четверг, 26 ноября 2020 г.

Обучение священников для индуистского мира 21-го века

 

Обучение священников для индуистского мира
21-го века
Чуди Сиварам, Бенгалуру
DSC_0023.jpg
cover_3_2020_single.jpg

На фото: Шри Сундарамурти Шивам Шивачарьяр (в центре справа), основатель и глава Веда Агама Санскрита Маха Паташалы, Шри Шри Гурукулам, с учителем Махеш Шарма Двиведи (в центре слева) и 29 учеников 18-й группы Паташалы, поступившие в 2019 году в возрасте от 10 до 18 лет.

Необычная школа, основанная для обучения новых поколений шиваитских священников, расположена на территории многонационального университета Art of Living («Искусство жизни»), основанного Шри Шри Рави Шанкаром на окраине Бенгалуру (Бангалор) в Индии. Одной из главных целей Шри Шри было воссоздать древнюю систему обучения священников – гурукулу, которая могла бы также соответствовать современным веяниям. Восемнадцать лет спустя гурукула добилась ошеломительного успеха.

В окрестностях тихой деревни Канакапура, примерно в 30 километрах от города Бенгалуру, расположен центральный кампус ашрама Шри Шри Рави Шанкара «Искусство жизни» площадью 26 гектаров. В этом огромном центре обучения множество приверженцев со всего мира заняты разнообразными видами деятельности. Если учитывать сотни акров, прилегающих к ашраму владений, то это место вполне можно было бы считать отдельным городом.

В стороне от основного центра находится кампус Веда Агама Санскрита Маха Паташала, Шри Шри Гурукула. Здесь, в ашраме, среди пышной зелени, более 300 учеников разного возраста изучают наши древние священные писания, готовясь стать священниками. 95 из них изучают четыре Веды, однако наше внимание сосредоточено на оставшихся 210 учениках, которые изучают Агамы – писания, излагающие традиционные способы религиозного служения.

У входа в кампус, на большой крытой террасе под открытым небом, находится храм Пратапа Ганапати, Покровителя Образования. Вокруг храма расположены аудитории – просторные соломенные хижины, которые называют кутирами – они построены из бамбука и кирпича, хорошо проветриваются и расположены на большом расстоянии друг от друга. Каждый кутир назван в честь риши. Входя в школу, мы испытываем сильное чувство радости и спокойствия. Воздух отражает пение шлок со всех сторон.

Несмотря на то, что возраст учеников варьируется от девяти до девятнадцати лет, в школе нет шума бессмысленных разговоров, а также нельзя заметить детскую беготню, когда ученики переходят из жилых помещений в свои классы. Ученики одеты в безупречно белые рубашки и дхоти, они идут организованным строем со счастливыми улыбками на лицах.

 

DSC_0427.jpg

На фото: ученики Шри Шри Гурукулыв основном актовом зале​ школы

Истоки

Г-жа Бханумати Нарасимхан, председатель Паташалы, рассказывает об эволюции школы: «Мы открыли школу Вед Вигьян Маха Видья Пит для Вед в 1981 году, чтобы провести научную переоценку Вед. Мы добавили в программу изучение Агам после того, как Сундарамурти Шивам Шивачарьяр присоединился к нам в 1995 году». В 2002 году была основана Веда Агама Санскрита Маха Паташала, которой он руководил. Программа гурукулы посвящена исключительно изучению традиций Шайва-агамы и ритуалов, связанных с религиозным служением.

Гурукула следует образцу древних школ, в которых было принято проживание учеников в доме гуру. Её происхождение восходит к ашраму Кайласа Махасамстхане, основанному в 1960 году Шри Тиручи Махасвамиджи в Раджараджешварнагаре – жилом районе Бенгалуру. Сундарамурти, выпускник этой гурукулы и преданный ученик Тиручи Махасвамиджи, рассказывает: «Я учился в Шри Кайлаш Ашрам Паташала и вырос под милостью Махасвамиджи. Шри Шри Равишанкар регулярно посещал ашрам и имел близкие отношения с Тиручи Махасвамиджи. Во время своих визитов он беседовал с нами. Раньше, ещё до того, как он открыл ашрам «Искусство Жизни», он регулярно проводил по пятницам Дэви-пуджу в своей резиденции в Джаянагаре. Во время одного из таких празднований он пригласил Махасвамиджи к себе домой, и я пошёл вместе с ним. Затем, в 1994 году, Шри Шри планировал провести грандиозную Чанди хому (Чанди – одна из форм богини Парвати) в своём ашраме и попросил Махасвамиджи прислать нас для помощи с её проведением. После этого каждый год мы приходили в ашрам «Искусство Жизни», чтобы провести Чанди хому. Так началось моё общение с Шри Шри и союз с ашрамом «Искусство жизни».

Изначально Веда Паташала обучала около сотни учеников и предназначалась для изучения Ригведы и Яджурведы. Эта программа обучения не подразумевала постоянного проживания – студенты ходили в обычную школу и при этом изучали Веды по утрам и вечерам.

Сундарамурти продолжает: «В 1999 году Шри Шри сказал, что хочет, чтобы я основал гурукулу в традициях Шайва-агамы. В Шайва-агаме есть разделы не только о проведении служений, таких как пуджа или хома, но также и о философии, лежащей в основе этих ритуалов. Шри Шри хотел научить молодежь понимать значение обрядов, и обучить их тому, как совершать ритуалы без каких-либо упущений.

«Сначала я сомневался, что смогу взять на себя такую ​​огромную ответственность, однако Шри Шри был уверен во мне. В 2002 году, через семь лет после того, как я приехал сюда, мы основали Агама Паташалу, учредив программу с обучением и постоянным проживанием, и начав с пятнадцати учеников. Благодаря этому мы обрели цель и импульс. Мы знали, что важно учредить центр познания. Я чувствовал, что решение обучать детей и прививать им наши традиционные методы познания было добродетельным».

gurukul -0078.jpg

На фото:   урок пения в одном из живописных классов гурукулы под открытым небом

Всестороннее обучение и подготовка

Руководить традиционной гурукулой в мире, в котором господствуют современная субкультура и искушения города – нелегкая задача. Абхирама рассказывает: «Мы стараемся читать лекции о наших древних традициях. Главная проблема на данный момент заключается в том, что мы не понимаем ценность и значение собственных учений. Как верно заметил Свами Вивекананда – мы работаем как рабы, а не как хозяева. Мы по-своему преподносим значение наших традиций для учеников, чтобы они несли свет обществу и распространяли правильные ценности».

«Как только мальчики будут хорошо подготовлены, – продолжает он, – они смогут уверенно опровергать любые домыслы и выдумки, касательные их религии, используя факты и логику. Почему существует проблема обращения в религию? Потому что мы не знаем «Бхагавадгиту», «Рамаяну» или «Махабхарату». Раньше, когда мы жили большими семьями, наши бабушки рассказывали нам истории из «Рамаяны» и «Махабхараты», и теперь ответственность за самообразование, а затем и за наставление молодёжи лежит на старших. Дети любознательны и не будут принимать сказанное на веру, поэтому мы должны убедительно преподносить им знания».

Шестилетний курс школы состоит из одного года начального образования и пяти лет, в течение которых учащиеся познают Веды, Агамы, астрологию, шайва-сиддханту, музыку, йогу, «Тирумурай», шилпа-шастры и санскрит.

Помимо религиозных предметов, учеников также обучают навыкам обращения с компьютером. С целью всестороннего развития учеников в гурукуле знакомят с основами современного образования. Спорт также является важной частью внеклассной деятельности в гурукуле.

Выпускники получают титул «Шивагама-видьянидхи», что эквивалентно степени бакалавра гуманитарных наук. «Ученикам объясняют, как организовывать кумбхабхишеку, Чанди хомуяджнашалыпуджа-видхи – практически все виды служения», – рассказывает Сундарамурти. «Ученики готовятся не только к экзаменам, проводимых нашей гурукулой – одновременно с этим они готовятся к экзаменам по Шайва-агамам, которые проводит правительство штата Тамил Наду, и к экзаменам по санскриту, организованные трастом «Санскрита Бхарати» и Центральным Университетом Санскрита (Rashtriya Samskri Sansthan) в Дели». После успешной сдачи экзамена по санскриту, который проводят индуистские религиозные учреждения, благотворительные фонды, правительство штата Карнатака и колледж Махараджи Майсура, студенты получают титул «Шивагама правара».

Гурукула считается общепризнанной за выдающееся качество образования. В 2015 году первая группа из 45 учеников закончила магистратуру по Шайва-агаме в сотрудничестве с престижным университетом Вед Шри Венкатешвары, Тирумала Тирупати Девастханама. Бывший в то время на посту вице-канцлера доктор Дэванатан заметил, что это был первый раз в истории университета, когда более 40 учеников были аттестованы по Шайва-агамам.

Планируется даже превратить гурукулу в университет исключительно для изучения Вед и Агам – Шри Шри хочет видеть школу полноценным независимым учреждением с высшим образованием по Шайва-агамам. Управляющий совет школы стремится к сотрудничеству с Санскритским университетом штата Карнатака, чтобы начать новую программу бакалавриата по Шайва-агамам.

Вплоть до 2019 года колледж санскрита Мадрасского университета позволял выпускникам гурукулы выдвигаться как независимым студентам – в 2015 году аспирант гурукулы даже занял первое место.

day_schedule.jpg

На фото:  в школьной брошюре излагается обычный распорядок дня

Аттестация и последующая жизнь

Выпускной в гурукуле проводится каждые два года и является грандиозным событием, на которое съезжаются видные личности. 40-60 студентов – две группы – выпускаются вместе. Во время первого выпуска гурукулы в 2010 году Свами Даянанада Сарасвати обратился к собравшимся: «Если кто-то захочет создать свою гурукулу, то он должен прийти и увидеть эту гурукулу – образец любой Ведагама Паташалы». По предложению Свами гурукула включила в учебную программу такие предметы как логика, миманса (толкование текстов Вед), астрология и тарка (дискуссии).

Сейчас гурукула считается ведущим учреждением с выдающимся преподавательским составом светил и ученых. Студенты, которые уже закончили обучение, возвращаются и преподают здесь не менее одного года в качестве благодарности, а некоторые даже остаются преподавателями.

Вероятность устроиться на работу после окончания учебы составляет сто процентов. Некоторые ученики возвращаются в храмы своих предков и исполняют обязанности священников; кто-то занимает пост в Индии или за рубежом. Миссис Бханумати с гордостью рассказывает: «Наши мальчики хорошо устраиваются сразу после окончания школы, они работают в Ориссе, Непале, США, Лондоне и Канаде. Сразу после окончания учебы они готовы встать на ноги, и дела у них идут хорошо. Когда я была в США, я встретила одного священника, который, как оказалось, был выпускником нашей гурукулы – и он водил Lexus! Люди так его хвалят, и мы за него рады. Наши студенты выходят из гурукулы знающими и компетентными священниками, и это говорит об уровне подготовки и руководства здесь».

Гурукула считается авангардом исследований и публикаций, что побуждает студентов выходить за рамки своей учебной программы и углубляться в изучение других текстов, чтобы усовершенствовать обучение – возникшие в результате исследовательские работы публикуются гурукулой как для студентов, так и для библиотеки. На сегодняшний день таким образом издано около 50 книг. «Студенты, которые хорошо разбираются в самиздате, помогают нам с публикациями для научно-исследовательской деятельности. Бывшие студенты, работающие за границей, оказывают финансовую поддержку», – рассказывает Абхирама.

На гурукулу была возложена ответственность за редактирование более 11 рукописей «Сахасрагамы», частей Шайва-агамы. «Для нас это большая честь – выполнять такую престижную работу», – заявляет Абхирама. «Копирование оригинальной рукописи – сложная задача, требующая особых навыков. С помощью Национальной миссии рукописей мы провели в кратчайшие сроки курс рукописи, чтобы научить студентов читать их».

«Чего вы ждёте от студентов после того, как они окончат обучение?», – спросили мы Абхираму. «Шри Шри всегда говорил, что не надо ничего ждать, – отвечает он, – а только как следует выполнять свой долг. Мы ничего не ждём от наших студентов, однако у нас есть цель: сделать их лучшими шивачарьями, какими они только могут быть. Они должны быть пророками нашей нематериальной культуры, должны работать с предельной самоотверженностью и преданностью, и быть образцовыми гражданами этой страны. Это и есть наша цель. Когда я преподаю, я хочу, чтобы мои ученики вносили потом свой вклад, и совсем не в виде денег – я хочу, чтобы они вернулись и тоже преподавали. Мы хотим, чтобы они вносили свой вклад в обучение и развитие своих подопечных. Некоторые выпускники даже выразили желание помочь нам в исследованиях. Один из наших бывших учеников, Арун Кумар, получивший первое место в аспирантуре, сейчас преподает в старших классах. Наш директор всегда напутствует наших выпускников, чтобы они возвращались в гурукулы и вносили свой вклад, проводили время с учениками и делились знаниями, были наставниками».

IMG_9456.jpg

На фото:  Глава издательства журнала  "Индуизм сегодня" Садгуру Бодхинатха Вейлансвами (справа в центре) и Шанмуганатха Свами в гостях у Гурукулы.

Заключение

Гурукула рождает в своих учениках чувство причастности, дарит ощущение, что вся школа принадлежит им. Это подтверждает чувство ответственности, которое я замечаю, когда наблюдаю за ними. В их глазах отражается гордость. Эта гурукула построена не из дерева и камня, а из душ, чувств и приверженности к познанию.

Выпускники гурукулы обладают качествами, которые будут передаваться из поколения в поколение. Храмы с нетерпением ждут их выпуска, чтобы потом принять к себе. Многие возвращаются в свой родной город или семейные храмы, чтобы поддерживать в них жизнь. Веда Агама Санскрита Маха Паташала – это почти что храм, который будет защищать, сохранять и распространять традиционные священнические учения – Санатана Дхарма здесь в надежных руках.

Доктор С. Шанмукха Шивачарьяр, один из членов управляющего совета, резюмирует: «Результат будет заметен и через два десятилетия, когда дети гурукулы с прочным знанием наших текстов будут проводить пуджи в храмах, распространяя новую энергию. В этой школе вырастет целое поколение священнослужителей, которые смогут наставлять своих последователей на истинный путь и усовершенствовать процесс выполнения пудж. Здесь заложено семя».

DSC_1188.jpg

(С) Индуизм сегодня, № 3. 2020  https://www.hinduism.today/gurukula-agama-pathasala

Комментариев нет:

Отправить комментарий