четверг, 29 ноября 2018 г.

Места поклонения Шиве

Амарнатх (Джамму и Кашмир)
В 145 км от Шринагара, в высокогорной долине на высоте 4175 метров находится знаменитое место паломничества — священная пещера Амарнатх. Её высота составляет примерно 45 метров, а ширина — 27 метров. Здесь находится ледяной Шивалингам — главный объект поклонения, меняющий свой размер в зависимости от сезона года и фаз луны: на растущую луну он увеличивается, достигая максимальной высоты 2 метра, а на убывающую луну уменьшается. В пещере также есть четыре ледовых образования, похожие на статуи божеств. Самое большое считается Шивой в образе владыки бессмертия Амарнатха, слева Ганеша, а справа Парвати и Бхайрава.

Говорят, что когда-то мусульманский пастух Бхута Малик встретил садху, который дал ему полный мешок угля. Дойдя до дома, пастух с удивлением обнаружил, что мешок был полон золотых монет. Он бросился назад, чтобы поблагодарить садху. Но не найдя святого, Бхута Малик обнаружил на месте их встречи пещеру. Он рассказал всем об открытии. И вскоре паломники стали приходить к этому святому месту.

Одна из легенд, связанных с пещерой гласит. Однажды Парвати попросила Шиву раскрыть ей секрет бессмертия. Он стал искать место, где никто не сможет услышать его и выбрал пещеру Амарнатх. Шива начал повествование. Пара голубей подслушала этот разговор и узнала секрет вечной жизни. Перерождаясь снова и снова, голуби превратили пещеру в свое постоянное жилище. С тех пор существует поверье, что человек, увидевший в этом святом месте пару голубей, обретёт счастье.

Пещера поражает своими огромными размерами. Одновременно здесь могут поместиться более сотни человек. При входе в пещеру находится каменный лингам Шивы в виде колонны, покоящийся на йони, женском символе. Основная реликвия Амарнатха - ледяной лингам Шивы. Это по существу, сталагмит естественного происхождения.

Пик паломничества приходится на июль-август во время лунного месяца шраван. За сезон Амарнатх посещают около полумиллиона человек, хотя путь к пещере нелегкий. Считается, что в путь к Амарнатху отправляются только индуисты. Однако среди паломников встречаются и сикхи в тюрбанах. Да и погонщики на индуистов не похожи: в чалмах, с бородами, окрашенными охрой, типичные кашмирские мусульмане. Самый популярный путь - это пешком или на мулах из Пахалгама - 45 км, или из Чанданвари - 35 км. Паломничество занимает 3-5 дней. До Чанданвари можно добраться на автобусе их Пахалгама. Можно нанять мула на весь путь туда-обратно. Вас также могут пронести на паланкине несколько носильщиков. Арендовать мулов и паланкины лучше в Чанданвари. Обращайтесь за информацией в турист-офис в Пахалгаме.

Условия проживания и питания у Амарнатха спартанские, в специальных палаточных лагерях. Для посещения Амарнатха может потребоваться специальное разрешение (пермит).

Внимание! Во время паломничества возможны нападения исламских боевиков на паломников. В 2000 году от их рук погибло 30 человек. Также есть опасность ухудшения погоды, в августе 1996 года от снежной бури погибло 250 паломников.


Аруначала
Аруначала — священный холм в городе Тируваннамалай в штате Тамил-Наду. Город находится на расстоянии 180 км от Ченная и 100 км от Пондичери. Это одно из пяти основных мест паломничества в Индии для последователей шиваизма. У подножия холма Аруначала, который считается неотличным от самого Шивы, расположен храм Аруначалешвары. Ежегодно, в месяц картигай (октябрь-ноябрь) по тамильскому календарю, здесь проходит пышный фестиваль огней «Картигай-дипам», в ходе которого на вершине холма зажигается гигантский огонь. У подножия холма также находится ашрам индийского гуру Раманы Махарши.
Добраться до Тируваннамалая можно с автовокзала Ченная, автобус отправляется каждые полчаса. Продолжительность поездки составляет 5 часов и стоит около 60 рупий.
Самое раннее упоминание Аруначалы можно обнаружить в «Риг-веде». Описывается, что между творцом Вселенной Брахмой и её хранителем Вишну произошёл спор о превосходстве. Чтобы как-то остановить хаос, возникший в результате этого спора, Шива принял форму гигантского столпа света, а затем превратился в гору Аруначалы. Детальное описание Аруначалы даётся Вьясой в Махешвара-канде «Сканда-пураны».
Аруначала и ее окрестности – идеальное место для всех интересующихся недвойственностью. Поистине это Мекка адвайты. Сюда стекаются искатели со всего мира. Многие учителя недвойственности проводят здесь сатсанги, особенно в период с ноября по февраль.
На юго-восточном склоне холма находится пещера, в которой в период с 1899 по 1916 год жил Рамана Махарши. Сейчас здесь располагается Раманашрам. Присутствие Раманы до сих пор очень мощно ощущается на территории его ашрама, особенно сильно в зале его самадхи. Океан покоя, разлитый всюду – там так легко это ощутить! Если Вы хотите пожить в ашраме, то нужно выслать заявку по электронной почте ashram@ramana-maharshi.org, лучше более чем за 3 месяца до предполагаемого визита. Там далеко не роскошно, но тихо, спокойно, чисто, предоставляется отдельная комната. Кормят 3 раза в день вполне сносно. Можно сказать, идеальное место для духовного искателя. Там нет фиксированной платы – действует система пожертвований.
Через дорогу от ашрама слева и справа в глубине вдоль улочек есть небольшие отели и частные дома, где можно дешево снять комнату. Обычно это стоит 3,5 – 4 доллара за ночь. Там относительно тихо – останавливаться ближе к центру города не советуем - слишком шумно и, как правило, нет противомоскитных сеток на окнах, да и сильно дороже. Недалеко от ашрама есть несколько кафешек – все очень дешевые, не в ущерб качеству.
Храмовый комплекс Аруначалешвар, построенный в XI веке, окружен четырмя величественные башнями-воротами. Восточный гопурам (башня), известный как Раджа-гопурам — самый большой и имеет 13 этажей при общей высоте 66 м. Несколько башен меньшего размера находятся при входе в храмовые святилища Ганеши, Муругана и Нанди. Далее к западу расположены святилища Шивы и Парвати, известные под именами Аруначалешвар и Уннамулаиямман. Крышу центрального зала, где установлен Шива-лингам, поддерживает тысяча колонн. Это один из самых больших храмовых комплексов в Индии, занимающий площадь 10 гектар. Там сохранилась атмосфера древности, когда такие храмы были центром жизни.
Храмовый комплекс открыт с 6 до 22 часов с перерывом с 13 до 17.30. Здесь, в отличие от многих других храмов, можно получить благословение браминов — европейцев допускают к участию в огненном ритуале.



Бхубанешвар (Орисса)
Бхубанешвар — город в Индии, в районе дельты Маханади, административный центр штата Орисса. На 2001 год население составляет 647 тыс. жителей. В 262 г. до н.э. император Ашока одержал крупную победу возле города, но, поражённый кровавым зрелищем, принял буддизм. Был столицей одного из древних государств. В окрестностях много археологических памятников. Рынок риса. Бхубанешвар означает мир богов (бхубан означает мир, а ишвар — бог).

Из-за многочисленных храмов, датируемых VIII—XIII веками, Бхубанешвар известен как Город Храмов. Здесь четко прослеживается североиндийский стиль храмовой архитектуры, который развивался в Ориссе на протяжении веков при покровительстве разных династий. В старой части города из 7 тысяч храмов, окружавших священный пруд Бинду Сагар, согласно легендам получающего воду из всех священных рек Индии, сохранилось более 450 (это в десять раз больше, чем сохранилось церквей в Москве.): Парашурамешвара (VIII век), Муктешвара (около 950 года), Лингараджа (около 1000 года, высотой около 55 м), Ориссы. Самый крупный и значительный из них — храм Лингараджа в честь Бога Шивы (1014). Вообразите себе, что в Москве в пределах Садового кольца, вдруг оказалось пятьсот храмов, многие из которых по размерам не уступают храму Василия Блаженного.Другие известные храмы — Вайтал Мандир, посвященный Чамунде (Шримати Калидеви), в котором совершается тантрическое поклонение, Сиддхешвар и Кедаргаури. Ежегодно в апреле в храме проходит фестиваль колесниц, называемый Ашокаштами.

Индуистский храм - это не одно здание, а несколько, от двух до четырех соединенных между собой основных зданий и нескольких различных небольших пристроек. Но воспринимаются они как отдельные элементы единого ансамбля. Все индуистские храмы этого периода выстроены из блоков камня, имеющего розоватый или, чаще всего, желтоватый оттенок. Со временем, правда, они сильно потемнели и стали коричневыми. Чем старее храм, тем он темнее. Старые храмы, как правило, невысокие от -10 до 20 метров - а построенные позже - гораздо выше. Камень, из которого построены храмы достаточно мягкий, поскольку все они сверху донизу покрыты резьбой. Каждый квадратный сантиметр стены украшен растительным орнаментом, изображениями птиц, змей, животных, людей. на верхней части храмов скульптурные изображения могут достигать огромных размеров - до десяти метров, и поэтому они очень хорошо видны даже снизу. Можно часами ходить вокруг лишь одного храма, рассматривая всю эту красоту.

Правда, ходить надо осторожно, не забывая поглядывать время от времени себе под ноги. На земле много камней, остатков обвалившихся храмовых сооружений. Там ютятся змеи. Змей в Индии не убивают, с древних времен здесь распространен культ змей. Змеи являются хранителями морей, рек, водоемов, колодцев. Они обитают в подводных дворцах, где охраняют подводные богатства. Все индусы почитают тысячеголового змея Шешу, на котором покоится Вишну на дне мирового океана. Вишну чаще всего и изображается сидящим на кобре, которая служит ему ложем. Змеи же стерегут вход в любое помещение, они охраняют двери и поэтому их часто изображают на входах в храмы.

Большинство храмов закрыто для неиндуистов. Общественные здания и современные жилые кварталы нового города выстроены в 1948—1956 годах по проекту архитектора Ле Корбюзье.

Храм Лингараджа. Одним из красивейших храмов является знаменитый храм Владыки трех миров Шивы Трибхубанешвара (XI век), откуда и пошло название города. Величие храма отражено в 55-метровой шикхаре с удивительным художественным скульптурным убранством. Фигуры женщин и животных, фризы с изображением процессий полны грации и пышности. В большом внутреннем дворе храма более 100 святынь. Изображение льва, стоящего на задних лапах перед подступающим слоном является символом царской власти. К северу отсюда расположен священный водоём Биндусагар. Считается, что тут находится вода их всех священных рек Индии. Ежедневно сюда приносят главное божество из храма Лингарадж для ритуального омовения. Храм Лингараджа по праву можно назвать жемчужиной индуистской архитектуры. Он очень величественен и в то же время изящен. В комплекс храма входит около 150 различных сооружений. Особенно много на территории этого храма скульптурных изображений лингама, сделанных из того же камня, что и храмы или отлитых из металла.

Храм Парашурамешвар посвящен одной из инкарнаций Вишну и украшен изображениями танцоров, музыкантов и мифологических животных. На наружных стенах святилища изображены божества Ганеша и его брат Картикея, восседающий на павлине. Парашумешвар - один из старейших храмов Бхубанешвара, построенный в седьмом веке до нашей эры. Он потрясающе сохранился, даже скульптуры и барельефы на его стенах. Этот храм, с его простым прямоугольным залом для собраний, простой ступенчатой крышей и приземистой башней в форме пчелиного улья, олицетворяет господствующий в Ориссе стиль конца VII века. Кроме самого качества наружной скульптуры храма, Парашумарешвара замечателен также тем, что отображает произошедший в то время переход от буддизма к индуизму. 

Храм Вайталдеул необычен мрачностью резного интерьера. Ранее здесь проводились тантрические ритуалы, в том числе с человеческими жертвоприношениями. Главное божество – устрашающая, восьмирукая Чамунда (форма Дурги) с гирляндой черепов, восседающая на мертвеце с шакалом и совой по сторонам. Храм был построен примерно в 800 годы в стиле, отличном от всех современных ему зданий Бхубанешвара, с множеством заимствований от более ранних буддийских сооружений. Вайталдеул отличают несколько образцов чрезвычайно искусной резьбы по камню. Среди панелей с изображениями индуистских божеств, покрывающих внешние стены, можно кое-где встретить примеры ранней индийской эротической скульптуры. 

Храм Муктешвар является одной из жемчужин храмовой архитектуры Ориссы, примечателен искусной скульптурой и элегантными пропорциями. Его красивые ворота декорированы томно склонившимися женскими фигурами, в них видна каждая деталь причёски и украшений. Уникальным представляется потолок с декорированной резьбой в виде лотоса с восемью лепестками. Свет в проникает через решетчатые окна в виде кристаллов. Муктешвара была построена через двести лет после храма Парашумарешвар и представляет новый, более сложный стиль, который возник в Бхубанешваре. Самой поразительной чертой является скульптура из песчаника. Напротив главного входа стоит декоративная торана (ворота), которую венчают две женские фигуры в положении полулежа - шедевр Муктешвары. Оскалившиеся львы и карлики, обрамляющие окна со стороны портика, очень красивы. 

Храм Раджарани. Название храма относится к особому песчанику rajarania (желто-розовому), используемому при строительстве храма. Если смотреть с дальнего конца хорошо орошаемого сада, в котором стоит храм, самой необычной чертой здания представляются очертания его деула с последовательными выступающими ярусами, образующими изящную восемнадцатиметровую башню. Подойдя ближе, вы сможете различить множество скульптурных фигур, которыми славится Раджарани. Лучшие из них расположены вокруг башни, примерно в 3 м от земли. Стражи восьми направлений являются божествами, которые защищают главный алтарь. Окруженные своими средствами передвижения и атрибутами, они составляют разительный контраст ленивым и соблазнительным позам восхитительных женских фигурок, расположенных между ними.

От Раджрани нужно пройти некоторое расстояние вверх по Tankapani Road до поворота к Брахмешвара Мандир, который находится в 500 м справа. В отличие от большинства его соседей, в храме Брахмешвара XI век, все еще находится живое божество, на что указывает вымпел шафранового цвета, развевающийся над святилищем. Пройдя через ворота в высокой стене, которой огорожен храм, вы окажетесь перед маленьким, задрапированным тканью изображением Лакшми. Кроме того, вы увидите здесь фигуры дикпала по углам, а также свирепую Чамунду на западном фасаде (изображенную стоящей на трупе с трезубцем и отделенной от туловища головой в руках). Изогнувшиеся девы любуются собой в зеркалах, непринужденно отвечают на ухаживания своих супругов. Надпись, в настоящее время утерянная, свидетельствовала, что некая царица Ковалавати однажды пожертвовала этому храму “много красивых женщин”. К сожалению, жрецы храма не склонны позволять не индустам входить внутрь весьма колоритного святилища на даршан, или, чтобы взглянуть на шивалингам. Там стоит величественная статуя Нанди, быка Шивы.

Зоопарк Нанданканан. Зоопарк и ботанический сад известны белыми тиграми, пантерами и гавиалами. В лесном зоопарке животные находятся в естественной для них обстановке.

В пятнадцати минутах езды на авторикше от центра города, в окрестностях Бхубанешвара, находятся пещеры Удайгири и Кхандагири. Двойные холмы Удайгири (Гора Восхода) и Кхандагири (Сломанная гора) испещрены жилищами монахов джайнов I век до н.э. Из 18 пещер Удайгири особенно впечатляет Ранигупха, или пещера Царицы с пышными экспрессивными скульптурными фризами, изображающими танцующих и музицирующих женщин, монархов, слонов и обезьян. Известна также Малая слоновья пещера, с шестью великолепными слонами при входе. В Ганешгумхе есть сценка, где женщина скачет на слоне, пока воины в юбках пытаются её схватить. В Тигровой пещере, фронтон напоминает голову тигра с открытой пастью. В Кхайнагири находятся 15 джайнских пещер с резьбой. Здесь особенно интересна Пешера Ананты с фигурами двух змеев и богиней Лакшми в бассейне с лотосом, омываемой двумя слонами. Большинство пещер низкие, в них нельзя выпрямиться. Это отражает практику самоподавления и аскетизма, которой должны были следовать монахи. Пещеры до сих пор привлекают садху, которые собираются сюда ежегодно для медитаций.

РатнагириУдайгири и Лалитгири – это буддистские места, где на холмах имеется ряд скальных скульптур будд и бодхисатв. В Ратнагири в VII-XI веках находился крупный буддийский университет и монастырь, заслуживает внимания красивая четырех метровая статуя медитирующего Будды, вход украшен превосходной резьбой.

Пипли - селение ремесленников, расположенное в 20 км на юг, создающие красочные аппликации на тканях. Здесь изготавливают затейливые зонтики, покрывала, одежду и сумки с декоративными этническими орнаментами, а также покровы для храмовых божеств.

Каттак. Интересна восточная часть города с множеством ювелирных лавочек мастеров серебряного дела на базаре Балу и Найсарак. Поблизости на Джайл Роуд представлен огромный ассортимент изделий ручной работы из тканей, резные предметы из рога и живопись. В этом же районе зеленеют купола мечети Кадам Расула, обладающей резным следом пророка Мухаммеда на круглом камне.



Варанаси (Уттар-Прадеш)
Варанаси старше истории, старше традиции, старше
чем легенды и выглядит вдвое старше, чем всё это вместе.
Марк Твен
Варанаси — (буквально «между двух рек»), один из семи священных городов Индии. Возникший около VII века до н. э., он упоминается в древних священных писаниях, таких как "Вамана Пурана", "Махабхарата", буддистских текстах. Каши (Варанаси) — древняя столица одноимённого государства, которую приблизительно с X века стали именовать Бенаресом. Город имеет протяженность около 8 км, раскинувшись амфитеатром на левом берегу Ганга, который в этом месте образует небольшую бухту и имеет ширину, изменяющуюся по временам года от 550 до 850 м при глубине от 25 до 30 м. Для большинства индусов этот город всегда имел особое значение. Здесь переплелись прошлое и настоящее, вечность и бренность. Миллионы паломников со всех концов Индии круглый год посещают этот сакральный город. Варанаси считается наиболее благоприятным местом для "оставления тела". Считается, что душа человека, умершего в Варанаси получает освобождение (мокшу) и больше не перевоплощается, покинув колесо Сансары. Варанаси теперь, как и в старину, служит центром брахманской учёности и науки. Местные пандиты по-прежнему считаются первыми авторитетами во всех религиозных вопросах.
Считается, что город Варанаси — первый город на Земле, построенный ещё богами. Согласно индуистским эпосам, с этого места началось сотворение вселенной. Позже боги жили в Варанаси вместе с людьми, затем Они ушли в Гималаи. Это любимый город как Брахмы, так и Шивы. Как всё было на самом деле — точно неизвестно. Факт тот, что город этот очень древний, и это очень сильно чувствуется. Согласно археологическим данным, это старейший город из числа непрерывно населённых. Глядя на гхаты (набережные) Варанаси, ощущаешь саму вечность и Шиву, повелителя времени.
Жизнь и деятельность в Варанаси вращается вокруг священной реки. Город оживает перед рассветом, когда тысячи паломников спускаются к Ганге и ждут восхода солнца. Некоторые приходят группами, кто-то в одиночку, ожидая момента, когда погружение в священные воды очистит их и смоет их грехи. Постепенно поднимается солнце, туман над рекой рассеивается и появляются очертания великолепных зданий. Вскоре после восхода солнца Варанаси превращается в большой амфитеатр. Утренняя атмосфера наполняется голосами брахманов, читающих священные тексты. Появляются лодочники, продавцы цветов, торговцы сладостями и безделушками. Вокруг бродят священные быки и коровы.
Город служит сосредоточием поклонения Шиве, посвященных этому божеству храмов насчитывается в городе более 1000. Во всех этих храмах главным предметом почитания служат стоячие лингамы из камня. Посвященные Шиве быки свободно бегают по всем городским улицам, между тем как во многих храмах Дурги почти на каждом шагу встречаются прыгающие обезьяны, которых там воспитывают и холят. Из храмов, принадлежащих секте Джайна, замечательны по своей архитектуре в особенности храм Ман-Мандиль, или дом Мандиль-Синга, который в 1680 г. был обращен в обсерваторию и снабжен великолепными, сохранившимися до сих пор астрономическими инструментами, равно как Джайн-Мандиль, или храм Джайны, впрочем, приходящие уже в разрушение. В числе находящихся в Варанаси трёхсот мечетей одна их самых величественных — мечеть Ауренг-Зеба, построенная недалеко от берега Ганга, на месте разрушенного индусского храма, с тремя куполами и двумя минаретами.
Многие богатые и знатные индусы временно или в последние годы своей жизни поселяются в Бенаресе, где некоторые из них и умирают. Любимыми местами прогулок жителей служат каменные лестницы (гхаты), идущие от набережной к Гангу. Чтобы умереть около Ганга, лежащие при смерти больные приказывают нести себя на эти лестницы, на которых происходит сожжение трупов. Считается, что если человек умрет здесь, его душа больше не будет перевоплощаться,он выйдет из колеса Сансары. Варанаси сейчас, как и в старину, служит центром браминской учёности и науки, хотя в новейшее время все более и более вступает в состязание с Бенаресом Калькутта, особенно в деле изучения языков. Бенаресские пандиты по-прежнему считаются первыми авторитетами во всех религиозных вопросах. Из множества учебных заведений наиболее замечательны индусская коллегия и учрежденная в 1792 году Санскритская коллегия. В первой из них преподаются чтение, письмо и счисление, индусские законы, священная литература индусов на санскритском языке и астрономия. В другой преподается английский язык, английская история и литература, санскритский язык, языки индусский и персидский, равно как математика, политическая экономия и проч. Бенарес, кроме того, служит средоточием цветущей промышленности и имеет важное торговое значение. В торговле приобрели известность изготовляемые здесь украшения из драгоценных металлов, золотые и серебряные ткани, бархат, шелковые и бумажные материи. Сюда привозится для продажи все, что Индия и сопредельные с нею страны производят ценного в области искусства и труда, равно как все естественные продукты вместе со всевозможными произведениями английской промышленности. Бенарес весьма древний город, которому ещё в санскритских стихотворениях дается название Кази, то есть блестящий, и считается древнейшею школой браминов. В 1193 году он был завоеван гуридом Кутб-эд-дином и в 1529 году присоединен Бабером к империи Дели. При падении последней в начале XVII века князь газипурский стал повелителем города, в 1775 году Бенарес подчинился владычеству Англо-ост-индской компании, которая в 1781 году сменила его и присоединила город с его округом к своим владениям.
Храм Вишванатх был возведён в честь Шивы. Этот храм является самым священным в Варанаси. Изначальный храм был разрушен имератором Мугхалом, но впоследствии был восстановлен Рани Ахалья Баи в XVIII веке. Золотая обшивка купола была сделана в XIX веке. Храм посвящен одному из 12-Джьотирлингамов Шивы. Древнее предание гласит о споре между тремя Богами: Брахмой, Вишну и Шивой о том, кто из них Верховный Бог. Господь Шива превратился в столб света — Джьотирлингам. Ни Брахма, ни Вишну не смогли обнаружить начало и конец Лингама. Признав своё поражение, они поклонились ему, выразив своё почтение.
К сожалению вход для европейцев запрещён, но храм и даже алтарную часть можно осмотреть с площадки, которая приподнята над стеной храма.
Храм Аннапурна расположен рядом с храмом Вишванатх. Он посвящен Аннапурне — Богине плодородия и процветания, которая является воплощением Парвати — супруги Шивы. Считается, что люди, поклоняющиеся Ей в этом храме, никогда не будут страдать от голода. В храме установлены два Божества. Одно из золота, которому поклоняются в очень торжественных случаях, один раз в год. Другое Божество из латуни, ему поклоняются каждый день.
Храм Тулси Манас посвящен Господу Раме. Он построен на месте, где Госвами Тулсидас составил эпос "Рам Чарит Манас", который даёт нам подробное описание жизни Господа Рамы. Храм был построен в 1964 году.
Храм Дурги был основан в XVIII веке бенгальской махарани. Этот храм известен среди иностранных путешественников под названием храм Обезьян из-за обитающих в нем этих агрессивных и раздражительных животных, стоит на обнесенной стеной территории в 4 км на юг от Годаулии, недалеко от Ази-гхата. Он был построен в типичном североиндийском стиле, с нарядной шикхарой, состоящей из пяти символизирующих стихии сегментов и поддерживаемой чудесными резными колоннами. Весь ансамбль лучше всего виден из-за Дурга кунда - соседнего с храмом водоема. Наполненный первобытной атмосферой, он посвящен Дурге, грозной форме супруги Шивы Парвати, а также воплощению шакти, или женской энергии. Рогатина во внутреннем дворике используется во время празднеств для обезглавливания жертвенных коз. Иностранцам разрешен вход только во двор храма.
Гхаты, места для совершения ритуального омовения, являются одной из самых интересных достопримечательностей Варанаси. Здесь их более ста — мест, где к водам вечной Ганги можно спуститься по специальным ступеням. Самый лучший способ осмотреть гхаты - это двигаться по направлению с юга на север на лодке или пешком.
У расположенного у слияния Аси и Ганги Аси-гхата с глинистыми берегом паломники сначала купаются, перед тем как идти молиться к огромному лингаму под деревом пипал. Следующим посещают лингам Азисангамешвара - "Владыки Слияния Ази", который находится в маленьком мраморном храме прямо у гхата. Согласно традиции, паломники продолжают путь к Лоларка Кунд, "Дрожащему Солнцу", прямоугольному водоему, который стоит на 15 м ниже уровня земли и к которому ведет крутая лестница. В настоящее время почти заброшенный, кроме периода ярмарки Лоларка Мела (август - сентябрь), когда тысячи паломников приходят, чтобы умилостивить богов и помолиться о рождении сына, Лоларка Кунд является одной из самых древних точек Варанаси, одним из двух сохранившихся мест, связанных с культом солнца и с древними корнями, от которых произошел индуизм. Выровненный по двенадцати солнечным делениям (adityas), которые предшествуют всем великим божествам современного индуизма, он привлекал купальщиков еще во времена Будды.
Значительная часть соседнего Тулси-гхата - первоначально называемого Лоларка-гхат, но переименованного в честь поэта Тулси Даса, который жил неподалеку в 16 в. - рассыпалась. Если продолжить путь на север, мимо Шивала-гхата, у Хануман-гхата расположен новый храм, построенный большой южно-индийской общиной, посещающей этот гхат. Считающийся многими местом рождения вишнуитского святого 15 в., Валлабхи, благодаря которому во многом оформилось почитание Кришны, этот гхат также связан с поразительным образом Руру, одной из форм пса Бхайравы - свирепой ранней формы Шивы.
Названный по имени легендарного короля, который отказался от целого королевства в припадке самоотречения, Харишчандра-гхат является одним из двух гхатов Варанаси, где проходят кремации, легко узнать по дыму погребальных костров.
Расположенный далее на север Кедара-гхат паломники, совершающие Панчатиртхи Ятру, игнорируют. Над его лестницей стоит храм из красно-белого пятнистого песчаника, в котором находится лингам Кедарешвара - выход черной скалы с белой прожилкой. Мифологически связанная с Кедарнатом в Гималаях, Кедара и ее гхат превращаются в гудящий улей во время священного месяца шравана (июль-август) в период дождей.
Расположенный в северном направлении вдоль реки Чауки-гхат отличает огромное дерево, под которым расположились маленькие каменные алтари, посвященные нагам, божествам в образе водяных змей, а у Дхоби-гхата (Прачечного), который ни с чем невозможно спутать, мужчины-прачки до сих пор ритмично полощут одежду. За более мелкими гхатами, такими как Манасаровара-гхат, названным по имени священного озера в Тибете, и Нарада-гхат в честь божественного музыканта и святого, лежит Чаумсатхи-гхат, от которого внушительная каменная лестница ведет вверх к маленькому храму Чаумсатхи (шестидесяти четырех) Йогинь. Изображения Кали и Дурги в его внутреннем святилище свидетельствуют о времени, когда великие богини стали пониматься как единое воплощение целого ряда предшествующих им женских божественных существ. Над гхатами здесь возвышается сказочный песчаниковый хавели (особняк), принадлежавший Пешва Амрита Рао, построенный в 1807 году и в настоящее время используемый для религиозных церемоний, а иногда в качестве концертной аудитории.
Дашашвамедха-гхат, второй и самый оживленный из пяти тиртха на маршруте Панчатиртхи Ятры, лежит за простым зданием с плоской крышей, в котором находится святилище Шиталы. Чрезвычайно популярное даже в дождливый сезон, когда верующим приходится брести к нему по воде или нанимать лодку, Шитала выражает одновременно как благоприятный, так и недоброжелательный аспекты божества - облегчение и помощь, а также болезни. Дашашвамедха является самым популярным и доступным гхатом для омовений, с целым рядом жрецов, сидящих на деревянных платформах под бамбуковыми зонтиками, массажистов, усердно предлагающих свои услуги, и лодочников, толпящихся в ожидании клиентов. Название гхата, десять жертвоприношений коня, происходит от сложной серии жертв, совершенных тут благодаря терпению царя Диводаса. Шива и Парвати были уверены, что решимость правителя ослабеет и ему придется покинуть Каши, таким образом позволив им вернуться в свой город. Однако жертвы были столь совершенными, что Брахма установил здесь лингам Брахмешвара. С того времени Дашашвамедха стал одним из самых прославленных тиртха на земле, где паломники, просто искупавшись, могут стяжать приобретенные посредством огромной жертвы блага.
Ман Мандир-гхат известен прежде всего благодаря своей величественной обсерватории XVIII века, украшенной резными оконными рамами и построенной для махараджи Джайпура. Паломники почитают важный соседний лингам Сомешвары, бога луны, расположенный перед Трипурабхайрави-гхатом и Мир-гхатом, а также новым храмом Вишванатха, построенным консервативными брахманами, которые утверждали, что главный лингам Вишванатха стал нечистым, когда в 1956 г. в святилище вошли хариджаны (неприкасаемые). У Мир-гхата также есть алтарь Вишалакши, "Большеглазой богини", расположенный на важном месте (pitha), отмечающем точку падения одной из частей расчлененного тела Шакти, когда его уносил пораженный горем Шива. Здесь также находится Дхарма Купа (Dharma Kupa), "Колодец Дхармы", окруженный второстепенными святилищами, возле которого стоит также лингам Дхармеша, где, как говорят, Яма, бог смерти, получил власть над всеми мертвыми мира - кроме тех, которые умирают здесь, в Варанаси.
Сразу на севере расположен Лалита-гхат, известный своим святилищем Ганга Кешава, посвященным Вишну, а также непальским храмом, типичным деревянным храмом в стиле Катманду, в котором находится изображение Пашупатешвары - воплощения Шивы в Пашупатинатхе, в долине Катманду, и небольшая коллекция образцов эротической резьбы.
К северу от Лалита-гхата лежит главная площадка для кремации Варанаси - Маникарника-гхат. Такие места обычно считаются неблагоприятными и находятся на окраинах городов, но весь этот город Шивы рассматривается как Махашмашана - Великая территория кремации тела всей Вселенной. Этот гхат постоянно наводняют погребальные процессии, а также домы, неприкасаемые стражи, занятые облегчением последних минут тех, кто настолько счастлив, чтобы умереть здесь. Возможность увидеть столь публично кремируемые тела всегда привлекала и завораживала приезжих, но фотографирование является строжайшим табу; даже если у вас просто увидят камеру, это может быть истолковано как намерение снимать и вызвать враждебность.
Расположенный в центре пяти тиртха, Маникарника-гхат символизирует одновременно творение и разрушение, воплощенные в противопоставлении священного колодца Маникарника Кунд, который выкопал Вишну во времена творения, и горячей, насыщенной пеплом песчаной площадки для кремации, где кончается само время. Согласно индуистской мифологии, создание Маникарника Кунд предваряло появление Ганги, и его источник лежит далеко в Гималаях. Вишну, согласно повелению Шивы, вырезал кунд с помощью своего диска и наполнил его потом, выделившимся от его усилий при сотворении мира. Когда Шива затрепетал от восторга, в водоем упала его серьга, которая в качестве Маникарники - "Драгоценной Серьги" - стала первой в мире титрхой. Каждый год, после того как воды реки спадают и на дне водоема затвердевают аллювиальные осадки, кунд выкапывают снова. Его окрестности чистят и расписывают яркими народными картинами с изображением главной богини - Маникарни Деви.
На севере рядом с Маникарникой расположен живописный Скиндия-гхат с его опрокинутым храмом Шивы, частично поглощенным рекой, который упал в результате воздействия самого веса комплекса гхата примерно 150 лет назад. Над гхатом, среди густой путаницы улиц района, называемого Сиддха Кшетра (Поле Исполнения), находятся несколько самых значительных святилищ Варанаси. Вирешвара, бог всех героев, особенно почитается при молитве о ниспослании сына; бог огня – Агни, предположительно родился здесь.
За Лакшманбала-гхатом, с прекрасными открывающимися с него видами реки, лежит один из самых драматичных и противоречивых гхатов - Панчаганга-гхат, над которым возвышается самое большое в Варанаси здание на берегу реки - Великая Мечеть Аламгир, известная под местным названием Бени Мадхав-ка-Дарера, минареты которой сейчас значительно укоротились. Она стоит на развалинах Бинду Мадхавы, храма Вишну, который располагался от Панчаганги до Рама-гхата до того как был разрушен Аурангзебом и заменен мечетью. Панчаганга также является свидетельством более благоприятных периодов в индуистско-мусульманских взаимоотношениях, будучи местом инициации средневекового святого суфийско-сантской традиции  Кабира, сына скромной мусульманской ткачихи, которого почитают в равной мере индусы и мусульмане. Вдоль берега реки лежит любопытная группа трехсторонних камер, которые во время сезона дождей затопляются водой; в некоторых из них находятся лингамы, в других - изображения Вишну, а некоторые пусты и используются для занятий медитацией или йогой.
Над Трилочана-гхатом дальше на севере находится священный древний лингам трехглазого Шивы. За ним река протекает мимо некоторых старейших участков Варанаси, в настоящее время преимущественно мусульманских; сами гхаты постепенно становятся все менее впечатляющими и обычно относятся к разновидности глиняных.
У гхата Ади Кешава (Изначального прекрасноволосого Вишну) на окраине города река Варана впадает в Гангу. К этому гхату невозможно подойти в сезон дождей, так как он полностью погружается в воду. Он отмечает то место, где предположительно приземлился Вишну в качестве посланца Шивы. Когда-то на этом месте возник сам город, который впоследствии распространился в южном направлении. Вокруг Ади Кешавы находится несколько святилищ бога Ганеши.
Университет индуизма — одна из достопримечательностей Варанаси, был открыт в 1917 году. Он предлагает курсы по индийской философии, искусству и культуре, а также музыке и санскриту. При университете открыт музей, в котором хранится более 150000 древних манускриптов на санскрите, коллекция скульптуры и миниатюры I-XV веков. Время работы музея: ежедневно, кроме воскресения, с 11:00 до 16:00.
Приблизительно в 3 км на северо-запад от Годаулии, за пределами Старого Города, находится современный храм Бхарат Мата (Мать Индия), открытый Махатмой Ганди, который необычен тем, что в нем имеется огромная выполненная в мраморе рельефная карта всего индийского субконтинента и Тибетского плато с хорошо различимыми горами, реками и святыми тиртха. Перед тем как рассмотреть ее со второго этажа, паломники совершают ее ритуальный обход. До храма можно доехать на рикше из Годаулии.
Резиденция махараджи Варанаси форт Рамнагар, возвышается над Гангой недалеко от Ази-гхата. Лучше всего рассматривать укрепления, особенно впечатляющие в конце дня, с противоположной стороны реки. Внутри оформление форта свидетельствует о богатстве махараджи и его до сих пор продолжающемся влиянии. В пропылившемся и плохо содержащемся музее (работает ежедневно с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00) представлены экспонаты декадентского прошлого: конные экипажи, старые автомобили, паланкины, позолоченные и серебряные разукрашенные сидения для езды на слоне, хукки - трубки для курения, костюмы и старые шелка - все это составляет часть коллекции, а также оружейный зал, собрание мелких изделий из слоновой кости, астрономические часы и охотничьи трофеи. Через внутренний дворик расположена секция, посвященная процессии Рам Лила и празднествам, которые проходят во время Дасеры (октябрь). Варанаси славится местной процессией Рам Лила, во время которой по всему городу исполняют отрывки из Рамаяны, а махараджа спонсирует три недели насыщенных празднеств.

Тремя старейшими и лучшими гостиницами Старого Города являются Yogi Lodge (рядом с храмом Вишванатха), Vishnu Rest House (над рекой) и Shanti Guest House (возле Гхата Маникарника). К сожалению, с ними конкурируют другие отели, которые копируют их названия и платят рикшам за то, чтобы они вводили в заблуждение клиентов. Возникло четыре новых пансиона "Vishnu" - Old Vishnu Lodge, Vishnu Guest House, Real Vishnu Guest House и New Vishnu Guest House. Еще несколько пансионов "Shanti" и "Yogi" ведут ту же самую игру с названием. Юридические баталии разворачиваются в настоящее время между этими отелями с похожими названиями, но результат неизвестен, так как никто не обладает авторским правом на такие универсальные индийские слова как "Yogi", "Vishnu" и "Shanti". Ниже мы перечисляем только первоначальные, оригинальные гостиницы.

Автобус аэропорта отправляется и прибывает в моменты прилетов и вылетов авиарейсов в аэропорту Бабатпур, расположенном в 22 км на северо-запад от города, а также проходит мимо офиса Indian Airlines и мимо туристического офиса правительства Индии, которые находятся в зоне военного городка. За поездку по тому же маршруту водители такси берут 200-250 рупий.
Варанаси лежит на главной протянувшейся с востока на запад оси между Дели и Калькуттой, и следующие сюда поезда прибывают на две железнодорожные станции: Военный городок Варанаси в самом городе и Мугхал-сарай, который находится в 17 км от города. Станция Военный городок Варанаси расположена более удобно, но в зависимости от того, откуда идет поезд, можно оказаться и на линии Мугхал-сарай. В Мугхал-сарае имеются комнаты отдыха, отсюда также регулярно ходят местные автобусы и такси по 17-километровому маршруту до Варанаси. Большинство автобусов прибывают к площадке, расположенной в паре сотен метров к востоку от железнодорожной станции вдоль главной (Великой магистральной) дороги, а также к автобусной станции Военный городок, где хаос, беспорядок и шум практически такой же, как на Великой магистральной дороге, но только все это огорожено забором. 



Кайлас (Китай)
Кайлас (Кайласа, Кайлаш) — гора на юге Тибетского нагорья в Тибетском автономном районе Китайской Народной Республики. Это не самая высокая гора в своём районе, однако её выделяет среди других пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, сориентированными практически точно по сторонам света. Гора известна под многими именами: у европейцев под именем — Кайлас, у китайцев — Гандисышань или Ганжэньбоци, в традиции бон — Юндрунг Гуцег, в древних текстах на тибетском языке её называют Канг Римпоче. 

В древних индийских эпосах говорится о великой горе — центре Вселенной, у подножия которой берут своё начало четыре священные реки, дающие жизнь землям, по которым они текут. Это гора Меру — обитель богов, усыпанная золотом и самоцветами. Легендарная Меру часто идентифицируется с величественным Кайласом. Одно из древних названий Кайласа — гора Хемакута, в переводе с санскрита означает "Златоверхая". Четыре великие реки индийского субконтинента: Сатледж, Инд, Карнали (Гхагхра) и Брахмапутра берут своё начало у его подножия. Именно отсюда снизошли в наш мир, чтобы потеснить ассуров (демонов) и восстановить баланс сил, оставив сокровенные знания о дхарме, возглавляемые богом огня Агни небожители, известные нам как Арии (арийцы). Продвигаясь на северо-запад вдоль русла реки Синдху (Инд), они со временем достигли долины реки Сват, откуда и началось их триумфальное шествие, описанное в Ведах, а именно в наидревнейшей из них — Ригведе. 

По своей форме гора напоминает огромную пирамиду. Четыре грани Кайласа, называемые лицами, обращены к четырём сторонам света. Южная сторона именуется "Сапфировым лицом", западная сторона — "Рубиновым лицом", северная — "Золотым" и восточная — "Серебряным". На южной стороне проходит вертикальная трещина, которая перемежается горизонтальной, напоминая свастику — символ духовной силы. Этот величественный пик высотой 6714 м расположен в северо-восточной части Гималаев и отделён от основного Гималайского хребта лишь песчаной долиной. Проще говоря, Кайлас — это одна из Гималайских гор, расположенная на территории подконтрольного Китаю Тибета. Современные географы именуют данную местность "горной системой Трансгималаи" (по китайски Гандисышань), расположенной на Тибетском нагорье.

Вот уже много столетий Кайлас является объектом поклонения последователей четырёх главных религий. Для индуистов — это обитель Шивы. Для буддистов Кайлас, или Канг Ринпоче —Драгоценность снегов, как иногда его ещё называют тибетцы — местопребывание Демчок, или Самвары, гневного проявления Будды Шакьямуни. Джайны почитают священную гору как место освобождения (мокши) их первого тиртханкара (святого) Ришабхи (Адинатха). Мокша, или мукти, — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние "освобождения" от бедствий, страданий и ограничений эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями, рождением и смертью и т.д. А почитатели древнего тибетского верования бон называют Кайлас — Юнгдрунг Гуцег (Девятиступенчатая гора свастики), на которую спустился с небес Шенраб, основатель этой религии.

Визуальное сходство лингама и горы Кайлаш не простое совпадение. Существующий сейчас культ поклонения лингаму не что иное, как переиначенный культ поклонения Кайлашу. Лингам, или шивалингам, — фалос Шивы, символ мужского начала, мужской потенции, расположенный на/или в йони — женском детородном органе, символизирующем Великую богиню-мать, женское начало, шакти, материальную природу. Вместе они, лингам и йони, являются абсолютными копиями Кайласа и прилегающих к нему окрестностей: ущелий, омывающих его со всех сторон рек, молочного цвета ручьёв, стекающих с его белоснежной шапки, украшенной свастикой. 

Культ поклонения лингаму — не очень древнее явление, приблизительно III—XIII века н.э., и своему распространению по Индии, главным образом южной, он обязан шактизму и тантризму — культам, возникшим и наиболее распространённым в низших кастах южно-индийского общества, неимеющего арийских корней. Население южной Индии — дравиды, представители древних аборигенов Индии, которые упоминаются еще в Ригведе и противопоставляются ариям, являются потомками переселенцев из Африки и генетически связаны с коренными народами Океании. Дравиды находились под влиянием матриархата. Тогда как арийское общество являлось строго патриархальным.

Напротив, культ поклонения Кайлашу, как связующему звену между физическим миром и незримым миром богов, как вратам в мир небожителей, мир Шивы и мистическую Шамбалу, довольно древний. Камню пирамидальной или конической формы, напоминающему своими очертаниями Кайлаш, как правило принесённому с Кайлаша или его окресностей, поклонялись ещё в глубокой древности, о чём свидетельствуют нефалической формы древний лингам (Кедар-лингам), которому и по сей день поклоняются в такой знаменитой и почитаемой гималайской святыне как Кедарнатх. 

Знаменитые глиняные и медные горшки с нанесёнными на них изображениями свастики, называемые калаш (калаша), которые используются при проведении наиболее значимых церемоний, особенно в северной Индии, — дошедшие до нас отголоски древнего ведического культа поклонения величайшей святыне, горе Кайлаш. 

Во все века Кайлас манил к себе необъяснимой силой пилигримов и отважных путешественников, желавших склониться перед великой из гор. Но до недавнего времени лишь немногие видели его своими глазами: с 1959 года по 1980 год паломничество в Тибет к легендарной обители Шивы было запрещено китайскими властями. Сегодня каждый год тысячи вдохновлённых паломников совершают Ятру вокруг Кайласа, следуя традиции, восходящей к тысячелетней давности. 

По пути коры (ятры) расположен монастырь Чуку (4820 м). Он возвышается над долиной, незаметно сливаясь со скалистым пейзажем. В годы Культурной Революции все монастыри вокруг Кайласа были разрушены. Чуку стал первым из восстановленных. Монастырь был основан в XIII веке Готцангпой Гомпо Пел, учителем школы Кагьюпа. Под стеклянным куполом над алтарём можно увидеть особо почитаемое мраморное божество, называемое Чуку Опаме и инкрустированную серебром раковину. 

Далее по пути коры следует монастырь Дирапук, смотрящий на восхитительное Золотое лицо Кайласа. Согласно буддистским легендам, святой Гоцангпа медитировал в этих местах. Главным божеством в монастыре является Ченрезин (Авалокитешвара).

Озеро Шива Цал (5330 м) расположено на скалистом пространстве, усеянном каменными пирамидами, украшенными старой одеждой. Паломники должны пройти символическую смерть (точку невозврата) в этом месте, оставив старую жизнь позади вместе с какой-нибудь одеждой, представляющей её. Недалеко от озера находится красный отпечаток стопы Миларепы, знаменитого йога и учителя тибетского буддизма.

Перевал Дролма-Ла (5630 м) — наивысшая точка ятры (коры), ассоциируемая у индуистов с богиней Парвати, а у буддистов с богиней Тарой. Здесь происходит духовное перерождение паломника.

Гаури Кунд (5608 м) — озеро изумрудного цвета, где исповедующие индуизм паломники принимают омовение, иногда даже ломая лёд, сковавший воды озера. Легенда гласит, что озеро было сотворено Шивой по просьбе его супруги Парвати.

Монастырь Зутулпук (4790 м), где согласно легенде медитировал Миларепа.

Поселок Дарчен расположен на высоте 4670 метров и является стартовой точкой для совершения коры вокруг Кайласа, длина маршрута равна 53 км. В последнее время поселок интенсивно развивается для туристов, въезд в него осуществляется только по разрешению (пермит). Здесь есть небольшой монастырь, гест хаусы (домики для поломников и туристов), ресторанчики с китайской и тибетской кухней, международный телефон. В Дарчене имеется душ с горячей водой, примерно 7-8 кабинок.

Авторский сайт Юрия Бхарат e-mail: mail@ashram.ru

Юрий Бхарат 2001-2018.    http://ashram.ru/kaylas.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий