пятница, 30 ноября 2018 г.

Веды, как учить и как петь, и главное зачем!

    Бхагаван Шри Сатья Саи Баба говорит: "Веды являются дыханием Бога". Они содержат вечные истины, постижение которых необходимо для наивысшего духовного развития человека. Они являются источником всех знаний, имеющих всеобщую применимость, без какого-либо различия религий, каст, рас и национальностей. Высшая Сущность Сама есть источник этой Божественной мудрости. Кроме того, несколько поколений мудрецов применили эти знания на практике в своей жизни, достигли просветления и этим подтвердили их достоверность. Таким образом, Веданта(философия, основанная на Ведах) является практической наукой. Та же самая Высшая Сущность, которая давным-давно нашептала эти знания ришам (мудрецам), сейчас спустилась на Землю в человеческой форме для того, чтобы дать их непосредственно современному человеку и, тем самым, даровать ему освобождение и спасение. Много лет назад Бхагаван заявил: "Веда пошпана (распространение Вед) является одной из основных задач Моей Божественной миссии на Земле". Во всех Своих писаниях, которые собраны сейчас в 16 книг серии "Вахини", и во всех Своих речах, составляющих около 40 томов "Сатья Саи говорит", Бхагаван разъясняет высшую мудрость Ведантыязыком и советом, которые современный человек может понять и применить в своей жизни.
РИГ ВЕДА
ЯДЖУР ВЕДА
САМА ВЕДА
АТХАРВАНА ВЕДА
1) Что такое Веды?
    Слово Веда произошло из корня слова "вид", что означает "видеть", "ведать", т.е. знать. Знать Единого, у которого нет второго. В более широком смысле, Веды передают Божественное знание - знание о вечной и неизменной мудрости, которую Бог дал человечеству. Веды - это не просто набор поэтических стихов, это Божественные откровения, в которых заключена мудрость о природе Бога и человека. В них говорится о взаимоотношениях между Творением и Творцом, о связи между человеком и Богом. Веды возникли из самого Источника Знаний, из самого Всевышнего. Они существовали испокон веков, они продолжают жить и разъяснять Божественный план и принципы мироздания. Эти стихи вынесли натиск веков и эпох. Тысячи лет это учение предавалось в устной форме от учителя к ученику. Поскольку оно не было записано в письменной форме, многие строфы исчезли с прошествием времени, но традиция продолжает жить, обретая новый импульс и энергию в наше время.
    Веды - это собирательное название большого объёма Божественных знаний. Веды учат Истине, которая неизменна во всех трёх временах: прошлом, настоящем и будущем. Веды - это само дыхание Истины, которая отразилась в просветлённом сознании мудрецов. В действительности, слово является самим дыханием Бога, Верховной Личности. Уникальность и важность Вед заключается именно в этом.
2) Каково происхождение Вед?
    Невозможно определить точную историческую дату возникновения Вед. Они были подарены искренним искателям Истины много тысяч лет назад безымянными риши, мудрецами арийских племён. Сами же риши обрели ведическое знание напрямую из Божественного источника. Они слышали слова, звучавшие в чистоте их пробуждённого сознания. Эти звуки являются ни чем иным, как шёпотом самого Бога. Изучение и применение знаний Вед на практике предвосхищает самые ранние исторические описания древней Индии. Ни один патриарх не может заявить на них свои права. Уникальной особенностью ведической "религии" является то, что она остаётся единственной религией мира, не имеющей какого-то конкретного основателя. Даже в историях, сохранившихся со времён Аватара Рамы, который жил за 10 тысяч лет до Рождества Христова, есть упоминания о ведических ритуалах. Отец Рамы, Дашаратха, проводил ведический ритуал для того, чтобы у него родился сын. Бесполезно рассуждать о дате возникновения Вед, ибо они существовали со времён сотворения мира. Ведические стихи были услышаны древними риши, просветлёнными мудрецами в тишине пробуждённого сознания. Их чистое сознание, настроенное на высшие сферы, могло воспринимать звуки из высшего мира. Со временем, они передали эти стихи своим ученикам, соблюдая большую осторожность в их повторении и заучивании. Веды иногда называют Шрути - услышанное, потому что их изучали только устным способом, без использования письменности. Веды не были сочинены мудрецами. Они являются плодом прямого Божественного откровения.
3) Как называются четыре Веды, и почему они разделены?
    Существует четыре Веды:
    
  1. Риг Веда
  2. Яджур Веда
  3. Сама Веда
  4. Атхарвана Веда
    Поскольку Веды были обширными и бесконечными, простому человеку было очень трудно их изучить, для завершения обучения требовалось бесконечное количество времени. Учеников, желавших изучить Веды, охватывал страх. Очень мало людей могли серьёзно заниматься их изучением. Поэтому было необходимо что-то предпринять для того, чтобы сделать изучение Вед доступным для всех желающих. Рики, гимны восхваления, были собраны в отдельные книги, которые получили название Риг Самхита и Яджур Самхита. Поэтические строфы Сама, которые можно переложить на музыку, были собраны под названием Сама Самхита, а мантры Атхарвы были объединены в книгу под названием Атхарва Самхита.
4) Кто систематизировал Веды подобным образом?
    Эту работу проделал великий мудрец Вьяса, который был частичным воплощением Нараяны, Господа Вишну. Он был сыном мудреца Парашары. Он полностью изучил священные писания и духовные трактаты. Он был умелым координатором. На благо всего человечества он разделил Веды на четыре части, чтобы у всех людей были знания о праведном образе жизни. Он записал четыре основные Веды и пять самхит.
5) Какова цель пятой Веды? Как она появилась?
    Яджур Самхита (Яджур Веда) была разделена на две части: Кришна Яджур Веда Самхита и Шукла Яджур Веда Самхита. В итоге появилось пять Вед. Но на этом процесс формирования Вед не завершился. В каждой из Вед появилось три отдельных вспомогательных компонента. Эти священные писания появились для того, чтобы донести истину до людей, находящихся на разных уровнях сознания. Их цель в том, чтобы каждый человек мог извлечь пользу из наставлений Вед и пересечь океан страданий. Поэтому между этими писаниями нет ни малейшего противоречия.
6) Почему считается, что у Вед нет начала? Кто является автором Вед?
  Веды называют Апурушея, т.е. не человеческого происхождения, и Анаади, т.е. не имеющие начала во времени. Некоторые могут спросить, как это возможно? Ведь даже у Вселенной есть начало, и риши, мудрецы, которые дали нам Веды, также появились после сотворения Вселенной. Как тогда можно считать, что у Вед нет начала? Ответ на этот вопрос можно найти в самих Ведах, в Брихадараньяка Упанишаде. В ней есть заявление о том, что Веды являются самим дыханием Всевышнего Господа Шивы. Можем ли мы существовать без дыхания? Таким же образом, Веды являются жизненным дыханием Параматмы или Всевышнего Господа. Поскольку у Параматмы нет начала, и она существует вечно, то и Веды, как её дыхание, не имеют начала.
7) Что значит слово "мантра"?
    Мантра это описание поставленной цели. Иными словами, это то, что пробуждает и поддерживает манану, т.е. исследование с помощью ума. Слог "ман" означает процесс исследования, и слог "тра"означает "способность переправить, освободить, спасти". В общем, мантра – это то, что спасает, когда ум сосредотачивается на ней. Когда проводятся обряды и ритуалы жертвоприношения, человек должен постоянно напоминать себе об их смысле и значении. Для достижения этой цели нужно повторять мантры. Но сегодня люди, которые проводят эти ритуалы, читают мантры механически, не осознавая их смысла. Когда мантры произносятся таким образом, они не приносят плодов! Человек может извлечь полную пользу от повторения мантр, только при ясном понимании их смыла и значения. Каждая Веда состоит из множества шакх (частей), и ведический учёный должен понимать направление и цель каждой шакхи.
8) Что такое "шакха"?
    Шакха значит "ответвление", т.е. текст, который произошёл от основной Веды. У дерева есть ветви. Каждая ветвь состоит из множества побегов и листьев. В сумме всё это составляет дерево. Каждая Веда состоит из большого количества основных и вспомогательных ветвей. Не все из них известны. Только некоторые были опознаны и изучены. Количество забытых и вышедших из практики шакх составляет десятки и даже сотни тысяч. Даже их названия исчезли, и никто не может вспомнить их. Именно поэтому священные писания заявляют: "Веды бесконечны (Ананто Вай Ведаха)". В результате этого, каждый великий святой и мудрец изучал и практиковал только несколько шакхов из одной или другой Веды.
9) Веды часто называют Шрути. Почему?
    На самом деле, Веды имеют девять имён. Шрути – это только одно из них. Шрути означает: "то, что было услышано". Гуру читает вслух ведические гимны, а ученики слушают его с огромным вниманием и воспроизводят их с такой же интонацией. Этот процесс повторяется до тех пор, пока ученики не выучат наизусть каждый гимн. Поэтому название Шрути очень уместно для описания Вед.
10) Какие девять имён имеют Веды?
  1. Шрути
  2. Анушрава
  3. Трайи
  4. Амная
  5. Намамная
  6. Чхандас
  7. Свадхьяя
  8. Агама
  9. Нигамагама
11) Каковы отличительные черты этих девяти имён?
    Все эти названия имеют свой внутренний смысл. Шрути означает: "то, что было услышано". Слово Анушвара означает то же самое, т.е. то, что было многократно услышано. Слово Трайи означает "три". Вначале было только три собрания ведических гимнов: Риг Веда, Яджур Веда и Сама Веда. Только эти три Веды считались важными, поэтому вначале использовалось это слово, и его использование сохранилось до сих пор. Слово Амная является производным от корня "мна", что значит "изучать". Поскольку Веды следует изучать постоянно и с большим усердием, они получили общее название Амная, а также НамамнаяЧхандас означает поэтический размер, который может быть положен на музыку, как в Сама Веде. Таким образом, все Веды получили обобщённое название Чхандас. Название Свадхьяя использовалось для описания Вед, поскольку они передавались от отца к сыну, от поколения к поколению в процессе обучения. Агама значит "то, что пришло или произошло". Нигамагама является усложнённой производной того же самого слова Агама.
    Веды являются самим дыханием Бога. Каждый их слог является священным. Каждое слово – это мантра.
12) В чём заключается суть Вед?
    Суть всех Вед можно сформулировать так:
    Человек должен считать себя тем самым Высшим "Я", которое пребывает во всех людях и существах этого мира.
    Помогай всегда, не вреди никогда. Люби всех, служи всем.
13) Как следует произносить Веды?
    Веды следует произносить громко и чётко, чтобы их звуки были хорошо различимы. Ведические мантры производят благотворные вибрации не только на пульс читающего их человека, такие же вибрации возникают и у тех, кто слушает их. Поскольку эти вибрации распространяются в атмосфере, они несут благополучие и в этом мире, и в последующем. Уникальной чертой Вед является тот факт, что сам звук Вед имеет смысл, не говоря уже о самих словах, которые несут глубокий смысл и значение.
14) Каковы восемь аспектов Вед?
    Божественность Вед всепроникающая и имеет восемь сияющих аспектов: шабда Брахмамайи(Брахмана в виде звука), чарачара майи (движимое и недвижимое), джьотирмайи (сияние), вангмайи(речь и литература), нитьяананда майи (вечное блаженство), паратпара майи (трансцендентальность), майя майи (иллюзия) и шри майи (процветание). Это и есть Праджнанам Брахма (постоянное целостное осознание).
15) Из каких трёх канд состоят Веды?
    Веды состоят из трёх "канд": а именно, Карма Канды, имеющей отношение к ритуалам, Упасана Канды, описывающей методы развития преданности, и Джнана Канды, описывающей способы развития мудрости. Эти три раздела представляют собой три последовательных этапа духовной эволюции человека. Человек начинает с действий, осознавая, что человеческое тело предназначено для достижения праведности или дхармы путём совершения действий или кармы. В процессе совершения хороших действий в человеке развивается способность осознать путь упасаны, т.е. преданности. Когда человек в течение какого-то времени поклоняется Богу с любовью и в духе преданности, он достигает последней ступени духовного развития - джнаны, т.е. мудрости. В целом, кармуупасану и джнану можно рассматривать, как три последовательных стадии одного процесса, который можно сравнить с цветком, незрелым плодом и спелым плодом соответственно. Поскольку простым необразованным людям сложно понять и практиковать учения Вед, была разработана вспомогательная литература в форме Пуран (мифических историй) и Итихасов (эпических историй), с тем, чтобы даже простые люди могли практиковать кармуупасану и джнану.
16) Что такое Упанишады?
    "Упа-ни-шад" означает "сидеть рядом". Упанишады – это то, чему учил учитель ученика, который сидел рядом с ним. Смысл этого слова можно также расшифровать так, "то, что позволяет человеку приблизиться к Брахману". Упанишады находятся в конце Вед, поэтому их также собирательно называют ВедантойУпанишады называют эти три пути кармыупасаны и джнаны тремя йогами. Суть карма йоги заключается в том, чтобы посвящать все свои действия Богу, или совершать все свои поступки в качестве подношения Господу, чтобы угодить Ему. Упасана йога учит, как любить Бога всем сердцем, сохраняя чистоту и гармонию мысли, слова и дела. Если человек любит Бога ради исполнения своих мирских желаний, это нельзя назвать настоящей упасаной. Это должна быть любовь ради самой любви. Последователи джнана йоги рассматривают всю вселенную как проявление самого Бога. Убеждённость в том, что Бог пребывает во всех существах в форме Атмы, называется джнаной. Если сравнивать Самхиты с деревом, то Брахманы являются его цветами, – это незрелые плоды, а Упанишады – это спелые фрукты.
17) Что такое Араньяки?
    Араньяка является производным от слова "аранья", что означает "лес". Тем не менее, ни Самхиты, ни Брахманы не призывают духовного искателя уходить из города или деревни в лес, в поисках уединения. Проведение яджн и других ритуалов предписывается только для домохозяев. Как известно, проведение ведических ритуалов дарует не только материальные блага, но и чистоту помыслов, благодаря постоянной дисциплине. После обретения умственной чистоты (читта шуддхи) человек должен искать уединения для дальнейшего развития концентрации и медитации. Чтение Вед, совершение яджн и соблюдение правил дисциплины являются лишь предпосылками для последующей медитации на истинную природу Высшего "Я" и реальности. Раздел Араньякпредназначен для разъяснения внутреннего значения, постулатов и философии, заключённой в Самхитах в форме мантр, и Брахманах в виде ритуалов. Араньяки проливают свет на глубокую и сложную философию, заключённую в Ведах. Согласно Араньякам, важно не просто механическое проведение яджн, но и понимание их причин и целей. Современные исследователи пришли к выводу, что Араньяки возникли в результате благочестивых размышлений мудрецов, которые уединялись в лесах.
18) Зачем изучать Веды? И какую пользу может принести изучение Вед?
    Каждое из живущих в мире существ стремиться обладать желаемым и избежать нежелательного. Веды дают указания, как достичь успеха в обоих направлениях. То есть, они содержат предписания относительно праведных и неправедных действий. Если человек будет следовать этим предписаниям, избегая запретных действий, он обретёт благо и избежит зла. Веды рассматривают как материальные вопросы, так и духовные, как этот мир, так и потусторонний. По правде говоря, вся жизнь проникнута Ведами. Мы не можем не следовать этим предписаниям. Слово "Веда" происходит от глагола "вид", что означает "знать". Поэтому Веды содержат всё знание, всю мудрость. Человек отличается от животных тем, что наделён знанием. Без этого знания он будет лишь животным.


САМОУЧИТЕЛЬ ВЕД
ВЕДА ПУШПАНДЖАЛИ


ГИМНЫ ГОСПОДУ ГАНЕШЕ
    Все ведические гимны непременно начинаются с молитвы Господу Ганеше. Эта традиция строго соблюдается и в Прашанти Нилаям. Но в чём заключается внутреннее значение этой практики? Свами объясняет это так: "Для подавляющего большинства людей Ганеша является вполне определённым Богом с конкретной формой, а именно с головой слона и телом человека с четырьмя руками вместо обычных двух. Ганеша является сыном Господа Шивы и Богини Парвати. В эпосе существует множество историй о том, как Ганеша получил эту необычную форму. И весь этот символизм связан с определёнными ритуалами, за которыми кроется глубокий смысл. В этой связи учёные часто отмечают, что абстрактная философия всегда тесно переплетается с конкретными ритуалами".
    В этом разделе сделан основной упор на философскую суть учения, а не на особенности проведения ритуалов. Давайте начнём с рассмотрения основного вопроса: для чего Богу давать какую либо форму, если на самом деле, у Него нет формы? На этот вопрос ответил ещё Кришна. Главным образом это делается для более лёгкого и удобного психологического восприятия. Обычным людям трудно медитировать на бесконечного и бесформенного Бога, поэтому в древней Индии учителя рекомендовали людям только что вставшим на духовный путь визуализировать Бога с определённой формой. Как говорит Свами, "когда кто-то либо указывает на что-нибудь пальцем, то другой человек сначала смотрит на указательный палец, а потом только на указанный объект". По словам Свами "Бога с формой можно сравнить с указательным пальцем, это своего рода указатель пути. После того, как он отслужит свою службу, от него можно отказаться". Тем не менее требуется много усилий, чтобы перевести своё внимание от пальца к указанному объекту. Свами также сравнивает поклонение Богу в физической форме с использованием поплавка при обучении плаванию. Как только человек научится плавать, то он может больше не использовать поплавок. В духовности это означает, что в начале человек должен обрести зрелость бхакти (преданности) прежде чем пытаться осознать Единого Бесформенного Бога. Поняв вышесказанное возникает следующий вопрос: тогда зачем так много форм? Свами говорит, что это главным образом вопрос свободы выбора. И дальше развивает эту мысль так: "Духовные искатели, приезжающие с Запада, спрашивают, почему мы создали различные имена и формы, когда Бог только один? Они думают, что следует поклоняться только одной форме и имени. Народ древней Индии всегда стремился приблизиться к Богу. Поэтому он создал большое количество имён, которые наилучшим образом описывают Бога. Каждый индивидуум давал Богу такое имя, которое ему больше всего нравилось. Неправильно навязывать однообразие. Бог пребывает и сияет во всех сердцах и каждый человек в зависимости от того, как он представляет себе сияние Господа внутри себя, имеет право почитать тот конкретный аспект Бога, который ему ближе по духу". Так единство может сосуществовать с многообразием, когда дело касается имён и форм Бога.
    Возвращаясь снова к Господу Ганеше, не будем рассматривать его необычную форму, которая является гибридом слона и человека. Свами это уже много раз разъяснял. Сейчас же постараемся разобраться, почему следует произносить молитву Ганеше в начале любой благоприятной деятельности. Самое главное в начале любой деятельности обращаться с молитвой к Богу. В древней Индии понимали, что, если человеку просто сказать: "Всегда начинай любое дело с молитвы к Богу", то это наставление может быть легко забыто. И поэтому бы придуман специальный ритуал и выбрана определенная форма Бога, к которой следовало обращаться в первую очередь. Этого Бога зовут Винаяка. Винаяка – это другое имя Ганеши. Здесь также подчеркивалось, что Винаяка особенно благосклонен при устранении препятствий, которые могут возникнуть в ходе любой деятельности. И тогда люди больше никогда не забывали молиться перед началом любого дела. Что означает Винаяка? Свами объясняет это так: "Слово Винаяка состоит из двух частей: "Ви" и "наяка". Слово "наяка" означает лидер. Таким образом Винаяка – это тот, над которым нет лидера. А кто может соответствовать такому определению? Конечно же только Бог". В конечном счёте, всё сводится к тому, что практика поклонения Ганеше или Винаяке, называйте его как вам больше нравится, фактически означает поклонение самому Богу. Мы надеемся, что это помогло вам разобраться в том, почему все мероприятия начинаются с молитвы Ганеше или Винаяке, который является ни кем иным, как Всемогущим Богом.



КШАМА ПРАРТХАНА
    По традиции каждая сессия воспевания Вед начинается с Ганапати Прартханы и заканчивается Кшама Прартханой. Считается, что если при воспевании Вед допускаются ошибки в произношении и интонации, читающий Веды накапливает грех. Эта молитва читается для искупления подобного вида греха и для предложения всех духовных плодов от чтения Вед Господу.
Прослушать


САМОУЧИТЕЛЬ ВЕД
ВЕДА ПУШПАНДЖАЛИ



НАРАЯНА УПАНИШАД
    Мудрец Атхарва, который видел Господа Нараяну, передал своё непосредственное переживание в поэтической форме, которое получило название Нараяна Упанишад. Ведические учёные также называют его Нараяна Атхарва Ширшам.
Прослушать
Пусть Бог защитит учителя и ученика.
Пусть Бог питает нас обоих.
Познав Его, я стану бессмертным.
Я не знаю никого другого кроме Него.
Да пребудут в покое наше тело, ум и душа!

    Гуру произносит эту мантру вместе с учениками в начале занятий. Благодаря этому устраняются все препятствия в процессе обучения.
    "Пусть Бог защитит учителя и ученика. Пусть Бог сделает нас мудрее. Давайте искренне работать вместе. Пусть всё, что мы выучим, будет полезно для нас. Пусть мы никогда не будем питать ненависти друг к другу".
Всевышняя Личность Нараяна пожелал сотворить существа.
Из Нараяны появился жизненный принцип.
Из Нараяны появился ум и все органы чувств.
Из Нараяны появился ветер, вода и земля, которые стали составными элементами Вселенной.
Из Нараяны появился Творец, Брахма.
Из Нараяны появился Маха Рудра, Разрушитель.
Из Нараяны появился Индра.
Из Нараяны вышли все Праджапати.
Из Нараяны появились двенадцать Солнц, восемь Васу, Рудра и все Веды.
Все существа появились из Нараяны.
Нараяна поддерживает все существа.
Кажое существо, в конечном итоге, сливается с Нараяной.
Нараяна - это вечный принцип.
Творец Брахма - это Нараяна.
Шива - это Нараяна.
Индра - это Нараяна.
Земля и небо - это Нараяна.
Время - это Сам Нараяна.
Направления - это Нараяна.
Высший мир - это Нараяна.
Низший мир - это Нараяна.
Нараяна формирует как внутренние, так и внешние миры.
Всё является проявлением Нараяны.
Он является как прошлым, так и настоящим.
Нараяна безупречный, незапятнанный, вечно пребывающий в блаженстве и недвойственный.
Нараяна является Всевышней Сущностью, не имеющей второго.
Это провозглашение Яджур Веды.
Нараяна (Вишну) пронизывает всю Вселенную, и только Он существует.
Изначальный звук "Ом" был произнесён первым.
За ним следует "Намо".
Затем следует медитация на "Нараяну".
Слово "Oм" состоит из одного слога.
Слово "Нама" состоит из двух слогов.
Слово "Нараяна" состоит из пяти слогов.
Все эти три слова составляют мантру, состоящую из восьми слогов, "Ом Намо Нараяна".
Эта мантра из восьми слогов является наиболее священной и является королевой всех мантр.
Те, кто повторяют эту мантру с искренней верой и преданностью, обретут хорошее здоровье, долгую жизнь и благосостояние.
Они также достигнут статуса Праджапати.
Они достигнут бессмертного состояния Самого Нараяны.
Об этом заявляет Сама Веда.
Пранава (звук "Ом") является высшим состоянием блаженства Брахмы.
Пранава состоит из трёх букв - "А", "У" и "М".
Пранава - это сам жизненный принцип.
Читая эту мантру, духовные искатели обретали освобождение от круговорота рождения и смерти.
Те, кто повторяет мантру "Ом Намо Нараяна",
Попадают на небеса (в Вайкунту, обитель Господа Вишну).
Нараяна восседает в лотосе сердца.
Только знание о Господе Нараяне является высшей формой мудрости.
Шри Кришна, сын Дэваки, который уничтожил демона Мадху, является Высшим Брахманом.
Он пребывает во всех существах.
Сам Он беспричинен. Он есть беспричинная причина всего сущего.
Вот что провозглашается в первой части Атхарва Веды.
Если эту Упанишаду повторять утром, она уничтожает грехи, совершённые предыдущей ночью.
Если повторять её вечером, она уничтожает грехи, совершённые в течение дня.
Если повторять её в полдень,
Она сокрушает пять великих грехов.
Тот, кто повторяет эту Упанишаду, обретёт заслугу равную изучению всех Вед.
Он достигнет единства с Нараяной.
Это провозглашается в Нараяна Упанишаде.
Да пребудут в покое наше тело, ум и душа!
Прослушать


Комментариев нет:

Отправить комментарий