понедельник, 6 мая 2013 г.


РАЗМЫШЛЕНИЯ ИЗ ПРАШАНТИ НИЛАЯМ

АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ – 01

Профессор Г. Венкатараман

Часть 01

Дорогие читатели,

Мы начинаем публикацию новой серии размышлений профессора Венкатарамана, которую мы назвали «Анализ Выступлений». Эти особые беседы основаны исключительно на выдержках из бесчисленных выступлений нашего Возлюбленного Бхагавана, сделанных Им за период немногим более семидесяти лет.

Помещённая ниже статья представляет собой расшифровку выступления профессора Венкатарамана, которое впервые прозвучало в эфире на Радио Саи 30 декабря 2012.

prof.g.venkataraman.jpg

Саи Рам, с любовью приветствую вас из Прашанти Нилаям. Начиная с этого дня, я собираюсь представить новые серии, одну из которых я хотел бы назвать «Анализ Выступлений».

Начиная с 1940 года, когда Баба впервые объявил о Своей миссии Аватара, Свами выступал с речами тысячи раз. К сожалению, не все эти выступления записывались, и даже из тех, которые записывались, мы имеем только около 60%.

В идеале нам следовало бы иметь копии всех записей. Однако в связи с отсутствием в те ранние годы хорошей системы собирания и компиляции записей выступлений наша коллекция не настолько полная, какой должна была бы быть. Даже несмотря на это у нас есть много записей, и я подумал, что это была бы хорошая идея – снова вернуться ко всем этим драгоценным записям. 

Между прочим, давайте не забывать, что до сих пор у нас не было записей голосов Аватаров. Конечно, существует много книг о предыдущих Аватарах, но записей голосов совершенно нет. Во время пребывания на Земле Ширди Бабы технология звукозаписи уже появилась, но, к сожалению, нет ни одной записи голоса Ширди Бабы, по крайней мере, насколько мне это известно. В этом отношении, что касается записи голоса Шри Сатья Саи Аватара, мы очень удачливы. Именно это навело меня на мысль попытаться провести этот новый эксперимент.

Я предполагаю не просто представить выдержки записи золотого голоса Свами, но также дать вам ещё раз почувствовать энтузиазм, интенсивность и энергию, содержащиеся в речи Свами. Кроме того я хотел бы, чтобы все мы поняли некоторые глубины смысла того, о чём Свами говорил нам, а также оценили Его сильную озабоченность тем, что мы зря растрачиваем по мелочам жизнь, не задумываясь о цели, ради которой Бог благословил нас родиться людьми.   

Здесь я должен подчеркнуть, что послание Свами по сути своей всегда одно и то же. Однако способ передачи этого послания варьировался от случая к случаю; это понятно, поскольку Свами обращался к различным слушателям – от школьников до профессионалов и известных личностей.

Выступление, которое я выбрал для представления сегодня, было сделано Свами 3 сентября 1996. К сведению, в то время я был вице-канцлером Шри Сатья Саи института Высшего Образования. Кстати, дата 3 сентября имеет значение, поскольку 1 сентября 1939 началась Вторая Мировая Война, самая ужасная война, длившаяся до 2 сентября 1945. Перед окончанием этой войны было применено самое ужасное оружие, созданное человеком, эта война завершилась таким образом, словно напоминая человечеству о бессмысленности военных конфликтов.

Война – это всегда трагедия даже для победителя, потому что она отражает, каким образом насилие увековечивает себя, пока не будет урезонено. Прискорбно, что в настоящее время существуют десятки тысяч бомб, в несколько сотен раз более смертоносных, чем бомба, сброшенная на Хиросиму, а человечество всё ещё находится далеко от достижения постоянного мира, и это происходит вопреки существованию ООН и столь большого количества международных организаций. С моей точки зрения только учения Свами дают самый лучший рецепт для разрешения всех проблем, созданных умом. Мы совместными усилиями должны постараться заставить общество признать этот факт и относиться к посланию Свами более серьёзно.   

Я прошу вас помнить об этом, а теперь позвольте мне начать. Послушайте эту первую выдержку из выступления, которое я выбрал.

(Примечание переводчика: в этом месте в англоязычном источнике, ссылка на который указана в конце статьи, приведена аудиозапись. По ходу статьи в англоязычном источнике приведено несколько аудиозаписей. Далее для удобства я буду приводить только слово «Аудиозапись», выделенное курсивом, в тех местах, где в англоязычном источнике эта запись вставлена. Поскольку нет возможности вставить эти аудио записи в эту статью, откройте для удобства страницу англоязычного источника и прослушивайте записи отрывков выступления Бхагавана, вставленные в ту статью)

Как многие из нас знают, Свами часто начинал Своё выступление с поэмы или падхьям, как это называется. В падхьям, которую вы только что слышали, Свами говорит:

К2503-1.1р.JPG
                                                                           
Спев падхьям, Свами обычно давал краткие указания о теме дня. Какой была тема этого выступления Свами? Давайте узнаем, послушав следующую выдержку. 

 Аудиозапись

 Здесь Свами говорит:

«В этом мире нет ничего важнее Знания. Что именно означает слово «знание»? Это знание о физическом мире или философия, или это духовное знание? Без сомнения все эти типы знания важны. Однако все их превосходит Брахма Джнана, т.е. Божественное Знание. Что именно подразумевается под Брахма Джнаной? Видеть Бога во всём в Космосе и ощущать Истинное Единство в многообразии – вот что действительно означает Брахма Джнана».  

К2503-1.2р.JPG

Вот пересказ второй выдержки.

Короче говоря, видеть Бога во всём, повсюду и всё время – именно это подразумевается под Брахма Джнаной. Именно это знание мы должны стремиться обрести, но прилагаем ли мы хоть какие-нибудь, пусть самые незначительные усилия?  

В действительности, сколь многие из нас хотя бы слышали слова «Брахма Джнана»? Иногда это же самое понятие называется Атма Джнана. Сколько из нас знает, что Господь Кришна на поле битвы Курукшетра незадолго до начала известной войны учил Арджуну Атма Джнане? И сколь многие из нас осознают, что в Своих бесчисленных Выступлениях Свами постоянно говорил нам о главенствующей роли Атмы и Атма Джнаны?  

К сожалению, мы не осознавали, и в этом Выступлении Свами делает ещё одну попытку помочь нам. Возможно, я вернусь к этой теме позднее, но сейчас давайте продолжим и послушаем следующий отрывок.

Аудиозапись

В этом отрывке Свами говорит о Преме, т.е. Чистой Любви. Почти во всех Своих выступлениях Свами быстро переходил на Прему, потому что это самый простой и самый лёгкий способ установить контакт с Атмой и всем, что из неё проистекает. Пожалуйста, помните об этом, когда будете читать мой перевод отрывка, который мы только что прослушали. Свами говорит:  

Если дал без соли безвкусен, то жизнь без Премы – скотская!
Таким образом, люди в первую очередь должны проявлять Према Татву – Принцип Любви, потому что Любовь – это Бог, а Бог – это Любовь. 
В то же самое время нужно быть внимательным к тому, как проявлять эту любовь в мирских делах.
Верно, что невозможно наслаждаться далом, если в нём нет соли. Но разве это означает, что человеку будет нравиться слишком пересоленный дал? Вряд ли!
Мы чрезмерно озабочены тем, чтобы добавлять в блюдо только необходимое количество соли.
Мы уделяем так много внимания вкусу дала, который в любом случае будет переварен примерно через час. 
Но разве мы хоть сколько-нибудь заботимся о качестве нашей жизни, хотя бы на минуту задумываемся о нашей жизни, которая может длиться 30, 50, 60 или даже 80 лет?
Если в этом существовании нет человечности, разве можно это назвать жизнью? Вовсе нет!
Напротив, жизнь должна сиять человеческими ценностями КАЖДУЮ СЕКУНДУ!

Свами для разъяснения часто пользуется аналогиями. В этом случае он начинает с важности учёта пропорциональности в приготовлении пищи, чтобы её вкус был хорошим. На самом деле пропорциональность и сбалансированность важны не только в пище, но и во многих других вещах мирской жизни. 

К2503-1.3р.jpg                                                                                 

Согласен, что качество важно в жизни, но как насчёт качества самой жизни, особенно за пределами материальной сферы? В конце концов, мы – не только плоть и кровь, разве не так? Поэтому разве мы не должны уделять внимание и этому аспекту тоже? Именно об этом Свами и говорит.

Сейчас обычно думают, что жизнь начинается рождением и заканчивается смертью. На жизнь смотрят всегда с этой ограниченной перспективы. Однако жизнь не ограничивается этими рамками, потому что жизнь, которую мы сейчас живём, – это только один «день» или одна глава, так сказать, в непрерывном опыте воплощения Атмы, с каждым рождением начинается новый день в новом теле. Как Свами напоминает нам часто, смерть – это всего лишь смена одежды. 

Другими словами, на обретение хорошего качества жизни не следует смотреть только в терминах получения хорошего образования, хорошей работы, зарабатывания больших денег, наслаждения роскошью и т.д. На это нужно смотреть в более широком контексте как на жизнь, проходящую через множество циклов рождений и смертей и, в конце концов, выходящую из этого кажущегося бесконечным круговорота. На самом деле исключительно для того, чтобы привлечь внимание к этому вопросу, Свами иногда поёт строфу из знаменитой песни Ади Шанкары «Бхаджа Говиндам», в которой Шанкара говорит:

К2503-1.4р.JPG

Теперь мы готовы прослушать следующую выдержку. Она короткая, но важная.

Аудиозапись

Прежде чем обсудить то, что Свами сказал в этом отрывке, позвольте мне сказать, что в этом отрывке говорится о Боге и о Любви, и это неудивительно, потому что Бог – это Любовь, а Любовь – это Бог. И именно поэтому у нас есть бхаджан, начинающийся словами: «Према Ишвара Хей, Ишвара Према Хей».

(Послушайте этот бхаджан http://radiosai.org/..._ISHWAR_HAI.mp3)

После этого короткого предисловия давайте попытаемся понять отрывок речи, который мы только что прослушали. В нём Свами говорит:

К2503-1.5р.JPG

Этими словами Свами, по сути, говорит следующее: 

Бог нигде не скрывается. Если мы не способны видеть Бога, то это происходит потому, что мы окружили себя темнотой. Как можем мы видеть в темноте? Разве мы не знаем, что темнота исчезает, когда зажигают свет?

Наша проблема состоит не только в том, что мы не знаем о свете и выключателе, но что ещё хуже, мы упрямо отказываемся слушать то, что Свами говорит по этому вопросу.

Это происходит потому, что у нас неправильные приоритеты. Наше внимание постоянно сосредоточено на преходящих и кратковременных успехах и выгодах вместо того, чтобы быть сосредоточенным долговременных целях! 

Позвольте мне теперь подробно остановиться на вышесказанном, начав с обсуждения темноты, света, выключателя света и т.д. Я сделаю это на примере хорошо известной истории из Упанишад:

Один деревенский житель входит в плохо освещённую пустую хижину. Он видит, что в углу лежит что-то длинное, свёрнутое кольцом, и он принимает это за змею. Испугавшись, он выбегает с криком: «Змея, змея!» Собираются деревенские жители, один из них несёт светильник. Вооружившись палками и неся светильник, несколько деревенских жителей входят в хижину. В отдалении они видят нечто лежащее свёрнутым в кольцо. Они медленно идут вперёд держа палки наготове. Подойдя к подозрительному объекту, они видят, что это лежит верёвка, свёрнутая кольцом. И эта верёвка в полумраке была ошибочно принята за змею.

В Веданте в комментарии к этой истории  говорится: «В этом мире мы всё воспринимаем нашими органами чувств». В этом нет ничего плохого, поскольку Сам Бог дал живым существам благословение воспринимать мир при помощи органов чувств. Кстати чувства предназначены для физического выживания. Да, чувства воспринимают всевозможные формы и образы и сообщают ограниченные сведения о реальности. Однако в отношении Абсолютной Реальности – и я подчёркиваю слово Абсолютной – мы не должны довольствоваться только тем, что ощущают наши органы чувств. Действительно, для животных реальность кончается на том, что воспринимают их органы чувств, но что касается нас, людей, было бы глупо остановиться на этой ступени. Напротив, мы должны смотреть далеко за пределы простого чувственного восприятия, начав исследования – духовные исследования. И именно эта мораль скрыта в той истории из Упанишад, которую я только что рассказал.  

Обсуждая эту историю, духовные толкователи всегда неизменно указывают только на верёвку. Но что происходило, когда деревенский житель первый раз вошёл в ту хижину? Там было недостаточно света, чтобы всё ясно видеть. Поэтому, когда он увидел в полумраке свёрнутую верёвку, этот образ вызвал у него в уме ассоциацию со змеёй, и он решил, что это змея.
                                                                       
К2503-1.6р.JPG

Змея была не реальностью, а иллюзией, причиной которой в свою очередь была темнота. Когда объект был освещён светом лампы, мнимая змея оказалась верёвкой. Обратите внимание, что свет не превратил змею в верёвку, всё, что он сделал, – это устранил неверное восприятие, т.е. заблуждение. Наложение заблуждения на ограниченную реальность и ошибочное принятие её за Абсолютную Реальность – именно этому способствует майя. Так говорится в Веданте, и она побуждает нас никогда не удовлетворяться тем, что сообщают нам органы чувств.  

Давайте теперь перенесём это в нашу практическую жизнь и рассмотрим, как мы сами создаём для себя иллюзии благодаря ограниченному восприятию. Возьмём, например, деньги.

Люди думают, если бы у них было достаточно денег, они бы смогли купить всё, включая счастье. Это ошибочное верование, потому что истинная радость или Ананда, как её часто называл Свами, – это состояние, находящееся за пределами этого материального мира. Как можно купить то, что не принадлежит этому материальному миру, за деньги, которые принадлежат исключительно физическому миру? И здесь мы входим в соприкосновение с Брахма Джнаной.  

Помните, основное учение Брахма Джнаны состоит в том, что в Творении мы должны видеть Бога во всём, повсюду, всё время. Если мы будем поступать так, мы будем считать источником материального благополучия и успеха не деньги, а Лакшми, Богиню Богатств. Тогда мы будем благоговейно относиться к деньгам и богатству, как доверенным нам, и использовать их в работе для Бога по Его указанию в ситуациях, которые Он создаёт в жизни.

Между прочим, если мы будем шире интерпретировать понятие богатства, тогда все дары Бога, такие как физическая сила, деньги, артистические способности, литературные способности и другие профессиональные навыки в таких областях как преподавание, медицина и т.д. будут считаться «богатством» вверенным нашему попечению, которое мы должны использовать в работе для Бога. Махатма Ганди обычно говорил, что нам на самом деле ничего не принадлежит, потому что единственным владельцем всего является Бог, а все мы, в лучшем случае, – только доверенные Бога. Некоторые из вас могут вспомнить рассказ Кастури, как его после рождения принесли в храм, положили к стопам изваяния Бога, а затем взяли назад как ребёнка Бога, которого физические родители должны были воспитать, чтобы он выполнял работу для Бога.

К2503-1.7р.JPG

Всё это может звучать немного неясно, поэтому позвольте мне тут вспомнить, как Свами часто среди Своего выступления неожиданно показывал на микрофон и говорил:

«Этот микрофон – Бог».

Он брал Свой серебряный стакан и говорил:

«Этот стакан – Бог».

Затем Он брал Свой платок и говорил:

«Этот платок – Бог».

И так далее, пока это продолжалось, все мы молча качали своими головами, говоря про себя: «Свами! Эти вещи НЕ Бог! Только Ты – Бог!»

Та разница между тем, что говорил Свами, и тем, во что мы верили, и есть разница между заблуждением и Абсолютной Реальностью! Наше восприятие реальности основывается на ощущениях наших чувств, а эти ощущения всегда связаны с формой, образом и т.д. Да, форма, образ, запах, вкус и т.д. действительно сообщают информацию. Но разве мы можем делать выводы, основываясь только на ограниченной информации?

В криминальных случаях полиция пытается расследовать дело, основываясь на осмотре места преступления и показаниях свидетелей, на той информации, которую она может собрать. Полицейские не всегда внимательны, они быстро делают заключение на неадекватном исследовании и ограниченной информации, они обязаны арестовать виновника преступления, и иногда арестовывают не того человека. 

Так же и в жизни, пока мы не исследуем вопрос тщательно, мы никогда не сможем понять, почему Свами говорит: «Микрофон – это Бог». Чтобы лучше понять это, давайте рассмотрим это высказывание Свами.

Свами подчёркивал, что это не означает, что предмет, называющийся микрофоном, является иллюзией. Да, действительно, этот предмет существует, и наши органы чувств говорят нам об этом, и он действительно имеет физическую реальность. Свами Сам настойчиво обращал наше внимание на действительное существование реальности, познаваемой органами чувств, но Он также предупреждал нас, что за пределами этой эмпирической реальности существует Высшая Реальность, и именно о ней мы должны знать и постоянно помнить. И эту Реальность, лежащую за пределами материального мира, нельзя постичь с помощью органов чувств, её нельзя постичь даже умом – это очень важный момент.

Давайте пойдём немножко дальше в этой теме: только люди смогли изобрести микрофон, не тигры и крокодилы, которые существовали за миллионы лет до того, как появился человек. Это может показаться немного глупым и тривиальным высказыванием, но это не так, и причина в следующем.

Сейчас мы верим, что люди могут творить чудеса благодаря силе человеческого ума. Это действительно так, но мы вряд ли даже на минуту задумываемся, что сила ума на самом деле исходит от Бога. Биологи дарвинисты пытаются объяснить эту силу всецело развитием мозга благодаря процессу эволюции. Однако, как Кришна настойчиво указывал Арджуне, сила ума является только отражением силы Атмы, имманентно присущей людям. Свами напоминает нам то, что Он говорил Арджуне; разница только в том, что Арджуне Он сказал один раз, а наш возлюбленный Свами говорил это так много раз в столь многих выступлениях. Главный вопрос состоит в следующем: уделяли ли мы хоть какое-то внимание всему тому, что Господь постоянно повторял нам? 

К2505-1.8р.JPG

Свами говорит, если человек смог изобрести микрофон, а впоследствии удивительную систему вещания, то это произошло благодаря силе ума, а сила ума всецело исходит от Бога. Поскольку эта сила исходит от Самого Бога, мы автоматически наделяемся нравственным долгом использовать данные Богом способности исключительно в работе для Бога здесь, на земле. Но делаем ли мы это? 

Вернёмся к сверхчувствительным микрофонам и замечательной системе вещания современного времени, разве мы не видим огромное злоупотребление ими в настоящее время? Рок-группы, например, усиливают звук до неприемлемой высоты децибелов, чтобы заставить своих слушателей чувствовать себя «на высоте». Однако наряду с этим они наносят огромный вред системе слуховых нервов своих слушателей. Рок-группы, по-видимому, не знают, что человеческое ухо никогда не создавалось для того, чтобы воспринимать такие высокие децибелы, и даже если они это знают, их это не волнует. Здесь существует единственная озабоченность – создать «возбуждение», и это только один пример неправильного использования аудио технологии.  

Много лет назад, когда я работал в Центре по Атомным Исследованиям имени Индиры Ганди в Калпаккам, я жил в красивом посёлке для персонала, расположенном на берегу океана. Там была клиника, а прямо рядом с ней – два небольших храма.  

Однажды в праздник оба храма наняли звукооператора, чтобы играть музыку. Этот нанятый по контракту человек установил громкоговорители и включил их на полную мощность, не беспокоясь о том, что рядом с храмами расположена больница. Я прилагал все свои усилия, чтобы убедить подрядчика, а также руководителей храмов. Но они не сдвинулись с места и на дюйм – они хотели, чтобы музыка звучала во всю мощь на радость их Богам, а если пациенты и младенцы испытывают неудобства – это их проблемы. Я упоминаю об этом здесь, чтобы подчеркнуть, насколько всё было бы по-другому, если бы подрядчик и руководители храмов понимали, что звук – это Бог, система звукового вещания – это Бог, как и пациенты в больнице.

Свами снова и снова говорил нам: «Я – в вас, с вами, вокруг вас, под вами и над вами», – т.д. Если бы мы серьёзно относились к этому заявлению, мы не делали бы так много вещей, которые мы так легко делаем в эти дни, не считаясь с тем, что мы столь многим причиняем вред сознательно или по неведению. Как тогда насчёт увещевания Свами: «Никогда не причиняй вред»?

Подведём итог: просто видеть объекты и воспринимать их с помощью наших органов чувств – недостаточно, потому что они сообщают только об эмпирической реальности, связанной с физическим Мирозданием. За пределами этой эмпирической реальности находится Высшая Реальность – присутствие Бога в каждой частичке Мироздания. Именно поэтому Свами также говорил: «Ламп много, но электрический ток – один». Он имел в виду, что, глядя только на лампочки, мы сосредотачиваемся на разнообразии. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий