среда, 15 ноября 2017 г.

Клубы камфорного дым

Божественные игры Бала Саи. Часть 2

Клубы камфорного дыма


Нет предела милости Свами. Её глубина превосходит глубину всех наших чувств, соединённых вместе. После обеденного перерыва Свами имел обыкновение на некоторое время удаляться в Свою комнату. В один прекрасный день мы отдыхали после еды с одним преданным из Мадраса. Свами так и не вышел, и к вечеру я принёс кофе в Его комнату. Он сообщил со счастливым выражением лица: «Сегодня Я покажу вам великое событие. Попроси всех собраться – мы пойдём к Кальпаврикше. Пусть возьмут камфару и другие принадлежности для Арати».
Около шести часов вечера мы пришли к Кальпаврикше и начали петь. Всех охватило предчувствие чего-то необычного. Свами сказал: «Сегодняшний прасад — не для языка, а для глаз».Это было непонятно; ведь всё, что Он делал, услаждало взор. Свами поднялся и попросил каждого зажечь камфару. Когда все были готовы и одновременно зажгли огонь, это было очень красивое зрелище. Это и есть обещанное великое событие? Разочарование длилось недолго. Языки пламени почернели. Дыма было столько, что мы не могли видеть Свами, стоящего прямо перед нами. Дым клубился, и стал настолько густым, что невозможно было разглядеть не только Свами, но и стоящих рядом людей. Еще несколько мгновений назад мы любовались джьоти (огнями), а теперь нас охватил необъяснимый страх.
Свами был невидим, но из дымных облаков доносился Омкар. Звук этот нарастал, и тёмные клубы светлели. Они белели на глазах и, в конце концов, стали белоснежными. Нам казалось, что они покрыли все окрестности и достигли неба. Ещё несколько секунд, и они начали меняться, принимая форму Свами. Эта форма была гигантской, настолько большой, что я не могу найти слов для её описания. Эта огромная форма была увенчана невообразимой, просто безмерной шапкой Его волос. Все окрестности были теперь одним обликом сплошной белизны, и лик Свами был ясно различим. Я отчетливо видел улыбку на Его лице, сияющем, словно полная луна. Кроме этого лицезрения мои чувства более ничего не вмещали. Огромные размеры этой формы говорили о том, что ноги Его уходили глубоко в землю. Судьба наградила нас видением Божественности, даршаном Вишварупы (формы Битвы), которого не удостаивалась даже Божественная Триада: Брахма, Вишну и Махешвара. Мы были погружены в созерцание происходящего перед нами чуда, и никто не мог сказать достоверно, сколько минуло времени: всё произошло быстро, но нам казалось, что это длилось долго. Громадные серебристо-белые облака исчезли так же, как и появились. Это была аммавасья, ночь тёмной луны (новолуния). Вся округа была погружена в непроглядную тьму, но Свами сотворил серебристо-белые облака и погрузил нас в иллюзию, Майю. Это чудесное зрелище было дано увидеть лишь горстке преданных, бывших с Ним в то время. Подобное лицезрение было даровано, пожалуй, лишь Арджуне Господом Кришной; об этом случае говорится в Бхагаватам. В эпоху Кали нам повезло оказаться на месте Арджуны, Господь Саи пролил эту милость на всех нас.
Лилы Бала Саи были подобны нектару, они были невероятно прекрасны. Вот пример того, что милость Бога может быть дарована всем без исключения.

Дейвануграхам

Божественная милость

Ничто в жизни не происходит без Его Божественной милости. Если случается что-нибудь хорошее, мы радуемся, что заслуги прошлых воплощений позволили этому произойти. Сталкиваясь с превратностями жизни, мы клянем судьбу. Источник и того, и другого — мы сами. Вот несколько примеров Божественной милости, дарованной Свами.
В те дни людей в Ашраме было немного, и я часто бывал единственным близким к Свами человеком . Моя семья не могла оставаться в Прашанти более трёх месяцев. Мне же повезло, и я мог не прерывать пребывание со Свами целых девять месяцев. По Его распоряжению я регулярно приезжал в Путтапарти. Он был самой моею жизнью, всё другое было второстепенно. Я и не помышлял о том, чтобы пойти против Его слова или сомневаться в Нём.
Однажды к Свами пришли Его родители, дед, сестра Венкамм-акка и ещё несколько родственников. Я был всегда рад послушать рассказы о прошлом и разузнать что-нибудь новенькое. В этот день Свами говорил о Ширди Саи Бабе.
В то время простому человеку нелегко было совершить путешествие в удалённые места. Людей, вернувшихся из длительной, полной опасностей поездки на север Индии в Каши (Варанаси), встречали как святых, ведь это считалось великим достижением. Им омывали стопы, чтобы обрести часть их святости. Мне же повезло. Не было необходимости преодолевать трудности, добираясь до святого места. Земля Путгапарти была для меня столь же святой, как и земля Каши, нектарный поток слов Свами изливался на меня священной Гангой, а события, свидетелем коих я являлся, были воистину равноценны видению Вишванатха, пребывающего в Каши.
Несмотря на преклонный возраст, дедушка Свами обладал прекрасным чувством юмора и хорошим голосом. Он сыграл множество ролей в деревенских постановках и заслужил репутацию заправского актёра. Мне довелось слышать его пение и несколько историй в его исполнении. Как-то раз во время праздника он, как обычно, расколол кокос на две половины. Однако Свами заявил, что их три, а не две. Люди вокруг начали смеяться, но, приглядевшись, на самом деле увидели три половинки вместо двух. «Свами вечно подбрасывает подобные сюрпризы!» – сказал Его дедушка.
Он рассказывал и о том, как многие стали поглядывать на юного Сатью со страхом, когда Тот объявил, что является реинкарнацией Ширди Саи Бабы. Были и те, кто считал это выдумкой и не относился к Его словам серьёзно. Дед Свами обладал всей полнотой веры в Него, но и он как-то раз попросил Его подтвердить Свои слова. Юный Сатья улыбнулся: «Все вы этого хотите! Что ж, смотрите на стену!» И тут, словно в кинофильме или кинотеатре, они действительно увидели Ширди. На экране разворачивалась сцена за сценой. Некоторые разглядели там и Свами. Находясь в Путтапарти, люди с восторгом осматривали Ширди. Это произошло, когда маленькому Сатье было около семи лет! Как мог сотворить подобное чудо такой маленький ребёнок? Это стало для всех событием дня, и они никак не могли «переварить» это и успокоиться. Я вдосталь насладился рассказом о даршане Ширди Саи во время даршана Парти Саи. Порой Господь Сам прикладывает усилия, дабы явить Свою силу и показать, что Он – Бог. Такие происшествия вынуждали жителей деревни относиться к Нему почтительно и уважать изречённое Им слово. Тем не менее, многие оставались настроены скептически.

«Слепые» убеждения

А сейчас давайте посмотрим, как Свами исправлял тех, кто считал себя очень умным и знающим. Как-то раз прибыл в Мандир один пожилой мужчина, пристрастно соблюдавший все правила поклонения, касающиеся проведения ритуалов и подготовительных церемоний. У нас было заведено так: женщины преклонных лет, вдовы Савитрамма и Конамма возжигали огонь, они же готовили все принадлежности для проведения пуджи и бхаджанов. Этот человек очень мягко сказал Савитрамме: «Не кажется ли вам, что было бы прекрасно, если бы эти приготовления выполняли молодые женщины?» Простодушная Савитрамма решила, что он заботится о том, что в её годы ей приходится так много трудиться, и ничего не ответила. На самом деле, его беспокоило то, что эту священную обязанность исполняет вдова.
В те дни люди слепо следовали установившимся традициям. Вдовам не разрешалось принимать участия в священных церемониях, и только незамужние девушки (шумангали) или семейные женщины при здравствующем муже могли выполнять эти обязанности. Остаётся только диву даваться, как и где успел подметить это Свами! Он возникал в Старом Мандире то здесь, то там, но никто не догадывался о причине Его появлений. Ничто не ускользало от Его зорких глаз – нет того, что было бы Ему неведомо.
Этим вечером Свами поведал нам историю одной зажиточной семьи. У них был сын, воспитанный в любви и приученный к соблюдению дисциплины. Они определили его в гурукулу, возглавляемую именитым и знающим гуру. Сын успешно учился, а когда занятия подошли к концу, гуру проводил его прощальным наставлением, велев всегда говорить правду. Ученик строго придерживался этого наказа. Пришло время обзавестись семьёй. Был решён вопрос о женитьбе, и вся семья погрузилась в предсвадебные хлопоты.
Согласно обычаям, свадебная церемония сопровождалась большим числом ритуалов, один из которых был связан со звездой Арандути. Пандиты читали нараспев мантры, потом спросили жениха, видит ли он эту звезду. Затем они снова читали мантры и снова обратились к нему с вопросом, понял ли он их. Вслед за этим они попросили его спросить благословения мутайдулу (у семейных женщин при здравствующем муже), что считалось благоприятным. К всеобщему удивлению, он упал на землю и разразился рыданиями. Родители решили, что он разочарован тем, как проводится свадьба. Родственники со стороны невесты подумали, что он недоволен подношениями. Невеста задумалась о том, что его женят насильно. Каждый из присутствующих сделал своё умозаключение. Наконец, одному из стариков удалось убедить его заговорить. Он поведал следующее: «С детства я всегда говорил правду. Пандиты же принуждают меня лгать по пустякам. Они хотят, чтобы среди бела дня я разглядел звезду Арандути. Я ничего не понимаю в мантрах, а они заставляют меня подтвердить, что я их разобрал. Сейчас они вынуждают меня принять благословение неопытных молодых женщин, в то время как вокруг так много повидавших жизнь вдов! Почему я должен лгать из-за какой-то несуразицы?» – причитал жених. Старик облегчённо рассмеялся, однако, он не смог дать жениху хоть сколько-нибудь вразумительного ответа. Он привёл последний веский довод: «Это старая традиция, и люди веками следуют ей. Даже мы не понимаем её смысла, чего же ты беспокоишься?»
Внезапно Свами повернулся к тому пожилому мужчине, что давал совет Савитрамме, и спросил: «Согласны, что у нас есть традиции, которые соблюдаются бездумно?» Бедняга! Его обширного багажа знаний не хватило на то, чтобы ответить хотя бы что-нибудь. Свами ласково и сострадательно пояснил: «Ночью видны звёзды, но если их нельзя разглядеть при свете дня, так стоит ли делать вывод, что их нет совсем? Для Бога все женщины одинаково благословенны, и поэтому ни одна из них, в том числе и вдова, не имеет никакого изъяна, несущего неблагоприятствование».
Вот так Свами открыл глаза этому человеку, мнившему себя великим мудрецом. Тот стал просить у Свами прощения, признав своё понимание Шастр поверхностным, лишённым глубины осознания. Наблюдая за происходящим, Савитрамма обратилась ко мне с расспросами, ибо никак не могла взять в толк, что же тут происходит. Должно быть, она подумала, что Свами мог что-то пояснить мне. Всё произошло у неё на глазах, но даже после этого она так и не поняла, что всё началось со слов этого пожилого мужчины. Находясь под покровом Божественной милости, она была ничуть не задета колкими замечаниями и удивилась, услышав мои объяснения.
Порой Свами одаряет человека пронзительным откровением, а окружающие и не подозревают об этом. Бала Саи давал урок, но преподносил его мягко, не ущемляя ничьих чувств. Его безошибочная манера позволила Ему не задеть достоинство пожилого человека ни в присутствии других, ни в разговоре с глазу на глаз. И в этом проявлялось Его величие.

Опасный хулиган

Я уже упоминал о том, что наша семья прибыла в Путтапарти из Куппама на три дня, но они обернулись тремя месяцами. То же произошло и в последующие наши поездки. Со мной всё было по-другому: вся семья возвращалась в Куппам, но уже через несколько дней Свами звонил и звал меня в Путтапарти. Я тут же мчался обратно. В каждую такую поездку я обязательно брал с собой собранную мамой гирлянду, а далее самое важное: несколько видов свежих фруктов из окрестного леса и ещё кое-что. Всё это укладывалось в отдельную корзину. Я добирался до Путтапарти, и Свами принимал эти подношения со счастливым лицом.
В одно из таких путешествий я достиг Пенугонды с корзинкой в руке. Мне предстояло привычное ожидание утреннего автобуса, который никогда не прибывал вовремя. По привычке я коротал это время в ближайшей чайной. Это место имело дурную репутацию из-за разбойничьих шаек, доставлявших неприятности путешественникам. Особенно доставалось тем, кто ехал в Путтапарти. Несколько бродяг окружили меня и стали насмехаться. Прежде никто из чужаков не рисковал дать им отпор. Они приказали мне заказать им чаю, и я безмолвно подчинился. В таких ситуациях я не терял хладнокровия, но если кто-то переступал установленные границы, я, не раздумывая, бросался в драку, даже осознавая угрозу собственной жизни. Когда все их попытки раздразнить меня потерпели неудачу, один из них решил заглянуть в корзину, предназначенную для Свами. Я вспыхнул и бросился на предводителя шайки. Отведав моего чая, они ожидали, что я стану уступать и дальше. Я же схватил со стола кухонный нож, и мы оба покатились по земле. Ко времени появления полиции одежда моя была разорвана, а на теле проступала кровь.
Люди рассказали полицейскому инспектору, что я часто езжу в Путтапарти, что я – из хорошей семьи, и никогда не был замечен ни в чём предосудительном. Тогда он арестовал главаря, а мне было позволено продолжить путь. Его увели, а я объяснил, что мне совершенно неинтересно драться, я всегда рад дружить и исповедую любовь ко всем. Вскоре прибыл автобус, и я отправился дальше. Новости разнеслись со скоростью пожара и опередили мой приезд в Путтапарти. Люди всё преувеличили и переврали, и теперь это звучало так: «Мурти убил бродягу!» Я не шёл, а шествовал к Старому Мандиру в рваной одежде, запятнанной кровью, а со всех сторон бежали люди и засыпали меня вопросами.
Свами встретил меня у входа. Я бросился к Нему, упал к Его Ногам и разрыдался. Он заботливо расспрашивал меня, всё ли в порядке. Я чувствовал исходящую от Него любовь, и это заставило меня заплакать ещё сильнее. Это была любовь Божественной матери! С каким же удовольствием открыл я корзину как обычно, надел на Свами гирлянду и выложил перед Ним свежие плоды! Я уже упоминал о том, что Он всегда с радостью принимал подношения моей мамы. Свами отвёл меня в комнату и расспросил о случившемся, как будто бы Ему ничего не было известно. Божественный актёр сыграл роль моего утешителя.
На следующее утро мы увидели, что к Старому Мандиру приближается инспектор полиции в сопровождении своих людей. Они вели главаря разбойников. Завидев меня, он бросился ко мне, и зеваки уже решили, что он собирается налететь на меня с кулаками. Однако он смиренно взял меня за руки и принялся извиняться за бессмысленное противостояние. Это поразило окружающих. Мы вошли в Мандир, и Свами шутливо спросил его: «Ты все ещё опасен?» Тот упал к Стопам Свами и заверил: «Это всё из-за меня! Никогда больше не стану причинять вред Твоим преданным!»
Сострадательный Господь, Саи Прабху раздал всем угощение, обращаясь с ним наравне с другими. В конце концов, этот человек стал настоящим помощником последователей Саи. Он оказывал им помощь и время от времени наведывался в Путтапарти.
Бог не достигает Своей цели напрямую. Для реализации стоящих перед Ним задач Он использует других людей, вовлекая их в работу. Для этого Он избирает подходящего человека, который вовремя появляется в вашей жизни. Почему же мы не осознаём в тот момент, что это Его Божественная воля? Твёрдость веры истощается недостатком терпения – вот основная причина происходящего. Однако не забывайте, что Трикалагьяни, Кому ведомо прошлое, настоящее и будущее, знает всё. Господь Кришна мог бы в мгновение ока остановить великую битву Махабхараты, но в интересах всего мира Ему было необходимо утвердить славу Божественности, преподать уроки Гиты и утвердить Дхарму. Если бы не эта война, не было бы явлено миру великой эпической поэмы. Любой Аватар сталкивается с противостоянием и неверием людей, но ради этих людей Он и приходит на Землю. Это не что иное, как Божественная игра.

Богатая семья на четырех машинах

Мне хотелось рассказать вам ещё об одном случае. Одна зажиточная семья прибыла в Путтапарти на четырёх машинах. В то время даже одна машина была редкостью, а тут четыре машины сразу! Ого, вот это было зрелище! Они заранее знали о том, что условия здесь скромные и привезли с собой всё, вплоть до собственной палатки. Вы думаете, Свами не знал об их приезде и времени, которым они располагали? Однако Он попросил кофе и, как ни странно, удалился в Свою комнату. Посетители сели в Мандире и стали ждать Свами. День клонился к вечеру, а Он всё не выходил. Им пришлось долго ожидать Его, а потом наш хитрый Господь неожиданно появился и удивлённо посмотрел на них. Они незамедлительно внесли в Мандир фрукты и другие подношения. Свами начал бхаджаны, и все подхватили запев. Если Свами не желал говорить, то просто уму непостижимо, какие способы Он находил, чтобы избежать этого! Он закончил пение раньше обычного, раздал в качестве прасада всё, что было поднесено ими, и исчез.
Посетители снова погрузились в длительное ожидание, да так и уснули в углу Мандира. Никто не знал, куда отправился Свами! Около 10 вечера Он появился и величественно прошествовал в Свою комнату, не одарив никого и словом.
Следующий день начался как обычно. Приехавшие пытались было заговорить со Свами, но Он усадил их и начал речь: «Люди, чья жизнь основывается на принципах морали, не испытывают затруднений в различении между хорошим и плохим. Даже сидя на горе собственных потерь, они станут поступать праведно. Размышления о том, что скажут глупцы и беспокойство о мнении других не должны быть помехой на пути к достижению цели и принятию правильного решения. Глубоко осознав дхармическую суть природы всего сущего, всегда опираясь на мудрость, вам следует уверенно идти путём праведности. Выбирая между правдой и кривдой, необходимо полностью положиться на то, что пришло в результате глубокого размышления. На вас не должны влиять мысли, мнения и желания других людей. Но если вы всё же попались в цепкие лапы жадного ума, ведомого чувствами и предвзятыми убеждениями, вы обязаны приложить все усилия, чтобы отклонить все его поползновения.
Есть две разные вещи – ум и ум, обладающий силой различения. Ум устремляется вслед за желаниями и эмоциями, в то время как различающий ум ведёт вас к постижению истины. Обычно вы приходите к тем или иным жизненным убеждениям, находясь под влиянием воспитания, атмосферы, созданной окружающими, и того, чему вас учили. Постепенно вы принимаете это за правду и придерживаетесь этого в жизни. Славные деяния мудрых рождаются в противостоянии многим препятствиям, но они смело смотрят им в лицо, твёрдо отстаивая собственные убеждения. Различение снабжает их верными ответами на любые вопросы, и поэтому сокрушительная победа над злом всегда на их стороне. Не следует слепо утверждать, что все совершенные вами поступки непогрешимы. Нужно уметь непредвзято, открытым умом анализировать свои действия, большие и малые. Если вы достигли значительных достижений, опираясь на изощрённые повороты неправедного ума, это может порадовать, но лишь при поверхностном рассмотрении, ибо с течением времени это обернётся уроном. Ваша жизнь и силы кратковременны, и вам не охватить всего. Попробуйте взяться за дело, которое вам доступно. Вместо того чтобы выращивать огромное сильное тело, значительно важнее воспитать доброе сердце. Крепко усвоив это, продолжайте делать своё дело. Если, обладая знанием мудрых, вы не передаёте его тем, кому оно необходимо, вы уподобляетесь демонам».
И этими словами Свами завершил Свою речь. Сейчас-то вы знаете, что Свами не коснулся бы этой темы без особой причины!
Выслушав Его речь, глава семьи упал к Стопам Свами и сказал: «Свами! Я терялся в догадках, не представляя, как найти выход из этой ситуации. Мне и во сне не снилось, что мои проблемы могут быть разрешены так легко и ясно».
Свами произнёс с улыбкой: «Я ничего не сделал. Я лишь выразил то, что чувствовал». Продолжая делать вид, что не сделал для них ничего особенного, Он благословил их и изрёк: «Тот, кто принимает решения в большой семье, должен иметь полную веру в себя. Если вместо этого он станет вечно поступать под влиянием чужих мыслей и указаний, забудьте о победе. Ему достанутся одни недоразумения и разочаровавшиеся люди. Этот мир не постоянен, и человеку следует знать, как жить в нём, постоянно меняясь с течением времени». Эта истина предназначалась не только им, но всему миру. Какой бы огромной в своей неразрешимости не представлялась проблема, какой бы высокий пост не занимал приехавший человек, Свами был просто экспертом по праведному улаживанию дел. Это трудно было понять и осознать всем.
Во время великой Махабхараты Бхагаван Кришна достиг много, используя хитрость и играя. Люди, не привыкшие глубоко задумываться о сути происходящего, приходят к поверхностному выводу и утверждают, что поступать так – это против Дхармы, но каждый поступок Кришны был самим выражением Дхармы. Вам никогда не постичь и не достичь Дхармы, если вы не живёте Богом, если ваша жизнь не является выражением воли Бога.
Сказанное нужно быть готовым терпеливо выслушать. Чтобы достичь величия, кроме благоразумия, выраженного в признании собственных промахов, чрезвычайно важно терпение. Осознание силы собственного духа — вот в чём заключалось величие исхода войны Махабхараты. И Арджуна, и Дурьодхана – оба искали помощи Бога. Божественный режиссёр Кришна прекрасно знал об их прибытии и притворился спящим. Поднявшись с ложа, Он прежде увидел Дхарму, воплощенную в Арджуне, и только потом перед ним появилась Адхарма в форме Дурьодханы. «Тот» Кришна – это «этот» Саи Прабху, и Он ни в чём не уступает Господу Кришне! Это знание даётся тем, кто испытал на себе Его лилы. Люди должны были осознать, что Бала Кришна из Бриндавана предстал пред ними в форме Бала Саи из Путтапарти. Это распознали те, кто достиг Путтапарти с открытым сердцем. Иные же, накрепко спутанные собственными непоколебимыми заблуждениями, не были столь удачливы. Дабы распутать узлы на нити, ей следует быть податливой и гибкой. Жёсткой и негнущейся нитке никто не сможет помочь. Так и в жизни: крайне необходимо проявлять гибкость, давать и брать, обладая открытым, восприимчивым умом.

Дальнозоркий

Все люди испытывали большое уважение к учению святого Васиштхи. Они считали, что его благословение несет наибольшее благоприятствование, ибо он очень редко благословлял изречённым словом. Если ценность слов великого святого была столь высока, то как же должны быть почитаемы слова нашего Бала Саи, воистину Всемогущего Бога! Хотя мы не ощущали близости к святому Васиштхе, но судьба одарила нас близостью к нашему Господу, Бхагавану Саи. Однако если Господь говорил, а простые люди вокруг Него не придавали значения Его словам, то Он мог порой и посмеяться над ними! Для нас слова Его были подобны «персту указующему», направляющему на верный путь, но величие Его духовных наставлений осознавала лишь горстка людей. Позвольте мне поведать вам случай из своей жизни, подтверждающий вышесказанное.
Далёкая деревенька Путтапарти была затеряна среди окружавших её холмов и каменных осыпей. Куда бы ни ступила ваша нога во время прогулок, в неё неизменно впивались мелкие каменные осколки. Но и это ещё не самое главное! Над нами всегда висела угроза наступить на большого чёрного скорпиона, ползущего по тропе. Никогда более в своей жизни я не встречал таких крупных и ядовитых скорпионов! Один укус, и ваша жизнь повисла на волоске!
Как-то раз забрёл в Старый Мандир человек, которого ужалил большой королевский скорпион. Он корчился от боли, но Свами делал вид, что занят неотложным разговором с какими-то людьми. Спустя некоторое время, Свами жестом подозвал меня и велел приготовить пасту из листьев туласи и лайма (они лежали на блюде в Мандире) и сделать повязку, приложив мазь к месту укуса. Я чётко выполнил Его распоряжения, ничего не добавив от себя, и в мгновение ока страдающий человек был избавлен от боли. Он был полностью исцелён. Он склонился перед Свами в благодарном поклоне и покинул Старый Мандир.
Я был бесконечно удивлён комментарию Свами, прозвучавшему в тот момент. Он сказал, что такой невежественный и безграмотный глупец, как я, в будущем станет врачом. Окружавшие приняли Его слова за шутку и посмеялись от души. Даже я не мог взять в толк, что Свами имел в виду, говоря это. Не каждый способен с лёгкостью проникнуть в истинность и величие Его слов. Его слова столь же истинны, как и слово, изречённое Брахмой, они не могут не сбыться. Хотя в далёком 1945 году Свами и заставил меня попробовать себя в этой роли, только в 1999-м я смог по достоинству оценить Его слова. Недостаточно относиться к Его словам серьёзно, их следует прочувствовать до глубины души! Если вы игнорируете сказанное Им, вы многое потеряете. И хотя не всё подвластно нам в этой жизни, следует приложить все усилия к тому, чтобы прожить жизнь праведно. Многие люди, способные к восприятию Его слов, очень скоро имели возможность увидеть, как сбывались подобные предсказания Свами. Мне действительно повезло, ибо открыв свою врачебную практику спустя многие десятилетия, я всё-таки осознал значение сказанного Им.

Бумажные цветы

Однажды кто-то из преданных принёс цветы из бумаги. Они были очень красивыми и радовали взор яркостью красок. Вечно озабоченный сохранностью нашего хозяйства, я убрал их в кладовую. В один из праздников Свами распорядился развесить их повсюду, и мы прекрасно справились с этой задачей. Днём, по каким-то соображениям, Сакамма попросила нас не зажигать масляные светильники раньше времени. Дело в том, что мы всегда встречали возвращающегося в Мандир Свами предложением Арати у ворот, даже если Он просто вышел в деревню Путтапарти. Однако проказливый Господь появлялся в Мандире самым неожиданным образом, имея Свой взгляд на то, где и как мы должны были прилагать наши усилия. Это было чудесное зрелище: люди бегут за Ним и пытаются остановить Его у самого входа. В этом и состояла Его обычная игра: Он давал нам возможность развлечься. Когда приближалось время Его прихода, мы зажигали все лампы и караулили у ворот, чтобы провести Арати.
Как-то раз увидев, что в Мандире пусто, Нагаманимма заперла входные двери и забрала с собой ключи. Мы встретили Свами и уже собирались войти, но обнаружили, что ворота заперты. В этот момент внезапно подул ветер, пламя лизнуло бумажные цветы, и по ним побежал огонь. Он перекинулся за ограду, и, не успели мы и глазом моргнуть, как заполыхал весь Мандир. Возникла паника и суета, теперь Нагаманимма была уже неспособна отыскать ключи, а войти в Мандир было невозможно. Мы оставались лишь беспомощными наблюдателями.
В этот момент меня окликнул Свами. Он произнес только мое имя: «Мурти». Неожиданно для себя я понял, для чего Он меня позвал. Не медля ни секунды, я собрал все силы и преодолел преграду стены. Человеку среднего роста, вроде меня, было непросто перепрыгнуть через такую высокую стену.
Я хватал бумажные цветы и охапками переносил их на открытое пространство подальше от огня. Мне до сих пор непонятно, как, собирая горящую бумагу, мне удавалось увернуться от языков бушующего пламени. Спустя какое-то время дедушка Сешагири нашёл ключи, оброненные Нагаманиммой, и отпер ворота. Некоторым казалось, что он медлит, но его действия были очень точными.
Нагаманимма очень расстроилась и расплакалась, как дитя, виня во всём себя. Происшедшее было значительным событием, но, несмотря на это, Свами был спокоен и ни на кого не сердился. Он вёл себя так, как будто бы ничего особенного не произошло, и этим многих удивил. Он подошёл к Нагаманимме и попросил её провести Арати. В Его голосе звучали нежность и сочувствие. Слушая Его невозмутимую речь посреди пыла огня, она расплакалась ещё сильнее. Он улыбнулся и произнёс: «Своевременные действия Мурти предотвратили катастрофу. Чего же ты плачешь? Этот дунапотху, этот буйвол перескочил через высокий забор и не дал огню распространиться. О чём же переживать?» Он утешал её и был так спокоен, что нам оставалось только учиться у Него Его великому смирению.
Все эти лилы предназначались для того, чтобы научить людей быть постоянно начеку, а я сослужил Ему лишь ту службу, что выполняет взятый в руки инструмент. Его Любви не было границ, и наши отношения становились всё более и более глубокими.

Удачливая супружеская чета

В Старом Мандире появилась семья пожилых Браминов. Они повстречались со многими аскетами, посетили множество духовных центров. Они были поражены заведённым в Мандире порядком. Они представляли себе, что встретят здесь великого святого с длинной бородой, неизменно сопровождаемого толпами последователей в оранжевых одеяниях. Они не увидели ничего подобного, зато были по-настоящему потрясены царящими в Ашраме любовью и взаимопониманием.
В то время Свами было девятнадцать, но выглядел Он как двенадцатилетний мальчик. Он носил белую, как цветы жасмина, одежду, ниспадающую к Его ногам складками, напоминающими о каскадах струящейся воды; шапка кудрявых волос обрамляла лик, сравнимый с великолепием Луны, на котором блестели шаловливые глаза. Он был похож на Мохини, чарующую небесную деву. Эти грациозные движения, этот пронзительный взгляд не оставляли вам и шанса для сомнений в том, что Он – Гуру, лидер! Они погрузились в созерцание Его великолепной красоты и гадали, у какой матери мог родиться такой благословенный ребёнок.
Свами подошёл к ним и одарил одной из Своих улыбок. Вот это да! Они были попросту сметены силой этой улыбки, потеряв способность воспринимать что-либо ещё после такой дозы обезболивающего. Старик спросил, когда же в Ашрам придёт Гуру. Свами с улыбкой отвечал, что им придётся немного подождать, и отправился в деревню. Они, действительно, плохо представляли себе, каков Господь, живущий в Парти! Это нам были не впервой Его ребяческие забавы, а они ещё не были с ними знакомы.
Через некоторое время Свами вернулся и принялся расспрашивать их о жизни, и тут они застыли в изумлении, только теперь осознав, что этот юный мальчик возглавляет Ашрам. Прежде, чем они пришли в себя, наш великий драматург разыграл Свою постановку и решил все их проблемы. В наших совместных играх Он вёл себя как обыкновенный ребёнок, такой же, как мы, но в момент решения серьёзных вопросов Он представал пред нами могущественным Богом, и это было просто невообразимо! Я могу с уверенностью заявить, что этой паре выпала большая удача, ибо за столь короткий промежуток времени судьба даровала им шанс пережить и осознать всё это.
Однако далеко не всем так везёт. Любовь не делает различий между стариками и молодёжью, но я помню множество случаев, когда и старики-преданные должны были в течение нескольких дней ожидать возможности заговорить с Ним. Нам не под силу понять причины такого поворота событий, но очевидно то, что любой вновь прибывший попадал в рабство Его любви. Если вы вообразили себе, что Он не любит вас только потому, что не заговаривает с вами, то Это свидетельствует лишь о вашем невежестве. Воплощение Любви, Бала Саи, был самым вкусным из яств целого мира.

Бала йоги (маленький йогин)

С самого детства я обожал приключения и проказы. Я был совершенно не похож на своих спокойных и терпеливых родителей. Для того чтобы обуздать меня, они приняли решение отдать меня в интернат. Мой отец имел знакомство в обществе Анни Безант в Мадрасе, а это общество содержало школу-интернат полного пансиона. Мои родители отдали меня туда, дабы приучить к дисциплине, и это действительно вызвало во мне значительные перемены. Директор школы был иностранцем и, как это ни удивительно, он был глубоко предан Господу Раме. Он был вечно погружён в воспевание Имени Рамы, и пение его было очень приятным. В столь раннем возрасте я смог приобщиться к чтению прекрасных книг из его библиотеки.
Как-то раз в Мадрас приехал молодой йог, юноша по имени Бала Йоги. Ему едва исполнилось шестнадцать, но милостью Бога ему было дано изучить Шива Пуранам, священный текст Господа Шивы, и он знал его в совершенстве. Наряд его был прост и состоял из дхоти и одной-единственной накидки. Голова было обрита, а на шее он носил бусы из рудракши. Его пригласили для выступления, а общество Анни Безант как нельзя лучше подходило для такого случая. Общество располагало просторной площадкой, способной вместить одновременно до пяти тысяч человек. В центре её рос огромный раскидистый баньян. Атмосфера этого места была пронизана покоем и благоговением.
Начались приготовления к принятию Бала Йоги. Было решено поселить его в здании школы, а заботу о его нуждах доверили мне. Нет сомнения в том, что мне несказанно повезло – это случилось благодаря заслугам прошлых рождений. В школе отменили уроки, чтобы ученики могли принять участие в мероприятии.
Бала Йоги просыпался в 4 часа утра, совершал омовение холодной водой и погружался в часовую медитацию. Я служил ему в течение пяти дней. За моё служение перед отбытием Он одарил меня благословением. Возможно, именно такие благословения увеличили мои шансы и далее служить святым сущностям.

Дарованное Богом видение лингама

Прошли годы, и этот Бала Йоги приехал в Путтапарти. В то время я служил Бала Саи в Старом Мандире. Много воды утекло, но я без труда узнал этого йога, а он не смог вспомнить меня. Как только появился Свами, он упал к Его ногам, не переставая повторять Имя Господа Шивы. Саи Прабху с состраданием поднял его и благословил вибхути. За этим крылась какая-то тайна, но разгадка её была мне недоступна. Я подумал: «Сейчас был благословлён святой, кумир моего детства». Тут он неожиданно узнал меня и от души обнял, сказав, что пребывать в Божественной близости – большая удача. Наблюдая за нами, Свами будто бы упрекнул меня: «Он, что, тебе друг?» и ушёл в деревню.
Я уловил подсказку. Вся работа на ближайший час была сделана, и я завёл беседу с Бала Йоги, который произвёл меня необыкновенное впечатление во время учёбы в школе Анни Безант. Я был очень счастлив, узнав, что немедленно по приезду в Путтапарти ему было даровано видение Господа Шивы в форме Лингама. Он уехал, будучи погружённым в блаженство.
Я предположил, что возможность заботиться о Свами в столь молодом возрасте была дарована мне как награда за служение йогу в Мадрасе. Если столь велики такие вот Божественные существа, то какие хвалы обязаны мы вознести Верховной Сущности, Бала Саи? Свами незамедлительно вознаградил его милостью видения Шивы в форме Линги, сделав счастливейшим из смертных. Под силу ли мне описать эти великие души?
Сострадательный Господь Саи благословил меня, позволив денно и нощно служить Ему. Невозможно описать словами всё разноцветье преподанных Им уроков. Он явил нам бесчисленное количество Божественных происшествий и чудес. Он отмерил мне сполна, и я насытился Божественным нектаром Его лил! Если Он не является Аватаром, Воплощением Божественности в человеческой форме, то, скажите мне, чем Он может быть ещё? Что вы на это ответите? Несмотря на то, что этот подарок судьбы был вручен мне всего на несколько лет, он стал моим величайшим сокровищем, и я не сожалею о том, что не получил большего. Чем искреннее мы предаемся Ему, посвящая себя служению, чем больше стараемся доставить Ему радости, тем изобильнее изливаемая на нас Его любовь, и Он всегда, во все времена защитит нас.

Любовь, облеченная в форму

В Пуранах сказано, что из десяти Аватаров, Божественных воплощений, сила Любви Господа Кришны была величайшей. Но теперь, в эпоху Кали, мы воочию удостоверились в том, что нет ничего большего, чем любовь Господа Саи! Можно сказать, что Саи — это Любовь, Саи — это Пурна-Аватар, т.е. полный Аватар, что Сатьям является всем. Это значит, что Сатья Саи Баба – это «всеобщий полный Аватар Любви». Это не подлежит сомнению, ибо Свами доказал, что каждое слово этой фразы истинно.
Многое изменилось со времен существования Царства Бала Саи в Старом Мандире. Тот прежний Ашрам, юный Гуру с Его проделками и проказами, крошечная группа смиренных, искренне преданных Ему людей – этого больше нет. В те дни Свами не произносил с подиума праздничные речи, но зато здесь вечно царили радость и веселье. С помощью песен и простых сценок Свами сплотил разных людей в единую духовную семью. Каждый был погружён и растворён в любви. Свами рассказывал простые притчи, наполненные любовью; эти притчи подчеркивали добродетели, присущие всем: и старым, и малым. Эти повествования не были простыми прибаутками, рассказанными с целью заполнить время: каждая содержала скрытый смысл. Они могли показаться незатейливыми, но они несли в себе суть Пуран, Вед, Упанишад и других священных текстов. Их великолепие измерялось другими мерками. Вы могли бы бесконечно слушать их дни напролёт, и они не приедались. Особенным поводом для рассказа становилось прибытие новых преданных, пандитов, знаменитостей, и Свами охотно делился этими рассказами, принимая во внимание чувства вновь прибывших и уровень упорства их эго. Никогда Он беспричинно не задевал чьих-то чувств или эмоций, никогда не разговаривал грубо, и лишь один человек из миллиона мог бы стать свидетелем этого. Хотя не все из них окончательно разрешали свои сомнения, слушая Его ясные ответы, но каждый по-настоящему обогащался, получая духовную пользу от посещения Старого Мандира. Если великие души, подобные Бала Йоги, смогли обрести видение Бога в столь далёком, глухом местечке, как может возникнуть хоть йота сомнения в Его Божественности?
В те дни не приняты были и уединенные интервью; всё происходило открыто на глазах у публики. Именно поэтому мы становились свидетелями множества неподдающихся описанию случаев проявления Божественности. Нет необходимости что-либо объяснять всезнающему вездесущему Богу. Однажды отправившись в путь с Именем Бхагавана Саи, нет нужды переживать, ибо Он позаботится обо всём, и пребудет с нами, подобно тени, и всегда защитит нас.
Невообразима сила любви Его преданных! Люди, ставшие свидетелями нашего первого посещения Путтапарти в 1945 году, были изумлены и поражены. Такова была сила любви, излитой Им на это обычное «семейство из Куппама», как Он нас называл. Никто не был осведомлён ни о нашем приезде, ни о времени нашего прибытия в Путтапарти, ведь письма и даже телеграммы никогда не доставлялись вовремя. Несмотря на это, едва лишь мы ступили в разлившиеся воды Читравати, Свами уже стоял на противоположном берегу и махал нам белым платочком. Это не могло не привести в замешательство всех присутствующих. Таковы были в те дни Божественные дары для старых преданных: вот так получали они Божественную любовь Према Саи.
Однажды мы услышали от Свами такое, что невозможно ни повторить, ни забыть. Сказанное им относится к каждому, и я кое-чем поделюсь. Надеюсь, что вы почувствуете тот же восторг и так же нетерпеливо станете ожидать продолжения!
Мы все ежедневно собирались под крышей Старого Мандира. Обычно мы мало знали о вновь прибывших, ибо не имели привычки много говорить. Если кто-то всё же заговорил бы с ними без разрешения Бала Саи, то тем самым навлёк бы на себя Его гнев. Свами же был прекрасно осведомлён обо всех подробностях. Его речь никогда не была однообразной, в продолжение всего рассказа она изобиловала пословицами, притчами, юмором. Он общался с преданными и всех вовлекал в разговор. Не могло быть и речи о том, чтобы Он монотонно повествовал. Если возникало какое-то неотложное дело, Свами прерывал рассказ и просил напомнить в следующий раз, что Он остановился на этом месте.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий