вторник, 20 января 2015 г.

Школа бессмертия


САИ БАБА АВАТАР
ШКОЛА БЕССМЕРТИЯ
Когда кто-то видит Вечность в преходящем и Бесконечность в конечном, тогда он обладает чистым знанием.
Бхагавад Гита
"Как же мне добраться до Саи Бабы? Может пройти очень много времени, прежде чем я смогу поехать в Индию; нет ли чего-нибудь такого, что я могу сделать, чтобы связаться с ним раньше?"
Камилла Свенссон задала этот вопрос в 1971 г. как раз после того, как я прочел лекцию о Бабе в Восточно-Западном центре в Лос-Анджелесе. Мы слышали этот вопрос раньше, но не часто. Такая идея обычно зарождается лишь в душах, которые достигли некоторого успеха в поисках духовности. Сама Камилла была теософом в течение многих лет и, в частности, с увлечением изучала жизнь и труды мадам Блаватской. По страстному блеску в ее васильково-голубых глазах во время беседы я почувствовал, что Баба затронул ответную струну в ее сердце.
"Да, – заверила ее моя жена и я. – Вы можете связаться с ним посредством медитации. Для многих этот путь оказался более быстрым и надежным, чем путешествие в Индию. Посредством этого вы можете установить с Бабой то, что можно было бы назвать "прямой связью". Существует, однако, несколько вспомогательных внешних средств в отношении этого пути медитации. Вы можете, например, петь бхаджаны и присоединиться к дискуссиям в одной из групп здесь, в Лос-Анджелесе, и читать о жизни Бабы и изучать его собственные письменные труды...
В отличие от тех, кто прислушивается к этому совету с мысленными оговорками и следует своим путем, Камилла старалась следовать предписанию своего сердца. Вскоре, как рассказывала она нам в письмах, она начала ощущать, вне всякого сомнения, распространяющееся влияние Саи Бабы. Оно помогало ей в решении личных проблем и вдохновляло во время лекций на теософские темы, которые она часто читала. Затем началось великое двустороннее движение Любви – любви от и к Гуру, которая, в конечном счете, становится Законом Жизни.
Когда в 1974 г. мы встретили Камиллу в Индии, это был ее второй визит к Саи Бабе. Многое произошло. Давно изучая с рвением теософию, которая является в сущности комбинацией Раджа и Джнана-йоги, Камилла превратилась в преданную Саи Бабы. Этот путь требует гораздо больше Бхакти, чем любая другая йога. Он воздействует в основном на глубины души.
Теперь темой ее лекций для теософских или других аудиторий был Баба. Она уже стала считать его Аватаром и высказывала, к неодобрению одного или двух консервативных теософов, эту идею в своих лекциях. Это – тонкое, неуловимое понятие, которое кое-кто принимает быстро или медленно, а другие сразу же отвергают.
Во время беседы, которую Баба проводил с уроженцами Запада, включая и нас, в "Бриндаване", Камилла сидела позади группы, делая заметки, как обычно. В конце беседы она опустилась на колени перед Ним. Свами помог ей подняться, говоря "Добрая женщина", как-будто размышляя про себя. Затем он направился к двери.
Камилла подняла пакет вибхути, лежавший на полу, и обнаружила, что на нем напечатано "Саи Рам". Думая, что Баба обронил его, она поспешила за ним.
"Это ваше, Свами?" – спросила она с благоговением и участием в голосе.
Свами улыбнулся. "Ты держишь это", – сказал он и стал объяснять смысл напечатанной на пакете мантры. Затем от трижды сделал круг рукой перед ней, закрыл руку, потом раскрыл и на его ладони лежало блестящее кольцо с той же самой мантрой "Саи Рам", вычеканенной на нем. Он надел кольцо на ее палец, снова улыбнулся ей и ушел.
Камилла не могла налюбоваться на кольцо, которое подошло на ее палец, как будто была снята мерка. Она много прочла о материализации, преципитации и других удивительных явлениях в теософской литературе. Но это непосредственное чудо, так вовремя и специально для нее, заключало в себе тайну Божественной Любви в голосе и глазах Аватара. Ее голубые глаза увлажнились, а лицо излучало сияние в большей степени, чем обычно.
В течение тех дней, которые мы впоследствии провели вместе в Прашанти Нилаяме, наш друг Камилла рассказала нам о многих удивительных вещах, которые случились с ней с тех пор, как она ступила на Путь Саи. Она рассказала нам и о замечательном человеке, который появился в теософских кругах и в центрах Саи Бабы в Калифорнии.
Этим человеком был д-р Бенито Ф.Рейес, превосходный лектор и педагог с блестящей академической подготовкой, имеющий докторские степени по философии, литературе и в нескольких других областях знаний. Но что заинтересовало ее и нас, так это то, что его выдающиеся академические достижения сочетались с глубочайшим интересом к духовным истинам. В это время он был президентом Института Авастологии (Авастхос на санскрите означает сознание, логос по гречески – учение, Авастология – наука о Высшем сознании.), который он и его жена, д-р Доминга Рейес, основали в Оджее (штат Калифорния).
После визита д-ра Рейеса к Саи Бабе его попросили (без предупреждения) прочесть лекцию о его пребывании в Индии группе слушателей в Калифорнии. Он говорил экспромтом, без письменных заметок, так что не существует записи его лекции, за исключением многочисленных заметок, которые Камилла сделала в то время. Она любезно дала мне эти заметки, и по ним я написал о приключениях д-ра Рейеса в Индии – по возможности больше его собственными и его жены словами. Написав первый набросок, я посетил, вследствие благоприятных обстоятельств, Америку, встретился с д-ром Рейесом и составил отчет, проверенный и приведенный в порядок самим высокоученым джентльменом.
Но, прежде чем воспроизвести рассказ о его первом посещении Саи Бабы, я должен указать на несколько моментов его биографии, имеющих отношение к созданию того, что он назвал "Школой бессмертия". Во время его прежней работы в университете Филиппин д-р Рейес читал лекции по ботанике, клинической психологии и философии, включая азиатскую философию и сравнение религий. В конечном счете, он стал ректором того университета. Кроме того, на протяжении своей академической карьеры на Филиппинах он основал университет в Маниле и стал его ректором.
Когда правительство Филиппин оказалось под властью диктатора, д-р Рейес покинул острова своей родины. Он уехал в Калифорнию. Там его, как теософа со стажем около сорока лет, попросили заняться "Школой мудрости" в Кротоне. Поработав там некоторое время, он основал свой Институт Авастологии.
Хотя д-р Рейес слышал о Саи Бабе будучи на Филиппинах, и, как он сказал, "вполне осознал, что он – Аватар", два человека из Калифорнии были ответственны за приведение его в более тесный контакт.
Одним из них был Роберт Силвер, адвокат из Вентуры; другим – Индра Деви, в чьем доме, расположенном как раз на мексиканской границе в Тикете, были приняты супруги Рейес.
"Там я увидел вибхути, – сказал он. – Что-то взволновало мою душу. Потом у нас были бхаджаны в комнате Бабы! После того, как мы пришли домой в Оджее, Баба снился мне всю ночь. Будучи преподавателем психологии, я толковал эти сны как какое-то исполнение желаний. Лишь значительно позже я понял значение снов о Бабе".
О своей работе и идеалах Рейес сказал: "Я был педагогом на протяжении последних тридцати лет, но в нашей современной системе наблюдается какое-то моральное банкротство. Я стремился внести какие-то преобразования с целью обеспечения более духовного воспитания. Но, конечно, я знал, что преобразование должно сначала произойти внутри меня самого".
Он хотел превратить свой институт в университет духовности, что-то подобное колледжам Саи Бабы в Индии. Но возникало много проблем. Одной из них была потребность в денежных средствах. Супругам Рейес не удалось ничего взять с собой с Филиппин, за исключением, как он выразился, "идеала и сильного желания. В кармане у меня было лишь пятнадцать долларов. Разве мог я основать университет на пятнадцать долларов?"
Их мечтой, сказал он, "было воспитание людей не только для тех шестидесяти-семидесяти лет земной жизни, но и в отношении вечной дхармы человека; воспитание людей не для профессии или призвания, даже не для культуры, а для бессмертия".
Некоторые говорили ему, что он – сумасшедший.
"Я – продукт университетов. Я изучал, например, алгебру, но никогда не использовал ее за всю свою жизнь. Не существует школы, в которой человека учат, как правильно умереть, – даже этому! Они учат нас, как выжить на этой планете, а не тому, как повернуться лицом к вечности. Они учат нас, как найти место на нашей земле, но не тому, как найти место во вселенной. Столько миллионов людей потратили время на образование, которое не готовит нас к вечной жизни".
Д-р Рейес чувствовал, что его подготовка к работе требовала, чтобы он прежде посетил Саи Бабу. "Пришло самое время повидать этого великого Человека и попросить его благословить мой труд".
Но и здесь были трудности. Прежде всего возникал вопрос денег на поездку. Когда же Бог призывает, он открывает путь, а затем часто ставит препятствия на этом пути, чтобы затруднить подход. Я знаю, что это случилось со мной и с целым рядом других людей. Что касается д-ра и г-жи Рейес, путь открылся тогда, когда преданные Саи преподнесли им два авиабилета в оба конца в Бангалор в Индии и пригласили их поехать с группой из Калифорнии.
Так как группа из Калифорнии собиралась вскоре отправиться в страну Саи Бабы, Рейесы решили проделать первый этап путешествия в Индию, т.е. до Нью-Йорка, немедленно. Их дочь Анита жила в том городе и собиралась рожать. Она хотела, чтобы мать была с ней во время родов. Поэтому представилась благоприятная возможность исполнить это желание.
Объясняя их душевное состояние, д-р Рейес сказал: "Мы потеряли нашу страну и наш дом – так много – из-за той резкой смены правительства на Филиппинах. Все, что у нас оставалось, так это наша семья. Нашей дочери казалось самым важным, чтобы ее мать была с ней во время появления ребенка".
Но ребенок не спешил сделать одолжение. Роберт Силвер ежедневно звонил из Оджея, напоминая им, что они должны быть полностью готовы, сделав прививки и выполнив все другие формальности, отправиться с калифорнийской группой через несколько дней. За день перед тем, как они должны были выехать в Индию, ребенка все еще не было. "Моя жена считала, что должна остаться, а я не хотел разлучаться с ней при нашем первом визите к Бабе. Поэтому, когда Роберт позвонил в тот день, я сказал, что решил не ехать без жены, а она не может сейчас уехать, так как ребенок не родился".
Той ночью супруги Рейес легли спать в большой печали; дверь, которая приветливо открылась в Индию и к Бабе, теперь, конечно, была закрыта. На следующее утро г-жа Рейес проснулась с красными, распухшими от трахомы глазами. Она сказала дочери: "Я не могу остаться здесь с этой заразной болезнью, Анита. Я бы заразила ребенка, который должен появиться".
Анита ответила печально: "Да, мама. Думаю, тебе лучше не оставаться здесь".
Приблизительно в два часа пополудни д-р и г-жа Рейес встретились с калифорнийской группой в аэропорту и уехали из Нью-Йорка в Индию. По пути у них была остановка в Цюрихе в Швейцарии.
Д-р Рейес продолжает рассказывать: "Позвольте мне рассказать вам странную вещь: когда моя жена открыла глаза на следующее утро в Цюрихе, они были в полном порядке. Мы подумали о Бабе и засмеялись. Нам казалось, что это состояние было наслано именно для того, чтобы убедить нашу дочь, что нам лучше уехать.
Мы прибыли в Бангалор, прекрасный город. Город Бабы, как я назвал его. В полдень мы выехали в "Бриндаван" в Уайтфилде. Баба уехал за час до нашего прибытия. Удрученные, мы опустились там на землю. "Ты мог бы подождать только один час, Баба", – сказали мы.
На следующий день мы поехали в Путтапарти. Когда я впервые увидел, как этот неуловимый Человек ходит, я увидел красоту в движении. Я не могу описать, как этот Человек двигается, – это что-то воздушное, не от мира сего, в том, как он ходит. Я подумал тогда, что Он – не с земли, а пришел на землю, чтобы благословить ее.
Моя душа плыла вслед за Ним, но я был чужестранцем и не знал, как вести себя. Я решил, что лучше всего делать только то, что делает группа. Если они падут ниц, я тоже паду ниц. Если они будут есть прах с Его ног, я сделаю то же самое.
Той ночью температура достигала приблизительно 102 градуса по Фаренгейту. Я увидел, что другие скрылись под своими противомоскитными сетками и поискал лишнюю сетку, но вокруг не было ни одной. Я взглянул на жену, она спала. Я подумал: моя жена даже не позаботилась о том, чтобы проверить, все ли у меня в порядке.
Жара превратила маленькую спальню в печь, где я должен был спать. Я знал, что, поскольку все спрятались под сетками, я буду единственной мишенью для эскадронов москитов той ночью. Я взял носовой платок, смочил его, положил на лоб и попросил Бабу позаботиться обо мне. Перебирая мои маленькие четки, я начал говорить: "Саи Баба, Саи Баба". Повторяя эти слова, я заснул приблизительно в девять часов. Несколько раз на протяжении ночи я более или менее просыпался и ощущал странный слой холода вокруг моего тела; казалось, он укрывал меня с головы до пят. Я не получил ни единого укуса москита.
В пять утра уже было жарко. Я вышел в ванную, а затем предался размышлениям. Подан знак, что Баба хочет видеть нас немедленно. Мое сердце начало биться быстрее. Как встречаются с Аватаром? Должен ли я говорить? Если да, что я должен сказать?
Американская группа собралась в комнате для бесед. Баба взглянул на нас и дал нам вибхути из своей руки, говоря "Ешьте его – ешьте". Поэтому я ел его. Затем Он сказал: "Вы не завтракали. Вы, должно быть, голодны". Он помахал рукой и дал каждому какое-то вещество, которое имело консистенцию арахисового масла. Я взял большой кусок, так как был голоден. По вкусу это не было похоже на арахисовое масло; вещество имело очень приятный вкус, напоминавший вкус каких-то сладостей с измельченными орехами.
Все в группе, по-видимому, были склонны поддержать меня и мою идею в отношении университета. Один из них начал говорить: "Д-р Рейес – педагог, Свами".
Несколько раз Баба спрашивал "Что такое воспитание?", но каждый раз, как я пытался ответить, Он говорил "Нет, нет, нет!"
Я упомянул, что в нашем институте учат медитации.
"Что такое медитация?" – спросил Он. И снова, как только я пытался ответить, Он останавливал меня. Наконец я получил сигнал и замолчал.
Затем в течение трех часов Он беседовал с нами. Без сомнения, люди вокруг думали: какое счастье! Но я думал о крушении надежд четко изложить Ему то, что хотел сказать. Когда Баба готов был уйти, Он сказал: "Я хочу встретиться с тобой сегодня наедине". Моя душа ожила.
После полудня – три часа, четыре часа; все еще никакого знака. Но, наконец, Он позвал нас – мою жену и меня. "Чего вы хотите?" – спросил он. "Пожалуйста, университет для..."
"Одобряю, одобряю, одобряю! Но чего ты хочешь для себя?" "Ничего, Баба, – только поцеловать твою руку". У меня не хватило сил сказать ему, что я хочу поцеловать Его ноги; я никогда не целовал ничьих ног.
"Хорошо, хорошо," – сказал он.
Я взял его руку и поцеловал ее. Она пахла жасмином. Потом я все же спросил его о нескольких вещах, касающихся университета, и Он все время говорил "Хорошо, хорошо". Моя душа пела от радости. Прежде, чем уйти. Баба сказал: "Завтра мы поедем в Анантапур. Ты приходи, сможешь поговорить с д-ром Гокаком и д-ром Бхагавантамом".
Было прекрасное утро, когда мы ехали в Анантапур. Машина Бабы шла впереди, мы сидели во второй машине. Я думал о том, что Он не дал мне ничего, что можно было бы показать моим друзьям в Калифорнии; так что же служило доказательством? Я не мог продемонстрировать им "Хорошо, хорошо!"
Я мысленно представил себе его лицо и сказал: "Баба, пожалуйста, дай мне кольцо, даже совсем маленькое. Я прошу тебя об этом мысленно, но никогда не смогу попросить вслух".
И вот мы прибыли в Анантапур. Мы сидели в помещении с сотнями других, ожидая, когда войдет Баба. Когда он пришел, Он позвал нас с женой сесть рядом с Ним. Затем Он посмотрел на меня и спросил: "Тебе нравится Кришна?" "Да, Свами, я читал Бхагавад Гиту и Махабхарату – мне очень нравится Кришна".
Он взял мою руку, материализовал кольцо и надел его на мой палец. На кольце было изображение Кришны, я был побежден, но сказал: "Я хотел получить твое изображение, Баба!"
"Кришна, Баба, – никакой разницы. Ты просил в машине о кольце, я дал тебе его. Всякий раз, когда ты захочешь чего-нибудь, всегда проси меня мысленно, как в этот раз". Что-то взорвалось во мне; я сидел там почти в обмороке.
Потом он взглянул на мою жену и материализовал для нее прекрасный медальон со своим изображением на нем. Она заплакала. "У тебя чистое сердце, – сказал Он. – Вот почему ты всегда плачешь. Продолжай, плачь; ты – счастливая! Это также для тебя". Что-то появилось из его руки – беловатое, имеющее молочный отлив. Когда оно упало на пол, я увидел, что это – серьга. Потом я наблюдал, как он достал другую серьгу с тыльной стороны руки. На серьгах был лингам, символ Шивы и созидания в мире. Он с нежностью вдел их в уши моей жены. Баба не только дает – Он дает от всего сердца.
Потом он стал читать лекцию о созидании, половой жизни, вегетарианстве. "... Мы едим, – сказал Он нам, – не только нашим ртом, но и нашими глазами, носами, осязанием, слухом. Мы становимся тем, что едим, поэтому все должно быть очищено. Когда чувства и ум чисты, нисходит великая энергия вселенной".
Он сделал паузу после лекции, и какая-то женщина пожаловалась, что Баба дал ей немного ранее небольшой латунный сосуд с вибхути и пообещал, что он всегда будто полон, а он перестал производить вибхути. Баба сказал: "Когда слишком много эгоизма, нет места для вибхути".
Женщина надулась: "О, Баба". Он взял сосуд у нее и перевернул его, поставив вверх дном на стол. Все правильно, сосуд был пуст. Он плотно закрыл его крышкой, а затем, держа его обеими руками, сказал: "Это – мое творение".
Подождав несколько мгновений, Он снова снял крышку с сосуда. Пепел посыпался из него струей, расползаясь по столу. Моя жена взяла свой носовой платок и начала стирать просыпавшийся пепел. "Очень хорошо, – заметил Свами. – Сотри!"
Он возвратил крышку на место и, взяв свой носовой платок, начал осторожно вытирать сосуд, снова говоря: "Это – мое творение". Знаете, что случилось! Латунный сосуд начал сверкать все больше и больше, пока я наблюдал. Через какое-то время Баба сказал: "Теперь это не латунь, а золото".
Я увидел, что это действительно было золото, но я мог только сказать "О, Баба!" Это было созидание, подобное творению мира, однако что-то даже большее исходило от Бабы – чувство Единства, чувство чего-то открывающегося. Но все, что вы можете сделать, так только воскликнуть: "О, Баба!"
Позже он показал нам прекрасные здания его Анантапурского колледжа; потом он сказал: "Твой университет будет. Моя сила стоит за тобой".
В прошлом путь не был легким, и Баба знал, что в моем сердце часто возникал страх. Сейчас Он сказал: "Больше не бойся; делай свое дело. Когда тебе потребуется что-нибудь для университета – даже денежные средства, пиши мне. Ну, чего ты хочешь еще?" "Ничего, Баба, – мы оба заплакали. – Только поцеловать твои ноги!"
Он поднял край своего одеяния. "Хорошо, хорошо".
Мы опустились на колени и поцеловали Его ноги. Мне было удивительно, что его ноги всегда были босыми и ступали по земле. Но они были такими чистыми и пахли вибхути и жасмином. Когда мы поднялись, Он сказал: "Теперь можете идти".
Но, побыв с Бабой, никогда не хочется уходить далеко. Поэтому мы ушли не сразу.
Ну, вот что произошло со мной, – сказал в заключение д-р Рейес. – Возможно, мое объяснение неправильно, но есть нечто, в чем я не ошибаюсь; в моем сердце поселилась радость, в моей душе – покой, и новая энергия устремляется сквозь меня, чтобы поделиться ею со всеми людьми."
После рассказа ее мужа д-р Доминга Рейес поведала короткую историю. Вот несколько основных моментов, показывающих аспекты их великого события с ее точки зрения.
"В доме Индры Деви в Мексике при просмотре фильма о Саи Бабе я увидела, что его фигура внезапно изменилась, появилась борода, и лицо стало другим. Когда он повернулся в профиль, я увидела, что это был мой Господь – Иисус. В то же время я слышала голос, который говорил: "Разве не можешь ты узнать меня в любой форме?" Глаза мои наполнились слезами, и видение исчезло. С тех пор я стремилась поехать к Бабе.
Когда мы были в Путтапарти и смогли поговорить с ним, я сказала, что стараюсь размышлять в течение 14 лет. Он ответил: "Но твое размышление неполное. Ты должна только молчать". (Это напоминает о том, как Ширди Баба часто говорил, указывая Путь Саи к богу, "Только молчи, а я сделаю все остальное" – автор).
Я рассказала Бабе о том, как мы стараемся в нашем институте заставить студентов понять единство жизни, величие человека, божественное происхождение человека; что человек – не только разумное животное, но и Божье создание. Потом я сказала: "Баба, пожалуйста, очисти меня для этого труда".
Он ответил мягко: "О чем бы ты ни просила меня, я дам".
В машине по пути в Анантапур я написала семь стихотворений для Него. Когда Он взял их в руку. Он сказал: "Сколько красоты! Напиши еще". Поэтому я написала двадцать четыре стихотворения и вскоре отошлю их.
Я сказала моим детям – моему сыну, врачу, и дочери Аните, что если Бог ходит по земле, то Он – Баба. Чтобы осознать это, вы должны увидеть Баба, облобызать Его стопы, посмотреть в Его глаза, увидеть его походку. Тогда вы узнаете, что видели Бога.
Когда Иисус ходил по земле, Его не только не узнали, но и убили его.
"Мы очень счастливые – мы увидели лицо Бабы".
Лотос на озере находится далеко, очень далеко от солнца; но расстояние не является препятствием для зарождения любви; лотос расцветает, как только солнце выглядывает из-за горизонта.
Сатья Саи Баба
Говард Мерфет
Бесс-Хилл, Австралия.
Декабрь 1977 г.
http://scriptures.ru/sai_avat.htm#15

Комментариев нет:

Отправить комментарий