Преданность Суббаммы
Это была удивительная женщина, наделенная добродетелями, глубочайшей преданностью и любовью к юному Сатье. Ей суждено было сыграть решающую роль в игре Саи, которая разворачивалась в далекие годы Его детства и юности. Она занимала в сердце Саи особое место и Он называл её второй матерью. Выполнив свою большую миссию она ушла, чтобы навсегда слиться со вселенской формой своего любимого Сатьи
В Путтапарти была великая преданная по имени Суббамма, жена каранама, богатая и благородная. У нее не было детей. Все, что ей принадлежало, она щедро раздавала всем и каждому с чувством: «Я лишь делюсь со своими ближними тем богатством, которое мне дал Бог». Она обычно проводила время в таких священных размышлениях. Заметив Меня, она звала: «Сатья! Сатья!» и бежала ко Мне. Но Я не сразу шел к ней, и тогда она со смирением умоляла: «Дорогой, почему бы тебе не зайти к нам?» Я обычно отвечал: «Я не нищий, чтобы заходить в твой дом без приглашения. Если ты пригласишь Меня, Я приду, в противном случае, нет». Однажды Суббамма позвала Меня и сказала: «Раджу, сегодня я приготовила досы. Пожалуйста, зайди к нам и поешь немного». В то время такая еда как досы и иддли (блины и лепешки) не была доступна в каждом доме. Такое готовили у себя только богатые люди. Я сказал Суббамме: «Я не могу оставить детей и прийти один, чтобы поесть у тебя досы». Бедняжка, тогда она приготовила досы для всех детей.
Однажды все мы пришли в дом Суббаммы. Она была очень благочестивой хозяйкой и широкомыслящей дамой. Но тогда она была не готова к нашему визиту и несколько смутилась, увидев столько детей. А потом попросила Меня: «Раджу, очень хорошо, что ты привел ко мне детей. Но я ничего не приготовила и мне нечего вам предложить. Пожалуйста, приходите завтра. Я кое-что приготовлю и смогу вас угостить». На следующий день она приготовила Мое любимое блюдо, а именно, суп из «питики бедалу»[1]. И все дети вместе со Мной сели обедать. Я предупредил детей: «Суббамма из касты браминов, а им трудно не обращать внимания на различия между кастами и религиями. Поэтому держитесь от нее подальше». Она принесла горшок риса, смешанного с супом и клала его кусочек за кусочком в руку каждого из мальчиков. Все они наелись досыта. Я был очень рад, наблюдая, как они хорошо едят. Суббамма поняла, что Раджу доволен только тогда, когда дети хорошо накормлены. Поэтому она, прежде всего, кормила детей. В горшке осталось совсем немного еды, и она расстроилась, что не смогла обеспечить Мне достаточную порцию. Поскольку риса было совсем мало, она положила его прямо Мне в рот. Заметив это, дети стали перешептываться между собой: «Почему это она только Раджу так кормит, а нам всем давала в руку?» Я понял ситуацию и сказал Суббамме: «Посмотри, дети, кажется, пришли в недоумение от твоих действий». Тогда Суббамма доступно объяснила детям, в чем дело: «Дорогие, я поступила так не потому, что люблю вас меньше, чем Раджу. На самом деле, Раджу счастлив и доволен только тогда, когда сначала едите вы. Настолько он вас любит. Поэтому я сначала накормила вас. В итоге осталось совсем чуть-чуть. Так что нечего было класть по кусочку в руку Раджу, и я положила остаток прямо ему в рот. В природе Раджу – прежде утолить голод других. Он чувствует удовлетворение, когда другие наелись досыта. У Раджу нет и тени эгоизма, и вы должны стараться стать такими же, как Он. Не будьте эгоистами, любите всех, воспринимайте счастье других как свое собственное. Только тогда вы сможете преуспеть. Ваше будущее будет сияющим, а ваша жизнь станет примером для других». Сказав это, она тактично сгладила ситуацию, послав Меня принести ей листьев для карри: «Раджу, я хочу приготовить на ужин читранам (блюдо из риса). Пожалуйста, сходи и сорви с того дерева несколько листьев для карри».
Среди присутствовавших там детей Я был самым старшим по возрасту, но самым маленьким по росту. Тем не менее, Я ловко взобрался на дерево и собрал немного листьев, как просила Суббамма. Но, знаете, почему, на самом деле, она послала Меня за листьями для карри? Чтобы использовать эту возможность и объяснить детям, в чем Мое величие и благородные качества.
Она сказала им: «Как же вам повезло, что Раджу – ваш близкий друг! Раджу не простой мальчик. Он – царь среди царей и со временем проявит себя. Неукоснительно следуйте его указаниям. Никогда, ни при каких обстоятельствах, не уклоняйтесь от исполнения его команд. Никогда не сердитесь на него. Если вы будете на него гневаться, боги (деваты) будут гневаться на вас. Сделав его счастливым, вы, тем самым, обретете счастье. Если Раджу чем-то недоволен, он никогда никому не покажет своих чувств. Но вы непременно пожнете плоды их последствий. Поэтому всегда поступайте так, чтобы Раджу был счастлив и удовлетворен».
У мужа Суббаммы была вторая жена по имени Камаламма. Она подошла к Суббамме и спросила: «Сестра, могут ли эти малыши понять ту философию, которой ты их учишь?» Суббамма ответила: «Дорогая, это не философия! Я учу этих малышей определенным «можно» и «нельзя», которым им необходимо следовать в повседневной жизни. Поскольку у меня нет детей, я воспринимаю этих детей как своих. Они постоянно вместе с Раджу. А Раджу – это моя жизнь».
Однажды она приготовила вады (пончики из гороховой муки), но не так много, чтобы хватило на всех. Поэтому она хотела поделиться ими лично со Мной и подошла к окну. Ее дом был по соседству с домом Моих родителей. Она позвала Меня через окно: «Раджу, Раджу! Пожалуйста, подойди сюда». Я подошел к окну. Она попыталась передать через окно небольшой пакетик с вадами. Но я сказал ей: «Суббамма, нехорошо с твоей стороны предлагать вады Мне одному, в тайне от остальных детей. Ты должна расширить свое сердце». Суббамма ответила: «Пожалуйста, прости меня сегодня, Раджу! Завтра я раздам всем детям столько же». После чего Я взял у нее вады и вечером раздал по кусочку всем детям.
Вы не можете понять даже тысячной доли природы Моей любви, равновесия ума и божественности. Моя любовь в расширении. Как бы вы ни пытались ее описать, это все равно будет неадекватно. Большинство людей даже не предпринимают никаких усилий, чтобы понять Мою любовь. Мой девиз: «Да будут счастливы все сущие во всех мирах» (самаста лока сукхино бхаванту). Я желаю, чтобы все люди были счастливы и никто не терпел трудностей.
Выпавшая булавка для воротничка, уход из школы и просьба родителей вернуться в Путтапарти – это были причины, подтолкнувшие Меня навсегда уехать из Ураваконды. С тех пор Моя слава росла день ото дня. На запряженных волами телегах в Путтапарти стали приезжать во множестве жители окрестных деревень в поисках облегчения от различных болезней – душевных и физических. Они привозили людей, страдавших умственными расстройствами, и тех, кто будто бы был одержим демонами и духами. Они относились ко Мне с большой верой: «Если этот мальчик прикажет, демоны и духи непременно уйдут». В полном соответствии с их верой, едва оказавшись передо Мной, такие «пациенты» освобождались от демонов и духов. Наблюдая это чудо, многие поверили в истинность Моих слов. Венкамма, старшая сестра этого тела, очень верила в Саи Бабу. Она попросила Меня: «Сатья, я хочу фотографию Саи Бабы. Пожалуйста, дай мне его фото». И Я материализовал для нее одну фотографию. Это фото было при ней до последнего мгновения.
Чудесная сила Саи росла день ото дня, и в Путтапарти ежедневно стали приезжать отовсюду сотни преданных. Домашние были не в состоянии предоставить им пищу и кров. Тогда Педда Венкама Раджу попросил их: «Пожалуйста, приезжайте сюда только раз в неделю, каждый четверг». Преданные были этим очень расстроены и огорчены. Они протестовали: «Разве это возможно? Почему мы должны ждать до четверга, ведь болезни могут дать серьезные осложнения». Тогда вмешалась наша соседка, Суббамма, предложив: «Венкаппа, в вашем доме не могут разместиться сотни преданных, ежедневно посещающих этого мальчика. Поэтому, пожалуйста, отошли его в наш дом. Я позабочусь о его нуждах, так же как и о тех, кто к нему приходят. Она попросила Меня: «Свами, у меня нет детей. И я считаю служение преданным служением самому Богу. Я буду готовить и подавать пищу всем приезжающим сюда преданным. Пожалуйста, только останься в нашем доме». С того дня она готовила пищу всем посещавшим Меня преданным и служила им день и ночь. В действительности, любовь Суббаммы ко Мне даже больше, чем у Яшоды к Кришне во времена Кришна-аватары.
Ишварамма и Суббамма были соседками и питали друг к другу большую любовь и привязанность. Но мужчины в семье не разговаривали друг с другом. Ишварамме не разрешалось ходить к Суббамме, а той, в свою очередь, было запрещено посещать свою соседку. Поэтому они обе обычно общались через окно.
Однажды Я сказал Суббамме: «Закажи для Меня платье оранжевого цвета». Она спросила: «Свами! Зачем тебе платье? Может, тебе лучше носить дхоти?» Я ответил: «Нет, нет. Я прошу тебя принести Мне оранжевую робу, ибо Мне пришло время надеть платье цвета охры». Не желая ослушаться указаний Свами, она заказала для Меня платье, а когда оно было готово, принесла его Мне. В то время ткань для платья стоила две анны. Плата за шитье составляла четверть анны (ботту). Так что Мое платье обошлось в две с четвертью анны. Когда Я его надел, она позвала Ишварамму. Войдя и увидев Меня в этом оранжевом платье, Ишварамма прослезилась и сказала: «В чем дело, Свами? Ты позвал меня сюда только для того, чтобы я на это посмотрела? Довольно, довольно». Я успокоил их, сказав: «Я надел эту кашайю (оранжевую одежду) только для того, чтобы устранить из умов людей кшайю (дурные чувства и ожесточенность)».
Суббамма принадлежала к касте браминов, тогда как Саи Баба – к касте кшатриев. Поэтому все сообщество браминов в Путтапарти единодушно решило: «Эта дама приняла в свой дом Саи Бабу. Поэтому мы не должны заходить к ней и позволять ей посещать наши дома». Суббамму это совершенно не обеспокоило. Она твердо ответила людям из своего сообщества: «Я ни в ком не нуждаюсь и не вижу необходимости посещать чей-то дом. Можете делать, что хотите. Но я ни за что не оставлю этого мальчика». Она не желала оставлять Свами ни на мгновение и относилась ко Мне как к собственному ребенку. В итоге все сообщество браминов испытывало к ней неприязнь. Но Суббамма не сдвинулась ни на шаг. Она знала, что столкнулась с такими препятствиями в делах, относящихся к духовности.
Очень скоро количество посещавших Меня людей стремительно возросло, в результате невозможно было всех разместить даже в доме Суббаммы. Тогда Педда Венкама Раджу предложил Суббамме: «Уважаемая мать! Зачем тебе терпеть такие неудобства из-за нашего мальчика? Будет лучше поселить Сатью в отдельном доме». Тогда Суббамма предоставила участок земли по соседству с храмом Венугопалы-свами, где специально для Меня было построено небольшое помещение. Суббамма также выделила для этой цели необходимую сумму. Хотя они держали Меня в этой комнате под замком, Я находил способ выбираться наружу и бродил по ближайшим холмам, где, бывало, просиживал часами. Все удивлялись: «Как это произошло? Замок, который мы повесили на дверь, на месте. Как же он мог выйти?» Такие чудеса происходили день ото дня.
Однажды ночью какие-то люди заперли снаружи дверь Моей комнаты и подожгли дом. Я в это время спал внутри. А несколько ребятишек спали на соседней веранде. Увидев пламя, они стали кричать: «Раджу! Раджу!» Дверь невозможно было открыть, поскольку она была заперта снаружи. Я открыл изнутри маленькое окошко в двери, и дети увидели, что Я улыбаюсь. Пытаясь вселить в них мужество, Я сказал: «Вы не должны беспокоиться! Сказано: дхармо ракшати ракшитах! Это значит, что если мы защищаем истину и праведность (сатью и дхарму), они в свою очередь защитят нас». Однако дети запаниковали. Закрыв глаза, они кричали: «Раджу! Раджу!» Фактически, это была их мантра, которую они постоянно повторяли. Тем временем, в страхе за Мою жизнь, к домику прибежало множество людей. Венкамма, Суббамма, Ишварамма и все члены семьи с криком бросились туда. Внезапно хлынул ливень. Но, на удивление, нигде больше, кроме этого места, дождя не было. Он лил несколько секунд, но был настолько сильный, что пламя погасло. И на радость всех Свами был спасен. Однако все были очень расстроены тем, что какие-то злонамеренные и порочные люди совершили столь ужасный поступок. Тогда Суббамма сломала замок и забрала Меня в свой дом.
Суббамма очень любила Свами. Свами был поистине самой ее жизнью. В то время ей принадлежала вся земля в Путтапарти. Она организовала расследование с целью выяснить, кто был причастен к поджогу. Были выявлены и призваны к ответу пять-шесть человек. Она обличила их: «Вы порочные парни! И вам не место в этой деревне. Немедленно убирайтесь отсюда». Тогда, взяв ее за руки, Я стал умолять: «Суббамма, они не должны пострадать из-за Меня. Осознанно или неосознанно они совершили ошибку, пожалуйста, прости их. Не выгоняй их из деревни». Все они подошли ко Мне, подняли Меня на плечи и понесли, рыдая от радости и раскаиваясь в содеяном. В их числе были Суббанна, который продавал алкогольные напитки, и Раманна. Они сказали: «У тебя большие заслуги в прошлых воплощениях. Иначе в тебе не могли бы проявиться такие благородные качества. Со временем, благодаря тебе, эта деревня обретет великую славу». Тогда Суббамма заявила: «Вы считаете этого мальчика простым сельским оборванцем. Но он не мальчик, он – сам Громовержец».
