Глава 13 - Жертвоприношение началось
На следующий год, когда наступила весна , царь, желая завершить жертвоприношение ради наследника, воздал должное Шри Васиштхе, смиренно поприветствовав его в соответствии с предписанным законом, и обратился к этому великому брахману с покорностью, сказав:
“О Великий Мудрец, будь рад завершить священную церемонию в соответствии со священной традицией. Пусть это будет сделано так, чтобы не было никакого вмешательства. Ты сострадателен, и твое сердце благоволит мне. Ты также мой Гуру, бремя жертвы должно быть возложено на тебя".
Самый превосходный мудрец ответил: “Да будет так. Я сделаю так, как ты хочешь”.
В дальнейшем Шри Васиштха призвал тех брахманов, которые могли совершать священные ритуалы, а также ремесленников, архитекторов, писателей, актеров и танцоров.
Обращаясь к ученым священникам, он сказал: “По повелению царя, совершите великое жертвоприношение. Доставьте тысячи кирпичей сюда со всей скоростью и возведите множество видов жилищ, хорошо оборудованных, снабженных едой и всеми удобствами для размещения царских и других гостей. Подготовьте сотни красивых домов на подходящих участках вместе с провизией и всем необходимым для брахманов; возведите также большие здания для людей из других стран и храните еду и предметы комфорта там, где это лучше всего сделать. Для сельских жителей должны быть построены прекрасные и хорошо оборудованные дома. Обеспечьте, чтобы гостеприимство в виде еды и напитков оказывалось с вежливостью и добротой. Тех, кто присутствует на жертвоприношении, следует встречать с уважением и вниманием, принимая подобающим образом, в соответствии с их кастой. Пусть никому не будет нанесено оскорбление из-за жадности, гнева или похоти. Пусть к мастерам и слугам относятся должным образом, чтобы их сердца были сосредоточены на своей задаче, и пусть никто не действует разрушительно. Относитесь ко всем в духе доброй воли и вежливости, чтобы работа могла быть успешно выполнена”.
Люди выслушали святого мудреца и ответили: “Мы будем действовать в соответствии с твоими указаниями, о Мудрец, ничто не должно быть упущено”.
Затем Шри Васиштха вызвал главного министра Сумантру и сказал: “Разошлите приглашения на жертвоприношение всем праведным царям земли, а также браминам, кшатриям, вайшьям и шудрам каждой страны, но сначала обратитесь к великому Правителю Митхилы, героическому Джанаке, выдающемуся воистину, величайшему из воинов и знатоку Вед, поскольку он является древним союзником царя Дашаратхи. После этого приведите всегда правдивого царя Каши, образцового поведения, равного богу; а затем престарелого и добродетельного царя Кайкеи, тестя нашего государя, и пригласите также его сына. Позовите счастливого царя Ломападу из Анги, близкого друга Царя, и приведите сюда, с уважением, Кошалу, Царя Магадхи.
“После этого пошлите гонцов к царям восточных стран Синдху, Суривы и Сураштры, а также к монархам юга с другими великими царями земли; пусть они придут со своими братьями, родственниками, и слугами”.
Услышав слова Шри Васиштхи, Сумантра выполнил данные им инструкции, разослав приглашения специальными посланниками монархам многих стран, сам отправившись сопровождать некоторых великих царей.
”Сумантра ушел, и все работники, занятые жертвоприношением, сообщили святому мудрецу о своих успехах, и он посоветовал им продолжить, сказав: “Пусть ничто не преподносится никому без должного уважения, даже в шутку; подарки, преподнесенные с презрением, ведут к уничтожению дарителя”.
Несколько дней спустя цари издалека прибыли в жертвенный павильон, неся дары из драгоценных камней.
Тогда Шри Васиштха, довольный, сказал: “О царь, по твоему повелению все цари пришли и были приняты мной с должным гостеприимством. Подготовка к жертвоприношению завершена, будьте любезны войти в жертвенный павильон и осмотреть предметы, необходимые для церемонии. Посмотрите, как хорошо ваши слуги обставили все необходимое и удовлетворили каждое ваше желание”.
По рекомендации Мудреца Васиштхи и Ришьяшринги царь Дашаратха отправился на жертвенную площадку в благоприятное время, когда восходила благоприятная звезда. Затем ученые брамины и Шри Васиштха избрали Ришьяшрингу главным жрецом.
Жертвоприношение началось в соответствии с древним таинством, и царь со своими царицами приступил к предварительным посвящениям.
Chapter 14 - Церемония проводятся с соответствующими обрядами
Обойдя весь мир в течение года, конь вернулся, где на берегу реки Сараю продолжалось жертвоприношение царя Дашаратхи. Первосвященники под руководством Ришьяшринги помогали царю в соблюдении ритуалов. Брахманы, изучавшие древнюю науку, также исполняли обязанности и помогали царю в соответствии с инструкциями, изложенными в Кальпа-сутре.
Две особые части жертвоприношения Праваргья и Упасада были должным образом соблюдены; затем брамины с радостью поклонялись богам. Прославленный мудрец совершил определенные ритуалы и предложил Индре часть причитающейся ему жертвы. После этого все приняли сок сомы, который уничтожает всякий грех.
Благородный царь должным образом провел третью часть церемонии с помощью святых браминов. В жертвоприношении не было пропущено ни одного приношения, и ни одно из них не было ошибочно принесено в священный огонь. Все, что было сделано, было правильно выполнено под наблюдением мудрецов.
Во время жертвоприношения ни один брамин не испытывал голода или жажды. Присутствовало бесчисленное множество священников, и с каждым были сотни учеников. Рабочие, слуги и представители других классов пировали, как брамины, а монахи и аскеты были обеспечены в изобилии.
Старикам, детям и женщинам подавали все, что они хотели съесть, и те, кто прислуживал им, действовали охотно и приятно.
По приказу царя одежда, деньги и другие подарки были свободно розданы с неизмеримой щедростью. Можно было увидеть горы приготовленной и сырой пищи, и каждый мог получить то, что ему требовалось, в соответствии со своими потребностями. Мужчин и женщин из многих стран ежедневно угощали едой и напитками. Со всех сторон царь слышал восклицания “Какая вкусная еда, мы вполне довольны”.
Слуги, великолепно одетые и носящие золотые серьги, прислуживали браминам, в то время как другие, украшенные драгоценностями, служили другим кастам.
В промежутке между двумя частями жертвоприношения красноречивые и образованные ученые мужи обсуждали метафизические проблемы и соперничали друг с другом в проявлении мудрости и проницательности.
День за днем обряды жертвоприношения совершались учеными и святыми священниками. Не было никого, кто помогал бы в священном ритуале, кто был бы неграмотен или незнаком с Ведами.
Каждый слуга царя был вдохновлен возвышенными принципами, и все они были очень красноречивы и глубоко сведущи в Священных Писаниях.
На месте жертвоприношения было установлено восемнадцать деревянных столбов, каждый из которых был сделан из разных пород дерева. Жрецы, искусные в искусстве жертвоприношений, покрывали их золотом. Каждая из восемнадцати колонн была высотой двадцать один фут, отполированная и восьмигранной формы, и все они были прочно закреплены в земле и покрыты вышитыми тканями. Кроме того, они были украшены сандаловым деревом и цветами и выглядели так же красиво, как созвездие семи мудрецов на небе. Жертвенные ямы были сооружены мастерами-каменщиками, а огонь разожжен браминами.
Жертвенная яма, приготовленная для царя Дашаратхи, была выполнена в виде огромного золотого орла с крыльями, украшенными драгоценными камнями.
Животные, которые должны были быть принесены в жертву каждому конкретному божеству, были связаны в соответствии с предписаниями Священных Писаний. Там были птицы, змеи и лошади, и, согласно традиции, главный жрец связывал водных животных, таких как черепахи, в жертвенном павильоне. Триста животных и лошадь, которая бродила по земле, были собраны вместе.
Царица Каушалья радостно почтила коня, прежде чем совершить жертвоприношение тремя ударами меча. Побуждаемая праведным желанием, царица Каушалья провела ночь, наблюдая за мертвым телом лошади, затем жрецы заставили служанок царя и куртизанок подойти к нему.
Дваждырожденный с подавленными чувствами приготовил жир лошади на огне в порядке, предписанном шастрой. Царь Дашаратха, вдыхая запах, исходящий от жира, признал и искупил свои грехи. Шестнадцать помощников жрецов подносили части лошади в огонь ложками, сделанными из тростника, дерево плакша использовалось в других жертвоприношениях. При жертвоприношении лошади в течение трех дней соблюдаются особые ритуалы: в первый день совершается Агнистона, во второй день-обряд Уктха, в третий день-обряд Атиратра. Также соблюдаются великие жертвоприношения, называемые Джйотиштома, Агништона, Атиратас, Абхиджит, Вишнаджит и Апторьяма.
Царь Дашаратха, основатель своей династии, по завершении жертвоприношения отдал четыре части своего царства в качестве дакшины четырем священникам. Царь раздавал милостыню, следуя великому примеру древнего Сваямбхуману. Когда жертвоприношение было завершено, этот великий монарх отдал большие части земли в качестве милостыни священникам, исполняющим обязанности, и, наконец, этот великодушный государь даровал все царство помогающим священникам.
Затем святые брамины обратились к этому безгрешному монарху, сказав: “О Господь людей, мы не в состоянии защищать и управлять этой огромной империей, ибо мы посвятили себя святому изучению. Поэтому, о Великий царь, мы возвращаем тебе эти земли, даруй нам взамен какой-нибудь меньший дар, будь то драгоценные камни, золото или монеты, чтобы помочь нам в наших отшельничествах".
Обратившись таким образом к ученым браминам, царь даровал им сто миллионов золотых монет и четыреста миллионов серебряных монет. Затем помогающие священники положили все царские дары перед святыми мудрецами Васиштхой и Ришьяшрингой и попросили их раздать их.
Каждый получил свою справедливую долю, и священники были очень довольны и вполне удовлетворены. Царь раздал золотые монеты тем, кто пришел посмотреть на жертвоприношение, и десять миллионов золотых монет были розданы другим присутствовавшим в то время браминам. Нищенствующий попросил браслет с бриллиантами, который носил сам царь, и он был ему щедро дарован.
Видя, что брахманы полностью удовлетворены, царь Дашаратха с великой радостью снова и снова кланялся им.
Затем дваждырожденные даровали свои благословения царю, который был чрезвычайно великодушен и доблестен, и который приветствовал их, распростершись на земле.
Так завершилась великая жертва, средство уничтожения греха и достижения небес, которую едва ли могли совершить другие монархи.
Затем царь обратился к Ришьяшринге и сказал: “О Ты, обладающий великой и добродетельной решимостью, скажи мне, что еще я должен сделать, чтобы быть благословленным наследником?”
Мудрец Ришьяшринга ответил: “О царь, ты будешь благословлен четырьмя сыновьями, которые увековечат царский род”.
Глава 15 - Шри Вишну решает воплотиться
Мудрый Ришьяшринга, сведущий в Священных Писаниях, некоторое время медитировал, а затем обратился к царю Дашаратхе со словами:
“О царь, я совершу жертвоприношение Путтатрести, о котором говорится в Атхарва Веде, которое поможет тебе в твоих усилиях обрести сына”.
Затем мудрец начал жертвоприношение и вылил подношения в священный огонь, под пение ведических мантр.
Небесные существа, гандхарвы, сиддхи и мудрецы собрались, чтобы получить свою долю жертвоприношения. После жертвоприношения все они подошли к Шри Брахме, Господу человечества, и со сложенными ладонями обратились к нему:
Они сказали: “О Благословенный Господь, будучи облагодетельствован тобой, Асура Равана, постоянно беспокоит нас, беспомощных, так как ты даровал ему великие блага, и мы вынуждены терпеть его ужасное угнетение.
“Этот Повелитель Ракшасов преследовал три мира и, свергнув стражей земли, он даже смирил самого Индру. Провоцируя мудрецов, созерцателей, брахманов и богов, он даже управляет солнечными лучами и силой ветра, даже океан в его присутствии неподвижен. При его приближении, о Благословенный Господь, мы приходим в ужас. О Податель Благодеяний, будь доволен тем, чтобы привести его к гибели”.
Услышав эти слова, Брахма некоторое время размышлял и ответил: “Я разработал план убийства этого злого тирана. Раване было даровано, что ни один гандхарва, якша или дэва не сможет убить его, но, считая человека бесполезным, он не просил, чтобы его сделали неуязвимым по отношению к нему; поэтому никто, кроме человека, не может его уничтожить”.
Эти слова, произнесенные Шри Брахмой, наполнили небесных и других существ радостью.
В это время в том месте появился бессмертный Вишну с раковиной, диском и булавой, Владыка всего мира, облаченный в желтое одеяние. Обожаемый богами, он приблизился и занял свое место рядом со Шри Брахмой, затем все боги обратились к нему со словами:
“О Мадхусудана, ради блага всех существ мы умоляем Тебя родиться наследником в высшей степени праведного, милосердного и прославленного Мудреца Дашаратхи. Явись, о Господь, в образе четырех сыновей трем супругам этого великого царя. Спускаясь в человеческое тело, ты убиваешь Равану, бич вселенной, которого мы не в состоянии уничтожить. Этот невежественный Равана своей силой поражает дэвов, сиддхов и мудрецов. О Господь, этот нечестивый асура, резвящийся в саду Индры, убил бесчисленное множество нимф и гандхарвов. В компании с мудрецами мы обращаемся к Тебе, чтобы освободиться от этого гнета. Мы находим убежище в Тебе, Ты-наше единственное убежище! О Господь, мы умоляем Тебя родиться человеком, чтобы уничтожить врага людей и богов".
Так боги обратились к Шри Вишну, и Он, обожаемый миром, ответил тем, кто нашел в Нем убежище:
“О Дэвы, не бойтесь больше, да пребудет с вами мир. Ради вас я уничтожу Равану вместе с его сыновьями, внуками, советниками, друзьями и родственниками. Убив этого жестокого и злого асуру, причину страха божественных мудрецов, я буду править в мире смертных в течение одиннадцати тысяч лет”.
Так Шри Вишну даровал милость богам, а затем задумался о том, где на земле он должен родиться человеком.
Тогда лотосоокий Господь решил воплотиться в облике четырех сыновей царя Дашаратхи.
Небесные мудрецы, небесные музыканты и нимфы восхваляли Господа, говоря: “О Вселенский Владыка, уничтожь нечестивого асуру, который высокомерен, могущественен и тщеславен, врага Индры и бич аскетов и благочестивых людей, того, кто вселяет ужас в каждое сердце, вызывая всеобщую скорбь.
“Уничтожь, о Господь, это могущественное существо вместе с его армией, генералами, родственниками, друзьями и последователями, устрани причину мирового горя и затем вернись в свою совершенную обитель".
Глава 16 - Шри Вишну решает воплотиться в образе четырех сыновей царя Дашаратхи
Всеведущий Господь, Шри Нараяна, выслушал хвалу, возносимую богами, и, воздавая им почести, произнес слова, приятные для них.
Он сказал: “О Дэвы, каким образом может быть убит Царь Асуров, этот шип в боку святых людей?”
Боги единодушно ответили нетленному Господу, взывая: “Ты воплотишься в образе человека и убьешь его в открытом бою. О Победитель Твоих врагов, Равана долгое время практиковал аскезы, с помощью которых он завоевал благосклонность почитаемого во всем мире Брахмы. Это божество даровало ему дар, благодаря которому он стал неуязвим для всех, кроме человека. Считая человека никчемным, он не боится его. Благо, дарованное ему Шри Брахмой, сделало его высокомерным, и он несет разрушение трем мирам и похищает женщин насилием. Поэтому, о Господь, только человек может вызвать его смерть”.
Услышав слова богов, Шри Вишну решил выбрать царя Дашаратху своим отцом.
В то время прославленный царь Дашаратха, убийца своих врагов, начал наблюдать за жертвоприношением, чтобы получить наследника. Шри Вишну, приняв решение появиться в человеческом облике и завершив свои преклонения перед Шри Брахмой, исчез.
Тотчас же из жертвенного огня царя Дашаратхи под звуки, напоминающие бой барабана, вышло великое Существо безграничного великолепия, с сияющим ликом, одетое в красное и волосатое, как лев. С благоприятными знаками и украшенный прекрасными украшениями, он был ростом с вершину горы. Шагая смело, как лев, его фигура сияла, как огонь. В обеих руках он нес, как возлюбленный супруг, золотой сосуд с серебряной крышкой, наполненный пайасой.
Это великое Существо обратилось к царю со словами: “О царь, я происхожу из Праджапати. Царь, склонившись со сложенными ладонями, ответил: “Добро пожаловать, о Господь, какие у тебя приказания для меня?”
Тогда Существо ответило: “Прими плод твоей жертвы! О Вождь людей, прими это блюдо пайасу, приготовленное богами, оно принесет тебе сыновей и увеличит твою силу. Пусть его съедят твои супруги, а затем они подарят тебе наследников, ради которых ты совершил жертвоприношение”.
Царь принял пищу, содержавшуюся в золотом сосуде, приготовленном богами, и благоговейно поднес ее ко лбу. Получив божественную трапезу, он радовался, как нищий, обретению богатства.
Тотчас же это чудесное и блистательное существо исчезло, предложив царю освященную пищу.
Весть об этом великом событии вызвала у супруг царя Дашаратхи крайний восторг, и они казались такими же сияющими, как лучи луны, освещающие осеннее небо.
Войдя в личные покои, царь обратился к царице Каушалье со словами: “Возьми эту пищу и прими ее, чтобы у тебя мог родиться сын”.
После этого монарх отдал половину блюда царице Каушалье, а одну треть-царице Сумитре. Затем он отдал восьмую часть пайасы царице Кайкейи, а остальное, поразмыслив, царице Сумитре. Таким образом, царь разделил блюдо с пайасой между тремя своими супругами.
Приняв пищу, прекрасные царицы были вне себя от радости и считали себя самыми счастливыми.
Съев пайасу, поданную им царем, царицы вскоре забеременели, их чрева сияли, как огонь на солнце.
Прославленный властелин, увидев, что утробы его супруг оживились и что его великое желание вот-вот исполнится, был исполнен высшей радости, как Шри Вишну, которому поклоняются боги и совершенные существа в небесной области.
Перевод Ирины Смирновой
https://www.sairam.ru/topic/12179/?page=6&tab=comments#comment-175504
Комментариев нет:
Отправить комментарий