воскресенье, 12 ноября 2017 г.

Продолжение книги Доктора Гокака

Глава 5. Свами благословляет наш дом



Бхактула хридайянганамулаке ваччадайя
 (В сердца бхактов Я ступил)
 Шри Сатья Саи Баба
 

3 июня 1946 года – золотой день нашей жизни. Сам Господь возымел намерение ступить Своей божественной ногой в наш дом и в наши сердца.

Шримати Сакамма сообщила нам в письме, что Свами приедет в Майсур 3 июня 1946 года и остановится в доме Путтабакши Шри Басаварадже Urs., и там мы сможем увидеть Его. Утром мы пошли туда, но Свами ещё не было. Около часа пополудни подъехала машина Свами. Сакамма сопровождала Его. Все, кто там собрались, преподнесли Свами цветы и фрукты и сделали паданамаскару. Затем Свами вошёл в дом. Некоторое время спустя к нам вышел слуга и пригласил всех в дом.

Завершив падапуджу, хозяева дома Urs. угостили всех нас прасадом. Поскольку Свами возвращался в Бангалор вечером того же дня, и дорога, по которой Он должен был ехать, проходила мимо нашего дома, мы очень хотели, чтобы Он по пути заехал к нам и освятил наш дом Своей божественной стопой. Медленно я приблизилась к тому месту, где сидел Свами. Я поклонилась Ему и стала просить посетить наш дом. Он ответил, что у Него не осталось времени на это. Однако я продолжала упрашивать Его, объяснив, что наш дом находится на Локаранджана Махал Роуд, и что Он не должен ответить отказом. И Свами согласился. Мы бросились домой с несказанной радостью, чтобы сделать необходимые приготовления. Пока мы спешили домой, начался сильный дождь. Мы промокли до нитки, и это затруднило наше продвижение.

Через Сакамму Свами велел нам встретиться с Ним в Рукмалайе в доме Шри Кришна Urs’ в Назарбаде. Мой дядя отправился в Рукмалайю за Свами, который к тому времени уже прибыл туда. Увидев дядю, Он сказал: «Долго же вы заставляете Меня ждать. Вы думаете, это так просто – посещать дома?» Тем временем, я сделала все приготовления для пуджи. Моя мама и тётя приготовили еду.

В тот момент, когда мы, взяв поднос для арати, вышли к входной двери, чтобы встретить Свами, Он вошёл в дом. Быстро поднявшись по лестнице, Он вошёл в большую комнату и сел на приготовленный для Него стул. Мы уже собирались было начать пуджу, когда Свами объявил нам, что Он торопится, и попросил не делать её. Сначала мой дедушка Нагешвариах, а затем и все мы всё же омыли ароматической водой и вытерли Его стопы, надели на Него гирлянду и совершили паданамаскару. Мы поднесли Свами пищу и затем предложили её остальным гостям, прибывшим с Ним.
 Свами отведал немного угощения и порадовался, увидев, что гости тоже едят. Мы были расстроены, что Свами не может дольше задержаться в нашем доме, и сказали Ему об этом. Он ответил, что приедет к нам в другой раз, когда времени будет больше, поднялся, посмотрел на каждого и спросил: «Отпускаете Меня?» Мы проводили Его до входной двери. Он сел в машину, сказал, что приедет ещё, и уехал. Позже мы узнали, что, доехав до кольца Хардиндж, что совсем недалеко от нашего дома, машина остановилась – кончился бензин. Свами сказал водителю, чтобы тот наполнил бак водой из фонтана, который был на кольце. И так с бензобаком, наполненным водой, они двинулись дальше – до самого Бангалора.

* * *

Как и обещал, Свами посетил наш дом ещё раз 6 июля 1946 года. В этот раз мы имели удовольствие совершить падапуджу. Он поел вместе с нами, поговорил и благословил нас Своей божественной любовью.

* * *

В другой раз, уже в октябре 1946 года, мы узнали от Сакаммы, что Свами находится в Майсуре. Он остановился в бунгало у принцессы, и проведёт там несколько дней. Мы были на седьмом небе. Но счастье наше длилось недолго – оказалось, что вход во владения принцессы был закрыт для посторонних. Я удивлялась: зачем Свами остановился в таком недоступном месте? Но мы твёрдо уверовали в то, что если будем стоять возле ворот, Свами позовёт нас.

Мы ждали у ворот бунгало до 4 часов пополудни под палящим солнцем, пока стражник, возможно, из жалости, не позволил нам зайти вовнутрь и сесть в саду у ворот. Мы восприняли это, как милость Свами, вошли и расположились на земле. Мой муж, медленно обогнув сад, подошёл к двери бунгало и спросил находящегося там стража, не может ли он зайти в дом и сообщить о нас Свами. Однако тот ответил, что ему не дозволено заходить в дом. Если же Свами сам выйдет из него, то он доложит о нас, добавил страж.

В доме зажгли свет. Мы до сих пор не знаем – как так случилось, что слуга подошёл к нам и пригласил войти. Дом был украшен и ярко освещён, и мы, смущённые, стояли в углу. К нам подошёл один из сопровождавших Свами бхактов и предложил нам сесть, заверив, что Свами скоро выйдет к нам. Мы сели и оглянулись вокруг. Несколько плисовых дверей вели из залы вглубь дома, и были зашторены. В центре холла, образуя круг, возвышались украшенные орнаментом колонны. Между ними был расставлен гарнитур из мягкой мебели, диванов, богато исписанных резьбой. Горел мягкий зелёный свет, и прохладный ветерок наполнял залу. Мы подумали, что это тихое, безмятежное место очень подходит для нашего Свами, Господа Вайкунты.

Спустя некоторое время Свами, улыбаясь, подошёл к нам. Со слезами радости мы припали к Его стопам. «Свами, – обратилась я к Нему, – Ты приехал в такое место, куда мы, простые Твои почитатели, не можем попасть, чтобы видеть Тебя». Свами сказал: «Аммайи, не надо так думать. Мне надлежит заставить людей, наделённых богатством и властью, осознать свой долг перед обществом. Это – хорошая семья, можете не сомневаться. Ворота отстоят от дома на большом расстоянии. Они не могли знать, что вы там находитесь. Я попытался объяснить им, что Мои бхакты ждут возле ворот, и их следует впустить. Но они не поняли Меня, так как не знают телугу. В конце концов, через одного человека, знающего и телугу и каннада Я смог с ними объясниться.

Мы поднесли Свами апельсины, которые принесли для Него. Он очистил их от кожуры и дал нам. Мы были настолько поглощены тем, что говорил Свами, что нам даже не пришло в голову, что апельсины ели мы, а не Он. Мы умоляли Свами посетить наш дом. Сначала Он сказал, что придёт в воскресенье, поскольку у моего мужа будет выходной. Позже Он назвал другой день – день Балипадьями. Разговаривая со Свами, мы вышли в сад. Он сорвал большой цветок и дал его мне. В это время подошёл слуга и доложил, что принцесса ожидает даршан Свами. Свами попросил нас подождать Его, сказав, что минут через пять вернётся. Долго прождав Его, но так и не дождавшись, мы отправились домой. Уже потом стражник рассказал нам, что, спустя несколько минут после нашего ухода, Свами вышел из дома и спросил о нас. Стражник сказал, что мы уже ушли, и спросил, не должен ли он догнать нас и позвать назад. Свами ответил: «Нет, не стоит. Уже поздно. Я заставил их долго ждать». Мы очень сожалели, что не подождали ещё немного, всего каких-то несколько минут.

 * * *

Вскоре нам довелось увидеть Свами ещё раз. Он прибыл в дом Шри Путтабакши Басаварадже Urs. Утром мой муж отправился туда и получил даршан. Свами спросил его: «Где Каннамма? Она не пришла?» Он ответил, что мне нездоровится. Вечером того же дня все мы отправились к Свами, чтоб получить Его даршан. Он повёл нас по лестнице на второй этаж. Мы совершили паданамаскару и поднесли Ему угощение, которое приготовили. Он съел немного и спросил: «Ты добавляла имбирь?» Моя мать ответила: «Да, Свами, а Ты не любишь его?» Свами ответил: «Теперь, отведав его, Я вовсе не хочу этого сказать». Он пригласил нас приехать в Путтапарти и заверил, что каждому из нас даст работу. Вдруг, ни с того, ни с сего, я расплакалась.
 Свами обеспокоено спросил: «Каннамма, Каннамма, что случилось?» Увидев, что я плачу, мой младший сын Шанкара также расплакался. Я успокоила его, дав ему апельсин. Свами наклонился ко мне и произнёс: «Как ты утешила его, так и Я утешаю таких преданных, как ты». Это заставило нас рассмеяться. Затем одна из женщин, Шримати Анкамма, обратилась к Свами: «Она так сильно плачет. Почему бы Тебе не материализовать что-нибудь для неё?» На что Свами ответил: «Она не плачет из-за таких вещей» и встал. Мы вновь совершили паданамаскару и ушли. Он долго стоял на террасе, провожая нас взглядом.

* * *

В пятницу 25 октября 1946 года в день Балипадьями Свами, спаситель наш (бхаватарака), вновь должен был посетить наш дом. Мы сделали все приготовления и в 3 часа пополудни пошли за Свами, который остановился в Каранджи Махал. Нам сказали, что Он отдыхает. Пока мы ждали, из Каранджи Махала вынесли большие медные сосуды и корзины с пищей и погрузили на ожидающий транспорт. Здесь и там стояли легковые машины – их хозяева также ожидали Свами. Когда мы поинтересовались, что всё это значит, нам объяснили, что они берут Свами на ловлю диких слонов (кхедда). Мы расстроились, но остались ждать, чтоб хотя бы просто увидеть Его. Свами поднялся только в 6 часов. Мы узнали, что программа ловли слонов отменяется. Как только Он встал и умылся, Он сказал Сакамме: «Я не хочу ничего пить, Мне нужно идти в дом Каннаммы». Наш великодушный Свами спустился, улыбнулся нам и воскликнул: «Пошли!» Радости нашей не было предела.

Свами прибыл в наш дом на машине Шримати Сакаммы в сопровождении Сакаммы, моего мужа и меня. У порога мы совершили арати нашему Господу, после чего проводили Свами в дом.

Через открытые окна комнаты на втором этаже виднелся освещённый огнями дворец Махараджи. Начало моросить. Моя мама, стоя перед Свами, держала лимонный сок и конфеты. Он съел несколько конфет, но отказался от сока, поскольку погода была холодной, и спросил: «Зачем вы тратите так много денег? Разве вы не знаете, что Я не люблю конфеты? Если вы предложите Мне расам (суп из бобовых) и рис, этого будет вполне достаточно. Зная, что доставлю вам хлопоты, Я и колеблюсь приходить в ваш дом». Шримате Сакамме нездоровилось, и она попросила нас приготовить для неё густую овсяную кашу. Выглянув из окна, Свами воскликнул: «Посмотрите, как величественно выглядит дворец! Огни – это праздник для глаз. Я люблю огни и цветы. Амайи, прашанти мандир тоже надо так украсить». ( В то время никто не знал о таком мандире. – Прим. редактора). Он продолжал любоваться дворцом. Поскольку то был день Балипадьями, весь дворец переливался огнями. Свами сказал нам, что Он был во дворце по приглашению Его величества, и дал его дочери имя – Гаятри.

Мы стали просить Свами разрешить нам совершить падапуджу. Мы надели на Него гирлянду и совершили падапуджу, вложив в неё всю душу. После раздачи прасада гости ушли. Моя мать хотела покормить моих детей, чтобы, когда они уснут, мы могли поужинать со Свами. Услышав это, Свами сказал: «Аммайи, Я отказался от еды в том доме, чтобы поесть здесь. Вместе с другими мальчиками покорми и этого (Он показал на себя). Я люблю есть со всеми. Если ты не сядешь со мной, Я есть не буду». Все мы сели вокруг Свами, и мама подала еду. Свами сказал: «Аммайи, читранна (рис, приправленный лимоном) замечательный. А вот паяса (сладкая каша) Я не очень люблю, только попробую». С игривой шалостью в глазах, с мимикой дразнящего ребёнка, Он заявил Сакамме: «О, Сакамма, не суждено тебе отведать читранну, дамский пальчик самбар, косамбари (овощной салат) и ваду (обжаренные на огне острые пирожки). Какая жалость!»

Он повернулся к моему мужу и сказал: «У женщин больше забот, чем у мужчин. У мужчин одна проблема – как заработать деньги. А женщина должна вынашивать детей девять месяцев, потом днями и ночами напролёт ухаживать за ними, растить, заботиться о муже, принимать гостей, вести хозяйство. Так что, если она когда-нибудь и вспылит, прояви благодушие».

После ужина Свами попросил поесть и мою мать. После этого все мы сели перед Ним. Он попросил нас спеть что-нибудь. Мы с сестрой исполнили ниве гатияни нину нэранаммити (Я верую, что Ты – спаситель мой). Свами сказал, что одна из Его почитательниц упросила Его посмотреть кинофильмы о жизни Хемаредди Малламы и святого Тьягараджи. Свами посоветовал и нам ходить на такие фильмы, поскольку они пробуждать чувство бхакти, любви и преданности Богу.

Он сел на приготовленную для Него кровать. Когда Сакамма поднялась, чтобы уйти, Свами велел ей передать шофёру, чтобы тот подъехал к нашему дому на следующий день к семи утра. Ложась на кровать, Свами сказал: «Все народы на земле поклоняются Богу – тому или иному. Какой бы это Бог ни был, постоянного повторения Его имени достаточно. Аммайи, ум – Богу (Мадхава), тело – миру. Запомни это. Какую бы работу ты ни выполняла, если ты помнишь обо Мне, этого достаточно. Перед тем, как прийти сюда, Я материализовал воду из Ганги для семьи Путтабакши Басаварадже Urs.». Так как было уже поздно, Он посоветовал нам ложиться спать.

Рассвело. Мы приготовили завтрак для Свами и ждали, когда Он проснётся. Позже, чистя зубы, Он спросил меня: «Аммайи, ты заметила, какие у Меня стопы? Маленькие, совсем как женские. Ты когда-нибудь видела у мужчин такие?» Сказав так, Он громко рассмеялся. (Был ли это ответ на вопрос, который я задала Ему в Путтапарти некоторое время назад – почему этот аватар не явился в женском теле? Или же Он говорил мне, что Он – и Шива, и Шакти?).

Я налила воду Ему в ладони, и Он умыл лицо. Я вытерла Его ноги полотенцем. Войдя в комнату, Он сказал: «Вести целомудренную жизнь (брахмачарья) хорошо для твоего духовного роста». После завтрака Он спел песню дариджупана Саинатха (Саинатха, не укажешь ли мне путь достойный?). Когда Свами собрался уходить, моя мать попросила Его не забывать нас. Она также спросила, что мы должны для Него делать, чтобы Он всегда помнил о нас?


Тогда Он попросил лист бумаги и написал слова песни: маричитивемо мадило маму Саинатха прабхува «Не забыл ли ты нас, о, Господь Саинатха». Он дал нам этот листок и высказал пожелание, чтобы мы всегда пели эту песню, заверив, что Саинатха несомненно дарует нам Свою милость. Затем Он попросил нас завернуть в качестве прасада несколько конфет для Шримати Анкаммы из Бангалора. Прибыла машина. Мы надели на Свами гирлянду и склонились к Его стопам (паданамаскара). Он сел в машину, благословил нас и отбыл.

Глава 6. Акханда бхаджан

Бходжан (пища) – для тела,
 бхаджан – для ума и души
 Шри Сатья Саи Баба
 

В августе 1947 года мы узнали, что Свами собирается посетить акханда бхаджан, 24-часовое распевание бхаджанов, впервые организованное Шримати Сундараммой в храме Арасоджи Рао, что находится в Бангалоре на Магади Роуд. Она была одна из старейших почитательниц Свами, знавшая Его с 1943 года. За необычайно приятный, изысканно-чувственный и мелодичный голос, когда она распевала свамины бхаджаны, народ прозвал её ‘Бхаджана Сундарамма’. Ей аккомпанировали её дочери, Сучарита, Сунанда, Налини и Дварака, не уступавшие ей по таланту. Именно Сундарамма и её близкие начали ежегодного проводить акханда бхаджан, и продолжали это предприятие до 1972 года. Мы принимали в нём участие много раз. В наши дни акханда бхаджаны проводятся в различных Саи-центрах по всему миру в такие праздники, как Махашиваратри, Всемирный день бхаджанов и т.д. Сундарамма и её семья были сто процентными бхактами Свами и сочинили много бхаджанов. В те дни её отец Шри Равал Шешагири Рао регулярно совершал пуджу в Прашанти Нилаяме.

Мы прибыли в Бангалор после полудня. Звуки мелодичных бхаджанов уже разливались. Собралось большое число почитателей. Свами, облачённый в великолепное платье, с улыбкой на лице сидел на диване, подёргивая цветочную гирлянду. Мы надели на Него нашу гирлянду, поднесли фрукты и в почтении склонились перед Ним. Мы сели в бхаджан-группу. Свами знаком указал мне петь, что я и сделала. Свами также пел некоторое время, а затем покинул зал. Бхаджаны продолжались всю ночь до следующего утра.

В восемь утра вошёл Свами. Бхаджаны всё ещё продолжались. Шримати Сундарамма и её группа совершили падапуджу. Свами сам провёл ритуал арати всем божествам на алтаре, затем материализовал фотографию Шри Ширди Саи Бабы и показал её всем собравшимся. Один за другим мы подошли к Свами и почтительно склонились к Его стопам. Каждому из присутствующих Свами вручил по апельсину. Мы испросили Его позволения возвратиться в Майсур. «Кажется, вы совсем забыли Путтапарти», – заметил Он. Мы ответили: «Свами, мы не забыли. Мы приедем туда попозже». Он попросил нас и всех остальных пообедать перед отъездом.

Такой поворот дела создал определённые трудности для организаторов бхаджанов, так как планировались они поначалу исключительно для семейного круга, и количество пищи, поэтому, было приготовлено соответствующее. Как мы узнали позже, увидев их замешательство, Свами внял их мольбам и приумножил количество еды. Это акшайя махима только одно из многих махим, божественных проявлений, приоткрытых Свами. Сотни пришедших на бхаджаны людей ели столько, сколь душе угодно. С улыбкой на лице Свами вышел к вкушающим и наслаждался этим зрелищем.

  Уезжая, Свами благословил нас и сказал, чтобы все мы приехали в Путтапарти на Наваратри. Когда же я заметила, что с детьми не так-то просто находиться в толпе, Он с любовью ответил: «Какие трудности могут вызвать дети? Приезжайте хотя бы дня на два.

* * *

В мае 1949 года я с мужем и моя сестра с мужем Шри Н.С.Рамачандраном получили даршан Свами в доме Шри Тхирувенгадам Шетти в Бангалоре. Около 9 утра Свами вышел с очаровательной улыбкой из дома. Мы надели на Него гирлянду, поднесли фрукты и совершили паданамаскару. По радио с улицы доносилась песня брова бхарама (Разве Тебе трудно защитить нас?). Свами улыбнулся и сказал: «Кажется, кто-то поёт эту песню специально для вас. Ваше появление и эта песня – хорошее совпадение». Он повесил поднесённые нами гирлянды на две Свои фотографии, висевшие на стене, и вновь улыбнулся. Он сел на диван, пригласил нас сесть рядом и спросил о наших делах. Он спел песню, которая значила: «Бог заставляет людей чувствовать себя эгоистами и затем Он же заставляет их падать к Его ногам». Потом Он повернулся к нам и улыбнулся. Он сказал нам: «Подождите немного, Я обмоюсь и вернусь».

Было время обеда. Подошли ещё несколько бхактов. Мы спели несколько бхаджанов, и затем Свами совершил арати и раздал вибхути и прасад. Он позвал Сакамму и велел ей приготовить всё для нашей еды. Мы сказали, что принесли еду с собой. Чтобы убедиться, что мы действительно принесли еду с собой, Свами полез в наши сумки. Довольный, Он отправился обедать сам. Как заботится о нас наш Господь! Вечером Он подошёл к нам и сказал, что собирается в дом одного бхакты и спросил, что мы собираемся делать. Мы ответили, что нам надо идти на железнодорожный вокзал. Мы попели бхаджаны немного, и затем Свами ушёл. Хозяева дома отвезли нас на вокзал на своей машине, как проинструктировал их Свами.

* * *

В августе 1949 года Сундарамма организовала очередной акханда бхаджан в Васави Дхармашале, в Бангалоре. Когда мы прибыли туда, бхаджаны уже начались, но Свами ещё не было. Он появился в 7 часов вечера. Он долго сидел на бхаджанах и затем вошёл в дом. На следующий день после махамангаларати мы сделали паданамаскару. Поскольку на эту финальную часть собралась большая толпа, мы не смогли увидеться со Свами лично.

Подошло время обеда. Нам оставалось только одно: получить его даршан и уехать в Майсур. Услышав голос Свами из смежной комнаты, я заглянула в окно комнаты – Он был там. Увидев меня, Он сказал: «Каннамма, несколько дней назад Я был в Майсуре. Я спросил твоего сына Рагху, игравшего во дворе, есть ли кто дома. (Рагху было в то время только семь лет. – Прим. редактора). Он ответил, что дома только ты. Я приехал с группой из тридцати человек. Что бы ты делала, если б мы все заявились к тебе? По этой причине Я не захотел беспокоить тебя. Я поехал с ними, чтобы показать зоопарк. Мы приехали туда рано, и ворота были закрыты. Нам пришлось ждать, вот Я и подумал, что надо бы навестить вас. Я сказала: «Свами, Ты не приходил. Ты шутишь». Находившийся рядом Шешагири Рао подтвердил, что Свами говорит правду, так как он сопровождал Его в тот день.

* * *

Мы снова увидели Свами в доме Шримати Нагамани Пурнайях в Бангалоре. Он участливо поинтересовался о нашей жизни. Он дал нам несколько наставлений по поводу наших домашних дел и просил нас придерживаться их. Через несколько дней в том же доме мы вновь получили даршан. Свами поговорил с нами немного и пожелал счастливого пути. Мы получили вибхути, прасад и Его благословение. Он сказал: «Не лучше ли тебе приехать в Путтапарти? Почему ты обиваешь порог чужих домов в ожидании Моего даршана?»

Глава 7. Садхунам даршанам пуньям
 

Не пренебрегайте даршаном. Значимость его неоценима.
 Мои появления среди вас – это дар, о котором мечтают
 боги на небесах.
  Шри Сатья Саи Баба
 

Следуя совету Свами,мыотправились в Путтапарти в октябре 1947 года. ПразднованиеНаваратри уже подходило к концу. Вечерние бхаджаны ещё не начались. Свами разговаривал с бхактами в Своей комнате. Мы в ожидании стояли у двери. Когда Он вышел, мы надели на Него гирлянду и в почтении склонились к Его стопам. Он велел нам идти на бхаджаны. По их окончании– они длились долго – бхактам была подана еда. Свами отдыхал у окна. Мы выразили Свами сожаление по поводу того, что с увеличением толпы общаться с Ним – разговаривать и совершать паданамаскару – становится с каждым разом всё труднее и труднее. Тогда Свами процитировал шлоку:

"Садхунам даршанам пуньям
 Спаршанам папа нашанам
 Самбхашанам карма вимочанам
 Ванданам мокшасадханам"

(«Лицезрение мудреца приносит нам заслугу, прикосновение к нему уничтожает все наши грехи, беседа с ним освобождает нас от нашей кармы, и почитание его даёт Освобождение»).

Затем Свами сказал нам: «Аммайи, сколько у тебя было даршанов? Твой аппетит растёт. В этом нет ничего предосудительного».

После бхаджанов была организована процессия, в которой Свами ехал на хамса вахане, сооружённой в виде лебедя повозке. Бхакты шли впереди и пели бхаджаны. Процессия возвратилась на исходное место к 2 часам ночи. На следующий день была устроена джхула (качели). Её украсили цветами и гирляндами. Свами сидел на ней, а бхакты пели колыбельные и раскачивали её. Свами прямо с качелей бросал бхактам мятные леденцы, а бхакты, в ответ, устроили Свами дождь из цветов. Они обмахивали Его и вдохновенно совершали арати.

Однажды мой сын Шанкара внезапно заболел. Ночью температура сильно поднялась. Он встал с постели и в бреду стал ходить по комнате. Я обратилась к Свами. Он велел мне взять вибхути, находящийся возле статуэток божеств, и приложить его к ребёнку. Всю ночь напролёт мы распевали имя Свами. На утреннем даршане Свами поинтересовался о состоянии Шанкары. Я ответила: «Немного лучше». Свами коснулся ребёнка и сказал: «Ничего хорошего». Он материализовал вибхути, нанёс его на лоб мальчика и натёр им всё его тело. «Всё будет в порядке», – произнёс Он. К вечеру ребёнок выздоровел и уже играл во дворе.

Этим же вечером, сидя во дворе старого мандира со своими бхактами, Свами поведал историю о храме Венугопаласвами, что находится рядом с этим мандиром, указав на его важность. Он рассказал, что в Путтапарти предавался медитации великий мудрец Вальмики (легендарный автор великой древнеиндийской эпической поэмы «Рамаяна»; его имя дословно означает «муравейный». – Прим. пер.). В этой деревне было множество муравейников, которые и послужили поводом для названия деревни – Путтапарти. Там, где стоит мандир, когда-то простирался лес из деревьев туласи. Свами раскрыл тайну, что Господь Нараяна в образе мудреца (риши) Вальмики предавался здесь медитации. Он сказал, что тот же риши воплотился ныне, имея в виду Себя.

Свами предложил Своим бхактам задать Ему вопросы. Один из них попросил Свами показать ему облик Шри Ширди Саи Бабы. «Сначала ты должен заслужить это», – был ответ. Больше вопросов никто не задавал.

    Свами попросил тарелку. Держа над ней кулаки, Он потёр их друг о друга и… о, чудо! –на тарелку посыпался вибхути. Он сказал, что этот вибхути пришёл от Ширди и попросил каждого приложить его к себе. Обратившись к больным артритом – а такие среди присутствующих имелись, – Он подозвал их к Себе и сам нанёс на них вибхути. Затем Свами позвал детей и также нанёс на них вибхути. И, наконец, Свами позволил каждому сделать паданамаскару и вошёл внутрь мандира. Мы провели в Путтапарти несколько изумительных дней, получили благословение от Свами и, приняв от Него сладости в качестве прасада, вернулись в Майсур.

* * *

В апреле 1949 года моя мать поехала в Путтапарти и пробыла там месяц. В то же время в Путтапартииз Мадраса (ныне Ченнаи) приехали два брата-студента из колледжа. Они занимались духовной практикой, и были садхаками. К ним во сне пришёл Свами и сказал, что в Путтапарти воплотился аватар. Он также велел им приехать и встретиться с Ним. Путтапарти они нашли с большим трудом. Через живущего в ашраме Шри Шешагири Рао Свами передал этим студентам, что им следует искупаться в реке, прежде чем переступить мандир. В соответствии с этим указанием, они пошли к реке. Они увидели две божественные ступни. Украшенные ножными браслетами и мелодично позванивающие, они повели их к реке. Искупавшись, они начали стирать свою одежду, во все стороны разбрызгивая воду.

И тут они увидели Пандурангу в теле маленького мальчика. Он схватил Свою одежду (питамбара) и отбежал в сторону, чтобы брызги воды не попали на неё, а затем, когда они закончили стирать, подошёл ближе. Поражаясьвеличию этого места, они вознесли хвалу Витхалю (Вишну) и затем направились в мандир. И вновь те же две ступни, позванивая ножными браслетами, повели их к мандиру, и, приведя, исчезли. К тому времени Свами, облачённый в красивую одежду, ожидал в холле, чтобы приветствовать их. Как только они увидели Его, они выронили из рук свою постиранную одежду, бросились к Нему, крепко обняли, вознесли Ему хвалу и разрыдались.

Свами стоял, улыбаясь. Возгласы и рыдание юношей привлекли внимание других бхактов, находившихся поблизости, и они бросились туда. Увидев их, Свами попытался освободиться от объятий мальчиков, но безуспешно. Один из них сказал: «Ты, как вор, незаметно, избегая всех, пришёл сюда* (принял форму аватара). (Библейская параллель этого неожиданно сильного из уст мальчика выражения так и напрашивается: Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. 1 Фес. 5:2. Нет сомнения в том, что мальчики находились в особом – просветлённом – состоянии сознания. –Прим. пер.). Облачаясь в одежду цвета охры (кашайя вастра), Ты прячешь Свою божественность. Кришна Гопала, почему Ты отрастил такие волосы? Они похожи на волосы Шивы. Ты одеваешься, как Кришна, Ты выглядишь так же величественно, как Рама. За кого мы должны Тебя принимать? Я не могу быть без тебя. Кришна, Кришна, какое счастье, что мы видим Тебя в человеческом теле!»

Повернувшись к бхактам, он сказал: «Поверьте моим словам, не покидайте Его. Если вы уйдёте от Него, то не вернёте Его более. Он – Мадхава (Вишну). Он дурачит вас, разыгрывая роль человека (манава). Не потеряйте эту золотую возможность. Осуществите цель своей жизни. Я знаю Его хорошо».

    Мальчики продолжали возносить Ему хвалу, проливая слёзы радости (анандашру). Видя это, другие бхакты также стали заливаться слезами. Свами озорно улыбнулся и сказал: «Что за бред! Да он же сумасшедший. Почему вы верите его словам и проливаете слёзы?» Незадолго до прибытия мальчиков Свами, однако, сообщил, что в тот день приедут два великих ведантинста, и что Он с нетерпением ждёт их. Поэтому бхакты знали, что Свами просто шутит. Они стояли там и наблюдали за мальчиками. Некоторое время спустя Свами освободился от их объятий и с любовью утешил их. Он попросил бхактов принести еду и поел с ними из одной тарелки. Затем Он взял их к Себе в комнату, долго беседовал с ними и на следующий день отослал домой.

* * *

В другой раз вечером, когда бхаджаны ещё не начались, группа людей, опоздавших на автобус, подошла к мандиру. Одна женщина из этой группы приблизилась к комнате моей матери и попросила питьевой воды, а также поинтересовалась, где можно постирать бельё. Когда ей ответили, что это можно сделать на протекающем рядом оросительном канале, она попросила мою мать показать ей путь к нему. Моя мать немного проводила её, показала, куда дальше идти, и вернулась. К тому времени, как женщина возвратилась, Свами стоял в холле, одетый в ярко-зелёного цвета платье, которое прежде никогда не носил. Его волосы были зачёсаны, и Он жевал листья бетеля. Как только она увидела Свами, она воскликнула: «О, дорогой мой царь йогов!» и упала без сознания во дворе мандира.

Через некоторое время она пришла в себя и спросила: «Где Ты прятался все эти дни?» Сказав так, она побежала к Свами, чтобы схватить Его. Свами спрятался за занавеской в зале для бхаджанов и держал её так крепко, что женщина не смогла её отодвинуть. Решив, что Свами за занавеской нет, она стала искать Его по всему залу, выкрикивая: «Кришна, Кришна», – и вновь потеряла сознание. Свами немедленно выбежал из укрытия и велел принести воды. Он обрызгал ей лицо и приложил вибхути. Он велел другим женщинам обмахивать её. Затем Он попросил акшату (ритуальный рис) и побросал его на неё.

После этого, где бы она ни очнулась, она бегала повсюду, ища Свами, и затем падала со словами: «Кришна, Кришна». Видя всё это, её муж вышел из терпения. Он начал бранить её за то, что она ведёт себя, как сумасшедшая, и кричать, чтобы она успокоилась. Свами сказал ему: «Наяна, не ругайся. Это место так влияет на неё (стхала махатва). Некоторые люди, приехав сюда, попадают под влияние этого места и начинают вести себя подобным образом». Её муж ответил: «Должно быть, в идолах мандира, кроется какая-то таинственная сила. Наверное, это и является причиной её странного поведения».

  Ночь эта женщина провела в медитации на Кришну, так и не сомкнув глаз. Утром моя мать подошла к ней и спросила, что же случилось с ней. Та ответила: «Мать, этот человек – Гопалакришна. Не заблуждайся на этот счёт, думая, что Он человек. Я видела, как Он обмахивал меня и прикладывал вибхути всю прошлую ночь. Разве ты Его не видела?» Никто этого не видел, хотя все спали в одном помещении. На следующий день, когда все они собрались уезжать, Свами сказал её мужу: «Пожалуйста, не беспокой её. Она не проживёт больше 15 дней. Она не может освободиться от помешательства на Кришне. Это её последняя жизнь». Позже мы узнали, что она в течение последних 12 лет поклонялась божественной поэтессе Андал, особо почитаемой среди тамильских женщин-бхактов. Как и предсказал Свами, вскоре Она покинула этот мир. Уход её был тихим.

* * *

Следующий раз мы приехали в Путтапарти за два дня до окончания праздника Дасара в октябре 1951 года. Свами выходил и сидел на серебряном троне и утром, и вечером. Мы совершали кункумарчану (богослужение с использованием киновари). Все женщины сидели в линию; у каждой был лист, а на нём кункума и фото Свами. Кто-то один декламировал «Лалита аштоттара сатанамавали», а остальные выполняли кункумарчану. Свами подходил близко к каждому по очереди и позволял всем сделать паданамаскару.
 Согласно ортодоксальной индуистской традиции вдовам запрещается выполнять кункумарчану, поэтому на пудже разрешено было сидеть только замужним женщинам (сумангали). Свами увидел это и сказал: «Послушайте, вдовы всегда думают обо Мне. Я их Господин. Великомужественные Пандавы сидели безмолвно, когда Драупади унижали. Разве не Господь Кришна спас её? Так что, позвольте всем сидеть на пудже. Женщины, размышляющие о Боге, не вдовы. А вот те, кто не думают о Нём, – вдовы самые настоящие».

В один из тех дней Свами раздавал пищу и одежду беднякам. Процессия была организована в день Виджаядашами, последний день праздника. Бхакты, сопровождающие Свами, пели бхаджаны. Когда мы приблизились к Старому мандиру, мы увидели большой знак из кункумы, появившийся на лбу у Свами. Это придало божественной процессии ещё большее вдохновение.

Мы вернулись в Прашанти Нилаям поздно ночью. Бхакты приветствовали Свами и совершили Ему махамангаларати.

  В день нашего отъезда, вечером, Он позвал нас. Он сказал: «Если бы Я не вошёл в вашу жизнь, где бы вы были сейчас? Вредить кому-то – преступление. Причиняя боль живому существу, вы причиняете боль Мне. Ведите себя так, чтобы не задевать чьих-либо чувств». Он дал для моей матери, которой в то время нездоровилось, вибхути и сказал: «Она скоро поправится. Приезжай с ней на упанаяму Мурали». Мы склонились к Его стопам и отбыли.

* * *

В начале 70-х Свами предупредил Своих старых приверженцев, чтобы те больше не садились перед комнатой для ‘интервью’. До этого всякий, кто хотел побеседовать со Свами, имел возможность сесть перед этой комнатой в надежде, что Свами позовёт его. Свами также сказал им: «Отныне вы должны уступить своё место другим, новеньким, дать им шанс. Этим вы заслужите вознаграждение (пунья)». Я спросила Его: «Свами, а если нам нужно будет получить Твой совет, как нам тогда быть?» Свами уверил нас: «Аммайи, в таком случае вы получите ответы на свои вопросы из Моих выступлений. Скажу вам более: настанет день, когда вам придётся удовлетворяться только Моим даршаном. Но пунья, которую вы получали от даршана, спаршана и самбхашана, будет впредь даваться вам через даршан». Таков Он, наш Свами, милосердный Бог.


Глава 8. Шиваратри
 

Лингам – это прибежище, спасающее от джангам
 (материального существования), вызванного ангом
 (телом), рождением своим обязанным сангам –
 союзу разума (чит) и материи (джада),
 формирующему узел невежества (читджада грантхи)
 Шри Сатья Саи Баба
 

В феврале 1949 года мы поехали в Путтапарти на Шиваратри. Мы прибыли в мандир к 6 часам вечера, поднесли Свами цветы и фрукты и совершили паданамаскару. К этому моменту там уже находились люди. Бхаджаны распевались во всю. На следующий день перед дневными бхаджанами мы с гирляндами ожидали Свами, чтобы сделать паданамаскару. Он искупался и, одевшись в красивое платье, вышел в зал.

Шиваратри бхаджан продолжался. Два брата, Шри Б.В.Раман и Шри Б.В.Лакшман пели очень задушевно. Спустя некоторое время Свами совершил ритуальное омовение (абхишеку) статуи Шри Ширди Саи Бабы молоком, омыл её розовой водой и насухо вытер. Затем Он материализовал лингу, поставил его на голову статуи, нанёс на неё аришину, кункуму и вибхути и сделал ей арати. После этого Он окропил святой водой каждого из присутствующих и раздал молоко, оставшееся от ритуала.

В честь праздника для подношения Богу (наиведья) было приготовлено большое количество разнообразной пищи. Мы стояли вокруг Свами во дворе за мандиром, когда Шримати Савитрамма подошла к нам, чтобы предложить прасад из косамбари (салат из овощей). Свами указал ей: «Послушай, Савитрамма, почитатели прасада находятся снаружи в большом количестве. Иди и раздай им его. А эти бхакты, которые сейчас рядом со Мной, приехали из-за Меня. Они приехали издалека, преодолев все трудности на пути. Они ничего не хотят, кроме Меня». Сказав это, Он повернулся к нам и рассмеялся. Мы были очень счастливы услышать эти слова. Затем Свами ушёл принять пищу.

В тиши той ночи бхаджаны звучали завораживающе. Свами пребывал в необычайном радостном расположении духа. Мандир был битком набит людьми, и всё же не смог вместить всех желающих. Тогда Свами попросил всех перейти во двор. Он также вышел во двор и сел в кресло. Свами помешал горячий пышущий рис (уппитту), приготовленный для подношения, и сказал Савитрамме: «Я прикоснулся к нему, и он не уменьшится в количестве. Не ограничивай его раздачу, дай Моим бхактам столько, сколько они захотят. Я счастлив видеть, как они едят».

После прасада была организована процессия, в которой Свами сидел на паланкине, украшенном цветами. Мы шли впереди и пели бхаджаны. А когда вернулись, было уже 3 часа ночи. Бхаджаны продолжались до самого утра. После аратри вновь раздали прасад. На другой день пост был прекращён, и Свами устроил для бхактов обед. Его организовали в шеде. Свами ел за столом в центре шеда, где все могли Его видеть.

Вечером Свами расположился на веранде, что на задней сторонедвора. Я и ещё пять почитателей стояли там. Свами сказал: «Вамана померил бескрайнее небо одним шагом, а землю – другим. Следующий шаг пришёлся на голову царя Бали. Три шага были завершены. Как такое возможно? Была ли голова царя Бали такая же огромная, как небо и земля? Какая же идея здесь заключена?» Никто не смог ответить на этот вопрос. По глупости, мы также не спросили ответа у Свами, и Он оставил эту тему. И лишь спустя годы в Своём выступлении по случаю празднования Онам* в Прашанти Нилаяме Свами объяснил смысл этого сюжета. Символический жест передаёт ту идею, что Вамана третьим шагом покрыл тонкий ментальный мир (манолока) Бали. (См. The Kerala Onam – "Sathya Sai Speaks", Vol. X, 3rd Edition, pp.251-255. Published by Sri Sathya Sai Books and Publication Trust, Prasanthi Nilayam 515134, India).

  Глядя на нас, Свами сказал: «Ваше стремление ко Мне будет вознаграждено в конце жизни». Мы оставались там ещё три дня. Напоследок Свами позвал нас, материализовал нам вибхути и сказал: «Пока Я с вами, ничего опасного не может случиться. Всегда будьте счастливы и пойте бхаджаны». Сказав это, Он пожелал нам счастливого пути и попрощался.

* * *

В феврале 1951 года мы с мужем вновь поехали на праздник Шиваратри. Свами материализовал лингу. Бхаджаны начались вечером и продолжались до утра. Раньше Свами подолгу сидел с нами и пел бхаджаны. В этот раз Он также пел бхаджаны некоторое время, а затем поднялся наверх. На другое утро после мангаларати Он раздал прасад. Пост закончился, и все бхакты пообедали в зале Прашанти Нилаяма. Свами руководил всеми приготовлениями и убедился, что все хорошо поели. Следующим утром, когда вокруг ещё было мало людей, я и моя кузина Шанкари поднялись наверх.

Свами как раз выходил из гостиной. Мы стояли возле веранды. Увидев нас, он пошутил: «Аммайя, что привело тебя сюда на второй этаж?» Мы ответили: «Свами, Ты очень редко выходишь. Поговорить с Тобой стало почти невозможно. Мы засомневались, будет ли у нас возможность получитьТвоё разрешение на отъезд». Он сказал: «Я когда-нибудь говорил, что вам нельзя подниматься наверх? Я не останавливаю вас. Для человека, сидящего в поезде, деревья, горы и тому подобное кажутся движущимися. В действительности, движется поезд. Разве не так? Подобным образом,вы находитесь во власти иллюзии. Бог статичен и неделим. Вы умудряетесь отыскивать ошибки и у Бога. У вас есть горшок и верёвка. Вы обвязали ею горшок и отпустили его в колодец. Вы должны поинтересоваться, наполнился ли горшок водой, а для этого нужно заглянуть в колодец. И только тогда вы получите воду, когда вытащите горшок на поверхность. Эта вода и есть Бог (указывая на Себя). Если вы опустите в колодец горшок, но не проследите, наполнился ли он водой,будет ли правильным последующее сетование, что вы остались без воды? Если вы заплатите деньги в магазине, то получите желаемые вещи. Если вы попросите товар, а денег не дадите, получите ли вы его? Подобным образом, если хотите обрести милость Бога, то за это придётся платить «деньгами» бхакти – любовью к Богу и поклонением. Вы бхакти вы получите силу».

Я сказала: «Свами, нам нужно завтра уезжать. Пожалуйста, дай нам разрешение». Он ответил: «К чему такая спешка? Что вы там спрятали в Майсуре, что так торопитесь обратно? У тебя дети, поэтому ты не можешь приезжать часто. Так что, расслабься и оставайся ещё на несколько дней, а потом можешь ехать». Я сказала, что у меня не хватает денег. Свами воскликнул: «Что ты сказала? У тебя нет денег?! Когда Я здесь, такой могучий, как гора, на твоей стороне, ты всё же говоришь, что нет денег! Когда Я твой, как могут у тебя кончатся деньги? Твоя мать и сестра также поют эту песню. Скажи Мне, сколько ты хочешь, и Я дам тебе». И добавил: «Если ты хочешь Бога – оставайся. Если же самсару – отправляйся домой».

Позже Он спустился вниз и сказал моей тёте, что я собираюсь остаться ещё на два дня, и что они также должны остаться со мной. Когда же я попыталась объяснить, что ничего такого не говорила, Он немедленно показал мне знаками, чтоб я замолчала.

  Прошли ещё два дня. В день отъезда мы поднялись к Свами наверх и стали ждать Его у двери комнаты. Свами вышел с чарующей улыбкой, сел и попросил нас сесть возле Него. Глядя на меня, он произнёс: «Каннамма, почему ты молчишь?» Когда я ответила, что мне нечего и сказать-то, Он заметил, что я могла бы поговорить хоть о чём-нибудь, потому что у меня всегда связан язык, даже если в голове много мыслей. Он спросил, закончили ли мы строительство дома? Я сказала, что закончили.

«Теперь, когда дом построен, ты можешь начинать разрушать его», – Он шутил. Я сказала: «Свами, мама болеет. Я хочу, чтоб ритуал упанаямы для моего старшего сына (Мурали), был совершён при её жизни в Твоём присутствии». (После этого разговора мать Каннаммы, Шримати Намагириамма, прожила на этом свете ещё 50 лет, проживая, преимущественно, в Прашанти Нилаяме. – Прим. пер.). Свами громко рассмеялся: «О! Это тот непослушный мальчик! Конечно, ты можешь сделать это здесь. Я очень рад». Немного погодя мы сделали паданамаскару и ушли. Свами стоял у двери и улыбался, провожая нас взглядом. Мы попросили Его: «Свами, пошли нам глубокую преданность». Он ответил: «Так и будет», – и с любовью положил Свои божественные рука мне на голову.

* * *

Наша следующая поездка в Путтапарти на Шиваратри выпала на февраль 1954 года. Мы получии даршан Свами. Во второй половине дня Он совершил абхишеку и пуджу статуе Шри Ширди Саи Бабы и материализовал лингу. Бхаджаны были восхитительны и продолжались до самого утра. На восходе солнца вышел Свами, сел в Своё кресло, и все получили Его даршан. После махамангаларати в присутствии Свами раздали прасад. Нам пришлось ждать несколько дней, чтобы поговорить со Свами, так как людей было очень много. В один из вечеров Свами позвал меня и мою тётю на беседу.

Поговорив с моей сестрой, Он подошёл ко мне. Он взял из моей руки кусочек леденца, положил Себе в рот и сказал: «Каннамма, какие новости? Как домашние, в порядке? Знаешь, даже выйдя замуж – чему огонь был свидетелем – и заботясь о своём муже, ты также должна думать и об этом муже-атмане (указывая на Себя и подразумеваяпараматму)». Свами пообещал, что позовёт нас снова на следующий день.

На следующий день Он позвал меня вместе с моей сестрой и её мужем. Лукаво глядя на мою сестру, Он сказал: «Ты приехала только с одним ребёнком?» Она ответила: «Свами, одного достаточно. Если бы у меня детей было больше, мне при нынешних обстоятельствах пришлось бы забыть Путтапарти». Свами сказал: «Нет-нет. После замужества ты хотела ребёнка. Получив Мой даршан, ты потеряла это желание. Но, когда ребёнок родился мёртвым, ты вновь захотела ребёнка. Разве не так?» Радха молчала. Свами продолжал: «Поэтому я благословил тебя на рождение ребёнка».

Свами спросил: «Разве все мужчины плохие? Мужчины, женщины – все должны следовать своей дхарме. Драупади стала великой пативратой (верной, преданной женой), следуя за своими пятью мужьями. Так и ты должна следовать своей дхарме. Арджуна также получил совет подобный этому, не так ли? (Свами процитировал шлоку из "Бхагавадгиты"). Те, кто созерцают Меня или поклоняются Мне, получают Меня. В кали-югу лучшим путём достичь божественного является харисмарана (поминание Бога). Только делайте это. Я ещё не начал работу, которую пришёл исполнить. Да и как Я могу начать её, пока провожу беседы, как эта? Всё необходимое для изготовления конфет (ладду) уже имеется. Скоро я начну их делать».

Мы спросили: «Свами, а нас Ты задействуешь в Своей работе?» Он ответил: «Вы уже задействованы – все». Я спросила: «Свами, что ты имеешь в виду под изготовлением ладду? Что Ты собираешься делать?» Он ответил: «Я вам ничего не скажу сейчас. Вы узнаете об этом, когда Я это сделаю».

  Моя сестра сказала: «Свами, благослови нас на то, чтобы мы могли приезжать сюда чаще». Он ответил: «Да, милость Бога приходит лишь в том случае, если вы прикладываете усилия. Я сделаю так, что вы будете приезжать сюда как можно чаще и получать даршан, спаршан и самбхашан. Даже, когда лампочка соединена с генератором, она не загорится, пока её не включишь. Подобным образом Я наполню вас духовной энергией и отошлю обратно. Бог это бхаваприйя (кто любит искренние чувства), а не бахьяприйя (кто довольствуется внешним). Бог внимает человеку, который молится: "Господи, слышишь ли Ты мою молитву?" Бог держит на виду человека, который молится: "Смотришь ли Ты на меня Своим сострадательным взглядом?" Бог даёт Свои стопы человеку, который молится: "Я держусь за Твои стопы. Не покидай меня". Бог протягивает Свои руки человеку, который молится: "Пусть рука Твоя охраняющая (абхайя хаста) отведёт от меня всякую опасность". Бог отвечает на твои чувства и воздаёт согласно им. Он любит чувства. Его милость будет истекать к тебе согласно силе твоих чувств».

Мы ещё и ещё раз попросили Свами не забывать и не покидать нас. Он ответил: «Я никогда не забуду вас. Поверьте Мне. Не сомневайтесь». Он сотворил вибхути, дал его всем нам, приложил его поочерёдно каждому на лоб и благословил нас, положив Свою благословляющую, охраняющую руку (абхайя хасту) нам на головы.

  Моя сестра, у которой было кольцо из камня с гравированным изображением Свами, попросила благословить его для её дочери, Двараки. Возвращая кольцо обратно после благословения, Свами вновь взглянул на него и сказал, что оно Ему не нравится, и что Он даст ей другое. Свами материализовал вибхути и положит его в рот Двараке. Он раздал нам пакетики вибхути и книги и пожелал счастливого пути.

* * *

14 апреля 1954 года мы стояли возле нового мандира в ожидании даршана. Свами появился на веранде первого этажа. Он сказал: «Сядь в тень, не стой на солнце. Ты уезжаешь домой?» Мы ответили отрицательно. Он сказал: «Хорошо», и вошёл в мандир.
 

Моя мать и я сели в тень перед мандиром. Мы вели разговор об одном садху из Бангалора и были так увлечены беседой, что не заметили стоявшего на балконе Свами. Он молча наблюдал за нами. Когда мы подняли головы, наши глаза встретились. Мы смутились. Свами спросил: «Аммайи, вам не холодно?» Я ответила: «Нет, Свами». Он сказал моей матери: «Отправляй детей обратно, а сама оставайся здесь. Теперь живи здесь. Когда ты хотела приехать, Меня здесь не было. А когда Я был здесь, ты не могла приехать. Теперь будет по-другому: живи здесь, а о детях твоих Я позабочусь. Ты выдала замуж дочерей. О чём же ты теперь беспокоишься? Их мужья позаботятся о них». Он посмотрел на меня и рассмеялся, а затем спросил, уезжаю ли я. Его сострадательные глаза ичарующая улыбка… Эта сцена отпечаталась в моей памяти.

 Как и посоветовал Свами, моя мать уехала из Майсура в 1954 году и поселилась в Путтапарти. Свами выделил ей для проживания бывшую гостиную комнату в Старом мандире.

* * *

В день Шиваратри в феврале 1964 года бхаджаны начались в 6 часов вечера. А в 9 часов под громкое пение бхаджанов Свами материализовал изо рта лингу. Это был большой овальный линга. Свами пришлось широко открыть рот, чтобы он вышел наружу. Из-за этого в уголке Его рта выступило немного крови. Свами тщательно вытер рот платком и поднял лингу на всеобщее обозрение. Тот был светло-розового цвета.

Свами описал его следующим образом: «Этот линга имеет панчабхуты. Он заключает в себе звёзды, планеты, небесные тела, движущиеся вокруг этих планет, и т.д. Это пример (нидаршана) того, что 14 миров (бхуваны) присутствуют в Моём желудке». От такого заявления бхакты радостно возликовали, Свами продолжил: «Этот линга не только содержит 5 элементов, но и имеет Третий глаз. Вам всем очень повезло. Цель вашей жизни достигнута. Вы оказались свидетелями этого чудесного события благодаря накопленным заслугам ваших прошлых жизней, а не настоящей. В прошлых жизнях вы были йогабхраштами. Вам выпало счастье быть теми, кто получил эту возможность среди миллионов людей. Это брахмандалинга. Это очень редкий линга. Увидев его, никто из вас не будет более рождаться». Услышав это, бхакты возликовали от радости.

 В те дни бхакты никогда не выражали свои чувства аплодисментами, даже если они были свидетелями чудес или таких божественных заявлений Свами. Время от времени Свами говаривал: «Вместо того, чтобы хлопать в ладоши, постучите себе в грудь (имея ввиду: очистите свои сердца)». Бхаджаны продолжались всю ночь, а наутро бхакты совершили Свами махамангаларати. Людей, пришедших на бхаджаны, было так много, что подойти поближе к Свами не было никакой возможности, и нам пришлось стоять в отдалении. Свами опять поднял лингу на обозрение. Затем Он подошёл к нам, показал нам его и сказал: «Вы, конечно же, небесные существа (дэваты), попавшие в этот мир из-за проклятья, иначе вы бы не были свидетелями происходящего».

* * *

Однажды в Старом мандире Свами сказал, что Он будет принимать на Шиваратри подношение от каждой семьи. В назначенное время в мандире собрались от 30 до 40 семёй. Все они приготовили лёгкую еду, т.к. был день поста. Однако моя мать ради моей сестры, Радхи приготовила рис и самбар (овощной соус). Свами подходил к каждой семье, протягивал руку и съедал по кусочку или щепотке то, что Ему клали в руку как подношение. Он также пил воду, которую наливали Ему в ладонь, и омывал руки. Эта процедура повторялась вновь и вновь с каждой семьёй.Он подошёл к моей матери и попросил смешать рис и самбар и дать Ему три щепотки. Он съел это, попил воды и помыл руки. Один из бхактов спросил у Свами, как может Он за один раз съесть так много пищи. Свами ответил: «Можете ли вы, люди, когда-нибудь наполнить Мой желудок? В праздник Шиваратри Шива приходит в каждый дом в поиске милостыни». Хотя бхактам и не нравилось давать милостыню Свами, они делали это, повинуясь Его указам. Благодаря этому, иСвами, и Его бхакты получали ананду.

* * *

В Путтапарти у моей матери была подруга Шримати Нарасамма. Её выдали замуж в детстве, и она потеряла мужа, как и моя мать. В том возрасте она не понимала, почему ей не разрешают прикладывать кункуму, носить браслеты и украшать себя цветами, тогда как другим детям её возраста делать это разрешалось. Она принадлежала богатой семье. Её мать дала ей картинку с изображением Господа Рамы и велела регулярно совершать ей пуджу. Девочка полюбила этот ритуал, и именно в это время её родители узнали, что Свами приехал в Мадрас. Взяв её с собой, они тоже поехали в Мадрас, где получили даршан Свами. Некоторое время спустя, они взяли её в Путтапарти. Свами посоветовал ей остаться там, и она провела в Путтапарти всю свою жизнь. Видя, как Свами материализует статуэтки, линги и другие вещи и даёт их людям для поклонения, она также захотела иметь что-нибудь подобное. Когда Свами узнал о её желании, он материализовал лингу и отдал ей, объяснив, что это – атмалинга, и попросил выполнять ему пуджу со всей искренностью.

Из-за своей полноты ей было трудно выполнять даже обычную повседневную работу, не говоря о пудже. Кому-то приходилось приносить молоко, кому-то цветы и фрукты, а третьему вести для пуджи все приготовления. Таким вот образом, с помощью многих людей, и совершалась пуджа.

Когда Свами дарил ей лингу, Он поставил ей условие, что она будет обедать только после того, как Свами даст ей тиртху (святую воду). Нарасамма решила, что будет не трудно получать святую воду от Свами каждый день. Она обедала рано, поскольку никогда не завтракала. В то время Свами большую часть времени ходил по ашраму, встречался с бхактами и разговаривал с ними. Она сливала святую воду после абхишекив маленький сосуд и ходила с ним за Свами, куда бы Он ни пошёл. Свами же, поговорив с одной группой людей, подходил к следующей, не обращая на неё никакого внимания. Если она подходила к одним и ждала в одном месте, Свами шёл к другой группе в другом месте. Таким образом, когда Свами сливал, наконец, святую воду ей на руки, на часах уже было один или два часа пополудни. К тому времени силы покидали её – сносить муки голода столь долго было выше её сил. И она стала сожалеть, что попросила лингу. Это была мудрая мысль.

Однажды, когда к пудже всё было готово, она увидела, что линга исчез. Обеспокоенная, она немедленно побежала вверх по ступеням мандира, простёрлась перед Свами и разрыдалась: «Свами, я искренне выполняла пуджу, с преданностью, не делая никаких ошибок. Но сегодня я обнаружила, что линга исчез. Я не знаю, как это случилось». Свами ответил: «Отпусти его. Он вернулся ко мне. Не стремись к таким вещам. Ты извлекла урок, не так ли? Сделай паданамаскару и ступай». Свами благословил её.

  Глава 9. Тройственность Саи
 

 "Я пришёл на призыв истосковавшихся по Мне в этом мире:
 праведника, святого и мудреца,
 садху и садхака,
 гуру и благочестивого".
Шри Сатья Саи Баба

 

Сошествие тройственного воплощения Саи-аватара было предсказано 5 тысяч лет назад. Эти три аватара также упомянуты в нескольких древних пальмовых астрологических манускриптах (нади) и сказаниях. Как-то в конце 40-х годов, находясь в Старом мандире, Свами объявил своим бхактам:



"Три аватара сойдут на землю после Рамы и Кришны. Всё это случится на земле Бхараты – наисвященном, наисвятом месте.

Первое воплощение, как Ширди Саи, произойдёт в Ширди; второе, как Сатья Саи, в Путтапарти; и третье, как Према Саи, в деревне штата Карнатака. Шри Ширди Саи-аватар уже ушёл. Тело нынешнего Сатья Саи-аватара будет жить до 96 лет, и с перерывом в один год Према Саи-аватар примет человеческое тело, которое будет жить 75 лет. И с этими тремя аватарами Моя воля (санкальпа) исполнится. Мир станет местом покоя и радости.

Наука имеет свои ограничения. Учёные не в состоянии истолковать всё. Материальная наука способна видеть только ту вселенную, что состоит из пяти элементов. Но даже это ограничивается рамками чувственного восприятия. Она не может воспринимать запредельные вещи. Это возможно только при духовном озарении. Я могу видеть то, что не может уловить самый тонкий, совершенный аппарат. Я могу диагностировать и лечить болезни, непосильные для медицины.

Я не читаю книг. Но знаю всю историю вселенной. Я вижу прошлое, настоящее и будущее. Я нахожусь вне пределов времени и пространства. Вы были удивлены, увидев Меня в двух разных местах одновременно. В будущем – да что там две! – я приму тысячи форм, чтобы появиться одновременно в разных местах. Я материализую предметы для выражения переполняющей Меня любви, для радости принимающего этот дар и для его защиты от опасности, какой бы она ни была. Даже если Я ничего не материализовал для вас, если вы глубоко верите в Меня и преданны Мне, Я приду к вам на помощь в момент кризиса в любое время и в любое место. Я отвечу на ваши молитвы, обращённые к любому образу и к любому имени, так как все образы и имена Мои.

Я воплотился как аватар не для малых, но для великих дел. Мир будет процветать. У меня гигантская задача: поднять человечество и направить его на правильный путь – путь Сатьи, Дхармы, Шанти, Премы и Ахимсы – и даровать освобождение духовным подвижникам. Выполняя свою работу, Я никого не боюсь и ни перед кем не склоняюсь. Ибо Я есть Истина".

* * *

Однажды Свами сказал: «Кальпы, манвантары и чатур-юги наступали и снова наступят. Много чатур-юг наступило и в те чатур-юги, дашаватары сойдут на землю. В настоящую чатур-югу десятый аватар, Калки, разделится на три аспекта, приняв образы Ширди Саи, Сатья Саи и Према Саи. Такого ещё не случалось, и стало возможным лишь сейчас, в кали-югу. Саи-аватары не приходили в былые кали-юги и не придут в грядущие. В образе Ширди-аватара Я готовил пищу. Как Сатья-аватар Я накрываю на стол. Люди говорят, что Шри Ширди Баба частенько приходил в раздражение. Когда вы готовите еду, а дети мешают вам, разве вы не сердитесь на них?»








Комментариев нет:

Отправить комментарий