суббота, 14 апреля 2012 г.

Из книги «Бхагавад Гита. Путеводитель для западного человека» Джека Хоули.
Сатья Саи Баба просит духовных искателей обратить особое внимание и принять к руководству главу 12 величайшей духовной книги «Бхагавад Гита»

Бхагавад Гита

Глава 12
Путь преданной любви
(Бхакти йога)

«Мне дорог тот преданный, что отринул “я” и “мое”, одинаково бесстрастный в горе и в радости…»

1. И вновь Арджуна говорит: «Теперь возрос мой интерес намного, но прояснить хочу одно сомнение. Ты говоришь, что только беззаветная любовь и поклонение позволяет преданному достичь единства с Богом. Но одни поклоняются невидимому, не имеющему образа Богу (Ниргуна Брахману), а другие почитают видимого Бога, имеющего образ (Сагуна Брахмана)(1). Который легче из этих двух путей? К кому из почитателей больше склоняется Твое сердце?»

2. Кришна отвечает: «Оба пути мне приятны, но почитание Сагуна Брахмана, Божества, которое ты можешь увидеть, сейчас больше всего подойдет тебе, Арджуна. Прочно утвердившись сердцем в видимой Моей ипостаси и предавшись служению и вере, ты скоро придешь ко Мне, Божественному Владыке.

3–4. Что до тех, кто поклоняется Ниргуна Брахману (Богу, не имеющему имени и формы), то если они подлинно смирили свои чувства, достигли спокойствия разума и трудятся на благо всего живого, они также придут ко Мне. Но следует тебе знать, Арджуна, что «Ниргуна» означает «не от природы»; это Брахман неизреченный, непроявленный, невидимый, в материю не облаченный. Таким образом, он недоступен чувствам и ничему не может быть уподоблен.

5. Тем, кто поклоняются нематериальному Божеству, приходится одолеть более крутой подъем. Человеку, в его физическом существовании, бесконечно трудно до конца постичь отсутствие физической формы. Обычные люди отождествляют себя со своими телами и невольно представляют себе Бога как такое же создание в каком-нибудь теле. Чтобы испытать подлинную любовь к лишенному образа Богу, надо освободиться от отождествления с собственным тела, а этой ступени не многим удается достичь.

Но помни, Арджуна, что поклонение Божеству в той или иной форме поможет тебе лишь малое время. Тем, кто поставил себе целью полное освобождение, придется рано или поздно победить привязанность к телу. Без этого та ступень духовного развития, на которой находится Атман, недостижима.
________
(1) Ниргуна Брахман – буквально «Бог без свойств», то есть абстрактный Бог, не имеющий имени, формы и каких-либо других атрибутов; Сагуна Брахман –  «Бог со свойствами», то есть божество, божественное проявление или их изображение с именем и формой.

Формы преданности

6–7. Но знай, Арджуна, что Я не замедлю придти к тем, кто посвятил Мне все свои дела, с неколебимой преданностью устремил ко Мне свой разум, кто во Мне высочайшее счастье свое находит и почитает Меня единственной целью своей жизни. За то, что они столь Меня возлюбили, Я спасу их от бедствия смерти и новых рождений.

8. Подлинно, где ум человека, там и он сам. А потому сосредоточь ум свой на Мне. Полностью в Меня погрузись. Одному Мне поклоняйся. Успокойся во Мне. Тогда несомненно ко Мне придешь и со Мною пребудешь.

9. Если ты не можешь в Меня целиком погрузиться, тогда отторгни свой ум от мира и достигни Меня путем усиленного сосредоточения на Мне. Знаю, это может казаться несбыточным, но, как Я сказал, невозможное становится возможным благодаря неустанным усилиям (абхьяса-йоге).

10. Если окажется, что и на такое сосредоточение ты пока не способен, обрати все свои земные дела в служение Мне. Совершай их ради Меня. Призови себе в помощь привычку; привыкни посвящать все, что делаешь, Божеству. Так ты станешь Моим орудием, и твой разум постепенно очистится, что приведет тебя ко Мне.

11. Но если и на это ты не способен, у тебя есть другая, равно действенная возможность. Положись на Меня, сделай Меня своим прибежищем. Смири свой ум и перестань желать плодов своих деяний.

12. Знание лучше, нежели простое исполнение обряда. Медитация лучше знания. Отречение от плодов своих дел (тьяга) лучше медитации. Почему? Да потому, что стоит оставить надежды, и на тебя в тот же час снизойдет покой.

Самые возлюбленные преданные

13–14. А теперь, Арджуна, Я перечислю признаки, по которым ты узнаешь преданных, что дороги Мне больше всех. Мне дорог тот, кто не умышляет зла против какого-либо из живых существ, кто на ненависть отвечает любовью, кто ко всем проявляет дружелюбие и сострадание. Мне дорог тот преданный, что отринул “я” и “мое”, одинаково бесстрастный в горе и в радости, твердый в вере, готовый прощать, всем довольный, постоянно обо Мне размышляющий.

15. Мне дорог спокойный преданный, кто не вносит в мир тревоги, и сам им не тревожим. Дороги мне те, кто свободен от страха, зависти и других треволнений этого мира, кто принимает все его превратности, словно это скрытые благословения.

16. Мне дороги те, кто хладнокровно исполняет свой долг на земле и равнодушно встречает жизнь. Мне дороги те, кто все упованья оставил; также Мне очень дороги те, кто чист как снаружи, так и внутри. Мне дороги преданные, готовые стать Моими орудиями, сделать все, что Я потребую от них и ничего не просить у Меня взамен.

17. Мне дороги те, кто не радуется, не ненавидит, не скорбит, не алчет приобретений, на кого не действуют ни хорошие, ни дурные вещи, с ними или с другими могущие случиться; кто, ни на что не взирая, Мне преданно служит. Дороги они Мне оттого, что пребывают в истинной Сущности (Атмане), а не в суете этого мира.

18–19. Мне дороги преданные, что равно относятся к другу и недругу, одинаково принимают почести и унижения, жар и холод, хвалу и хулу; те, что не только немногословны, но внутри молчаливы. Также те, кто всем доволен и на жизнь не ропщет и не привязаны к вещам мирским, даже к своему дому. Дороги мне те, чья единственная в жизни забота – ко Мне любовь. Подлинно, эти и все другие, кого помянул Я прежде, очень, очень мне дороги.

20. Поставь Меня своей высшей целью. Живи согласно бессмертной мудрости, каковой Я тебя теперь обучил, и применяй эту мудрость на деле с великою верой, с глубоким почтением. Разум свой и сердце свое посвяти Мне без остатка. Тогда Я тебя возлюблю, тогда перейдешь пределы смерти и достигнешь бессмертия».

Комментариев нет:

Отправить комментарий