вторник, 26 января 2021 г.

Дакини Таре Лхамо

 Дакини Таре Лхамо родилась в 1938 году в Восточном Тибете, в деревне Бокьи Юмолун в области Голок. Её отцом был Апан Тертон, чудесным образом зачатый Дуджомом Линпой, а мать звали Тонпондза Дамцик Долма, она было дочерью местного военачальника и её считали проявлением речи Еше Цогьял. Рассказывали, что ее рождение сопровождалось определенными знаками, указывавшими на то, что новорожденная — не обычная девочка; так, её мать не чувствовала боли во время родов, в небе появились радуги, а воздух наполнился благоуханным ароматом.

Когда дакини Таре Лхамо был один год, родители взяли ее с собой в паломничество в столицу Тибета Лхасу. Там они познакомились с рядом опытных лам, в том числе с Дуджомом Ринпоче, который тут же узнал в ней проявление дакини Еше Цогьял.
Рассказывали, что когда они пришли в храм Джокхан и стали возносить благопожелания о том, чтобы деяния их дочери способствовали расцвету Дхармы, Дуджом Ринпоче взял ребенка на руки и, встав перед особо почитаемой статуей Будды, произнес слова устремления о том, чтобы девочка принесла великое благо живым существам.
Дуджом Ринпоче сам написал следующее благопожелание: «Проявление Еше Цогьял и Ваджраварахи, Матери всех Победоносных [будд], дакини из провинции Кхам по имени Сукха (Блаженство), вновь явится как рожденная мантрой Таре. Её деяния распространятся на Индию, Тибет и Китай. И тогда она приведет всех, с кем у нее есть связь, в чистую землю Кхечара».
По возвращении семьи домой в Голок, дакини Таре Лхамо обучалась у своего отца и получила множество посвящений, передач текстов и наставлений.
Когда она научилась говорить, отец спросил ее: «Ты будешь монахиней или домохозяйкой?», на что она ответила: «Пожалуй, и той, и другой».
В детском возрасте дакини Таре Лхамо предложили стать послушницей в монастыре Тра Гелона Цультрима Дандже. Однако она ответила отказом, решив остаться мирянкой, и по-прежнему жила в своей семье. Апан Тертон заметил по этому поводу: «Такая уж у нее карма — она склонная к мирской жизни. Ничего тут не поделаешь». В возрасте семи лет она получила от своего отца полную передачу цикла Ньинтик Ябжи (Четырехчастная сердечная суть), а также полную передачу всех циклов открытых им учений-терма. Когда ей было всего девять лет, отец умер. Дакини Таре Лхамо продала все свои драгоценности и потратила вырученные деньги на строительство ступы, где были захоронены его останки. После смерти отца она продолжала жить вместе с матерью.
Затем она поступила в монастырь Шукджун и жила там до четырнадцатилетнего возраста.
Рассказывали, что с самых ранних лет у нее были видения Гуру Ринпоче.
В этот период жизни дакини Таре Лхамо получала учения у Ригдзина Нудена Дордже.
В возрасте двенадцати лет ей посчастливилось послужить двум тулку Додрубчена Джигме Тенпе Ньимы: Додрубчену Ригдзину Тенпе Гьялцену и Додрубчену Тубтену Тринле Палзану и получить от них посвящения и учения. Как-то раз, когда она смотрела на ритуальный танец в монастыре Додрубчена Ригдзина Тенпе Гьялцена, он внезапно взял маску защитника Нечуна и показал ее дакини Таре Лхамо со словами «Ты — его воплощение!»
Вместе с матерью дакини Таре Лхамо отправилась к внуку и проявлению речи Дуджома Линпы Дзонтеру Кунзану Ньиме и получила от него передачу всего цикла открытых им учений-терма, а также учений самого Дуджома Линпы. Дзонтер Кунзан Ньима назначил ее держательницей открытого им цикла практик Еше Цогьял.
Примерно в восемнадцатилетнем возрасте, около 1956 года, дакини Таре Лхамо вместе с матерью отправились в очередное паломничество в монастырь Додрубчен.
На пути туда на них напала стая диких собак. Две женшины оказались одни в безлюдном месте и не знали, как защититься. Все, что они могли сделать — это бросаться в собак камнями, чтобы отогнать их. Дакини Таре Лхамо была охвачена страхом и паникой и сама не помнила, как им удалось отбиться. Но вечером после этого случая, устраиваясь на ночлег, она сняла куртку и оттуда выпал один из набранных ей для защиты от собак камней. На этом камне был изображен коренной слог мантры Еше Цогьял — красный слог БАМ. Тогда ее мать еще раз убедилась в том, что дакини Таре Лхамо — проявление Еше Цогьял. Она сказал дочери: «Это какой-то очень важный камень; носи его на теле». Она положила камень в ковчег и дакини Таре Лхамо с тех пор постоянно носила его. На самом деле камень был ключом к учениям-терма, и после этого случая жизнь Таре Лхамо изменилась. Ее постижение учений намного выросло, а ум охватил дотоле неведомое. У нее начались видения, проявились сверхчувственные способности, а в сердце родилось великое сострадание. И все эти перемены случились после находки того особого камня.
С тех пор дакини Таре Лхамо начала открывать учения-терма; часто это были вещественные предметы — ларцы, украшенные слогами и мантрами.
После этого случая Додрубчен Ригдзин Тенпе Гьялцен спросил Таре Лхамо: «Это ты нашла в местности Дзон терма, которое должно было быть моим?» Девушка ответила: «Это то, что я нашла у скалы Кьябчен Тхан и ношу в ковчежце?» «Да-да, он самый!» — ответил Ринпоче и, пользуясь камнем как ключом, открыл учения цикла Кхандро Гонду.
В 1957 году, в возрасте 19 лет, по совету лам, дакини Таре Лхамо переехала в поселение учеников Дзонтера Кунзана Ньимы и вышла замуж за его сына Тулку Мингьюра Дордже. Поскольку её муж был правнуком Дуджома Линпы, дакини Таре Лхамо стала непосредственно связанной с отцовской линией Дуджома Линпы. У Тулку Мингьюра Дордже и дакини Таре Лхамо родился сын, названный Ванчуком Дордже. В этот период жизни дакини Таре Лхамо также получала учения у сына Дуджома Линпы Тулку Дордже Драдула и у первого мужа дакини Сера Кхандро Гара Гьялсе Падма Цевана.
В годы Культурной Революции, когда множество людей умирали от голода, Таре Лхамо своими деяниями спасла много жизней. Так, она была способна умножить небольшое количество еды и накормить ей множество людей. И даже без всякого умножения, когда она давала кому-то совсем немного, человек полностью утолял голод даже небольшим количеством. Глубокой ночью Таре Лхамо тайком совершала гадания и практики для односельчан, а рассказы о ее чудесах были огоньком надежды во время этого горького периода истории Тибета.
Местные коммунистические власти прозвали дакини Таре Лхамо колдуньей и приговорили ее к исправительным работам. Тогда она потеряла своего первого мужа, Тулку Мингьюра Дордже, а также трех своих братьев: Гьюрме Дордже, Ванчена Ньиму и Тубтена Чокьи Ньиму — все они умерли в тюрьме. Как рассказывали, дакини Таре Лхамо не стали сажать в тюрьму — возможно, пожалели женщину — но ей пришлось терпеть побои. Однажды во время допроса ее раздели до пояса и прижали к раскаленной дровяной плите. По словам бывшей при этом старушки, дакини Таре Лхамо в это время созерцала куда как более невыносимые страдания адских существ и — о чудо! — на ее теле не осталось ожогов. Во время голода, последовавшего за т.н. «Большим Скачком», она потеряла единственного сына, не дожившего до десятилетнего возраста.
А вот еще один пример ее чудесных деяний. Как-то раз со скалы сорвался огромный валун, размером с кочевническую палатку из ячьей шерсти, и покатился вниз, круша все на своем пути. Народ, находившийся на перевале, бросился врассыпную, но дакини Таре Лхамо сложила пальцы в гневную мудру и указала на катившийся валун — и он тут же застыл на месте, от чего все пришли в изумление.
В 1978 году дакини Таре Лхамо открыла практику долгой жизни, названную «Ваджрный узел», и записала ее, чтобы продлить жизнь Кхенпо Лобсана Дордже, а также других учителей, таких как Чоктрул Ринпоче Ригдзин Саннак Линпа, Додрубчен Тубтен Тринле Палзан, Гартрул Ринпоче, Геце Кхенпо Ванчен, Кхен Еше, Кхенпо Чотхун, Кхенпо Джигме Пунцок, Кхенпо Мунсел, лама Ригдзин Ньима, Пэюл Карма Чагме, Шугджун лама Цедзи, Токпа Ванчун Дампа Лама Гарчо и Цопху Дорло.
Как рассказывали, дакини Таре Лхамо часто видела вещие сны о том, что ей необходимо познакомиться с Намтрулом Ринпоче, ламой-тулку из монастыря Ньенлун. Встреча с Намтрулом Ринпоче, которому суждено было стать ее супругом, стала поворотным моментом в жизни дакини Таре Лхамо. В самом начале переписки с Намтрулом Ринпоче она предсказала и подробно разъяснила, что благодаря их встрече смогут быть открыты многие учения-терма.
В 1978 году по инициативе дакини Таре Лхамо между ней и Намтрулом Ринпоче завязалась переписка и отношения на расстоянии. На протяжении двух лет они через тайного посредника обменивались любовными посланиями, встретившись всего однажды за все это время. В этих посланиях — быть может, единственных в своем роде во всей тибетской литературе — сочетаются признания в чувствах и пророчества об их общей судьбе.
В том же году Намтрул Ринпоче составил защитную практику, называемую «Доспехи бесстрашия, защищающие от молний», и поднес ее дакини Таре Лхамо. Как-то ночью, когда Таре Лхамо спала, внезапно разразилась ужасная гроза. В дом ударила молния и в начавшемся пожаре вся мебель, в том числе и кровать, сгорела дотла. Бывшая на дакини Таре Лхамо одежда была порвана и обгорела, однако сама она совершенно не пострадала.
В 1980 году, несмотря на недовольство родственников и на сложности, связанные с ограничениями на передвижение со стороны коммунистических властей, дакини Таре Лхамо покинула родные места и воссоединилась с Намтрулом Ринпоче, жившим в области Серта. После того, как в 80-х годах в Китае возобладала политика «реформ и открытости» и гонения на Дхарму значительно ослабли, дакини Таре Лхамо и Намтрул Ринпоче стали вместе путешествовать и учить, участвуя таким образом в возрождении буддизма в Тибете.
В том же году дакини Таре Лхамо и Намтрул Ринпоче получили от Кхенпо Джигме Пунцока передачу всего цикла терма Апана Тертона (Таре Лхамо прежде уже получила все эти учения в детстве, поскольку Апан Тертон был ее отцом). Кхенпо Джигме Пунцок призвал их учить и широко рапространять эти учения.
Они вместе открывали и распространяли собственные циклы учений-терма, а также рапространяли циклы учений традиции Дуджом Терсар и отца Таре Лхамо; они передали эти циклы более чем пятидесяти монастырям, а также даровали учения и посвящения тысячам людей по всей стране.
Как вспоминает Тулку Оргьен Занпо Ринпоче, «порой дакини Таре Лхамо писала на листе бумаги какие-то символические письмена, а Намтрул Ринпоче расшифровывал их и записывал. Они путешествовали по всей стране, уча, даруя посвящения и собирая учеников. Это была поистине прекрасная пара: она была тертоном, её муж — тулку, и они трудились вместе. Она открывала терма, а он записывал это учение для учеников».
Собрание открытых дакини Таре Лхамо и Намтрулом Ринпоче терма состоит из двенадцати томов, в которые входят такие тексты, как:
— Садхана «Дакини сияющего синего света»;
— Садхана «Сердечная суть Ваджраварахи»;
— Садхана Трома Нагмо;
— Садхана Сарасвати;
— Садхана Мандаравы;
— Садхана Синхамукхи «Яростная покорительница демонов»;
— Садхана Белого Авалокитешвары «Великосострадательный с белым лотосом в руке»;
— Садхана Гесара, ключом к которой послужил найденный ими изготовленный из сплава пяти драгоценных металлов девятиконечный ваджр;
— Садхана Гуру Ринпоче «Совершенное тайное бинду»;
— «Сердечная суть Самантабхадры», тайное наставление об узнавании сущности Ясного света через практику дакини сияющего синего света;
— Садхана «Игра могучего славного высшего Хаягривы».
По рассказам Тулку Оргьена Занпо Ринпоче, она открыла необычное терма, где был описан способ завязывания узлов на нити, чтобы исполнить желание или осуществить какое-либо деяние: «Она знала сотню разных узлов, которые использовала в разных целях. Каждый узел служил определенной цели, например, продлению жизни, исцелению от болезни, устранению препятствий, или осуществлению какой-то цели, например, если вы хотели, чтобы у вас родился сын или, наоборот, дочь. Всякие разные цели. Вот такое особое уникальное терма дакини Таре Лхамо».
В 1986 году Кхенпо Джигме Пунцок подтвердил, что оба они являются тертонами, и даровал им передачу полного цикла терма своего предыдущего рождения Лераба Линпы, а также посвящение Калачакры. В заключение посвящения он провозгласил: «В прошлом Джамьян Кьенце Ванпо распознал в Чогьюре Дечен Линпе подлинного тертона; точно так же сегодня я короную вас как подлинных наместников Гуру Ринпоче. Отныне вам предстоит открыть множество терма!»
После этого дакини Таре Лхамо и Намтрул Ринпоче установили в своем монастыре постоянную практику девяти садхан гневного Ваджракилы, открытых Лерабом Линпой.
Когда они познакомились с Панчен-ламой, он сказал им: «Вы были неразлучны на протяжении множества прошлых жизней. Вам обоим следует даровать как можно больше посвящений и учений».
В 1987 году дакини Таре Лхамо и Намтрул Ринпоче вместе с еще десятью тысячами паломников вслед за Кхенпо Джигме Пунцогом отправились в историческое паломничество на расположенную в китайской провинции Шаньси священную гору бодхисаттвы Манджушри Утайшань. Там они открыли садхану Сарасвати.
В 1988 году, в возрасте пятидесяти лет, она во сне увидела монастырь Пэл Ньенлун Текчен Чокор как чистую землю будд. Во сне она увидела некую юную царевну, вместе с которой они полетели в чистую землю дакини, где Таре Лхамо получила учение непосредственно от Еше Цогьял.
В 1990 году дакини Таре Лхамо и Намтрул Ринпоче получили от Дола Тулку Джигме Чокьи Нимы Ринпоче — оставшегося в Тибете родного сына Дуджома Ринпоче — все посвящения принадлежащих Дуджому Ринпоче циклов традиции Дуджом Терсар. Дола Тулку поручил им учить и распространять эти учения, признав их своими подлинными преемниками. Через несколько лет дакини Таре Лхамо стала первой, кто распознал сына Дола Тулку Дуджома Сангье Падму Шепу Ринпоче как перерождение Дуджома Ринпоче. Она сообщила об этом письмом Чатралу Ринпоче и он подтвердил ее выбор.
Среди учеников Таре Лхамо такие ламы, как Чоктрул Лобсан Норбу, До Кьенце Ринпоче, Додрак Ригдзин Ченпо, Дуджом Сангье Падма Шепа Ринпоче, Кхенпо Мунсел, Намтрул Ринпоче, Тулку Оргьен Занпо Ринпоче.
Дакини Таре Лхамо ушла в 2003 году. На протяжении всей жизни она была здоровой и сильной, так что ничто не предвещало близкой кончины. Однако, по рассказам Тулку Оргьена Занпо Ринпоче,
«Во сне она стала чувствовать какой-то дискомфорт, словно что-то такое должно вскоре случиться. Вместе с Намтрулом Ринпоче они отправились к Кхенпо Джигме Пунцоку, чтобы спросить его об этих знаках. Все сошлись на том, что знаки бесспорны. Решено было отправить ее в больницу на обследование, но тщетно. И когда они совершали практики долгой жизни, не было никаких знаков успешной практики. И тогда ламы окончательно поняли, что скоро за ней придут дакини, что скоро она уйдет. Тогда дакини Таре Лхамо нарядилась в красивые одежды и сделала праздничную прическу. Она созвала учеников, дала им сердечные наставления и велела хорошенько практиковать. Все они от всего сердца умоляли ее поскорее вернуться. Это была их последняя встреча. Вскоре после этого она легла на бок в позу спящего льва, в которой рекомендуется умирать, и отошла. Сразу после смерти кожа дакини Таре Лхамо побелела. Она была прекрасна и словно светилась. От ее тела исходил благоухание. Это были знаки осуществления. Ученики перенесли ее тело в монастырь Ньенлун, где оно долгое время было выставлено для прощания.
Незадолго до кремации ее телесные останки стали уменьшаться в размере, как и должно быть у практиков Великого совершенства. В конце концов тело уменьшилось до одного локтя, так что его поставили на поднос, который и возложили на погребальный костер. Во время кремации было еще больше знаков, свидетельствующих о том, что она была подлинным учителем Великого совершенства, как, например, радуги в небе и дождь из цветов. Все эти знаки послужили на благо ее учеников — так они воочию убедились в ее достижених».
Намтрул Ринпоче ушел в 2011 году.
Линия преемственности дакини Таре Лхамо и Намтрула Ринпоче перешла к сыну Намтрула Ринпоче от первого брака, Тулку Лаксаму, который сейчас является настоятелем монастыря Ньенлун и держателем цикла учений-терма своего отца и приемной матери, а также Апана Тертона. Дакини Таре Лхамо и Намтрул Ринпоче похоронены рядом в семейном храме в монастыре Ньенлун.
Перевод Олексій Севериненко
Ника Долидович



Комментариев нет:

Отправить комментарий