Необыкновенная сила Гаятри Мантры
Om Bhur Bhuvah Suvaha Tat Savitur Varenyam Bhargo Devasya Dheemahi Dhiyo Yo Nah Prachodayaat | Ом Бхур Бхавах Суваха Тат Савитур Вареньям Бхарго Девасья Дхимахи Дхийо Йо Нах Прачодайат |
Послушать Мантру - Аудио MP3 (размер 188 Kb) |
ПЕРЕВОД
Мы сознаем славу Господа, Творца Вселенной, достойного поклонения, воплощения высшего знания и духовного света, устранителя всех пороков и неведения. Да озарит Он наше сознание.
Пусть Высочайший Свет, который освещает три мира, озарит и наш разум и направит лучи нашего разума на путь праведности.
Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту.
О, Божественная Мать, наши сердца окутаны темнотой. Удали эту тьму от нас и помоги божественному Свету озарить нас.
Пусть Высочайший Свет, который освещает три мира, озарит и наш разум и направит лучи нашего разума на путь праведности.
Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту.
О, Божественная Мать, наши сердца окутаны темнотой. Удали эту тьму от нас и помоги божественному Свету озарить нас.
ПОЯСНЕНИЯ
Источник: Сатья Саи Баба
Беседа 23.08.1995, Прашанти Нилаям
Беседа 23.08.1995, Прашанти Нилаям
Воплощения любви!Сегодня человек ведёт жизнь, всецело посвященную мирским заботам. По причине привязанности к телу, он забывает свою истинную природу, полностью погружаясь в заботы о теле и считая материальный комфорт целью жизни. Это то, чем занимаются люди изо дня в день.
Знакомясь с человеком, обычно спрашивают: "Кто вы?" Отождествляя себя с телом, он называет своё имя. В ответ на дальнейшие расспросы он говорит, что он врач, или фермер, или студент и тому подобное. Если о нем хотят узнать больше, он отождествляет себя с национальностью, называя себя американцем, индийцем, пакистанцем и т.д. Если глубоко вникнуть в эти ответы, станет ясно, что ни один из них не является истиной. Имя дали родители. Человек не рождается с именем. Отождествление с профессией тоже неверно, ибо человек — это не профессия.
Так какова же правда об этом человеке? "Я есть Атман. Это моя истинная сущность". Вот правда. Но люди даже в глубине души, а не только при формальном знакомстве, с легкостью отождествляют себя со своими именами, профессиями и национальностями и не строят свою жизнь на основе Атмана. Ни один шофёр не считает себя машиной. А между тем, тело — это машина, а Атман — водитель. Забывая о своей главной роли "водителя", человек считает себя телом, которое на самом деле лишь средство передвижения. Эта истина кратко и выразительно дана в Гаятри-мантре.
Знакомясь с человеком, обычно спрашивают: "Кто вы?" Отождествляя себя с телом, он называет своё имя. В ответ на дальнейшие расспросы он говорит, что он врач, или фермер, или студент и тому подобное. Если о нем хотят узнать больше, он отождествляет себя с национальностью, называя себя американцем, индийцем, пакистанцем и т.д. Если глубоко вникнуть в эти ответы, станет ясно, что ни один из них не является истиной. Имя дали родители. Человек не рождается с именем. Отождествление с профессией тоже неверно, ибо человек — это не профессия.
Так какова же правда об этом человеке? "Я есть Атман. Это моя истинная сущность". Вот правда. Но люди даже в глубине души, а не только при формальном знакомстве, с легкостью отождествляют себя со своими именами, профессиями и национальностями и не строят свою жизнь на основе Атмана. Ни один шофёр не считает себя машиной. А между тем, тело — это машина, а Атман — водитель. Забывая о своей главной роли "водителя", человек считает себя телом, которое на самом деле лишь средство передвижения. Эта истина кратко и выразительно дана в Гаятри-мантре.
НАША ЖИЗНЬ - ЭТО ТРЁХЭТАЖНЫЙ ДОМ
Есть три уровня отношения преданного к Божественному. "Деха будхьятх дасохам" (с точки зрения тела, я — Твоё орудие, Твой слуга). "Джива будхьятх твадамсах" (с точки зрения дживы, индивидуальной души, я — Твой отблеск, Твоя искра). " Атмабудхьятх твамева-ахам" (на уровне Атмана я — это Ты). Когда индивидуум рассматривает самого себя с точки зрения Атмана, то он — тождественен Богу. "Ты — это я, и я — это Ты".
Таким образом, у каждого человека есть три аспекта. Сама наша жизнь — это трёхэтажный дом. Стадия брахмачаръи (целомудрия и ученичества) — это фундамент дома. Далее следует первый этаж, грихастха, семейная мирская жизнь. Второй этаж — это ванапрастха (уединенная и аскетичная жизнь вне семейных уз). И последний период, саньяса, или отречение, образует третий этаж. Итак, брахмачарья — это фундамент для всех трех ступеней жизни. Прочность и надежность трех этажей зависят от крепости фундамента, то есть брахмачарьи. Брахмачарья — основная опора здания жизни.
К сожалению, люди забыли об этом жизненно важном факте. Им довольно одной надстройки. Но если фундамент слаб, здание может рухнуть в любой момент. Если вы хотите порадоваться виду дерева с его цветами и плодами, вам придется позаботиться о корнях. Невидимый фундамент — основа видимого здания. Невидимые корни — основа видимой кроны. Так и неуловимая прана (дыхание жизни, или жизненная сила) — основа видимого тела. У праны нет формы, а у тела есть форма. Существует, однако, атмический принцип, благодаря которому и может действовать прана. Прана способна активизировать тело, Так как Атман сообщает ей силу. Само тело по природе своей инертно. Оно состоит из различных материальных субстанций.
Таким образом, у каждого человека есть три аспекта. Сама наша жизнь — это трёхэтажный дом. Стадия брахмачаръи (целомудрия и ученичества) — это фундамент дома. Далее следует первый этаж, грихастха, семейная мирская жизнь. Второй этаж — это ванапрастха (уединенная и аскетичная жизнь вне семейных уз). И последний период, саньяса, или отречение, образует третий этаж. Итак, брахмачарья — это фундамент для всех трех ступеней жизни. Прочность и надежность трех этажей зависят от крепости фундамента, то есть брахмачарьи. Брахмачарья — основная опора здания жизни.
К сожалению, люди забыли об этом жизненно важном факте. Им довольно одной надстройки. Но если фундамент слаб, здание может рухнуть в любой момент. Если вы хотите порадоваться виду дерева с его цветами и плодами, вам придется позаботиться о корнях. Невидимый фундамент — основа видимого здания. Невидимые корни — основа видимой кроны. Так и неуловимая прана (дыхание жизни, или жизненная сила) — основа видимого тела. У праны нет формы, а у тела есть форма. Существует, однако, атмический принцип, благодаря которому и может действовать прана. Прана способна активизировать тело, Так как Атман сообщает ей силу. Само тело по природе своей инертно. Оно состоит из различных материальных субстанций.
ТРИ РОДА СИЛ В ЧЕЛОВЕКЕ
Первая строка Гаятри-мантры — "Ом Бхур бхувах суваха". Считается, что мантра обращена к трем мирам — земному, "срединному" и небесному — сварге, обители богов. Бху относится к телу. Оно состоит из панча бхутас (пяти великих первоэлементов). Эти элементы образуют пракрити (природу). Между природой и телом существует тесная связь. Одни и те же элементы присутствуют и в природе, и в теле. Бхувах — это прана шакти (жизненная сила), дающая жизнь телу. Но даже при наличии жизненной силы тело не может существовать, если нет джняны (высшего сознания). Об этом сказано в Ведах: "Праджнянам Брахма" (Постоянное целостное осознание это Брахман). Именно благодаря присутствию праджняны жизненная сила способна одушевлять тело. Само тело является инертной материей. Жизненная сила действует в теле как вибрация. Вибрация черпает силу из праджняны, проявляющейся в виде излучения.
Таким образом, в человеке сочетаются тело, жизненная сила и праджняна. Весь космос в миниатюре присутствует внутри человека. Благодаря этим трем компонентам мы способны видеть космос и воспринимать всё многообразие мира. Все силы — внутри нас. Всё внешнее — отражение внутреннего существа.
Из этого следует, что настоящее человеческое естество (манаватвам) — это дайватвам (божественность). Поэтому Веды и провозгласили, что божество является в человеческой форме. Каждый человек по природе божественен, но из-за привязанности к телу он считает себя просто обычным человеком.
Каким образом это человеческое тело одушевляется жизненной силой? Откуда эта сила берется? Она возникает из Атма-шакти (силы истинного "Я")., Жизненная энергия производит всю свою работу, используя силу "Я".
Таким образом, в человеке сочетаются тело, жизненная сила и праджняна. Весь космос в миниатюре присутствует внутри человека. Благодаря этим трем компонентам мы способны видеть космос и воспринимать всё многообразие мира. Все силы — внутри нас. Всё внешнее — отражение внутреннего существа.
Из этого следует, что настоящее человеческое естество (манаватвам) — это дайватвам (божественность). Поэтому Веды и провозгласили, что божество является в человеческой форме. Каждый человек по природе божественен, но из-за привязанности к телу он считает себя просто обычным человеком.
Каким образом это человеческое тело одушевляется жизненной силой? Откуда эта сила берется? Она возникает из Атма-шакти (силы истинного "Я")., Жизненная энергия производит всю свою работу, используя силу "Я".
ТРИ АСПЕКТА ГАЯТРИ
Кто такая Гаятри! Гаятри - это вовсе не богиня. "Гаятри чандасам мата" (Гаятри ~ мать Вед). "Гаянтам траятхе итхи Гаятри" (Гаятри спасает того, кто читает мантру). Гаятри всегда присутствует там, где поётся мантра.
У Гаятри на самом деле три имени: Гаятри, Савитри, Сарасвати. Эти трое присутствуют в каждом. Гаятри символизирует чувства. Она — хозяйка над чувствами. Савитри — владычица праны (жизненной силы). Многим бхаратийцам известна легенда о Савитри, вернувшей к жизни своего мужа, Сатьявана. Савитри означает истину. Сарасвати — правящее божество вак (речи). Все три представляют собой трикарана шуддхи (чистоту мыслей, слов и дел). Хотя у Гаятри три имени, все три находятся у нас внутри как чувства (Гаятри), как сила речи (Сарасвати) и как жизненная сила (Савитри).
Гаятри описывают как пятиликую и потому один из её эпитетов — панчамукти. Может ли и вправду быть у кого-то пять лиц? Конечно, нет. В Рамаяне о Раване говорится, что у него десять голов. Если бы это было так, как он мог бы укладываться на своё ложе да и вообще передвигаться с места на место? В этом описании скрыто иносказание. Равану называют десятиголовым, потому что он освоил четыре Веды и шесть шастр.
Так же обстоит дело и с пятью ликами Гаятри. Эти "лица" означают следующее. ОМ (пранава, изначальный звук) — первое "лицо". В принципе пранавы отражена ашта-ишварья (восемь видов богатства). Второе лицо это "Бхур бхува суваха"', третье — "Тат савитур вареньям"; четвертое — "Бхарго девасья дхимахи", и пятое — "Дхийо ионах прачодайят". Когда Гаятри-мантра именно так и сознаётся при чтении, становится ясно, что все пять граней Гаятри присутствуют в каждом из нас.
У Гаятри на самом деле три имени: Гаятри, Савитри, Сарасвати. Эти трое присутствуют в каждом. Гаятри символизирует чувства. Она — хозяйка над чувствами. Савитри — владычица праны (жизненной силы). Многим бхаратийцам известна легенда о Савитри, вернувшей к жизни своего мужа, Сатьявана. Савитри означает истину. Сарасвати — правящее божество вак (речи). Все три представляют собой трикарана шуддхи (чистоту мыслей, слов и дел). Хотя у Гаятри три имени, все три находятся у нас внутри как чувства (Гаятри), как сила речи (Сарасвати) и как жизненная сила (Савитри).
Гаятри описывают как пятиликую и потому один из её эпитетов — панчамукти. Может ли и вправду быть у кого-то пять лиц? Конечно, нет. В Рамаяне о Раване говорится, что у него десять голов. Если бы это было так, как он мог бы укладываться на своё ложе да и вообще передвигаться с места на место? В этом описании скрыто иносказание. Равану называют десятиголовым, потому что он освоил четыре Веды и шесть шастр.
Так же обстоит дело и с пятью ликами Гаятри. Эти "лица" означают следующее. ОМ (пранава, изначальный звук) — первое "лицо". В принципе пранавы отражена ашта-ишварья (восемь видов богатства). Второе лицо это "Бхур бхува суваха"', третье — "Тат савитур вареньям"; четвертое — "Бхарго девасья дхимахи", и пятое — "Дхийо ионах прачодайят". Когда Гаятри-мантра именно так и сознаётся при чтении, становится ясно, что все пять граней Гаятри присутствуют в каждом из нас.
МОГУЩЕСТВО ГАЯТРИ-МАНТРЫ
Гаятри-мантра содержит все три аспекта, без которых немыслимо поклонение Богу: восхваление, медитацию и молитву. Первые девять слов "Ом-бхур-бхавах-суваха-тат-савитур-вареньям-бхарго-девасья" относятся к атрибутам Божественного. "Дхимахи" является аспектом медитации. "Дхийо йо пах прачодайат" — это молитва Господу. Эта мантра — молитва Богу с просьбой даровать все силы и таланты.
"Сарва рога ниварини Гаятри" (Гаятри избавляет от всех болезней). " Сарва дукха париварини Гаятри" (Гаятри отвращает все беды). "Сарва ванча пхалашри {Гаятри исполняет все желания). Гаятри дарует всё, что благотворно. Если постоянно читать эту мантру, появляются всевозможные силы и способности.
Поэтому не следует пренебрежительно относиться к Гаятри-мантре. Звук Гаятри неразрывно связан с самим процессом дыхания. Этот звук — напоминание о нашей истинной форме. В дыхании присутствуют вдох и выдох. В йога-шастре вдох называется пуракам, а выдох — речакам. Задержка дыхания носит название кумбакам. При вдыхании воздуха издается звук "С-о-о", при выдохе — "Хам-м-м": "сохам, со-хам". (Бхагаван продемонстрировал эти звуки, вдохнув и выдохнув). "Со" это "То". "Хам" это "я". "Я это То", "Я это Бог". Мы повторяем это при каждом вздохе. То же самое провозглашают Веды в своих изречениях: " Тат твам оси" (То ты есть), "Ахам Брахмаасми" (Я есть Брахман), "Айам Атма Брахма" (Истинное "Я" (Атман) есть Брахман).
"Сарва рога ниварини Гаятри" (Гаятри избавляет от всех болезней). " Сарва дукха париварини Гаятри" (Гаятри отвращает все беды). "Сарва ванча пхалашри {Гаятри исполняет все желания). Гаятри дарует всё, что благотворно. Если постоянно читать эту мантру, появляются всевозможные силы и способности.
Поэтому не следует пренебрежительно относиться к Гаятри-мантре. Звук Гаятри неразрывно связан с самим процессом дыхания. Этот звук — напоминание о нашей истинной форме. В дыхании присутствуют вдох и выдох. В йога-шастре вдох называется пуракам, а выдох — речакам. Задержка дыхания носит название кумбакам. При вдыхании воздуха издается звук "С-о-о", при выдохе — "Хам-м-м": "сохам, со-хам". (Бхагаван продемонстрировал эти звуки, вдохнув и выдохнув). "Со" это "То". "Хам" это "я". "Я это То", "Я это Бог". Мы повторяем это при каждом вздохе. То же самое провозглашают Веды в своих изречениях: " Тат твам оси" (То ты есть), "Ахам Брахмаасми" (Я есть Брахман), "Айам Атма Брахма" (Истинное "Я" (Атман) есть Брахман).
ГАЯТРИ ОБИТАЕТ В СЕРДЦЕ
Не воображайте, что Бог где-то далеко от вас. Он внутри вас. Вы это Бог. Люди хотят увидеть Бога. " Сатьям джнянам анантам Брахма" — гласят священные тексты. Истина это Бог. Мудрость это Бог. Бесконечность это Бог. Все три присутствуют повсюду. Истина, мудрость и бесконечность — за пределами времени и пространства. Истина — это то, что действительно во все времена, в прошлом, настоящем и будущем. Эта истина — Гаятри.
Гаятри, поэтому, пребывает в хридайе (сердце). Хри-дайя содержит слово дайя, означающее сострадание. В каждом сердце есть сострадание. Но в какой степени выражают его люди в повседневной жизни? В ничтожно малой. Везде и повсюду встречаешь гнев, зависть, тщеславие и ненависть. Эти пороки неестественны для человека. Они враждебны его природе.
Давно было отмечено, что существо, всецело доверяющее лишь уму — это демон. Тот, кто жив лишь нуждами тела — животное. Тот, кто следует Атману, истинному "Я", осенён божественностью. Тот, кто признаёт и тело, и ум, и истинное "Я" — человек. Человеческая суть — это сочетание тела, ума и Атмана. Человеку предназначен подъем к божественному, а не спуск в мир животных и демонов.
Гаятри, поэтому, пребывает в хридайе (сердце). Хри-дайя содержит слово дайя, означающее сострадание. В каждом сердце есть сострадание. Но в какой степени выражают его люди в повседневной жизни? В ничтожно малой. Везде и повсюду встречаешь гнев, зависть, тщеславие и ненависть. Эти пороки неестественны для человека. Они враждебны его природе.
Давно было отмечено, что существо, всецело доверяющее лишь уму — это демон. Тот, кто жив лишь нуждами тела — животное. Тот, кто следует Атману, истинному "Я", осенён божественностью. Тот, кто признаёт и тело, и ум, и истинное "Я" — человек. Человеческая суть — это сочетание тела, ума и Атмана. Человеку предназначен подъем к божественному, а не спуск в мир животных и демонов.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕУВЕРЕННОСТИ И ОБРЕСТИ ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ
Родители! Прямо с сегодняшнего дня начните рассказывать своим детям истории с "моралью". Вам всем известно, какой хаос царит сейчас в мире. Повсюду беспорядки и насилие. Не найти места, где люди чувствовали бы себя в безопасности. Где можно найти мир? Он внутри нас. Безопасность тоже внутри нас. Как устранить беспокойство и обрести безопасность? Есть только один способ: умерить желания. На языке древней мудрости Бхараты это называлось вайрагьей, отказом от привязанностей. Это вовсе не значит, что вы должны сбежать от семьи в лес. Это значит сокращение желаний. Если вы — глава семьи, ограничьте свои мирские запросы нуждами семьи. Если вы студент, пекитесь только об учёбе. Если вы — специалист в какой-то области, сосредоточьтесь на своих профессиональных интересах. Избавляйтесь от всех излишних притязаний. Практикуя чтение Гаятри-мантры, нужно сознавать, что всё заключено внутри и потому самое главное — это развивать уверенность в себе. У современного человека так много проблем оттого, что у него нет доверия к своему "Я". Духовный искатель неизбежно столкнется в пути с неприятностями, чинимыми шестью врагами - вожделением, гневом, жадностью, страстным увлечением, гордыней и завистью. Ему придется побороть их.
Студенты! Сегодня — самый подходящий день для того, чтобы поразмыслить о будущей безупречной жизни. Освятите своё тело верой в Бога. Не будь тела, вы не могли бы пользоваться умом и интеллектом. Чтобы достичь идеала, тело необходимо как инструмент. Его нужно держать в исправном состоянии. Поскольку тело - лишь инструмент, у него есть хозяин — это ваше "Я". Атман позволяет вашим чувствам функционировать. Атман — свидетель всему. Его иначе называют "Сознающим Я". Все Его "санкции" идут прямо от Божественного. Он - часть всеобъемлющего Бога. Каждое человеческое существо — искра Божественного. Так сказано в Гите. Человек божественен "по наследству", но склонен забывать о своем происхождении.
Поскольку в Гаятри-мантре воплощены все божественные силы, одной этой мантры достаточно, чтобы защитить человека, поющего её. Для молодежи она особенно необходима, являясь залогом ясного и благоприятного будущего. Сегодня вы студенты, а завтра - граждане и руководители. Вам нужно следить, чтобы ваши мысли были благородны и чисты. Об этом не следует забывать и родителям.
Студенты! Сегодня — самый подходящий день для того, чтобы поразмыслить о будущей безупречной жизни. Освятите своё тело верой в Бога. Не будь тела, вы не могли бы пользоваться умом и интеллектом. Чтобы достичь идеала, тело необходимо как инструмент. Его нужно держать в исправном состоянии. Поскольку тело - лишь инструмент, у него есть хозяин — это ваше "Я". Атман позволяет вашим чувствам функционировать. Атман — свидетель всему. Его иначе называют "Сознающим Я". Все Его "санкции" идут прямо от Божественного. Он - часть всеобъемлющего Бога. Каждое человеческое существо — искра Божественного. Так сказано в Гите. Человек божественен "по наследству", но склонен забывать о своем происхождении.
Поскольку в Гаятри-мантре воплощены все божественные силы, одной этой мантры достаточно, чтобы защитить человека, поющего её. Для молодежи она особенно необходима, являясь залогом ясного и благоприятного будущего. Сегодня вы студенты, а завтра - граждане и руководители. Вам нужно следить, чтобы ваши мысли были благородны и чисты. Об этом не следует забывать и родителям.
ЗНАЧЕНИЕ УПАНАЯМАМ
Только что завершилась церемония Упанаямам. Вы были посвящены в Гаятри-мантру. Теперь вы носите священный
шнур из трех нитей, связанных одним узелком. Эти три нити — Брахма, Вишну и Махешвара. Они также символизируют прошлое, настоящее и будущее. Упанаяма означает пребывание вблизи Бога. Близость к Богу поможет вам избавиться от дурных свойств и заменить их хорошими.
Студенты!Веды оставили нам три заповеди: чти мать как Бога, чти отца как Бога, чти учителя как Бога. Крепко запомните эти заветы. Благодарность родителям — ваш первый долг. Это один из уроков Шри Рамы.
Любите родителей и помните о Боге. Если вы радуете родителей и приносите им счастье, вся ваша жизнь станет счастливой.
Читайте Гаятри так часто, как только можете. Даже если вы поёте ее, моясь в ванне, ваше мытьё будет освящено. Повторяйте её и перед едой. Пища станет подношением Богу. Пусть ваша преданность Богу исходит из самой глубины сердца.http://www.sathyasai.ru/library/mantras/gayatri.htm
шнур из трех нитей, связанных одним узелком. Эти три нити — Брахма, Вишну и Махешвара. Они также символизируют прошлое, настоящее и будущее. Упанаяма означает пребывание вблизи Бога. Близость к Богу поможет вам избавиться от дурных свойств и заменить их хорошими.
Студенты!Веды оставили нам три заповеди: чти мать как Бога, чти отца как Бога, чти учителя как Бога. Крепко запомните эти заветы. Благодарность родителям — ваш первый долг. Это один из уроков Шри Рамы.
Любите родителей и помните о Боге. Если вы радуете родителей и приносите им счастье, вся ваша жизнь станет счастливой.
Читайте Гаятри так часто, как только можете. Даже если вы поёте ее, моясь в ванне, ваше мытьё будет освящено. Повторяйте её и перед едой. Пища станет подношением Богу. Пусть ваша преданность Богу исходит из самой глубины сердца.http://www.sathyasai.ru/library/mantras/gayatri.htm
Гаятри
ॐ ॐ ॐ БХАГАВАН о ТРЁХ АСПЕКТАХ ГАЯТРИ
~ Кто такая Гаятри! Гаятри - это вовсе не богиня. "Гаятри чандасам мата" (Гаятри ~ мать Вед). "Гаянтам траятхе итхи Гаятри" (Гаятри спасает того, кто читает мантру). Гаятри всегда присутствует там, где поётся мантра.
У Гаятри на самом деле три имени: Гаятри, Савитри, Сарасвати. Эти трое присутствуют в каждом. Гаятри символизирует чувства. Она — хозяйка над чувствами. Савитри — владычица праны (жизненной силы). Многим бхаратийцам известна легенда о Савитри, вернувшей к жизни своего мужа, Сатьявана. Савитри означает истину. Сарасвати — правящее божество вак (речи). Все три представляют собой трикарана шуддхи (чистоту мыслей, слов и дел). Хотя у Гаятри три имени, все три находятся у нас внутри как чувства (Гаятри), как сила речи (Сарасвати) и как жизненная сила (Савитри).
Гаятри описывают как пятиликую и потому один из её эпитетов — панчамукти. Может ли и вправду быть у кого-то пять лиц? Конечно, нет. В Рамаяне о Раване говорится, что у него десять голов. Если бы это было так, как он мог бы укладываться на своё ложе да и вообще передвигаться с места на место? В этом описании скрыто иносказание. Равану называют десятиголовым, потому что он освоил четыре Веды и шесть шастр.
Так же обстоит дело и с пятью ликами Гаятри. Эти "лица" означают следующее. ОМ (пранава, изначальный звук) — первое "лицо". В принципе пранавы отражена ашта-ишварья (восемь видов богатства). Второе лицо это "Бхур бхувах суваха"', третье — "Тат савитур вареньям"; четвертое — "Бхарго девасья дхимахи", и пятое — "Дхийо ионах прачодайят". Когда Гаятри-мантра именно так и сознаётся при чтении, становится ясно, что все пять граней Гаятри присутствуют в каждом из нас. ~
Сатья Саи Баба
из беседы 23.08.1995, Прашанти Нилаям
(http://www.sathyasai...ras/gayatri.htm)
~ Кто такая Гаятри! Гаятри - это вовсе не богиня. "Гаятри чандасам мата" (Гаятри ~ мать Вед). "Гаянтам траятхе итхи Гаятри" (Гаятри спасает того, кто читает мантру). Гаятри всегда присутствует там, где поётся мантра.
У Гаятри на самом деле три имени: Гаятри, Савитри, Сарасвати. Эти трое присутствуют в каждом. Гаятри символизирует чувства. Она — хозяйка над чувствами. Савитри — владычица праны (жизненной силы). Многим бхаратийцам известна легенда о Савитри, вернувшей к жизни своего мужа, Сатьявана. Савитри означает истину. Сарасвати — правящее божество вак (речи). Все три представляют собой трикарана шуддхи (чистоту мыслей, слов и дел). Хотя у Гаятри три имени, все три находятся у нас внутри как чувства (Гаятри), как сила речи (Сарасвати) и как жизненная сила (Савитри).
Гаятри описывают как пятиликую и потому один из её эпитетов — панчамукти. Может ли и вправду быть у кого-то пять лиц? Конечно, нет. В Рамаяне о Раване говорится, что у него десять голов. Если бы это было так, как он мог бы укладываться на своё ложе да и вообще передвигаться с места на место? В этом описании скрыто иносказание. Равану называют десятиголовым, потому что он освоил четыре Веды и шесть шастр.
Так же обстоит дело и с пятью ликами Гаятри. Эти "лица" означают следующее. ОМ (пранава, изначальный звук) — первое "лицо". В принципе пранавы отражена ашта-ишварья (восемь видов богатства). Второе лицо это "Бхур бхувах суваха"', третье — "Тат савитур вареньям"; четвертое — "Бхарго девасья дхимахи", и пятое — "Дхийо ионах прачодайят". Когда Гаятри-мантра именно так и сознаётся при чтении, становится ясно, что все пять граней Гаятри присутствуют в каждом из нас. ~
Сатья Саи Баба
из беседы 23.08.1995, Прашанти Нилаям
(http://www.sathyasai...ras/gayatri.htm)
Комментариев нет:
Отправить комментарий