С этого дня Суббамма держала Меня в своем доме и не позволяла выходить на улицу. Тогда ей было шестьдесят лет. Она постоянно повторяла Мое имя. И не могла заснуть, если Меня не было рядом. Однажды она позвала матерей тех десяти детей, которые обычно были постоянно в Моей компании, и сказала им: «Теперь эти дети не только ваши, они также и мои. Все эти дети будут жить здесь с нашим Раджу».
Эти десять товарищей не так давно ушли из этого мира. Вы, наверное, знали Буккапатнама Сатьянараяну. Он был Моим одноклассником. В Моей компании было несколько таких детей. Невозможно описать, насколько чистой и непоколебимой была их любовь! К сожалению, сегодня под влиянием нынешнего времени у детей появились дурные тенденции и плохие мысли.
Буккапатнам Сатьянараяна был хорошим человеком. Однажды у Меня порвалась рубашка. Он заметил, в каком она состоянии. В то время кусок ткани для рубашки и шортов стоил всего полторы анны. Он принес ткань, аккуратно завернутую в бумагу, и попросил: «Раджу, я принес тебе эту ткань с большой любовью, если ты не против, сшей из нее рубашку и шорты». Но Я отказался, сказав: «Если ты хочешь, чтобы наши отношения продолжались, не предлагай Мне этого. Я даже не прикоснусь к этому пакету».
Я, действительно, никогда ни у кого не взял ни пайсы. Я ни в чем не нуждаюсь. Все, что Мне необходимо, приходит ко Мне само собой. Поэтому Мне нет необходимости ни перед кем протягивать руку. Моя рука всегда над всем тем, что есть у других, а не под этим. Так было у Меня с самого детства и до сих пор. Я получаю удовольствие, отдавая, а не получая. Некоторые завистники, возможно, упрекают Меня в том, что Я ничего им не даю. Но Я не обращаю внимания на подобный критицизм. Я никогда ни к кому не питаю ненависти, никого не обвиняю и не высмеиваю. Я желаю счастья даже тем, кто смеется надо Мной.
В деревне жила еще одна женщина, жена влиятельного человека. Она была не такой, как Суббамма, и злилась, что Я к ней не заходил, хотя постоянно бывал у Суббаммы. Поэтому она решила: «С ним нужно расправиться». Однажды она обратилась ко Мне: «Дорогой, ты должен сегодня прийти к нам на завтрак. Ни в коем случае не отказывайся. Приходи один. Я приготовлю тебе вкусные вады». Она пришла к Суббамме и попросила: «Суббамма, пожалуйста, отправь сегодня Раджу к нам на завтрак». Но Суббамме эта идея не понравилась. Она подозревала, что эта женщина вынашивает в своем уме дурной план.
Суббамма сказала Мне: «Раджу, она пригласила тебя с каким-то злым умыслом. Пожалуйста, не ходи». Однако Я решил пойти и ответил Суббамме: «Будь, что будет, но Я должен исполнить ее желание». И Я пошел к ней в дом. Она приготовила вады, подмешав туда яд, и подала их Мне. Я знал, что они отравленные, но, тем не менее, съел их. Через пять минут яд проник в кровь и все тело посинело. Увидев это, несколько человек бросились к Суббамме, чтобы сообщить ей и Ишварамме о том, что произошло. Когда они прибежали, Я сказал им: «Не волнуйтесь. Она сделала то, что хотела. Теперь Я сделаю то, что должен сделать». И попросил их принести стакан с водой. Как только Я взял в руку стакан, вода в нем стала синей.
Узнав об этом, жители деревни напали на эту женщину. Кондама Раджу пришел в бешенство. Позвав нескольких людей из клана охотников, он велел им преподать ей урок. Но Я подошел к Кондаме Раджу и ласково сказал ему: «Дедушка, ты пожилой человек и не должен толкать их на такое. Нехорошо причинять насилие другим, особенно женщинам. Если кто-то попытается причинить ей вред, Я уйду из этого дома и буду жить у нее».
Только после того, как Я прошел несколько таких испытаний, люди стали верить, что Я – Саи Баба. Один человек начал называть себя преданным Саи Бабы, другие сделали себе прическу, как у Меня, надели такое же платье и стали называть себя Саи Бабой. Можно ли с помощью таких приемов завоевать доверие людей? Люди очень быстро поймут, что это обман. Они узнают правду.
Со временем ко Мне в Путтапарти стали приезжать на автомобилях такие именитые люди, как махарани Майсора и некоторые другие. Тогда Читравати была полноводной. Они обычно парковали свои машины на другом берегу и шли в Путтапарти вброд. С тех пор как в Путтапарти стали отовсюду стекаться преданные, с великим почтением ожидавшие Моего даршана, спаршана и самбхашана, никто больше не мог чинить препятствий в распространении Моей миссии. Имя Свами и слава о Нем докатились до самых отдаленных мест.
После смерти мужа Суббамма посвятила свою жизнь служению Свами. До последнего вдоха она все время проводила в служении. Вы многое знаете о ее преданности и полном посвящении себя Свами. Она бесплатно обеспечивала пищей всех посещавших Свами преданных. Однажды мы ехали на запряженной волами телеге. Я спросил ее: «Суббамма, чего ты хочешь?» Она немного поколебалась, посмотрев то в одну, то в другую сторону. Убедившись, что никого рядом нет, она сказала: «Свами, я ничего не хочу. Но, пожалуйста, в момент моего ухода из этого временного земного пристанища налей мне в рот несколько капель воды своими божественными руками». Я пообещал, что непременно выполню ее просьбу.
Вся собственность деревни Путтапарти была на ней. Она была главой всей деревни и ее здесь все уважали. Но, когда она стала Меня опекать, у нее больше не осталось в жизни никаких иных интересов, кроме Свами. С самого утра до отхода ко сну она постоянно была занята только работой Свами. Иногда, не сказав ей, Я уходил в пещеру неподалеку от холмов. Бедняжка часами ходила среди холмов, разыскивая Меня. Она складывала в коробку для завтрака умпу, досы, вады иддли и пр., и отправлялась Меня искать. А когда она, наконец, Меня находила, Я поддразнивал ее, спрашивая: «Суббамма, что ты Мне принесла?» Она отвечала: «Свами, я принесла то, что тебе по вкусу». Тогда Я командовал ей: «Дай мне досу». Она клала досу на тарелку и подавала ее Мне. А Я продолжал дразнить ее: «Суббамма, Мне не нравится эта доса. Дай Мне иддли, умпу, вады и пр.». И она Мне все это подавала. С утра до вечера она готовила много всякой всячины и ожидала Меня, стараясь при этом разузнать, что Мне нужно еще.
Однажды Я сказал ей: «Суббамма, не беспокойся. Я ни в чем не нуждаюсь. На самом деле, Я говорил тебе все это только для того, чтобы твоя преданность и дух полного посвящения стали известны миру». Тогда Суббамма просила Меня: «Свами, пожалуйста, положи мне в рот немного того, что ты попробовал». И Я брал со своей тарелки кусочек иддли с чатни и клал ей в рот. Так Суббамма, находясь рядом во Свами, переживала великое блаженство божественности вплоть до своего последнего вдоха.
Деревенский прачка, Суббанна, обладал большой силой. Другой человек, тоже Суббанна, сын Чандраппы, был верзилой семи футов росту. Суббамма постановила, чтобы один из них постоянно Меня сопровождал. Она сказала им: «Баба спит в мандире. Он будет там один. Кто-то из вас, по-очереди, всегда, день и ночь, должен быть там. Он также может когда угодно пойти на реку. Он маленький мальчик и не может идти пешком. Поэтому, вы должны нести его на плечах туда, куда он пожелает». Так она, бывало, создавала для Меня некоторые удобства. Она обладала широтой мышления. И все, за что бралась, делала для того, чтобы доставить удовольствие Свами.
Хариджаны[2] из нашей деревни очень любили Свами и, бывало, приглашали Меня к себе домой. Суббамма тоже обычно ходила к ним вместе со Мной. Однажды хариджан по имени Гангаппа пригласил Меня к себе на обед. Я сказал Суббамме, что пойду на обед к Гангаппе. Суббамма заявила, что тоже пойдет со мной. «Но Я собираюсь принять пищу в доме хариджана. Ты не должна идти», – заметил Я. Однако Суббамма настаивала: «В чем дело, Свами? Если ты идешь, почему я не могу? У меня нет подобных предрассудков, я тоже пойду». И она пошла со мной. Мы приняли пищу в этом доме. Гангаппа очень переживал о последствиях: «Как же так? Суббамма пришла к нам на обед». Я сказал ему: «Не бойтесь. Вы – хариджаны (божьи дети), отбросьте свои религиозные и кастовые предрассудки и живите счастливо в единстве со всеми людьми».
Так, с самого детства, Я стремился устранить в обществе подобные различия. Если Я буду продолжать рассказывать обо всем этом, получится многотомная история. Каждый из вас, прежде всего, должен растить в сердце любовь. Человек, лишенный любви, все равно, что мертвец. Никогда, ни при каких обстоятельствах, не уклоняйтесь от любви. Если не здесь и сейчас, то где-то и когда-то, вы непременно будете думать обо Мне. Где бы вы ни были, Я приду к вам на помощь. Имеет ли смысл не думать об этом, чтобы потом раскаиваться? Лучше осознать это прямо сейчас и вести себя соответственно. Взращивайте любовь. Осознайте истину, что «любовь – это наша жизнь», и ведите себя соответственно.
Когда Я жил в Старом мандире, мы каждый день ходили на реку Читравати. Обычно Меня сопровождали все деревенские дети. Кто-то просил Меня карандаш, кто-то ручку. Поскольку они были детьми, то обычно просили о чем-то таком. Я говорил им: «Сделайте из песка горку и ищите там то, что просили». Они, бывало, доставали из песка все, чего им хотелось. Однажды мы возвращались с Читравати в Старый мандир. Сушиламма и ее сестра Кумарамма (автор книги «Только в Тебе спасение») побежали вперед в мандир, чтобы подготовить все, что необходимо для проведения арати Свами. Но Я дал знать Суббамме, чтобы она их остановила, сказав ей: «Ты пойдешь в мандир первой». Она остановила их и сказала: «Оставайтесь здесь, а я пойду вперед». Сестры удивились: «Суббамма вдова. Разве может она предлагать Свами арати?» Когда Суббамма подошла к входной двери Старого мандира, она обнаружила там большую змею. Суббамма заботливо присматривала за всем в мандире. Она громко сказала: «Саи Нагешвара[3]! Саи Нагешвара!» Пока все бежали туда, Суббамма подумала: «Свами говорит, что Бог присутствует в каждом живом существе. Поэтому змею нельзя ни ударить, ни убить». Она смело взяла змею, и та не укусила ее, а просто обвила ее руки. В этот момент Я подошел к ней и с юмором спросил: «Суббамма, ты играешь со змеей?» Она ответила: «Свами, разве ты послал меня вперед не для того, чтобы спасти этих женщин?» Суббамма была свидетельницей многих подобных чудес. Она была благородна, целомудренна, очень удачлива и с самого начала сослужила Мне великую службу. И не только Мне, она готовила пищу для всех посещавших Меня преданных. В результате все ее родственники испытывали к ней неприязнь. Но она не обращала на это внимания, заявляя: «Я ни в ком не нуждаюсь. Мне достаточно того, чтобы рядом со мной был лишь Свами, и я неукоснительно исполняю все, что Он говорит». У нее была такая твердая вера в Свами.
Однажды Я спросил ее: «Суббамма, хочешь увидеть своего последнего мужа?» Я, бывало, всегда так с ней шутил. В то время ее муж уже умер. Она ответила: «Свами, у меня нет подобных желаний. Что меня связывает с человеком, которого больше нет? Ему было не суждено стать свидетелем твоей славы. Поэтому он умер. Мне повезло, я могу тебе служить». Но Я продолжал уговаривать ее: «Если ты все же пожелаешь его увидеть, это можно сделать. К тому же, ты освободишься от своих обязательств». Я велел ей выйти на задний двор ее дома и смотреть. Там росли деревья драмстик[4]. Суббамма увидела, как ее бывший муж, Нараяна Рао, сидя под деревом, курил сигарету. Она была счастлива снова увидеть своего бывшего мужа во плоти. Но в то же время очень рассердилась, что он, даже после смерти, не оставил свои старые привычки. С раздражением она сказала ему: «Ты и после смерти не оставил свои дурные привычки! Даже смотреть на тебя не хочу!». С этими словами она повернулась и ушла в дом.
У мужа Суббаммы была вторая жена по имени Камаламма. Она до сих пор здесь, в мандиреПрашанти Нилаяма. Я позвал ее и сказал: «Камаламма, ты тоже можешь пойти посмотреть на своего бывшего мужа». Но она отказалась, сказав: «Свами, мы счастливы здесь, в твоем присутствии, и не желаем ничего другого». Тем не менее, Я настоял: «Только пойди, взгляни на него и возвращайся». Когда Камаламма вышла посмотреть на него, он пил горячий кофе! Он был занят тем же, что обычно, когда был жив. Господь Кришна тоже показывал своим современникам некоторые эпизоды из прошлого.
Суббамма служила Свами до последнего вздоха. Хотя она не была связана со Мной телесным родством, но умом и сердцем была близка Мне. Она думала только обо Мне и просила, чтобы Свами жил только в ее доме. Она, фактически, освободила свой дом и отдала его Свами. Родственники ругали ее: «Ты браминка, а он из кшатриев. Почему ты позволяешь ему ходить в свой дом?» Она решительно отметала их доводы и твердо заявляла: «Я не нуждаюсь ни в ком из вас. Я не пойду к вам, а вам нет необходимости приходить ко мне. Мне достаточно того, что со мной Свами». У нее было лишь одно желание. Она молилась: «Свами, в последний момент своей жизни я должна получить возможность увидеть твое прекрасное лицо». Я пообещал, что выполню ее желание. Однажды преданные из Мадраса (Ченнаи) настояли, чтобы Я срочно к ним приехал. Это было во время второй мировой войны. Тогда каждый час звучала сирена воздушной тревоги и улицы мгновенно пустели. Из-за этого Я не мог вовремя вернуться в Путтапарти. Тем временем Суббамма тяжело заболела. Ее перевезли в Буккапатнам в дом родителей. Там она испустила последний вздох. Ее тело накрыли простыней и положили на передней веранде. Все члены семьи были погружены в печаль. Ее мать и другие родственники были очень расстроены и обсуждали: «Саи Баба дал слово, что перед ее кончиной нальет ей в рот несколько капель воды. И вот теперь она бездыханна, но где же Саи Баба? Он не пришел даже в последний раз взглянуть на нее. Никто не знает, где он!»
В то время в Путтапарти не было автомобильной дороги. Я должен был ехать из Мадраса до Буккапатнама на автомобиле, а оттуда до Путтапарти – на запряженной волами телеге. Добравшись до Буккапатнама, Я заметил, что на дороге собралось множество людей. Они выглядели опечаленными. Я спросил одного из них: «Что случилось?» Он ответил: «Свами, прошлой ночью Суббамма оставила тело. До последнего вздоха она повторяла: «Саи Рам! Саи Рам!» Сейчас они готовятся к кремации». В то время в деревне не продавались дрова для погребального костра и все остальное, что необходимо для кремации. Поэтому дрова собирали везде и всюду. К тому времени уже все было готово. Я спросил кого-то из них: «Где сейчас Суббамма?» Он ответил: «Свами, ее мертвое тело лежит на веранде в доме ее матери». Я не забыл своего обещания Суббамме, как и ее саму, и от всего сердца рассмеявшись, велел вознице воловьей упряжки ехать к дому родителей Суббаммы.
Там все было готово к кремации. Все собравшиеся на веранде плакали. Они сказали мне: «Свами, Суббамма до последней минуты вспоминала тебя и повторяла лишь твое имя». Я спросил: «Где она?» – будто ничего не знал. Они сообщили: «Свами, ее осмотрели врачи и подтвердили, что тело безжизненно». Поскольку это были брамины, они никому не позволяли приближаться к мертвому телу Суббаммы. Увидев Меня, мать и сестры Суббаммы громко разрыдались. Они стали изливать в Мой адрес иронические замечания: «Баба! Суббамма до последнего момента очень надеялась, что ты придешь и нальешь ей в рот несколько капель воды. Она с беспокойством ожидала Твоего даршана и умерла в глубокой печали. Она служила тебе столько лет, так неужели ты не мог выполнить хотя бы ее последнее желание? Это и есть награда за ее преданное служение?»
Я ответил им с юмором: «Успокойтесь, она не умерла». Они Мне не поверили и спросили: «На каком основании ты говоришь, что она не умерла? Вокруг ее тела кишат муравьи. В нем нет жизни. Разве не так?» Но Я заставил их замолчать, сказав: «Я дал ей слово, что в тот момент, когда она будет оставлять тело, налью ей в рот несколько капель воды. Я никогда не беру назад своих слов». Матери Суббаммы было около ста лет. Я велел ей принести в стакане немного воды и бросить туда несколько листочков туласи (священного базилика).
Подойдя к телу Суббаммы, Я откинул простыню и позвал: «Суббамма! Суббамма!» Она медленно открыла глаза и крепко схватила Меня за руку. Из ее глаз катились слезы радости и благодарности. Все, кто наблюдал эту сцену, были поражены и в один голос закричали: «Суббамма вернулась к жизни!» Но на самом деле это было не так. Суббамма вернулась к жизни только ради Меня, поскольку Я дал ей слово и должен был его сдержать. Вот почему она в тот момент ожила.
Она спросила: «Свами, когда ты пришел?» Я ответил: «Только что». Поскольку она открыла глаза и заговорила со Свами, все ее родственники спешно отправились в дом накрывать для Свами обед. Но Я твердо сказал им: «Не нужно готовить для Меня никакой еды. Я пришел повидать Суббамму. Я попрощался с ней и сейчас же отправляюсь в Путтапарти». Держа Суббамму за руки, Я спросил: «Что ты об этом думаешь?» Плача от радости, она ответила: «Я повторяю: Саи Рам! Саи Рам! Саи Рам! Саи Рам!» Я вытер ей слезы своим платком. С великой радостью, держа Меня за руку, она так выразила свои чувства: «Свами! Как чудесно, что ты все же пришел, чтобы исполнить обещание, которое дал мне когда-то давно. Ты все время помнил об этом! Как же велико твое сострадание!» Сатья Саи не из тех, кто отступает от своего слова. Само его имя – Сатья. Все, что он говорит и делает – тоже сатья (истина).
Тем временем пришли мать, младшие братья и сестры Суббаммы, а также врачи. Они подумали: «Как это Суббамма заговорила? Может ли такое быть? Она перестала дышать прошлой ночью. Что за чудо! Возможно, это одно из чудес Саи Бабы!» Суббамма взяла Мои руки и положила себе на лоб. Тогда Я материализовал немного вибхути и нанес ей на лоб, сказав: «Суббамма, все, что тебя до сих пор беспокоило, ушло, не так ли? Ты волновалась, что в последний момент рядом с тобой нет Свами. Сейчас ты видишь Свами, слышишь его и держишь за руку. А теперь Я уезжаю в Путтапарти. Спокойно закрой глаза». Она сказала: «Спасибо, Свами! Спасибо! Ты уезжаешь в Путтапарти, проводив меня в последний путь». Я сказал ей: «Теперь спокойно закрой глаза» и налил ей в рот несколько капель воды с туласи.
Так Я сдержал свое обещание. Она положила обе руки на Мои стопы. Я попрощался с ней, сказав: «Суббамма, Я выполнил свое обещание. Теперь ты можешь спокойно уйти». После чего Суббамма оставила свою смертную оболочку со словами: «О чем еще могу я просить, Свами! Я радостно оставляю тело. Саи Рам! Саи Рам!» Все это время она, плача от радости, держала Меня за руку. Так она обрела спасение. Однажды дав кому-то слово, Я никогда об этом не забуду. Я всегда держу свое слово. Многие люди не могут в это поверить, думая: «А, Свами говорит просто так». Мои слова никогда не пропадают зря. Что бы Я ни сказал, будет в свое время исполнено. Это правда.
Тело Суббаммы было отправлено на кремацию. Его положили на погребальный костер, который поджег ее младший брат. Удивительно, даже когда все тело было охвачено пламенем, ее лицо оставалось безмятежным. Это стало сенсацией и предметом обсуждения среди жителей деревни.
Я отправился в обратный путь из Буккапатнама в Путтапарти, тем более что повозка стояла наготове. В повозке вместе со Мной был брат грихам-аммаи (Ишвараммы), Чандрамоули. Мы видели поднимавшийся с места кремации дым, где была предана огню смертная оболочка Суббаммы. Тогда Чандрамоули спросил Меня: «Свами, если ты до сих пор был рядом с телом Суббаммы, почему ты не остался до завершения кремации?» Я ответил: «Чандрамоули, Я не из тех, кто берет назад свое слово. Я дал слово Суббамме, что буду рядом с ней в последний момент ее жизни и налью ей в рот немного воды. Я это выполнил и благословил ее на спокойный уход из этого мира. Я сдержал свое обещание и ушел». Чандрамуоли был очень счастлив и заметил: «Свами, как велико твое сострадание к преданным! Твое сострадание невозможно описать никакими словами». Это правда! Никакими словами не описать любовь и сострадание Свами к Суббамме! Точно так же, как неописуемы преданность и полное посвящение себя Свами самой Суббаммы. Своей преданностью она превзошла даже Прахладу[5].
Люди узнали о том, как Свами выполнил свое обещание Суббамме, вернув ее к жизни, чтобы в последний момент влить ей в рот немного воды, и уже на следующий день стали приезжать в большом количестве. Они говорили между собой: «Кажется, Свами вернул к жизни Суббамму и в последний момент ее жизни налил ей в рот немного воды». Дом Суббаммы был полон посетителей. Каждый отмечал, как Суббамме повезло. У всех на устах только и было: «Саи Баба исполнил свое обещание. Жизнь Суббаммы была освящена».
С того дня и до сих пор ко Мне подходят многие пожилые люди с просьбой: «Свами! Пожалуйста, дай нам тоже слово, что в момент нашего ухода из этого мира Ты вольешь нам в рот священной воды. Но обычно Я отвечаю им: «Мои дорогие, эту великую привилегию не могут получить все люди. Если вам это суждено, вы обязательно это получите. Я приду в нужный момент и налью вам в рот священной воды».
[1] Сорт фасоли – phaseolus radiatus (фасоль лучистая).
[2] Хариджаны – букв. «божьи дети», люди низшей касты, «парии», беднейшие слои населения, сироты, подкидыши и пр.
[3] Нагешвара – царь змей, повелитель змей-полубогов (нагов).
[4] Плоды дерева моринга, Moringa oleifera, похожие на барабанные палочки (drumstick), широко используются в пищу как овощи.
[5] Прахлада – герой Вишну-пураны, сын демона Хираньякашипу, с раннего детства беззаветно преданный Господу Вишну, символ преданности и безоговорочной веры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий