«ЗАМУРОВАЛИ, ДЕМОНЫ!»
Часто в литературе, посвященных индийской мифологии и религии, можно встретить слово «демоны». Чаще всего «демонами» называются асуры, а также ракшасы и пишачи. Однако использование этого слова применительно к индийским реалиям представляется не совсем корректным. Так часто бывает, когда привычными для собственной культурной среды понятиями начинают обозначать феномены совершенно иной культуры (ср. набившие оскомину «ведические писания», калька со «священного писания» христиан, которые никак не сочетаются с почитанием именно устного Слова в Индии и устным характером передачи ведийских текстов).
В античной Греции демонами (др.-греч. Δαίμων) называли сверхъестественных существ, занимающих промежуточное положение между богами и людьми. Они могли быть и добрыми, и злыми. Вспомним демона Сократа. С развитием христианства слово «демон» принимает исключительно негативный оттенок. Как пишет С. И. Ожегов в своем словаре: «Демон. В христианской мифологии: злой дух, дьявол». Всех языческих богов христиане стали относить именно к демонам. То есть, если следовать этой традиции, индийские боги это демоны также. На Руси слово «демон» обычно переводилось как «бес».
Что касается асур, то традиция именовать их «демонами» возникла из их противопоставления богам (так у нас принято переводить категорию devāḥ). Действительно, тема беспрерывной борьбы между «богами» и асурами традиционна для эпоса и пуран. В этой борьбе асуры могут добиться временного успеха и даже добыть власть над небесами, но все равно в конце концов «боги» побеждают их. Однако, как считает сейчас большинство ученых, полный антагонизм между «богами» и асурами иллюзорен.
Во-первых, в Ригведе четкого противопоставления между «богами» и асурами еще нет, некоторое «боги», например, Варуна, Агни и Савитар, могут именоваться асурами также. И само слово asura, которое позднее стало толковаться как «не-бог» (a-sura), происходит, по-видимому, от asu «жизненная сила».
Во-вторых, «боги» и асуры это ближайшие родичи. Если «боги» происходят от Кашьяпы и его жены Адити, то асуры – от того же Кашьяпы и других его жен – Дити и Дану (отсюда подклассы асур – дайтьи и данавы). То есть онтологически «боги» и асуры равнозначны, а отличие от древнегреческой мифологии, где демоны заведомо ниже богов по статусу. О этой равнозначности свидетельствует миф о пахтании океана, где боги и асуры вместе делают одно общее дело. Обращает на себя также внимание, что асуры это не бесплотные духи (как демоны), они описываются, как имеющие физическое тело.
В-третьих, асуры могут быть и положительными. Самый известный пример – это сын Хираньякашипу Прахлада, ревностный почитатель Вишну. Могут они ладить и с людьми: дочь царя асур Вришапарвана, красавица Шармиштха рожает трех сыновей от царя Яяти. В то же время боги зачастую творят нечестивые деяния: Индра соблазняет жен мудрецов, Брихаспати отбирает жену у своего младшего брата, а Сома в то же время вступает в любовную связь с женой самого Брихаспати Тарой. В итоге, когда знакомишься с мифологическими текстами, складывается впечатление, что асур просто назначили на роль «плохих фашистов», вина которых в том, что они – асуры. Поэтому и амриты при пахтании океана им не достается…
Относительность противопоставления «богов» и асур как раз продемонстрирована в Деви-махатмье. Здесь высшее женское божество именуется как Великой Богиней (mahādevī), так и Великой Асури (mahāsurī) (1.77). А также подчеркивается, что асуры могут достигнуть небесных миров благодаря смерти от оружия Богини (4.18, 19). Заметим, что по сравнению с этим никакого положительного исхода для христианских демонов не предусмотрено.
Андрей Игнатьев
Комментариев нет:
Отправить комментарий