четверг, 5 апреля 2018 г.

Про фильм "Остров"

Фильм "Остров"....
Ом Саи Рам

Попалась мне созвучная рецензия Алека Герасимова (будет пересказан сюжет)
"О фильме "Остров"
Бывает такое. Неожиданно, как порыв ветра, дотронется что-то души. И она зазвучит. А это что-то начнёт перебирать в твоём сердце потаённые струны, о которых ты раньше не знал. И мир начнёт меняться на твоих глазах, точнее, открываться. Потому что в нём, как в тёмной комнате, зажгли для тебя лампадку. Зажгли те, которые владеют этим чем-то. Чем-то неуловимым, истинным. Люди называют это по-разному: талант, гениальность, дар Божий. Но когда ты сталкиваешься с этим, то ни за что не перепутаешь. Сразу поймёшь: этот человек не такой как все, эта картина не такая как все, этот фильм не такой как все.
Когда только что купленный диск был вставлен в проигрыватель, и фильм начался, то я, откровенно говоря, взялся за обычное для меня при просмотре наших и зарубежных фильмецов дело – стал щёлкать семечки. Правда, уже после первых кадров мне показалось, что это как-то не совсем уместно. По прошествии ещё нескольких минут от подобного занятия мне стало совсем неуютно, и я бросил это дело. Ко мне пришло ощущение, что я плююсь около какого-нибудь памятника, или, что ещё хуже, на территории монастыря.
На фоне скупых красок нашего Севера, на одиноком острове, где живут и молятся монахи, разворачивается действие фильма. И нет здесь никаких спецэффектов, модных наездов-отъездов камеры, вознесений в небеса. Нет этих фантиков. Да они и не нужны, когда есть сверхсильная, мощнейшая игра актёров. Каждое слово отца Анатолия – центрального персонажа, - загадка. Его история – самая главная. Когда-то давно, во время войны, будучи ещё юношей, он убил своего товарища Тихона. Ради того, чтобы остаться живым самому: немцы, захватившие их в плен, поставили его перед выбором: «застрели друга или умрёте вместе». После этого Анатолий стал истопником в православном монастыре и отдался беззаветному служению Богу. Правда, делает он это не совсем как все: опаздывает к службе, общается с людьми из соседнего острова, помогает им, поёт песни, спит там же где и работает - около печки, прямо на угле. И ни за что не хочет перебраться в монастырские кельи, хотя его об этом просит сам настоятель. Потому что он знает самое важное – главное не форма. Создаётся ощущение, что Пётр Мамонов всю жизнь и был этим самым Анатолием. Настолько органично смотрится его игра в данной роли.
В фильме много молитв. Но даже язык не повернётся сказать, что они сыграны - они промолены. Молитвы Анатолия продирают до души, вызывают самые яркие чувства. Однако, пожалуй, самое главное в фильме – это ярко показанное различие вер. Многие люди верят в Бога, как известно, «чем ближе к смерти, тем меньше атеистов». Но все верят по-разному. Одни верят, механически совершая обряды, постясь, ведя «смиренный образ жизни», и думают, что тем заслужат райскую жизнь, как батюшка Филарет – глава монастыря, его роль исполняет Виктор Сухоруков (ему, по-моему, очень идёт такой вид). Другие верят для того, чтобы бы прославиться, для того чтобы «получались чудеса», как отец Иов (Дмитрий Дюжев). Но по-настоящему верит только отец Анатолий. Он верит не для, не потому что и не зачем то. Он просто искренне верует в Бога. У него «прямая связь» с Всевышним. Как у него это получилось? Загадка. Но ответ на неё в постоянном еженочно-ежедневном духовном труде, который в миллионы раз тяжелее любого физического и любых материальных лишений. Поэтому молитвы отца Анатолия угодны Господу. И именно через него Он вершит чудеса исцеления: мальчишки, который не может ходить, сумасшедшей девушки и др.
Что самое удивительное: при совершении этих «чудес» не звучит какая-то душещипательная музыка, не происходит ничего сверхъестественного. Просто после молитвы мальчик начинает ходить, а к девушке возвращается рассудок. Но, тем не менее, от этих сцен в душе поднимается волна чувств. Смысловая нагрузка данных эпизодов проста и одновременно очень сильна: истинная вера способна сделать невозможное.
Осталось самое главное – поверить.
Несмотря на то, что фильм по содержанию глубокий как Марианская впадина в Тихом океане, его очень легко смотреть. В нём много здорового юмора. Простой российской жизни.
«Остров» заканчивается смертью отца Анатолия. Но это скорее не смерть, а спокойный уход к Богу. Перед этим на остров вместе с больной дочкой приезжает адмирал флота Тихон Петрович, наслышанный о способностях северного целителя. После того как отец Анатолий «изгоняет» из девушки «нечистого», между ним и адмиралом происходит разговор, в котором выясняется, что он, адмирал, и есть тот самый Тихон, который не погиб тогда, а был лишь ранен в руку, упал в воду, но сумел выжить. Этот диалог идёт примерно минуту, но какая это минута! В ней максимально раскрылись таланты двух актёров: Петра Мамонова и Юрия Кузнецова.
В конце фильма звучит музыка. Это благовест, возвещающий об избавлении человеческой души от страданий и возвращении её туда, откуда она пришла в этот мир. Последние слова старца Анатолия, сказанные им отцу Иову, звучат как наставление всем нам: «Все люди грешники, живи, как живёшь, только большого греха не сделай».
Иногда такое случается: коснётся что-то души, и всё внутри перевернётся, встанет с ног на голову. Бегаешь потом дня три с одной только мыслью: вот оно, нашёл, понял, как надо жить. Кажется, что всё будет хорошо, надо только очень стараться. Всё образуется. Всё будет Ок. Но вот проходит неделя, и мысль тускнеет. А ещё через неделю от неё отмахиваешься как от назойливой мухи: «Потом, мне некогда, не сейчас, у меня дела». Потом превращается в никогда. К сожалению, это естественный процесс, иначе все мы бы рано или поздно стали святыми после прочтения хороших книжек, после просмотра настоящих фильмов, после встреч с удивительными людьми, короче, после прикосновения ко всему прекрасному. Но всё же, я верю, что что-то в нас меняется в лучшую сторону от этих прикосновений прекрасного.
В конце хочу высказать благодарность ночно-дневной дозоробредятине, «бумерам» и «бригадам»: именно они дали возможность выйти в широкий прокат таким фильмам как «Остров», «Возвращение», «Эйфория». Потому что «бумеры» с «бригадами» вдохнули финансовую жизнь в отечественный кинопром. Дали ему возможность развиваться. И на них как на куче, сами знаете чего, выросло и начало плодоносить зелёное деревце талантливого российского кинематографа. Всего ему самого наилучшего!"
Фильм «Остров» 2006 г
Режиссер: Лунгин Павел Семенович
В ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Юрий Кузнецов.

"Остров", режиссер: Лунгин Павел

Есть два направления, два пути: восточный и западный...

Западный, христианский путь очень тяжелый. Христианство стало западным путем, хотя пришло с 
востока. В христианстве широкое поле для всякого рода садо-мазо игр (вериги, например). 
Помучить себя, особенно душу, здесь всегда считалось почетно. Вспомним Достоевского, Т
олстого. Христианский путь основан на идее греха и страха посмертных мучений души в аду.
 Об этом фильм "Остров".

Сравним с этим фильмом другие - "Последний самурай" и "Герой".

Японский (самурайский) подход к этим вопросам иной!
"Восток дело тонкое".
Самурай не ведает страха. Для него нет страха греха, страха посмертных мучений, по тому, что он 
живет здесь и сейчас, т. е. только в настоящем. И он не совершает плохих дел не из-за страха
 наказания, а по тому, что это стыдно.
Подумал совершить что то мерзкое и уже стыдно, а значит и невозможно это сделать.
Самурай не мог попасть в ситуацию о. Анатолия из "Острова".
Даже если бы он и смалодушничал и предал своего командора (что невозможно, ибо само значение
 слова самурай - служить своему господину), то осознав этот грех он немедленно сделал бы себе 
харакири.
В конце концов к этому же пришел и о. Анатолий - духовное самоубийство. Но как долго он к этому
 шел. Как мучительно-тяжело и трудно...

Восток решает вопрос с изгнанием бесов легко и изящно.
"Пациента" просто оставляют на едине с самим собой, в окружении природной красоты и 
умиротворения. Никто не относится к одержимому бесом, как к больному...
Сравните "Остров" и "Последний самурай".

Путь запада - борьба. Борьба с бесами внешними и бесами внутренними. Борьба тяжелая и 
кровопролитная.
Вообщем сплошная достоевщина, в самом хорошем смысле (очень люблю дядю Федю).

Путь востока во всеприятии. Нет ни ада, ни рая. Мы сами создаем свой ад и свой рай. В реальности
 нет ни хорошего, ни плохого. Все просто есть так, как есть. Все ТАКОВО. Оценку (окраску) вещам
 дает сам человек, исходя из своего внутреннего состояния в данный момент.

Многие люди создают себе проблемы и потом с большим трудом их преодолевают. А зачем? Ведь 
многие проблемы надуманные. Например проблема о. Анатолия, в том, что он сам не мог себя
 простить...

Путь запада очень труден. Пройдя его можно считать себя великим воином.
Путь востока изящен и прост.

Но оба эти пути ведут к одной и той же цели - к освобождению. По этому они оба истинны. Каждый 
выбирает свое направление... Попутного ветра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий