четверг, 29 ноября 2018 г.

Святые места, храмы Шивы

Кедарнатх (штат Уттаранчал)
«Здесь грешник становится святым, а святой – Богом». 
«Кедар – Величайшая Святыня, только Харидвар
может сравниться с ним по степени очищения грехов.
Человеческий ум не в состоянии описать и малой толики
тех плодов, что дарует паломничество в это место». 

Кедарнатх-мандир
Кедарнатх-мандир — один из важнейших и наиболее священных индуистских храмов Шивы. Расположен в Гималаях, в деревне Кедарнатх индийского штата Уттаранчал. Из-за суровых погодных условий, храм открыт только с апреля по ноябрь. Дороги к храму не существует и паломники идут к нему пешком 14 километров от Гаурикунда. Храм Кедарнатха является одним из двенадцати джйотирлингамов – лингамов света. Внутренние стены храма украшены фигурами различных Божеств и сценами из эпических преданий. 

История возникновения храма уходит глубоко в древность. По одной из версий его воздвиг сам Шри Вишну. По другой версии – Пандавы, которые после сражения при Курукшетре искали прощения у Шри Шивы за братоубийственную войну. Ади Шанкарачарья со своими учениками в VIII столетии отреставрировал храм, а по другой версии воздвиг его. Место самадхи Гуру Шанкарачарьи находится позади храма. Существует легенда, что именно здесь великий Шанкара, оставив свой посох, ушел из этой иллюзии, просто исчезнув в монолите скалы. Шанкара путешествовал по Индии. Большая часть его философии придерживается принципов адвайта веданты и ее веры в недвойственного Брахмана, или объединенное сознание, некоторые современные философы видят в этом заимствование от буддизма. В настоящее время равал (Rawal), который возглавляет Бадринатх и Кедарнатх, по-прежнему избирается из той же касты намбудири, керальских брахманов, к которой принадлежал и Шанкара. Среди четырех крупных центров обучения, основанных Шанкарой в четырех уголках Индии, один находился поблизости - в Джошиматхе. 

По легенде, Шива, не желавший встречаться с Пандавами, направлявшимися в Варанаси, чтобы совершить покаяние после великой битвы на Курукшетре, укрылся в Кедарнатхе. Узнав об этом, Пандавы устремились в Кедарнатх, дабы получить благословение (даршан) Шивы. Тогда он принял облик быка, пасущегося среди стада коров в долине Кедарнатха. Однако Бхима, второй из братьев Пандавов, узнал Его. Он попытался схватить быка, но тот скрылся под землей, оставив снаружи только свой горб. Шива, удовлетворённый настойчивостью Пандавов, желавших встретиться с ним, благословил их. На том самом месте, где Шива в образе быка вошел в землю, и был воздвигнут храм Кедарнатх. Его главной святыней является горб, лингам пирамидальной формы. 

По легенде, остальные части тела Шивы проявились в других местах Гарвала: Тунганатхе, Рудранатхе, Мадхьямахешваре и Калпешваре. Эти святыни вместе с Кедарнатхом именуются Панч (пять) Кедар.

Кедар, в переводе с санскрита, означает - возведенная и заводненная площадка (терраса), служащая для выращивания риса в горных районах Индии и Непала. Место, где искусственным образом создаются все условия для выращивания сельскохозяйственных культур.

Кедарнатх считается местом освобождения от дел, здесь можно получить даршан самого Господа Шивы. Как одна из святынь, посвященных Шиве, он воспет наряду с Гаурикундом, Кайлашем и непальским Индранеела Парватом еще в I тысячелении в гимнах святого тамильского поэта Сундара. Одна из легенд о Кедарнатхе гласит, что Вишну и Шива договорились жить в Гималаях по соседству, Вишну поселится в Бадринатхе, а Шива в Кедарнатхе.

Трудно представить более эффектное окружение для храма, чем Кедарнатх, который находится в 223 км на север от Ришикеша, недалеко от источника реки Мандакини, на высоте в 3583 м над уровнем моря, с возвышающимися над ним ледниками и огромными полями льда, снега и скал. Кедарнатх - "поле" (kedara), где посеяны семена мокши (освобождения) - является самым важным святилищем в Гималаях и одним из крупнейших храмов Шивы в Индии. 

Большая вьючная тропа поднимается вверх от Гаурикунда, следуя по склону холма через лес до деревни Рамбара, которая находится от него на расстоянии в 7 км и на полпути до Кедарнатха. Своими многочисленными кафе и пансионами, Рамбара отмечает окончание лесного пояса и начало зоны альпийских лугов. Завернув за угол, вы оказываетесь лицом к лицу с невероятным южным склоном горы Кедарнатх (6940 м) в конце долины, с храмовым городом, притулившимся у ее подножия и кажущимся на расстоянии почти совсем незначительным. 

Кедарнатх в летние месяцы привлекает толпы индуистских паломников (ятри). Эта территория составляет приятную перемену после скалистых и пустынных долин Западного Гархвала, с ее пышными отвесными ущельями, покрытыми безупречными террасами склонами холмов и изобилием яблоневых садов. Кедарнатх является также хорошей базой для коротких треков к прекрасным озерам Васуки Тал и Ганди Саровар.

Гаурикунд
Небольшой городок Гаурикунд, представляет собой отправной пункт трека до храма Кедарнатх. По пути в холодный Кедарнатх или при возвращении оттуда может оказаться весьма кстати купание в местных горячих источниках Тапт Кунд, к сожалению, источники содержатся в не очень хорошем состоянии. Маленький храм Гаури Деви рядом с водоемом посвящен Парвати.

Прямые автобусы от Ришикеша следуют до самого Гаурикунда, но большинство приезжих прибывают на местных автобусах и такси от более крупного автобусного терминала в Гупткаши, в 29 км ниже. Сюда прибывают рейсы из Рудрапраяга, расположенного в 109 км на юг от оживленной главной магистрали Ришикеш - Джошиматх - Бадринатх, и Гопешвара, в 138 км на юго-восток.

Из числа недорогих отелей в самом Гаурикунде можно назвать большой серый ашрам Бхарат Сева и пансион Vijay Tourist Lodge, который находится на главной базарной улице и в котором имеются простые и чистые номера. В гостинице Annapurna напротив имеются большие покрытые коврами двухместные номера с солнечными балконами и общие спальни. Приземистая гостиница GMVN Tourist Centre располагает более дорогими, но уютными двухместными номерами и дешевыми общими спальнями. Ресторан Gauri's Grand производит культурный шок, с MTV, пропускаемым через звуковую систему, однако он комфортабельный и чистый, с разнообразным обширным меню, которое включает даже такие редкости как вегетарианские бургеры. 

Еда в кафе вдоль главной улицы Кедарнатха незатейливая и дорогая, так как все продукты приходится привозить из долины на лошадях. В столовой, которой управляет храмовый комитет, Шри Бадринатх Кедарнатх Манди Самити, расположенной позади храма, подают обеды, ужины и картофельные лепешки (алу паратха). Она является также хорошим местом, через которое можно связаться с горным проводником, если вы планируете поход до Васуки Тал и перевала Кхатлинг. 

Кедарнатх: город и треки
Кедарнатх сам по себе не очень привлекательный город, в разгар паломнического сезона (май, июнь и сентябрь) он почти невыносим. Это серое неинтересное место, состоящее из центральной магистрали, протянувшейся на 500 м между храмом и мостом, вдоль которой выстроились пансионы и дхармашалы, паломнические магазины и административные офисы. Однако само мощное воздействие расположения города обычно сметает все негативные впечатления, а кроме того, отсюда всегда можно уйти, чтобы обследовать невероятно прекрасные высокогорные окрестности.

Утоптанная тропа, начинающаяся рядом с главным мостом перед городом, пересекает Мандакини слева от долины и заканчивается в 4 км не доходя до ледника. У его края расположено озеро Чорабари Тал, известное в настоящее время под названием Ганди Саровар, так как здесь была развеяна часть пепла Махатмы Ганди. Недалеко, примерно в 800 м перед озером, находится исток реки Мандакини, которая соединяется в Рудрапраяге с Алаканандой. Обе реки являются составными частями Ганги, которая в лице Богини Ганги разделила себя на несколько потоков, чтобы не повредить своей мощью Землю. 

На востоке от города хорошо заметная тропа ведет по диагонали вверх по склону холма к молитвенным флагам, которые отмечают местоположение маленького святилища, посвященного грозной эманации Шиве - Бхайраве. Скала, известная под названием Бхайрава Джхамп, находится где-то поблизости; до того момента, когда в девятнадцатом веке британцы запретили эту практику, фанатичные паломники прыгали с нее разбиваясь насмерть в надежде обрести мгновенное освобождение.

Интересной экскурсийей Кедарнатха является девятикилометровый трек к озеру Васуки Тал (4328 м). От гостиницы Tourist Bungalow ведет зигзагами четко обозначенная вьючная тропа, с которой хорошо виден Кедарнатх, она тянется вверх по холму примерно на 1 км, прежде чем минует неровную каменистую осыпь у гребня и немного спускается к Васуки Тал.

Манасаровар (Тибет, Китай)
Озеро Манасаровар (по-тибетски означает "Победоносное озеро"). В индийском эпосе Рамаяна (V век до н. э.), озеро Манасаровар уже упоминается как озеро Манаса. Озеро Манасаровар располагается на высоте 4557 м над уровнем моря, в 20 км от священной горы Кайлас и является одним из самых высоких озёр мира. Площадь озера составляет около 520 км², глубина — до 82 м. Расстояние до Лхасы – 950 км.

Долина, в которой находится озеро, ограничена с юга Большими Гималаями, а с севера — хребтом Кайлас. Немного западнее озера Манасаровар расположено озеро Ракшас Тал (Лханга Цо или Лангак). Их соединяет естественная протока Ганга-Чу длиной 10 км, по которой в многоводные периоды идёт сток воды в озеро Ракшас Тал. Редкая, незабываемая красота озера и величественный пустынный пейзаж вызывают благоговейный трепет у паломников, пришедших совершить ятру (кору) и принять омовение в его священных водах. Недалеко от озера находятся истоки священных рек Сатледж (Шатадру), Инд (Синдху), Карнали (Гхагхра), питающая Гангу, и Брахмапутра (Ярлунг Цангпо). Зимой и вплоть до самого лета пресные воды озера Манасаровар скованы льдом. 

Индийские паломники совершают ятру (обход священного места по часовой стрелке) и принимают в нём омовение вот уже более 2000 лет. По существующим правилам, прежде чем совершить Кайлас - ятру, пилигриму необходимо принять омовение в Манасароваре. Согласно индийской теологии, Манасаровар является центром Вселенной наряду со священной горой Кайлас. Озеро было сотворено из ума прародителя Брахмы. На санскрите "манас" означает ум, "саровара" — озеро. Говорится, что на рассвете в период времени, известный как Брахма Мухурта, дэвы (боги) спускаются с небес, чтобы принять омовение в его священных водах. По этой причине Манасаровар так же называют озером Богов. 

Волнующаяся поверхность озера Манасаровар считается символом активной, проявленной энергии Шивы, его Шакти. Эта творческая (женская) энергия ассоциируется с Богиней-Матерью, супругой Шивы.

Манасаровар — обитель чистоты и любой, кто прикоснётся к его водам, достигнет райских миров. Любой, кто омоется и выпьет воду из озера достигнет небес Шивы и очистится от своих грехов за сотни перерождений. По тибетским повериям, озеро Манасаровар — это врата духов, связывающие наш физический мир с миром потусторонним. Буддисты ассоциируют озеро с легендарным озером Анаватапта, где, по легенде, королева Майа зачала Будду. 

В тантрическом буддизме два озера (Манасаровар и Ракшас Тал) ассоциируются с соединёнными солнцем и луной — символом могущества. С оккультной точки зрения, озеро богов Манасаровар противопоставляется демоническому Ракшас Талу. Воды Манасаровара — живая вода, всегда прозрачны, чисты и свежи, обладают непередаваемым бирюзово-лазурным небесным цветом. Его берега населены дикими гусями и другими птицами, тогда как "озеро ракшасов", или Ракшас Тал, — мёртвая вода солоновато на вкус, мутно, лишено водорослей, рыб и источает запах застоявшейся воды. Манасаровар имеет круглую форму сравнимую с Солнцем, источником света. Ракшас Тал, напротив, вытянуто, чем напоминает Луну, символ ночи и тьмы.

Согласно одной из легенд, это озёра Мёртвой и Живой воды. Существует и определённый ритуал для тех туристов, которые идут далее на Кайлас. Согласно ему, необходимо сначала окунуться в мёртвую воду Ракшас Тал. При этом, образно погибает вся Ваша, потрёпанная временем жизни плоть и тело превращается в голый скелет. Затем нужно искупаться в Манасароваре, который даст Вам новую, молодую и абсолютно здоровую плоть. Точно такие же трансформации произойдут при этом обряде и с Вашими духовно-энергетическими телами.

Согласно древней легенде, озеро Ракшас Тал было сотворено асуром Раваной, царём Ланки. На одном из его островов Равана, желая обрести невероятную мощь, поклонялся Всевышнему, совершая тяжелейшие аскезы. Ежедневно он приносил в жертву одну из своих десяти голов. На десятый день к нему явился сам Господь Шива, удовлетворённый подвижничеством и настойчивостью асуры, и одарил его сверхъестественным могуществом.

Между 1949 и 1980 годами этот регион был зарыт для паломников из других стран и ни один чужеземец не мог ступить на эти земли, однако после 1980-х он снова становится частью паломнических маршрутов.

Одно из древних преданий повествует. Однажды Шива и Парвати медитировали на берегу озера Манасаровар. Находясь в состоянии блаженства, Шива пообещал исполнить любую просьбу Парвати. Парвати попросила передать ей знание йоги. Шива согласился, но с условием, что никто другой не сможет подслушать сакральное знание дарующее трансформацию и освобождение. Местность была пустынна и только давно обветрившийся скелет рыбы лежал на берегу озера. Во время передачи знания Парвати стало скучно и она заснула. Заметив это Шива пришёл в смятение, так как кто-то его внимательно слушал от начала и до конца и даже задавал вопросы. Сила знания йоги оживила маленькую рыбку и она с огромным вниманием выслушала учение. Шива превратил рыбку (матсья) в великого йогина Матсьендранатха (король-рыба). Матсьендранатх и его последователи известны как Натха йогины, они обладают магией над природой, сиддхи (сверх силами) и живут сотни лет.

На берегу Манасаровара, на вершине скалистого холма расположен монастырь Чиу, обращённый к сапфирно-синим водам озера. В монастыре находятся божества Сакьямуни (Сакья Тхукпа) и Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче). В ясный день с крыши монастыря открывается ошеломляющий вид священного озера Манасаровар и величественной горы Кайлас.

Далее по дороге ятры встречаются развалины монастыря Черкип. От Черкипа дорога ведёт к монастырю Лангбона, от которого идёт небольшая тропинка в долину Гьюма. Восточнее монастыря Лангбона расположено поселение Хор Кю — административный центр этой территории. Дорога, идущая от Хор Кю к следующему монастырю Сералунг, ютится между водами озера и отвесной скалой. Во время Культурной Революции некоторые из религиозных предметов монастыря были выброшены в озеро Манасаровар. В 1980-х монастырь был восстановлен. От монастыря Сералунг дорога ведёт к руинам монастыря Ернго. В часе ходьбы от Ернго находится монастырь Труго, от которого дорога ведёт к красивому монастырю Госсул. Он известен как место медитации Гоцангпы, основателя ордена Кагьюпа.

Пашупатинатх (Непал)
Пашупатинатх — крупный храмовый комплекс индуизма, расположенном на реке Багмати на восточной окраине Катманду, столицы Непала. Пашупатинатх считается самым важным в мире святым храмом Шивы (Пашупати, владыки живых существ). Каждый день к Пашупатинатху сходятся тысячи паломников со всего мира, преимущественно из Непала и Индии. Местные жители также почитают Пашупатинатх, множество непальцев каждый день посещают этот храм ранним утром и получают благословение Шивы. Храмовый комплекс является излюбленным место, где собираются садху — странствующие йоги.

Это место почитается с незапамятных времен, а стоящий в храме лингам считается нерукотворным и появился из земли он сам собой. Существует легенда о том, как корова одного из местных жителей убегала от него и выливала все свое молоко на землю в месте, где скрывался этот лингам. Хозяин проследил за ней и так нашел это чудо.

Другая легенда говорит о том, что Шива превратился в оленя, чтобы наслаждаться лесом в этих местах. Другие боги обнаружили его и схватили за рог, но Шива вырвался, а рог отломился и превратился в лингам. 

Современный храм построен в IX веке, на месте более ранних. Бык Шивы перед храмом на 300 лет старше, а каменный лингам еще старее. На территории комплекса вы найдете и более древние памятники, например статую Будды VII века, или лингам V века, который находится на террасах восточного берега реки.

На западном берегу реки стоят основные храмы, в большой храмовый двор вход закрыт для неиндусов, но комплекс хорошо просматривается с другого берега реки, и можно наблюдать погребальные церемонии. Вдоль реки расположены постаменты для погребальных костров. У храмов — дом ожидающих смерти, куда приходят старики, и живут там последние недели под присмотром астрологов, точно определяющих момент их смерти. К северу от моста сжигают представителей высших каст, специальный постамент — для членов королевского рода. К югу от моста — постаменты для низких каст. Погребальный ритуал довольно сложен, правильное его исполнение способствует хорошему перерождению в следующей реинкарнации. После сожжения прах пускают вниз по реке. В Багмати, как в Ганге, купаются для ритуального очищения. Там же омывают мёртвых перед погребением. По реке пускают вещи, которые ниже вылавливают йоги.

На другой стороне реки — 11 маленьких храмов Шивы с лингамами, за которыми стоят галереи шиваистских лингамов и йони. Всего в комплексе 108 лингамов. По ступеням поднимаешься в обезьяний парк, где сотни обезьян прыгают и висят на ветках. Пашупати — покровитель животных, поэтому обезьянам уютно у храмов комплекса. В глубине парка на холме — Гокарнатский храм, охраняемый полицией, запрещающей туристам отступать от тропы вправо и влево, далее к реке за поворотом — большой комплекс Гухъешвари (храм влагалища, куда ходят мужчины. У лингамов молятся обычно женщины), а в другую сторону храм Вишварут. 

При входе в парк на террасах сидят садху (йоги). Шиваистские садху — обычно с горизонтальными линиями на лбу, носят трезубец в руках. Садху не стремятся к лучшим перерождениям, а стремятся постичь высшие миры. Их не сжигают на кострах, как других. Они обычно одеты в чистую одежду броско-оранжевого цвета. Одни демонстрируют асаны и собирают деньги с туристов, другие спокойно слушают магнитофон с шиваистскими гимнами, третьи дымят наркотическим куревом и летают в астрале.

Напротив террас — площадка, где обычно сидит Милхи-баба, святой старец, питающийся только молоком. Над ним — табличка на английском языке «Здесь сидит великий святой Милхи-баба» с краткой биографией.

Рядом с Пашупатинатхом находится приют, организованный Матерью Терезой, в котором получают еду нищие и бездомные. При приюте несколько шикар — индийских храмов в виде свечек.

В феврале-марте празднуется Маха-Шиваратри — ночь Шивы, в это время здесь собираются десятки тысяч верующих на праздничные церемонии. Это День Рождения Шивы, или праздник свадьбы Шивы и Парвати, он связан с приближением весны. В эту ночь люди зажигают множество костров на всех улицах Катманду, постятся и не спят до утра. В ноябре-декабре, в зависимости от фазы луны, здесь проводится фестиваль Бала Чатурдаши. Это также ночь бодрствования, во время которой люди, собравшиеся у храма, жгут множество масляных ламп, а утром спускаются омыться к реке. После этого выполняется ритуал рассыпания семи видов зерна вокруг храма.

В Пашупатинатх находится на восточной окраине Катманду, такси из Тамеля стоит около 200 рупий в один конец. Такси довозит до начала торговой улицы, откуда за 2 минуты можно дойти до ворот. Для иностранцев продают билеты.


Рамешварам (Тамил-Наду)
Рамешварам — один из семи сакральных городов Индии (Айодхья, Варанаси, Рамешварам, Курукшетра, Матхура, Дварака, Канчипурам) и наиболее значимый центр паломничества в южной Индии, расположен в 163 км на юго-восток от Мадурая. Название города переводится с санскрита как «Место бога Рамы». Этот город находится на одноимённом острове в заливе Маннар. С материком остров соединяется мостом имени Индиры Ганди. 

По древним преданиям Рама в этом месте построил мост на Шри-Ланку, чтобы спасти свою супругу Ситу, похищенную демоном Раваной — повелителем ракшасов. Здесь же он совершал поклонение Шиве для очищения от греха убийства брахмана, так как Равана, являясь сыном мудреца Вишраваса и братом Куверы, по рождению считался брахманом. 

В этом священном месте в храме Раманатхасвами находится один из 12 Джьотирлингамов Шивы, который, согласно истории, был установлен самим Рамой после его возвращения со Шри-Ланки. Желая совершить поклонение Шиве, чтобы искупить грех убийства Раваны, Рама отправил Ханумана на Кайлас за лингамом. Но Хануман опаздывал к благоприятному сроку. Тогда Сита сделала лингам из песка. Это — Рамнатха Лингам, которому поклоняются в храме. Вернувшись, Хануман очень рассердился, что его старания были напрасными. Рама, не желая расстраивать своего преданного, установил и второй лингам, известный как Вишва Лингам. С тех пор в этом месте поклоняются двум Шивалингамам.

Рамешварам является местом, особо чтимым как поклонниками Шивы, так и поклонниками Вишну. В том месте, согласно Рамаяне, Рама – воплощение бога Вишну поклонялся Шиве.

Центральная часть храма Раманатхасвами была построена Чолами в двенадцатом веке, чтобы вместить два глубоко почитаемых шивалингама, связанных с Рамаяной. В настоящее время лингамы помещаются во внутренней части Рамалингешвары, обычно закрытой для неиндусов. Значительная часть храма, куда можно входить, была построена в начале XVII века, когда в храм поступали щедрые дары от раджей Сетхупатхи из Раманатхапурама. 

Храм протянулся на 264 м с востока на запад и на 200 м с севера на юг, с тремя пракарами, двумя большими гопурами и еще двумя незаконченными, повернутыми на Восток в сторону моря.  В храме находится бесчисленное множество.

У главного (восточного) входа расположена огромная гопура из 9 ярусов высотой 38.4 м.  За входом следует коридор длиной 196 м и шириной 120 м, который признан одним из высочайших достижений индуистской архитектуры.  Около 4 тысяч колонн выстроились вдоль коридора, каждая из которых 3.7 м в высоту расположена на 1.5-метровом постаменте.  

Здесь находятся двадцать две тиртхамы или купальни, в которых паломники принимают омовение перед тем, как увидеть божества. Эти тиртхамы носят названия различных богов и богинь. Самые большие из них — Махалакшми, Савитри, Гаятри, Агни, Каватча и Шанкха. Отсюда группы мокрых паломников, большинство из которых полностью одеты, переходящих от одного водоема к другому, чтобы их окатил ведром воды служитель храма. Каждый водоем обладает особыми благими свойствами: Рама Вимосана Тиртха освобождает от долгов, Сукрива Тиртха наделяет “совершенной мудростью” и помогает достичь Surya Loka - царства Солнца, а Драупади Тиртха гарантирует женщинам долгую жизнь и “любовь супругов”.

Неподалёку от храма Раманатхасвами находится храм Агни Тиртхам. Здесь Рама принял очистительное омовение после убийства Раваны. Паломники приходят сюда, чтобы совершить омовение и шраддху — обряд поминовения усопших предков.

В трёх километрах от Рамешварам расположен храм Гандамадана Парватам, в котором находятся отпечатки стоп Рамы. Храм расположился на небольшом холме — самой высокой точке острова. Говорится, что это тот самый холм, который был перенесён Хануманом из Гималаев. Отсюда открывается восхитительный вид на прибрежный пейзаж. Паломники приходят сюда на заре и в сумерки. Храм открыт ежедневно с 6:00 до 18:30 с перерывом с 15:30 до 18:30. В некоторые дни здесь проходят церемонии после пуджи в 5:30 утра в храме Раманатхасвами, которые побуждают паломников подниматься на холм, чтобы продолжить свое поклонение.

На расстоянии нескольких километрах на восток от города, по направлению к старой рыбачьей деревне Дханушкоди, в тихой песчаной роще в 200 м от главной дороги, расположен маленький Храм Намбунайяги Амман Кали, который привлекает людей, стремящихся излечиться от недуга. Внутри баньяна рядом с храмом находится алтарь, посвященный духу Ретаталай - “двухглавому”. Части одежды привязаны к ветвям дерева, свидетельствуя о благодарности за такие благодеяния, как беременность после периода бесплодия и избавление от семейной вражды. 

В восемнадцати километрах юго-восточнее Рамешварама находится город Дханушкоди. Примечательным местом в Дханушкоди является Мост Рамы (официальное название Adam Bridge), представляющий из себя отмель, протянувшуюся на 33 километра до Шри-Ланки. Странное название "Адамов Мост" закрепилось в период господства мусульман, считавших, что по этим отмелям Адам был изгнан из рая, располагавшегося на острове Шри-Ланка. Согласно летописям, мост был пешеходным вплоть до конца XV века н. э., когда он был разрушен цунами, вызванным мощным землетрясением. По истории, описанной в Рамаяне, он был построен Рамой вместе с армией обезьян для переправы на Шри-Ланку.

Примерно в десяти километрах перед Дханушкоди находится храм Котхандарасвами. Это единственное строение, устоявшее после циклона в 1964 г., который разрушил Дханушкоди. По легенде, именно здесь Вибхишана, брат Раваны сдался Раме. 

Главные праздники, которые отмечаются в Рамешварам — это Тиру Кальяна, божественная свадьба Шивы и Парвати в феврале-марте и Праздник Колесниц, где божества на огромных колесницах провозят вдоль улиц в праздничном шествии в июле-августе.

Один из приятных отелей - гестхауз Махарадж, который имеет по периметру небольшой балкон, с видом на храм. Находится в 5 минутах езды на рикше от остановки автобусов.
Еда в Рамешварам только южно-индийская. Покушать можно в ресторане отеля Тамил, работает только с утра и вечером, и других местах.


Сомнатх (Гуджарат)
Сомнатх — небольшой городок на побережье Аравийского моря, расположенный в 300 км от Ахмедабада. Здесь расположен храм Сомнатхешвар, в котором находится один из двенадцати Джйотирлингамов Шивы.

По легенде, бог луны Сома возгордился своей красотой и был проклят Дакшей. Из-за этого проклятия Сома стал уменьшаться. Тогда он начал молиться Шиве и получил благословление, в результате которого проклятие было частично снято. На этом месте Сома, в честь которого город Сомнатх (Соманатх) и получил своё название, воздвиг золотой храм в честь Шивы. После того, как храм был разрушен, Равана построил его из серебра, Кришна из дерева, а Бхима из камня. Сомнатхешвар был одним из самым богатых индуистских храмов и в 1024 году был разграблен мусульманским правителем Газни Махмудом. Газни Махмуд разрушил храм, но Сомнатхешвар вновь восставал из руин после этого и других разрушений в 1297 и 1394 годах. От храма XIII века сохранились ворота ограды, ныне известные как Джунагадхские ворота. В XVIII веке Сомнатхешвар разрушил последний Великий Могол Аурангзеб. 

В последний раз храм был восстановлен в 1950 году. Инициатором восстановления храма был выдающийся политический деятель Валлабхабхаи Сардар Патель. Индийцы утверждают, что была воспроизведена форма древнейшего из 7 некогда существовавших здесь храмов и что работа производилась с учетом результатов археологических раскопок. 

Службы в храме проходят в 7:00, 12:00 и 19:00. Для неиндустов вход в храм Сомнатхешвар сейчас разрешен. Запрещено проносить фото, видео, мобильные. На входе два полицейских и металлоискатель.

К северу от Сомнатхешвара находится Сурадж Мандир — храм Солнца. Это древний храм, украшенный фигурами львов и слонов.

Между Веравалом и Сомнатхом находится Бхалка Тиртх — обладающее особой святостью место, где Кришна был ошибочно принят за оленя и смертельно ранен стрелой.

Напротив автобусной станции находится отель Mayuram. Комнаты не очень уютные, но выдают мыло и полотенца, чай и талли можно заказать прямо в номер. В отеле Shri Somnath Guest House есть простые дешевые комнаты.

Из Сомнатха можно уехать в Джунагадх, Диу и другие прибрежные города Гуджарата. Есть ночные слипер басы в Ахмедабад (время в пути 9 часов) и Мумбай.


Танджавур (Тамил-Наду)
Танджавур — административный центр одноимённого округа в индийском штате Тамил-Наду, расположен в 170 км к югу от Пондичерри, в 55 км к востоку от Тричи, в 350 км от Ченная. Город находится в устье священной реки Кавери, этот район называют рисовой чашей Тамил-Наду. Танджавур является довольно небольшим городком, по состоянию на 2001 год численность населения 216 тысяч жителей.

Танджавуру принадлежит видная роль в истории Южной Индии. С IX по XI вв. он служил столицей державы Чола. О этой давней эпохе напоминает гранитный храм Брихадишвара. Много веков назад великие правители этой династии, построили здесь земляную плотину под названием Великий Аникут, которая направляет воду по сети оросительных каналов. Считается, что жители Танджавура — прирожденные музыканты и танцоры, а также математики Когда-то в городе жили богатые землевладельцы, у которых было достаточно времени для занятий искусством. Они проводили досуг за обсуждением тонкостей раг (ладово мелодическое построение индийской музыки), слушали певцов и музыкантов. Город славился и своими музыкальными инструментами, в частности трубой нагасварам, на которой играли во время свадебных церемоний и храмовых ритуалов. В Танджавуре возник и бхарат-натьям — классический индийский танец. 

В штате Карнатака выращивается большая часть индийского кофе. Но считается, что кофе начали разводить в Тамил-Наду, в частности в Танджавуре. Этот кофе не похож ни на какие другие сорта, он обладает неповторимым изысканным ароматом. Существует особый способ его приготовления и заваренный кофе напоминает по цвету сандаловую пасту. В современном Танджавуре развиты ковроткачество и ювелирное дело.

Храм Брихадишвар - это величественный комплекс, посвященный Шиве. Огромную башню высотой 66 м, венчает гранитная глыба весом 80 тонн. Перед святилищем Шивы находится статуя Нанди из черного гранита. Каменная скульптура на фасаде главного храма свидетельствует о высоком мастерстве резчиков; интересна хорошо сохранившаяся живопись. В алтарной частит стоит гигантский шивалингам размером около 8 метров, а многочисленные более мелкие лингамы располагаются в нишах коридора. Стены алтарного помещения покрыты фресками, изображающими свадьбу Шивы и Парвати, а также танцевальные позы. Нерешенными остаются вопросы о доставки строительного материала, рядом нет мест, где можно добывать гранит для строительства. Также неизвестно, как удалось установить на огромной высоте, 80-ти тонную плиту. Ценность этому храму придает его сильная энергетика, она сохранилась до сих пор несмотря на то, что это во многом туристическое место. Рядом с главным храмом расположен небольшой храм Субраманьяму (сыну Шивы). Необычайная тонкость линий, очень живые, точные и выразительные фигуры богов на боковых стенах храма, все это производило впечатление. Внутри, в качестве объекта поклонения, находится красивая статуя Субраманьяма с павлином.

По периметру стены храмового комплекса, с внутренней стороны установлены 250 лингамов, а на самих стенах можно видеть остатки росписей, изображающие истории из жизни богов. Территория храмового комплекса, в отличии от самих храмов, пребывает в не очень хорошем состоянии по причине нахождения там куч песка и стройматериалов. Храм открыт для посещения ежедневно с 6.00 до 20.00, перерыв с 13.00 до 15.00.

Другой достопримечательностью Танджавура является дворец Раджи. Для осмотра открыто несколько частей дворца, есть небольшая экспозиция вещей времен последнего и предыдущих раджей, и кроме того интересная выставка древних рукописей на пальмовых листьях и книг. Экспозиция личных вещей совсем не впечатлила, тапочки и шапочки все выцветшие как и остальные вещи. Зал приема (Durbar hall), интересен великолепием росписи, там можно зайти на место трона и посмотреть на мир с точки зрения раджи. Выставка книг и рукописей впечатляет особенно миниатюрными рисунками и иллюстрациями к Ригведе. Эти иллюстрации очень тонкой работы и сделаны необычайно красочно и очень красиво, настоящее искусство высшей пробы. Они очень хорошо сохранились, несмотря на то что им несколько столетий.

Галерея искусств расположена в покоях Раджи. Здесь собрана коллекция бронзовых и каменных статуй эпохи династии Чола. Это статуи богов, поэтому музей напоминает храм. Вокруг многих чувствуется энергетика проведенных пудж. Глядя на некоторые бронзовые статуэтки просто не понимаешь, как это вообще возможно так отлить в бронзе, чтобы Божество выглядело настолько живым, с такими легкими, воздушными и выразительными линиями. Ценителям искусства есть на что посмотреть и чем восхитится. Непрятным моментом явялется то, что все эти невероятные шедевры содержатся в пыли, на некоторых даже паутина, стены в залах обшарпаны.

В Танджавуре можно остановиться в отеле Ramnath, он расположен около автостанции. Новый и очень чистый отель. Минусом является то, что некоторые комнаты очень маленькие и за окном сильно гудят автобусы. Отель PL.A Residency расположен в метрах 300 направо от железнодорожного вокзала. Неплохой отель с лифтом и чистыми холлами. Комнаты просторные, хотя и не очень новые. Есть подземная стоянка, куда можно спуститься на лифте прямо со своего этажа и вполне приличный по качеству и обстановке ресторан. Напротив есть супермаркет. 

Возле автостанции есть неплохой чистый ресторан индийской еды. На самом деле их там несколько, можно выбрать на вкус. Хорошим выбором будет ресторан Sathar's , расположенный немного дальше от автостанции по Гандиджи роад. Там большие порции, качественная еда и очень недорого. Время работы с 12:00 до 23:30.
 


Чидамбарам (Тамил-Наду)
Чидамбарам — город в Тамил-Наду, одно из самых сакральных мест Индии, постоянно посещаемый паломниками. Это старинный храмовой город, расположенный в 150 километрах к югу от Ченная и в 60 км к югу от Пондичерри. Имя Чидамбарам также носит находящийся здесь знаменитый храм. С ним связаны имена таких популярных в Южной Индии святых, как Маниккавасагар и Тирумулар. Чидамбалам - значит «Город бога космического танца». Первое упоминание о нем датируется VI веком до нашей эры, но как утверждают мифы, построен он был намного раньше в честь Бога Шивы, танцующего свой космический танец. Танец Шивы имеет особый сакральный символ: в 108 движениях этого танца заключается информация о законах бытия. Храм Чидамбарам посвящен космосу, и Натараджа своим танцем символизирует его единство. Это-то и воплотили древние создатели Чидамбарама. 

В южной Индии находится 5 храмов, символизирующих стихии: земле, воде огню, воздуху, эфиру (акаше). храмовый комплекс Чидамбарам посвящен самой тонкой стихии — Акаше, которая пронизывает всю вселенную и в которой, как утверждает древнейшая ведическая традиция, заключена энергия Творения всего на свете. Поэтому, каждая деталь храма открывает посвященному самую суть природы вещей. Крышу храма поддерживают 64 деревянные балки, она состоит из 21600 черепиц, которые удерживаются 72000 тысячами гвоздей. Деревянные балки символизируют 64 вида искусства, именно столько их есть. Количество черепиц обозначает число вдохов, отпущенных человеку на время его жизни, а число гвоздей соотносится с ритмом человеческого сердца. Как известно идеальный пульс 72 удара в минуту.

Золотые ноги Шивы и его бриллиантовая диадема — не единственное сокровище храма. За долгие годы храм накопил немало ценностей. Его одаривали императоры династии Чолов, ему подносили драгоценности местные раджи. Индийские купцы Ост-Индской компании отсчитывали ему золотые монеты, английские губернаторы щедро оформляли храму владельческие права на земли и целые деревни. Поэтому крыша главного святилища храма сверкает чистым листовым золотом, а статуи богов украшены жемчугом, алмазами, рубинами и изумрудами. Триста лет назад раджа Рамнатха подарил храму невиданные зеленые рубины. До сих пор никто так и не смог их оценить. Говорят, что храм владеет ценностями на миллион рупий. Главной достопримечательностью храма является фигура танцующего Шивы, вырезанная из единого куска сиреневого рубина.

По одной из легенд, на месте где сейчас находится Чидамбарам, стоял лес Тиллай и покровительницей этих мест была богиня Кали. Здесь же находился самопроявленный лингам (божество Шивы), которому поклонялись два святых мудреца – Патанджали (чье тело было наполовину человеческим и наполовину змеиным) и Вьяграпада (тоже весьма необычного вида – с человеческим телом с тигриными лапами). Шива явился в лес Тиллай, чтобы станцевать для двух своих великих преданных. Само собой, Кали не понравилось, что кто-то вторгся в ее владения, и она вызвала Шиву на танцевальный поединок. Проигравший должен был покинуть лес. И судью подобрали компетентного – им стал сам Вишну. Оба танцора все не уступали друг другу в мастерстве, пока вдруг Шива не выдал коронное «па» с ногой, закинутой к голове. Тут Кали вынуждена была признать, что соперник перетанцевал ее, и покинула лес. Кстати, о бывшей покровительнице этих мест напоминает еще один храм в Чидамбараме - Тиллай Амман, посвященный как раз таки Кали. Богиня предстает на алтаре трехликой. Храм небольшой, но древний и намоленный.

Четыре прямые улицы ведут к храму Чидамбарам. Вдоль улиц тянутся лавки, где продают все необходимое для ритуала. Через ворота, увенчанные башнями, можно войти во двор храма, где чистота, простор и тишина настраивают на торжественный лад. Этот храм раскинулся на площади более 43 акров земли, окруженной четырьмя большими улицами, и строился различными правителями в разные периоды времени. Четыре импозантных башни, взмывающие в небо, зовут к себе людей со всех сторон. Они имеют округленную форму и поднимаются на высоту более 40,5 метра. Каждая из них имеет 7 этажей. Входы в них одинаково огромны — каждый высотой 12 метров. Западная и южная башни относятся к периоду Маравармана Куласекхара Пандьи в XIII веке. Восточная башня тоже принадлежит к XIII веку. Он был построен королем Виджаянагара Кришнадевараей. На обеих сторонах башень изображены скульптуры во всех 108 позициях индийского храмового танца бхарат натьям. Некоторые из крупных скульптур изумительно красивы. На западной башне изображены Шанмукха, сражающийся с Таракой, Дурга в битве, Вишну на своем излюбленном Гаруде и Кальянасундара. На восточной башне можно видеть танцующего Шиву, Сомасканду, Гангадхару, Дакшинамуртхи и Гаджанатаку. На южной башне запечатлен Камадева в разных позах.

На северной стороне храмового комплекса находится огромный водный резервуар Шиваганга. Верующие считают, что его воды имеют целительные свойства. Говорят, что король Паллавов Симхаварман, прибывший сюда в паломничество, искупался в этом резервуаре и был излечен от тяжелой болезни. На стенах коридоров, окружающих резервуар, начертаны гимны, воспевающие космический танец Шивы. На северо — востоке находится зал со ста колоннами, но им уже не пользуются. Можно войти в храм через восточные или западные ворота. С восточной стороны в храм ведет 21 ступенька, и можно пройти прямо в храм до санктума санкторума, где стоит образ Натраджа в позе ананда тхандавам (танце блаженства). Девять золотых каласов (горшков) образуют шпиль крыши, лежащей на 64 деревянных балках. Девять каласов представляют составные части вселенной: трех актеров — время, пространство и причину; трех гун — саттву, раджас и тамас; и три функции — созидание, сохранение и разрушение. Направо от танцующего Шивы находится ниша, закрытая занавесом. Здесь нет образа; а есть только гирлянда золотых листьев вилва. Здесь Шива представлен как не имеющий формы. Это секрет чита (мудрости) и амбарама (пространства, или атмосферы), которые вместе образуют город космического танца — Чидамбарам.

В храме, помимо святилища Шивы Натараджа, присутствует также множество святилищ других богов: богов девяти планет, Субраманьи, Парвати (храм 12 века, очень красивое и спокойное место, прямо-таки дышащее любовью – ведь Парвати в этом храме предстает как Шивакамасундари; в этом храме сохранились росписи на потолке 17 века), Нанди (быка Шивы), огромного Ганеши (одного из самых больших по размеру божеств во всей Индии), Говиндараджа или Вишну (большое божество Вишну возлежит на многоглавом змее – Ананта Шеша; алтарь Вишну находится рядышком с алтарем Натараджа, уникальность ситуации в том, что этот храм Натараджа – шиваитский храм – входит в число 108 вишнуитских святынь Индии). Здесь же в храме находится и тот самый самопроявленный Шива-лингам, которому издревле поклонялись на этом месте. И здесь же находится один из лингамов пяти стихий – Акаша линга – лингам Эфира (акаша) или Пространства, откуда и появились четыре другие стихии. Этот лингам Эфира невидим, он известен под именем Рахасья – тайный и находится за покрывалом слева от божества Натараджа. Само божество Натараджа сделано из сплава пяти металлов. В двух руках (из всех своих четырех) он держит барабан сотворения и пламя разрушения.

Помимо главного храма, имеется много и других малых храмов. Каждую пятницу вечером Натараджа выносят в паланкине «погулять». Процессия освещается факелами и вооружается трезубцами – непременным атрибутом Шивы. В храме в течение года празднуют два главных фестиваля – один в мае-июне, другой в декабре-январе. Оба длятся по десять дней и завершаются ритуальным омовением (абхишекой) божеств Натараджа и Шивакамасундари в тысячеколонной зале Раджа Сабха. Главное религиозное и культурное событие года в Чидамбараме – ежегодный фестиваль танца Натьянджали, начало которого приходится на праздник Маха Шиваратри.

Главный храм Чидамбарама - Sabhanayaka Nataraja mandir открыт для посещения с 4 утра до половины первого дня и с четырех часов дня до десяти часов вечера. 

Отели в Чидамбаране просты и предназначены в основном для индийских пилигримов. Почти все они находятся рядом с храмом. Самый лучший отель Saradharam  находится рядом с автобусной станцией. Отель Akshaya находится в 100 метрах от западного входа на East Car Street. В отеле хороший ресторан южно-индийской кухни, через дорогу от отеля – несколько кондитерских. 

Железнодорожный вокзал Чидамбарама расположен в 2 км от центра. Автобусная станция находится в 1 км от западной стены храма. Local bus в Ченнай идет около 7 часов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий