суббота, 9 января 2021 г.

Царь Дилипа и Нандини

 http://hindumythologyforgennext.blogspot.com/2012/03/king-dileepa-and-nandini.html

Царь Дилипа и Нандини

Однажды жил был царь по имени Дилипа. Дилипу обучал великий мудрец Васиштха и он был хорошим учеником. Он овладел искусством ведения войны, дипломатией и управлением государством за очень короткое время. Дилипа затем стал повелителем Айодхьи. Он был справедливым царём и все любили его. В его царстве были мир и процветание и любовь среди подданных. Дилипа был также храбрым и доблестным. Царь Дилипа присматривал за своими подданными как за своими детьми. Однако у царя и его царицы Судхакшины была одна печаль. Царь старел, а наследников у него не было. Царь был обеспокоен тем, что некому будет присмотреть за царством после его смерти… Поэтому они вместе с женой отправились к Мудрецу Васиштхе. Мудрец Васиштха был придворным учителем-мудрецом царства Дилипы. Он был Брахмариши (тот кто достиг высшего знания). Царь Дилипа чувствовал, что если кто и может решить его проблему, то только Мудрец Васиштха.

Царь Дилипа знал, что не может взять с собой к мудрецу всю армию, так как это нарушит покой его ашрама. Поэтому они вместе с царицей отправились одни. Мудрец был очень счастлив видеть царя и царицу. Он приветствовал царскую чету, предложив им фрукты и молоко. После того, как царь с царицей перекусили, Мудрец Васиштха спросил: «Дилипа, какой приятный сюрприз! Ты пришёл спустя такое долгое время к тому же без армии и даже личной охраны. Ты выглядишь обеспокоенным… Всё нормально в твоём царстве?» Дилипа покачал головой и сказал: «С царством всё в порядке, господин! С руководством таких людей как ты, думаю, царству ничего не угрожает...» Мудрец Васиштха улыбнулся этим лестным словам: «Тогда в чём дело, Дилипа?» - мягко спросил он. Царь посмотрел на Судхакшину, которая с воодушевлением кивала головой. Глубоко выдохнув, царь продолжил: «Господин! Дело в том, что... С помощью жены я сделал лучшее, чтобы позаботиться о людях как царь… Но...» Мудрец Васиштха кивнул в то время как Судхакшина взяла слово: «Господин! Что же будет с нашим царством после нас, господин...» - сказала она с болью: «У нас нет детей, которые могли бы стать правителями после нас...»

Царь Дилипа посмотрел на мудреца и сказал: «Мы не можем просто так оставить наш народ без правителя, господин! Нам необходим наследник и мы должны хорошо обучить его...» Царица Судхакшина посмотрела на царя затем на мудреца и сказала: «Мы намеренно никому не причиняли зла, но всё ещё бездетны. Мы хотим знать причину этого, господин...» Мудрец Васиштха кивнув, закрыл свои глаза. Перед внутренним взором он проиграл всё что ему было известно о царе. А затем с помощью своей Брахман Шакти (внутренней силы) он понял, в чём было дело… Он открыл глаза, в то время как царь Дилипа и царица Судхакшина с ожиданием смотрели на него. Мудрец улыбнулся немного печально: «Это правда, царь и царица… Вы прожили образцовую жизнь… Но...» Нахмурившись, царь и царица переглянулись, а затем снова посмотрели на Мудреца. Мудрец произнёс: «Дилипа, помнишь ли ты как однажды отправился на небеса, чтобы помочь Индре в бою...» Царь нахмурился и произнёс: «Да, господин...»

Мудрец сказал: «Пока ты там находился, рядом с дворцом Индры была корова Камадхену...» Царь с изумлением заговорил: «Я никогда не знал этого...» Мудрец кивнул: «Да! В этом проблема… Понимаешь ли, Камадхену была там и ты проигнорировал её… Она почувствовала, что ты намеренно проигнорировал её...» Царь с тревогой покачал головой: «Нет...» Кивнув, мудрец воздел руки: «Спокойно!» И царь сразу притих. «Это из-за проклятия Камадхену вы всё ещё бездетны...» Царица Судхакшина ахнула, с тревогой глядя на царя. Затем она обернулась к Мудрецу: «Господин! Мой муж никогда бы не сделал такого намеренно...» Мудрец Васиштха терпеливо ответил: «Я верю тебе, моя царица… Но Камадхену очень разозлилась… Отсюда и проклятие...» Царица Судхакшина взглянула на мудреца: «Есть ли способ обратить проклятие?» Блеснув глазами, Мудрец Васиштха ответил с улыбкой: «На самом деле да!» Царь и царица с удивлением посмотрели на мудреца, а он продолжил: «У Камадхену есть дочь — Нандини и она живёт в моём ашраме...» Царь и царица огляделись но не увидели никакой коровы, а мудрец продолжил: «Прямо сейчас она в царстве Варуны...» Царь и царица были опечалены, а мудрец продолжил: «Я жду её с минуты на минуту...» Затем Мудрец с восторгом сказал: «Смотрите, вот и она! Нандини вернулась...»

Царь и царица с нетерпением обернулись и увидели величественную корову, входящую в ашрам. Мудрец продолжил: «Царь Дилипа и царица Судхакшина» - строго сказал он: «Заботьтесь о Нандини как о собственном ребёнке… Уверен, что если вы позаботитесь о ней, она устранит проклятие своей матери...» Царь с царицей посмотрели на Мудреца и упали к его ногам. Мудрец благословил их. Царская чета затем отправилась увидеть Нандини в её коровник. Они пали Нандини в ноги и царь, глядя на корову с любовью, сказал: «Я позабочусь о тебе, Нандини, так же как заботился бы о своих подданных...» «Я тоже...» - сказала царица. Царь с царицей остались в ашраме. Они отправили сообщение своим министрам чтобы те в это время присмотрели за царством. Царь с царицей вставали рано утром. Царица почитала корову. Царь затем выводил её на прогулку в то время как царица чистила коровник. Затем царь мыл корову и выводил её пастись. Несмотря на то, что был царём, Дилипа не считал это чем-то не подобающим. На самом деле это доставляло ему удовольствие. Царь гордился и тем, что его жена, которая была царевной Магадхи до того, как он женился на ней, с таким удовольствием чистит коровник.

Царь Дилипа везде следовал за коровой. Он всегда кормил её досыта. Царь Дилипа спал там же, где и корова и ел то же, что и она и очень хорошо заботился о ней. Когда царь и Нандини возвращались в ашрам, царица снова проводила обряды почитания и заботилась о ней вплоть до её отхода ко сну… Так прошли 21 день… На двадцать второй день после того, как царица Судхакшина закончила молитвы, царь и Нандини вышли за пределы ашрама. Однако в тот день корова не пошла по привычному маршруту. Она направилась в дальний лес и не остановилась даже и там. Она уходила всё дальше и дальше. Дилипа был бдителен, идя за ней. Нандини остановилась у прекрасного дерева. Она начала там пастись. Царь Дилипа наслаждался красотой леса, когда вдруг услышал громкий рык. Расширенными от ужаса глазами царь видел, как огромный лев собирается наброситься на Нандини. Царь устремился к луку и стрелам и к своему удивлению — не мог даже поднять руки! Царь был ещё более ошеломлён когда лев заговорил с ним: «Царь! Отступи! Это моя обязанность — защищать это дерево! Я убью эту корову, которая ранит это дерево...» Царь оцепенел от удивления и медленно проговорил: «Кто ты? В чём дело?»

Лев снова заговорил: «Это любимое дерево Богини Парвати… Она очень расстроится если кто-либо заденет это дерево, поэтому она отправила меня защищать его… Теперь сюда пришла эта корова и я убью её...» Царь всё ещё не способный дотянуться до оружия, медленно заговорил: «Пожалуйста, не делай этого...» - сказал в отчаянии царь: «Моя работа — защищать эту корову… С ней ничего не должно произойти… Пожалуйста, прости корову, если она причинила какой-либо вред дереву, пожалуйста...» Лев покачал головой: «Нет… царь, ты забываешь, что я — лев… Мой долг — охотиться на других животных… Если я просто позволю любому животному просто так уйти… Я тогда останусь без еды...» Царь быстро обдумал это и заговорил: «Послушай лев, царь джунглей… послушай меня… Если тебе нужна еда, то я здесь… Отпусти корову… Вместо этого ты можешь съесть меня...» - честно сказал царь. Лев почти рассмеялся: «Ты пожертвуешь собой ради коровы?» Царь кивнул: «Я — царь… я защищаю не только людей, но и любого кто приходит ко мне за защитой… Эта корова — моя ответственность… Пожалуйста, съешь меня вместо неё, отпусти корову...» Озадаченный лев посмотрел на царя и снова заговорил: «Царь Дилипа, послушай меня… Мудрец Васиштха не будет несчастлив, если ты скажешь ему, что я съел корову… Ты всё ещё можешь спасти свою жизнь...» Царь твёрдо покачал головой: «Пожалуйста, возьми меня и отпусти корову...»

Лев оценил твёрдость царя и наконец согласился: «Хорошо, царь, я съем тебя и отпущу корову...» Лев был готов наскочить, а царь закрыл глаза. Он знал, что пришёл его конец. Но он не слишком беспокоился… Он всё сделал правильно… Он знал, что Судхакшина всё поймёт. Она будет править вместо него… Единственным сожалением царя было только то, что царство останется без наследника… Но сейчас он ничего не мог с этим поделать… Царь открыл глаза, когда ощутил гирлянду цветов на своих плечах. К своему удивлению он увидел, что лев исчез. Царь с тревогой огляделся в поисках Нандини и увидел, что она спокойно смотрит на него, улыбаясь. Царь успокоил своё дыхание и вздохнул… Он должен быстро отвести Нандини домой… Он также обнаружил, что может двигаться. Именно тогда Нандини заговорила… «Я довольна твоей преданностью, царь… Твоё чувство долга восхищает меня… Ты был готов пожертвовать собой ради любого, кто находится под твоей защитой… Я удовлетворена этим...» Царь был сбит с толку, а Нандини продолжила: «Всё что ты здесь видел, было Майей — иллюзией — иллюзией, созданной мной, чтобы испытать тебя… Рада сообщить, ты прошёл испытание...»

Царь горячо смотрел на Нандини, а она улыбалась: «Да! Возвращайся домой вместе со своей царицей, Дилипа. Проклятие моей матери снято… У тебя родится сын, которым будет восхищаться весь мир...» Царь поклонился Нандини. Тем вечером они вернулись в ашрам и царь всё рассказал царице. Они отдали почести Нандини. На следующий день с разрешения Мудреца Васиштхи, они отправились обратно в царство… Вскоре Судхакшина родила прекрасного мальчика — Рагху. Рагху был также превосходным правителем и выдающимся человеком, как и отец. У Рагху был сын Айя. Сын Айю был Дасаратха. У Дасаратхи было четыре сына — Рама, Лакшмана, Бхарата и Шатругхана — герои Рамайяны. Рагху, сын Дилипы был настолько велик, что дал имя целой династии… Даже и сейчас Раму иногда называют Рагхувамши, что означает «из рода Рагху»...

перевод Ирины Смирновой

https://www.sairam.ru/topic/12179/?page=3&tab=comments#comment-174797





Комментариев нет:

Отправить комментарий