пятница, 12 апреля 2013 г.


Сегодня и начало Васанта Наваратри - девятидневное почитание Божественной Матери, которое завершится 20 апреля Днем Воплощения Шри Рамы (Шри Рама Навами)... :clover:
7-1360_1_6.jpg?3dd5466134217be854c7ec25e
Васанта Наваратри — один из пяти Наваратри (Васанта Наваратри — месяц Чайтра, Гупта Наваратри — месяц Ашадха, Маха Наваратри— месяц Ашвина, Паушья Наваратри — месяц Пауша, Магха Наваратри — месяц Магха). Чаще празднуют только весенний и осеннийНаваратри.
Наваратри (наваратра, дурготсава; санскр. девять ночей) — ведический праздник почитания Шакти. Посвящён поклонению и прославлению Божественной Матери, которая почитается в трёх формах: Дурги, Лакшми, Сарасвати.
Наваратри празднуется как победа светлых сил, олицетворённых Богиней Матерью. Иногда во время весеннего праздника большее внимание уделяется фигуре Рамы. Перед битвой с демоном Раваном Рама молился Дурге и соблюдал практику Наваратри по совету своего Учителя. Есть легенда о том, что Наваратри учредил Рама, как дань Деви в память о победе над Раваном.
Санатана-дхарма древних риши учитывает особенности развития, способности разных категорий людей. Высочайшие виды поклонения, доступные ведическим мудрецам, выходят далеко за пределы понимания большинства людей. Поэтому, на благо всех, провидцами были разработаны различные виды поклонения Божественному Началу. Одной из таких форм поклонения является почитание Божественной Силы в женском аспекте — Шакти.

«В месяцы чайтра (апрель—май), ашвин (сентябрь—октябрь), ашадха (июнь—июль) и магха (январь—февраль) должен отмечаться великий праздник, в девять ночей, о великий царь, пуджа должна проводиться в особенности» (Девибхагавата Пурана).

Почему именно весной и осенью? В Девибхагавата Пуране Вьяса поясняет это так: «Слушай же о том, о царь, как должен отмечаться благословенный Наваратри. Он должен проводиться с преданностью весной и осенью. Эти два времени года называются клыками Ямы для всех людей, осень и весна, которые тяжело переносят живые существа. Поэтому усердно должна исполнятся обязанность повсюду желающими блага. Два ужасных времени года, весна и осень, оба несут болезни и смерть людям. Поэтому мудрые должны совершать поклонение Чандике с преданностью в благие месяца чайтра (март—апрель) и ашвин (сентябрь—октябрь), о владыка людей. Дождавшись ночи новолуния, пусть он собирает благие средства, и единственной пищей для него в тот день пусть служит хавишья» (Девибхагавата Пурана).

Первым днём празднования Наваратри служит новолуние. «В день новолуния следует совершить утреннее омовение... Если это Нанда-титхи (т.е. первый, шестой и одиннадцатый дни лунного месяца) сопровождаемый созвездием Хаста (13-я накшатра, состоит из пяти звёзд созвездия Ворон) то пуджу лучше всего проводить в первый день, в соответствии с предписаниями, о царь, исполняющую желания людей. Сначала соблюдая пост, затем пусть он проводит пуджу. Постясь ночью и днём питаясь одной только пищей [хавишья], затем пусть он даст обет: «О мать! Ради проведения превосходного Наваратри помощь мне окажи, о Богиня, о Мать мира, во всех отношениях». Если возможно, то следует держать пост для соблюдения обета, а затем следует совершать пуджу, как предписано, читая мантры. Сандаловой пастой, алоэ.., цветами и благовониями, приборами для курениями и светильниками, как предписано, пусть он почитает Создательницу миров»(Девибхагавата Пурана).
Свою низшую природу (Равана) победить очень сложно. Для этого нам даны в том числе и эти благословенные дни — Наваратри. Это дни поста, молитвы, время усиленной духовной практики.
«Другие ритуалы и раздача всевозможных даров несравнимы с ритуалом Наваратри на земле, исполнение которого дарует богатство, урожай, счастье, увеличение потомства, долголетие, здоровье, а также рай и освобождение. Человек, стремящийся либо к знанию, либо к богатству, либо к тому, чтобы иметь сына, пусть соблюдает, как предписано, этот благой ритуал, чьё исполнение приносит счастье. Благодаря совершению ритуала Наваратри стремящийся к знанию достигает всезнания, а царь, утративший царство, вновь обретает его» (Девибхагавата Пурана).

Чтобы победить Равана, Рама соблюдал Наваратри, Арджуна также перед боем молился Дурге. «Другого подобного ритуала нет на земле, именуемого Наваратри, очищающего, дарующего счастье...» Нарада так говорит Раме о Наваратри: «Я поведаю тебе средство, как убить Равану, о Рагхава. Соверши же ритуал, будучи исполненным веры, сейчас в месяц ашвин. Постясь в Наваратри, совершив пуджу Бхагавати, дарующую все сиддхи, о Рама, вместе с джапой и хомой, как предписано... совершив хому, равную одной десятой джапы, ты будешь способен освободить Ситу.
Прежде Вишну, Махадева и Брахма совершали это поклонение, а также Магхаван, пребывающий в раю. Счастливый человек, о Рама, должен совершать ритуал Наваратри, а тем более его должен совершать человек, попавший в беду. Вишвамитра несомненно совершал его, а также Бхригу, Васиштха и Кашьяпа... Индра ради убиения Вритры совершал этот превосходный ритуал, и Шива для сокрушения Трипуры его совершал. Хари делал то же самое на Меру ради убиения Мадху, о многомудрый, как предписано, о Какустха, соверши неутомимо этот ритуал» (Девибхагавата Пурана).
Васанта Наваратри начинается в амавасью (новолуние) месяца Чайтра (март—апрель). Продолжается 9 дней и на 9-ый день растущей луны месяца Чайтра отмечается Рама Навами — день явления Рама.
В течение девяти дней и ночей почитается Богиня-Мать в её проявлениях Дурги, Лакшми и Сарасвати, каждую из богинь почитают в течение трёх дней.
Первые три дня почитают Богиню Дургу, гневный аспект Богини-Матери, Великую Разрушительницу, беспощадно уничтожающую грехи. Молят о разрушении своих негативных качеств, пороков и невежества, о победе над своей низшей природой.
Следующие три дня почитают Богиню Лакшми, дарующую духовное и материальное благополучие. Когда Дурга расчистила путь, Лакшми питает и созидает добродетели.
И последние три дня почитают Богиню Сарасвати, дарующую божественную мудрость и знание. Очистившись от страстей, победив свою низшую природу, обретя внутреннюю чистоту и добродетели поклоняются Сарасвати, молят о постижении Высшего, своей истинной природы.
 
Дурга уничтожает пороки, разрушает негатив, дарует чистоту, защиту от тёмных сил.
Лакшми дарует добродетели, радость и внутренний покой. Благосклонность Лакшми человек познаёт в виде материального и духовного успеха, процветания.
Сарасвати раскрывает творческие возможности, дарует высшее знание и божественную мудрость, просветление.
И тогда рождается Божественный Человек — Рама.

Пураны повествуют о том, как Великая Богиня Дурга, олицетворяющая Шакти всех богов, в течение девяти дней и ночей сражалась с демонами, и, наконец, победила их, и в том числе самого могущественного из них Махишасуру.
Этот демон смог получить благословение от Брахмы, что его не мог убить никто, ни мужчина, ни демон, ни животное (про женщину Махишасура не подумал, когда просил благословение). Таким образом этот демон завладел всей властью, стал непобедимым и изгнал богов из Индралоки. Тогда все боги создали единое существо из своих сил и придали ему женскую форму. Каждый из богов подарил ей оружие. Боги попросили Дургу уничтожить Махишасуру.
Богиня была невероятно красива. Махишасура был сражён её красотой и посылал к ней послов свататься) Но Дурга предложение отклонила, и в честном бою Махишасура был побеждён.


Богиня Дурга имеет девять наиболее важных обличий, которые получили название НаваДурга.
Во время Наваратри поклоняются каждому проявлению Дурги, это почитание Шакти, Божественной Силы и Могущества. "Во-первых,Дочь царя гор, во-вторых, Давшая обет безбрачия, в-третьих, Носящая Луну вместо колокольца, в-четвёртых, Лоно Матери, в-пятых, Мать бога Сканды, в-шестых, Дочь провидца Катьяйяны, в-седьмых, Ночь гибели мира, в-восьмых, Великая Гаури, в-девятых, Дающая Сиддхи! — они известны как НаваДурга, эти имена указаны исполненным величия Брахмой" (Девимахатмья).

Гневные ипостаси Дурги: Чандрагханта, Кушманда, Каларатри, Катьяяни, Брахмачарини.
Милостивые ипостаси Дурги: Шайлапутри, Скандамата, Махагаури, Сиддхидхатри.

Шайлапутри — дочь Гималайи (Царя гор). Богиня Шайлапутри носит на голове половинку Луны, сидит верхом на быке и держит в правой руке трезубец, а в левой - лотос.
Ей поклоняются в первый день праздника.
Брахмачарини — являет собой основу всех аскез и садхан. Она сияет благословением и счастьем, дарует освобождение. Аллегория набожности. Богиня изображается с чётками и сосудом с водой в руках.
Ей поклоняются во второй день праздника.
Чандрагханта — источник храбрости и смелости. Её кожа золотого цвета, у нее десять рук и три глаза, на голове она носит половинку Луны в форме колокольчика, в руках держит различное оружие. Две её руки благословляют верующих. Она уничтожает зло и невежество. Её изображают сидящей на тигре.
Ей поклоняются в третий день праздника.
Кушманда — восьмирукая богиня, восседающая на тигре. Её атрибутами являются чётки и оружие. Она является олицетворением Божественного присутствия и милости Божества.
Ей поклоняются в четвёртый день праздника.
Скандамата — Божественная Мать Сканды. Она сияет светом и жаром, подобно огню. Восседает на льве и является свидетелем всего происходящего. Её три глаза подобны Всевидящему закону справедливости.
Ей поклоняются в пятый день праздника.
Катьяйани — Дочь легендарного мудреца Катьяйаны. Изображают эту богиню верхом на льве. У неё три глаза и восемь рук, тело золотого цвета. В руках у неё различное оружие.
Ей поклоняются в шестой день праздника.
Каларатри — Чернокожая богиня с густыми волосами. У Каларатри три глаза; её животное - осёл. В руках она обычно держит факел и топор. Эта форма Деви рассеивает тьму в своих преданных и дарует свободу от страха и бед.
Ей поклоняются в седьмой день праздника.
Махагаури — Красивая богиня с четырьмя руками, подобна восьмилетней девочке , она дарует своим преданным внутренний покой. Махагаури одета в белые одежды, восседает на быке, в руках держит барабан и трезубец. На её лице обычно можно увидеть умиротворённое выражение.
Ей поклоняются в восьмой день праздника.
Девадути или Сиддхидхатри — источник всех мистических совершенств и достижений. Она одаривает свои преданных всеми совершенствами. Богиня восседает на тигре или на лотосе. У нее четыре руки, которыми она может благословлять своих поклонников 26-ю различными способами.
Самые важные дни Наваратри — последние три дня. «Кто не способен постоянно совершать пуджу во время Наваратри, пусть проводит пуджу лишь на восьмые титхи... Те, кто не способен держать пост во время Наваратри, пусть держат его только три дня должным образом, что, сказано, дарует плод, о царь, на седьмой, восьмой и девятый дни, исполненные преданности. Благодаря совершению поклонения в эти три дня бывает плод, как от совершения поклонения во все дни» (Девибхагавата Пурана).
Дни Наваратри — это лучшее время для работы над собой, избавления от негатива и приобретения саттвичных качеств. На гребне этой благословенной волны можно выплыть на чудесный Берег)
«Тот, кто, будучи осквернён великими грехами, совершает ритуал Наваратри, освобождается ото всех грехов, и не должно быть здесь раздумий» (Девибхагавата Пурана).

85133304_large_75665357_large_4307941_ha

Комментариев нет:

Отправить комментарий