Очарованная Его Любовью. Часть третья
Увлекательная беседа с миссис Према Бозе (Prema Bose)
Саи благословляет дом в Ченнаи
РС: Я полагаю, частицу Прашанти Нилаям Вы забрали в шумный город Ченнаи, который вы называете домом. Пожалуйста, расскажите нам об этом доме, в котором вы живёте, и о его удивительной истории.
ПБ: Да. Когда мой отец был готов уйти в отставку, Свами сказал ему: «Живите или в Бангалоре, или в Мадрасе. Вы можете жить в любом из этих городов». Мой отец выбрал Мадрас, потому что мы родом из Мадраса. Поэтому он купил этот участок земли, а затем мы сказали Свами, что собираемся строить дом. Свами, находившийся в то время в Мадрасе, сказал: «Я приеду заложить камень в основание строительства».
Итак, Он приехал и заложил камень в основание дома. В то время Он приезжал в Мадрас довольно часто. И Он приехал в город, когда строился дом. Поэтому Он сказал: «Я хочу поехать посмотреть дом». Но мой отец сказал: «Свами, там везде грязь, Твоё одеяние и Твои ноги запачкаются… пожалуйста, не сейчас». Бхагаван настоял: «Нет, нет, Я хочу приехать и посмотреть». Итак, Он приехал. Мы постелили доски, чтобы сделать для Него дорожку, и Он приехал проверить, как идёт строительство. А в 1965 году, когда дом был построен, мы устроили новоселье, и Свами тоже приехал на него.
Мой сын родился в том же году, и мы приехали на это новоселье из Соединённых Штатов с двумя малышами. И после этого Он приехал опять посетить моих родителей, но меня там в то время не было.
РС: Итак, четыре визита: для закладки камня в основание строительства, осмотра строительства, на новоселье и позднее ещё раз.
ПБ: Да. И многие люди, приходящие в этот дом, говорят, что в доме особая аура от Божественных стоп Свами. Во время новоселья, когда Свами садился в машину, мой отец побежал за Ним с гирляндой, которую забыл Свами, а у моего отца было больное сердце. Поэтому Свами вышел из машины и сказал моему отцу: «Саратхи, Ты не должен бегать, у тебя больное сердце». Он остановился, помассажировал моему отцу область сердца и сказал: «С тобой всё будет хорошо». А затем опять сел в Свою машину.
РС: Самая лучшая пробежка, которую отец когда-либо совершал.
ПБ: Да! Это было так чудесно. Позднее моя мама очень сильно заболела, у неё был рак. Свами сказал ей оставить этот дом мне. И моя мама сказала: «Как я могу это сделать? У меня две дочери», а она чувствовала себя плохо. Но каждый раз, когда она после этого приезжала в Путтапарти, Он спрашивал её: «Ты сделала это?», мы не знаем, почему, но Он очень настаивал, и моя сестра не возражала. Она жила в доме, принадлежавшем семье мужа. В любом случае, у нас не было никаких проблем. Итак, моя мама, в конце концов, подарила мне этот дом и три месяца спустя 24 ноября 1999 умерла.
Преданность, Доверие, Принятие
РС: Прямо на следующий день после Его Дня Рождения!
ПБ: На самом деле, когда мы приехали увидеть Свами после этого, Он сказал: «Ваша мать не хотела уходить в день Моего Рождения. Поэтому Я забрал её на следующий день».
Последние три года своей жизни моя мама была очень слабой из-за рака языка. После того, как ей впервые поставили этот диагноз, мы спросили у Свами: «Они рекомендуют облучение, что Ты посоветуешь?»
Свами сказал: «Да, пусть ей сделают облучение». Поэтому она сделала облучение, и затем в течение года это оказывало на неё влияние. Она потеряла слух на год, а затем всё пришло в норму. Но после этого всё вернулось опять. И затем они хотели провести какую-то терапию, которая была очень агрессивной. Но к тому времени она не могла выходить из дома. Поэтому она попросила меня поехать и поговорить со Свами. Баба был в Вайтфилде. Я спросила Свами: «Они говорят так-то. Что Ты думаешь об этом, что мы должны делать?»
Он помолчал некоторое время, а затем посмотрел в пространство и сказал: «Ничего не делайте, Я позабочусь о ней».
И Он сдержал Своё слово. Он позаботился о ней, потому что с раком языка больной может иметь очень сильную боль и частые кровотечения. У нее ничего этого не было. Она никогда не принимала морфий. Она умерла очень спокойно дома с милостью Свами.
РС: И Его милость действовала как морфий, удаляя боль.
ПБ: Совершенно верно! Он забрал у неё всю ту боль…, последние два дня она думала только о Свами, всё время пелись бхаджаны, когда она умирала, и разве это не то, чего мы хотим? Мы не хотим иметь привязанностей в последние мгновения жизни. И Он сделал именно это, она ушла в присутствии Свами. Он заботился о ней со времени её прихода до самой смерти.
РС: Ваша мама провела большую часть своей жизни, служа Свами или воспевая славу Бога, а затем именно её язык был поражён смертельной болезнью. Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему это произошло с ней? Волновало ли её, почему жизнь оказалась для неё такой трудной или несправедливой к ней?
ПБ: Нет, это никогда не беспокоило её. Она никогда не спрашивала, почему это произошло с ней. Она приняла это как исчерпание кармы. Она сказала, Свами даёт нам эти вещи в конце, в основном, чтобы забрать часть кармы. Вы страдаете от болезни физического тела. Поэтому у неё никогда не было мысли: «Почему я?», никаких подобных мыслей. Никакой жалости к себе. Ни гнева, ничего. Просто принятие. Всю свою жизнь она принимала всё, что с ней происходило, потому что Свами был с нами всю нашу жизнь.
Мы всегда чувствовали, что Свами был с нами. Даже когда мы были в Америке с нашими еще совсем маленькими детьми, я обычно говорила им: «Свами всегда с нами». И они не боялись. Иногда моя дочь по ночам испытывала страх. Я говорила: «Почему ты боишься? Свами с нами». Знать, что Свами всегда с нами – это огромная поддержка. Да, разные вещи происходят с нами в жизни, потому что мы должны встретиться с результатами своей кармы и пройти через всё это. Но как мы справляемся с этим – это то, чему Свами учил нас, и когда мы делаем это с осознанием, что Он с нами, мы не возмущаемся против нежелательных переживаний жизни и не сердимся, не накапливаем дальнейшую карму в этих переживаниях, не сопротивляемся им.
Сопротивляясь или выступая против Свами, мы накапливаем дальнейшую карму. Если вы говорите: «Почему Бог дал мне это?», жалея себя, вы накапливаете дальнейшую карму. Но принятие исчерпывает карму и другие вещи. Поэтому принятие – это именно то средство, которому Он научил нас.
РС: И постоянное осознание, что Свами всегда с вами, убеждённость, возникающая из этого знания, бесстрашие – это огромное жизненное мастерство, большое искусство жизни.
ПБ: Да, совершенно верно! Я имею в виду всех нас, это истина. И при каждом повороте жизни, что бы ни происходило…, даже когда я приняла семейный бизнес, Свами благословлял. И он сказал: «Делай это». И всегда…, даже когда моя мама заболела, я хотела оставить всё и приехать. Он сказал: «Нет, продолжай работать там. С твоей мамой будет всё хорошо». Итак, Он давал различные советы. Есть ещё одна вещь, в которой я абсолютно уверена, иногда, когда Он даёт совет человеку лично, этот совет предназначен только для того человека. Потому что Свами учитывает всё, давая совет человеку в его специфической ситуации, и он соответствует именно той ситуации. Как Он сказал мне не приезжать и продолжать работать. Кому-то другому, Он, возможно, сказал бы приехать и заботиться о своей больной матери. Он даёт совет каждому из нас в соответствии с ситуацией, решая, что лучше для нас. В дальнейшем стало трудно спрашивать Его обо всём, но мы можем следовать Его учениям.
РС: И я нахожу это интересным, потому что вы сказали, что визит Свами в ваш дом был коротким, всего два дня! В наши дни иметь двухсекундный контакт со Свами глаза в глаза – это большое дело. А Он находился с вами 48 часов, и вы чувствовали, что это очень мало. Я полагаю, что все — относительно. Время ведь действительно изменилось!
ПБ: И в те дни Он говорил нам: «Когда-то вы будете видеть Меня с далёкого расстояния как оранжевую точку. Вы больше не будете видеть Меня так близко». Мы, конечно же, не верили Ему. Мы думали: «Нет, нет, нет! Как такое может быть? Свами всегда будет близко». Конечно, на праздновании Дня Рождения или в большие праздники вы видите Его издалека как оранжевую или золотую точку. Но с нами остались все те замечательные воспоминания обо всех наших поездках. Однажды в ранние годы Он даже взял нас с собой в Кодаиканал. Он брал с Собой мою маму, Сарджу Маа и, возможно, Рани Маа (я думаю, она тоже участвовала в этой поездке), Он просил их приходить рано утром в 4 часа, Он вставал и учил их правильно произносить Омкар.
А после этого Он проводил всё время с нами, детьми. Он играл с нами, давал советы, отвечал на наши вопросы и т.д. Он находился там всё утро, разговаривая с нами.
Духовные женщины – проводники перемен
РС: Я понимаю, что вы были тогда ещё очень юной, но мне просто необходимо задать вам этот вопрос. Замужние женщины, такие как ваша мама и ваши тёти Сарджу Маа и Рани Маа, были так высоко духовны и так преданны Бхагавану. Однако их мужья присоединились к движению позднее. Именно женщины привносили духовность в свою семейную жизнь. Говорил ли им Бхагаван, как обращаться с мужьями, которые не разделяют их энтузиазма в отношении Свами или не придерживаются убеждения, что всё, что сказал Бхагаван – это закон? И давайте не забывать, что эти женщины были воспитаны в традициях индийской системы ценностей. Что говорил им Свами о том, как они должны себя вести, как оправдывать ожидания своих семей, имея свои духовные идеи и преданность?
ПБ: Свами советовал им, чтобы они не противостояли своим мужьям, не порождали вражду, не отталкивали своих мужей и не настраивали их против себя. Он просил их получить разрешение мужа, если они хотят ехать в Путтапарти. Вы не можете раздражать их, говоря: «Я должна сделать это», или «Свами сказал это» или, так сказать, швырять Свами им в лицо. Он сказал:
Постепенно благодаря вашему образу жизни они изменятся
Будьте рядом с ними, информируйте и вовлекайте, и они изменятся, видя, что происходит с вами.
Именно это и случилось. Даже когда мой отец был неверующим, он был очень великодушным, добрым человеком, и он не был настроен против Свами. Он просто не верил во все эти вещи. Но узнав Свами, он уже не оборачивался назад. Хотя он никогда не приезжал в Путтапарти, он видел Свами в Мадрасе.
РС: Итак, самый лучший способ влияния на своего супруга – влияние посредством личного преображения и примера.
ПБ: Совершенно верно! Это единственный способ. Именно это и говорил им Свами. Он даже давал им подробные советы касательно семейной жизни, ссор, о том, как следует обращаться с мужем, и что семейную жизнь следует поддерживать, о том, как обращаться с детьми, и так далее. Он говорил, что следуя их примеру, их мужья, в конце концов, придут.
РС: И несмотря на такую интенсивную преданность Он никогда не позволял им отстраняться от своих домашних обязанностей. Они должны были выполнять их.
ПБ: Не переступать границ семейной жизни. И в те дни люди вели себя именно так в любом случае. Сейчас всё по-другому, сейчас люди готовы бросить семью из-за всякой мелочи, а тогда было иначе. И они привели-таки своих мужей. Это влияние изменений в человеке. И мужья моей мамы и Рани Маа пришли, в конце концов. В моей семье женщины – предвестницы. Это уходит корнями к моей бабушке. Знаете, все они были женщинами большой силы и духовности, они были очень важны для семейной жизни. Вот почему мы выросли с чувством, что можем сделать всё. Эту уверенность в себе дал Свами.
РС: Я думаю, что на Западе со всем его прогрессом молодым женщинам не хватает самоуважения.
ПБ: Да. Вам необходима духовная основа для роста. А затем вы обретаете самоуважение.
РС: Да, поистине верно. Теперь, зная Бхагавана 62 года ко времени записи этого интервью, как бы вы описали Его самое большое влияние на вас как на личность?
ПБ: Очень трудно сказать.
РС: Почему?
ПБ: Потому что я знаю Его с 12 лет, сейчас мне 75, Он изменил всю мою жизнь. Я не могу сказать, что Он оставил какое-то отдельное впечатление, вся моя жизнь была преображена Им и посвящена Ему. Даже несмотря на то, что я живу в миру, делаю мирские вещи, Свами всегда находится в основе всего.
Он был подобен члену нашей семьи, и это такие тесные отношения, что вы чувствуете, словно окутаны покровом безопасности, сотканным из Его любви. Самое главное – это Его любовь. Именно это приходит. Он говорил нам много раз: «Мы с вами имеем личные отношения от Моего сердца к вашему сердцу, у нас с вами личные отношения». Вот почему я всегда поддерживала личную связь и никогда не вступала ни в какие социальные группы или общественные организации. И он как маяк для нас. Я не знаю, что бы мы делали без Него.
И Он заботится о нас в течение нескольких поколений, начиная с моей мамы, моей сестры и меня, заботится о наших детях, а теперь и о внуках. Он привёл внуков в Свою школу, чтобы они могли правильно воспитываться, а также руководит нами во всём, и это замечательно — все члены нашей семьи четырёх поколений являются Его преданными и испытывают ту же любовь и почтение, что и мы. И за это мы очень благодарны Свами.
РС: Вы так тепло говорите о Нём как о члене своей семьи. Было ли время, когда вы не слушались Свами, не делали того, что Он говорил, и как вы реагировали? Чувствовали ли вы страх, если не повиновались?
ПБ: Лично я никогда не боялась Свами. Я знаю, что моя мама иногда испытывала страх, если она делала что-то, что делать не следует, или думала о чём-то неуместном. Например, во время путешествия в Бадринатх некоторые говорили плохо о некоторых преданных, и она соглашалась с ними. После этого она подумала: «О, Господи! Свами будет меня ругать». А затем, когда в тот день Свами настойчиво звал её, она не шла, потому что боялась встретиться с Ним. И когда, наконец, она пришла, Свами только сказал: «Камала Саратхи, возвращайся, потому что нам нужно подготовиться для обратного путешествия».
Но мы не боялись Его, мы никогда не воспринимали Его как разгневанного, зловещего Бога. Он любящий Бог, абсолютно любящий Бог, некто, перед кем вы можете устраивать всё, что угодно, и Он простит вас. И однажды я ослушалась Его, я сожалею об этом всю мою жизнь. Когда мы были маленькими, я обычно никогда не открывала рта и не пела, потому что моя сестра была хорошей певицей. И это опять же проблема эго. Она была такой хорошей, и я не хотела петь. Я обычно играла на скрипке. Итак, когда мы пели бхаджаны, Свами обычно говорил: «Према, пой. Открой свой рот и пой». Он так много раз говорил это, но я не никогда этого не делала. Я сожалею об этом даже сегодня, потому что для самой себя я могла петь бхаджаны. Когда Свами говорит вам о каких-то мелочах, они кажутся незначительными, но они имеют далеко идущие последствия. И я думаю, для нас важно делать то, что Он говорит, а не пытаться анализировать, разве мы знаем больше, чем знает Свами? В прежние дни некоторые люди говорили: «О, эти преданные хотят интервью, Свами. Почему Ты не можешь дать им его?» Свами говорил: «Я лучше вас знаю, кто чего заслуживает».
РС: Потому что Он наблюдает за нами сверху, и у Него есть третий глаз, чтобы видеть всё. Он знает прошлое, настоящее и будущее.
ПБ: Верно! Если мы начнём судить, разве мы настолько велики, как Он? Нет! Мы должны принимать, что Свами здесь, и Он знает лучше.
Непоколебимая приверженность Богу
РС: Что самого драгоценного вы извлекли из опыта общения со Свами, каковы ваши самые ценные уроки?
ПБ: Я росла со Свами, и единственная вещь, как я чувствую, самый лучший способ служить Ему — это следовать Его учению. А Его учение велико. Сейчас все мы не в состоянии следовать всем Его наставлениям. Поэтому я выбрала несколько наставлений и живу в соответствии с ними. Свами говорил нам, что у вас всегда должно быть большое сердце. Я думаю, мы должны открыть своё сердце людям. Поэтому урок, который я извлекла, состоит в том, чтобы пытаться помогать другим — всем, чем можешь, и не причинять вреда. И ещё одно — открывайте своё сердце с любовью. Поэтому для меня послание — любовь. Делайте столько добра, сколько можете. И вам иногда не нужно делать добро в мировом масштабе — в нём нуждаются люди вокруг вас.
Когда я управляла своей компанией, все мои служащие были моей семьёй, потому что я относилась к ним именно так. То же самое происходит сейчас и в моём доме в Ченнаи, все они являются моей семьёй. Мы заботимся о них. И так, все они стали преданными Свами — не потому, что у меня есть Его фотографии, и я поклоняюсь Ему. Каким-то образом они все стали преданными Свами. Всякий раз, когда я еду в Путтапарти, они просят: «Привези мне фото Свами, привези мне вибхути». Это всё, чего они хотят. Поэтому, в основном, это очень личный процесс. Я не верю в огромные всемирные планы, но я просто воплощаю на практике то, чему учил нас Свами.
Ещё одна вещь, которой мы научились со Свами, — иметь безусловную и непоколебимую веру в Него. В течение всех этих 62 лет наша вера в Свами не колебалась. И я полагаю, что это очень важный аспект, который должны понять люди, вы должны абсолютно верить в Него. Однако Он проявляет заботу о вас, даже если вы в Него не верите. Мы должны помнить это.
Он заботится обо мне не потому, что я делаю что-то для Него, а потому, что верю в Него. Но когда мы имеем абсолютную веру, что Свами это — всё, начало и конец всего, тогда мы не хотим делать то, что Ему не понравится. Мы не хотим идти против Его желаний. Однако, знать это и делать что-либо, что Свами не нравится, чего Он не желает, чтобы вы делали — я думаю, это будет иметь последствия.
Сейчас я вижу молодых людей, которые посвящают себя Его стопам, и Баба даёт им уроки. Он говорит этим молодым людям, а люди старшего поколения, все мы, должны получать послание: не проводить слишком много времени у телевизора, и не говорить слишком много по телефону. И все они сидят у Его стоп и кивают в знак согласия, но возвращаясь, они продолжают делать то же самое. Разве мы можем поступать так, имея полную веру в Него? Я имею в виду, что каждый из нас должен взять одно поучение и следовать ему. И вы, в конце концов, увидите результаты, потому что иногда очень трудно, в особенности для молодых людей, и даже для нас, людей старшего поколения, следовать всем Его наставлениям и пытаться быть совершенным человеком. Мы не совершенны. Нет, человек может сердиться и кричать на кого-то. Всё это случается. Но попытайтесь взять одно или два наставления Свами и применять их на практике. И каждое утро после молитвы единственное, что мы говорим: «Свами, думай через меня, говори через меня и работай через меня». Остальное оставьте Ему.
РС: Я уверена, наши слушателям очень понравилось наше интервью. Спасибо. Саи Рам.
ПБ: Спасибо, что пригласили меня. Саи Рам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий