-
ИНДРИИ - ОРГАНЫ ЧУВСТВ - второй инструмент
Теперь рассмотрим индрии, или органы чувств. Наши чувства ведут себя весьма независимо, и совладать с ними бывает непросто. Они склонны часто выходить из-под контроля.
Язык пробует что-либо и сообщает, является ли это сладким, кислым и так далее. Глаз, в свою очередь, оценивает, насколько красива та или иная вещь. Так же и любой другой орган человека судит о качестве находящихся перед ним объектов.
Индрии получили как некие способности, так и ограничения. Нос, например, может только улавливать запах, но не способен выполнять какую-либо другую функцию. Цель таких ограничений - призвать каждый орган выполнять свою специфическую функцию, например, нос должен ограничиться функцией обоняния, выбирая то, что является чистым и ароматным, и отвергая то, что нечисто.
Уши должны слышать то, что чисто и свято, и воспринимать то, что восхищает сердце. Они не должны позволять себе слушать слова, причиняющие боль, ранящие сердце или оскверняющие его чистоту. Если уши нарушают эти правила и проявляют интерес к бесполезной информации или слушают злые сплетни, они становятся орудием греха.
Предназначение языка - воспевать величие и славу Господа и говорить правду. Вместо того, чтобы использовать его для таких священных целей, с его помощью часто оскорбляют других или причиняют им боль. Такое отношение к языку свидетельствует о непонимании его священной роли.
Поскольку индрии не используются ради чистых и священных целей, для осуществления которых Бог наделил ими человека, они становятся орудиями зла. Все беды и невзгоды происходят с человеком оттого, что он злоупотребляет своими органами чувств. Поэтому для того, кто встал на духовный путь самым первым предписанием является обуздание чувств.
Как бы ни был богат, могуществен или образован человек, если он не способен управлять чувствами, он не сможет надлежащим образом употребить своё положение в обществе и власть, которой он наделён. Если человек - раб своих чувств, он нередко демонстрирует качества, присущие животным. Тот, кто способен управлять чувствами, близок к святости.
(1. Гл.27. Стр.162,163)
Саи: Пять органов чувств - это слух, осязание, зрение, вкус и обоняние.
Пять органов действия - это руки, ноги, органы, отвечающие за речь, хождение, поглощение и выделение пищи
(2. Гл.9. Стр.39)
Если бы ваши органы чувств ориентировались не на ум и разум, но на сердце и душу, вы смогли бы познать и себя и вселенную вокруг вас.
(3. Стр. 55)
Бхагаван :Постарайтесь понять, почему ваши органы восприятия недостаточно остры. Ответ простой: неправильное использование чувств, эгоизм, узость мышления.
(4. Стр.200)
Каким болезням подвержены органы чувств? Они никогда не воспринимают вещи целостно. Они функционируют в зависимости от обстоятельств.
(5. Гл.15. Стр.117)
Отделите себя от чувств, только тогда сможет воссиять Атман. Я не имею ввиду, что вы должны уничтожить свои чувства.
(6. Гл.33. Стр.198)
Человек может подняться до уровня Божественного, только если будет использовать данные ему Богом органы чувств по назначению. Не следует распоряжаться органами чувств так, как вам хочется, просто потому, что они у вас есть...
Мы не используем органы чувств по назначению. Мы не контролируем ум. В итоге возникает опасность того, что чувства могут начать повелевать своим хозяином...
СУЩЕСТВУЕТ ОДИН СПОСОБ, с помощью которого можно усмирить и гармонизировать чувства. Он заключается в том, чтобы одинаково воспринимать как хорошее, так и плохое...
Лишь немногие возвышенные личности обладают таким терпением и невозмутимостью. Эти качества можно взрастить только путём преданности и веры.
Не стоит впадать в уныние, полагая, что у вас не получится контролировать чувства. Это можно сделать взращивая преданность...
Чувства сравнивают с животными, чьё восприятие направлено на внешний мир. Человек должен стремиться к тому, чтобы стать хозяином чувств, а не их рабом. Для этого надо прежде всего перестать потакать чувствам. Следует понять, что удовольствие, доставляемое органами чувств, в определённый момент заканчивается и ведёт к проблемам.
Если правильно нагружать органы чувств, то проблем с ними не будет.
(5. Гл. 12. Стр.94 -97)
Спокойная работа органов чувств возможна лишь тогда, когда их взаимодействие с внешним миром сведено к минимуму. С другой стороны, если человек способен невозмутимо принимать как хорошее, так и плохое, как приятное, так и неприятное, то его не затронет информация, получаемая от органов чувств.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ НЕ ТАК ПРОСТО КОНТРОЛИРОВАТЬ. Самый лёгкий способ - сохранять спокойствие. Надо научиться невозмутимости, не впадать в уныние и не скакать от бурной радости. Следует утвердиться в том, что "Я - не органы чувств, Я- не тело, Я -Атман”. Когда у вас появится такая убеждённость, органы чувств перестанут доставлять беспокойство. Постоянно размышляя о том, что вы есть Атман, можно выйти за пределы ограничений человеческого существа и пережить Божественное.
(5. Гл. 13. Стр.100-102)
Библиография:
1. Сатья Саи говорит. Том XVI
2. Джон С. Хислоп. Беседы с Бхагаваном Шри Сатьей Саи Бабой. Изд. Гном и Д. 2001
3. Летние ливни в Бриндаване. Курс лекций 1973. ИчпЛакшми 1996 г.
4. А. Кумар Камараджу. Сатьопанишад. Книга2
5. Судьба человека и Божья воля - Сатья Саи говорит.Том23
6. Сатья Саи говорит. Том IV
Продолжение следует…
ИНСТРУМЕНТЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ЧЕЛОВЕК ФУНКЦИОНИРУЕТ
Деха (тело), индрии (органы чувств), манас (ум) и буддхи (разум) - это все инструменты, с помощью которых человек функционирует. Лишь разгадав секрет каждого из этих внешних проявлений, можно понять, в чем состоит истинная суть самого человека. Что же на самом деле представляют собой тело, чувства, ум и разум? Лишь разобравшись в этом, мы сможем понять, как управлять ими.
(1. Гл.27)
Какова причина эгоизма, не позволяющего нам увидеть Божественное? Она проста: это наша привязанность к телу, это слабость нашего ума и рабская зависимость от органов чувств. Каков способ преодоления и преображения этого эгоизма? Для этого нужно научиться прежде всего правильно оценивать и понимать, что такое тело, органы чувств, ум и прочее.
Все это - НЕ МЫ САМИ. Мы считаем, что все это и есть МЫ только в силу невежества. Это наши одежды, внешний покров, все равно, что костюм, который мы носим. Тело - это не мы, органы чувств - это не мы, ум - это не мы. Это наши одежды. Поэтому мы и говорим "это наше тело" и т.д. Мы никогда не говорим: "Я - тело".
В связи с этим мы должны попытаться понять, что на самом деле мы отличны от всего этого.
"Я", отдельное от всего этого - реальная сущность в нас, и это "Я" и есть мы.
(2. Гл.8. Стр.58)
Органы чувств тоньше тела. Ум тоньше органов чувств. Разум (буддхи) тоньше ума. А самая тонкая субстанция - это Атман. Все должно подчиниться Атману.
(1.гл 13)
/ 1. Сатья Саи говорит. Том XVI
2. Йога отрешённости - Сатья Саи говорит. Том XV
3. Судьба человека и Божья воля - Сатья Саи говорит. Том 23 /
Продолжение следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий