воскресенье, 26 мая 2013 г.

Занятия йогой в присутствии Свами избранные главы из особой книги — «Только в тебе спасение», написанной Виджая Кумари

Глава 75

Занятия йогой в присутствии Свами

Это сладостный опыт, уроки, которых не забудешь до конца жизни. Это сказочное переживание, неслыханное и невиданное прежде. Из Мехико приехала англичанка Шримати Индра Деви. Она была известна как достигшая больших высот в практикейоги. Перед началом занятий мужчины записывались в группу. Когда в тот день мы все сидели в линиях, Свами Сам выбрал ещё нескольких. Взглянув на меня, Он сказал: «Присоединяйся к группе». Первый урок был 8 декабря 1968 г. Свами обратился к нам со словами: «Медитация (дхьяна) бывает двух видов:сагуна(на объектах, имеющих атрибуты) иниргуна(«отвлечённая», на лишённом атрибутов). Наши древние говорили: «Йога читтавритти ниродха» (йога – это контроль над причудами ума). Прежде всего нужна дисциплина. Медитация необходима для того, чтобы обуздать ум. Перед началом медитации сядьте в позу лотоса (падмасану), следя за тем, чтобы шея и спина были прямыми и находились на одной линии. Большой палец — это Брахма, указательный –джива. Когда кончики этих пальцев соединены, остальные три отставлены в сторону. Этот жест называетсячинмудра(«жест сознания»). Вы должны выбрать форму, на которую будете медитировать. Очень хорошджьоти(свет). Перенесите этот свет в лотос своего сердца и, представив, что лепестки полностью раскрылись, осветите им каждую часть своего тела. Тогда из всех членов уйдёт всё дурное и нечистое и они будут освящены. Поскольку свет, что у вас внутри, присутствует также в человеке, сидящем перед вами, оба света сливаются в одно. Тогда всё вокруг озарится светом. Тот день, когда вы медитируете, — поистине день самоотречения. День отречения — это день покоя. А где покой, там и счастье.
Полагается вставать очень рано, до рассвета, и начинать медитацию в часыбрахмамухуртам(4 — 6 утра), когда активность ума ослаблена. В это время не только ум ясен, но и окружающая атмосфера дышит покоем. Мытьё перед медитацией не обязательно. Отвлекитесь от внешних предметов и, повторяя имя Бога, нацельте всё своё внимание внутрь. Только в этом случае ум (читта) может очиститься. Обхактисказано: «Любовь это Бог. Живите в любви». Выше любви нет ничего. Любовь может весь мир превратить в божественный свет (джьоти). Никогда не расставайтесь с любовью.
Начинайте день с любовью.
Наполните день любовью.
Проживите день с любовью.
Завершите день с любовью.
Это путь к Богу
– так закончил Свою беседу Свами.
Господь Свами зажёгджьоти. Программа началась сОмкарам, воспевания священного слога ОМ. Свами встал и, глядя на нас, попросил всех медленно распространить свет по всему телу. Он хотел, чтобы этот процесс был внутренним, духовным. На этом первое занятие закончилось, и Он сказал, чтобы вся группа явилась завтра в шесть утра.
Когда утром мы вместе с мужем и другими учениками пришли на урок, Свами был уже там. Он стоял у порога, и мы все собрались в комнате внизу. Я была единственной женщиной. Индра Деви не появлялась. Мы недоумевали, кто же будет вести занятия, а пока что Господь Саи сел и мы уселись перед Ним. Он сказал: «Практикайоги, кроме физической силы, может даровать и силу духовную. Это значит, что Высшее Существо,Параматман, окажется в пределах досягаемости». Свами продемонстрировал нам, как нужно правильно вдыхать и выдыхать. Только тогда до нас дошло, что наш учительйоги, наш наставник  — Сам Господь Саи. То, что Саи Ишвара, Господинйоги, стал нашим учителем, было наградой за благие дела множества прошлых жизней, за поклонение Ему золотыми цветами. Сама эта мысль повергла нас в восторженный трепет, и мы чуть не пустились в пляс. Боясь моргнуть, с готовым выпрыгнуть от радости сердцем, я глядела во все глаза, как это воплощение очарования, Тот, кто сразил бога любви Кандарпу, Лотосоокий, садится впадмасану. О Боже! Как легка для Него поза лотоса! Нас было около тридцати человек. Когда мы попытались сесть впадмасану, ноги отказывались двигаться, колени не желали гнуться. Пока мы воевали со своими телами, Свами весело смеялся и преспокойно сидел впадмасане. Несмотря на отчаянные усилия, одна нога укладывалась нужным образом, но другая упорно сопротивлялась. Одно удовольствие было смотреть, как идеально прямо сидит царь Саи. Соединив ладони за спиной, Он склонился к полу. Казалось, в Его теле совсем нет костей.  Когда мы нагнулись, расстояние до пола оставалось весьма внушительным.
Потом Свами встал прямо, как арековая пальма, положив правое колено на левое, мы же все качались из стороны в сторону, как заводные лошадки. Было ясно как день, что ничего путного у нас не получится. И почему только эти суставы как деревянные? Глядя, как мы шатаемся, не способные выпрямиться, Свами невинно улыбался или заливался звонким смехом, как дитя. Это чарующее зрелище не поддаётся описанию. Когда Он подошёл к каждому, помогая ему встать прямо, нам почудилось, что мы попали в волшебную сказку. Неужели это наш Господь, наш Саи Дева? Когда Он демонстрировал очередную позу, мы думали: «И всего-то?» Но стоило нам самим попробовать, оказывалось, что это очень трудно, очень, очень трудно. Свами утешал нас и заставлял повторять ещё и ещё, уверяя: «У вас получится». Свами не только занимался с намийогойс семи до восьми утра и с шести до семи вечера, но и проводил с нами духовные беседы. Всё это было похоже на медвяный дождь над океаном молока.
Он сказал: «Параматманвсё равно что Камадену — корова, исполняющая желания. Если вы привяжете этогоПараматманаверёвкой любви к кончику языка, Он не сможет ускользнуть от вас. Принимая  позу (асану)йоги, недостаточно просто следить за дыханием. Нужно издавать при этом звук «Со-(а)хам» (То — я). «Ахам» («я») само по себе хорошо, но в сочетании с «карам» (чувствами, инструментом, телом) оно становится «ахамкарам» (чувством эго, обособленности), что уже не хорошо». Так объяснял Свами. Он учил наспранаяме(регуляции дыхания).
Каждый день Он рассказывал замечательные истории, отпускал шутки, заставляя нас смеяться от души. После занятий Он всегда раздавалпрасад. Как Кришна Бхагаван, ставший для Арджуны закадычным другом, так и Мадхава Саи вёл Себя с нами запросто, по-дружески, и веселил нас до упаду. «Если вы указываете пальцем на чьи-то недостатки, значит они есть в вас самих, а не в том человеке. Это так же нелепо, как желать своему сыну долгих лет жизни, а невестке — вдовьей участи. Это всё равно что просьба лысой дамы: «Мне с пробором, пожалуйста». От нашего смеха могли рухнуть стены. Подстраиваясь к нам, Он становился нам родной матерью. От Его прибауток мы ныряли в океан радости.  Когда лил сильный дождь, мы сидели тесным кружком и болтали. Свами говорил ласково: «А теперь споём бхаджан», брал деревянные цимбалы и начинал играть. Моя память, возвращаясь на тридцать лет назад, смакует сладостные переживания тех дней. «Это не дождевые капли, а капли счастья, — говорил Свами, — капли счастья вперемежку с дождём». Если Саи дал слово, оно — сама истина. Иначе могли ли мы проводить два часа подряд в Его присутствии, сидеть рядом с Матерью Саи, наслаждаясь великим счастьем Его божественной близости? Он ярко сиял, как луна среди звёзд.
«Говорят: «У людей в глазу сучок видишь, а у себя и бревна не видишь» В чужой похлёбке заметит и букашку, а в своей не видит осла».Однажды христианин пришёл к Гандиджи. Заметив у него на столе Библию, он спросил: «Вы читаете Библию?» Гандиджи ответил: «Да, читаю». Посетитель заметил, что очень рад видеть Библию, лежащую на самом верху книжной стопки. На это Гандиджи ответил, рассмеявшись: «Какой же вы чудак! Под Библией лежит Бхагавата. Она поддерживает вашу Библию». Пристыженный посетитель поспешил ретироваться. Нельзя относиться к другим религиям с пренебрежением. Все религии учат одному и тому же», — сказал Свами.
В этот день мы приступили к изучению комплексаСурьянамаскар– Приветствие солнцу. Сам бог солнца, Саи, стоял перед нами и читалмантрыСвоим певучим, нежным, ласкающим слух голосом. Он Сам демонстрировал и различные позыСурьянамаскара. В конце занятия мы все простёрлись перед Ним в ряд, вытянув руки, а бог солнца с тысячью лучей стоял перед нами воплощениемСат-чит-ананды(бытия-сознания-блаженства), вознося нас на вершины счастья. Мы не понимали, сон ли это, илимайя(иллюзия) Вишну. Сердце моё неистово колотилось. Пока мы чередовали позы «Приветствия солнцу», Саи Бхаскара (Дарующий просветление) декламировал соответствующие мантры: «Ом сурьянараяна намах!Ом адитьяйя намах!Ом равайе намах!Ом акашайянамах!Ом хридайяпракашайя намах!Ом бхаскарайя намах!Ом нетрапракашайянамах (Ом, Ты — носящий вечное космическое имя Матери, я приветствую тебя; Ом, Излучающий свет, я приветствую тебя; Ом, Заполняющий пространство, я приветствую тебя; Ом, Сияющий символ золотой формы вселенной, я приветствую тебя; Ом, Ведущий нас к внутреннему просветлению, я приветствую тебя; Ом, Освящающий наше зрение, я приветствую тебя). Его напевное чтение было подобно дивной музыке, заставляющей танцеватьнагов(змеев-полубогов). «Мать! О Мать! — рыдало моё сердце. — Как сохранить навеки эти горы счастья?  Как похитить жемчужное ожерелье Его смеха, где спрятать его?» Я была абсолютно бессильна описать эту щедрую красоту. Моё сердце громко стенало, что очарование Свами «пропадает зря», как лунный свет в густом лесу.
Каждый день после занятий Свами беседовал с нами на духовные темы и иногда пел песни. Он спел нам все гимны, прославляющие свадьбу Рамы (Шри Рамакальянам). Он усладил наш слухБхрамара гитой(Песнью пчелы). Настал день Вайкунтха экадаси. Когда я пришла на урок в 6.30, Свами, светлый обитатель Вайкунтхи, Даритель спасения, появился у входа. Мы вошли внутрь, от всего сердца приветствуя Бога во плоти. Мы были счастливы, ступая через порог, у которого Он стоял, — будто Сам Господь Вишну открывал для нас двери Вайкунтхи, являя Свойдаршан. Может ли быть звезда счастливее?
С каждым днём учеников становилось всё больше. Свами учил нас новымасанам. Как совершенна была Его майюрасана, поза павлина! (Стойка на согнутых в локтях руках с телом, параллельным полу). Мужчины делали ширшасану(стойку на голове) идханурасану(позу лука: лёжа на животе, взяться руками за лодыжки и прогнуться, как тетива лука). Свами подходил к каждому и помогал принять позу. Каждый пытался научиться всемасанам. С прибавлением новыхасанвремя занятий увеличивалось. В конце Он раздавал нам сладость боббатлу и говорил: «Вся удача, несомненно, досталась вам одним. Там, снаружи, тысячи ждутдаршана, а у вас здесь — идаршан, испаршан, исамбашан(лицезрение, прикосновение и беседа), а вдобавок ипрасад, полученный из рук Свами, и время, проведённое в Его присутствии». На крыльях любви Свами мы до небес взлетали от счастья. Учеников набралось уже около шестидесяти. Сложив сотни приветов к стопам Саи Джагадамбы (Вселенской матери), мы возвращались домой.
Бхаджаны мы пели под деревом. Собиралось от шести до семи тысяч преданных. В один из вечеров Свами материализовал вибхути, из которого струился нектар с дивным ароматом. Наполнив стакан и сотворив маленькую ложечку, Свами каждому капнул на язык чуточку нектара. Какой он был прозрачный, сладкий и густой!
На следующий день во время занятий по хатха-йоге Он объяснил нам смысл поз и мантр«Приветствия солнцу». «ОМ сурьянамах…» — Ты, семицветный, со всеми оттенками радуги, владеющий семью конями, сатапатра (с семью атрибутами) — павлином, лотосом и т.д., Владыка всего. «ОМ Адитьяйя намах» — «Адитьяйяварнам тамасах парастат»: если солнце не восходит, то нет жизни, нет цветов и плодов, нет самого человечества. В саду, именуемом миром, солнце — садовник. Дождь идёт только благодаря тому, что солнце превращает воду в пар. Оно шлёт на землю свои лучи, и от лучей этих оно неотделимо. «ОМ акашайя намах» — «Акашам гаганам шуньям»: в небесах сердца солнце, именуемое буддхи (интеллектом, разумом) распускается, как цветок. «ОМ хридайя пракашайя намах»: мы воздеваем руки над головой, приветствуя Того, кто просветляет ум (духовное сердце). У новорожденных есть мягкий участок на макушке головы, где кости ещё не срослись. Если прикоснуться к нему, можно ощутить пульсацию «так-так». Это брахмарандрам, родничок.  Когда  великие души покидают тело, жизненное дыхание (прана) выходит через это отверстие. Оно подобно «главному входу». «ОМ Кантхайя намах» (Ты, у Кого синее горло, я приветствую Тебя): Ишвара (Шива) задержал в Своём горле смертельный яд, поднявшийся из глубин океана при его пахтании богами и демонами. Всё нечистое нужно «задерживать» внутри, а другим давать только чистое. Вы должны сами «переварить» всё зло, не перенося его на других. «ОМ нетра пракашайя намах»: если мы видим какой-то предмет, значит, он отражается у нас в глазах. Отраженный свет солнца, именуемый буддхи, падает на дом под названием тело. Сказано: «Чандрама манаса джатах, чакшо сурьоджаята» (Луна рождает ум, солнце — глаз (зрение)».

Глава 76

Остроумие Свами

Остроумием пронизаны каждый жест и каждое слово Свами. Оно неожиданно расцветает в Его действиях. Каждый слог, что Он изрекает, — сама Веда, оно таит глубокий смысл.
Он дал студенту ручные часы и спросил, что значит это слово (watch — «часы», а также «следить», «наблюдать», «стеречь»). Но разумеется, объяснить мог только Он Сам:
W:  следите за своими словами       (Words)
A:   следите за своими действиями (Actions)
T:   следите за своими мыслями      (Thoughts)
C:   следите за своим  характером   (Character)
H:   следите за своим сердцем          (Heart)
Теперь студент, взглянув на часы, будет всякий раз вспоминать эти пожелания. «Прежде чем сказать что-либо, обдумайте свои слова. Перед тем как взяться за дело, отрепетируйте в уме свои действия. Прежде чем подумать о чём-то, оцените, каковы ваши мысли. Контролируйте свой характер. Следите за своим сердцем. Тогда вы не сможете сделать ничего дурного. Эти «часы» никогда не ломаются. Если вы будете бережно хранить Параматмана, Высшее Существо,  в своём сердце, Он всегда будет защищать вас. Это и есть Йогакшемам вахамьяхам («Я позабочусь о вашем благополучии» — обет преданным Кришны)», — говорил Свами.
Вот другие Его слова: «Люди твердят: свобода, свобода. Но разве свобода означает необузданное поведение? Если тело и позволяет себе вольности, ум всегда должен быть под контролем. Даже животные знают «сезон и резон», но человек перешёл все границы. Быть свободными не значит вести себя, как бешеные псы. Итог мудрости — свобода. Итог культуры — совершенство. Итог образования — характер. Венец образования — любовь». Каждое Его слово насыщено глубочайшим скрытым смыслом.
«Какую ты допустил ошибку?» — спросил Свами молодого человека. «Никакой», — был ответ. «Милый мой! Это явная ложь. Нынешние молодые люди оступаются на каждом шагу. Они заводят себе «подружку» (игра слов: mistake (ошибка) — «taketheMiss» (завести подружку). Это  стало обычным явлением. У молодёжи это вошло в моду».
«Преданность — это бхакти (благоговейная любовь к Богу). Но сегодня преданность занимает не всё время, а часть времени. Преданность должна быть, как глубокий океан. В глубинах океана нет ни движения, ни волн, ни звуков. Там царят покой, тишина, безмятежность и счастье. Такой же должна быть и преданность: спокойной и неизменной. Это и есть настоящая преданность».
Когда студенты сидели в линиях, Свами подошёл к ним и спросил одного юношу, сколько баллов он набрал на экзаменах. «Восемьдесят, Свами», — ответил тот. Свами прокомментировал: «Важны не оценки. Главное, чтобы не было замечаний». (Notmarksbutnoremarks).
Мы, преданные, собрались вокруг Него. Свами сиял как луна среди звёзд. Он спросил: «Какой из драгоценных камней самый ценный?» Кто-то ответил: «Алмаз». —    «А какая же тогда самая большая духовная ценность? — продолжал Свами. — Усмирённый ум (игра слов: diamond — «алмаз»;  die-mind — букв. «умерший ум»). Для нас драгоценен не алмаз, а усмирённый ум».
Свами взглянул на кого-то и спросил, почему его не было утром. Тот ответил: «Я ходил на собрание комитета». «Что значит комитет? — сказал Свами. — О, «приходи на чай!» (Committee — «comeforteameetings»), или не так? Пока все не напьются чаю, до решений дело не дойдёт. На собрания комитетов ходят только для того, чтобы пить чай».
«Три «W» разрушают человека, — сказал Свами, — это женщина, богатство и вино» (Woman,Wealthи Wine).
Одна женщина пожаловалась Свами: «У меня нелады со здоровьем, Свами!» Он сказал: «Если в доме всё в порядке, то и тело будет в порядке». Как это верно! Если всё ладится в семье, то и тело будет здоровым. Можно ли быть здоровым, если в доме разлад? Одной фразой Он выразил скрытую суть семейной жизни.
Свами приблизился ко мне во время даршана. Я взмолилась: «Свами, удостой Своим посещением наш дом». Немедля прозвучал ответ: «А здесь что? Лес?» В высшей степени уместный ответ! Возразить на это уже нечего. Ему не надо думать: Его слово разит мгновенно, как стрела, выпущенная из лука.
Одна из преданных сказала: «Я съезжу в Каньякумари и вернусь, Свами» (самая южная точка Индии, где встречаются воды трёх морей, место паломничества). Он сказал: «В Каньякумари? А что там? Одни лишь «каллу» (камни). Разве Меня там нет? Я Сам — Каньякумари. Ты понимаешь?» Какое знаменательное утверждение! Он смело заявляет, что Он Сам — Каньякумари.
Один мужчина посетовал: «Свами! У меня сильно кружится голова». — «Ай-ай-ай! Сегодня многие болеют этим «головокружением». Что же Я могу поделать?» — ответил Свами ласковым, медовым голосом и прошёл мимо. У преданного вытянулось лицо. На телугу «головокружение» означает также «самомнение», «самолюбование».
Однажды Свами мелькал среди рядов преданных, как маленький олень, и их глаза неотступно следили за Саи Бхаскарой (Сияющим), как подсолнухи, тянущиеся к солнцу. В это время один из преданных пробирался к комнате для интервью, неся на спине, как круглый куль, свою хворую жену. Обернувшись, Свами сказал одной из женщин-волонтёров: «Что ты глядишь, раскрыв глаза, как хлопковая коробочка? Ты что, не можешь помочь ему?» Мы все рассмеялись, а она не поняла шутки. Когда головки хлопчатника лопаются, на них раскрываются «ротики», откуда торчат пучки хлопка. Свами сравнил их с выпученными глазами. Сколько очарования в Его словах! Сколько изящества!
Женщина, недавно вышедшая замуж, сообщила Свами: «Я еду домой, но скоро вернусь, Свами!» — «Ну что ж! Прекрасно! Деритесь и дальше, как попугай с майной (говорящим скворцом)», — сказал Он. Та, удивившись, поделилась со своей соседкой: «Свами сказал правду, ма! Ни минуты в нашем доме не проходит без ссоры. Мы встаём, ссорясь, и ложимся, ссорясь». Речь Свами полна юмора, остроумия и находчивости. Он невинно скользит среди нас, беспечный и ничем не затронутый, словно капля воды по листу лотоса, и как бы играючи, мимоходом, огорошивает нас Своими ироническими замечаниями.
Проходя мимо домохозяйки, Он сказал: «Твоя мама скончалась, не так ли?» Женщина, сидевшая рядом, ответила за неё: «Да, Свами. Она была просветлённой душой. И очень преданной, Свами!» Он ответил, улыбаясь: «Да-да, дорогая. У умершей были очень большие глаза», — и проследовал дальше. Нам оставалось лишь закусить губу. Женщина спросила Свами, что Он имел в виду. Он объяснил: «Мне сдаётся, что при жизни она страдала косоглазием. Когда она умерла, люди запричитали: «Бедняжка! У неё были большие глаза, как лепестки лотоса». Пока она была жива, никто не считал её джняни (постигшей мудрость) и не уделял ей особого внимания. Но после ёё смерти все превозносят её как джняни». Преданную поразила правда, скрытая в шутке Свами, и она ошеломлённо воззрилась на Него.
Однажды, когда Свами скользил в толпе преданных, как лотос на воде, пожилая женщина выкрикнула сквозь слёзы жалобным и взволнованным голосом: «Свами!» Милостивая Мать, Саи, спросил ласково: «Что случилось, маа?» — и с участием посмотрел не неё. Любовью тысячи матерей сияло Его лотосное лицо. Глаза лучились состраданием. Она пожаловалась: «Мой сын совсем не слушается меня, Свами!» На это Он сказал: «Правда? Как говорится: «Кто укусил мать за ухо, тому тёткино ухо всё равно что цветок гибискуса», — и прошёл мимо. Женщина, не способная понять Его, так и осталась сидеть в замешательстве, раскрыв рот. Тогда кто-то растолковал ей смысл. Если бы малый, укусивший мать за ухо, получил за это хорошую взбучку, ему не повадно было бы кусать за ухо тётку! То есть если бы его пару раз отчитали и отшлёпали в детстве, из него выросло бы что-то путное. А теперь разве станет он слушать мать? Когда женщине всё стало ясно, она горестно сникла, как срубленное банановое дерево.
Однажды Саи Аннапурнешвари (Богиня изобилия) отправился обедать к одной из преданных. Ожидая Господа у себя дома, мы обычно пребываем в большом волнении. Когда Он приходит, мы продолжаем волноваться, но уже по-другому. Пока Он у нас, мы забываем обо всём. Разве можно соображать что-либо в этом раю, где Сам Бог сидит перед вами, обедает и ведёт застольную беседу? Обед закончился, и, поболтав чуть-чуть о том о сём, Свами собрался уходить. Хозяйка призналась, сложив руки: «Свами, я не понимала даже, что подавала на стол!» Свами мгновенно парировал, надув губы: «А я не понимал, что Я ел». Мы пришли в восторг и трепет от этих слов. Невозможно представить, сколько великих истин таит в себе каждое Его слово. По остроумию с Саи может тягаться только Саи.
Однажды, когда преданный, проливая горькие слёзы, перечислял свои желания, Свами от души рассмеялся и сказал: «Слёзы Мне по вкусу». Вздрогнув, преданный спросил: «Свами! Неужели наше горе так веселит Тебя?» Свами ответил: «Да! Хочешь знать правду? Истинные человеческие качества проявляются только в беде. Из глубин измученного сердца льются водопады искренних слёз. Поэтому Я и люблю слёзы».
«Почтенная» мать семейства молитвенно сложила руки, когда божественный Отец Саи Своей грациозной поступью приблизился к ней, и сказала: «Моя невестка очень сварлива, Свами! Она выжила меня из дому». Свами, спокойно проходя мимо, произнёс лукаво: «Какая идеальная пара! Овечка да ярочка — одна парочка!» От стыда она не смела поднять головы. Вновь взглянув на неё, Он добавил: «То, что женщина получает, соответствует тому, что она делала в прошлом. Что посеешь, то и пожнёшь». Её настигло собственное оружие.
Высокий человек в летах бросился к Свами с задней линии и взволнованно сказал: «Свами! Над моей семьёй нависла угроза. Мой бизнес развалился. Я не в силах этого вынести». Свами ответил на ходу: «Дорогой мой, пока есть нос, насморка не избежать». Что возразишь на это? Пока вы втянуты в страсти самсары (колеса перерождений), неприятностей не оберёшься.
В другой раз важный чиновник сообщил Свами, что едет за границу. Когда Свами осведомился о дне отъезда, тот сказал, что ещё не получил визу. Свами процитировал пословицу: «Жена не понесла, так как нет жены. Но ребёнку дано имя — Сомалингам?» и добавил: «Он точно в таком же положении», — и отошёл, смеясь.
Женщина упрашивала: «Свами! Муж собирается открыть большую фабрику. Благослови нас!» Когда Свами пожелал узнать, что это за фабрика, она вежливо и невозмутимо ответила: «Необходимые средства ещё не получены, Свами». Все засмеялись. Свами сказал, глядя на неё: «Лысая свекровь попросила невестку разделить ей волосы на пробор. Что делить, если нет волос? Это просто безумие!» — и отошёл от неё. Его словечки так метки, что к ним нечего добавить.
Женщина средних лет, одетая по последней моде, жалобно молила, не спуская глаз с Бабы: «Баба! Я плохо себя чувствую. У меня боли в животе, а доктора не могут поставить диагноз. Через неделю будет операция. Пожалуйста, благослови меня и дай прасад». Свами ответил словами поговорки: «Так чихал, что чуть нос не упал. Теперь и кашлянуть боится», — и удалился в мандир. Там Он пояснил нам: «Вы видели её наряд? Губы ярко накрашены. На голове — целая башня завитых волос, да ещё и не своих. Одежда пышная и тяжёлая. Как может проникать сквозь неё воздух? Всё это разрушает здоровье. Чтобы скрыть запах пота, она обливает себя духами. Чего ещё ждать, как не болезней? И за всё это нужно благодарить современную цивилизацию».
В одной из бесед Свами отметил: «Сейчас много говорят о человеческих ценностях. Но понимает ли кто-нибудь их истинный смысл? Что значит «человеческий» (human)?
H – Higher values of mankind — Высшие ценности человечества:
U – Understanding (of the mind) — Понимание природы ума
M – Mindful of one’s own duty — Сознание своего долга
A – Ananda — Блаженство, высшая радость
N – Name of God in the heart — Имя Бога в сердце»
Обращаясь к одному из волонтёров, Свами спросил: «Чем ты занимаешься?» Тот ответил: «Сборкой блоков» (Block development). — «А! Чёрной сборкой» (Black development), — съязвил Свами. — Ну что ж, и это неплохо».
Молодой человек современной наружности поднялся и сказал: «Баба! У меня отличные оценки по всем предметам и способности во всех областях. Но я не могу найти работу, и мне приходится очень туго. Пожалуйста, помоги мне подыскать работу». Свами ответил: «Ты губишь свои таланты. Поэтому ты и не можешь найти работу. Ты считаешь себя очень способным, и твоё высокомерие мешает тебе устроиться на работу. В этом вся причина. Самомнение не приводит к добру».
Свами спросил студента: «Что ты делаешь?» Тот сказал: «Чадувуконтуннану» (Я учусь). Другой человек на этот же вопрос ответил: «Удьогам чесуконтуннану» (Я держу офис). Одна женщина ответила: «Сева чесуконтуннанну» (Я участвую в служении). На телугу «контуннану» означает «покупаю». Этим фразам можно придать другой смысл: «Я покупаю учёбу», «Я покупаю офис», «Я покупаю служение». Свами подытожил: «О-хо-хо! Вы просто покупаете, не так ли? Поэтому сейчас всё и обесценилось. Так как «контуннану» значит «Я плачу деньги, чтобы получить это», в наши дни всё покупается. Ничто не имеет цены».
Посмотрев на студента, Свами спросил: «Чем ты занимаешься?» Тот ответил: «Я хожу в колледж, Свами». — «А что ты делаешь в колледже?» — «Я учусь». — В самом деле? Если из слова «колледж» («каледжи» на телугу) убрать «ка», останется одна лишь лень (lazy). Наши студенты вполне освоились с ленью», — сказал Свами и последовал дальше.
«Маленький мальчик учил английский в младшей группе детсада. Дома он громко повторял по буквам слово «M-I-L-K» (молоко). Но его мама услышала: «Мама! Крыса!» — и тотчас прибежала в испуге, спросив, где крыса. Мальчик удивился, а потом объяснил, что он учился произносить слово «а milk», а ей послышалось «эм-аи-ил-ке» — «Мама! Крыса!» —  на телугу. Некоторое время она стояла, раскрыв рот».
Не два, не три, но сотни, тысячи таких примеров. Я привела лишь несколько «для знакомства». Нам остаётся читать, смаковать и наслаждаться.http://sai.org.ua/ru/6446.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий