Фильм "Остров"....
Ом Саи Рам
Попалась мне созвучная рецензия Алека Герасимова (будет пересказан сюжет)
"О фильме "Остров"
Бывает такое. Неожиданно, как порыв ветра, дотронется что-то души. И она зазвучит. А это что-то начнёт перебирать в твоём сердце потаённые струны, о которых ты раньше не знал. И мир начнёт меняться на твоих глазах, точнее, открываться. Потому что в нём, как в тёмной комнате, зажгли для тебя лампадку. Зажгли те, которые владеют этим чем-то. Чем-то неуловимым, истинным. Люди называют это по-разному: талант, гениальность, дар Божий. Но когда ты сталкиваешься с этим, то ни за что не перепутаешь. Сразу поймёшь: этот человек не такой как все, эта картина не такая как все, этот фильм не такой как все.
Когда только что купленный диск был вставлен в проигрыватель, и фильм начался, то я, откровенно говоря, взялся за обычное для меня при просмотре наших и зарубежных фильмецов дело – стал щёлкать семечки. Правда, уже после первых кадров мне показалось, что это как-то не совсем уместно. По прошествии ещё нескольких минут от подобного занятия мне стало совсем неуютно, и я бросил это дело. Ко мне пришло ощущение, что я плююсь около какого-нибудь памятника, или, что ещё хуже, на территории монастыря.
На фоне скупых красок нашего Севера, на одиноком острове, где живут и молятся монахи, разворачивается действие фильма. И нет здесь никаких спецэффектов, модных наездов-отъездов камеры, вознесений в небеса. Нет этих фантиков. Да они и не нужны, когда есть сверхсильная, мощнейшая игра актёров. Каждое слово отца Анатолия – центрального персонажа, - загадка. Его история – самая главная. Когда-то давно, во время войны, будучи ещё юношей, он убил своего товарища Тихона. Ради того, чтобы остаться живым самому: немцы, захватившие их в плен, поставили его перед выбором: «застрели друга или умрёте вместе». После этого Анатолий стал истопником в православном монастыре и отдался беззаветному служению Богу. Правда, делает он это не совсем как все: опаздывает к службе, общается с людьми из соседнего острова, помогает им, поёт песни, спит там же где и работает - около печки, прямо на угле. И ни за что не хочет перебраться в монастырские кельи, хотя его об этом просит сам настоятель. Потому что он знает самое важное – главное не форма. Создаётся ощущение, что Пётр Мамонов всю жизнь и был этим самым Анатолием. Настолько органично смотрится его игра в данной роли.
В фильме много молитв. Но даже язык не повернётся сказать, что они сыграны - они промолены. Молитвы Анатолия продирают до души, вызывают самые яркие чувства. Однако, пожалуй, самое главное в фильме – это ярко показанное различие вер. Многие люди верят в Бога, как известно, «чем ближе к смерти, тем меньше атеистов». Но все верят по-разному. Одни верят, механически совершая обряды, постясь, ведя «смиренный образ жизни», и думают, что тем заслужат райскую жизнь, как батюшка Филарет – глава монастыря, его роль исполняет Виктор Сухоруков (ему, по-моему, очень идёт такой вид). Другие верят для того, чтобы бы прославиться, для того чтобы «получались чудеса», как отец Иов (Дмитрий Дюжев). Но по-настоящему верит только отец Анатолий. Он верит не для, не потому что и не зачем то. Он просто искренне верует в Бога. У него «прямая связь» с Всевышним. Как у него это получилось? Загадка. Но ответ на неё в постоянном еженочно-ежедневном духовном труде, который в миллионы раз тяжелее любого физического и любых материальных лишений. Поэтому молитвы отца Анатолия угодны Господу. И именно через него Он вершит чудеса исцеления: мальчишки, который не может ходить, сумасшедшей девушки и др.
Что самое удивительное: при совершении этих «чудес» не звучит какая-то душещипательная музыка, не происходит ничего сверхъестественного. Просто после молитвы мальчик начинает ходить, а к девушке возвращается рассудок. Но, тем не менее, от этих сцен в душе поднимается волна чувств. Смысловая нагрузка данных эпизодов проста и одновременно очень сильна: истинная вера способна сделать невозможное.
Осталось самое главное – поверить.
Несмотря на то, что фильм по содержанию глубокий как Марианская впадина в Тихом океане, его очень легко смотреть. В нём много здорового юмора. Простой российской жизни.
«Остров» заканчивается смертью отца Анатолия. Но это скорее не смерть, а спокойный уход к Богу. Перед этим на остров вместе с больной дочкой приезжает адмирал флота Тихон Петрович, наслышанный о способностях северного целителя. После того как отец Анатолий «изгоняет» из девушки «нечистого», между ним и адмиралом происходит разговор, в котором выясняется, что он, адмирал, и есть тот самый Тихон, который не погиб тогда, а был лишь ранен в руку, упал в воду, но сумел выжить. Этот диалог идёт примерно минуту, но какая это минута! В ней максимально раскрылись таланты двух актёров: Петра Мамонова и Юрия Кузнецова.
В конце фильма звучит музыка. Это благовест, возвещающий об избавлении человеческой души от страданий и возвращении её туда, откуда она пришла в этот мир. Последние слова старца Анатолия, сказанные им отцу Иову, звучат как наставление всем нам: «Все люди грешники, живи, как живёшь, только большого греха не сделай».
Иногда такое случается: коснётся что-то души, и всё внутри перевернётся, встанет с ног на голову. Бегаешь потом дня три с одной только мыслью: вот оно, нашёл, понял, как надо жить. Кажется, что всё будет хорошо, надо только очень стараться. Всё образуется. Всё будет Ок. Но вот проходит неделя, и мысль тускнеет. А ещё через неделю от неё отмахиваешься как от назойливой мухи: «Потом, мне некогда, не сейчас, у меня дела». Потом превращается в никогда. К сожалению, это естественный процесс, иначе все мы бы рано или поздно стали святыми после прочтения хороших книжек, после просмотра настоящих фильмов, после встреч с удивительными людьми, короче, после прикосновения ко всему прекрасному. Но всё же, я верю, что что-то в нас меняется в лучшую сторону от этих прикосновений прекрасного.
В конце хочу высказать благодарность ночно-дневной дозоробредятине, «бумерам» и «бригадам»: именно они дали возможность выйти в широкий прокат таким фильмам как «Остров», «Возвращение», «Эйфория». Потому что «бумеры» с «бригадами» вдохнули финансовую жизнь в отечественный кинопром. Дали ему возможность развиваться. И на них как на куче, сами знаете чего, выросло и начало плодоносить зелёное деревце талантливого российского кинематографа. Всего ему самого наилучшего!"
Фильм «Остров» 2006 г
Режиссер: Лунгин Павел Семенович
В ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Юрий Кузнецов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий