает мир,
Попал под власть сна, кто же способен здесь воспеть тебя? (83)
Вишну, я и Ишана телесный образ
По воле твоей приняли, так, кто же тебя способен восхвалить?»
(Деви-Махатмья 1,75-82, пер. А. И. Игнатьева)
Это отличное время для практики, для формирования намерения, избавления без всякого сожаления от всякого негатива, духа осуждения, уныния и пессимизма. Оставьте это в уходящем потоке времени, не несите с собой в начинающуюся светлую половину года. Погружайтесь в Великую Ночь медитации, как в воды, смывающие нечистоту тела. Позвольте Великой Силе омыть и очистить вас. Поклоняясь Ей, самозабвенно погружайтесь в Неё, как в Великое Лоно, и Она возродит вас к обновлённой и полноценной духовной жизни. Выполняйте практики, соответствующие вашим наклонностям, уровню посвящения и правилам своей Чакры (Общины).
ХРИИМ ТАТ КААЛИКААРПАНАМ АСТУ!
Да будет всё предложено Калике!
На изображении может находиться: 1 человек

Комментариев нет:

Отправить комментарий