среда, 17 декабря 2014 г.

Старец Григорий Распутин


Часто можно встретить двойную фамилию старца Григория - Распутин-Новый.
Вот фрагмент из рассказанного им самим:
"Ты хочешь знать, как у меня явилась новая фамилия, Новый? Слушай! Когда я однажды поднимался во дворец по лестнице, в это время цари, дожидаясь меня, сидели в столовой. Государыня держала на коленях наследника, тогда еще не говорившего ни слова. Как только я показался в дверях, то наследник захлопал ручонками и залепетал: "Новый, Новый, Новый!" Это были первые его слова. Тогда царь дал приказ именовать меня по фамилии не Распутин, а Новый".
Впоследствии отец Григорий получил официальное разрешение об изменении фамилии Распутин на фамилию Распутин-Новый.
И есть в этой фамилии указание на того самого "нового человека" взамен "ветхого", упоминаемые в Евангелии. 
Вообще, столько материалов сейчас приходит об отце Григории, что не могу не пополнять эту тему.  Тем более, что во всем, что связано с этим человеком, столько бхакти - преданности Богу, что можно учиться и учиться...
 
Саи Рам


17 декабря (по старому стилю) 1916 года был убит Григорий Распутин... И в память об этом трагическом дне приведу здесь еще один отрывок из книги дочери Матрены, в котором рассказывается о жизни старца, когда он жил в селе Покровском. И как попал в монастырь в Верхотурье...

"Как-то раз, возвращаясь с мельницы, куда отвозил зерно, отец подвез молодого человека. Разговорившись с ним, узнал, что попутчик - студент-богослов Милетий Заборовский. Спросил у него совета, что делать, рассказал о видениях. Тот просто ответил:
-- Тебя Господь позвал.
Господь позвал - ослушаться грех.
Милетий посоветовал идти в монастырь в Верхотурье:
-- Тамошние монахи помогут.
Отец стал сокрушаться, что не знает грамоты. Милетий сказал:
-- Ученость не в счет. Была бы вера тверда.
В "Житии..." читаем: "Вот ученость для благочестия - ничего! То есть я не критикую букву - учиться надо, но к Богу взывать ученому не приходится. Он все на букве прошел". "Кто в миру не ученый, а жизнь толкнула на спасение, тот, по всей вероятности, больше получит дарования: что ни делает, да успеет!"
-- Как же семья? -- спросил отец.
-- Решай, -- ответил Милетий.
Доехали до деревни.
Дома - родители, жена, трое маленьких детей. Что делать? Мука мученическая, да и только. Отец говорил, что он тогда явственно услышал слова из Евангелия от св. Луки: "Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия".
Решение оставить дом далось отцу нелегко. Но ослушаться - еще тяжелее.
Простояв ночь на коленях перед иконой Казанской Божьей Матери, отец сказал себе:
- Иду.
Моя бедная мама видела, что с отцом что-то творится. Но понять ничего не могла. Первое, что пришло в голову - отец разлюбил ее.
Отец не делился с женой мыслями. Да и не принято было говорить с женщинами о чем-то, кроме хозяйства и детей. Поэтому когда он все-таки заговорил с ней о том, что намерен идти в монастырь, она от неожиданности онемела. Она ждала каких угодно слов, только не этих. Сказала:
- Поторопись.
Об этом мне рассказала сама мама в один из приездов в Петербург к нам с отцом. Я, совсем девочка, тогда была уверена, что мама рассказывает мне об этом, чтобы показать - она разделяла стремления отца.
Мама была доброй женщиной, очень терпеливой. Она всегда уважала отца, сносила все тяготы, связанные как с жизнью вместе с ним, так и с разлукой.
Когда я стала взрослой настолько, чтобы видеть кроме своих представлений и все в действительности происходящее вокруг, поняла - мама хотела сказать, как ей было трудно отпускать отца. Наверное, она не поверила ему, не могла поверить. Она сказала: "Поторопись", чтобы не тянуть объяснение, от которого не ждала ничего хорошего. Никаких сантиментов. Она оставалась одна с тремя детьми на руках, а здоровый мужчина, ее муж, уходил. Какая разница, куда?
...
Особенно долго живет Григорий в Верхотурском монастыре Екатеринбургской епархии. Здесь он вошел в близкие отношения со старцами и, по его словам, многому научился".
Здесь замечу только относительно вериг, которые отец носил какое-то время, а потом прекратил, хотя иногда и прибегал к действиям такого рода.
Отец говорил: "С Богом никак не сговоришься". Ношение вериг и другие подобные способы умерщвления плоти он как раз и называл "сговором с Богом". Но повторял: "Конечно, кому как дано, тот так и спасается".
 
Монастырь в Верхотурье представлял собой нагромождение камней, окруженное массивной каменной же стеной. На монастырских землях работали монахи-трудники.
Отца после недолгих расспросов приняли послушником. Отец оказался упорным и в поле, и в учении.
Его набожность обратила на себя внимание старших братьев-монахов. Один из них, видя старание послушника, рассказал ему о старце Макарии, живущем в лесу неподалеку от монастыря. Подсказал отправиться к нему "за умом", но отец чувствовал, что пока не готов к встрече.
В самом же монастыре единства и стройности в мыслях не было. Одни придерживались жесткого традиционного взгляда на православные догмы. В большинстве своем это были старые монахи, их за глаза называли староверами.
Другие были настроены, как им казалось, свободнее. Правыми себя считали, разумеется, и те, и другие. Споры между враждующими лагерями начинались, как правило, вполне благостно, а заканчивались, тоже как правило, рукоприкладством....
Но даже не это все повергало отца в отчаяние. И уж, конечно, не холодная и сырая келья с маленьким окошком под самым сводом, которое пропускает больше холода, чем солнечного света, не узкая деревянная лежанка без матраца, не шаткий стул и не менее шаткий стол и не холодный каменный пол.
Он не находил в монастыре главного, ради чего и пришел туда.
 
Только когда понял, что помощи ждать в монастыре не от кого, отправился к старцу Макарию.
Сам старец - интереснейший тип. В молодости был мотом, спустил отцовское наследство. А в один прекрасный день проснулся, преисполненный отвращения к земным радостям.
Следуя завету Христа: "Если хочешь быть совершенным, пойди и продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною", Макарий так и поступил. Когда желания плоти слишком донимали его, умерщвлял ее жестокими самоистязаниями.
Наконец он пришел к полной душевной безмятежности. Жил в лесу и наставлял тех, кто приходил к нему.
Отец множество раз передавал свой разговор со старцем. Раз от раза дополняя его какими-то деталями, кажущимися ему особенно важными в настоящий момент.
Перескажу так, как мне запомнилось.
 
Отец спросил у Макария, как ему узнать волю Господа.
Старец ответил:
- Ты должен молиться Ему.
Отец:
- Что делать, если падаешь с высокой стены? Пытаться спастись или отдаться в руки Господа?
Макарий:
-- Сын мой, твое тело - храм Божий, зачем же позволять ему разрушиться?
Отец:
- А как быть с видениями Казанской Божьей Матери? Я хочу следовать за ней. Как мне узнать, чего требует от меня Господь?
Макарий:
- Ты должен неустанно молиться о том, чтобы тебе было даровано понимание и руководство. Утром после пробуждения, ты должен посвятить свой день Богу. Должен выполнять всякую работу как слуга Божий. Не ставь себе в заслугу добрые дела, а считай их жертвой Господу. Молись о прощении, повторяй "Господи помилуй" по крайней мере пять тысяч раз за день. Когда почувствуешь, что получил прощение, Он придет к тебе. 
Отец:
- Я сделаю, как ты велишь. Остаться мне в Верхотурье?
Макарий:
- Господь обитает не только в монастыре. Весь мир - Его обитель. Он всегда с тобой.
Монастырские ворота не запирались. Можно было уходить и приходить, когда и кому заблагорассудится. Отцу заблагорассудилось вернуться в мир.
Для чего?
После возвращения в Покровское после странствий и недолгого пребывания в семье, чем осчастливил и жену, и детей,  Григорий опять отправился странствовать. "Он говорил, что поступил так по слову св. Симеона Верхотурского. Тот явился во сне и сказал: "Григорий! Иди, странствуй и спасай людей". Вот отец и пошел. На пути в одном доме он повстречал чудотворную икону Абалакской Божьей матери, которую монахи носили по селениям. Заночевал в той комнате, где была икона. Ночью проснулся, смотрит, а икона плачет, и он слышит слова:
-- Григорий! Я плачу о грехах людских; иди странствуй, очищай людей от грехов их и снимай с них страсти.
Отец исходил почти всю Россию... "
 
Царствие Небесное! 
 
Ом Саи Рам  

 Елена Волкова  http://www.sathyasai.ru/forum/topic/11255/page-2#entry136976

Комментариев нет:

Отправить комментарий