11. ЧЕЛОВЕК, ИСТИНА, ЛЮБОВЬ И БОГ
Все Творение ведет свое происхождение только из Истины. В мире все основано на Истине. И Истина эта, заметьте себе, о, люди, суть, Сама Доброта. Бог - это Само Воплощение Истины, Сатья Сварупа. Люди, как вы знаете, являют собой сочетание сатьи (Истины), и дхармы (Праведности). Но если человек не осознает своей собственной Божественной природы, он не сможет постигнуть и природу Божественного. Поэтому каждый должен прилагать усилия к тому, чтобы познать природу человека. А природа эта непорочна, непоколебима и бескорыстна. Бог обитает в Духовном Сердце человека. Бог обитает в духовном сердце каждого человеческого существа, и находится оно с правой стороны его тела, в то время как физическое сердце расположено слева. И духовное сердце можно уподобить одноместной софе, но никак не двухместному дивану или музыкальному креслу. Поэтому Господь, целиком занимая духовное сердце, тесно связан с каждым существом. Когда вы, наконец, поймете это, вами овладеет чувство блаженства и счастья. Сердце - местообитание сострадания, и Бог является воплощением сострадания и жалости. А раз так, то по природе своей человек ни к кому не может испытывать ненависти. И всегда должен прилагать усилия, чтобы продвигаться вперед по Пути Истины и Праведности.
Для Бога не существует касты, возраста, пола или национальности. Возьмите пять элементов - земля, вода, огонь, воздух и эфир. Разве они различаются для разных каст или наций? Они являются проявлением Божественного. Вы не должны злоупотреблять элементами или растрачивать их понапрасну.
Никогда не разделяйте себя и Бога
Существует множество имен и форм, но Атмический Принцип один. Вам необходимо это усвоить. Это фундаментальный Закон Природы. Хотя имена и формы различаются между собой, всех их объединяют некоторые общие качества. Всем известно чувство голода, хотя употребляемая пища может быть различна. В больнице лежат самые разные пациенты. И им нельзя давать одинаковую пищу. Например, диабетикам нельзя давать сахар или сладкие блюда.
Мир это больнице. Человечество страдает от различных болезней - физических, ментальных и психологических. Три четверти заболеваний имеют чисто психологическую природу. Какое для них показано лечение? Только «дайва чинтана» - наполнять ум мыслями о Боге. Вы никогда не должны отделять Бога от себя. Человек, обладающий дуальным сознанием, наполовину слеп. Вам следует на практике придерживаться принципа Единства. Лишь о Боге можно говорить, как о множестве. Необходимо понять принцип единства в многообразии. В человеческих качествах должна отражаться Божественность. Вы должны подавить свои животные мысли и вызывать в себе мысли Божественные. Есть два типа людей. Тех, в ком присутствуют и животные, и человеческие качества, отличают ненависть, зависть, алчность и злоба. Другой тип, обладающий человеческими и Божественными свойствами, всегда счастлив, спокоен, полон мира и любви. Люди этого типа неизменно привержены Истине. Без таких качеств духовные цели недостижимы. Вам следует всегда говорить себе: «Я человек, я не животное».
Зависть противоестественна человеческой природе
Сегодня среди людей весьма распространена завистливость. В этом корень ненависти, злобы и других дурных качеств. Если кто-то обладает автомобилем и ездит на нем, не завидуйте ему. Будьте довольны и счастливы тем малым, что вы имеете. Таким образом, вы убьете зависть в зародыше. Завистливость противоестественна человеческой природе. Ваши достоинства и недостатки являются отражением ваших добрых и дурных мыслей.
Физическое сердце находится с левой стороны, в то время как духовное - справа. Это должно помочь вам держаться правильного (правого - игра английских слов) направления - сострадания к людям. Но человек предается желаниям, которые загрязняют его сердце. Поэтому их следует контролировать и обуздывать. Тело и все органы чувств имеют свои ограничения, такие как температура, кровяное давление, способность видеть, слышать и тому подобное. Веды говорят: «Свою жизнь мы должны подчинить дисциплине». Во всем следует соблюдать ограничения. Вы должны быть довольны, если у вас есть необходимый минимум пищи, сносное жилье и одежда. Чтобы поддерживать свое телесное здоровье и получать достаточно энергии для своей повседневной деятельности, вам нужно принимать пищу. Но вы не должны предаваться обжорству, ибо оно приводит к несварению желудка. Если вы в чем-то перешли границы, это может иметь для вас опасные последствия.
Если вы осознаете, что Бог обитает в вашем сердце, то не осмелитесь совершать дурные поступки. Скверные качества являются приобретенными, а отнюдь не присущими вам изначально. Вы являетесь по своей сути воплощениями любви и сострадания. Дурные влияния подобны проплывающим облакам, заслоняющим собою солнце. Пусть его и не видно, но оно все равно светит. Когда небо очистится от туч, вы вновь увидите солнце во всем его блеске. Точно так же и сердце нужно освободить от закрывающей его пелены невежества. Для этого вы должны культивировать в себе терпение, которое трудно дается в повседневной жизни.
Поспешность несет опустошение, а это в свою очередь порождает тревоги и мучения. Потому во избежание беспокойств, следует развивать в себе терпение. Наш ум можно сравнить с луной. Возникающие мысли затемняют нашу истинную природу, как луна затмевается тенью земли. Если вы поддерживаете свое сердце свободным от дурных качеств, доставляющих неприятности, у вас не останется повода для беспокойства. Вы не должны позволять недобрым мыслям впиваться в вас.
В пруду среди цветущих лотосов благоденствуют также и пиявки, сосущие вашу кровь. Лотосы не способны существовать без воды. Так и человек не может прожить без любви. Но вы не должны позволять пиявкам беспокойства впиваться в сердце, исполненное любви. Вы можете плыть в лодке по поверхности воды, но не следует позволять воде проникать внутрь нее. Точно так же вам не следует позволять привязанности к земным объектам проникать в лодку вашей жизни.
Все воплощение Бога
Вы все - воплощения Божества. Бог всепроникающ. Вы не можете провести классификацию - вот это божественно, а другое - нет. Все является отражением одного и тогоже же Атмана, который единн для всех. Этот Принцип Атмана является также Принципом Солнца и Принципом Истины, Сурья татва и Сатья татва. Когда человек следует Принципу Истины, сатьи, в нем возникает Любовь, према - таково его внешнее отражение.
Когда вы идете по дороге, ваша тень может упасть и на плохие участки, вроде канализационного стока, мусора и т.п., но на вас это не оказывает влияния. Вы должны двигаться, не обращая внимания на путь своей тени. Точно так же вам нужно следовать своему сердцу с добрым чувством, не обращая внимания на препятствия, которые могут возникнуть при этом на вашем пути. Вам необходимо на практике следовать Истине и правде. Вы должны быть благодарны тому, кто приходит вам на выручку во время кризиса, и не забывать о помощи, которую вам оказали другие. Но есть две вещи, о которых вы должны забыть. Забудьте о вреде, причиненном вам другими, иначе вас будет сжигать жажда мщения. И второе - забудьте о помощи, которую вы оказали другим, в противном случае вы станете ждать от них вознаграждения и в результате будете разочарованы, когда оно не последует.
При соблюдении этих двух правил вы сможете поддерживать чистоту своего сердца.
«Я - Атман, вы - Атман»
Ади Шанкара сказал: «Нет ни матери, ни отца, нет ни родственников, ни друзей. Единственной реальностью являетесь «вы сами». Поэтому ваш долг заботиться об этой Реальности и осознавать ее». Вам не нужно беспокоиться о семье, ибо все это проплывающие облака. Вьяса был великим святым, который написал восемнадцать Пуран, Итихас и Брахма-сутр. Но когда его сын, Шука, покинул дом, стремясь к Брахма-джнане, Вьяса кинулся за ним, крича: «О, сынок! Остановись. Не уходи». Шука остановился и сказал своему отцу: «Я не твой сын. Ты не мой отец. Я - Атман, и ты - Атман. Почему же ты поддаешься иллюзии?»
И вы тоже должны постепенно отказываться от всех привязанностей и обращаться к Богу. Храня в своем сердце любовь, вы во всем будете видеть Божество, когда оденете «очки Божественного».
Вы всю свою жизнь преисполнены беспокойства. Рождение - это беспокойство, сама жизнь - сплошные тревоги; семья, дети, болезни, старость, смерть, несчастья - все это терзания и заботы. Но все они - скорее воображаемые переживания и обусловлены вашей психикой.
Вы говорите: «Мое тело, мой ум, моя рука и мое беспокойство». Разве это не означает, что вы отделяете себя от беспокойства? Оно - ваше собственное творение. Вы - это только Вы. Вы - Атман, вы - Истина. Истина - это Бог. Существует лишь Единый Господь, просто Он изображается различными способами. Каждому необходимо осознать эту истину через духовную садхану.
А она включает в себя жертвенность - Веды заявили, что вы можете получить бессмертие, но к тому нет иного способа, кроме принесения жертвы. И вы должны развивать в себе дух жертвенности.
Тьяга, жертва, - это йога. Умелое исполнение своих обязанностей - это йога. Всю свою жизнь вы должны исполнять свой долг, не рассчитывая на результат. Давая нечто другим, вы не должны считать себя дающим, а других - получающими. Все это нужно рассматривать как счастливую возможность, предоставленную вам Всевышним.
Развивайте любовь. Следуйте Истине и Праведному поведению, сатья и дхарма. И в вас засияет священная Триада - Брама, Вишну и Махешвара. Вы не должны считать, что вы бессильны. Вам нужно укреплять веру в себя, ведущую к самоудовлетворению, которое, в свою очередь, вызовет у вас жажду самопожертвования, результатом чего явится Самореализация. Вы должны поддерживать непоколебимую веру в себя. Что такое вера в себя? «Сам», «Я» есть Атман, то есть совесть. Но это не осознается из-за вмешательства чувств. Совесть должна ассоциироваться с Высшим Сознанием, а не с сознанием, которое относится к чувствам. Человек должен стремиться достичь высот Сознания. Сознание равномерно присутствует во всем. Оно есть «чайтанья». Когда люди обращены к мирским, преходящим вещам, они следуют негативным путем. Когда они обращены к Высшему Я, это позитивный путь.
Осознание Человеческих ценностей Человеческое тело состоит из пяти элементов, пяти оболочек-покровов, пяти жизненных воздухов - панча бхутас, панча кошас, панча пранас. Человек обладает также пятью свойствами: сатья (истина), дхарма (праведность), шанти (покой), према (любовь) и ахимса (ненасилие), которые носят наименование «человеческие ценности».
Очень жаль, что, будучи рождены человеческими существами, люди не осознают эти ценности. Злоба, ненависть и вожделение - это вовсе не человеческие ценности. Это животные свойства, совершенно не приличествующие человеческому существу. Благодаря правильным мыслям человек может стать добрым. Но в ком нет мыслей, тот становится садху, мудрецом. Он всегда будет пребывать в мире и спокойствии. Мысли явлются главной причиной а-шанти, недостатка спокойствия. Первая человеческая ценность - это сатья, то есть Истина. Если она отсутствует, значит, вы утратили часть своей человеческой природы. Если вы не следуете Праведности (дхарме), вы утратили уже две части. Если вы потеряли Покой (шанти), вы лишились уже трех частей. А если не знаете Любви (премы), значит, вы совершенно утратили все человеческие качества, и будете как бы представлять собою тело с ампутированными конечностями.
Сатья, первая ценность, подобна голове, и тот, кто не следует Истине, станет просто туловищем без головы. Дхарма подобна плечам, и тот, кто ее лишен, будет неспособен выполнять что-либо, превратившись в инвалида. Человек, не знающий покоя, сродни тому, кто лишен желудка. А раз нет желудка, он не сможет принимать пищу, которая должна давать ему жизненную энергию. Если вы утратили все эти три ценности, в жизни не остается места любви, и тогда жизнь становится бессмысленной. Любовь - это суть жизни. Человек, лишенный способности любить, просто живой труп!
Ныне всюду пышным цветом расцвела ненависть. В людях нет любви. Место любви - в духовном сердце на правой стороне тела. Никто не заботится о том, чтобы познать это. Отсутствие любви ведет к отсутствию единства. Когда же нет единства, то нет и чистоты, а без чистоты невозможно достичь Божественности. Сегодня основное занятие людей - сеять вокруг неприязнь и враждебность, уничтожая чувство общности. Когда же возникнет любовь, не останется места разделению людей, неприязни и враждебности. Даже когда один встречает другого, восклицая: «Привет!», то это лишь в силу приличий. Приветствие совершенно искусственно и внешне, поскольку оно не идет от сердца.
Если вы хотите развивать любовь, то должны расширять круг своих друзей, любя их и служа им. И это должно распространяться все шире и шире, пока не охватит все человечество.
Во всех существах заключен один и тотже же Атман (Екатма Сарвабхутхатхаратма). Такова основа Принципа Божественности (Брахмататва). Когда утрачена любовь, в жизни все потеряно.
Любовь в речах - это сатья (истина). Любовь в действиях - это дхарма (праведность). Любовь в мыслях - это шанти (Мир). Любовь способствует достижению этих трех ценностей.
Воплощения Божественной Любви!
Вы боретесь исключительно за приобретение эфемерных мирских благ, таких, как здоровье, слава, должность и положение. Чтобы воспитывать человеческие ценности, вы должны контролировать свои чувства. Простое изучение священных текстов, совершение паломничества и встречи со святыми подвижниками не помогут вам достичь самореализации. Будда совершал все эти духовные подвиги, но не смог приблизиться к цели. В конце концов, он понял, что каждый должен обратить свой взор внутрь себя с помощью Глаза мудрости, чтобы достичь Нирваны.
Будда провозгласил, что слово «человек» («man» по-английски) следует интерпретировать следующим образом:
М - символизирует Майю, которую необходимо взять под контроль и и покончить с нею.
А - символизирует Атман - то есть Атмический Принцип.
N - означает Нирвану - достижение Нирваны.
Когда вы разделаетесь с иллюзией Майи и осознаете Атман, вы достигнете Нирваны - освобождения. Таким образом, Будда проповедовал, как имеющую первостепенную важность, необходимость не просто контролировать желания, но вырвать их с корнем. Он защищал мысль, что истинной сутью человеческих существ является добрый взгляд на вещи, добрые речи, потребность слушать лишь добрые слова, совершать добрые поступки, питать добрые мысли. Какую бы садхану вы ни совершали, она будет бесплодна при отсутствии контроля чувств. Вы должны постичь Божественность, изначально присутствующую в каждом. Хотя многим известна эта истина, на деле они не следуют ей.
Например, хотя каждый знает, что следует говорить правду, люди, тем не менее, прибегают ко лжи, когда хотят избежать проблем или добиться успеха в бизнесе. Если сегодня вы прибегаете ко лжи, чтобы избегнуть сиюминутных проблем, завтра вы встретитесь с крупными далеко идущими проблемами. Вам следует контролировать свои попытки солгать, с тем, чтобы только разрешить временную ситуацию. Возьмите пример с Харишчандра. Он пожертвовал своим королевством, женой, сыном и всем, что у него было, и сам служил рабом в крематории. Когда Вишвамитра предложил Харишчандре, что он отдаст все свои владения, если тот единожды солжет, Харишчандра решительно отказался отклониться с пути Истины, даже если это будет стоить ему жизни.
Именно поэтому Бог Шива появился перед ним и благословил, вернув ему трон, воскресив его умершего сына, возвратив жену и предоставив возможность с новой славой управлять королевством. Из-за этой своей необычайной приверженности истине его и по сей день вспоминают, как Сатья Харишчандра.
Не бойтесь говорить правду
Нынче люди прибегают ко лжи, опасаясь, что иначе их постигнут неприятности. Почему вы должны бояться говорить правду? Вам следует бояться только, совершать ошибки. Сегодня всюду царит страх. Вся жизнь пронизана страхом. Вы должны практиковать сатью и дхарму - тогда вам нечего будет бояться. Но если вы не в силах произнести правду, вы можете уклониться от высказываний и хранить молчание. Однажды некий мудрец в поисках Истины предался покаянию. Господь Шива решил его испытать. Он пришел под видом охотника, который преследует оленя. Олень пробежал мимо того места, где сидел мудрец. Немного погодя этого места достиг охотник и спросил мудреца, не видел ли он оленя, который бежал в этом направлении. Святой встал перед дилеммой. Если он скажет правду, охотник убьет оленя. Если он скажет неправду, то нарушит кодекс праведного поведения. И он стал молить Господа показать ему правильный путь и выручить из сложной ситуации. Неожиданно в его уме возникли вибрации, и он сказал охотнику: «Глаза, которые видят, не могут говорить, а рот, который говорит, не может видеть. Я не могу заставить то, что видит — говорить, а то, что говорит — видеть. В этих обстоятельствах, что я могу тебе сказать?» И Бог Шива появился перед ним в своей истинной форме и вознаградил его, дав освобождение. Потому и вы не должны произносить неправду, только чтобы найти выход и избегнуть сложного положения. Если это затруднительно, просто храните молчание.
Совесть и сознание
Совесть ограничена, так как связана с телом. Как она сливается с Сознанием? Возьмите шарик, наполненный изнутри воздухом. Если вы все больше и больше надуваете его воздухом, стенки шарика становятся все тоньше, и наконец, он лопается. Тогда воздух, что был внутри, смешивается с наружным воздухом. Это и есть слияние воздуха из ограниченного объема со всем воздухом, слияние конечного с бесконечным. Вы должны широко распространять свою любовь. Не ограничивайте ее лишь кругом своих близких и родных. Тогда, в конце концов, произойдет слияние с беспредельностью. Это и есть освобождение.
Начинайте день с любви.
Наполняйте день любовью.
Завершайте день любовью.
Это путь к Богу.
Как сладкий сахар, смешанный с водой, чаем, кофе или с чем-то другим, придает им сладость, точно так же према (Любовь), сладка и будет придавать сладость вашим словам, поступкам и мыслям.
Любовь - это фундамент, Истина - стены, Спокойствие и Мир - крыша вашего жилища. Истина, базирующаяся на Любви, это и есть лучшая дхарма (праведность). Любовь естественно присутствует в каждом. Вместо того, чтоб направлять ее на вашу жену, детей и родственников, направьте ее на Бога.
При таком обороте дела вы будете получать все, что захотите. Сердце дано вам Богом. Предложите его Ему. Вам не следует ничего бояться. Предложите свое тело Господу как дар. Каждое ваше действие должно быть продиктовано Любовью. Осуществляйте свое служение с любовью. И вам нужно культивировать чувство, что вы принадлежите Богу. Бог - ваш лучший друг Вы не нуждаетесь в прославлении Бога, потому что это может держать вас на расстоянии от Бога. Бог появился не сейчас. Он был здесь до вашего рождения и пребудет вечно. Какая же нужда прославлять Его? Вы должны принимать Его за своего лучшего друга. Если вы недавно обрели чью-то дружбу, вы разговариваете с новым другом с известным почтением. Когда вы с ним уже старые друзья, то обращаетесь к нему свободно, непринужденно и с удовольствием. Считайте Бога также своим старым другом, чтобы вы могли насладиться свободой и чувствовать себя с Ним непринужденно. Преданные полагают, что они могут понравиться Богу, вознося Ему славу. Это совершенно неверно. Вы можете растопить Его сердце только любовью. Посадите семена любви, и пусть вода добрых качеств увлажнит сухую почву, чтобы семена дали ростки и, омытые дождем любви, превратились в могучее дерево, дающее всем приют и убежище.
Воплощения Божественной Любви! Все вы, по-существу, являетесь воплощениями любви. Нет никого в мире, кто бы не знал любви. Кто-то любит, по крайней мере, собственную родню и близких, а другой может любить деньги. В любом случае основой всего является Божественная Любовь. Вы являетесь совокупностью Любви, Истины, Мира и Бога. На духовном пути вы взаимодействуете друг с другом благодаря узам любви. Вы должны придерживаться Праведности, следуя Истине и Любви.
«Чтобы зерно взошло, его нужно посадить в землю.
Посейте семя любви в почву своего сердца.
Оно вырастет в дерево и принесет урожай плодов»
Принцип Любви (Према Татва) есть Принцип Мудрости (Джняна Татва) и Принцип Праведности (Дхарма татва). Осознайте это и применяйте на практике.
4 Апреля 1998
Кадайканал
Основная причина горя человека, что желания порождают ожидания. Эти ожидания относятся к чувствам. Когда ожидания не оправдываются, разочарование и досада превращаются в раздражение и гнев. Гнев дает начало умственным отклонениям. Эти искажения ведут к утрате понимания и памяти, что правильно, а что нет. С утратой памяти интеллект претерпевает разрушение. Когда интеллект разрушен, для человека все потеряно. Таким образом, Кама, чувственные желания, является главной причиной всякого краха, бесчестия, позора и горя. Значит, важно контролировать свои желания и вести жизнь, исполненную самоограничения. Према татва, Джнана татва и Дхарма татва. Поймите и практикуйте эти принципы. 4 апреля 1998 г. Кодайканал
Одним из принципов непосредственного переживания единства с Богом является практика тишины. Поскольку голос Бога можно услышать в области Вашего сердца только тогда, когда язык молчит, шторм утих и вода спокойна. Не будет никакого желания у других кричать, когда Вы будете говорить с ними в полголоса. Установите же уровень громкости своего голоса сами. Максимально тихо, когда вы разговариваете с одним человеком, повышая его по мере необходимости, если вы выступаете перед большой аудиторией, чтобы даже самому дальнему человеку было слышно вас. Бережно храните звук, так как это сокровище элемента акаши (эфира), исходящее от Самого Бога. — Саи Баба
Комментариев нет:
Отправить комментарий