СЛОВАРЬ
АБХИШЕКА — ритуальное омовение божества или индивидуума. Для последнего имеет характер посвящения.
АВАТАРА— букв, «наследование», «инкарнация». Обычно так называются десять инкарнаций Вишну: Матсья (рыба), Курма (черепаха), Вараха (боров), Нарасимха (человек-лев), Вамана (карлик), Парашурама, Рама, Кришна, Будда и Калки (будущая инкарнация).
АГНИХОТРИ — тот, кто выполняет ведическое жертвоприношение под названием агнихотра, состоящее в приношении молока или риса в священный огонь утром и вечером.
АГНИ — огонь. Бог огня.
АГХОРА — букв, «неустрашимый». Агхора — наиболее экстремальная из всех индийских сект, концентрирующаяся на волевом преобразовании ограниченной человеческой личности в божественную.
АГХОРИ — практик агхоры.
АДВАЙТА— букв, «недвойственный». Философская система, характеризующаяся отождествлением индивидуального Я с абсолютным Брахманом или Богом.
АДЕША — наставление, приказ (со стороны гуру)
АДЖАГАРА — «питон».
АДЖАГАРА-САДХАНА— система медитации, в которой человек уподобляется питону.
АДЖ.НА — букв, «приказ». Название чакры, расположенной в центре лба между бровей
АДХИБХАУТИКА — мирская или земная сфера действий. Три низшие чакры — Муладхара, Свадхистана и Манипура — предназначены для активности в адхибхаутике.
АДХИДАЙВИКА— небесная или астральная сфера, мир богов и богинь вне физического и духовного. Три чакры в голове — Голата, Лалата и Лалана — предназначены для адхидайвики.
АДХЬЯТМИКА — духовный мир, царство Я. Три верхние чакры — Анахата, Вишуддха и Аджна — предназначены для адхьятмики.
АДЬЯ — букв, «первый», «изначальный» Используется как синоним «Адишакти» — первой или изначальной Шакти, проявляющейся из Абсолюта и являющейся Матерью всех миров.
АКАРТУМ — букв, «не выполнять». То, что невозможно для обычных существ; относящееся к адхьятмике, духовному миру.
АКУЛА-ШИВА — непроявленный Абсолют. Противоположность как Кулы, так и Шакти.
АДАКША — непомеченное, без свойств.
АМРИТА — букв, «бессмертный»; нектар.
АМША — часть, доля. АИАНДА — блаженство, радость.
АНАХАТА— букв, «безударный». Название чакры сердца.
АНАХАТА-НАДА — букв, «звук, который не вызван ударом». Звук Анахата-чакры.
АНДЖАНЕЯ — букв, «потомок Анджани». Имя Ханумана, царя обезьян , образованное от имени его матери Анджани.
АНТАРЬЯГА — жертвенные ритуалы на внутреннем плане.
АНУБХАВИ — ощущающий.
АНУСВАРА — носовой звук «м», которым заканчиваются многие санскритские слова. Имеет форму горизонтального, указывающего вверх полумесяца (см. Бинду).
АНУСТХАНА — продолжительная последовательность ритуальных или медитативных занятий.
АНЬЯТХАКАРТУМ — «Изменять, действовать по-другому». То, что пребывает вне духовного и мирского и непостижимо для людей, относящееся к адхидайвике, астральному миру.
АПАНА ВАЙЮ — одна из пяти сил в живых существах, порождающих движения в теле и уме. Четыре другие:Ирана, Самана, Вьяна и Удана. Апана — это сила, движущаяся вниз и отвечающая за мочеиспускание, дефекацию, выделение газов, менструальной жидкости и семени, а также за рождение плода.
АПСАРАСЫ — класс полубожественных существ женского пола, которые могут по своей воле менять свою наружность. Они передвигаются между водой (ап) и облаками (сарас).
АРЬЯПУТРА — сын знатного человека.
АСАНА — место для сидения, йогическая поза.
АСУРЫ — демоны, анти-боги.
АТМА — душа; дух, обитающий в живом существе и оживляющий его.
АТМА/АТМАН — душа; дух, обитающий в живом существе и оживляющий его. Дживатма — индивидуальный дух, который воображает себя в физической форме, подверженной ограничениям воплощённого бытия. Параматма —Вселенская Душа, совокупность духа в космосе. Все дживы или дживатмы принадлежат Параматме
АТХАРВАН — имя древнего ведического мудреца.
АХАМКАРА— букв, «порождающее Я». Эго
АШТАПАША — Восемь Ловушек, которые привязывают нас к миру: похоть, гнев, алчность, заблуждение, зависть, стыд, страх и отвращение.
АШТА — восемь.
АЮРВЕДА — древнеиндийская медицинская наука.
БАЛАВАНТ — сильный, могущественный.
БАНДХА — букв, «связывание», «узы», «оковы». Изолирование части тонкой нервной системы через йогические манипуляции.
БАНДХА-КОШТХА — запор (физиол.).
БАЧЧА — ребёнок (хинди, муж. род).
БЕТЕЛЬ — вид растения, распространённого в Индии. См. Паан.
БИДЖА — семя.
БИДЖА-МАНТРА — любая односложная мантра, которая представляет собой символ Бога или Богини в виде, «семени».
БИНДУ — точка в индийских текстах, ставящаяся над анусварой (полумесяцем) в надстрочной позиции. Например: В эзотерическом смысле бинду относится к точке без размеров, к источнику всего звука.
БРАХМАН — 1) всепроникающая душа и дух космоса, из которой всё создаётся и в которую всё возвращается, Сознание Абсолюта: 2) представитель жреческой касты (класса) индийского общества.
БРАХМАРШИ — мудрец высокого уровня или риши.
БРАХМА-РАКШАС — дух учителя или гуру, знаниями которого при жизни пренебрегали.
БУДДХИ — интеллект
БХАВА — любое эмоциональное или духовное состояние.
БХАДЖАН — религиозная песня или пение.
БХАЙРАВА/БХАЙРАВИ — букв. «Страшный»/»Страшная». Имя Господа Шивы и Его Супруги. В сексуальной тантре Бхайрава — что мужчина, отождествляющий себя с Господом Шивой, а Бхайрави — женщина, отождествляющая себя с Парвати, Царственной Супругой Шивы. Бхайрава также свирепая форма Шивы, которая часто служит божеством-хранителем; Бхайрави — женщина, которая добивается внекачественного состояния в садхане, возвращается как небесная Бхайрави или йогиня.
БХАКТИ — духовное поклонение.
БХАНГ — вещество, изготавливаемое из кашицы листьев конопли и молока с добавлением специй и сахара. Даже строго придерживающиеся воздержания индусы часто принимают бханг во время таких праздников, как Дивали и Махашиваратри, таким образом выражая почтение таким божествам, как Господь Шива, употребляющим его регулярно. Шива считает, что, если использовать его правильно, бханг может стать прекрасным средством духовного продвижения, если же использовать его неверно, он может привести к гибели.
БХЕДАНА — разделение, разлом.
БХОГИ — «предающийся удовольствиям». Обычно используется для обозначения противоположности йога.
БХОДЖАНА — еда.
БХУКТИ — наслаждение.
БХУТА — букв. «существо». Обычно, однако, это слово относится к бесплотному духу.
БХУТА-АГНИ — огонь жизни.
БХУТА-ШУДДХИ — ритуальное очищение (шуддхи) тела от нежелательных духов.
БХУТЫ — духи недавно умерших людей, которые ещё сильно привязаны к жизни в теле.
БХУ ГАРБХА — чрево Земли.
БХУ— букв, «существование». Имя богини Земли.
ВАДЖРОЛИ — йогическая практика, при которой в пенис или влагалище посредством мускульной силы втягивается жидкость Во время полового акта ваджроли может использоваться для втягивания половых секретов партнёра для физических или духовных целей.
ВАЙКХАРИ — произнесение вслух. Первый и низший уровень речи, может быть использован лишь для мирского общения с внешними объектами.
ВАЙШЬЯ — букв, «купец», член купеческого класса.
ВАЛМИКА — муравейник, термитник.
ВАМАНА — инкарнация Вишну в форме карлика. Он спас мир от злых умыслов короля демонов Бали.
БАМА МАРГА — левый путь.
ВАНАРА — букв, «обезьяна». Этимология Вималананды: после эволюции (ва) у обезьяны есть потенциал для превращения в человека (нара).
ВАНИ — речь.
ВАРАХА — аватара Вишну в форме борова.
ВАСАНА — тенденция у индивидуума, вызывающая привычные модели поведения, часто наследуемые от предков.Основанные на силе унаследованной тенденции, васаны заставляют людей делать то, что они делают, даже вопреки своему желанию.
ВАХ — восклицание, выражающее изумление, удивление или восторг.
ВИДЕХА — букв, «бестелесное» Название царства Джанаки.
ВИДЖНАНА — практическое духовное знание, высшее по отношению к джнане. Благодаря виджняне становятся сиддхом, бессмертным, так как эго полностью очищается.
ВИДЖНАНИ — тот, кто обладает виджняной.
ВИДЬЮТ — молния.
ВИДЬЮТ-ЛАТА — букв, «ползущая молния», так говорят о Кундалини.
ВИДЬЯДХАРА — небесный учёный.
ВИДЬЯ — знание.
ВИКАЛЬПА — выбор, неопределённость.
ВИМАЛАНАНДА — букв, «безупречное блаженство». Достойное имя.
ВИМАЛА — безупречный, чистый.
ВИРА — героический тип.
ВИРОДХА-БХАКТИ — букв, «преданность наоборот». Так говорят, к примеру, о Хираньякашипу, чья ненависть к Вишну была так сильна, что он постоянно помнил о Нём.
ВИША — яд.
ВИШЕША — особый, чрезвычайный.
ВИШУДДХА— четвёртая чакра Это слово образовано из двух слов — вишеша шуддхи («особое очищение»).
ВЬЯДХИКШАМАТВА — букв, «прощение болезни». Иммунитет.
ГАДЖА КАРМА — втягивание воды через пенис в мочевой пузырь и далее через мочеточники в почки, а затем выпускание её обратно (слоны, гаджа, втягивают хоботом воду внутрь и затем брызгами обдают своё тело).
ГАНА — слуги.
ГАНДЖА — цветки марихуаны.
ГАНДХАРВА— небесный музыкант.
ГАНЕША — бог с головой слона, сын Шивы и Умы (гана + иша, повелитель слуг).
ГАНЕША-ПАРАН — рага для Ганеши, во время правильного исполнения которой непременно появляется Ганеша.
ГАРБХА — утроба.
ГАТИ — букв. «поступь», «лад». Существует 108 поступей звука(нада). В нумерологическом контексте в числе 108 сумма цифр равна 9, числу чакр в теле, как это принято в агхоре. Которая из поступей нада слышится, зависит от прошлых карм, настоящих наклонностей, наследственности и т. д.
ГИ — топленое сливочное масло.
ГОПИ — пастушка. Гопи поклонялись Кришне.
ГОТРА — 1) система ведической родословной. Происходит от словосочетания «защита коров»; 2) «защита для чувств».
ГО — букв, «корова» (вторичные значения — «орган чувств» и «священное слово»). Название высшего идеального мира (локи) Кришны.
ГРАНТХИ — узел.
ГРАНТХИ-БХЕДАНА — пронзание, прохождение узлов, которые затрудняют свободное движение Кундалини в нади.
ГУНАТИТА — вне гун
ГУНЫ — букв, «качества» или «атрибуты». Три гуны — это три основных атрибута обусловленного или ограниченного существования Саттва (равновесие), Раджас(действие) и Тамас (инертность). В своём чистейшем состоянии ум представляет собой чистую Саттву, а факторами, нарушающими его чистоту, являются Раджас (сверхактивность) и Тамас (бездействие).
ГУРУ ПУРНИМА — полнолуние в индийский месяц Ашадх (обычно в середине июля), во время которого принято поклоняться гуру.
ГУРУ-БХАКТИ — преданность гуру.
ГУРУ-ДРОХА — оскорбление или предательство гуру.
ГХАТА — горшок.
ГХАТА-СТХАПАНА — букв, «установление горшка». Название ритуала, выполняемого в начале праздника Наваратри, во время которого глиняный горшок украшается и освящается. После этого ему поклоняются как Богине.
ДАЙЯ — сострадание.
ДАКИНИ — духи женщин, умерших при родах.
ДАКШИНА МАРГА — правый путь.
ДАКШИНА — плата или приношение благодарности после окончания гуру или священником урока или ритуала.
ДАМАРУ— маленький двусторонний барабан Шивы.
ДАМА — телесный самоконтроль.
ДАТТАТРЕЯ — имя мудреца, сына Атри и Анасуи, которому поклонялись как божеству в форме триады Брахмы, Вишну и Шивы.
ДАШАРАТХА — имя великого царя, отца Рамы.
ДВАПАРА-ЮГА — букв. «эон половины». Название третьей юги в последовательности из четырёх, в которой остаётся половина праведности Сатья-юги. В Двапара-юге главная садхана и средство достижения желаний — это аскеза (тапас).
ДИПАКА — название раги, «Зажигающая или Воспламеняющая Мелодия».
ДЖАНАКА — царь великой духовной доблести, отец Ситы, жены Рамы.
ДЖАПАМАЛА — чётки, которые используются при выполнении джапы.
ДЖАПА — повторение мантр.
ДЖАТА — спутанные волосы. ДЖАТХАРА — живот.
ДЖАТХАРА-АГНИ — букв. «огонь живота». Пищеварительный огонь.
ДЖАХНАВИ — имя реки Ганг. Это слово также обозначает священную нить, которую носят брахманы и другие.
ДЖИВАН-САМАДХИ — букв, «живой транс». Добровольное вхождение в состояние постоянного самадхи, равноценного смерти. Это доступно лишь великим святым, таким как Джнанешвар, и часто происходит в пещере, вход который запечатывается учениками святого.
ДЖИВАТМА — индивидуальная душа, воображающая себя пойманной в сети физической формы и подверженной ограниченности воплощённого существования.
ДЖИВА — обособленная индивидуальность, постоянно подвергающаяся рождению, поскольку хранящиеся в каузальном теле кармы требуют для своего выражения физического тела (см. Атма).
ДЖНАНА — трансцендентная мудрость. Знание (видья) является внешним проявлением или объективизацией этой глубинной живой мудрости.
ДЖНАНИ — тот, кто достиг обычного духовного знания.
ДИВЬЯ — божественный тип.
ДИГАМБАРА — букв, «одетый в небо». Нагой нищий, обычно джайнистской религии.
ДИКША — инициация, посвящение.
ДРОХА — «Предательство»
ДУРБУДДХИ — извращённый интеллект.
ДХАБАВАЛА— букв, «носящий сосуд (дхаба)». Относится к людям, которые ежедневно разносят горячие домашние обеды сотням тысяч рабочих в Бомбее.
ДХАРАНА — концентрация.
ДХАРА — сила держать или сдерживать. Здесь переставлены слоги слова «радха».
ДХУНИ — костер, поддерживаемый садху. Говорят, что садху сидит на своём дхуни, имея в виду — близко к нему, концентрируясь на нём.
ДХЬЯНАВИДХЬИ — определённая визуализация, соответствующая конкретной мантре.
ДХЬЯНА — медитация.
ДЭВ — божество, небесное существо.
ИНДРИЯ — букв, «ощущение». Насчитывается пять чувств: осязание, обоняние, вкус, зрение, слух.
ИША — повелитель.
ЙОГИНИ — см. Бхайрави.
КАВИ — вдохновлённый поэт.
КАЙЯ СИДДХИ — бессмертие.
КАЛА РАТРИ — Чёрная Ночь. Ночь накануне Дипавали, новой луны месяца Ашвин.
КАЛА — время.
КАЛИ-ЮГА — четвёртая из четырёх эпох, через которые Космос проходит в своём развитии циклами в 4 320 000 лет. Кали-Юга, которая должна продлиться 432 000 лет, характеризуется отсутствием интереса к духовности, что ведёт к господству материализма, атеизма и различных проявлений жестокости со стороны более сильных существ по отношению к более слабым.
КАЛИ — наихудший бросок при игре в кости.
КАЛЬПА — период времени (эпоха), состоящая из четырёх эонов (юг).
КАНДАРПА — букв, «луковица, красота». Имя Камадэвы, бога любви.
КАНДА — букв, «раздел, глава»; также «луковица», или нечто похожее на луковицу например, сплетение нади, где дыхание или прану под названием Апана можно побудить двигаться вверх, а не вниз.
КАНЬЯ — девушка.
КАРМА — действие, с которым действующий отождествляется. Отождествление действующего с действием приводит к тому, что однажды ему приходится переживать последствия своего действия.
КАРНА — ухо.
КАРТAHA — отсечение.
КАРТУМ — букв, «делать». То, что сделать трудно, но возможно. Это относится к адхибхаутике, земному миру.
КАУЗАЛЬНОЕ ТЕЛО — третье из тел, которыми обладает живое существо; склад, на котором хранятся все кармы индивидуума. Кармы проецируются из каузального тела в тонкое (ум), а затем — в физическое. (См. Тонкое тело.)
КАУЛЫ — последователи тантры, которые занимаются практикой раса-видьи, с тем чтобы преобразовать Кундалини в Кула-Кундалини.
КЕВАЛА — изолированный, исключительный, одинокий.
КЕВАЛА-КУМБХАКА — прекращение дыхания на продолжительный период. Лишь с кевала-кумбхакой ум человека может стать совершенно устойчивым, тогда достигается постоянство в садхане.
КЕДАРА — название раги, букв. «Мелодия Поля». Исполняется для привлечения Кришны.
КЕЧАРИ МУДРА— мудра, препятствующая уничтожению амриты.
КИЛАНА — букв, «прибивание гвоздями». Это процесс, посредством которого дух или другую эфирную сущность удаётся «пригвоздить» или захватить с помощью мантры, а затем удерживать в определённом месте для каких-то особых целей.
КИННАРА — небесный танцор.
КИРТАНКАР — тот, кто руководит благочестивым пением и беседой.
КИРТАН — благочестивая песня. Часто сопровождается беседой.
КРИДА— игра. В особенности бессознательная игра, например рати-крида (любовная игра). Криду контролирует некто или нечто отличное от того, кто играет. В любовной игре контроль осуществляется железами и гениталиями, а не двумя людьми, которые ухаживают друг за другом.
КРУРА РАТРИ — Жестокая Ночь. Ночь накануне весеннего праздника под названием Холи, в полнолуние месяца Рхалунга (в марте).
КРУРА — жестокий.
КУЛА — семья; Высшее Сознание Вселенной; форма. (См. Кула-Кундалини.)
КУЛА-КУНДАЛИНИ — «освобождённая Кундалини». После того, как Кундалини развернула кольца и выпрямилась вдоль Шести Чакр, Она принимает форму Богини, которой поклонялась семья (кула) индивидуума, в которой он был рождён.
КУМБХАКА — задержка дыхания, представление живота и грудной клетки в виде горшка.
КУМБХА — горшок.
КУНДАЛИНИ — космическая энергия, которая проявляется вдоль позвоночника и в чакрах. Источник силы и опыта.
КУРМА — черепаха. Имя инкарнации Вишну.
КХАНДАНА — разрывание, разделение, разрушение.
КХАНДА — сломанный; часть или конечность.
КХАНДА-МАНДА-ЙОГА — садхана, во время которой практикующий её отсекает свои руки и ноги ножом и бросает их в бушующий огонь. Через двенадцать часов эти конечности появляются из огня и встают на своё место в его теле.
КХАРА — осел.
КШАТРИЙ — воин. Представитель касты воинов.
ЛАЙЯ — букв, «ритм», «растворение». Возврат к состоянию недифференцированного существования. (См.Пралайя.)
ЛАТА — ползучее растение.
ЛИЛА— космическая игра. Следует отличать от криды. Божественная игра риши и божеств, в особенности Кришны и Рамы, называется Лилой, космическими развлечениями, в которых Они всегда сохраняют контроль.
ЛИНГАМ (ЛИНГА) — пенис; фаллический символ Шивы.
ЛУННЫЙ АСТЕРИЗМ— «накшатра» на санскрите. Одна из 27 или 28 частей неба, через которые Луна проходит в течение месяца, а Солнце — в течение года. Традиционная ведическая астрология использует для расчётов не зодиакальные знаки, а накшатры.
МАДИРА — вино. Одно из Пяти М. В эзотерическом смысле Огонь, один из Пяти Элементов.
МАДХУРА — в этом слове имеется суффикс ра, который следует за мадху. «Ра» относится к Элементу Огня. Всё, что является мадхурой, должно быть предварительно переварено, прежде чем его сладость войдёт в систему. Из четырёх уровней речи только пара — воистину мадху. Все остальные уровни, в той или иной степени, являются мадхурой, поскольку сначала они должны быть переварены слушателем, прежде чем проявится их эффект.
МАДХУ — мёд. Лишь мёд дарит телу сладость, не требуя предварительного переваривания.
МАДХЬЯМА — букв, «середина», «между». Второй уровень речи, промежуточный между мирским и духовным;мысленная речь или намерение.
МАЙТХУНА — половое сношение. Одно из Пяти М. В эзотерическом смысле Эфир, один из Пяти Элементов.
МАЙЯ — иллюзия. Как правило, относится к космической иллюзии.
МАЙЯ-ШАКТИ — сила бессознательного или объективности, которая идентифицируется с миром, проявление Абсолюта.
МАМСА — мясо. Одно из Пяти М. В эзотерическом смысле Воздух, один из Пяти Элементов.
МАНВАНТАРА — период времени, содержащий семьдесят циклов Четырёх Юг.
МАНДАНА — процесс украшения; созидание.
МАНДА — украшение, создание.
МАНТРА — определённый набор звуков. При их произнесении янтра наполняется энергией их вибраций.
МАНТРА-СИДДХИ — букв, «совершенство мантры». Результат удачной садханы, такой как пурашчарана.Проявление божества, соответствующего повторяемой мантре.
МАНТРА-ЧАЙТАНЬЯ — стадия садханы, выше тадрупаты, когда существует полное единство сознания и мантры.
МАНУ — существо, прародитель рас, населяющих Землю во время манвантары.
МАРГА — дорога.
МАРДЖАНА — часть пурашчараны, во время которой мантра произносится одновременно с обрызгиванием водой тела (марджана).
МАРЬЯДА ПУРУШОТТАМА — Совершенный в Окружении, так говорят о Раме.
МАРЬЯДА — ограниченный, окружённый.
МАТСЬЯ — букв. «рыба». Имя инкарнации Вишну в форме рыбы. Одно из Пяти М. В эзотерическом смысле Вода, один из Пяти Элементов.
МАХАВИРА БАЛАВАНТ — букв, «великий и могущественный герой». Описание Ханумана.
МАХАКАЛА — бог смерти.
МАХАНУБХАВИ — букв, «великий ощущающий», так говорят о риши.
МАХАПУРУША — букв, «великая душа». Относится к любому существу, достигшему бессмертия в результате садханы. Риши, муни, натхи и сиддхи — все они махапуруши.
МАХАРАДЖ— букв, «великий царь». Также общепринятое обращение к святому, который достиг влияния в духовном мире.
МАХА РАСА — трансцендентный аромат.
МАХА РАТРИ — Великая Ночь, называемая также Маха Шива Ратри. Ночь накануне новолуния во время лунного месяца Магха (февраль или начало марта).
МАХА — великий, огромный, космический.
МАХА-АТХАРВАН — звание маха-каулы, чья Кундалини пробуждена в полной мере. Как таковой он вышел за пределы ограничений Атхарваведы, что есть источник тантры.
МАХА-БХАВА-САМАДХИ — эмоциональные вспышки, состояние безумия, сопровождаемое неконтролируемой любовью и радостью.
МАХА-КАУЛА — название каулы после того, как над ним выполнено ритуальное омовение посвящения (абхишека).
МАХА-МАЙЯ — «великая (космическая) иллюзия». Покров индивидуального я.
МА — используемое Вималанандой имя для обозначения Богини-Матери — космической потенциальной силы, отвечающей за творение. Всё женщины были для него воплощением этого вселенского принципа материнства и материнских качеств.
МЕГХА — букв, «облако». Название раги. Если вы хотите дождя, вы играете Мегху определённым образом, и дождь приходит.
МЛЕКЧА — букв, «варвар». Одно из общепринятых санскритских слов для обозначения чужеземца.
МОКУЛ — умерший мусульманин, достигший при жизни хороших успехов в своей садхане.
МОХА РАТРИ — Ночь Заблуждения. Ночь рождения Кришны. Наступает в месяце Шравана (август или начало сентября).
МОХА — заблуждение.
МУДРА — букв, «поджаренное зерно». Одно из Пяти М. В эзотерическом смысле Земля, один из Пяти Элементов.Есть другое значение этого слова — «печать». Это особая поза тела или рук, которая «запечатывает» энергию в организме, чтобы она действовала нужным образом.
МУКТИ — свобода от влияния иллюзии.
МУЛАДХАРА — первая чакра, расположенная в промежности.
МУНДА САДХАНА— духовная практика, в которой используются черепа.
МУНДА — череп.
МУНИ — продвинутое существо (но всё же ниже риши), которое может общаться телепатически или посредством взгляда.
НАГА-КАНЬЯ — змея-принцесса.
НАГ — букв, «змея», «нагой». Нагой садху. который отказывается от всего, кроме своего огня.
НАДА — звук.
НАДА-БРАХМАН — музыка сфер, Абсолют, выраженный как звук Ом.
НАДА-ЙОГА — садханы, в которых используется музыка. В нада-йоге поклоняются Нада-Брахману.
НАДИ — эфирные нервы. Тело содержит 72 000 нади, которые служат проводниками праны.
НАРАСИМХА — букв, «человек-лев». Имя аватары Вишну.
НАРАЯНА — имя Бога, в особенности Вишну.
НАРА — человек.
НАТХ — букв, «повелитель». Высокопродвинутое существо, агхори.
НИВРТТИ — внутреннее движение сознания в направлении своего источника.
НИДЖАДЖНАНА — знание изнутри.
НИРАКАРА ТАТТВА — недифференцированная Реальность.
НИРАНДЖАНА — безупречный.
НИРВИКАЛЬПА САМАДХИ — состояние сознания, в котором все двойственности наконец преодолены и остаётся только осознание Параматмы (предельной Реальности). Не остаётся сознания тела или индивидуальности.
НИРВИКАЛЬПА — «без выбора».
НИШКАЛАНКА— букв, «безупречный». Имя Калки, последней аватары Вишну.
НИЯМА — вторая часть йоги, внутренняя дисциплина.
НЬЯСА — ритуальное размещение божества в части тела.
ОДЖАС — источник метаболической энергии тела. Оджас порождает ауру, а также иммунитет.
ПААН — распространённое средство, улучшающее пищеварение. Состоит из вяжущего ореха арека и других ингредиентов, завернутых в острый на вкус лист бетеля. Обычно жуют после еды. Утверждают, что он обладает афродитическими свойствами.
ПАКХАВАДЖ — большой двойной барабан.
ПАНЧАМАКАРА — быстрый и мощный способ гармонизации Пяти Элементов.
ПАРАМАТМА — Вселенская Душа, тотальность духа в Космосе. Все дживы и дживатмы принадлежат Параматме.
ПАРАШУРАМА — «Рама с топором». Шестая аватара Вишну.
ПАРА — букв. «вне». Четвёртый и высший уровень речи, телепатическая речь, при которой передаётся только намерение, но не звук. Доступен только риши.
ПАША— аркан, ловушка. (См. Ашта паша.)
ПАШУ — букв. «животное». В терминологии Вималананды: «тот, кто уловлен (подобно жертвенному животному) пашой». Паша — любая из восьми ловушек (см. Ашта паша).
ПАШЬЯНТИ — букв, «видение». Третий уровень речи, видение божественным глазом, ясновидческое восприятие.Некоторые бессмертные, включая натхов и муни, используют пашьянти.
ПИТРИ ТАРПАНА — ритуал, выполняемый для усопшего человека, как правило, для отца, матери или другого родственника, с тем чтобы удовлетворить сильное желание, которое было у этого человека. Выполненный должным образом, он обеспечивает ему благоприятное перерождение и позволяет ему продолжать духовное развитие.
ПИТРИ — отец, усопший предок.
ПИШАЧА — дух невысокого уровня.
ПРАВРТИ — внешнее движение сознания в направлении проявления.
ПРАЙОГА — букв, «процедура». Любой ритуал или медитативная процедура.
ПРАЛАЙЯ — периодическое исчезновение вселенной, при котором все возвращается к первичному (пратхама) ритму (лайя): Абсолюту. Это случается в конце каждой Кали-юги и вызывается, как правило, природными катастрофами.
ПРАНАЯМА — контроль дыхания. Любая практика, связанная с контролем дыхания.
ПРАНА — букв, «дыхание», «жизненная сила». Пять важнейших дыханий: Прана (направленное вперёд дыхание, которое регулирует процесс дыхания), Апана (направленное вниз дыхание, которое регулирует испражнение), Самана (равномерно распределённое дыхание, которое регулирует пищеварение), Вьяна (всеохватывающее дыхание, которое обеспечивает движение конечностей и суставов) и Удана (направленное вверх дыхание, которое охватывает голову).
ПРАНА-ПРАТИШТХА — букв, «установление праны». Ритуал, в котором прана вселяется в изображение божества.
ПРАСАДИКА-ВАНИ — «слова, дарованные Богом».
ПРАСАД — любое вещество, обычно пища, предложенное божеству или святому либо их образу, которое затем принимается учеником или преданным. Считается, что прасад содержат некоторое количество Шакти этого божества или святого и может оказать благотворное духовное воз- действие на того, кто этот прасад принимает.
ПРАТЬЯХАРА — «отчуждение» чувств. Четвёртая часть классической йоги.
ПРАХЛАДА — сын царя демонов Хираньякашипу. Почитатель Вишну.
ПРЕМА — любовь, в особенности романтическая любовь.
ПРЕТЫ — люди, после смерти которых родственники не совершили соответствующих погребальных церемоний и которые обречены в конце концов принять форму кобры.
ПУДЖА — «ритуальное обожание», в особенности божества или гуру, с помощью предметов, символизирующих чистоту, божественность или милосердие, таких как цветы, фимиам, сладкие фрукты, кокос и т. д. Пуджу можно выполнять и мысленно. Агхори могут выполнять внешнюю пуджу с нечистыми объектами, например менструальной кровью и фекалиями.
ПУРНАТМАКА ПУРУШОТТАМА — Воплощённое Совершенство, так говорят о Кришне.
ПУРНАТМАКА— «тот, чья природа — полнота».
ПУРНИМА — полнолуние.
ПУРУШОТТАМА— Высшее существо.
ПУРАШЧАРАНА — продолжительная контролируемая садхана для достижения мантра-сиддхи.
ПУШТИ — милосердие, процветание.
ПУШТИ-МАРГА— путь (марга) посвящения Кришне, основанный Валлабхачарьей (1479— 1531).
ПЯТЬ ВЕЛИКИХ ЭЛЕМЕНТОВ — элементарные составляющие физической вселенной: Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир (Пространство).
РАВАНА — имя царя демонов, который похитил Ситу, жену Рамы, позже убитый Рамой.
РАВИ — Солнце.
РАГА — букв, «мелодия». Род индийской музыки.
РАДЖАС — одна из трёх гун.
РАДЖЬЯ — царство.
РАКТА — кровь.
РАКШАС — демон.
РАМА РАДЖЬЯ — царство Рамы. Символ идеального государства, где правят мир, гармония и дхарма.
РАСАТМАКА— букв, «полный блаженного чувства», так говорят о Кришне.
РАСА — аромат, эмоция.
РАСА-ВИДЬЯ — букв, «знание аромата». Тантрическая алхимия.
РАТРИ — ночь.
РИШИ — букв, «провидец». Всё, что риши видит или воспринимает, становится реальностью, так как риши является эфирным существом высшего уровня. Он почти ничем неограничен и может мгновенно попасть в любую точку космоса и делать всё, что ему угодно. Риши «увидели» гимны Вед, из которых произошли все знания древней Индии.
РНАНУБАНДХАНА — узы кармического долга.
РОТИ — родовое название индийского хлеба. Обычно так называют чаппати.
РУДРА — букв. «Плачущий» или «Тот, кто заставляет других плакать». Рудра — это древнее имя Шивы, бога смерти, получившего такое имя в силу того, что Он заставляет плакать всех, кто соприкасается с Ним, ибо Он отрывает их от ограниченного существования, к которому они так крепко привязаны.
РУПАТИТА — «вне формы».
САГУНА — «обладающий качествами, формой». Абсолют может быть представлен как проявленный и имеющий форму (сагуна) и как бесформенный и непроявленный (ниргуна).
САДАШИВА— «Вечный Шива» Состояние, в котором Шива и Шакти объединяются через действие Кундалини.Левая половина лица Садашивы — женская, а правая — мужская.
САДХАКА — тот, кто практикует садхану.
САДХАНА — любая духовная практика. Садханы агхоры призваны заменить индивидуальность агхори индивидуальностью божества путём создания формы этого божества в тонком теле агхори.
САДХУ— «хороший человек». Странствующий религиозный нищий.
САМАГРИ — собрание, соединение, в особенности жертвенных материалов.
САМАДХИ — состояние глубокого или однонаправленного сознания, транс.
САМАЙЯ — «время, случай», в особенности для регулярных событий — поклонения или принятия пищи.
САМПРАДАЯ — секта, традиция.
САМПРАДАХА — полное сжигание.
САМСАРА — циклы рождения и смерти, увязание в трясине земного существования; проявленный мир.
САМСКАРА — личное качество.
САМЬЯМА — полный контроль.
САНГАМ — слияние, как встреча двух рек.
САНДЖИВАНИ — трава, которая может вернуть мёртвого к жизни, принесённая с Гималаев Хануманом, чтобы спасти Лакшмана, брата Рамы.
САНКАЛЬПА — намерение; определённость.
САНКХЬЯ — «число», например число повторений джапы, которую следует выполнить.
САРАНГИ — струнный смычковый инструмент среднего размера.
САРВАВИДЬЯ — полнота знания о проявленном. Это сиддхи, которое включает контроль над всеми Шакти в космосе.
САТТВА — одна из трёх гун.
САТЬЯ-ЮГА — букв, «зон истины». Первая и самая продолжительная из юг. В Сатья-юге, где дхарма или праведность действует в полную силу, не существуют болезни и раздоры, и люди получают всё необходимое силой воли.
САХАСРАРА — энергетический центр у макушки головы.
СВАПНЕШВАРИ — богиня сновидений.
СВАТАНТРА — «независимый, самодостаточный». Главная цель тантры.
СЕТУ БАНДХА — наведение моста от Индии до Ланки обезьяньей армией Ханумана, позволившего армии Рамы пересечь воды и спасти Ситу. В эзотерическом смысле Сету Бандха соединяет Муладхару с Манипурой, являясь мостом через Свадхистхану.
СЕТУ — мост.
СИДДХИ — букв, «совершенство», в особенности успех в садхане.
СИДДХ — букв, «совершенный». Каждый, кто обрёл сиддхи, является сиддхом. Вималананда ограничил своё употребление слова «сиддх». обозначая им тех существ, которые достигли бессмертия.
СИМХ — лев.
СИРШАСАНА — стойка на голове
СМАРАХАРА — имя Шивы. После того как бог любви (Смара) нарушил Его медитацию, Шива уничтожил (хара) его одним лишь взглядом.
СМАШАН — место, где мёртвые тела сжигают или предают земле. Слово происходит от «ашмашан» (букв, «место, где лежат камни»), что указывает на то, что раньше предание земле было распространено в Индии более широко, чем сейчас.
СМРТИ — букв, «память, которая сохраняется». Письменная традиция в отличие от Шрути, Веды, передаваемой традиции.
СТХАНА — местоположение.
СТХАПАНА — установление, основание.
СУДАРШАНА — хорошее зрение.
СУДАРШАНА-ЧАКРА — диск Вишну.
СУРА — бог (то же, что и дэв).
СУРЬЯ — Солнце.
СУР — бог. То же, что и дэв
СУШУМНА — центральная пади, через которую проходит Кундалини-Шакти.
ТАДРУПАТА — букв, «состояние приобретения похожей формы». Стадия садханы, выше танмаяты, на которой практикующий приобретает идентичность с божеством.
ТАМАС — одна из трёх гун.
ТАНМАЯТА — букв, «неразлучность». Стадия успеха в садхане, на которой практикующий ни на миг не расстаётся с выбранным им божеством.
ТАНТРА — ментальная наука, метапсихология, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия.
ТАПАС — жар. аскеза. Тапас сжигает кармы дотла.
ТАРА — Богиня Тара. Побуждающая Переправляться. От санскр. «пересекать, плавать»
ТАРПАНА — жертвоприношение в воду.
ТАТТВА — букв «таковость». Категория существования. Например, три гуны представляют собой таттвы. Атма —это также таттва.
ТИРТХАНКАРА — букв, «устроитель брода». Имя одного из 24 основателей джайнистской религии. В эзотерическом смысле Тиртханкара — один из тех, чья Кундалини успешно прошла сквозь все Шесть Чакр.
ТОНКОЕ ТЕЛО — астральное тело; оболочка существования, расположенная между каузальным и физическим телами. Ум находится именно в тонком теле. Кармы, проецируемые из каузального тела, должны вначале пройти через тонкое тело, прежде чем достигнут для своего выражения тела физического.
ТРАТАКА — форма медитации, в которой человек пристально смотрит, к примеру, на пламя свечи. Если её правильно выполнять, она может открыть третий глаз. В Трета-юге люди использовали тратаку для получения праны от Солнца.
ТРЕТА-ЮГА— букв, «зон трёх четвертей», когда утеривается четверть праведности Сатья-юги и остаётся три четверти. В Трета-юге жертвоприношение (яджна) — это главная садхана.
ТРИВЕНТИ-САНГАМ — слияние в Аллахабаде (Праяге) трёх рек: Ганга, Ямуны и невидимой Сарасвати. В эзотерическом смысле оно происходит в Аджна-чакре, во лбу, где Сурья-нади и Чандра-нади (энергетические каналы левой и правой сторон, соответственно, генерирующие тепло и прохладу) вливаются в Сушумну.
ТУЛСИ — священный базилик.
ТУРЬЯ — букв, «четвёртый». Состояние сознания, которое выше трёх обычных состояний бодрствования, дремоты и глубокого сна, в котором человек ощущает идентичность с абсолютным Брахманом.
УПАНАЯНА — ведическая церемония одевания священной нити (джахнави) и инициация в Гаятри-мантру и изучение Вед
ФАКИР — аскет-мусульманин.
ХАЛАХАЛА — угрожающий миру ядовитый напиток, выпитый Шивой и окрасивший его горло в синий цвет.
ХАНУМАН — царь обезьян из Рамаяны, который представляет собой архетип духовного преданного.
ХАРА — букв, «хвататель». Имя Шивы как повелителя смерти.
ХИРАНЬЯКША — царь демонов, старший брат Хираньякашипу. Был убит Варахой, аватарой Вишну в форме борова.
ХИРАНЬЯКАШИПУ — великий царь демонов, отец Прахлады. Был выпотрошен Нарасимхой, аватарой Вишну в форме человека-льва.
ХОМА — общий термин для любого ритуала, в котором жертвоприношение огню служит первичным действием.
ЧАЙТАНЬЯ — сознание.
ЧАКРА— букв, «колесо». Чувствительное сплетение тонкого тела Обычно описывают шесть чакр: Муладхара — в промежности; Свадхистана — в области лобка; Манипура — у пупка; Анахата — около сердца; Вишуддха — в гортани; Аджна — в центре лба. После Аджны идёт Сахасрара, которая на самом деле не является чакрой. Агхора добавляет ещё три чакры: Голата, Лалата и Лалана. Все они расположены в голове.
ЧАКРА-ПУДЖА — ритуал, в котором один или более тантристов-мужчин окружают себя тантристками (рекомендуемые числа — 8, 16 или 64). Сексуальные отношения служат кульминацией длинного ритуала, который включает множество жертвоприношений, во время которых как мужчины, так и женщины самоидентифицируются с божествами.
ЧАРАС — наркотическое вещество, приготавливаемое из гашиша.
ЧИЛЛУМ — трубка, используемая для курения марихуаны или гашиша, смешанных с табаком. Имеет в длину три или четыре дюйма, прямая, один конец широкий, по форме напоминающий горшок, постепенно суживающийся и переходящий в тонкий мундштук.
ЧИТ — сознание, субъективность.
ЧИТ-ШАКТИ — сила сознания или субъективности, которая самоидентифицируется с непроявленным Абсолютом.
ЧУДАЙЛЫ — духи очень низкого уровня.
ШАВАСАНА — поза йоги (асана), в которой практикующий простирается подобно трупу (шаве), с тем чтобы полностью расслабиться.
ШАВА — труп.
ШАКАРПАЛА — род конфет.
ШАКТИПАТ— «потомок Шакти».
ШАКТИПАТ -ДИКША — посвящение через перенесение Шакти.
ШАКТИ — энергия; способность совершать какое-то действие. В индийской философии Шакти всегда женского рода.
ШАЛАГРАМА— ископаемый аммонит, символизирующий Вишну.
ШАТ — шесть
ШАТ-ПРАЙОГА— букв, «шесть ритуалов». Ритуалы чёрной магии, которые вызывают смерть, заблуждение, раздоры, ненависть, помехи и околдованность.
ШЕСТЬ ВКУСОВ — в аюрведе выделяются шесть вкусов: сладкий, кислый, солёный, горький, острый и вяжущий.
ШИВАИЗМ — сектантское поклонение Шиве или его аспектам.
ШИВА-ЛИНГАМ — пенис Шивы
ШИТА — прохлада.
ШРУТИ — «то, что слышно». Указывает на Веду, поскольку она была передана на словах.
ШУДДХА — чистый, очищенный.
ШУДДХА-АДВАЙТА — «чистая недвойственность». Название философии пушти-марга, основанной Валлабхачарьей.
ШУДДХИ — очищение.
ШУДРА — работник. Представитель наследственной касты работников.
ШУКРА — семя.
ШУНЬЯ — букв, «пустота», «отсутствие чего бы то ни было». В состоянии Шуньи все имена и формы угасают, и осознаётся лишь своё Я. В состоянии Шуньи содержится вся вселенная в непроявленной форме.
ЭФИРНАЯ СУЩНОСТЬ— раз-воплощённая индивидуальность, качество влияния которой определяется степенью её духовного развития.
ЮГА— четыре юги, или эры: Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга и наша эра, Кали-юга.
ЯДЖНОПАВИТА — священная нить, которую носят брахманы и другие (также джахнави)
ЯДЖНА — ведический огненный ритуал. В яджне призываются божества из эфирных миров, затем их кормят ароматом дыма от сжигания разнообразных приношений.
ЯКША/ЯКШИНИ — индусский ангел (мужского или женского пола соответственно); эфирная сущность, бывшая когда-то человеком и достигшая данного положения после смерти благодаря своим успехам в садхане.
ЯМА — царь праведности, именуемый также Дхармараджей. Является судьёй умерших, оценивающим их поступки во время пребывания на Земле и определяющим, в какой рай или ад они направятся на время ожидания нового рождения. Также первая часть йоги, внешняя дисциплина.
ЯНТРА — диаграмма, выполняющая функцию вместилища силы мантры. Тантра — это ритуал наделения янтры силой, создаваемой с помощью мантры. В качестве янтры может быть использована любая субстанция, но Вималананда утверждал, что наилучшей из всех возможных янтр является человеческое тело.
Шри-янтра (жирная линия)
(продолжение со стр. 8)
Богиня Махавидьи, Трипурасундари, также известна как Сода-си — «божественная шестнадцатилетняя богиня».Она обладает прекрасной фигурой красного цвета. Её четыре руки держат лук, аркан, стрелу и трезубец. Она, в сексуальном союзе, восседает верхом на распростёртом теле её белого Шивы, поддерживаемая троном, четырьмя подножиями которого служат боги — Брахма, Вишну, Рудра и Индра. Этой форме Шри-янтры десятилетиями поклонялся Теланг Свами в храме Анапурны в Бенаресе.
БИБЛИОГРАФИЯ
Avalon, Arthur (Sir John Woodruff), The Serpent Power, Madras: Ganesh & Co., 1913.
Avalon, Arthur (Sir John Woodruff), Shakti and Shakta, Madras: Ganesh & Co., 1929.
Campbell, Joseph, The Inner Reaches of Outer Space, New York: Harper & Row, 1986.
Jung, Carl, Psychological Commentaries on Kundalini Yoga, Lectures One and Two — 1932, New York: Spring Publications, 1975.
Krishni, Gopi, Kundalini: The Evolutionary Energy in Man, Boulder: Shambhalla Publications, 1971.
Свобода, Роберт Э., Агхора. По левую руку Бога. (В тексте для сокращения упоминается как Агхора I.)
Приложения и янтры
ПРИЛОЖЕНИЕ
Роберт Биэр
ЯНТРЫ: ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Янтра («устройство» или «инструмент») обычно представляет собой геометрический образ, предназначенный для настройки ума на избранное божество. Йогини Тантра говорит, что богине можно поклоняться как изображению, мандале или янтре. Янтра — это внешняя форма богини, тогда как мантра — её тонкая форма. По сути, мантра — это божество. После того как в янтру вписаны её биджа-мантры и она наделена силой через освящение, внутри неё воцаряется божество. Наделение силой — это вхождение праны божества внутрь янтры, без чего янтра остаётся лишь пустой конструкцией. Янтра, освящённая через благоприятные ритуалы, приносит мир и благополучие, а также отводит зловредные влияния от семьи почитателя. Янтры могут быть использованы в магических целях. Когда янтру применяют в пагубных ритуалах, она становится скорее темницей для божества, чем дворцом.
Структура янтры обычно включает центральную точку (бинду), которая воплощает семя (биджу) божества. Бинду, как правило, окружают треугольники, которые образуют гексаграмму или другую геометрическую композицию.Направленные вверх треугольники огня символизируют бога, а направленные вниз треугольники ветра — богиню (йони). Иногда пересекающиеся квадраты охватывают центр, покоящийся на круглом лотосном ложе. Всю внутреннюю конструкцию обрамляют концентрические круги из лепестков лотоса, которых, как правило, восемь или шестнадцать.Вся схема содержится внутри квадрата бхупура («плана земли») с четырьмя воротами, расположенными по сторонам света.
Янтры изображаются на различных материалах, в зависимости от их назначения и выполняемых ими функций. Для мирных и энергезирующих ритуалов часто используют горный хрусталь и берёзовую кору, для обогащения — золотую, серебряную или медную пластину, для разрушающих ритуалов — железо, кожу или кость. Нередко металлическую пластину покрывают пастой, в состав которой может входить сандаловое дерево, шафран или алоэ, а затем наносят изображение острым предметом из золота, дерева, железа или шипом растения (акации, баэля[1] или дурмана), в зависимости оттого ритуала, в котором оно используется. Объёмные янтры, мастерски изготовленные из благородных металлов, горного хрусталя, кораллов или ляпис-лазури, способствуют поддержанию длительного мира и благополучия.
ДЕВЯТЬ НАТХОВ
Традиция Девяти Натхов уходит в десятое столетие, во времена расцвета шиваитской тантры. Слово «Натх» —производное от имени Шивы, его дословное значение — «Повелитель».[2] Натхи вызвали к жизни разнообразные системы тантрических практик, нацеленных на преображение человеческого тела в божественное бессмертное тело.Основу их методов составляет практика хатха-йоги, кундалини-йоги и алхимической йоги. Традиция Северной Индии насчитывает в своей родословной девять натхов и восемьдесят четыре сиддха, наиболее выдающимися из которых были Матсьендранат и Горакхнат. Многие из этих восьмидесяти четырёх сиддхов появляются в буддийской тантрической традиции, где иногда говорится, что они практиковали индуистскую тантру днём, а буддийскую — ночью.Различные списки Девяти Натхов включают: Матсьендраната, Горакхната, Джаландхару, Канипу, Гопичанда, Чауранги, Чарпати, Дхарамната и Гаинината.
ИЛЛЮСТРАЦИИ НАТХОВ И СИДДХОВ
Натхи и сиддхи изображены в тибетском стиле. Номера страниц соответствуют упоминаниям в тексте.
Сиддх Матсьендранат
Матсьендранат — «Повелитель Рыб», первый гуру среди девяти натхов. Вместе с Горакхнатом его считают основателем традиций натхов, каулов и канпхатов, а также зачинателем практик хатха-, лайя- и раджа-йоги. Согласно легенде, он был рыбаком из Камарупы в Ассаме, которого, как и Иону, проглотила пойманная им огромная рыба. Рыба легла отдохнуть на океанское дно неподалёку от тайного места, которое Шива выбрал для того, чтобы передавать самые тайные учения своей супруге Уме. Пребывая в брюхе рыбы, Матсьендранат подслушал эти тайные разговоры и получил мантру непосредственно от Шивы, которому не оставалось другого выбора, как сделать Матсьендраната своим учеником. Матсьендранат провёл двенадцать лет в брюхе рыбы, совершенствуя свою садхану, пока наконец не был извергнут на сушу. У него было много учеников, самым известным из которых был Горакхнат.
В Непале Матсьендранат почитается как буддийский бодхисаттва сострадания, Авалокитешвара, который идентифицируется с Шивой в форме Локаната — «Повелителя Мира». Матсьендранат — покровитель Непала.Считается, что он принёс первые зерна риса в гималайское царство.
Сиддх Матсьендранат
(стр. 289)
Сиддх Горакхнат
Индийский полуостров богат историями и удивительными подробностями из жизни Горакхната. По-видимому, он родился примерно в десятом веке в Пенджабе, хотя легенды часто относят его жизнь в гораздо более отдалённое прошлое. Он много путешествовал по Индии, из Синда в Бенгалию, из Непала в Шри-Ланку. Говорят, что силой своей медитации в Непале он вызвал двенадцатилетнюю засуху, которая закончилась, когда вмешался Матсьендранат.Город Горка в Непале назван в честь Горакхната, и сегодня его потомки образуют племя гурков. Его последователи верят в то, что он бессмертен и до сих пор живёт в Гималаях. Однако в огромном храмовом комплексе Горакхпут в Уттар-Прадеше имеется гробница, в которой, как говорят, покоится его тело, погруженное в самадхи. Его индуистское имя Горакша, возможно, происходит от «Покровителя Коров (Го)» или из легенды, в которой бесплодная женщина, желающая родить сына, достала немного пепла с костра Шивы. Вместо того чтобы проглотить этот пепел, она бросила его на кучу навоза (гхор), и двенадцать лет спустя Матсьендранат извлёк из этой кучи мальчика, которого Шива назвал Горакхнатом — «Повелителем Навоза».
Говорят, что он вдохновил таких великих просветлённых, как Кабир, Гопичанд, Гуга, Пуран Бхагат и Гуру Нанак —основатель сикхской религии. В одной рукописи ему даже приписывают то, что он был приёмным отцом и учителем пророка Мухаммеда. Его последователи, известные как горакхнаты, натхи и канпхаты, образуют крупнейшую индийскую тантрическую традицию. Канпхаты получили своё название по практике расщепления центра уха для ношения больших серег, обычно изготовленных из рога носорога, слоновой кости, раковины, меди или золота. Этим серьгам придаётся огромное значение. Если их вынимают, а также если калечится ухо, йог становится отверженным.В некоторых областях Индии такие происшествия кончаются тем, что йога хоронят заживо, и над его телом не воздвигают надгробный памятник.
Сиддх Горакхнат
(стр. 33, 220)
Сиддх Чаурангинат
Чаурангинат был учеником и современником Горакхната. Легенда говорит, что он был сыном бенгальского царя Девапалы. Первая жена Девапалы умерла, когда Чауранги был ещё ребёнком, и его отец взял новую жену, которая прибегла к обману, чтобы привести своего собственного сына на трон. Чауранги отвели на лесную поляну, где ему отрубили руки и ноги. Здесь его нашёл Матсьендранат, который поручил Горакхнату позаботиться о юноше без конечностей. Горакхнат обучил его йоге «задержки дыхания в чаше» (кумбхаке), и после двенадцати лет этой практики его конечности были чудесным образом восстановлены силой его сознания.
Его имя Чауранги, возможно, происходит от «Четырёх Конечностей (анга)», а форма его торса в виде луковицы (канда) по-видимому указывает на практику кханда-манда-йоги. Говорят, что Чауранги основал огромный храм Кали в Калькутте — Калигхат. Главная магистраль Калькутты, проходящая с севера на юг, сегодня известна как Чоуринги (Chowringhee).
Сиддх Чаурангинат
Сиддх Джаландхаранат
Джаландхара, чьё имя переводится как «Носящий Сеть», на бенгальском известен также как Хадипа —«рождённый из кости (хада) Шивы». Он назван по одному из четырёх наиболее священных мест (пит) тантрической практики, Джаландхаре, расположенной в долине Кангра на северо-западе Индии, неподалёку от современного города Джуллундера.
Согласно легендам о натхах, Хадипа был бенгальским подметальщиком, который стал учителем молодого царя Гопичанда. Гопичанд сомневался в честности своего гуру и велел закопать Хадипу живьём в землю. Двенадцать лет спустя ученик Хадипы Канипа узнал об этом событии от Горакхната и отправился в Бенгал, чтобы освободить своего учителя. Когда Хадипа вышел живым из этого испытания, Гопичанд раскаялся в своём поступке и отрёкся от трона, чтобы последовать путём натха вслед за своим учителем Хадипой.
Джаландхара был великим представителем хатха- и кундалини-йоги. Горакхнат поясняет, что термин «хатха», означающий «сильный», состоит из двух слогов ха и тха, символизирующих солнечный и лунный каналы, которые силой побуждаются к союзу (йоге) в центральном канале, Сушумне.
Сиддх Джаландхаранат
Сиддх Канипанат
Говорят, что Канипа родился брамином в царстве Гаура рядом с Бенгалом. Считается, что его отец был рыбаком, который поймал ту самую рыбу, из которой появился Матсьендранат. Гуру Канипы был Джаландхара, и легенды о нём полны случаями, связанными с Бамаргом, или Путём Левой Руки. Он способствовал расцвету традиций капалика и карья, сочинив знаменитый цикл песен бенгальской карьи, известный как Карьягити. Его также считают одним из основателей секты агхори, и многие заклинатели змей почитают Канипу как своего главного гуру. Есть история о том, как Матсьендранат и Горакхнат устраивали у себя тантрическую трапезу, и каждый из гостей был волен выбрать для себя еду. Канипа выбрал жареных змей и скорпионов и был немедленно выставлен на улицу. Согласно буддийской легенде, безвременная смерть Канипы объясняется проклятием, наложенным на него дакини. На смертном одре он обучился садхане безголовой Ваджры Варахи, божеству, отождествляемому с безголовой богиней Махавидьи —Чиннамастой.
Сиддх Канипанат
Сиддх Чарпатинат
Чарпати был одним из первых великих учителей хатха-йоги и создал несколько текстов по этому предмету. Он был одним из первых учеников линии Капалика. Его гуру был Джаландхара. Одна из легенд о нём связана с практикой кхечари-мудры, когда язык заворачивается назад в верхнее мягкое небо гортани. Он жил примерно в десятом веке.Среди его учеников был царь государства Чамба в Химачал-Прадеше, Сахила Варма.
Сиддх Канипанат
Сиддх Джаландхаранат
Сиддх Матсьендранат
Сиддх Горакхнат
Сиддх Чаурангинат
Сиддх Налинапа
Музыкант Сиддх Винапа,
который реализовался через нада-йогу
Сиддх Чарпатинат
Сиддх Бхадрапа
Алхимик Сиддх Нагарджуна
Сиддх Чанг Дэв Махарадж
Сиддх Денгипа — Обмолачиватель Риса
Шри Янтра
[1] Баздь — дерево, называемое также вилва, посвящено Шиве. Ботаническое название — чгле мармеладное. (Прим.ред.)
[2] Санскритское слово натх произносится как наш с придыханием в конце слова. Аналогично произносится буква х в других санскритских словах с придыхательными согласными kh, ch, th, ph, gh.jh, dh, bh, например в гхи, саддху,свадхистхана, капха, самадхи, сиддха Иногда букву х в написании подобных слов не используют. В данной книге слово натх пишется как нат, если оно вставлено в имя, например натх Горакх —» Горакхнат, натх Гаини —» Гаи-нинат. {Прим. ред.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий