пятница, 27 апреля 2018 г.

Гнев мужа, как правильно переживать его внутри

На Форуме состоялась интересная беседа, вот некоторые выдержки из нее

махапрема
Еще раз сегодня попалась на глаза история рождения Ширди Саи Бабы.
На этот раз обратила особенно внимание на то, как его мать последовала
за мужем, оставив всё, даже детей.
"Когда Девагириамма была на девятом месяце беременности, Гангабхавадья ощутил, что он должен отрешиться от всего в этой жизни. Он сказал своей жене: «Господь Ишвара и Богиня Парвати дали тебе Свой Божественный даршан, а мне не повезло. Я оставляю Грихасташраму (семейную жизнь) и ухожу в лес». И в состоянии глубокого смятения он покинул дом. Девагириамма была в шоке, но не могла остановить его. Она покинула своих детей, оставив их соседям, которым она доверяла, и отправилась искать своего мужа. Прежде, чем она смогла присоединиться к своему мужу, она ощутила, что у неё начинаются схватки, и она родила мальчика. Держа младенца в своих руках, Девагириамма ощущала, что стоит перед дилеммой: ухаживать за новорожденным младенцем или отправляться искать своего мужа, будучи ему преданной женой, исполняющий свой долг. Она выбрала второе. Она завернула новорожденного младенца в кусок ткани, и, оставив его в безопасном месте, отправилась дальше искать своего мужа. После того, как Девагириамма покинула своего ребёнка и отправилась искать своего мужа, проходившие мимо благочестивый мусульманин-суфий, факир, и его жена, услышали плачь младенца. Увидев, что новорожденного младенца бросили, и никого вокруг нет, чтобы ухаживать за Ним, они решили взять этого младенца домой, поскольку у них не было детей. Они воспитывали Его как своего собственного ребёнка, и по мере того как этот ребёнок рос они обнаружили, что Он может наизусть очень подробно декламировать священные писания. Они осознали, что у этого ребёнка Божественная Природа и поняли, что Он необычный ребёнок."

В 22.12.2017 в 23:58, mahaprema сказал:
Интересно было копнуть глубже по этой теме в рамках
мусульманской традиции. 
В общем, все религиозные учения, как и следовало ожидать, призывают
к смирению, почтительности, уступчивости, заботливости...
И тогда обещан рай, ни больше, не меньше.
А вот и второй взгляд - "житейский" - из мусульманской традиции:
Из законных причин для хула (развод, инициированный женщиной): 
— муж обладает несдержанным характером, придирается к любой мелочи, провинности, ошибке, постоянно критикует, легко впадает в гнев (на жену) 
— жене неприятна его внешность (муж уродлив или отсутствует какая-либо часть тела) 
— муж не является богобоязненным и соблюдающим — не делает намаз, или пренебрегает пятничной ммолитвой, не постится в Рамадан без шариатской причины, ходит на вечеринки и застолья, где делаются недозволенные вещи 
— муж не обеспечивает жену необходимыми материальными благами — не покупает одежду по сезону, не кормит и т.п. 
— не выполняет супружеский долг (по причине импотенции), или она ему не нравится, или ему нравится кто-то другой, или он несправедлив в разделении времени и содержания и т.п. между несколькими женами. 
В этом случае женщина обращается к мулле и рассматривается ворос о разводе, опять же дается срок для примирения ( как и в случае если развод инициирован мужчиной, а женщина желает сохранить семью). Также вопрос о возможности развода по желанию жены может быть оговорен в брачном договоре.
А вообще развод в исламе — крайне нежелательная вещь, не важно по чьей инициативе.
Обязанности мужей перед жёнами подробно описаны в книге «Мюршид-уль-мютеэххилин» Кутбуддина Изники (ум. в 821/1418 г). Более кратко написал об этих обязанностях Ибрахим Хакки (ум. в 1195/1781 г) в своей книге «Маърифетнаме», откуда и взяты нижеследующие сведения. Они достаточно объективно иллюстрируют положения шариата, предписывающие нежное, уважительное и справедливое отношение к нашим дочерям, сёстрам и жёнам:

При встрече с женой, мужчина обязан помнить о 30-ти вещах:
1 — В отношениях с ней должен проявлять самые лучшие свойства своего характера. [Аллах субхана ва тааля любит людей с покладистым характером. Дурной характер человека раздражает Всевышнего Аллаха. Обижать кого-либо — запрещено (Харам). Мужчинам со скверным характером, получающим удовольствие от истязания других своими дурными манерами, жениться не дозволено — Харам.]
2 — При общении с женой надо быть мягким, обходительным. Посланник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самыми лучшими, самыми полезными мусульманами являются те из вас, которые полезны своей жене и хорошо с ней обходятся».
3 — Придя домой, надо приветствовать жену [словами — «селямун алейкум»] и спросить о её делах и самочуствии.
4 — Видя её хорошее настроение, надо, улучив момент (вдали от посторонних взоров), потрогать её волосы, шутливо, со смехом обнять и поцеловать.
5 — Увидев, что она сидит в уединении огорчённая, потерянная, необходимо тут же спросить о случившемся. Примите самое активное участие в разрешении её проблем. Говорите ей о том, как вы её крепко любите, и что тоже огорчены и сожалеете о случившемся. Нужно успокоить её словами, которые ей будет приятно слышать.
6 — Чтобы успокоить её, пообещайте ей даже то, что вы на данный момент не в силах сделать. Кто же, как не вы может успокоить её. Ведь она целыми днями не выходит из дома, и все надежды возлагает на вас. Так как вы, по Воле Аллаха субхана ва тааля, для неё и кормилец семьи, и воспитатель детей, и единственный любимый человек.
7 — Активно помогайте жене в воспитании детей. Ведь малый ребёнок своими капризами не даёт покоя матери ни днём, ни ночью. А дети постарше, — они ещё не разумны и постоянно огорчают мать. Поэтому, старайтесь помогать ей во всём, и Аллах субхана ва тааля поможет вам.
8 — Обеспечивайте жену [насколько это для вас возможно] самой лучшей одеждой и бельём, которую принято носить в вашей стране. В домашних условиях украшайте её, одевайте её во всё, что она захочет. Но, выйдя на улицу, всё это она должна скрыть от посторонних (мужских глаз).
9 — Если вы богаты, приносите домой для своей жены самую лучшую дозволенную пищу, изысканные деликатесы, которые она любит. Вы должны считать своей обязанностью и кормить жену и одевать её, насколько позволяют ваши материальные возможности, в самые лучшие одежды, подходящие мусульманке. Исламская женщина достойна этого.
[Имам Газали (450-505/1058-1111), да будет милостив к нему Аллах субхана ва тааля, в своей книге «Кимья-и сеъадет» (Эликсир счастья) пишет, что не пристало мусульманину быть скрягой при обеспечении своей супруги. Естественно, грешно быть и слишком расточительным при этом, но помните, что средства, потраченные на содержание своей семьи, принесут больше благостей Аллаха субхана ва тааля, чем поданная милостыня. Пророк Аллаха (меиб) сказал: «Самую большую благость при трате средств: на войну; на освобождение раба (пленника); на милостыню и на содержание семьи, получат те, кто потратил их на содержание своей семьи». Ибни Сирин (ум в 110/729 г.), да будет милостив к нему Аллах субхана ва тааля, говорил: «Хотя бы один раз в неделю надо приносить жене сладости или что-нибудь вкусное из еды». Тому, кто не способен прокормить свою семью, жениться не дозволено — Харам. Приём пищи в одиночку в Исламе считается дурным тоном. Рекомендуется принимать пищу совместно со своим семейством. Но самым главным при этом, является то, что содержать семью надо только на честно заработанные деньги и кормить семью только дозволенной (Халял) пищей.]
10 — Ни в коем случае не заниматься рукоприкладством. На 180-ой странице 3-его тома книги «Дурр-уль-мухтар» Алауддина Хаскафи (ум. в 1088/1677) перечислены провинности, за которые муж имеет право наказать жену. Но, опять таки, муж в таких случаях имеет право наказывать, но вовсе не обязан это делать. Да и наказание должно быть чисто символическим. ...
11 — Нельзя быть в ссоре с женой более одного дня, если у неё были просчёты в выполнении предписаний Аллаха.
12 — Муж обязан терпеливо переносить проявления невоспитанности жены. Не забывайте, что женщина создана из кривого ребра мужчины…, и вверена ему Аллахом субхана ва тааля на попечение.
13 — Увидев в поведении жены какие-либо изменения в худшую сторону, муж, прежде всего, должен винить себя. Он должен думать так: «Если бы я вёл себя верно, то она не стала бы такой». У одного праведника (аулийа — мусульмане, достигшие высшей степени предусмотрительности, при избежании недозволенного) спросили, почему он так долго терпит выходки своей сварливой жены? На что аулийа ответил: «Я опасаюсь, что после развода с ней, она может стать женой другого человека, который уже не будет так терпелив, как я, и они оба могут стать несчастными по моей вине».
14 — Если жена начинает раздражаться, и спор перерастает в скандал, то мужу лучше замолчать. Она одумается и попросит прощения. Женщина слаба перед суровым молчанием мужа.
15 — Муж обязан возблагодарить Аллаха субхана ва тааля в своей мольбе к Нему, если жена с каждым днём всё лучше и лучше выполняет свои обязанности по дому, и делает это с удовольствием. Ведь такая жена, — настоящее богатство, данное ему Всевышним Аллахом.
16 — Муж обязан относится к жене так внимательно и нежно, чтобы она знала, — он любит её больше всех на свете.
17 — Муж полностью должен взять на себя обязанности хождений в магазины и на рынок за продуктами. При решении каких-либо семейных вопросов всегда спрашивать её мнение. Привлекать жену к решениям или обсуждениям крупных проблем вне дома, находящихся вне её компетенции, нежелательно. У неё хватает своих забот.
18 — Муж должен быть начеку, чтобы не поддаться советам жены, которые могут привести к греху. Главой семьи должен быть мужчина. Не женщина.
19 — Муж поступит мудро, если сделает вид, что не замечает упущения, недостатки жены, не ведущие к греху. Если она совершает действия, или говорит слова, которые ведут к греху, то муж обязан остановить её и разъяснить суть дела в доброжелательной форме. Нужно проявить максимум терпения и в том, чтобы приучить жену к посту в месяц Рамадан, к полному омовению каждый раз, когда это необходимо. При этом пообещать ей купить какой-либо дорогой подарок или украшение, и обязательно это сделать, если она постарается избавиться от этих недостатков.
20 — Муж обязан скрывать секреты и недостатки своей жены от посторонних.
21 — Весьма желательными действиями со стороны мужа будут организация всяких шуток, игр с женой. В обхождении с женой Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был изобретателен и остроумен. Как-то раз он даже соревновался в беге с Айшой, да будет доволен ею Аллах субхана ва тааля. Вначале победила Айша, а в следующий раз — Пророк (меиб). Играть с женой в разные игры не грешно. Это для мусульманина не пустая трата времени, а возможность заслужить благость Аллаха, хвала Ему Всевышнему.
22 — Перед женитьбой молодой человек должен заранее продумать, где он будет жить со своей женой. Если молодожёны будут снимать или покупать жильё, то надо выбрать для этого место вдали от спорткомплексов, высших учебных заведений, мест общественных гуляний, многолюдных проспектов, кинотеатров и других мест массовых посещений. Весьма желательно, чтобы молодожёны жили вблизи мечетей и по соседству с благочестивыми мусульманами. Такие соседи всегда придут на помощь в трудные моменты жизни. Они помогут уладить семейные скандалы, помогут житейскими советами, в случае необходимости, будут свидетельствовать в суде в защиту правой стороны. Если мусульмане живут не в такой среде, то они при первой же возможности должны переехать в такой город, район или деревню (то есть совершить хиджру). Глава семьи обязан устраивать семейные прогулки, поездки в места отдалённые от большого скопления народа. Хороши для этого прогулки по лесу, выезд к берегам рек, озёр и т. п. Нежелательно делать это в дни, когда транспорт переполнен, а в парках слишком многолюдно. Не дозволяется водить жену в места, где женщины ходят с непокрытыми головами, полуобнажёнными; в места, где не разделяется общество женщин от посторонних мужчин (не махрем, см. раздел «Никяах»). Эти места названы шариатом местами, распространяющими грех — Фыск.
23 — Муж не должен позволять жене ходить в не дозволенные или нежелательные по шариату заведения. Даже если она идёт туда с целью обучения или по другим делам. В книге «Бахчет-уль-фатава» Абдуллаха Руми (ум. в 1156/1743) говорится: «Если женщины изъявят желание пойти в мечеть для того, чтобы слушать проповедь, предназначенную для мужчин, то мужья обязаны запретить им это». [То же самое, если молодые женщины идут туда слушать «Маулид»].
В книге «Хадика…», в главе, где перечисляются грехи, сказано: «Женщина свободная (не пленница) не может идти или ехать на расстояние более 104-х километров без сопровождения мужчины — близкого родственника (Махрем). Не дозволено без Махрем и в том случае, когда такое путешествие хотят совершить много женщин одновременно. Как-то раз, когда Пророк Аллаха (меиб) собирался в поход вместе со своими Сподвижниками, один из них обратился к нему со словами: „О Пророк Аллаха, скажи, могу ли я позволить жене идти в хадж“? На что Пророк (меиб) ответил: „Иди вместе с ней“.
24 — Муж обязан научить жену чтению Корана. А также обучить её в пределах необходимого различать Дозволенное от Запретного (Халял от Харама). Он должен постоянно помнить о том, что если не обучит жену и детей различать Халял от Харама, то его ждут мучения Ада.
25 — Разъясняя достаточность (кратность) при супружеской близости, имам Ибни Абидин пишет: „После совершения одной половой связи за одну встречу, будет считаться, что мужчина исполнил свой супружеский долг перед женой. При желании повторной связи одного из супругов, партнёр обязан удовлетворить, если нет существенных причин для отказа“. Супруги должны помнить, что неумеренное количество половых связей ведёт к истощению организма и может стать причиной возникновения болезней. В то же время не рекомендуется делать большие перерывы между связями. Половая неудовлетворённость ведёт к болезням духа. По шариату рекомендуется иметь перерыв между половыми связями супругов не более 4-х ночей. (Естественно, многое зависит от самочувствия человека и его конституции). Супружеские связи с женой в дни менструаций категорически запрещены. Принуждать в эти дни жену к половой связи является большим грехом. (Спать в одной постели, не прикасаясь к ней от пояса до колен, — дозволено). 
26 — Если жена или дочери будут разгуливать по улицам раскрытыми (без платка, в коротких юбках, в блузках с короткими рукавами, голыми ногами, в просвечивающей или плотно облегающей одежде, мужской одежде), то муж, отец и другие опекуны мужского пола должны уяснить себе и постоянно помнить, что за эти грехи им придётся отвечать вместе со своими женщинами, что их всех ждут большие мучения в Аду. В книге „Халеби-йи кебир“ Халеби Ибрахима (ум. в 956/1549) говорится: „Женщине не дозволяется открывать перед посторонними мужчинами волосы или какие-либо части тела, кроме лица, кистей рук и ступней ног, так как Пророк Аллаха сказал: “Женщина запретна для чужого взора. Если она выйдет к людям не укрывшись, то шайтан будет таращить на неё свои глаза». Некоторые учёные считают, что и ступни так же нельзя показывать.
27 — Мужу не дозволяется отправляться в путешествие без согласия жены. Без её согласия, муж не может совершить и дополнительный хадж.
28 — Мужчине весьма нежелательно иметь вторую жену, если первая жена соблюдает пятикратную молитву, не появляется на улице в открытом виде и полностью покорна ему. Иначе, ему будет очень трудно соблюсти равное отношение к ним и одновременно быть к ним справедливым. Необходимо помнить о хадисе: «Тот, кто имел две жены и не смог равно к ним относиться, в Судный День придёт на поле Махшер наполовину искривлённым».
29 — Мужу весьма нежелательно говорить жене о своих долгах, недоброжелателях и других своих проблемах.
30 — Где бы ни находился муж, дома ли, возле жены или в другом месте, везде обязан обращаться с мольбой к Аллаху субхана ва тааля о ниспослании блага своей жене, так как она ему и друг, и жена, и мать его детей. Кроме этого, жена день и ночь трудится ради общего семейного блага, на ней лежат все домашние дела и она хранительница домашнего очага.
И вот: 
"Вся хвала Аллаху.
 Во-первых.
     Достижение любви и покоя между супругами есть одна из важнейших целей женитьбы, которые преследует Шариат. И если между ними есть хорошее отношение и возможность сохранить брак, то женщине не пристало требовать расторжения этой крепкой связи и освобождать себя от договора (брака).
     (Передается) от Сэубана, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
„Если женщина просит у своего мужа развод без уважительной причины, то она будет лишена возможности почувствовать благоухания рая“» (приводится у Абу Дауда под № 2226 и у других. Аль-Албани подтвердил достоверность этого хадиса).
     Слова «без уважительной причины» означают «без наличия вреда, который бы вынудил ее просить расставания».
     Шейх-уль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «Все ученые согласны, что в случае, когда между супругами хорошие отношения, развод запретен»  (Аль-кауа’ид ан-нуранийа. – С. 265).
     Во-вторых.
     Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «без уважительной причины»указывают, что если пребывание с мужем приносит женщине горе и вред, то она может просить у мужа развода.
     Шейх-уль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «Если он не может достойно и хорошо к ней относится, то их разводят» (аль-Фатауа аль-кубра. – Т. 3 – 150.
     Каждый из пунктов, упомянутых в вопросе, а именно: отказ от обеспечения своей жены, плохое к ней отношение… и так далее, уже в отдельности разрешает ей просить развод; и что же говорить, если они присутствуют все вместе?!
     См. вопросы № 12465 и № 1859
     В вопросе развода родители жены не имеют власти; особенно, если она совершеннолетняя и разумная. Они не имеют право заставлять ее развестись, как и не имеют право запрещать ей, если она нуждается в нём. В отличие от права отца, как опекуна своей дочери при никахе (женитьбе).
См. «Аль-маус‘а аль-фикхийа аль-кувейтийа» (Т. 19 – 248 – 250).
     Однако мы советуем Вам, прежде чем сделать этот шаг, найти посредника между вами, который мог бы дать совет мужу и попытаться уладить отношения между вами. Хотя бы на столько, чтобы с ним можно было продолжать жить. Мы подтверждаем, что у него нет прав повелевать Вам греховное, работать в смешанном коллективе, к примеру, или не обеспечивать Вас и обходится с вами плохо. Если это не принесёт пользы, то постарайтесь убедить в этом своих родителей, даже если придётся найти того, кто разъяснит им Вашу с мужем ситуацию: что продолжать жить с ним для Вас большая трудность и что это вредит Вам и Вашей религии. Важно прежде оставления дома, в котором вы живете с мужем, подумать о подготовке дома, в который Вы планируете переехать после своего шага.
     Просим Аллаха внушить вам правильный выбор, исправить Вашего мужа и облегчить Вам путь к легчайшему!
А Аллах знает лучше.

Очень понравилось поучение от американского православного батюшки.
Вы должны искать в жизни кого-то, кто будет любить Бога больше, чем вас. Вы должны искать кого-то в жизни, чтобы с ним вы любили Бога больше, чем его. Как говорит наше таинство венчания: «Двое становятся едины во плоти». И это единое объединяется с Богом.
Цель вашего существования — единение с Богом, а не единение друг со другом. Цель пищи — это питание, а не вкус. Поэтому мы должны искать того, с кем разделим жизнь, среди тех, кто знает, для чего жизнь, и кто хочет нашей помощи в реализации этой цели — жизни вместе с Богом. А жизнь — это и есть Бог. В противном случае, какой смысл во всем этом? Для чего вступать в брак, если ты попадаешь в ад?
Я слышу от многих, что они испытывают некую адскую жизнь уже здесь. Вы должны искать Бога и любить Бога больше, чем того человека, которого вы ищете. Тогда вы начнете уже здесь испытывать рай, прежде чем вы туда попадете. Может быть я и не ответил на вопрос, но это лучшее, что я могу сказать.
И. Парр
********
И не меньше - поучение мусульманского имама.
О том, что борьбу надо вести не с супругом,
а с собой - за своё хорошее отношение к нему.  
вв1.jpg
махапрема
Прекрасная, как всегда, формулировка от святого человека.
— Что означает «жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33)? 
— Это значит, что она боится его огорчить, обидеть, боится разрушить его любовь.
Любить — это жалеть любимого и бояться неправильно повести себя по отношению к нему. 


Преподобный Паисий Святогорец
******
Небольшой оффтоп: похожее определение даётся страху Божьему.
Это не страх, что Бог покарает или отомстит, а вот что:
"Этой золотой пробой является страх Божий.
Человека, чье сердце ранено любовью к Богу, - сам страх потерять его ведет за собой.
Ведь первоначальный толчок любви в обретенной вере подобен малому лучу,
и ощущающий его не смеет и не должен, из-за духовной осторожности,
даже и называть его настойчиво - любовью.
Любовь надо доказать, а не преждевременно утверждать себя ее имеющи
м".
(С.И. Фудель. Путь Отцов)

Комментариев нет:

Отправить комментарий