вторник, 12 декабря 2017 г.

Хорошее здоровье и доброта

Хорошее здоровье и доброта :: Сатья Саи Баба
Глава 13 из книги «Жизнь, смерть и освобождение» (компиляция речей Бхагавана Сатья Саи 
Бабы, составленная В. Патаксил)

Хорошее здоровье и доброта

Тело – это лодка, на которой мы плывем по океану мирской жизни, его надо
 содержать в готовности к морскому путешествию. И путешественник должен быть 
сильным, уверенным и отважным.
Саи Баба



Здоровье необходимо, чтобы пребывать в этом мире и в следующем, чтобы добиться прогресса в этом и других мирах, чтобы осознать цель, ради ко­торой эта личность воплотилась в человеческой фор­ме, а именно – осознать источник, Вечный Абсолют. Чтобы достигнуть этой цели, необходимо практико­вать идеалы праведности, процветания, добродетель­ных желаний и свободы от печали с помощью здра­вого ума в здравом теле.
Любая деятельность человека зависит от той энер­гии, которую он получает от принимаемой пищи. Успех духовных дисциплин, которыми занимается духовный искатель, зависит от количества и качества принимаемой им пищи даже во время предвари­тельной подготовки, рекомендуемой Патанджали.
Самая внешняя из пяти оболочек, которые вхо­дят в Атмuческое ядро, а именно физическая оболоч­кa, влияет на все оставшиеся четыре – жизненную, ментальную, оболочку мудрости и блаженства. Фи­зическая оболочка состоит из материальной пло­ти и костей, созданных пищей, которой питается человек. После переваривания пищи наибольшая часть её выходит как испражнения. Более тонкая её часть превращается в кровь и плоть и дает поддержку телу. Самая тонкая часть направляется к уму. Отсюда сле­дует, что тенденции ума зависят от съеденной пищи. Сначала пища становится физической оболочкой. Затем она влияет на ментальную оболочку. И только после этого достигается оболочка мудрости. За ней находится оболочка блаженства. Из жидкостей, кото­рые мы потребляем, большая часть выходит как ури­на. Тонкая часть её поддерживает прану, жизненную силу. Тонкая часть пищи, которая поступает в ум, и тонкие элементы, находящиеся в жидкости, которые попадают в жизненную силу, вместе проникают в оболочку мудрости.

Пища и ум

Ум человека – это не орган, который можно определить физиологически, ни доктора, ни хирурги не могут коснуться или оперировать его. Это неося­заемый пучок решений и сомнений, желаний и по­требностей, мнений за и против. В него вплетаются желания относительно внешних предметов и чувств, которыми живёт человек. Ум спешит в погоне за внеш­ними удовольствиями и принимает форму того, что ищет. Он может также обратиться в себя в поисках внутреннего удовлетворения и внутренней радости.
Вот почему считается, что ум является инструмен­том как зависимости, так и свободы. Позвольте чув­ствам вести вас во внешний мир, и ум вас связывает. Позвольте разуму одержать верх и заглянуть в себя в поисках блаженства, и он освобождает.
Ум – это марионетка пищи, которую поглощает человек. Он настраивается так или иначе в зависимости от тонкой пищи, которая его питает. Каче­ство пищи определяет направление желаний, кото­рые переключают ментальный поток. Вот почему Гита и другие священные тексты рекомендуют чело­веку, стремящемуся к духовному, употреблять сат­твuческую пищу.
«Ум» значит «желание», «решимость» (санкальпа) в поиске чего-то. Когда То, что вне формы, пожелало обрести форму, возникла Все­ленная. Поэтому ум является созидательным прин­ципом; это майя, т. е. иллюзия, у которой возникло самое первое желание – стать «многим». Когда он кормится раджасuческой пищей – а это страсть и эмоции, желание деятельности и приключений, – он устремляется в мир, погружаясь в желания! И чело­век увязает глубоко в трясине. Когда же ум питает­ся тамасической пищей, которая притупляет, одур­манивает, заглушает рассудок и склоняет к лени, ум становится бесчувственным, инертным и бесполез­ным для того, кто стремится к духовному.

Виды «пищи»

Саттвuческая пища, по мнению некоторых, со­стоит из молока и фруктов. Но она представляет собой нечто большее. Дело не только в этом, т. к. калории, которые человек получает через рот, явля­ются лишь небольшой частью того, что он поглоща­ет. То, что он получает с помощью чувств, является частью той пищи, которая составляет его самого. Звуки, которые он слышит, картины, которые он видит, тактильные впечатления, к которым он стре­мится или от которых он страдает, воздух, которым он дышит, окружение, которое требует его внима­ния, его ощущения и выбор альтернативы – всё это «пища». Всё это значительно влияет на характер и проблемы человека.
Качество пищи определяется вибрациями, кото­рыми она заряжена, благодаря мыслительным про­цессам человека, который берёт её, готовит и подаёт. В главе 17 Гиты ясно говорится о природе и вкусах трёх типов «пищи», которую съедает человек. Сат­твическая пища стимулирует любовь, добродетель, силу, счастье и сердечность; раджасuческая пища воз­буждает, раздражает и повышает аппетит и жажду; пища, которая приносит депрессию, нарушения в орга­низме и вызывает болезни, – тамасuческая пища.
В какой компании съедается пища, место и сосу­ды, в которых она приготовлена, эмоции, волнующие разум человека, который готовит и подаёт пищу, всё это оказывает неуловимое влияние на характер и эмоции человека, который съедает эту пищу. Индий­ские мудрецы поняли это. Они положили начало мно­гочисленным «за и против»  в отношении процесса питания как различных стадий духовного прогресса.
Наши мысли умолкают, когда мы слышим звуки, достигающие наших ушей. Звуки могут передавать осуждение или похвалу, лесть или вызов, и мысли тоже отвечают на это соответствующим образом. Если в звуках заключены идеи истины, красоты или доб­ра, ум тоже ищет безмолвие истины, прелесть красо­ты и гармонии, силу доброты.
Чувства должны быть под контролем прежде все­го потому, что они производят вредные влияния, которые тревожат человека и разрушают его. Когда чувства питаются вспыхивающими потребностями и разрушительными желаниями человека, он теряет внутренний мир. Для духовного искателя – а как можно избежать этого пути? – то, что принимается внутрь, всегда должно быть безукоризненно чистым, саттвuческuм. Звуки, картины, впечатления, идеи, уроки, контакты, влияния – всё должно способство­вать благоговению, смирению, равновесию, спокой­ствию и простоте. Если впечатления раджасuческuе,ум становится легко возбудимым, мстительным, фа­натичным и угрожающим. Если впечатления тама­сuческuе, ум не сможет даже дойти до того, чтобы осознать свои собственные недостатки. Только сат­твuческая «пища» может держать ум уравновешен­ным, с полной концентрацией на Атме, которую не­обходимо созерцать, чтобы достичь мира.

Избегайте раджасuческой и тамасuческой пищи

Раджасuческая пища порождает опасные мысли. Если мы поглощаем невегетарианскую пищу, то у нас развиваются жестокие наклонности. Тот, кто практи­кует медитацию, должен воздерживаться от мяса. Все­гда следует помнить, что axuмca, т. е. ненасилие, это высшая Дхарма. Убивая животное, вы причиняете ему телесные страдания, боль, вред. Бог пребывает в каж­дом живом существе, как же можно причинять ему такие страдания? Животные появились на Земле не для того, чтобы снабжать людей пищей. Они пришли, чтобы отработать свои жизненные задачи в этом мире.
Если вы не курите, вы избегаете многих болез­ней, которые связаны с раджасuческой практикой. Вредно любое опьяняющее и возбуждающее средство, потому что оно влияет на общее развитие характера. Курение разрушает здоровье, счастье, энергию и даже привлекательность. Курение не утолит вашей жажды и не накормит голодный желудок. Оно искажает ваше лицо и портит ваши лёгкие. Оно ослабляет вас и при­носит заболевания. Контролируйте себя и не позво­ляйте друзьям, обществу или тому, что неверно на­зывается социальной традицией, заставить вас стать жертвой этой и других плохих привычек.
Пейте большое количество чистой воды, и не с пищей, а за некоторое время до и после принятия пищи.
Воздерживайтесь от пищи один день в неделю. Пейте только воду, чтобы смыть всю нечистоту. Не стремитесь пить соки и другие напитки. Что же гово­рить об этом тонко организованном человеческом теле, если даже машинам надо давать отдых: они не могут работать без отдыха вечно.
Если перед принятием пищи вы предлагаете её Богу, все недостатки в ней исчезают. Тогда пища ста­новится прасадом (священным подношением) Госпо­да, который Он дарует человеку.

Практикуйте медитацию

Уделяйте телу необходимое внимание, но не боль­ше. Обращайтесь с ним как с инструментом, исполь­зуйте его как паром. Если вы будете считать себя телом, тело станет требовать от вас больше пищи, большего её разнообразия, будет требовать внимания к внешности и физическому комфорту. Сегодня по­глощается слишком много пищи, человек может жить здоровой жизнью, употребляя гораздо меньше пищи. Следует отказаться от тех многочисленных усилий и денег, которые тратятся сегодня на угождение вкусу и внешний блеск, тогда и здоровье станет улучшать­ся. Ешьте, чтобы жить, и не верьте, что вы живёте, чтобы есть.
Есть слишком много очень вредно. Человек скло­нен переедать только потому, что вкусную пищу мож­но купить, её предлагают его вниманию. Воздух на­ходится всюду вокруг нас, но мы не вдыхаем больше, чем надо. Озеро наполнено водой, но мы пьём ровно столько, сколько надо для того, чтобы утолить жаж­ду. Но переедание стало социальным злом, модной привычкой. Желудок кричит: «Хватит!» – но язык настаивает на добавке, и человек становится беспо­мощной жертвой болезни. Он страдает от тучности, высокого давления и диабета.
Следует практиковать умеренность в пище, на­питках, сне и упражнениях. Хорошая пища, съедае­мая в умеренных количествах и через регулярные промежутки времени, – вот рекомендация. Чистая, полезная пища развивает самоконтроль и интеллект в гораздо большей степени, чем вызывающая страсти нечистая пища. Для духовных искателей чистая пища совершенно необходима. Следует быть очень внима­тельным к пище, особенно если человек идёт к Богу по крутому пути йоги.
Сон также может быть управляемым и умерен­ным; он важен так же, как работа и пища. И помните, что одежда нужна в основном как защита от жары и холода, а не ради тщеславной демонстрации ещё и за счёт здоровья. Целомудренное поведение также спо­собствует ментальному спокойствию, а это, в свою очередь, спасает вас от многих физических и мен­тальных заболеваний. Если вы переходите границы, вы упускаете возможность своего прогресса.

Человечество становится немощным

Мир – это огромная больница, и человечество приковано к кровати. Одни изнемогают от боли за­висти, других раздувает гордость, кто-то теряет сон из-за ненависти, кто-то слепнет от жадности, кого-то донимает эгоизм – у всех есть какая-то болезнь.
Было бы мудрее предотвратить заболевание, чем бегать за лекарствами, когда болезнь нагрянет и пе­рейдёт границы. Человек не придерживается превен­тивных мер, он позволяет болезни ухудшаться, и тог­да из-за страха, неуверенности и волнения состояние его действительно усугубляется.
Болезнь возникает из-за пренебрежительного отношения к самым простым правилам здоровой еды и питья, а также из-за того вреда, который причиня­ют организму дурные привычки и бессмысленные желания. Человек разрушает себя сам своей жадностью и вожделением, беспокойством и страхом; он становится лёгкой добычей неудовлетворённой жаж­ды счастливой жизни. Он не понимает источника и происхождения счастья, которое находится в нём са­мом. Он думает, что может получить его в большом количестве и быстро, бегая за миражом моды и фан­тазии, возбуждения и развлечений. Он думает, что ему поможет, если он будет плавать по бурному, свирепому потоку этого мира, но его лишь бросает из стороны в сторону, что вызывает тошноту.
По мере того как вы каждый день занимаетесь упражнениями и поглощаете тонизирующие средства, считая принятые внутрь калории и витамины, и тща­тельно следите за питательной ценностью пищи, об­ращайте внимание на впечатления, которые входят в ваш разум: ослабляют ли они вас или укрепляют, под­держивают ли они силу вашего ума в борьбе против вирусов жадности, зависти, ненависти, гордости, зло­го умысла и т. д. Питайтесь пищей добрых поступ­ков, Божественных мыслей и пейте сок любви, что­бы омыть себя и всё это переварить. Тогда вы будете светиться ментальным и физическим здоровьем.

Враги здоровья

Дурные мысли становятся причиной болезней. Волнения, страх и напряжение берут своё. Всё это идёт от жадности – жадность иметь больше вещей, власти и славы. Жадность приносит скорбь и отчая­ние. Удовлетворение может прийти только благода­ря духовному взгляду на жизнь. Следует отказаться от желания мирского. Не следует различать между «моей работой» и «работой для Бога». Вся работа должна быть поклонением. И каким бы ни было воз­награждение – это дар Бога. Это нужно для нашего же добра. Если мы разовьём такое отношение, стра­дания и боль закалят нас и будут помогать на пути к Божеству.
Удовольствие достигается через страдание. Тьма даёт нам возможность оценить свет. Смерть учит нас любить жизнь. Болезней, которые терзают человека, много, но самые тяжёлые из них – ненависть, за­висть и эгоизм. Даже доктора не могут излечить их, т. к. большинство врачей тоже страдает от них. Если человек хочет освободиться от этих болезней, следу­ет развивать невозмутимость и спокойствие.
Сейчас, как Я вижу, люди всё больше и больше беспокоятся, они волнуются о том, чего сами не по­нимают и не могут исправить или изменить. Радио, газеты и другие средства связи и информации вызы­вают столько страха и неудовлетворённости, что бес­покойства и волнения увеличиваются и ум человека ослабевает. Родители говорят о своих волнениях при детях, и дети тоже начинают переживать.
Гнев – ещё один враг здоровья. Когда вы уделяе­те чрезмерное внимание различиям, вас переполня­ют приступы ненависти, гнева, злобы и зависти. Гнев гонит кровь к мозгу, температура повышается, состав крови изменяется; токсины в больших количествах входят в кровь, что оказывает вредное влияние на нервы и становится причиной раннего старения.
Одна мать кормила своего маленького ребёнка грудью. Неожиданно она серьёзно поссорилась со сво­ими соседями и, неистово бранясь, продолжала кор­мить ребёнка. Бедный ребёнок пил отравленное ток­синами молоко матери, и когда пламя гнева погасло, мать обнаружила, что на груди лежал мёртвый ребё­нок! Желание, к которому вы слишком привязаны, вызывает гнев и его ужасные муки. Избавьтесь от него – и вы обретёте вечную молодость. Блаженство, которое проявляется с помощью Атмы,останавлива­ет возраст и избавляет от старения!
Ещё одной причиной слабого здоровья является безнравственность и низкое поведение. Не стреми­тесь слушать про ужасные и порочные истории. По­добная тенденция обнаруживает болезненный ум. То, что вы слышите, как под копирку, отпечатывается через ухо в сердце. Таким образом, человек причиня­ет себе зло тем, что потворствует этой вредной при­вычке. Люди считают, что злой человек необязатель­но должен быть больным, однако большинство бо­лезней в основе своей ментальные.
3агрязнённая атмосфера и вода наполнены вред­ными вирусами и микроорганизмами, поэтому сле­дует во что бы то ни стало остерегаться этого. Сле­дует быть бдительным в отношении четырёх видов загрязнения: загрязнения тела, которое можно уда­лить с помощью воды; загрязнения ума, которое уда­ляется с помощью правдивости; загрязнения здра­вомыслия, которое удаляется точным знанием, и загрязнения себя самого, которое удаляется стрем­лением к Богу.

Развивайте видение, а не тело

Если игнорируется тот принцип, что пища – это всего лишь лекарство от голода, человек становится рабом своего языка. Все 24 часа направлены лишь на то, чтобы потворствовать телу, предотвращать болез­ни, развивать мускулы и т. д., и не уделяется никако­го внимания Богу, обитающему в физической обо­лочке, которого следует признавать и поклоняться Ему. Весы, на которых вы стоите и гордо смотрите на свой вес, смеются над вашим глупым восторгом. Они усмехаются вашему тщеславию по поводу физи­ческих побед и предупреждают вас не слишком мно­го уделять внимания мелким достижениям. Они зна­ют, что смерть только и ждёт, чтобы схватить вас независимо от вашего веса. Развивайте видение, а не тело. Концентрируйтесь на Творце, а не на «сотво­рённом».
Конечно, следует уделять некоторое внимание телу и уходу за ним, а также преодолению мате­риальных затруднений, но всегда надо быть осмот­рительным, чтобы не попасть в ловушку, забыв о мимолётности всего этого. Постоянно возвращайте свои мысли к Атме, который является сущностью всего объективного мира, основой реальности, сто­ящей за всей этой видимостью.

Курс лечения

Пища – это лекарство от болезни голода, питьё ­- от болезни жажды, а лекарство – от болезни бхава­рагu(цикла рождения-смерти) – это Бхагаван. От болезни желания особое значение имеет джняна (ду­ховная мудрость). От болезни сомнения, отчаяния и неуверенности, которые являются профессиональны­ми болезнями духовных искателей, самое эффектив­ное лекарство – делать добро другим. От главной инфекции – страха – курс лечения – бхаджаны.
Самое главное – делайте всё как поклонение Гос­поду, не возносясь от успеха и не расстраиваясь от неудачи; это приносит равновесие и спокойствие, необходимые в плавании по океану жизни.
Когда ума человека не могут коснуться взлёты и падения в жизни и он может сохранять спокойствие при всех обстоятельствах, тогда он даже застрахован от болезней. Ментальный свод должен быть подобен небосводу, на котором не остаётся следов от полёта птиц, самолётов или облаков. Ум строит тело, делая его сильным и прекрасным, или истощает его до кожи и костей. Чтобы человек (манушья)был сильным, ум (манас) его должен быть сильным. Всегда живите как слуги Господа, который в вас, и тогда у вас не по­явится искушение греха и вы не опуститесь до поро­ка. Привыкайте жить в свете Бога. Эта привычка воз­рождает людей.
Одежда, которую носят люди, дома, в которых они живут, и местности, где они расположены, дол­жны быть опрятными и чистыми. Пища, которую они едят, должна обеспечивать их всеми необходи­мыми элементами, чтобы тело было достаточно силь­ным и могло сопротивляться болезням. Если этого будет недостаточно, здоровье можно поддерживать при условии, что тело будет чистым и священным. В атмосфере, которой дышат люди, в воде, которую они пьют, на земле, где они живут, а также в живот­ных и растениях, которые их окружают, – всюду присутствуют вредные микробы, которые могут стать причиной заболевания ума и тела, если они не об­ладают достаточной силой сопротивления и защи­ты. Для этой цели существуют упражнения, купа­ние, мытьё, чистка и т. д.
Не волнуйтесь, как это делают душевнобольные, о том или другом небольшом недомогании. Лучшее лекарство – смелость; не сдавайтесь! Важна не дол­гая жизнь. Когда жизнь продолжается и продолжает­ся, может наступить момент, когда вы начнёте мо­литься, чтобы Господь взял вас, освободил от мук. Может даже случиться, что вы будете ругать Его за то, что Он не берёт вас, а благословляет других, более счастливых людей, давая им смерть! Всегда обя­зательно думайте об успехе или неудаче в достиже­нии истинной цели жизни. И тогда вы получите столько лет жизни, сколько потребуется для испол­нения этого желания. Стремитесь, стремитесь всем сердцем, и успех будет вашим. Помните, вы обяза­тельно победите; вот почему Я призвал вас, и вы ответили на зов прийти ко Мне.
В настоящее время люди верят, что медицина цен­на только при болезни, и с исцелением её ценность исчезает. Надо изменить эту точку зрения. Медици­на должна использоваться для предотвращения бо­лезни, а не для того, чтобы поднять человека, когда он уже упал, так же как и цель Истины – жить так, чтобы больше не подвергнуться процессу рождения.

Полагайтесь на Его Благодать

Регулярные молитвы дважды в день дадут силу и отвагу, которые смогут противостоять болезни. Бла­годать Бога дарует умственное спокойствие, а отсю­да хороший сон и отдых для ума. Знайте, что вы на100 процентов зависите от Бога. Он всегда заботится о вас, спасает от трудностей и бед. Ложась спать, вы­ражайте благодарное почтение Господу за то, что Он ведёт и направляет вас в течение дня.
Верьте, что, полагаясь на Его Благодать, вы в этот же момент будете свободны от болезни. Веру, кото­рую вы возлагаете на медикаменты, направьте на Бога, верьте не в лекарства, а в Бога. Причиной болезни является скорее недостаточное питание ума, чем тела. Я называю это недостатком витамина «G» (God ­Бог). Меня поражает, сколько людей прибегает к таб­леткам и тоникам. Обращайтесь к молитве, духовным практикам, повторению Имени Бога и медитации. Это и есть витамин «G». Это те витамины, которые вам нужны; они возродят вас. Упорядоченная жизнь и привычки составляют две трети исцеления, тогда как медицина – всего лишь одну треть. Я дам вам свя­щенный пепел, и он исцелит вас.
Доктор – это Бог. Ищите Его. Полагайтесь на Него. И вы освободитесь от болезни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий