воскресенье, 17 декабря 2017 г.

Образование — это одно, различение — совсем другое.

МУДРОСТЬ , ОБРЕТЁННАЯ В ЛИЧНОМ ОПЫТЕ.

«Образование без мудрости, „голое“ знание без способности к различению, действие без прозорливости, эрудиция без проницательности, власть без полномочий, заявления не основанные на истине, музыка без мелодичности, восхваление без преданности, человек без характера и здравого смысла, ученик без скромности, речь не способная вдохновить — всё это бесполезно.

К знанию, добытому из святых текстов, нужно присовокупить мудрость, завоёванную на опыте. Знания без личного опыта — пустое место. Если заложенные в вас знания статичны, лежат мёртвым грузом, они ничего не стоят и принимают форму академической учёности. Заслуживает доверия лишь учёность, накопленная на поле деятельности. Зарабатывать и копить большие деньги бесполезно, если не преследовать при этом высокую цель — благополучие всего мира и не использовать накопленное во имя этой цели. Точно также накопление книжных знаний — пустое занятие. Знание становится благословенным, только когда переходит в действия, способствующие всеобщему благу. Это превращение знаний в активный опыт возможно только в процессе прохождения трёх стадий: узнавание (джнятум)рассмотрение (драштум) и осуществление (правештум).

Иными словами, сначала человек должен узнать о том, что в священных текстах содержатся драгоценные истины, от знатоков в этой области. Когда вы узнаёте об этом, то естественно, у вас появляется к ним интерес. Это первая стадия.

На второй — вы тщательно собираете эти тексты и изучаете их в доступных пределах. Вы осваиваете, осмысливаете и наслаждаетесь ими. Это вторая стадия — рассмотрение и ознакомление.

Но недостаточно преуспеть лишь в первых двух стадиях. Вы должны ПЕРЕЖИТЬ то, что узнали и представили. Когда вы выходите на арену опыта, то должны ощущать полное отождествление с идеалом (то есть его описанием). Если после обильной еды улечься на кровать, пища плохо переварится. Но если каждый день есть умеренно и заниматься какой-то физической работой, пищеварение будет нормальным и пища, перейдя в кровь, насытит всё тело. Таким же образом всё, что мы узнали и представили, нужно обратить в опыт и действие, то есть УСВОИТЬ узнанное и использовать его на благо как своей страны, так и всего человечества.

Запомнить выдержки из книг и читать по ним лекции нетрудно. Знание, полученное только от чтения книг — книжное знание. Это самый заурядный тип знания. Всё, что было услышано, прочитано и понято, должно быть применено на деле, хотя бы в некоторой степени. Это третья стадия — осуществления…

Только те, в ком силён дух исследования, могут принести истинное знание в мир. Поверхностное знание не даст никакой пользы. Нет такого знания, которое превосходило бы мудрость, обретённую из непосредственного опыта. А она появляется ценой собственных творческих усилий, решимости и настойчивости…

Образование — это одно, различение — совсем другое. Различение — это способность видеть, что хорошо, а что плохо, и дающая возможность определять, какое значение придавать тем или иным аспектам конкретной ситуации. Различение — составная часть мудрости. Без этой способности невозможно двигаться по верному пути. Проявлять этот дар распознавания, проницательности во всех действиях — признак мудрости…

Наряду с мудростью, проницательностью, опытом, человек должен обладать возвышенными и здоровыми взглядами. Эти качества тоже нельзя извлечь из книг. Лучший способ их обретения — как можно больше путешествовать. Именно с этой целью наши предки пускались в паломничество, чтобы увидеть святых людей в святых местах, поговорить с ними и коснуться их ног. Странствуя, они смотрели на многообразный Божий мир, на красоты природы, сцены из жизни людей и извлекали из этих зрелищ много ценных уроков. В природе есть не мало объектов, которые преподают важнейшие уроки мудрости…

Если человек решился подняться до высокого божественного уровня, первейший шаг — его собственные усилия. Второе необходимое условие — Божья Милость...»

— отрывки из книги С.С. Бабы «Сатья Саи Вахини», глава «Внутреннее исследование».http://advaitaworld.com/blog/sai-baba/61361.html#cut

Комментариев нет:

Отправить комментарий