пятница, 18 февраля 2022 г.

Про антакхарану и формы ума

 Друзья, теперь об уме в несколько ином ракурсе. 

Ум есть антахкарана — внутренний инструмент познания. Значит Ум в широком смысле состоит из ума, разума, памяти и эго. 

☀️


ФОРМЫ УМА

Слово антахкарана используется как в повседневной речи, так и в духовных текстах. Что оно означает, что стоит за его смыслом? Когда размышляешь над этим, становится понятно, что сам ум принимает тонкую форму антахкараны, внутреннего инструмента.

У Ума четыре формы: ум, разум, память и эго (манас, буддхи, читта и ахамкара). 

Буддхи, читта и ахамкара представляют собой три тонких формы ума. Они появляются в зависимости от выполняемой умом функции. 

Одного и того же брамина называют по-разному. Когда он совершает служение в храме, его называют пуджари; когда он работает на кухне, он повар-брамин; когда он учит студентов, он учитель-брамин; а когда он анализирует астрологические показатели, он панчанга-брамин. 

Подобным образом, когда ум занят мыслительной деятельностью, его называют манас. Когда он занимается исследованием и различением между плохим и хорошим, его называют буддхи, разум. 

Третье название- читта - относится к воле, принятию решений, а также к памяти.

Когда ум отождествляет себя с телом в действии, его называют ахамкара, я-деятель.


Несмотря на то, что ум один, в зависимости от выполняемых функций он принимает разные формы. Ум является причиной всего. Весь космос - это проекция ума.


/Судьба человека и Божья воля - Сатья Саи Говорит. Том23. Гл.14. Стр.107;108/


-

УМ - ТРЕТИЙ ИНСТРУМЕНТ, с помощью которого человек функционирует


Ум тоньше органов чувств.

(1. Гл. 13. Стр.105)


Тело - это инструмент для действия. Ум - это средство познания.

(1. Гл.14. Стр.107)


В основе мира лежит ум. Все, что происходит в мире - радость или печаль, грех или добродетель, истина или ложь - возникает в уме.

Ум подобен зеркалу, он не обладает своими внутренними качествами. Он зависит от органов чувств, индрий. Он видит через глаза, сам он не может видеть. Слышит через уши, своей способности слышать у него нет. Таким образом, ум функционирует с помощью органов чувств.

Поэтому проступки, совершенные органами чувств, отражаются на уме. Чувства связаны с различными умственными процессами. Один лишь ум не может быть виноват. Загрязнение ума происходит в результате взаимодействия с органами чувств...

Первым необходимым условием для очищения ума является чистота пищи. Однако не всегда можно гарантировать абсолютную чистоту пищи. Чтобы преодолеть эту сложность, надо предлагать пищу Божественному и воспринимать её как дар Бога...

Когда перед принятием пищи её предлагают Богу, она становится даром Бога (прасадом). И, таким образом, вся загрязненность пищи устраняется. Это помогает очистить ум. Этой практикой надо заниматься постоянно...


Существует много практик для успокоения ума: медитация, концентрация, молитва...


Стать хозяином самого себя можно лишь тогда, когда тело, чувства и ум находятся под вашим контролем.

 

(1. Гл.15. Стр.112-114)


Ум является причиной как прогресса человека, так и его регресса. Для глупца ум - страшный динозавр, а для умного человека - ангел. Нечистый ум терзают различные страхи, а чистый ум всегда спокоен и безмятежен.

(2. Гл.53. Стр.348)


Ум - всего лишь клубок впечатлений...

Ум составлен из множества мыслей. Нет мыслей, нет и ума. Чистый ум - тот, в котором лишь чистые, божественные мысли. Нам нужно изъять из ума все плохие мысли и идеи и заменить на хорошие. Для этого необходимо тренировать свой разум и учиться отличать хорошие мысли от плохих.

(3. Гл.8. Стр.60)


Ум также известен как "я", ложное "я". По существу это только видимость, майя...

Никто не знает, что такое ум, но все страдают из-за ума, от его иллюзорного существования. Мучащее вас беспокойство создано вами самими. Страх тоже создаёте вы сами. Когда мы воображаем, что ум есть, он обнаруживает себя. Отриньте его или исследуйте его, и он полностью исчезнет. Вместо того, чтобы исследовать ум, мы отводим ему главенствующую роль, которой он не заслуживает, и позволяем верховодить нами, тем самым обрекая себя на страдания...

Ум - не более чем воображение. Призрак нашего ума создают желания и только желания. Если желания укрощены, ум исчезает.

Мы должны проникнуть за пределы тела, органов чувств, ума, разума и достичь источника всего этого - Атмана.

(3. Гл.8. Стр.60)


1. Судьба человека и Божья воля - Сатья Саи говорит.Том.23

2. Сатья Саи говорит. ТомXI

3. Йога отрешённости - Сатья Саи говорит.ТомXV

Комментариев нет:

Отправить комментарий