Когда работа была закончена, естественный импульс
подтолкнул меня перевернуть листы с пронумерованными афоризмами (которые всё
еще лежали лицевой стороной на полу), чтобы проверить соответствие комментария
и афоризма. И я сделал это. Всё совпало! Налицо было полное соответствие!
Воистину, я стал еще более преданным сторонником пути джняна-марга -
переживания запредельного состояния, которое мы называем Парашивой, итога пути
йога-марга.
По мере того, как годы шли своим чередом, этот процесс
получения внешним умом истинного знания и мудрости от высшего разума стал
естественной частью моей повседневной жизни, "одним из инструментов",
- как я часто говорил. Иногда на развитие таких способностей уходят годы. Но в
некоторых людях при соответствующих обстоятельствах эти способности, пришедшие
из прошлых жизней, проявляются так же легко, как умение говорить, слушать и
чувствовать.
То, к изучению чего вы собираетесь приступить, будет
постепенным, изменяющим разум усвоением 365-ти ежедневных уроков. Читайте и
перечитывайте их, как книгу. Или же выполняйте этот процесс как садхану; читайте
по одному уроку в день и созерцайте его как прекрасный драгоценный камень.
Обсуждения и вдохновенные беседы, из которых состоят уроки, собирались в эту замечательную
коллекцию во время моего полувекового руководства учениками и обучения их. При
составлении книги я лично проверил соответствие оригиналу каждого слова,
предложения, абзаца. Вы можете быть уверены, что держите сейчас в своих руках
книгу, отражающую жизненный опыт реализации и преображения, который должен побуждать
вас достичь то, что я обрел .
Большинство из этих вдохновенных бесед состоялись и
были записаны 20, 30 и 40 лет назад. Я старался придерживаться оригиналов как
можно ближе, часто внося изменения в уже опубликованные тексты для приведения
их в соответствие с предыдущими версиями и внося небольшие поправки лишь в том
случае, если чувствовал, что это необходимо сделать в соответствии с духом
настоящего времени. Таким образом, во всех них сохранен разговорный стиль; они
не подверглись переработке для большего соответствия стилю печатной продукции.
Чтобы избежать возникновения в будущем различных
дискуссий я говорю следующее: "В течение трех лет ретрита (с 1996 по 1999
г.) я прочитал вслух, отредактировал и проверил каждое слово в этой сокровищнице
мудрости, в возрасте 72 лет давая зрелую оценку тому, что является истиной и
заслуживает доверия, что твердо, как камень, что стоит того, чтобы придерживаться
его в будущем". Благодаря объединенной силе брахмачарьи, божественной,
духовной энергии тапаса и садханы нашего ордена Нандинатха, состоящего из
ачарьев, свами, йогов и садхаков, в этих словах заключена огромная энергия.
Книга "Слияние с Шивой" охватывает весь ваш
потенциал. Это не одна из тех книг, которые раскрывают техники йоги, улучшающие
состояние физического тела. Она не предлагает шесть дюжин различных видов
контроля дыхания или же 108 поз хатха-йоги. Вместо этого она открывает йогу жизни,
джняна-йогу, йогу познания вашей истинной сущности и йогу взаимосвязей. Это
йога изменения, открытия новых перспектив. Речь идет о раскрытии вашей
истинной, божественной природы - вашего "Я", Атмана, Наблюдателя,
Провидца. Открывайте различные области вашего внутреннего и внешнего разума
посредством тщательного наблюдения за реакциями на вспышки интуиции,
возникающими при чтении. Вы можете поймать себя на мысли: "Я всегда знал
это", - или же: "Да, это именно то, что я пережил". Мысленно
выстраивайте подтверждения этих небольших постижений, и в нужное время, нужным
путем к вам естественным образом придут большие результаты.
Как изучать
книгу
Для изучения книги важно прочесть ее полностью по
крайней мере один раз. Затем можно приступать к ежедневным урокам, работая над
ними перед отходом ко сну. Читайте уроки членам своей семьи, друзьям, отправляйте
по электронной почте тем, кого любите. 365 уроков разделены на 3 части:
"Танец в Свете", "Жизнь в настоящем" и "Погружение в мироздание".
Эти части соответствуют трём временам года, на которые разделена наша жизнь в монастыре
на острове Кауаи. Таким образом, первая часть имеет отношение к времени года,
начинающемуся 14 апреля; вторая относится к периоду, начинающемуся с 15 августа
и третья часть книги имеет соответствует периоду, начинающемуся с 15 декабря. В
один из этих мистических дней серьезные искатели духовного пути могут
приступить к выполнения садханы годового чтения ежедневных уроков. По
прошествии года обучения оглянитесь назад, и вы ясно увидите свой духовный
рост, поймете, насколько изменилась ваша вера, духовный уровень и как
постепенно стала иной вся жизнь в различных ее аспектах.
Содержание каждого урока должно пропитать собой
подсознание. Иногда это будет происходить мгновенно - как при изучении тем,
связанных с "установками" и с многочисленными уроками, рассказывающими
об осознавании, которое подобно путешественнику, движется по своему пути от
города к городу, проходит через различные области разума. Это может понять
любой человек независимо от своего уровня развития. Во многих уроках есть
описание внутреннего света. Немало людей воспринимали этот свет - свет, заполняющий
все ваше тело в затемненной комнате. Чтобы пережить такое ощущение внутреннего
света, вам не обязательно нужно быть святым, мудрецом, философом или кем-либо
еще: можете оставаться обычным человеком. Но этот опыт сделает вас необычной
личностью.
Читайте и проникайтесь содержанием каждой главы, как
единым целым. Не зацикливайтесь на одном месте. Это не строго философский
трактат, но непрекращающееся наставление гуру, видящего вещи такими, каковы они
есть на самом деле. Книга содержит также ответы на возникающие время от времени
вопросы учеников и с внутренней перспективы разъясняет ситуации, возникшие в
группе. Эти спонтанно высказанные эссе описывают усилия десятков тысяч людей,
которые стремятся к духовному совершенству на протяжении более чем 50 лет. Их
вопросы - это, без сомнения, и ваши вопросы, а мои ответы на них будут ответами
и для вас, поскольку такие вечные истины не испытывают существенных изменений
на протяжении тысячелетий. Это не интеллектуальный вид учебы.
Помните, что данной книге предшествовали 2 другие,
описывающие путь полной и глубокой трансформации. Я говорю о книгах "Танец
с Шивой" и "Жизнь с Шивой". Обе книги предполагают полное изменение
философских воззрений и образа жизни. Трилогия "Танец с Шивой",
"Жизнь с Шивой" и "Слияние с Шивой" являются моим
наследием. Говоря философскими терминами, относящимися к духовному пути,
"Танец с Шивой" - это путь чарья-марга, "Жизнь с Шивой" -
путь крийя-марги, а книга "Слияние с Шивой" обрисовывает в общих
черта пути йога-марга и джняна-марга. Содержание этой трилогии можно изучать
всю жизнь (или 2, или больше - кто знает сколько?).
Четвертая часть книги ("Способность
Познавать") содержит афоризмы раджа-йоги и комментарии к ним, стимулирующие
процесс мышления. Раздел "Приложения" очень богат своим содержанием и
начинается с главы "Может быть лишь одно итоговое заключение",
которая исследует понятия монизма и плюрализма в направлении шайва-сиддханты.
Затем вкратце дается освещение шиваизма и его священных линий преемственности.
Содержанием третьей части "Приложений" является мало известная в России
"Песнь Санньясина" впервые была опубликована в 1914 году. "Песнь
Санньясина" Свами Вивекананды, провозглашающая идеалы отречения, которым
следуют 3000000 современных монахов-индуистов. Затем следует глава
"Астральные цвета" и схемы, имеющие отношение к космологии, чакрам и
таттвам. Все это является итогом многолетней практики медитации.
На титульном листе каждой главы приведены выдержки из
книги "Тирумантирам" - самого древнего тамильского текста линии
преемственности Нандинатха-сампрадайи, составленного риши Тирумуларом приблизительно
за 200 лет до нашей эры. Это огромная сокровищница обширных знаний по йоге и
тантре, первая книга в серии "Тирумураи" - коллекции знаменитых
тамильских рукописей, составленных южно-индийскими святыми линии
преемственности шайва-сиддханты. 3047 стихов книги "Тирумантирам"
содержат мистическую суть раджа-йоги и сиддха-йоги, а также основополагающие
доктрины 28 Агам шайва-сиддханты, которые вместе с Ведами составляют основу
нашей духовной традиции.
Риши Тирумулар является выдающимся теологом нашей
шиваитской веры, но он был не тольком теологом. Он был сиддхом - совершенным
йогом. У его садгуру Махарши Нандинатха было 8 учеников. Махарши послал некоторых
в Китай, остальных - в другие места. Тирумулар был послан в Южную Индию, чтобы
проповедывать там монизм шайва-сиддханты и разрешить противоречие между
монизмом и плюрализмом, которое имело место даже тогда. Риши Тирумулар был
первым в цепи инициаций гуру, в результате которой я получил посвящение от
своего садгуру.
Впоследствии, следуя путем, сформировавшимся
много-много лет назад, я в течении 3 десятилетий готовил 3 своих преемников,
подходящих для этой цели. Наши священные индуистские тексты были составлены
выдающимися личностями, теми, кто посредством садханы и преданности поднялся на
высочайшую ступень духовного развития. Их осознавание принадлежит сферам
сверхсознания, которые есть в каждом человеке, но лишь немногие достигают этих
областей. Когда святые, находясь в таком состоянии, обращаются к нам, то мы
считаем, что не человек произносит эти слова, но Божественное говорит через
него. Риши Тирумулар был таким человеком. Он познал Непознаннное и держал
Истину в своих ладонях. Его слова являются божественным посланием для всего
человечества.
Взгляд
индуизма на освобождение
Книга "Слияние с Шивой" имеет прямое
отношение к вопросу "освобождения" - обретения свободы от тела,
разума и эмоций посредством единения с Божественным и полного слияния души с
Богом. Прожив множество жизней, каждая душа ищет освобождения от уз смерти,
посредством самоореализации воспринимает Божественное и, в итоге, достигает
мокши - освобождения от цикла рождений и смертей.
Религии Индии уникальными своим знанием духовной
эволюции души на протяжении множества ее инкарнаций в физическом теле.
Священные тексты говорят нам о том, что в итоге этого цикла достигается
Самореализация и, после избавления от кармы, мокша - освобождение от цикла перерождений.
Термин "мокша" происходит от корня
"муч" или "мокш", имеющего различные значения:
"терять, освобождать, избавлять, позволить потерять, позволить идти",
а также: "сберегать, позволить жить, разрешить уйти, отправить,
отпустить" и даже: "отдыхать, тратить, даровать, отдавать и открывать".
Таким образом, это слово означает "освобождение от мирского существования,
трансмиграции" или "высшее, вечное освобождение".
Мокша - это не состояние прекращения существования
души, не состояние небытия; не является она и бессознательным состоянием. Под
ней понимается совершенная свобода, неописуемое состояние единства, близости к
Божественному внутри нас самих. При достижении мокши прекращается воплощение
души в физическом теле на Земле, но это можно оценить и как начало нового этапа
(подобно окончанию университета). "Кайвалья" - еще один подходящий
термин для описания этого невыразимого словами состояния совершенной
отрешенности, свободы и единения.
Чтобы достичь этого состояния, находящегося за
пределами всех радостей и печалей, различий и разрушений, душа должна устранить
последовательно одну за другой следующие преграды: карму, которая является
"энергией причин и следствий, действий и возникающих в ответ
реакций"; майю, являющуюся "энергией проявления" и иногда
называемую иллюзией, и анаву, "энергию эгоизма", завесу
двойственности. Милостью Господа освободившись однажды от этих уз (которые не
перестают существовать, но теряют способность связывать), душа переживает
состояние нирвикальпа-самадхи. Приходит реализация вневременного,
внеформенного, внепространственного Атмана, Ататтва-парабрахмана, переживается
чувство единения, выходящего за пределы мира перемен и разнообразия.
Самореализация является естественным состоянием человека, к которому, согласно
своей природе, идет каждая душа. В то время, как конечной целью земного существования
является опыт (или же, что более точно, отсутствие такового, "неопыт")
Самореализации, его побочным продуктом выступает мокша. Эти два термина не
являются синонимами.
Хотя некоторые направления индуизма учат, что
освобождение приходит только после смерти, большинство все же придерживаются
мнения, согласно которому можно достичь совершенства еще при жизни. Существует
и соотвествующий термин - дживанмукта. О человеке, достигшем такого состояния,
говорят: "Он умер еще до прихода смерти", указывая на то, что его эго
полностью прекратило свое существование.
Однако можно реализовать Атман и, в тоже время, не
достичь состояния дживанмукты. В этом случае после смерти душа снова
возвращается в физическое тело, и уже в новом рождении легко становится дживанмуктой
благодаря добродетели, достигнутой в прошлом воплощении. Дживанмукту отличает
от неосвобожденной души то, что он полностью свободен от всех эгоистических
проявлений и привязанностей, а также постоянно находится в присутствии
всепроникающего Господа, в сияющих лучах Божественного. Такая душа обладает
также Знанием (джняной), которое проявляется в спонтанных высказываниях,
несущих Истину.
Для достижения освобождения при жизни необходимо в
каждый аспект жизнедеятельности, в каждый атом физического тела привнести
реализацию Атмана. Это происходит после многократного переживания состояния
нирвикальпа-самадхи. Используя энергию, которая приходит при выполнении садханы
и является результатом тапаса, адепт совершенствуется на духовном пути, ускоряя
свое развитие, проживая в течение одной жизни 10 (если не больше) жизней. Лишь
посредством строгого тапаса можно достичь состояния "дживанмукти",
для чего необходимо ускорить смерть астрального тела. Чтобы увеличить количество
жизненной энергии, садхака должен в совершенстве постичь искусство брахмачарьи,
йоги, пранаямы и достичь совершенства в выполнении различных садхан. Стать дживанмуктой
можно лишь под руководством живого садгуру, благодаря его милости, а также
посредством постоянных и целенаправленных усилий в йоге, поклонении,
непривязанности и очищении. Те, кто не идут путем йоги, могут получить
освобождение на пороге смерти - если вся карма отработана и в момент оставления
тела достигается реализация Атмана.
Однако после обретения освобождения душа может
сознательно, по своему желанию, выбрать новое воплощение в теле, чтобы помогать
другим на их духовном пути. Такая душа называется упадеши, и примером может служить
великодушный садгуру. Подобные души отличаются от тех, кто достиг нирваны, от
молчаливых аскетов, которые пребывают на вершинах сознания, распространяя свое
сияние на всё мирское существование. Термин "мокша" формулируется в
каждом из направлений индуизма в соответствии с их взглядами на душу и ее
взаимоотношения с Богом. Большинство индуистов верят, что после освобождения из
цикла перерождений душа существует на высших планах внутренних миров, где живут
Боги и духовно развитые личности. Некоторые направления индуизма утверждают,
что даже находясь на этих высших планах мироздания, душа продолжает свое развитие
до тех пор, пока не сливается с Богом окончательно. Другие делают акцент на
том, что высшей целью является неслиянное пребывание души в восхитительной
близости к Господу. Ниже приведены 4 различные точки зрения на этот вопрос.
Комментариев нет:
Отправить комментарий