Дорогие мои! Делюсь с вами тем даром, что получила от Свами в эту поездку в Индию, а конкретно - своим личным опытом пребывания в Муденахалли, который, как и всякий личный опыт, ни на что не претендует...
(Ниже представлены выдержки из моего дневника с добавленными размышлениями по поводу "феномена Муденахалли")
"Вчера, 4 января, мы все-таки поехали в Муденахалли, одну из резиденций Свами, в которой сейчас, по свидетельству большого числа преданных, Сам Свами работает через тело одного из Своих бывших студентов.
Сразу оговорюсь, что эта поездка носила для меня преимущественно исследовательский характер. Страсти встретиться со Свами-в-Теле не было, потому что с самого первого дня пребывания в ашраме эта Встреча со Свами в Личностном и безличном аспектах состоялась, она была столь очевидна, насыщенна, жива, что пустоты, взывающей к потребности заполнить ее, просто не могло быть. На внутреннем плане Свами по-прежнему разыгрывал Свои любимые, в том числе прерванные на десяток лет (время отсутствия меня в ашраме) игры. Он шутил, наставлял, давал взбучку, и просто присутствовал в каждом местечке пространства, казалось, в многократно более концентрированной «форме», тем самым смеясь над самой возможностью Смерти и Исчезновения. Тайна, умом не вмещаемая!..
Тем не менее я, в силу своего любопытства, вряд ли могла сама упустить возможность исследования феномена Свами-в-теле студента.
Кроме того, в самом решении поехать немалую роль сыграл Сам Свами. Он будто заманивал нас с супругом: то в моей медитации пообещает интервью, а вопрос «как оно может быть осуществлено сейчас» оставит на додумывание, которое не трудно догадаться, в какую сторону устремится. То через мужа будто бы пригласит нас обоих в Муденахалли, но внутренней уверенности, глубинного чувствознания, что это именно Его воля внутри у обоих так и не возникнет. То даже пошлет послание, чтобы взяли с собой гирлянды, и в первый же даршан кто-то сядет впереди мужа с гирляндами (что само по себе не так уж часто можно увидеть в мандире).
Он также устроит будто бы препятствия к поездке и Сам же, без усилий с нашей стороны, их устранит. Например, накануне ребятам не удастся заказать машину для нас, однако когда мы наугад («Если нужно, то случится») подойдем к указанному месту ко времени отправления, то увидим заказанный маленький дополнительный автобус. Наконец, две мои бессонные ночи и даже пропущенные даршаны по причине острого бронхита и невозможности полноценно дышать вроде тоже как не окажут решающего воздействия на мое решение – болезнь немного смягчится и силы появятся.
Вот такая игра. Я бы назвала ее «ФИФТИ-ФИФТИ», когда вроде бы и «да», и тут же и «нет», вроде бы Свами приглашает-заманивает в поездку, а на прямые вопросы в лоб(сердце) – «Действительно ли это то, что Ты хочешь от меня?» предпочитает отмолчаться J . Один из участников этой поездки после даршана в Муденахалли скажет: «По вере каждого дается». Возможно, оно и так. Но лично мой путь к вере и доверию к Свами лежал через очень пристрастное исследование Его. Точно так я намеревалась «рассмотреть» и Мадху, Свами-студента.
Учитывая, что вокруг вопроса Муденахалли разворачивается все более ожесточенное противостояние в среде преданных Свами, сразу оговорюсь, что мне бы менее всего хотелось занимать пристрастную или, тем более, воинственную позицию одной из сторон: тех, кто для себя открыл присутствие Божественной Личности Свами в теле одного из Его студентов или тех, кто уличает в нем самозванца и объявляет (иногда очень громко) войну преданным-«предателям» Свами, или объявляет последних глупцами. Увлекшимися лишь «побрякушками-материализациями». Моя цель – поделиться только собственным опытом от прошедшей встречи, собственными размышлениями о ней.
Как я уже сказала, мною двигал преимущественно исследовательски интерес, оформившийся в два вопроса. Первый – «Нужен ли мне лично дополнительный помощник на Пути в лице Свами-в-студенте»? Когда-то перед встречей со Свами я искала уже ответ на такой вопрос и обнаружила ответ в Его словах: «Приди, испытай, и реши, как ты можешь использовать Меня». Сейчас, спустя более 17 лет я решила действовать так же.
Второй вопрос касался непосредственно феномена временного воплощения и действия Одной Души (Свами) через чужое тело (студента). Этот вопрос ставился именно так: «Как может проявить себя конкретная Душа через другое тело?», он не ставился так: «Может ли Бог – вездесущий и всемогущий – действовать не только через Свами?». Ответ на последний вопрос очевиден: конечно, да, ведь Бог не ограничен только одной формой, и с этой точки зрения абсолютно любой человек или феномен проявленной реальности может стать и зачастую становится Учителем. Но это не значит, что этому конкретному человеку, который в какой-то момент явил «глас Бога» для нас мы безраздельно вверяем свою жизнь, как это складывается между Гуру и учеником.
Последнее – это отдельная тема и, по моему опыту, она не обходится без периода испытаний и вызовов, которые будущий ученик бросает Учителю, и периода испытаний, через которые Учитель проводит ученика. Ученик испытывает Учителя с целью выяснить «Кто он и что может?», а также получить ответ на вопрос «А мой ли это Учитель, для меня ли предназначен?». Очевидно, что отрицательный ответ на второй вопрос никоим образом не характеризует самого Учителя, но только то, случилась или не случилась нужная встреча между человеком и его Учителем. Учитель же испытывает ученика, чтобы тот укрепился в вере, доверии, преданности, выработал качества послушания, смирения и пр. Без этих двух составляющий связка Учитель-ученик оказывается ненадежной, а духовное путешествие, подобно скалолазанию, – опасным.
Теперь, после большого отступления, которое является основой для моего исследования «феномена Муденахалли», перейду к описанию самой поездки и этого удивительного местечка.
На фоне хаоса и бедности индийского быта, раскинувшегося вдоль всего нашего пути из Путтапарти в Муденахалли, последнее представляло из себя Райский Сад, свидетельствующий на языке материи о том, Кем был его создатель. Великолепные постройки (одно из высших учебных заведений Сатья Саи Бабы, Его резиденция, общежития, столовая и пр.), чистота, цветение деревьев, красота горных хребтом, обнимающих этот уютный уголок Бога – все располагало к тому, чтобы вновь, как и в Путтапарти, ощущать: «Я у Бога Дома».
И вот мы в составе группы из 23 русских терпеливо, а где-то и не очень, стараясь занять место поближе, ждем в линиях, когда же нас запустят в Храм - как знакома эта борьба за близкое с Богом место J!.. Удивляет большое число европейцев среди нескольких сотен присутствующих - очевидно, что в долевом отношении их больше, чем в Путтапарти. Много машин. Муденахалли, вне всякого сомнения, становится новым местом паломничества.
Как и в Путтапарти, севадалы производят досмотр, все вещи, включая мобильные телефоны и камеры, должны быть сданы в специально отведенное место.
Быстро, чуть не бегом взбираемся по длинному серпантину к святыне, рассаживаемся, как и полагается мужчинам и женщинам, по разные стороны. Храм внутри заполнен, мы все – на площадке перед ним. Красота необыкновенная!..
Атмосфера – как она знакома! – ожидания выхода Божественного Учителя! Сейчас в Путтапарти почти невозможно уловить этот дух: контакт с Богом ищется внутри, там случается и все действо, там по-прежнему (как это было радостно открывать для себя!) - все Тот же Свами все в Том же непредсказуемом стиле и бесконечной, безусловной Любви вершит Свою Мистерию досотворения человека!..
А здесь – внимание преимущественно наружу (я заметила всего одного медитирующего человека), ожидание «Когда же он выйдет?», мысли «Что спросить, если вдруг подойдет?» (все в голове перебрав, я так и не нашла вопроса, на который бы не рассчитывала получить ответ изнутри и в нужное время), там же – излюбленное «плиз, интервью». Знакомая красная дорожка – предмет, вызывающий особо трепетные воспоминания: она всегда предназначалась только для Свами. Преданные, заботливо убирающие с нее соринки и шикающие на тех, кто на нее по неосторожности наступил… Кто был в ашраме в бытность Свами-в-Теле, хорошо понимает, что значили все эти «мелочи» ожидания Бога и какова стала их ценность, после того, как время хождения Стоп Свами по ней кануло в лету.
Начались баджаны. Затем выступления нескольких преданных (я уловила на слух лишь маленькие обрывки выступлений – они были о чудесах, которые случались у них в отношениях со Свами). Наконец, зазвучало выступление, которое многими преданными воспринимается как нынешние «лекции Свами», по риторике, переплетению речи ораторов на телегу и английском весьма напоминающие выступления Свами и Анил Кумара.
Складывалось ощущение, что у большинства присутствующих сомнений в том, кто выступает и к кому они пришли на даршан, нет: конечно же, Свами и к Свами!.. Когда Свами-в-студенте будет давать даршан, там и здесь будут раздаваться знакомые обращения-мольбы: «Свами!..»
Многие преданные, действительно, Его здесь будто бы заново обрели в Форме. Некоторые из них – и их немало – новички, т.е. те, кто не застал Свами-в-Теле и им, как легко объясняет ум возникающее рассогласование с собственными переживаниями, «просто не с чем сравнивать: что было тогда, и что сейчас». В то же время среди принявших Свами-студента – очень давние преданные, имевшие весьма тесные отношения с Ним, как на физическом, так и на внутреннем планах. Их достаточно много как среди русских, так и среди индийских и иностранных преданных, всем хорошо знакомый Айзек Тайгретт в их числе. Среди тех, кому открылся Свами через Своего студента и очень давний преданный Свами, «Дедушка Международной Саи Организации» Индулал Шах, который в Мадху (так звать студента Свами) распознал «ту же самую любовь и то же сострадание». Я думаю, что список тех, кому через Мадху раскроется Свами, будет расширяться день ото дня и, очевидно, что записывать их просто в «глупцов» и «предателей Свами» с каждым прибавившимся почитателем Свами-Мадху окажется все труднее. Это означает, что возникшее и углубляющееся противоречие требует разрешение на каком-то ином уровне, нежели просто обесценивание или неприязнь к носителям отличного от собственного понимания преданности Свами.
После увиденного во мне закрепилось чувство, что Муденахалли живет в полностью отличной от Путтапарти внешней реальности: в Путтапарти Бога-в-Теле нет и место Махасамадхи утверждает эту реальность, а в Муденахалли Свами есть. В Муденахалли Свами ходит по красной дорожке, Ему поклоняются, Ему возносят молитвы, к Нему идут с последней надеждой (я видела мать с парализованным ребенком на руках), Ему протягивают письма и задают вопросы, иногда Он сам подходит к кому-то и спрашивает хорошо знакомое: «Откуда вы?» - в общем, в Муденахалли течет своя жизнь со своими искренне преданными Свами, оказавшимися (волей Бога?) в иной реальности чем те, кто предан Свами в Путтапарти J. И, как положено, когда правды оказываются зеркальными, между их носителями возникают противоречия, порою выливающиеся в неприязнь («предатели Бога!»), чувства обиды и непонимания («Им просто Свами в новом теле не открылся! Он – тот же самый, та же энергетика, любовь, вопросы, свидетельствующие о его знании того, кто перед ним оказался, плюс к этому феномен материализации колец, цепочек и прочих «визитных карточек» Свами»).
Реальности, действительно, две. В какую из них попадем мы, на мой взгляд, в самой последней степени вопрос нашей «продвинутости» или «степени преданности Свами» (считать оппонентов «недалекими», «зашоренными» или «предателями» – самый простой путь, который обычный ум наиболее часто предлагает в качестве средства для разрешения противоречий, устранения т.наз. «когнитивного диссонанса» J).
Я не слишком удивлюсь, если увижу, что возникшие внутренние противоречия между двумя центрами паломничества в итоге оформятся и во внешнем разделении некогда единого тела Организации Свами (история знает, когда одно Учение представлено в разных, иногда соперничающих, социальных институтах: например, носителями Христианства являются православные, католические и несколько десятков протестантских течений). Можно даже предположить, что такое разделение неизбежно и от нас не зависит. Об этом говорит и то, что далеко не все преданные Ширди Саи Бабы приняли Его в новом теле – и на это была лишь Воля Сатья Саи Бабы, потому что Его силой всякий человеческий ум мог сдаться в одно мгновение. С другой стороны, известно множество случаев, когда эта сдача происходила: преданные Ширди Саи Бабы оказывались в божественных объятиях Сатья Саи Бабы, и на то также была Его воля.
Вместе с тем, мы можем увидеть совершенно другие истории, когда Сам Ширди Саи Баба некоторым искателям, ищущих у Него прибежища после Его Махасамадхи, являлся во сне и говорил, что не Он их Гуру, но своего Гуру они встретят скоро, и им оказался Сатья Саи Баба!..
Вот как пишет об этом Каннамма в своей книге Sri Sathya Sai ANANDADAYI (действие происходит в 1946 г.: перевод мой, произв.): «Я начала проводить регулярные пуджи Шри Ширде Саи Бабе. Спустя шесть месяцев, в одну из ночей, Шри Ширди Саи Баба появился в моем сне. Я просила Его: «Свами, пожалуйста, прими меня как Свою ученицу и дай мне мантропадешу. Шри Ширди Саи Баба ответил: «Я не твой Гуру. Ты скоро встретишь Его. От Него ты получишь и мантропадешу».
Ясно, что этим «ДРУГИМ (!) Гуру» оказался Сатья Саи Баба. То есть сам Баба, Одна Душа могла провести грань между Собой-в-одном теле и Собой-в-другом теле, и назвать их разными Учителями. Вот, лилы!.. А мы тут порою готовы до последнего вдоха сражаться с «предателями» Свами!
Чем больше я об этом размышляю, тем больше убеждаюсь в том, что приверженность Истине и преданность Богу лежит где-то глубже, нежели противоречивая реальность, она - в пространстве ценностей Бога. И если я к кому-то испытываю неприязнь (как мне кажется, вполне заслуженно), вознеслась над ним, возгордилась в открывшейся мне правде – это значит одно: именно я сейчас предала Бога!.. Я!.. А кем оказались те, другие – так это ведь только Бог знает…
И мой путь – это всегда путь, прежде всего, внутренний, и Бог, перед которым только я и держу настоящий ответ, – тоже мой «личный» Бог!
На этом можно было бы и завершить описание моего паломничества в Муденахалли. Я извлекла из него определенный урок - необходимость терпимого отношения к оказавшимся в «зазеркальной» реальности, пусть и не получила ответа ни на один из двух своих вопросов («Кто он, Свами-в-Муденахалли?», «Нужен ли он мне как помощник во внутреннем путешествии к Богу?»).
Определенного ответа не дали и внешние события, которые в кратком изложении выглядели так. Около двух часов слушания выступлений преданных на плохо понимаемом мною английском изрядно истощили мое больное тело, которое к тому же было лишено двух ночей сна и полноценной пищи. Вопрос «Для чего я претерпеваю сейчас эти страдания?» все больше тяготел к ответу «Из-за своего праздного любопытства, ведь явного указания Свами ехать в Муденахалли я не получала!..». В итоге в сердцах я воскликнула: «Знаешь, Свами, баста!.. Я и при Твоей жизни-в-Теле избегала ажиотажа, возникающего по поводу физической близости к Тебе, а теперь мне это и подавно не нужно! Я не буду больше бегать в поисках того, в какое тело Ты на этот раз решил Себя поместить – мне более чем достаточно той Близости и того Наполнения, которое я обретаю, находясь в Парти. Мне, в общем, и не нужно ничего, кроме Тебя-внутри меня самой».
С решимостью больше никогда не подвергать свое тело такому измору ради сомнительных целей я подошла к моменту, когда Свами-студент ступил на красную дорожку.
Каким же увидела я Его? Не было очарования плавности движений, утонченности фигуры Любимого Учителя (однако, и Сатья Саи от Ширди Саи заметно отличался – последний часто сыпал бранью и замахивался палкой на преданных J). Мое сердце отреагировало лишь внезапно возникшим чувством жара в области сердечной чакры - глубинного узнавания «О, Свами! Это ТЫ!!!» не случилось, как и не возникло чувств трепета, ликования, удивления и пр., всегда возникающих при встрече со Свами и по сей день (в действительности – далеко не всегда, как в тот момент утверждал ум!..).
Итак, внутренней встречи со Свами-студентом со мною не случилось. Однако внешняя, продолжившая игру в неопределенное Фифти-Фифти, произошла и обратилась в «обыкновенное великолепие» Игры Свами-Большого.
- Откуда вы? – произнес Свами-студент, обращаясь к одной русской преданной из нашей группы.
- Из России, - ответила она (наши синие ленточки на голове говорили о том, что нас – много).
Свами-студент прошел по дорожке еще несколько шагов и обратился напрямую ко мне, сидящей во втором ряду:
- Откуда вы?
- Россия, - ответила я.
- Когда вы уезжаете?
С трудом прикинула, сколько осталось до дня отъезда, и вконец осипшим голосом прохрипела:
- Тен дэйс.
- Приезжайте ко мне в четверг, - сказал он.
- …..
Пара-па-пам!!!
О, мой Бог!.. Кто же так делает, как я?! Ну кто же Учителю условия ставит: «Я больше никуда бегать не буду в поисках того, в какое тело Ты на этот раз решил Себя поместить»?!
Буду!.. Конечно, буду, если Ты явишь Свою Волю, чтобы я «бегала». Пока я не поняла, что она – именно Твоя и именно для меня (как ни странно, вся наша группа, за исключением нескольких человек, однозначно восприняла это обращение Свами-студента ко мне как адресованное для всех русских).
И даже если моему телу придет «баста», я опять поеду в неизвестно куда и зачем (тело, кстати, к моему удивлению, смогло выжить, хотя я еле держалась на ногах, а сознание вот-вот было готово вырваться из абсолютно оглушенной и оглохшей головы.)
И даже если платой за весь этот «религиозный фанатизм» окажется выселение из ашрама за нарушение правил (мы вернулись в 23 часа и оказались – замечу, что лишь два наших имени - вписаны «гирляндой», одно под другим, в «Журнале нарушителей правил ашрама») – и в этом случае я тоже пойду за Тобой, если…
ТЫ МЕНЯ ПОЗОВЕШЬ.
А пока я, а не Свами-студент, не прошла испытание. На смирение, на «пустую чашу» к Воле Учителя, которая свободна от долгих рассуждений на тему «для чего все это надо?» и освободилась от диктата «самостоятельных» решений. Вместе с тем она готова в любой момент наполниться тем и из тех Рук, в которые ее, из Любви и ради ее же блага, решит передать Господь-в-сердце, а может, наоборот - оставит ее навсегда лишь подле Одной Единственной Своей Формы. Может получиться и так, и так – фифти-фифти, никакой определенности у вечно непредсказуемого Господа!
Конечно, Свами схитрил (и, как я чувствовала, был очень-очень доволен) J. Но поддалась и сделала ложный ход, в конечном итоге, я. Богова хитромудрость заключалась в том, как Он нас заманивал в Муденахалли, давая массу «знаков» во внешней реальности, будто бы сладко зазывающих «Я вас приглашаю в Муденахалли», и вместе с тем Он хранил Божественное Молчание при любом вопрошании в глубину сердца, есть ли на нашу поездку Его воля. Если бы я была убеждена, что нахожусь здесь не по прихоти моего любопытного ума, но на то есть воля Учителя, я, скорее всего, держалась бы до последнего как стойкий оловянный солдатик и, изнывая от телесного недуга, хрипела что-нибудь вроде: «Даже если умру – буду сидеть!». Не получив же Его волей J такой сильной мотивации на «подвиги», не осталось и места для «подвигов», с поля брани захотелось смыться: просто за удовольствие, удовлетворение запросов ума я готова была платить лишь небольшую цену, жертва своим здоровьем точно ее превышала! И вот здесь, ослабленная в волевом отношении спутанной мотивацией («то ли Его воля, то ли нет»), я и оступилась. Если бы я обратилась к своему уму и сказала: «О, мой непоседливый ум! Из-за твоей прихоти я скачу, как манки, по святым местам вместо того чтобы углубиться в себя в поисках Бога! У тебя не хватает даже элементарного здравомыслия на то, чтобы не пускаться в путешествия, которые наносят вред физическому телу, являющемуся храмом Бога, и которое человек должен содержать в хорошем состоянии» - вот это был бы правильная реакция, адресованная к самой себе. Но я обратилась к Свами и заявила: «Баста!.. Больше прыгать не буду!» А это уже совсем другая история…
6 января
ОН был очень доволен – розыгрыш явно удался, я со своей преданностью Богу оказалась повержена, все получилось просто великолепно!..
Бог, если захочет преподать урок смирения, может уронить человека с пьедестала любых его «личных» достижений (смирения, послушания, преданности и пр.).
Наверное, раньше бы я пробубнила что-то вроде «ну и шутки у Тебя, Свами! Разве стоят они моего вконец заболевшего тела?»
А сейчас я тоже получала удовольствие – Свами был доволен.
Да и вообще – люблю розыгрыши, когда они творятся из Любви и Любовью.
- Свами, так нужно ехать в Муденахалли? – спросила я.
- Нет, не нужно, - ответил Он, улыбаясь.
Все нужное уже случилось…
29 января, Златоуст
Роль Мадху в моих глазах, несомненно, "распятная".
Будь то почитанием и огромными надеждами, возлагаемыми теперь на него сотнями страждущих - как их может вынести "обычный человек"?
Будь то распятие открытой и откровенной неприязнью и наделенным статусом "самозванца-от-Бога".
Впрочем, история полна таких примеров. Иисус, назвавший Себя "Сыном Бога" и "Одним с Богом" был распят. Как и многие полностью предавшие себя служению Ему.
Главное, чтобы мы не оказались распинающими другого, казнящими в своей слепой убежденности, как может и как не может проявить себя наш общий Возлюбленный Свами.
Но как же мы, не обладающие полнотой духовного видения, можем распознать, кто стоит перед нами? Ответ давно дан: Бог есть Любовь, Он проявляет Себя через ЛЮБОВЬ и те плоды (в нас), по которым безошибочно можно узнать и Дерево.
ОМ САИ РАМ
http://www.sathyasai.ru/forum/topic/11199/page-3
На фото студент Мадхусудан... Спасибо, Свами, за все! Ом Саи Рам!
Комментариев нет:
Отправить комментарий