вторник, 22 февраля 2022 г.

Мы не изучаем йогу: мы дозреваем до нее.

 В последнем номере Журнал "Индуизм сегодня" № 1 (18) 2022 (готовится к изданию) на вопрос, "Является ли йога индуистской практикой?", ответ даёт С. Ш. Субрамуниясвами... Йога -- это о Шиве, йога -- это о Кришне, йога -- это о Будде и Дэви... ответ очевиден: ЙОГА -- ЭТО О БОГЕ! О я (дживе), познающем (или узнающем) свою истинную природу Я (Парашиву). И индуизм, его цели, его практики -- о том же. Путь Йоги – это путь естественного воцерковления и становления в Дхарме (одно из главных значений которой, кстати, – «религия»)... Здесь я делаю репост своего поста пятилетней давности на эту тему...

ЙОГА - РЕЛИГИЯ.
Мы не изучаем йогу: мы дозреваем до нее.
«Вера – зерно, воздержание – дождь,
Мудрость – ярмо и плуг мой,
Стыд – мое дышло, упряжь – мысль,
Память – мой кнут и лемех.
В речах и действиях сдержан я.
В еде и питье умерен,
Правдой прополку делаю я,
Кротость – мое спасенье.
Мужество – вот мои быки,
Что везут к отдохновенью,
Что, не сворачивая, бегут
Туда, где нет печалей.
Вот как пашется эта пашня.
Родит же она бессмертье.
Вспашешь такую пашню,
Избавишься от страданий.
(«Сутта о Касибхарадвадже», пер. Ю. М. Алиханова)
По определению религия от латинского religare – «воссоединение» – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов…
Уже в фундаментальном тексте классической Йоги Патанджали, отвечающей на вопрос «что есть йога?», в ответе узнаваемы общие коннотации с действующим лицом главного космогонического мифа РВ о борьбе добра и зла: убийством Индрой демона Вритры (от vRtra «препятствие», «закрывающий свет», «прекращающий [засуху]»), сковавшего свободное течение рек. citta vRtti nirodha – «уничтожение вритти ума». Это сходство терминологии в мифологии, религии и философии йоги явно не случайно.
Метафизика йоги освящена авторитетом Упанишад. «Полностью контролируя жизненные силы в этом теле, пусть тот, кто должным образом сдержан в действии, медленно выдохнет через нос, когда жизненная сила (прана) замирает, ум успокаивается. Пусть мудрый, полностью сконцентрировавшись на уме, обуздает его, подобно возничему, управляющему норовистыми лошадьми» (Шветашватара Уп., 2.9.).
Важная общность йоги и религии обнаруживается в следующем: только они, в отличие от большинства философских школ, опираются в решении своих задач не только на последовательность спекулятивных умозаключений, но также на доведенную до совершенства древнейшую систему практик, служащих непосредственным инструментом верификации результатов этих своих изысканий. «Я есть Бог», «Отец и сын – суть одно»… Ревностным же попыткам различных философских систем возвысится над верой (суеверием) уготовлено каждый раз разбиваться о непокоренную ими вершину новой веры. Философскими системами Индии безоговорочно признается высшее йогическое вИдение (йога-праджня) и авторитет Упанишад, в которых освящена метафизика йоги-религии-веры, и в которых каких-либо границ между ними просто не существует.
Нас можно сравнить с айсбергом, плывущим в безбрежном океане Сансары, который представляется нам таковым, покуда видится наше физическое отличие от него. Вершина того айсберга есть Ишвара, океан – Прардхана. Большая часть айсберга скрыта под толщей воды и представляет собой тяжелый груз наших карм и авидьи. Регулярная практика йоги или религиозная садхана, иначе, – тапас («жар») подвижничества, способны растопить этот айсберг. Его подводная часть тает, уменьшается, а вершина неустанно приближается к поверхности. В их слиянии постигается единство, их слияние – самоцель Ишвара-пранидханы, самадхи, пребывание в котором есть истинное извечное счастье, осознание которого несет Знание Единства Сансары и Нирваны, Парашивы.
Мы скроены из материи, все наши практики протекают в материальном мире, все самое лучшее, что может дать нам этот материальный мир – это разрушить бесконечную череду своих-наших концепций, умозаключений, разрушить Себя Самого. Но как это осуществить, если все инструменты из тех, что нам дадены – также являются Великой Матерью (Пракрити, Прардханой), предоставляющей Свое Тело-Кшетру для реализации этой идеи Своего «неразумного» сына, да еще и снабжающей всей необходимой на то энергией. По сути, Мать должна отречься от Самой Себя в Себе же Самой (вас)… Ну, скажите, каким языком возможно описать данную Жертву, как ни высоко-поэтическим духовным Словом Религии, высокого теизма. Какие «логии» способны открыть вам это сокровенное знание, какие практики – привести к переживанию подобного?! В этой связи, как нельзя кстати, подходят слова Гурудэвы (Садгуру Шивайя Субрамуниясвами): «Мы не изучаем йогу: мы дозреваем до нее. Мы не изучаем медитацию: мы пробуждаемся к ней». Садхана – регулярная духовная практика, самодисциплина и подвижничество (частью которой является и йогическая гимнастика, хатха-йога) становятся образом жизни, вставшего на Путь Йоги. Таким образом, совершенно очевидно, что Путь Йоги – это путь естественного воцерковления и становления в Дхарме (одно из главных значений которой, кстати, – «религия»), где вашими крестным отцом и матерью становится гуру, а йога-асана – «святой купелью» в начале вашего пути, алтарем и местом ежедневного причащения на долгие годы. Трудно даже представить себе более чистого, светлого и абсолютно осознанного «святого причастия». Адепт Церкви Йоги без какого-либо принуждения со стороны налагает на себя различного рода епитимьи: посты (голодает по определенным святым дням, соблюдая экадаша-, прадоша-, сомавара- или любую другую врату), принимает обеты (будь то брахмачарья, вегетарианство или др.), увлечен подвижничеством (с интересом занят духовным самообразованием: чтением священных книг, изучением санскрита, посещением сатсангов и паломничеством к святым местам). Его множественные аскетические йогические практики с элементами самоистязания – шаткармы, мауна, отказ от постели и пр. полезные «чистки» организма и самоограничения, так напоминают нам «духовные подвиги», например, христиан. Стоический же характер, напор и усердие в практике, отчужденность от мира некоторых (современных в том числе) адептов йоги ничем, по существу, не отличаются от известных монахов-схимников христианского мира, а порой и превосходят их многократно. Целью их духовной практики становится Бог.
Занимаетесь ли вы религией, когда чистите алтарь или убираетесь в храме?! Также и в хатха-йоге, когда мы заняты, казалось бы, исключительно своим телом, на самом деле мы наводим в нем порядок, чистим свой «алтарь» и подготавливаем «ритуальную посуду» для предстоящего поклонения. Это крия-йога, она фокусирует внимание на моральных аспектах праведной жизни (ямы-ниямы), правильном положении тела (асаны, мудры), повторении святых имен (джапа) и молитвенной практике (пуджа). Служение и послушание становятся главными элементами этой ступени йоги. Знакомство с учителем, ашрамной жизнью, принятие первых обетов и дикш (посвящений), как правило, происходят на этом этапе йоги. Это время, когда неофит получает новое духовное имя и личную практику-садхану от своего учителя. Это истинное воцерковление и «второе рождение», но уже в мире духовном, обретение новых приоритетов и главной цели в жизни.
Те же принципы и религиозный мотив, но на более высоком уровне обнаруживаются в практике пранаямы и далее, – на всех ступенях Аштанга (8-ми частной) йоги, задействуя лишь каждый раз все более тонкие элементы, телА и энергии высших чакр. Во всех без исключения школах йоги мы можем проследить элементы религии. Карма-йога превращает ваш труд в служение. Бхакти-йога через открытие и взаимодействие с анахата-чакрой («сердечным центром») развивает чувство преданности и ведет к совершенной молитвенной практике и Ишвара-пранидхане. Джняна-йога («Йога Знания»), которая и есть Ишвара-пранидхана, свидетельсивует об активном взаимодействии с вишудха- и аджна-чакрами, окончательном совершенстве, являющемся предтечей самадхи – окончательного освобождения, просветления, «воссоединения».
И ни какие сложные позы, ни какие открытые сверхспособности, уровни или ступени посвящения, никакие другие ваши достижения и регалии, будучи хоть 1000-кратно подтвержденными документально, не будут свидетельствовать о вашем истинном совершенстве в Йоге-religare. Только ваши «взаимоотношения» с такими пороками, как гнев, вожделение, алчность, зависть и гордыня дадут точный ответ на вопрос, на каком этапе духовного развития вы находитесь. И самым честным, и справедливым судьей тому будете вы сами. И самым главным и единственным свидетелем вашего совершенства будет лишь Мать Земля. Теперь вы – Буддха! Вы – Бог!
Слава Великим учителям и Великому пути, ведущему нас к Богу, который есть наша религия, который есть Путь Йоги!
Во имя Шивы и Риши Патанджали Аум!

Комментариев нет:

Отправить комментарий