воскресенье, 9 октября 2016 г.

Неизвестный Ганди


Супруга Кастурбай Ганди с четырьмя сыновьями Харилалом (крайний слева), Манил алом (крайний справа), Рамдасом (второй слева) и Девдасом (второй справа)

14563335_1350014571683094_7578655722187146584_n.jpg
Мохандас (Махатма Ганди, справа) с братом Лакшмидасом (слева). 1886 г.
14589601_1350014911683060_5362970849563698978_o.jpg
Адвокатское бюро Ганди (сидит в центре) в Йоханнесбурге, Южная Африка. Слева от него — друг и коллега Генри Полак, справа — секретарь мисс Соня Шелезин. 1905 г
14500371_1350015378349680_8415248624349168208_o.jpg
Махатма Ганди с другом из Южной Африки, Члены делегации Британской Индии. Ганди прекрасно говорил на английском языке с ирландским акцентом.
1412324910-f44ab4557c9fa25f6e8fd6c13d8ab60b-1366x1790.jpg
Саи Рам
Йогананда в своей книге "Автобиография йога" рассказывает о жене Ганди Кастурбай как об удивительной женщине, преданной жене и матери. Вот небольшой отрывок из книги, где особенно трогают ее слова, обращенные к мужу.  
:clover:
Она не возражала, когда супруг не отложил ничего из своего состояния для нее и для детей... Со спокойным героизмом Кастурабай играла свою роль в той напряженной драме, которой сделалась их совместная жизнь. Она следовала за мужем в тюрьму, разделяла с ним его трехнедельные посты и полностью несла свою часть тяжелого бремени других бесконечных обязанностей. Она следующим образом воздала должное Ганди:
"Я благодарю вас за то, что вы дали мне почетную возможность быть вашим сотоварищем и помощником в течение всей жизни. Я благодарю вас за то, что наше супружество было самым совершенным, основанным на брахмачарья, а не сексуальности. Я благодарю вас за то, что вы сочли меня равной себе в вашей длящейся всю жизнь работе на благо Индии. Я благодарю вас за то, что вы не были одним из тех мужчин, которые тратят свое время на игры и развлечения, на скачки, женщин и вино, которые устают от своих жен и детей, подобно тому, как дети быстро устают от своих игрушек. Как я благодарна вам за то, что вы не были одним из тех мужей, которые посвящают свое время накоплению богатства за счет чужого труда.
Я так благодарна вам и за то, что вы поставили Бога и свою страну превыше личной выгоды, за то, что вы имеете смелость следовать своим убеждениям и своей полной и безусловной вере в Бога! Как благодарна я судьбе за такого мужа, который поставил Бога и свою страну выше меня! Я благодарна вам за вашу терпимость ко мне и ко всем свойственным юности недостаткам, когда я ссорилась с вами и ворчала по поводу тех перемен, которые вы произвели в нашем образе жизни, начиная с самого большого и кончая самым малым.
Маленькой девочкой я жила в доме ваших родителей, ваша мать учила меня быть смелой и храброй женой, сохранять любовь и уважение ее сына, моего будущего мужа. Когда прошли годы, и вы стали самым любимым вождем Индии, я не боялась, что вы меня бросите, как может того бояться женщина, чей муж поднялся на верхние ступени успеха,- что нередко случается в других странах. Я знала, что смерть застанет нас все еще мужем и женой".
Много лет Кастурабай исполняла обязанности казначея общественных фондов, которые обожаемый всеми до идолопоклонства Махатма способен доводить до миллионов. Существует множество смешных историй о том, как в индийских домах мужья беспокоились, когда их жены надевали какие-нибудь драгоценности, отправляясь на выступления Ганди. Магическая речь Махатмы, призывающего помочь угнетенным, производила чудеса: золотые браслеты и алмазные ожерелья сами переходили с рук и шей их богатых обладательниц в корзину для пожертвований.
Однажды общественный казначей Кастурабай не смогла отчитаться в расходе четырех рупий. Ганди после должной проверки счетов безжалостно предал гласности совершенную женой растрату в четыре рупии.
Я часто рассказывал эту историю перед аудиториями моих американских учеников. Как-то вечером одна находившаяся в зале женщина поднялась с решительным лицом:
- Махатма он или не Махатма,- воскликнула она,- но если бы он был моим мужем, он ходил бы у меня с синяком под глазом после такого публичного оскорбления!
После нескольких веселых шуток, которыми мы обменялись по вопросу об американских и индийских женах, я дал более подробное разъяснение:
- Госпожа Ганди считает Махатму не мужем, а учителем, который имеет право делать ей замечания по поводу даже незначительных ошибок. Через некоторое время после того, как Кастурабай получила публичное порицание, Ганди был отправлен в тюрьму по политическому обвинению. Когда он спокойно прощался со своей семьей, жена склонилась к его ногам. "Учитель,- сказала она смиренно,- пожалуйста простите меня, если я когда-нибудь вас обидела!"
image.jpg
Ом Шри Саи Рам

Комментариев нет:

Отправить комментарий