ШРИ САИ САТЧАРИТА
ГЛАВА I
Приветствия – История перемалывания пшеницы и ее философский смысл
Согласно древней и уважаемой традиции, Хенмадпант начинает свой труд, "Шри Саи Сатчариту", с приветствий. Он выражает почтение:
(1) Во-первых, Господу Ганеше, он молит Его об устранении препятствий и об успешном завершении работы, и говорит, что Шри Саи это сам Господь Ганеша.
(2) Затем богине Сарасвати – чтобы она вдохновила его на написание книги. Шри Саи Сам, подобно Богине, с виной в руках, воспевает Свою жизнь.
(3) Затем богам Брахме, Вишну и Шанкаре – Созидающему, Охраняющему и Разрушающему богам соответственно; и говорит, что Саинатх составляет с ними единое целое, и что Он, великий Учитель, переправит нас через Реку Мирского Существования.
(4) Затем своему Хранителю – божеству Нараяне Адинатху, явившему себя в Конкане – земле, поднятой из океана Парашурамой (в индуистской интерпретации – Рамой), и Ади (Изначальному) Пуруше семьи.
(5) Затем мудрецу Бхарадваджу, своему предку, риши Яджнявалке, Бхригу, Парашаре, Нараде и другим; а также современным святым, таким как Ниврутти, Джнянешвару, Сопану, Экнатху, Джанардану, Тукараму, Канхобе, Нарахари и т.д.
(6) Затем своему деду Садашиве; отцу Рагхунатху; своей матери, умершей, когда он был ребенком; своей тетушке, воспитавшей его, и своему любимому старшему брату.
(7) Затем читателям с просьбой о том, чтобы они безраздельно посвятили себя чтению этой книги.
(8) И, наконец, своему Гуру Шри Саинатху – воплощению Шри Даттатреи – своему единственному Прибежищу, Тому, кто помог ему осознать, что Брахман – Реальность, а мир – иллюзия; и, в заключение, всем существам, в которых пребывает Господь. После краткого описания видов преданности согласно Парашаре, Вьясе, Шандильи и др., автор рассказывает такую историю:
"Это произошло в Ширди однажды утром где-то после тысяча девятьсот десятого года. Я пришел в мечеть, чтобы получить даршан Саи Бабы, и был удивлен, увидев следующее. Сполоснув рот и умыв лицо, Баба начал приготовления к перемалыванию пшеницы. Он расстелил на полу мешковину и поставил на нее ручную мельницу. Просеяв зерно через веялку, он засучил рукава своего кафни и, крепко держа ручку мельницы, стал перемалывать зерно. Он бросал по несколько пригоршней зерна в верхнюю открытую часть мельницы, вращая ее. Я подумал: "Зачем Баба мелет пшеницу, ведь у него ничего нет, он ничем не запасается, он живет подаянием!" Многие из тех, кто там был, думали так же, но ни у кого не хватало духу спросить у Бабы, зачем Он это делал. По деревне немедленно пронесся слух о том, что Баба мелет зерно, и женщины и мужчины прибежали в мечеть и столпились там, чтобы посмотреть, что делает Баба. Четверо отважных женщин выбрались из толпы и, оттолкнув Бабу в сторону, схватили ручку мельницы и стали молоть пшеницу, воспевая Лилы Саи. Сначала Баба очень рассердился, но затем, видя любовь и преданность женщин, был умиротворен и начал улыбаться. Перемалывая зерно, женщины думали о том, что у Бабы нет ни дома, ни собственности, ни детей; нет никого, о ком он должен заботиться, и поэтому ему не нужна мука, чтобы печь хлеб или роти, так что же он будет делать с таким количеством муки? Баба очень добрый, так, может быть, он отдаст муку им? Размышляя таким образом и продолжая петь, женщины закончили молоть зерно, и, поставив мельницу в сторону, разделили муку на четыре части, и каждая стала придвигать к себе свою часть. Тогда Баба, до сих пор тихий и спокойный, рассердился и стал им выговаривать: "Вы в своем уме? Что это вы заритесь на чужое добро? Разве я брал у вас пшеницу в долг, что вы так спокойно растаскиваете муку? Ну, хорошо, теперь сделайте-ка вот что! Возьмите муку и разбросайте ее по границам деревни!" Услышав эти слова, женщины застыдились, и, перешептываясь друг с другом, направились к окрестностям деревни и разбросали муку, как было указано Саи Бабой.
Я спросил у жителей Ширди: "Что это Баба делал?" Они ответили, что деревне угрожала эпидемия холеры, и это было лекарство Бабы против болезни: он смолол не пшеницу, а саму холеру, и изгнал ее прочь из деревни. После этого эпидемия холеры отступила, и жители деревни были счастливы. Услышанное пробудило во мне любопытство и удивление. Я начал спрашивать себя... Какая может быть связь между пшеничной мукой и холерой? и как увязать все это? Происшедшее, казалось, не имело объяснения. Я подумал, что мне следует что-нибудь написать об этом и воспеть от всей души чудесные Лилы Бабы. Пока я размышлял таким образом об этой Лиле, мое сердце преисполнилось радости, и я вдохновился на написание книги о Жизни Саи Бабы – "Шри Саи Сатчариты".
И, как нам известно, милостью и благословением Шри Саи, этот труд был успешно завершен.
Философское значение перемалывания пшеницы
Мы полагаем, что помимо того значения, которое перемалывание пшеницы имело для жителей Ширди, у него есть также и философский смысл. Саи Баба жил в Ширди около шестидесяти лет, и все это время он занимался перемалыванием почти каждый день – но не столько пшеницы, сколько грехов, умственных и физических страданий и несчастий своих бесчисленных преданных. Два камня Его Мельницы – это Карма и Бхак-ти: Карма – нижний камень, а Бхакти – верхний. Ручка, посредством которой Баба приводил в движение мельницу – это Джняна. Баба был твердо убежден в том, что знание, или самореализация, невозможно, если ему не предшествовало перемалывание всех наших побуждений, желаний, грехов; а также трех гун, то есть саттвы, раджаса и тамаса; и аханкары, настолько тонкой, что от нее очень трудно избавиться.
Здесь мы можем вспомнить похожую историю, случившуюся с Кабиром. Он увидел женщину, моловшую зерно, и сказал своему гуру Нипатиранджану: "Я плачу, потому что страдаю при мысли о том, что буду раздавлен колесом мирской жизни, подобно зернышку в ручной мельнице". Нипатиранджан ответил: "Не бойся, держись, как я, поближе к ручке знания, не уходи далеко от нее, а поворачивайся внутрь к центру, и ты непременно спасешься".
Поклон Шри Саи – Мир Всем
ГЛАВА II
Цель написания книги – Беспомощность и смелость автора – Горячая дискуссия – Присвоение автору многозначительного и пророческого имени Хемадпант – Необходимость гуру
В предыдущей главе автор оригинала на маратхи отметил, что о причине написания книги и о необходимых читателю этой книги качествах он расскажет впоследствии. Теперь он приступает к этой теме, затрагивая и некоторые другие вопросы.
Цель написания книги
В первой главе я описал, как Саи Баба совершил чудо -изгнал эпидемию холеры, перемолов пшеницу и попросив жителей Ширди разбросать муку в окрестностях села. С великим наслаждением я слушал и о других чудесах Саи Бабы, и это наслаждение вылилось в написание этого поэтического труда. Я думал также, что описание великих чудес Саи Бабы будет интересно и поучительно для Его преданных, что оно уничтожит их грехи, и с такими мыслями я приступил к описанию святой жизни и поучений Саи Бабы. Жизнь святого – не предмет для логики или эпистемологии. Она открывает перед нами истинный и великий путь.
Беспомощность и смелость автора
Хемадпант думал, что он – неподходящая личность для выполнения этой задачи. Он говорил: " Если мне ничего не известно ни о жизни ближайшего друга, ни о том, что творится в моем собственном уме, то как я смею описывать жизнь святого или природу Воплощений, о чем умалчивают даже Веды? Чтобы понимать святых, нужно самому быть святым, как иначе смогу я описать их славу? Можно измерить глубину семи великих морей, окружить небо сетями, но как описать жизнь святого? Я знал, что это очень рискованное предприятие, которое может выставить меня в смешном виде. Поэтому я молил Саи Бабу о снисхождении".
Первый святой-поэт Махараштры, Шри Джнянешвар Махарадж, сказал, что Бог любит тех, кто описывает жизнь святых; и что святые тоже особым образом благодетельствуют таким преданным, помогая им в этом служении. Святые вдохновляют их на труд, и преданный становится лишь косвенной причиной или средством достижения цели. Например, в 1700 году Шак (1778 П.Р.Х) поэт Махипати захотел описать жизнь святых. Святые вдохновили его, и работа была выполнена; так же, в 1800 году Шак (1878 П.Р.Х.) было принято служение Дас Гану. Махипати написал четыре книги – "Бхакта Виджай", "Сант Виджай", "Бхакта Лиламрут" и "Санта Лиламрут", а Дас Гану описал жизнь современных святых в "Бхакта Лиламруте" и "Бхакта Катхамруте". В главах 31, 32, 33 "Бхакта Лиламрут" и в главе 57 "Санта Катхамрута" прекрасно изложены жизнь и учение Саи Бабы. Эти главы были опубликованы в журнале "Саи Лила" (№11 и 12, т. 17); читателям стоит прочесть эти главы. Кроме того, удивительные Лилы Саи Бабы описаны миссис Савитрибаи Рагхунатх Тен-дулкар из Бандры в небольшой увлекательной книжке под названием "Шри Саинатх Бхаджан Мала". Дас Гану Махарадж сочинил нежные стихи, посвященные Саи Бабе. Преданный, Амидас Бхавани Мехта, опубликовал истории о Саи Бабе на языке гуджарати. Вышли в свет несколько сборников "Саинатх Прабха", изданные Дакшина Бхикша Санстхой Ширди. И возникает вопрос: если существует так много книг о Саи Бабе, зачем нужно писать еще одну ("Шри Саи Сатчариту")? Есть ли в этом необходимость?
Ответ простой и очевидный. Жизнь Саи Бабы широка и глубока как безграничный океан: мы можем глубоко нырять в него и доставать драгоценные жемчужины (знания и бхакти), и раздавать их тем, кто к ним стремится. Истории, притчи и поучения Саи Бабы поистине замечательны. Они приносят мир и счастье людям, изнывающим под бременем тягот мирского существования. Они дают людям знание и мудрость в делах как мирских, так и духовных. Если слушать и медитировать на наставления Шри Саи, настолько же интересные и поучительные как наставления Вед, то можно обрести то, к чему стремятся преданные, а именно: слияние с Брахманом, овладение восемью ступенями йоги, блаженство медитации и т.д. И поэтому я подумал, что если я соберу все эти истории вместе, это и будет моей наилучшей упасаной. Этому собранию особенно обрадуются те простые души, которым не посчастливилось получить даршан Саи Бабы. Итак, я начал собирать поучения и изречения Саи Бабы – плоды его естественной и беспредельной самореализации. Именно Саи Баба вдохновил меня на все это: я отказался от своего эго у Его стоп и понял, что мой путь ясен, что Саи сделает меня счастливым в этом и в другом мире.
Я не осмелился сам спрашивать у Саи Бабы разрешения на этот труд, а обратился с просьбой к М-ру Мадхаврао Дешпанде, иначе Шаме, близкому преданному Бабы, поговорить с Ним обо мне. Он попросил за меня, обратившись к Саи Бабе с такими словами: "Этот Аннасахеб хочет написать Вашу биографию. Только не надо говорить, что Вы бедный, живущий подаянием факир, чья жизнь никому не интересна. Если Вы согласитесь и поможете ему, он ее напишет, или, точнее говоря. Вашей милостью, работа будет сделана. Без Вашего согласия и благословения ничто не будет успешным". Услышав эту просьбу, Саи Баба был тронут и благословил меня, дав мне уди (священный пепел) и возложив Свою дарующую благо руку на мою голову со словами: "Пусть он собирает и записывает истории и все, что может пригодиться; Я буду помогать ему. Он только инструмент. Я буду Сам писать Свою биографию и удовлетворю таким образом желания Моих преданных. Он должен освободиться от своего эго, подчинив его Мне. Тому, кто так поступает, Я помогаю больше всего. Что истории? Я буду служить ему всеми возможными способами. Когда его эго будет полностью уничтожено, когда от эго не останется и следа, Я Сам буду пребывать в нем и Сам опишу Свою жизнь. Слушание Моих историй и поучений породит веру в сердцах преданных. И они легко достигнут самореализации и блаженства; но только пусть здесь не будет попыток упорно отстаивать свою собственную точку зрения и опровергать мнение других; не нужно разводить дискуссии и обсуждать аргументы "за" и "против" ни по какому вопросу.
Слово "дискуссия" напомнило мне об обещании рассказать, как я стал называться Хемадпантом, и теперь я к этому приступаю. Я был очень дружен с Какасахебом Дикшитом и Нанасахебом Чхандоркаром. Они уговаривали меня отправиться в Ширди и получить даршан Бабы, и я согласился. Но между тем случилось нечто, помешавшее поездке. Сын моего друга из Лонавалы заболел. Мой друг испробовал все возможные средства, физические и духовные, но лихорадка не утихала. Наконец, он попросил своего гуру посидеть у постели больного, но это тоже оказалось бесполезным. Узнав об этом, я подумал ... "что за польза от гуру, если он не может спасти его сына? Если гуру не способен ничем помочь нам, зачем мне вообще ехать в Ширди?" С этой мыслью я отложил поездку в Ширди; но чему быть, того не миновать. В случае со мной это выглядело так: М-р Нанасахеб Чхандоркар, служивший в Пранте, отправился в командировку в Бассейн. Из Тханы он прибыл в Дадар и ждал там поезда, отходящего в Бассейн. Тем временем внезапно появился местный поезд, направлявшийся в Бандру. Он сел в него и прибыл в Бандру, где послал за мной и дал мне нагоняй за то, что я отложил поездку в Ширди. Доводы Наны, убеждавшего меня поехать в Ширди, были убедительны и привлекательны, и я решил поехать в Ширди в тот же вечер. Я упаковал свой багаж и отправился в Ширди. Я планировал доехать до Дадара и там поймать поезд, идущий в Манмад; поэтому я купил билет до Дадара и сел в поезд. Когда поезд тронулся, в мое купе спешно вошел один мусульманин и, оглядев мой багаж, спросил, куда я еду. Я объяснил ему. Тогда он посоветовал мне ехать прямо в Борибандер, а не ждать в Дадаре, так как Манмадский почтовый поезд там не останавливается. Если бы это маленькое чудо, или Лила, не случилось, я бы не смог добраться до Ширди на следующий день, как было условлено, и множество сомнений обступили бы меня. Но этому не суждено было быть. Так как мне сопутствовала удача, у приехал в Ширди на следующий день, между девятью и десятью часами утра. М-р Бхаусахеб (Кака) Дикшит ждал меня. Это было в 1910 года П.Р.Х., когда паломники могли останавливаться только в одном месте -ваде Сатхе. Когда я высадился из тонги, мне очень захотелось получить даршан. В это время великий преданный, Татьясахеб Нулкар, вернулся из мечети и сказал, что Саи Баба сейчас находится возле вады, и я могу сначала получить даршан там, а потом, после омовения, сделать это как следует, не спеша. Как только я об этом услышал, то сразу же побежал к ваде и простерся перед Саи Бабой. Меня охватила безграничная радость. Я нашел даже больше того, что ожидал встретить после разговоров с Наной Чхандоркаром. Все мои чувства были удовлетворены, я забыл о голоде и жажде. В тот самый миг, когда я прикоснулся к стопам Саи Бабы, для меня началась другая жизнь. Я почувствовал себя вечным должником тех, кто подталкивал меня и помогал получить даршан – я увидел в них близких родственников, которым никогда ничем не смогу отплатить. Я вспомнил их и мысленно простерся перед ними. Я понял, что особенность даршана Саи Бабы в том, что он меняет наши мысли. Уничтожается воздействие наших прошлых деяний и постепенно возрастает непривязанность, или бесстрастное отношение, к мирским объектам. Такой даршан – заслуга многих предшествующих жизней, и если вы только видели Саи Бабу, то, поистине, весь мир принимает форму Саи Бабы, весь мир становится Им.
Горячая дискуссия
В первый день моего приезда в Ширди между мной и Баласахебом Бхате разгорелся спор о том, нужен ли гуру. Я заявил: "Для чего нам терять свою свободу и подчиняться другим? Если мы выполняем свои обязанности, то зачем нужен гуру? Человек должен сам стараться из всех сил спасти себя. Что может гуру сделать с человеком, который ничего не делает и предается праздности?" Так я защищал свободу воли – м-р Бхате занял противоположную позицию, то есть встал на сторону судьбы, сказав: "Чему суждено быть, того не миновать; даже великие мира сего терпели неудачу; человек предполагает одно, а Бог преподносит ему совсем другое (противоположное). Отбрось свою ученость; гордость и эгоизм тебе не помогут". Так эта дискуссия со всеми ее "за" и "против" продолжалась около часа или более, и, как обычно в таких случаях, мы не пришли ни к какому выводу. В конце концов мы прекратили этот утомительный спор. Но я потерял спокойствие своего ума и понял, что, если бы не сильное сознание тела и эгоизм, то дискуссии бы не было, иными словами, споры рождает эгоизм. Потом, когда мы вместе с остальными пришли в мечеть, Саи Баба спросил Какасахеба Дикшита: "Что это у вас произошло в ваде Сатхе? О чем был спор? – и, взглянув прямо на меня, Баба прибавил – Что этот "Хемадпант" сказал?" Услышав эти слова, я был очень удивлен. Мечеть находилась довольно далеко от вады Сатхе, где я остановился, и где происходил спор. Как мог Баба знать о нем, если только он не был Вездесущ и Всеведущ?
Многозначительное и пророческое имя
Я начал размышлять, почему Саи Баба решил назвать меня "Хемадпантом". Это слово – искаженная форма от "Хемадрипант". Хемадрипант был знаменитым министром царей Махадевы и Рамдевы династий Дева-гири и Йадавов. Он отличался ученостью и хорошим нравом. Он создал такие замечательные произведения как "Чатурварга", "Чинтамани" (о духовных вопросах) и "Раджпрашасти"; изобрел и ввел в употребление новые системы счета и письмо моди (стенографию маратхи). Но я был полной его противоположностью – невежда с тупым, неразвитым интеллектом. Поэтому я не мог понять, почему мне было присвоено это имя; но, серьезно поразмыслив, я пришел к выводу, что имя было оружием, направленным на уничтожение моего эго, на то, чтобы я всегда был кротким и смиренным. Кроме того, оно было своего рода комплиментом моему искусству спорщика.
Заглядывая вперед, отметим, что присвоение Саи Бабой м-ру Дабхолкару имени "Хемадпант" было многозначительным и пророческим. М-р Дабхолкар впоследствии очень продуманно занимался устройством Саи Санстхана; содержал в порядке всю отчетность; а также написал замечательную книгу "Шри Саи Сатчариту", в которой рассмотрел такие важные духовные предметы как джняна, бхакти и отречение, самоконтроль и самореализация.
О Необходимости Гуру
Хенмадпант не оставил никаких записей о том, что сказал Баба об этом; но Какасахеб Дикшит опубликовал запись этого разговора. На следующий день после встречи Хемадпанта с Саи Бабой Какасахеб пришел к Бабе и спросил, должен ли он покинуть Ширди. Баба ответил:
-Да.
Кто-то задал Ему вопрос:
-Баба, куда идти?
-Вверх.
-По какому пути?
-Много путей ведут туда, есть дорога и отсюда (из Ширди). Дорога трудна. По пути в джунглях встречаются тигры и волки.
Тогда Какасахеб спросил:
-Баба, ну а если мы возьмем с собой проводника?
Баба ответил:
"Тогда это будет нетрудно. Проводник приведет вас прямо к цели, с его помощью вы минуете тигров, волков, ямы и прочие опасности на пути. Без проводника вы можете потеряться в джунглях или угодить в ямы.
М-р Дабхолкар присутствовал при этом разговоре. Он подумал, что это и был ответ Бабы на вопрос о том, нужен ли гуру. (Смотри: "Саи Лила", т.1, № 5, с.47). Отсюда он сделал вывод, что в духовных делах какое бы то ни было обсуждение вопроса о том, свободен человек или нет, бессмысленно; что на самом деле парамартха (постижение Реальности) возможно только в результате наставлений Гуру. Об этом свидетельствуют приведенные в данной главе оригинала примеры великих аватар рамы и Кришны, подчинивших себя гуру Васиштхе и Сандипани для достижения самореализации, на пути к которой единственно необходимые добродетели – вера и терпение.
Поклон Шри Саи – Мир Всем
ГЛАВА III
Одобрение и поддержка Саи Бабы – Поручение преданным различных работ – Истории Саи Бабы как спасительный маяк – Его материнская любовь – История Рохилы – Сладостные речи Саи Бабы.
В предыдущей главе было описано, как Саи Баба одобрил написание "Шри Саи Сатчариты" и сказал: "Я полностью согласен с тобой, что касается написания "Сатчариты". Ты делай свою работу без малейших опасений, сохраняй равновесие ума и веру в Мои слова. Если Мои Лилы будут описаны, то авидья (неведение) будет уничтожено; если эти истории будут слушаться со вниманием и преданностью, сознание мирской жизни исчезнет, и поднимутся мощные волны преданности и любви; если человек глубоко погрузится в Мои Лилы, он достанет драгоценные жемчужины знания".
Услышав эти слова, автор очень обрадовался, к нему сразу пришли бесстрашие и уверенность, и он подумал, что работа не может не быть успешной. Тогда, повернувшись к Шаме (Мадхаврао Дешпанде), Саи Баба сказал:
"Если человек произносит с любовью Мое имя, Я исполню все его желания, умножу его преданность. А если он искренне воспевает Мою жизнь и Мои деяния, о нем Я буду печься беспрестанно. Преданные, всей душой и сердцем привязанные ко Мне, естественно, будут счастливы, слушая эти рассказы. Поверьте, тому, кто воспевает Мои Лилы, Я дарую бесконечную радость и вечно длящееся довольство. Мое особое свойство – освобождать любого, кто полностью предастся Мне, кто будет с верой поклоняться Мне, кто помнит и медитирует на Меня постоянно. Как могут волновать мирские объекты и ощущения тех, кто повторяет Мое имя, поклоняется Мне и размышляет о Моих Лилах? Я вытащу Своих преданных из оков смерти. Если слушать Мои истории, можно избавиться ото всех болезней. Поэтому слушайте Мои истории, размышляйте и медитируйте на них, усваивайте их. Это – путь счастья и довольства. Гордость и эгоизм Моих преданных исчезнут, ум слушателей успокоится; а если в нем присутствует искренняя и абсолютная вера, он станет един с Высшим Сознанием. Простое повторение Моего имени "Саи, Саи" изгонит все грехи речи и слушания".
Различные виды работ, предназначенные для преданных
Господь вверяет каждому из преданных подходящий им вид деятельности. Одним доверяется строительство храмов и матхов (монастырей); другие настраиваются воспевать славу Господа; кто-то посылается в паломничество; а мне было поручено написание "Сатчариты". Хватаясь за все и ничего не умея, я совершенно не годился для этого. Почему же в таком случае я должен был выполнять столь трудную работу? Кто способен описать подлинную жизнь Саи Бабы? Только милость Саи Бабы может сделать нас способными выполнить такую трудную задачу. Вот почему, когда я взял в руки ручку, Саи Баба забрал мой эгоизм и Сам написал Свои истории. Поэтому заслуга написания этих историй принадлежит Ему, а не мне. Хотя и брамин по рождению, я был лишен обоих "глаз брамина" (т.е. видения и слышания) – шрути и смрити, и, следовательно, был неспособен к написанию "Сатчариты"; но, милостью Господа, немой начинает говорить, а хромой поднимается в гору. Только Ему ведомо, как заставить все происходить, как Ему нравится. Ни флейта, ни гармоника не знают, как производятся звуки. Об этом должен заботиться музыкант. Причина исчезновения драгоценного камня чандраканта и возникновения морского прилива – не сами камень и морской прилив, а восхождение луны.
Истории Саи Бабы как Свет Маяка
Маяки нужны в море для того, чтобы мореплаватели не наткнулись на скалы и не попали в водоворот. Истории Саи Бабы играют такую же роль в океане мирской жизни. Они превращают в мед цветочный нектар, и делают наш путь в миру ровным и спокойным. Благословенно повествование о жизни святых. Когда, через слух, оно проникает в наше сердце, сознание тела, или эгоизм, и ощущение дуальности исчезают; а если эти рассказы хранятся в сердце, то разлетаются прочь все сомнения, эгоизм тела теряет силу и накапливается мудрость. Описание святой славы Саи Бабы и слушание о ней с любовью уничтожает грехи преданных: таким образом, это – простая садхана для достижения спасения. Садхана эпохи Крита – шама-дама (спокойствие ума и тела), эпохи Трета – жертвоприношение, Двапары – поклонение, а Кали (современной) – воспевание имени и славы Господа. Эта последняя садхана открыта для людей всех четырех каст (браминов и т.д.) Остальным садханам. то есть, йоге, тьяге (аскетизму), дхьяне (медитации) и дхьяна-дхаране (концентрации) следовать очень трудно; но воспевать славу и слушать истории о Господе (Саи Бабе) может каждый. Мы должны лишь направить к ним наше внимание. Слушание и воспевание историй сделает преданных бесстрастными. И, в конечном счете, приведет их к самореализации. Имея в виду эту конечную цель, Баба помог мне написать Его истории, "Сатчаритамриту". Теперь преданным легко читать и слушать эти истории Саи Бабы и, во время чтения и слушания, медитировать на Него, Его форму и таким путем достичь преданности Гуру и Господу (Саи Бабе), добиться непривязанности и самореализации. Подготовка и написание этой работы, "Сатчари-тамриты" – это милость Саи Бабы, которой все и исполнилось, где я послужил лишь простым инструментом.
Материнская любовь Саи Бабы
Все знают, как корова любит своих телят. Ее вымя всегда полно, и когда теленок хочет молока и подбегает к вымени, оттуда неисчерпаемой струей течет молоко. Так же и у человеческих существ: мать заранее знает нужды своего ребенка и вовремя кормит его грудью. Одевая и наряжая ребенка, мать тщательно следит за тем, чтобы все было сделано хорошо. Ребенок ничего об этом не знает и нисколько не беспокоится, но мать безгранично счастлива, видя ребенка красиво одетым и наряженным. Любовь матери это нечто особенное, необыкновенное и бескорыстное, ее трудно описать. Садгуру испытывают чувство, подобное материнской любви, к своим ученикам. Саи Баба испытывал такую любовь ко мне: я приведу пример, подтверждающий это.
В 1916 году я оставил государственную службу. Назначенная мне пенсия была недостаточна для того, чтобы прилично содержать семью. В день Гурупурнима (пятнадцатый день месяца ашадхи) я приехал в Ширди вместе с остальными преданными. М-р Анна Чхинчаникар по собственной инициативе попросил за меня Саи Бабу, обратившись к Нему с такими словами: "Пожалуйста, прояви к нему милость, пенсия, которую он получает, совершенно недостаточна, а расходы семьи растут. Дай ему работу, избавь его от тревог – пусть он будет счастлив!" Баба ответил: "Работу он получит, но сейчас он должен служить Мне и быть доволен! На его столе всегда будет полно еды, в его доме никогда не будет недостатка. Но сейчас он должен обратить все свое внимание на Меня и избегать общества атеистов, неверующих и плохих людей. Он должен вести себя кротко и смиренно по отношению ко всем и поклоняться Мне всем сердцем и душой. Если он будет поступать таким образом, он обретет вечное счастье".
На вопрос, Кто Тот, Кому Саи Баба советует поклоняться, был уже дан ответ во вступлении, в начале книги.
История Рохилы
В этой истории проявилась всеобъемлющая любовь Саи Бабы. Однажды в Ширди появился человек по имени Рохила: высокий, хорошо сложенный и сильный как бык. Он очень полюбил жившего здесь Саи. Днем и ночью Рохила повторял громким и резким голосом калма (стихи из священного Корана) и восклицал "Аллах Хо Акбар" (Господь Велик). Жители Ширди весь день трудились в поле; по возвращении в деревню их встречали громкие крики и восклицания Рохилы. Они не могли уснуть и чувствовали сильное беспокойство и раздражение. Несколько дней они молча страдали. Но когда их терпение лопнуло, они пришли к Бабе и попросили Его остановить Рохилу и избавить их от беспокойства. Баба не прислушался к их просьбе. Наоборот, он стал их ругать и попросил заняться своими делами, а не делами Рохилы. Он сказал им, что у Рохилы очень плохая жена, которая пытается проникнуть сюда и нарушить Его и Рохилы покой, но молитвы Рохилы этому препятствуют и ей не удается омрачить их, Рохилы и Бабы, покой и счастье. На самом деле у Рохилы не было жены – под женой Рохилы Баба понимал дурбуддхи, то есть дурные мысли. А так как Баба любил молитвы и призывы к Богу более всего на свете, то Он встал на сторону Рохилы, попросив деревенских жителей подождать и потерпеть шум, который со временем прекратится.
Сладостные Речи Саи Бабы
Однажды в полдень, после арати, когда преданные собирались возвращаться по своим домам, Баба дал такой прекрасный совет:
"Где бы вы ни были, что бы вы ни делали, помните: Мне известно все, что с вами происходит, до мельчайших подробностей. Я – Внутренний Владыка всего; Я пребываю у вас в сердце. Я заполняю весь сотворенный мир: одушевленный и неодушевленный. Я держу в Своих руках нити Божественного Замысла. Я – Мать Вселенной и всех существ; точка равновесия трех гун; Возбудитель всех чувств; Создатель, Хранитель и Разрушитель. Ничто не может повредить тому, кто направит свое внимание на меня – того же, кто забудет Меня, окружит и захлестнет майя. Червяк или муравей, нищий или король – все в этом мире – Мое тело или форма".
Какой многозначительный намек содержится в этих словах! Святые неотделимы от Бога: они воплощаются только для возвышения одушевленных и неодушевленных творений. Услышав сладостные речи Бабы, я решил, что отныне не буду служить никому, кроме своего гуру. Но у меня из головы не выходил ответ Бабы на вопрос Анна Чхинчханикара, гласивший, что у меня будет работа, и я стал гадать, когда же это произойдет. Как показало будущее, слова Бабы сбылись, и я получил пост государственного служащего, но ненадолго. Затем я освободился и полностью посвятил себя служению моему гуру Саи Бабе.
Прежде чем закончить эту главу, я обращаюсь к читателям с просьбой освободиться от всех препятствий, а именно, лени, сонливости, блуждания ума, привязанности к чувствам и т.д., и уделить полное и нераздельное внимание этим историям о Саи Бабе. Пусть их любовь будет естественна, пусть им откроется секрет преданности, пусть не тратят они свои силы на другие садханы, пусть придерживаются одного простого средства – слушания историй о Саи Бабе. Это уничтожит их неведение и приведет их к спасению. Скупец может находиться в разных местах, но всюду будет помнить о спрятанном сокровище. Пусть в наших сердцах так же воцарится Саи Баба. В следующей главе я расскажу о пришествии Саи Бабы в Ширди.
Поклон Шри Саи – Мир Всем
ГЛАВА IV
ПЕРВОЕ ПРИШЕСТВИЕ САИ БАБЫ В ШИРДИ
ПЕРВОЕ ПРИШЕСТВИЕ САИ БАБЫ В ШИРДИ
Миссия святых – Ширди священная тиртха – Личность Саи Бабы – Изречение Гулибувы – Появление Виттхала – История Кширсагара – Омовение Дас Гану в Прайяге – Загадочное происхождение Саи Бабы и Его первое появление в Ширди – Три вады
В предыдущей главе я рассказал, какие обстоятельства подтолкнули меня к написанию Саи Сатчариты. Теперь я приступаю к описанию первого появления Саи Бабы в Ширди.
Миссия святых
Господь Кришна сказал в "Бхагавад-гите" (глава IV, 7-8): "Всегда, когда приходит в упадок дхарма (праведность) и воцаряется неправедность, я воплощаюсь: для защиты добродетели, уничтожения порока и для установления праведности Я воплощаюсь из века в век".
Такова миссия Господа, а мудрецы и святые. Его представители, появляются на земле в нужное время и помогают Ему по-своему в осуществлении этой миссии. Так например, когда дваждырожденные (то есть брамины), кшатрии, вайшьи пренебрегают своими обязанностями. Когда шудры узурпируют права высших каст; когда духовные наставники не только не почитаются, но унижаются. Когда никто не заботится о соблюдении религиозных предписаний. Когда каждый мнит себя ученым. Когда люди начинают принимать запретную пищу и опьяняющие напитки; когда, прикрываясь религией, люди творят беззаконие. Когда сторонники различных сект борются между собой. Когда брамины не совершают пуджу, а верующие не соблюдают религиозные ритуалы. Когда йоги перестают медитировать. Когда люди начинают заботиться только о богатстве, потомстве и жене и таким образом сходят с правильного пути, ведущего к спасению. Тогда приходят святые и стараются, при помощи слов и действий, установить порядок. Они служат маяком, указующим верный путь. Такие святые, как Ниврутти, Джняндев, Муктабаи, Намдев, Гора, Гонайи, Экнатх, Тукарам, Нарахари, Нарси Бхаи, Саджан Касаи, Саувата, Рамдас и многие другие появлялись в разные времена, чтобы показать людям правильный путь; вот так в наше время появился Шри Саи Баба из Ширди.
Ширди – Священная Тиртха
Счастливы берега реки Годавари, в округе Ахмеднагар, так как здесь родились и обрели прибежище многие святые, среди которых наиболее прославился Джнянешвар. Ширди также относится к округу Ахмеднагар, району Копергаона. После того, как вы переправились через Годавари, перед вами открывается дорога на Ширди. Пройдя девять миль, вы попадаете в Нимгаон, откуда уже виден Ширди. Ширди так же знаменит, как другие святые места – Гангапур, Нрусинхавади, Аудумбар на берегах реки Кришны. Так же как преданный Дамаджи благословил своим присутствием Мангалведху (возле Пандхарпура), Самартх Рамдас – Садджан-гад, а Шри Нарасинха Сарасвати – Сарасвативади, так и Саинатх своим пребыванием в Ширди сделал это место благословенным.
Личность Саи Бабы
Именно благодаря Саи Бабе Ширди приобрел известность. Посмотрим, что за человек был Саи Баба. Он победил сансару (мирское существование), которой так трудно противостоять. Его украшением был мир, или душевное спокойствие. Он был вместилищем мудрости. Он был прибежищем для преданных-вайшнавов, самым либеральным среди либеральных (как Карна), квинтэссенцией всех сущностей. Он не испытывал любви к преходящим вещам, и был всегда сосредоточен на самореализации, на единственно важном для Него предмете. Он не наслаждался тем, что есть в этом или запредельном мирах. Его сердце было чисто как зеркало, а Его слова всегда источали нектар. Богат ты или беден, было для Него все равно. Он не думал и не беспокоился о чести или бесчестье. Он был Господом всех существ. Он свободно разговаривал и общался со всеми, смотрел постановки и танцы в исполнении танцовщиц, слушал песни гадджалов. Однако Он ни на йоту не отклонился от самадхи (равновесия ума). Имя Аллаха всегда было у Него на устах. Когда все пробуждались, Он спал; а когда все спали, Он бодрствовал. Его живот (внутренности) был спокоен как глубокое море. Его Ашрам не мог быть обозначен, Его действия не могли быть описаны, и хотя Он всегда находился в одном месте, ему были ведомы дела всего света. Его даршан производил сильное впечатление. В течение дня он рассказывал сотни историй, однако Он ни на миг не нарушил данный Им обет молчания. Обычно Он стоял, прислонившись к стене мечети, или же трижды в день прогуливался по направлению к Ленди (саду) и Чхавади (дом, где останавливались путники). Однако, он всегда оставался в Высшем Я. Сиддха, Он вел себя как садхака. Он был кроток, смиренен и лишен эгоизма, Его все любили. Таким был Саи Баба, а так как вся земля в Ширди была истоптана Его стопами, то Ширди приобрел огромное значение. Подобно тому как Джнянешвар возвысил Аланди, Экнатх – Паитхан, так Саи Баба возвысил Ширди. Благословенны травинки и камни Ширди – ведь они могли прикасаться к Священным Стопам Саи Бабы, прах от которых осенял их верхушки. Ширди стал для нас, преданных, Пандхарпуром, Джаганнатхом, Дваракой, Бенаресом (Каши) и Рамешваром, Бадрикедаром, Нашик-Трьямбакешваром, Удджайном и Махакалешваром или Махабалешвар-Гокарном. Общение с Саи Бабой в Ширди было нашим изучением Вед и тантры; оно успокаивало нашу сансару (мирское сознание) и делало самореализацию легкой. Даршан Шри Саи был нашей йогой-садханой, а разговор с Ним уничтожал наши грехи. Омовение Его ног было нашим паломничеством в Тривени Прайягу, а питье священной воды от Его стоп разрушало наши желания. Для нас Его указания были Ведами, а принятие (вкушение) Его уди и прасада полностью очищало нас. Он был нашим Шри Кришной и Шри Рамой, дарующим утешение, Он был нашим Пара-брахманом (Абсолютной Реальностью). Он возвысился над двандвой (противоположностями), никогда не расстраивался и не ликовал. Он всегда оставался погруженным в Высшее Я, то есть "Бытие, Знание и Блаженство". Его центром был Ширди, но поле его деятельности простиралось гораздо дальше, вплоть до Пенджаба, Калькутты, Северной Индии, Гуджарата, Дакки (современный Бангладеш) и Конкана. Повсюду распространялась слава о Саи Бабе, и люди изо всех частей страны приходили, чтобы получить Его даршан и благословение. Его даршан сразу успокаивал умы людей, какие бы – хорошие или плохие – мысли в них не гнездились. Они испытывали здесь ни с чем не сравнимую радость, как преданные в Пандхарпуре, смотревшие на Виттхала Ракхумаи. Это не преувеличение. Вот что об этом рассказывают преданные.
Изречение Гулибувы
Один пожилой преданный, по имени Гулибува (ему было около девяноста пяти лет) принадлежал к варкари (вайшнавам) Пандхарпура. Восемь месяцев в году он проводил в Пандхарпуре. А четыре месяца – с ашадхи до картика (с июля по ноябрь) – на берегах Ганги. У него был ослик, который нес его поклажу, и ученик в качестве спутника. Каждый год, во время вари (путешествия в Пандхарпур), он навещал Саи Бабу, которого очень любил. Он имел обыкновение пристально смотреть на Саи Бабу и говорить: "Он – само воплощение Пандхаринатха Виттхала (Виттхалу, или Виттхобе, в Махараштре поклоняются как Кришне), милостивого Господа бедных и беспомощных". Гулибува был старым преданным Виттхобы и множество раз побывал в Пандхари, и он засвидетельствовал, что Саи Баба был подлинным Пандхаринатхом.
Явление Виттхала
Саи Баба очень любил вспоминать и воспевать имя Господа. Он всегда произносил "Аллах Малик" (Господь Всемогущ), и заставлял других воспевать имя Бога в Своем присутствии непрестанно, днем и ночью, по семь дней подряд. Это называлось намасаптах. Однажды Он попросил Дас Гану Махараджа совершить намасаптах. Тот ответил, что сделает это, если ему пообещают, что Виттхал появится в конце седьмого дня. Тогда Баба, приложив Свою руку к его груди, заверил его, что Виттхал безусловно появится, но для этого преданный должен быть "искренним и ревностным". Данкапури (Такоре) Дакурнатха, Падхари Виттхала, Дварака Ранчхода (Кришны) здесь (в Ширди). Нет необходимости отправляться в путешествие, чтобы увидеть Двараку. Разве Виттхал придет сюда откуда-то издалека? Он здесь. Но только в том случае, если сердце преданного разрывается от любви и преданности, Виттхал проявит Себя здесь (в Ширди). М-р Део, глава округа Тханы в отставке, в своих исследованиях доказал, что Ширди находится в пределах Пандхарпура, южного центра Двараки. Поэтому Ширди – это и есть Дварака. (Смотри: "Саи Лила", т. 14, №1-3). Я обнаружил другое определение Двараки у К. Нараяна Айяра ("История Бхаратаварши", т. 2, часть 1, с. 90), которое выглядит так:
caturnamapi varnanam yatra dvarani sarvatah
ato dvaravatityukta vidvadbhistatvavedibhih
ato dvaravatityukta vidvadbhistatvavedibhih
Жилище, двери которого открыты людям всех четырех каст (браминов, кшатриев, вайшья и шудр) для выполнения четырех пурушартх, то есть, дхармы, артхи, камы и мокши, мудрыми философами называется Дваракой. Мечеть Бабы в Ширди была открыта не только для четырех каст, но и для несчастных неприкасаемых, прокаженных, как например Бхагоджи Шинде, и тому подобных. Поэтому мечеть вполне могла именоваться Дваракой.
По завершении саптаха Виттхал явил Себя следующим образом. Кака-сахеб Дикшит, как обычно, совершив омовение, сел медитировать, и ему явился Виттхал. Когда Какасахеб в полдень пришел на даршан Бабы, Баба напрямик спросил его: "Приходил ли Виттхал Патил? Ты Его Видел? Этот Виттхал очень неуловимый, держи Его крепко, если будешь хоть чуточку невнимателен, Он ускользнет". Это происходило утром, а в полдень был еще один даршан Виттхала. Один уличный торговец пришел в Ширди издалека, чтобы продать двадцать пять или тридцать изображений Витхобы. Это изображение в точности совпало с образом в видении Какасахеба. Увидев его и вспомнив слова Бабы, Какасахеб Дикшит был очень удивлен и счастлив. Он купил одно изображение Витхобы и поместил его в свой храм для поклонения.
История Бхагвантрао Кширсагара
Насколько Баба любил поклонение Виттхалу, показывает история Бхагвантрао Кширсагара. Отец Бхагвантрао был преданным Витхобы и обычно совершал вари в Пандхарпур. У него дома было изображение Витхобы, которому он поклонялся. После его смерти сын все прекратил: вари, поклонение, церемонию шраддхи и т.д. Когда Бхавтанрао пришел в Ширди, Баба, вспоминая его отца, произнес: "Его отец был моим другом, поэтому Я притянул его (сына) сюда. Он никогда не предлагает найвадью (еду) и, вот, он морит голодом Виттхала и Меня. Поэтому Я привлек его сюда. Я упрекну его за это и уговорю продолжить поклонение".
Омовение Дас Гану в Прайаге
Индусы верят, что омовение в священной тиртхе – Прайаге, где встречаются Ганга и Йамуна, очень благоприятно, поэтому тысячи паломников, в определенные периоды времени, приходят туда, чтобы совершить священное омовение. Однажды Дас Гану решил, что тоже должен отправиться в Прайагу и пришел к Бабе за разрешением пойти туда. Баба ответил ему: "Нет необходимости идти так далеко. Наша Прайага здесь, поверь мне!" И тогда – о, чудо из чудес! Когда Дас Гану склонил свою голову к стопам Бабы, из них заструилась вода, вода Ганги и Йамуны, из обоих больших пальцев ног Бабы. При виде этого чуда на Дас Гану нахлынуло чувство любви и восхищения, у него потекли слезы. Внутри он почувствовал вдохновение, и оно вылилось в песнь восхваления Бабы и Его Лил.
Первое появление Саи Бабы в Ширди
Никому не известно, кем были родители, и где родился Саи Баба. Многие пытались об этом узнать, расспрашивая Бабу и других, но удовлетворительного ответа или каких-либо сведений так и не получили. Фактически мы ничего об этом не знаем. Намдев и Кабир не родились как обычные смертные. Их нашли младенцами в раковине: Намдева нашел Гонайи на берегу Бхимрати, а Кабира – Тамал на берегу Бхагиратхи. Так же обстояло дело и с Саи Бабой. Впервые Его увидели шестнадцатилетним мальчиком, сидящим под деревом ним в Ширди. Даже тогда Он казался преисполненным знанием Брахмана. У него не возникало желания мирских вещей даже во сне. Он изгнал майю, и мукти (освобождение) стало служить Его стопам. Одна пожилая женщина из Ширди, мать Нана Чхопдара, рассказывала о Его появлении в Ширди так. Этого молодого человека, со светлым цветом кожи, ловкого и очень привлекательного, заметили сидящим в асане под деревом ним. Жители деревни были поражены при виде мальчика, совершавшего аскетическую практику, невзирая ни на жару, ни на холод. В течение дня он ни с кем не общался, ночью он никого не боялся. Люди удивлялись и вопрошали, откуда этот молодой парень внезапно появился. Весь его внешний вид и черты лица были настолько привлекательны, что, лишь взглянув на него, вы чувствовали к нему расположение. Он ни кому не обращался, и всегда сидел возле дерева ним. Внешне он выглядел очень юным, но в Его действиях проявлялась Великая Душа. Он был воплощением бесстрастия и представлял для всех поистине загадку. Однажды случилось так, что Господь Кхандоба (Шива) вошел в тело одного из преданных, и люди спросили Его: "Дева (Бог), пожалуйста, дай нам ответ, кто благословенный отец этого мальчика, и откуда Он пришел?" Бог Кхандоба попросил их принести мотыгу и копать в определенном месте. Раскопав землю, они наткнулись на слой кирпичей. За ними обнаружили подземную келью, вход в которую был прикрыт плоским камнем от ручной мельницы. В келье горели четыре самайи (светильника), были видны деревянное сиденье, гомукхи (перчатка, которую надевают на руку, когда перебирают четки) и красивые четки. Кхандоба сказал: "В течение двенадцати лет этот мальчик практиковал здесь аскезу". Тогда люди стали спрашивать мальчика об этом. Он постарался направить их по другому следу, сказав, что это местопребывание Его Гуру. Его священное наследие, и попросил их охранять это место. Тогда эту келью закрыли, как прежде, кирпичами. Как и деревья ашваттха и аудумар, дерево ним было священным для Бабы, он очень любил его. Мхалсапати и другие преданные Ширди считали место возле дерева ним местопребыванием Гуру Бабы (самадхи-стхан) и делали здесь простирания.
Три Вады
Место возле дерева ним было куплено м-ром Хари Виньяк Сатхе, и здесь было построено большое здание, называвшееся вадой Сатхе. Только в этой ваде и могли остановиться паломники, стекавшиеся сюда в большом количестве. Вокруг дерева ним были сооружены пар (помост) и галерея вверху, протянувшаяся с севера на юг. Под лестницей, ведущей на галерею, расположена красивая ниша, обращенная к югу. Существует поверие, что тот, кто зажжет здесь благовоние в четверг или пятницу вечером, милостью Господа, будет счастлив. Эта вада стала разрушаться и нуждалась в ремонте. Необходимый ремонт, улучшения и изменения были сделаны в настоящее время Санстханом. Теперь, спустя некоторое время, сооружена другая вада, вада Дикшита. Какасахеб Дикшит, адвокат из Бомбея, поехал в Англию. Вышло так, что во время своего пребывания в Англии он повредил себе ногу. Хромота не излечивалась никакими средствами. Нанасахеб Дикшит посоветовал ему обратиться к Саи Бабе. Какасахеб встретился с Саи Бабой в 1909 году и попросил Его вылечить хромоту ума, а не тела. Даршан Саи Бабы произвел на него такое сильное впечатление, что он решил остаться в Ширди. Поэтому он построил ваду для себя и для других преданных. Фундамент здания был заложен 10 декабря 1910 года. В этот же день произошло еще одно важное событие: начиная с этого вечера, стала проводиться арати в Чхавади. Вада была построена и заселена в праздничный день Рамнавами с надлежащими обрядами и церемониями. Еще одна вада – великолепный особняк – была возведена известным миллионером м-ром Бути из Нагпура. Много денег было потрачено на это строительство, но они были потрачены не зря -теперь в этой ваде покоится тело Саи Бабы, это – Самадхи Мандир. Раньше, на этом самом месте, был сад, за которым ухаживал и где поливал цветы Баба. Так, там, где раньше ничего не было, появились три вады. Из них вада Сатхе, построенная раньше других, сослужила хорошую службу.
История сада, за которым следил Саи Баба при помощи Вамана Татии. Уход Саи Бабы на некоторое время из Ширди и Его возвращение вместе со свадебной процессией Чханда Патила. Общение с Девидасом, Джанкидасом и Гангагиром. Борцовский поединок Бабы с Мохиддином Тамболи. Жизнь в мечети; любовь м-ра Денгале и других преданных, а также другие события будут описаны в следующей главе.
Поклон Шри Саи – Мир Всем
http://scriptures.ru/sssch.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий