вторник, 29 августа 2017 г.

Из книги Сатья Саи Бабы «Сказания о Господе Раме"

Только тот, кто безупречен в своей праведности, имеет право властвовать людьми. Если же власть будет отдана в руки…бесчестным и хитрым, обладающим сомнительными наклонностями и извращённым умом, земля превратится в подобие преисподней!
Недалёкие авантюристы, тщеславные и самоуверенные, алчные хищники, жаждущие пышной славы и роскоши, стремящиеся к удовлетворению личных потребностей, ничтожества, поражённые вожделенным недугом зависти, не заслуживают права распоряжаться судьбами людей. Они наносят вред интересам народа, которым они управляют. Они подрывают основы праведности, они ведут страну к упадку. Лишь тот, кто избирает путь добродетели и истины, заслуживает право управлять другими людьми
– Бхарата – брат Бога Рамы, младший сын правителя Айодхьи, Дашаратхи. (Стр. 250.)

Управлять царством – трудная задача, ответственная миссия, требующая полного подчинения Дхарме, или Праведности. В ходе правления придерживаться Дхармы и не порывать с ней может только тот, кто постоянно и неотступно следует своей Садхане (Духовная практика, которая ведёт к совершенству) и кто способен осуществять строгий контроль над чувствами
– Дашаратха – отец Бога Рамы, правитель Айодхьи – приближённым. (С.135).

Любая попытка властвовать над людьми, когда утрачена физическая мощь и ослабела воля, когда нет уверенности в собственных силах, может обернуться беспорядками и бедствиями
– Дашаратха в мыслях о передаче правления Раме. (С. 133).

Благососостояние подданных зависит от личности правителя. Народ обретёт мир или будет страдать от невзгод в зависимости от того, хорош или плох правитель
– Вишвамитра – Дашаратхе. (С. 57)

Обладает ли монарх более ценными сокровищами, чем правдивость и честность? Они одни являются источником силы, которая нужна ему при исполнении его многочисленных обязанностей. Если эти ценности будут утрачены, страна уподобится жилищу без света, или мрачной пустыне, где бесчинствует обезъянья глупость, порождающая беспрерывную вражду. Страну поразят анархия и насилие. И царь окажется перед лицом великого бедствия
– Дашаратха – Вишвамитре (святой, аскет, мудрец, провидец). (С.57)

Это тяжкий грех, если правитель даёт обещания, не учитывая все за и против, а затем, когда его просят исполнить их, начинает оттягивать их выполнение, противится им или даже вовсе отказывается от своих клятвенных заверений
– Вишвамитра – Дашаратхе. (С.59)

Может ли правитель, объявивший себя главой государств, исполнить желания всех своих подданных? Да он бессилен исполнить даже свои собственные желания! Если он захочет следовать лишь своим прихотям, ссылаясь на свои права Властелина, подданные сбросят его с трона. Как бы ни был высок авторитет личности, она обязана склонять голову перед законами и ограничениями, принятыми для того, чтобы обеспечить нормальную работу механизмов власти. Законы могли быть приняты самим правителем, но, однажды объявленные и провозглашённые, они обязывают и его самого неукоснительно им следовать – так же, как и его подданных. Если же правитель начнёт действовать в противоречии с законом, подданные тоже начнут вырываться из-под власти законов и установлений, которые регулируют их деятельность и поведение. И результатом этого станет анархия. Ибо, как говорится, «каков правитель, таковы и подданные». Поэтому законодатель обязан подчиняться закону. Тот, кто издаёт указ, сам должен уважать его. Именно таков драгоценный урок, который, как светильник мудрости, преподносит нам «Рамаяна» – выдающееся достижение культуры и истории Индии
– Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване, 1972 год.

Качества хорошего и плохого человека

…какие качества отличают хорошего человека. Слушай. Такие люди равнодушны к чувственным наслаждениям. Им присущи лучшие из добродетелей и безупречность в поведении. Они счастливы, когда счастливы другие, они сострадают несчастьям других. На всех людей они глядят с одинаковой любовью. У них нет врагов, а если они есть, их это не тревожит Они наделены мудростью, знанием объективного мира и глубокими чувствами самоотречения. Их сердца нежны, они сочувствуют слабым и беззащитным. Они поклоняются моим стопам с чистотой в мысли, слове и действии. В служении Мне (Богу. Прим. составителя) – их высшая радость. Они безразличны к славе и бесславию, почёту и унижению. Они постоянно стремятся служить другим; они не внемлют голосу «эго» даже во сне. Они всегда стремятся к самопожертвованию; каждый момент их жизни наполнен радостью. Они равнодушны к хвале и хуле. Брат! Если перед тобой человек, наделённый подобными качествами, знай, что его природа исходит из меня. (От Бога – прим. составителя). Он – это Я. Я – это Он. Это чистая правда.
Теперь я расскажу тебе о свойствах дурных людей. Слушай. Ты должен приложить все усилия, чтобы избежать их общества. Знакомство с ними чревато горем и несчастьем! При виде благоденствия ближнего сердце злого человека пронзает острая боль. Он ликует, сея вражду и смятение и празднуя собственную удачу. Шесть злейших врагов хороших людей – похоть, гнев, жадность, желание, гордыня и ненависть взлелеяны и вскормлены дурными людьми и всегда у них на поводу. Их поведение и поступки продиктованы командами этих шести. Им неведомы жалость и сострадание. Они затевают ссоры с другими людьми без всяких на то поводов и причин. Они испытывают враждебность и неприязнь даже к тем, кто делает им только добро. Их поступки неискренни, их утверждения основаны на лжи, их порывы «отдать» и «взять» фальшивы. Их поступь тяжела, а их сердца твёрже камня. Павлин радует глаз своим прекрасным оперением; его крик приятен для уха. Но он убивает змей. Так же и дурные люди норовят причинить другим лишь вред; они стремятся завладеть чужими жёнами; они получают наслаждение, пятная репутацию своего ближнего. Они пьют из чаши зла, смакуя его вкус! Их ум постоянно одурманен злобой. Такие люди – ничтожнейшие из живущих. У них нет страха перед возмездием. Стоит им увидеть или услышать, что другому сопутствует удача, ими овладевает такая сильная зависть, что они теряют сон из-за нестерпимой головной боли. Но когда ближнего постигает беда, они торжествуют, наблюдая за его мучениями. Страдания других вызывают у них такое ликование, словно им пожаловали царскую корону державы! Ими управляет только эго; у них и в мыслях нет потребности помочь другим, даже во сне! В их сердцах угнездились гнев, похоть и прочие пагубные страсти. У них нет уважения к родителям, наставникам и старшим. Они чувствуют отвращение при одном упоминании о Боге или о светлых личностях. Появление многих таких людей предвидится в Кали – Юге
– Рама – брату Бхарате. (С.460).

Три типа людей существуют в мире. Первые подобны дереву патали, которое пышно цветёт, но не даёт плодов. Такие люди предаются пустой болтовне, не прилагая ни малейшего усилия, чтобы их слова обратились в действие. Вторых людей можно сравнить с банановой пальмой – из их цветков вырастают плоды. Люди такого типа говорят и действуют, следуя на практике истинам, которые провозглашают. Но есть люди, подобные дереву джек – это дерево вовсе не цветёт, но даёт обильные плоды. Лучшие из таких людей не тратят время на пустые слова, хвастовство и проповедь высоких истин; они лишь действуют, не похваляясь и храня молчание
– Рама – демону Раване перед последней битвой. (С.439).

Великие люди посвящают свою деятельность только тому, что может помочь миру. И что бы они ни делали, они не отступят от предписаний, заключённых в священных книгах. Их намерения всегда истинны и не внушают сомнений, поскольку каждым из них движет Божественная воля
– Дашаратха – Вишвамитре. (С.57)

Комментариев нет:

Отправить комментарий