пятница, 26 апреля 2013 г.

Главы с 15 по 21 Филлис Кристал книга


Глава 15
Действия в обход сердца при общении с обслуживающим персоналом

   Одна из областей, где деятельность в обход сердца особенно заметна - взаимодействие некоторых людей с теми, кто оказывает им различные виды услуг.
   Иногда кажется, что всё то негодование и расстройство, которое могло быть вызвано у человека действиями его родителей, супруга или супруги, деловых партнёров и, особенно, боссов, изливается на тех, кого считают низшими или менее важными. Но эти люди столь же чувствительны к оскорблению, неприятию или ненадлежащему обращению, как и те, кого они обслуживают, и кто непочтительно обращается с ними.
   Эта тенденция вымещать своё расстройство и гнев на тех людях, которые кажутся более слабыми или менее удачливыми, является достаточно обычной. Когда с людьми плохо обращались, то вместо того, чтобы отнестись к этому как к отработке своей кармы и выучить, насколько мучительным является подобное обращение, они затем неизменно действуют подобным образом по отношению к более слабым, более молодым или тем, кто не может защищаться. Эта реакция, очевидно, даёт ощущение власти, которое было утеряно при несправедливом обращении с ними самими. Но это чувство власти обретается за счёт теперешней жертвы. Те, кто прибегают к такому виду отмщения, срывая свои чувства на других, должны будут подвергнуться подобному обращению со стороны кого-то ещё, будь это в этой жизни или в следующей. Таким образом действие и обратное воздействие увековечиваются в порочном круге, который удерживает множество людей, на неопределённо долгое время прикреплённых к колесу смерти и перерождения. Вымещение своего расстройства на тех, кто обслуживает нас, в конечном счёте причиняет вред только нам самим, поскольку мы обязаны пожинать плоды наших действий в определённое время, становясь объектом такого же обращения, какое мы выказывали сами.
   Я часто видела в ресторане людей, которые очень мило и оживлённо беседуют с партнёром или группой друзей, постоянно улыбаясь и излучая обаяние. Когда же приходит время делать заказ, то часто их отношение полностью меняется. Эти люди становятся чрезмерно надменными и властными, снисходительно разговаривают с официантом и обращаются с ним как с ничтожеством, чтобы продемонстрировать своё превосходство. Они щеголяют своим знанием меню и, особенно, списка вин, чтобы произвести на своих компаньонов впечатление больших знатоков и ценителей всего этого. Или же мужчины могут начать вести себя по-другому, если их обслуживает женщина. Они могут флиртовать с ней, чтобы показать своё мастерство в общении с женщинами, но при этом они не считаются с чувствами официантки или теми чувствами, которые в связи с этим испытывают их спутники-женщины.
   Некоторые люди в одинаково унижающей манере обращаются и с продавцами. Их работа является очень утомляющей, подобно работе официанта или официантки, поскольку они проводят весь день в движении, но, всё же, некоторые люди обращаются с ними так, как будто они - рабы, нанятые, чтобы находиться в их распоряжении подобно механизмам, а не человеческие существа. Другим примером недостатка предупредительности или просто хороших манер является то, как некоторые женщины обращаются с парикмахерами, которым нужно обладать ангельским терпением, чтобы выслушивать и выполнять требования некоторых женщин, многие из которых хотят, чтобы они стали похожими на моделей после посещения парикмахерской, в то время как их волосы тонкие или повреждённые слишком частой химией или перекрашиванием.
   Требуется совсем немного внимания наряду с заботливым подходом, чтобы приносить мягкость и юмор - вместо критики и неблагодарности - в жизнь этих людей. Насколько мы согласны давать, столько мы и получаем. Если мы сосредоточиваемся только на том, что же именно нам дадут другие, то мы обнаружим, что они больше не хотят выполнять наши запросы, и если они всё же делают это, то они будут делать это неохотно, поскольку никто не любит, когда его вынуждают давать что-либо. Отдавание должно свободно и беспрепятственно течь из сердца, что возможно только тогда, когда это не воспринимается как должное или ожидаемое.



Глава 16
Обласканные домашние животные-любимцы или жертвы жестокого обращения со стороны людей?
Деятельность в обход сердца при обращении с животными

   Поскольку каждое живое существо содержит в себе в той или иной мере - согласно своим качествам - свой собственный аспект божественности, то мы должны осознавать этот факт при обращении со всеми живыми проявлениями Бога.
   Эксперименты показали, что даже растения отвечают положительным или отрицательным образом на внешние раздражители, такие как музыка или человеческие эмоции, и восприимчиво реагируют на проявления безразличия, неприязни, признательности или любви, когда они посылаются им.
   Когда-то я наблюдала за рядом экспериментов, призванных доказать, что растения реагируют различными способами, когда человек регулярно посылает любовь к одной их группе, ненависть или проклятия к другой и не уделяет какого-то особого внимания к третьей. В то время я была весьма скептически настроенной в отношении результатов такого эксперимента, никогда даже не задумываясь над возможностью того, что растения могут наглядно отвечать на то, как люди относятся к ним. Однако по мере того, как я наблюдала за ответной реакцией этих трёх групп растений на эти различные отношения, я была удивлена увиденными результатами. Те растения, на которые изливалась любовь (как мысленно, так и словесно), расцветали, превышая всякие ожидания, в то время как не получавшие никакого особого внимания вне обычной повседневной заботы росли нормальным образом, свойственным данным растениям. Однако наиболее драматической среди этих трёх групп была та, растения которой получали проклятия, неприязнь и даже ненависть. Они поникли и умерли, несмотря на обычный уход во всём остальном, обеспечивавший им воду и солнечный свет, равно предоставлявшийся всем трём группам растений. Когда были предприняты другие подобные эксперименты, то каждому, кто слышал об их результатах, стало очевидно, что растения обладают способностью реагировать на различные воздействия людей, находящихся в их непосредственной близости. Также стало очевидным, что звуки и, в частности, различные типы музыки, стимулируют растения реагировать вполне определёнными способами. Например, громкая музыка, типа рок-н-ролла, вынуждала их пытаться "убежать" от этого звука, заставляя их отворачиваться от того направления, из которого исходил звук, в то время как в случае мелодичной музыки, особенно классической, они имели тенденцию наклоняться к источнику того звука, на который они реагировали положительно.
   В книге "Тайная жизнь растений", написанной Томпкинсом и Бирдом (Peter Thompkins and Christopher Bird, "The Secret Life of Plants"; New York: HarperCollins, 1989), описаны многие различные реакции, которые наглядно демонстрировали растения.
   Поскольку становится возможным принять тот факт, что растения положительно реагируют на любовь и признательность, и отрицательно - на недостаток любви или неприязнь, то несомненно, что животные, находясь на более высокой ступени эволюционной лестницы, способны реагировать в ещё большей степени на обращение со стороны людей. Опять же, влияние личного и, таким образом, автоматически и всеобщего избегания сердца при этом становится предельно очевидным.
   Обращение с животными может быть самым разнообразным, простираясь от нелепой и чрезмерной постоянной увлечённости ими вплоть до противоположного полюса жестокости, пыток и лишений.
   Домашние животные вынуждены полагаться на своих владельцев в отношении своего благополучия и защиты. Внутри них также содержится искра божественности, но, в отличие от людей, они неспособны выражать словами свои потребности, и при этом они не могут протестовать, когда с ними жестоко и безжалостно обращаются, или когда они отвергаются теми, от кого они зависят.
   Многие люди, сами находящиеся под чьим-либо контролем, проявляют, в свою очередь, грубый контроль над животными, находящимися под их попечением, в тщетном усилии чувствовать себя менее беспомощными. Но все великие всемирные духовные наставники учили тому, что всё то, что мы делаем другим - как человеческим существам, так и остальным – так или иначе когда-то будет отражаться на нас самих в соответствии с тем, были ли наши действия положительными или отрицательными в их проявлении. Поэтому вполне очевидно, что каждый из нас должен внимательно относиться к тому, как мы обращаемся с представителями низших существ, ибо в противном случае мы сами можем испытать подобное обращение через некоторое время - либо в этой жизни, либо в будущем, пока мы не научимся обращаться с животными с уважением и любовью.
   Саи Баба, как известно, упрекал преданного за грубое обращение с животным, указывая, что он также принимал удар или сердитые слова, обращённые к животному, так как он, а равно и каждый из нас, един со всеми живыми существами. Он также сказал, что если мы обращаемся к божественной сущности, пребывающей в животном, то оно ответит нам с этого своего уровня, и не будет вредить нам. Он приводит в качестве примера эту восхитительную историю:
   Жил когда-то один гуру, который сказал своему ученику, что Бог находится во всём. Ученик поверил в это утверждение. В тот самый день проходил царский парад. Царь был в центре всеобщего внимания, восседая на огромном слоне. Пренебрегая правилами безопасности для таких парадов, ученик решительно уселся на пути царского слона, не обращая никакого внимания на предупреждающие крики о том, что он будет растоптан насмерть. Когда слон приблизился к нему, он поднял его своим хоботом и в целости и сохранности перенёс на обочину дороги. Ученик пошёл к своему гуру и пожаловался, что, хотя Бог был и в слоне, и в нём самом, всё же он оказался неспособным устранить слона со своего пути, и что, напротив, слон устранил его. Гуру объяснил, что это просто связано с большей физической силой, которой обладает слон. Он сказал ученику, что если бы тот не смотрел на Бога в слоне, то животное убило бы его, даже не прерывая своего пути. Однако, поскольку ученик смотрел на Бога в слоне, то Бог поднял его и благополучно убрал с опасного пути. Ни одно животное, даже кобра, не навредит человеку, который видит Бога как реальность, неотъемлемо присущую животному или змее. То же самое обычно истинно и в отношении опасных людей, но здесь имеются некоторые исключения из-за кармических обусловленностей.
   Но Баба печально комментирует, что когда мы взываем к божественной сущности в человеке, собирающемся напасть на нас, то вышеупомянутый метод не всегда приносит успех, поскольку в настоящее время никто не является средоточием одной только добродетели; все мы являем собой смесь хороших и плохих качеств.
   Для индейцев, эскимосов и людей из других подобных культур, которые всё ещё живут в близкой гармонии с природой, является привычным спрашивать разрешение у животного, которое они ходят убить, чтобы добыть себе пищу. Также имеется много историй о животных, которые вели себя так, будто они были согласны отдать свои жизни, чтобы накормить голодавших людей. Однако собственно убийство животного представителями вышеупомянутых культур сопровождается определёнными ритуалами и молитвами, наряду с выражением благодарности животному за предоставление столь необходимой для выживания пищи.
   Как и дети, животные находятся под нашим попечением и защитой, и с ними нужно обращаться с заботой и лаской. Мы должны вести и учить их, но мы не должны позволять им управлять нами. Мы несём ответственность за предусмотрительное и внимательное обращение с ними с учётом их потребностей, но также и наших собственных.



Глава 17
Роль женщин в воссоединении с энергией сердца

   Как мы воссоединимся с энергией сердца, которая устранялась или подавлялась в течение столетий в мужчинах и женщинах во всех культурах? Женщины принимают мужское семя и производят на свет детей, чтобы поддерживать человеческий род. Они несут энергию инь, которая по своей природе является восприимчивой, питающей и заботливой. Эта по своей сути восприимчивая форма дополнительно обеспечивает им более близкую связь с сердцем, а также с чувствами и эмоциями, в отличие от мыслительной функции.
   В нынешний период эволюционного пути человека, в связи с его потребностями, энергии ян придаётся слишком большое значение, и она чрезмерно развита, зачастую просто в огромной степени. Но сейчас её развитие уже зашло слишком далеко, и эта энергия должна быть сбалансирована её противоположной, но также и дополняющей, энергией инь.
   Этот процесс может быть уподоблен движению маятника, который вначале движется до предела в одном направлении, а затем должен качнуться так же далеко назад в противоположном. Когда этому процессу позволяют беспрепятственно продолжаться, не создавая преград или ограничений, то, в конечном счёте, маятник отыщет центр между этими двумя противоположностями.
   Как на всемирном, так и на индивидуальном человеческом уровне этот процесс всегда имеет место между парами противоположных проявлений энергий инь и ян. На всемирном уровне это колебание достигает больших крайностей и, поэтому, занимает более длинный промежуток времени, и на этом уровне его гораздо легче заметить.
   Наиболее чёткий пример таких широких колебаний может быть замечен в известной истории наций. Каждая цивилизации после достижения пика в своём развитии во всех областях прогресса затем неизменно начинает увядать, изменяя своё движение на обратное, и, постепенно, приходит к своему полному краху. Это - естественный процесс, лучше всего иллюстрируемый периодом жизни всех типов живых существ, будь то кристаллы, растения, рыбы, птицы, животные или люди. Движение океана также подчиняется этому ритму с отливом или отступлением, или инь, и приливом или накатом, или ян.
   С этими естественными отливами и приливами связан очень определённый временной распорядок в жизни всех существ. Молодое потомство рождается, подчиняясь этому процессу, живёт под его воздействием день за днём, пока не достигнет своего пика в тот момент, когда начнёт преобладать противоположное действие по мере приближения к смерти.
   Существует волна в делах людей, которая, будучи использованной, приводит к успеху. Если же она упущена, то всё путешествие их жизни оказывается пустым и бедственным.
Юлий Цезарь, lv iii 217
   Все мы обладаем ограниченной свободной волей, которая может сталкиваться и конфликтовать с этим естественным ритмом. Если мы слишком спешим, то мы порождаем противодействие, в результате чего возникает конфликт. У большинства из нас имеется тенденция к излишней спешке и стремление повлиять на ход времени таким образом, чтобы подчинить его нашей собственной нетерпеливости, и тогда возникает конфликт с естественным движением ритма.
   Однажды, когда я работала с тонкими планами сознания, мне был показан всемирный такт (или ритм) вместе с информацией о том, что все живые существа находятся в согласии с ним, кроме людей. Только они одни благодаря своей свободной воле способны жить независимо или обособленно от его действия. Этот выбор – обычная причина широко распространённого недостатка гармонии в жизни индивидуумов и, вследствие этого, во всём мире.
   Итак, благодаря нашей свободной воле мы можем следовать диктату эго и отделить себя от этого всемирного ритма. Мы отождествили себя с нашими физическими и умственными телами и отгородились от всемирного пульса, который может соединить нас с нашей истинной сущностью, которая едина с Тем. Нам необходимо избрать возвращение к Тому и пребывание в контакте с Ним, чтобы любовь, которая является Его сущностью и силой, могла активизировать наши сердца. Такое решение может быть легче принято женщинами из-за их естественного качества воплощения в себе инь (или восприимчивости) в качестве своего главного аспекта, в то время как полюс ян (или более активный) они несут в себе как поддержку.
   Поскольку мировой маятник качнулся к полюсу ян, то сейчас важно удалить любые препятствия, которые могли бы предотвратить его плавное колебание назад к центру, где все противоположности сходятся вместе в единое целое. В такое время те, кто превзошёл обусловленность материального мира, могут выйти в своём сознании за пределы колебания маятника между этими двумя крайностями и стать свободными от притяжения к любому из его полюсов.
   Этот выбор принёс бы пожелавшим сделать его опыт соединения всего со своими противоположными аспектами во внутреннем союзе. Плод такого союза имел бы врождённые способности быть свободным от управления со стороны маятника и находиться под непосредственным влиянием всемирного пульса.
   Только когда большее количество женщин достигнет такого баланса, только тогда они смогут выражать ту любовь, которая является неотъемлемой сущностью вселенной. Когда они начинают позволять ей течь через них, тогда они смогут направлять её к другим. Результат этого процесса будет проявляться в воссоединении с всемирным пульсом тех, кто готов к этому. Такое соединение автоматически откроет сердца других людей к получению этой всеобщей силы, которую из-за отсутствия более соответствующего и менее спорного слова мы называем любовью.
   Это раскрытие сердца устранит те блоки, которые препятствуют получению любви и её дальнейшему разделению с другими. Такое возвращение неизбежно начнётся медленно, но оно будет получать всё больший и больший импульс по мере того, как всё большее количество людей будет вовлекаться в него, пока оно не станет настолько быстрым, что будет менять образ жизни прямо на наших глазах. Этот процесс вызовет совершенно иной вид революции, отличающейся от тех, что имели место прежде, и возвестит новую эру, которую пророки и всемирные учителя называли Золотым Веком. Это будет похоже на то, как будто множество семян сажаются в Землю-Мать и побуждаются к действию Солнцем-Отцом.
   Что могут делать женщины, чтобы помочь вновь раскрыть сердце? Вначале каждая женщина должна воссоединиться со своим собственным сердцем и устранить ту трещину, которая оказывала своё влияние в течение столь многих столетий.
   Лозунг "Каждый создан равным" является правильным, но это истинно только на уровне ВС, а не на уровне индивидуальности, эго или тела отдельного мужчины или женщины. У каждого из нас имеется созданная нами нынешняя оболочка (или скорлупа), в которой размещается извечная Сущность (или пламя). Каждый из нас должен принять всё то, что мы вобрали в свою нынешнюю индивидуальность, и учиться на этом. Тогда познанное нами сможет раствориться и, становясь очевидным и прозрачным, раскроет тот свет, который был скрыт внутри и ждал своего проявления.
   Для тех душ, которые облечены в женскую форму, проявление сердца (или инь) - их естественный путь к обретению цельности и свободы.
   И мужчины, и женщины могут позволять ВС использовать все четыре функции - две функции ян и две - инь. Эти функции должны быть приведены в равновесие, и это осуществляется тогда, когда каждая из них развита до наиболее полной возможной степени.
   Как женщины могут начать этот процесс открытия своих собственных сердец и, затем, помогать другим осуществлять то же самое? Имеются определённые ясные и простые действия, также используемые при проведении психологических консультаций, которые могут начать вызывать такое открытие и воссоединение.
   Слушание любящим ухом начнёт этот процесс и вдохновит на более успешное общение. Говорение – это ян, исходящая деятельность, в то время как слушание - инь, или восприимчивая.
   Как я уже упоминала прежде, большинство из тех людей, с которыми я работала, будь то дети, молодёжь, люди средних лет или преклонного возраста, жаловались, что никто никогда не слушает их, когда они пытаются общаться. Я обнаружила, что слушание – это, возможно, наиболее полезная часть процесса моей работы с людьми. Я припоминаю одного молодого человека, которому было примерно 15 лет, когда он пришёл на приём ко мне. У него было много нерешённых вопросов. Поначалу он с большой неохотой говорил со мной, поскольку, как он выразился позже, он не хотел услышать ещё одну лекцию, поскольку он уже наслушался достаточно лекций от обоих своих родителей. Я сразу же заверила его, что я вовсе не намерена читать ему лекцию. Ему было трудно поверить в это, и он спросил: "Тогда почему я здесь?" Я выдвинула предположение, что, может быть, ему захочется высказать свои проблемы и задать любые вопросы, связанные с ними и его жизнью. Я также заверила его, что всё сказанное им не выйдет за пределы той комнаты, в которой мы находились, если только он не даст мне специальное разрешение поделиться чем-либо сказанным им с его родителями или с любым другим человеком, к которому это может относиться. Я добавила, что я здесь не для того, чтобы осуждать, критиковать или даже пытаться указать ему, что делать. Он всё ещё был настроен скептически, поскольку его прошлый опыт доказывал ему, что в подобных случаях всё происходит как раз наоборот. И поэтому я спросила: "Не хочешь ли ты попытаться проделать это со мной?", на что он рассмеялся и признал, что это будет честная сделка.
   Затем он начал непрерывным потоком изливать всё то, что он столь долго удерживал запертым внутри себя. Я не делала никаких комментариев и оставалась безмолвно неосуждающей, но благосклонной. Когда он наконец исчерпал слова и с большим вздохом откинулся на спинку своего стула, его лицо озарилось мгновенным пониманием. Через несколько мгновений, во время которых он был занят осмыслением своего озарения, он, в заключение, сказал мягким и колеблющимся голосом, который резко контрастировал с тем сердитым тоном, которым он начал своё изложение: "О боже! Я ответил на все мои собственные вопросы, не так ли? Вы всего лишь позволили мне говорить. Я всё время знал ответы".
   Вышеупомянутая ситуация справедлива по отношению ко многим людям, но, особенно, по отношению к молодёжи, представители которой каждый раз говорят мне об одном и том же - что никто на самом деле не слушает их и не уделяет им своё полное и сосредоточенное внимание.
   Следующий шаг, который следует за любящим ухом - пронаблюдать, как лучше всего предложить наблюдения, которые могут оказаться полезными. Какие зацепки раскрыл в себе человек, на которые может быть наброшено соединительное лассо общения? На этот вопрос не существует какого-то одного общего ответа. Важно быть терпеливым, пока так или иначе не придёт ответ, выражающий намёк или предоставляющий информацию, которая попадёт в точку. В противном случае бесполезно переходить к следующему пункту, поскольку каждый шаг здесь подобен очередной ступеньке, которую нельзя перепрыгнуть. Ни один из них не может быть пропущен, ибо существует определённый процесс обучения, связанный с каждым шагом на пути к любой цели. Движение напрямик не приводит к успеху в далёком путешествии, вызывая только напрасную трату времени и энергии. Когда становится ясно, что определённый пункт был воспринят и понят, то чрезвычайно важно удостовериться в понимании каждым человеком того, что они оба обладают способностью найти ответы, а не только тот, кто предлагает любящее ухо. Внутри каждого из нас содержатся ответы для решения наших собственных проблем, и, поэтому, только взывая к помощи со стороны ВС, мы сможем получить от Него ту помощь, в которой мы нуждаемся. Прежде чем мы сможем сделать это, мы сначала должны тщательно рассмотреть все аспекты ситуации с учётом всех тех методов, которые находятся в нашем распоряжении. Только тогда, когда мы приходим к осознанию, что нам не удаётся справиться с ситуацией, несмотря на то, что мы делаем всё возможное для её разрешения с помощью сознательного ума, только тогда мы будем согласны отступить и сказать с подлинной верой, что мы не знаем ответа. Тогда мы будем готовы предаться ВС, поскольку мы удалим основанные на эго представления и будем способными открыться к всеобъемлющей мудрости ВС.
   Роль человека, действующего в качестве помощника, заключается в постепенном отучении другого человека от продолжающейся привычки опираться на него или на неё, чтобы индивидуум мог обратиться внутрь себя к той мудрости, которая всегда доступна ему. Помощник стремится создавать равное товарищество с каждым, кто обращается за помощью к ВС. Это не означает, что помощник должен сообщать способы решения имеющихся у человека проблем. Это должно быть больше похоже на следующее: "Я тоже не знаю ответа, так что давай мы вместе обратимся внутрь и проконсультируемся у высшей силы".
   К моему величайшему удивлению я обнаружила, что многие трудности, с которыми я столкнулась в моей жизни, теперь вполне очевидно превратились в огромный и ценный актив. Люди всегда могут чувствовать, когда кто-то говорит, исходя из личного опыта, а не просто на основе теории. Только когда они уверены, что другой человек не только понимает выслушанную проблему, но и сам столкнулся с подобной проблемой в прошлом и, вполне очевидно, успешно решил её, только тогда будет иметь место необходимое доверие, чтобы следовать его словам. Всё общение должно происходить на основе товарищества с каждым партнёром, разделяющим общие идеи, чтобы они могли вместе находить ответы.
   Необходимо, чтобы общение было основано на понятии "мы", а не на "ты" или "я". Только таким образом можно устранить те барьеры, что выросли между людьми, заставляя их чувствовать себя изолированными друг от друга и замкнутыми в своих индивидуальных ячейках, как будто они находятся в тюрьме. Все созданы равными на уровне ВС. Только на внешнем личностном уровне люди демонстрируют различные типы поведения, отношений и привычек.
   Поэтому нелепо и смешно, когда кто-то занимает превосходящую и высокомерную позицию. Каждый из нас разделяет различные функции, действия и творческий потенциал. Никто не является более ценным или менее достойным. Именно на такой основе может иметь место успешное общение, но если кто-то чувствует себя высшим или низшим по отношению к другим, то свободный поток общения становится невозможным, и тогда такая попытка полностью обречена на неудачу ещё до её начала.
   Все мы имели очень разные опыты, каждый из которых давал нам возможность выучить что-то новое. То, что мы узнали, может принести помощь кому-то ещё и дать им надежду на успех, если они согласны принять это. Тогда им можно показать, что возможно найти решение и оставить проблемы позади, чтобы перейти к другим задачам, которые могут удалить блоки, препятствующие раскрытию творческого потенциала и деятельности, от которых страдают столь многие люди.
   Все мы имеем тенденцию избегать решать то, что мы считаем трудными проблемами. Мы можем подавлять их, и в этом случае они переходят в подсознание, благополучно пребывая вне досягаемости нашего сознательного внимания. Или же нам выгодно забыть о них. Другой метод состоит в том, чтобы пытаться смягчать или ослаблять боль, порождаемую нерешёнными проблемами, подобно тому, как мы стараемся облегчить физическую боль с помощью аспирина. Таким образом появляются многие неистребимые привычки, что приводит к появлению ещё более серьёзных последствий, чем первоначальная проблема.
   Уклонение порождает напряжённость и требует энергии, чтобы удерживать первоначальные проблемы вне поля зрения. Вполне очевидно, что предпочтительнее открыто встречать проблемы и решать их, как только они возникают. Нам может потребоваться привлечение помощи в форме любящего уха, чтобы получить необходимую временную поддержку, энергию и вдохновение, которые позволят нам увидеть, что всё то, что появляется перед нами, предоставляет нам возможность учиться. После этого обучения мы обретаем свободу перейти к следующей ступени.
   Никогда не поздно вернуться к нерешённым проблемам, которые заблокировали дальнейший рост и вынудили человека обращаться к различным уклонистским тактикам.



Глава 18
Безопасное гнёздышко или стальная ловушка?

   Так называемый гнездовой инстинкт в женских особях всех видов существ гарантирует, что молодое потомство будет находиться в безопасности, в которой оно нуждается, пока оно слишком молодо, чтобы встречать те проблемы, с которыми оно, в конечном счёте, столкнётся в окружающем мире. Будущие матери различных видов существ готовятся к появлению своего молодого потомства в соответствии с их возможными потребностями.
   Я помню, как ребёнком я наблюдала за курицей, сидевшей в своём гнезде в ожидании проклёвывания яиц, которые она уже заканчивала высиживать. Также можно заметить, как женские особи котов и собак готовят мягкое и удобное место, где они собираются родить своё потомство.
   Человеческие матери известны своей лихорадочной деятельностью, которая часто поглощает всё их время перед рождением младенца. Многие молодые матери чувствуют потребность навести полный порядок во всём доме при подготовке к родам. Это стало стандартной шуткой, что они могут даже переехать в новый дом незадолго перед родами - настолько силён в них инстинкт приготовить безопасный дом для их беспомощного младенца. Такие материальные потребности, конечно же, важны, но даже более важной является подготовка на более тонком уровне, призванная обеспечить тёплый прием для новорождённого, собирающегося появиться на семейной сцене.
   Все вышеуказанные приготовления вносят свой вклад в формирование чувства защищённости ребёнка, которое необходимо для обеспечения удовлетворительного развития. Однако если пребывание в удобном гнезде длится слишком долго, тогда такое гнездо становится похожим на стальную ловушку, ограничивая нормальный рост вместо того, чтобы усиливать его. Эта нездоровая ситуация может наблюдаться в семьях. Также это можно видеть во многих группах, которые формируются с гуманистическими целями, но постепенно соскальзывают вниз до уровня жёсткого контроля над своими членами, что препятствует их дальнейшему прогрессу.
   Молодёжь всех существ учится на примере своих родителей тем различным методам, которые доказали свою успешность в обеспечении выживания данного вида существ. Однако как только молодое поколение оказывается достаточно выросшим и окрепшим, чтобы самому поддерживать своё существование, опираясь на предшествующее обучение, полученное от родителей, и готово к самостоятельной жизни без родительского наблюдения, оно выталкивается из гнезда, норы или пещеры, чтобы в дальнейшем заботиться о себе самостоятельно. Таким образом молодое поколение получает уверенность в себе, познавая на фактическом опыте то, что оно способно выживать самостоятельно. Такой метод абсолютно необходим в качестве подготовки к полной зрелости, если необходимо обрести уверенность в своих силах.
   Существа всех видов инстинктивно осознают ту естественную последовательность шагов, которая необходима для развития с уровня беспомощного младенца до зрелого взрослого существа. Если любой из этих шагов пропускается, прерывается или откладывается слишком долго, то индивидуум оказывается неспособным развиваться нормальным образом, и он будет вынужден продолжать полагаться на помощь и указания своих родителей.
   Аналогично и человеческие дети ступают ясно очерченными шагами в процессе своего роста. Если случается болезнь, несчастный случай или другое травмирующее событие, задерживающее любой из этих шагов, то ребёнку будет недоставать тех способностей, которые должны быть выучены в соответствующее время и в надлежащем возрасте.
   Я вспоминаю о работе, проводившейся в Институте развития человеческого потенциала, основанном докторами Карлом Делакато и Гленом Долманом в Филадельфии. Эта программа использовала естественную деятельность ползания, проявляющуюся у маленьких детей, для развития их неврологической координации. Проводить время в ползании помогает тем, кто либо не осуществлял такой деятельности в достаточной мере, либо по некоторым причинам делал это неправильно в течение ранних лет, например, из-за родовой или какой-либо другой травмы. Было замечено, что если бы дети пропустили ступень ползания в своём последовательном развитии, то они остались бы на той стадии, которая предшествует пропущенной. В результате был разработан метод, посредством которого детям преподавали правильный способ ползания, чтобы пройти пропущенные шаги. Практикование этого метода продемонстрировало впечатляющие результаты, достигнутые даже и более старшими детьми. Для тех детей, которые были удручающе отсталыми, обычно из-за родовой травмы мозга, и которые не могли ползать, использовался метод, называемый физиотерапией с использованием двигательно-функциональных моделей, или копированием, призванный обеспечить прохождение пропущенного шага. В нём задействовался один взрослый, который двигал каждой рукой и каждой ногой в соответствующей ползающей манере, и другой взрослый, который наклонял голову из стороны в сторону в ритм с движениями рук и ног. В результате применения этого метода произошло множество удивительных случаев полного или частичного восстановления, когда команда заботливых взрослых добровольно помогала родителям перепрограммировать детей, нуждавшихся в таком уходе и лечении.
   Эта программа была начата с целью оказать помощь в тех самых очевидных случаях, когда ступень в неврологическом развитии была задержана тем или иным необычным способом или из-за какой-либо непредвиденной причины, которая удерживала ребёнка от его полного развития.
   Однако во многих семействах имеется преднамеренное стремление со стороны одного или обоих родителей неопределённо долго удерживать своих детей в подчинении и зависимости от них в силу многих различных причин.
   Я знала матерей, которым их дети больше нравятся в образе симпатичных младенцев и малышей, нуждающихся в своих матерях, и, поэтому, они стремятся удерживать своих детей на этой стадии ради своего собственного эгоистичного удовольствия. Они испытывают крайне неприятное чувство, когда видят, как их дети растут и начинают выказывать потребность в независимости, и предпочитают всегда иметь в своём распоряжении младенца, о котором можно было бы заботиться. Так что они либо пытаются удерживать их в подчинённости и зависимости, либо заводят новых детей, чтобы всегда иметь в доме малыша, независимо от того, могут ли они позволить себе такое количество детей или нет. Очевидно, что это - не выражение любви, а проявление чрезвычайной жестокости, происходящей от эгоизма. Детям, которые удерживаются на таком незрелом уровне, впоследствии оказывается очень трудно жить в этом мире, особенно после того, как их родители покидают их и более не могут направлять их и принимать за них решения. Во имя любви такие родители нанесли вред своим детям и буквально покалечили их, хотя они и утверждают, что очень любят их. В отличие от нанесения физического вреда, который может быть легко и сразу же замечен и, поэтому, может быть исправлен тем или иным способом, нанесение такого психологического вреда оказывается незаметным, что делает его жертв ещё более беспомощными, так как от них ждут такого поведения, как будто они - вполне нормальные в своём развитии люди.
   Когда мы являемся детьми, учащимися тому, как стать ответственными гражданами, то каждый из нас нуждается в руководящих указаниях, направляющих нас по правильному пути, ибо мы рождены беспомощными младенцами, нуждающимися в безопасной окружающей среде для своего нормального развития; но по мере того, как дети становятся более старшими, они должны быть освобождены от такой зависимости со стороны других.
   Если ситуация в семье была такой, что дети с неохотой покидают её, попадая в зачастую суровую действительность мира, находящегося за пределами защищавшего их семейного очага, то они могут пытаться найти ему замену в работе или образовательной среде, которая обеспечит сходное чувство безопасности. Или же они могут использовать болезнь, чтобы продолжать обеспечивать себе безопасное гнездо. Многие люди используют болезнь, чтобы вынудить других действовать в качестве заменителей своих родителей.
   Некоторые взрослые дети решают продолжать жить дома, где им гарантирована забота, и они даже откладывают бракосочетание до тех пор, пока они не смогут найти кого-то, кто будет согласен предоставить им сходное безопасное гнездо.
   Далее будет приведено всего лишь несколько примеров, показывающих эффект гнёзд, которые были слишком безопасны в течение слишком долгого времени. Они могут приводить к тому, что выросшие дети оказываются пойманными в ловушку зависимости, и убежать из такой ситуации становится достаточно трудно.
   Не только родители могут обеспечивать безопасное гнездо своему молодому поколению и затем продолжать удерживать детей привязанными к гнезду, но и многие общественные учреждения подпадают под этот шаблон поведения. Они основываются для обеспечения защищённости и оказания помощи определённым группам людей, которые нуждаются в этом и о которых заботятся такие организации. Первоначальное побуждение и замысел могут быть достойны всяческих похвал, но, к сожалению, фактический результат часто развивается в совершенно другую ситуацию.
   Давайте рассмотрим в качестве примера рабочие союзы, которые поначалу были основаны для обеспечения защиты рабочих. Эти союзы были сформированы, чтобы не позволять работодателям извлекать дополнительную неоплачиваемую прибыль из работников, заставляя их работать сверхурочно, недоплачивать им или вынуждать их работать в опасных условиях. Поначалу эти союзы были инструментом повышения стандарта условий работы во многих областях. Они обеспечивали безопасное и защищённое положение для тех, кто иначе мог бы обладать гораздо меньшими правами. Но, подобно семейному гнезду, союзы начали получать всё больший контроль не только над работодателями, но и, в конечном счёте, над самими рабочими, которым они были призваны помогать. Сыр, который они положили как приманку, был обещанием больших выгод - которые не всегда обеспечивались - в обмен на недостаток свободы.
   Высшие учебные заведения также могут подпадать под эту категорию. Они призваны обеспечивать образование для студентов, находящихся под их заботой. Но для тех студентов, которые ищут другое безопасное гнездо при оставлении первого, обеспечивавшегося их родителями, высшие учебные заведения становятся стальной ловушкой, в которой зависимые молодые люди продолжают оставаться гораздо дольше по сравнению с тем, когда они должны были бы выйти из его стен и начать нести в мир всё, чему они научились, чтобы разделять свои знания с другими. Некоторые становятся вечными студентами, боясь лишиться сравнительной безопасности того учебного заведения, которое они выбрали для обеспечения своей продолжающейся потребности в гнезде.
   Религиозные институты могут оказывать подобное влияние на своих членов. Религии начинаются с чудесным образом вдохновлённого послания, которое предлагает обещание безопасности, комфорта, помощи, свободы и счастья. Люди стекаются под его защиту, надеясь, что это учение будет хранить их в безопасности, ограждая от грубого мира и от их личных проблем. Но вместо проповеди учения о том, что каждый содержит внутри себя источник вдохновения, помощи и водительства, главы различных церквей могут начать брать контроль в свои руки. Они устанавливают бесчисленные правила для прихожан и обещают им спасение, если они будут соблюдать их. Таким образом в очередной раз безопасное гнездо в конечном счёте становится стальной ловушкой, в которой оказываются доверчивые и ничего не подозревающие люди, пойманные в неё подобно рыбе, оказавшейся в сети, боясь вырваться на свободу и, в то же время, всё же будучи разочарованными явно нарушенными обещаниями тех, кому они доверились.
   В мирное время различные виды вооружённых сил представляют собой пример готового гнезда для некоторых людей. Их повседневные потребности оказываются обеспеченными, и от них требуется принимать совсем немного решений, поскольку распорядок дня уже установлен для них. Они переходят к такому образу жизни, в котором содержится совсем небольшая неопределённость. Изначальная цель вооружённых сил заключалась в обеспечении защищённости и безопасности всего населения, но, подобно другим превратившимся в ловушки гнёздам, в течение относительно мирных времён карьера военных может запереть этих национальных защитников в их собственной стальной ловушке.
   Диктатуры представляют собой другой пример. Вначале благосклонная родительская фигура щедро сыпет обещаниями спасти людей от бедности, недоедания и притеснения, уверяя их в обеспечении защищённого и безопасного существования во главе с ним в качестве их заботливого родителя. Конечно же, неимущие и подавляемые социальные классы попадутся на удочку таких обещаний, надеясь улучшить свою участь и положение своих семейств. Что они потеряют, когда они и так пребывают в такой нужде? Но, подобно другим обещанным гарантиям безопасности, эти соблазнительные обещания неотъемлемо несут с собой потерю личных свобод людей, и для многих это оказывается непомерно высокой ценой.
   Всякий раз, когда руководящий орган или организация запрещают свободу людей, не позволяя ей быть творческой и созидательной, и принимают ответственность за других на себя, то это автоматически приводит к появлению гнезда, которое вырождается в ловушку.
   Система социального обеспечения и выплаты государственных пособий по безработице – ещё один пример помощи, имеющей неприятные последствия и создающей невыносимую ситуацию для каждой из сторон – как для тех, кто, как предполагается, получает пользу от неё, так и для основной массы общественности, которая вынуждена платить постоянно увеличивающиеся налоги для поддержания этой системы. Подобно многим другим учреждениям, эта система появилась для обеспечения временной защищённости - посредством финансовой поддержки – тех людей, которые оказались в несчастном положении и какое-то время неспособны поддерживать себя и свою семью. Однако когда такая помощь продолжается неопределённо долго, то эта система отнимает у людей шанс на улучшение их судьбы и возможность стать независимыми от такой помощи, и, в результате, они продолжают жить на удручающе низком уровне существования.
   Я знала людей, которые, к моему удивлению, фактически использовали больницы и психиатрические лечебницы в качестве безопасного гнезда, лишь бы только не жить самостоятельной и ответственной жизнью. Некоторые люди более склонны к тому, чтобы о них заботились в таких заведениях, чем к развитию своих собственных способностей, чтобы стать независимыми и свободными от такой опоры.
   Тюрьмы также могут использоваться некоторыми людьми в качестве альтернативы независимости, и хотя они, конечно, не обеспечивают удобного гнезда, всё же оно часто более безопасно, чем та жизнь, которой обитатели тюрьмы жили перед лишением свободы.
   Даже обладание страной ядерным оружием может создавать у её населения иллюзию безопасности от нападения со стороны других стран и ужасающей трагедии войны со всеми сопутствующими ей лишениями.
   Гнёзда, превратившиеся в стальные западни, вносят свой вклад в личную деятельность в обход сердца, удерживая пойманных в них людей на незрелой стадии развития. Это препятствует раскрытию сердца, не позволяя ему проявлять любовь к другим.



ЧАСТЬ II
Деятельность в обход сердца в общественных учреждениях



Глава 19
Деятельность в обход сердца в образовании

   До сих пор мы исследовали влияние деятельности в обход сердца в различных взаимоотношениях в нашей личной жизни и то, каким образом мы, как индивидуумы, связаны друг с другом. Но мы также обусловлены и многими безличными факторами, так что мы должны рассмотреть, пусть даже и в малой степени, какое воздействие оказывает на нашу жизнь недостаток заботы в промышленности, организациях, учреждениях, объединениях и корпорациях. Ибо нравится ли нам это или нет, но все мы живём под их контролем и не можем избегать или игнорировать их, так как учреждения всех видов - главная часть нашего общества, и они в большой степени диктуют высокий или же недостаточный качественный уровень нашей жизни и, поэтому, жизни нашей страны.
   Если мы посмотрим вокруг, то станет слишком очевидно, что очень немного любви проявляется в действиях этих конгломератов. Колоссальная задача попытаться вызвать изменения в таких гигантах, мягко говоря, приводит в уныние. Если мы смотрим на всю эту тяжеловесную проблему со стремлением осуществить столь необходимые изменения, то попытка проделать это в одиночку будет казаться невозможным свершением. Однако если даже только один индивидуум в каждой подобной многочисленной группе смог бы воссоединиться со своим собственным сердцем и привносить больше внимания, предупредительности и подлинной заботы в свою, пусть даже и небольшую, сферу деятельности, то это смогло бы действовать подобно небольшому количеству дрожжей, которые способны заквасить большую глыбу теста при приготовлении хлеба.
   Прежде всего мы должны исследовать свою собственную жизнь, чтобы определить, не способствуем ли мы деятельности в обход сердца в наших отношениях. Если это так, то мы не должны ждать, пока мы станем совершенными и больше не будем виновны в закрытии наших сердец, прежде чем мы вовлечёмся в это движение. Нам нужно только начать этот воссоединяющийпроцесс, и тогда он будет прочувствован многими встречаемыми нами людьми, независимо от того, будут ли они замечать это осознанно или неосознанно. Когда люди видят бескорыстную любовь, они начинают открываться подобно цветам, раскрывающимся навстречу солнечным лучам, ибо большинство людей жаждут этого вида пищи для души.
   Изменения могут быть мучительно медленными, поскольку нелегко расстаться с привычками, длившимися всю предшествовавшую жизнь. Но, в конечном счёте, эти перемены станут похожими на снежный ком из английской пословицы, который начинается с совсем маленького снежка, набирающего массу по мере его перекатывания и собирающего на себя всё больше и больше снега. Это маленькое начинание будет расширяться и достигать большего количества людей, которые бессознательно ждали шанса улучшить качественный уровень своей жизни - иметь более любящие и наполненные отношения с другими.
   Множество таких маленьких начинаний могут формировать сеть, которая может расширяться, достигая всех уголков мира. Участвующие в этом люди могут и не знать друг друга, но каждый из них может действовать подобно маленькому светильнику, привносящему свет в окружающую темноту. Поэтому давайте рассмотрим те многие области, где необходима подобная деятельность.
   Вначале необходимо выяснить положение дел в образовательных системах во всём мире. Они являются тем источником, которое определяет дальнейшее развитие детей. Молодые люди каждой нации, которые будут входить в состав различных учреждений в своей стране – это те, кто могли бы начать необходимые изменения, но это случится только в том случае, если они должным образом подготовлены к такой задаче. В настоящее время студентов, которые являются продуктом образования, обеспечиваемого школами и колледжами во всём мире, учат увековечивать деятельность в обход сердца, вынуждая их сосредоточиваться исключительно на интеллектуальных устремлениях и пренебрегая их сердцами. Такая система создаёт дисбаланс между инь и ян в каждом из учащихся и, поэтому, в окружающем их мире. Чтобы облегчить необходимые изменения, необходимо повсеместно вводить более сбалансированный режим для студентов, чтобы они могли готовиться к будущим изменениям. Как говорит Баба: "Образование - не просто для добывания средств к существованию, а для более полной и значимой жизни".
   В настоящее время даже самые маленькие дети в детском саду уже наполнены и захвачены идеей соперничества. Многие родители начинают создавать подобные условия вскоре после рождения своих детей. Молодые родители наблюдают за младенцами своих друзей и знакомых, чтобы увидеть, продвинулись ли их собственные дети в такой же мере - даже на самых ранних ступенях - в своём развитии, ход которого, естественно, индивидуален и отличается у каждого конкретного ребёнка. Родители часто воспринимают как свою личную неудачу тот факт, когда их ребёнок не делает свой первый шаг или не произносит первое слово в том же самом возрасте, как и чей-то другой ребёнок. Дети быстро улавливают это отношение жестокой конкуренции в своих родителях и реагируют различными способами на такое давление, стараясь вырваться вперёд. Некоторые стремятся угодить своим родителям, прикладывая большие усилия и достигая наилучших результатов, другие протестуют и отказываются соперничать, а кто-то ещё чувствует свою неполноценность и прекращает попытки, чтобы избежать возможного поражения.
   Эти ранние шаблоны поведения переходят во взрослую жизнь и продолжаются до тех пор, пока в определённый момент они не будут замечены и признаны, и не будет принято решение выйти из-под их сдерживающего влияния. Система образования - в том виде, в котором она находится сейчас – усиливает эту проблему и ещё глубже внедряет идею соперничества в сознание студентов, которые уже были первоначально запрограммированы честолюбивыми родителями, живущими в духе соперничества.
   Этот вид контроля происходит от эгоизма и недостатка истинного беспокойства о благополучии детей. Родители должны понять, что более важным является то, что подходит и что необходимо каждому конкретному ребенку, а не то, что раздувает чувство собственного достоинства их родителей. От родителей требуется большая храбрость, чтобы позволять себе пренебрегать такой жёсткой и косной повсеместной практикой воспитания детей, но, по мере того, как всё большее количество родителей будет заинтересовано в благополучии своих детей, а не просто будет интересоваться одними только их формальными достижениями, то они покончат с этим традиционным подходом к воспитанию. Когда эта концепция будет воспринята большим количеством родителей, тогда они обретут достаточно большую силу, чтобы потребовать произвести изменения в системе образования, направленные на благо детей.
   Такие маленькие начинания могут вызвать большие изменения, подобно тому, как для вызова масштабной цепной реакции может быть достаточно отдельных активных частиц. Когда в школах и колледжах изменится нынешняя система преподавания, в которой превозносятся умственные достижения и игнорируется сердце, то будет подготовлено гораздо больше молодых людей, способных поднять уровень сознания с помощью воссоединения со своими сердцами.
   Саи Баба уже начал такой процесс в Индии. В его ашраме в штате Андхра-Прадеш он основал учебные заведения с уровня детского сада и до уровня университета. Они основаны на его программе общечеловеческих ценностей, которая преподаётся в дополнение к обычным академическим предметам. Студенты, которые были обучены по этой революционной системе Бабы, вступают в общество обеспеченными всем необходимым, чтобы вызывать требуемые изменения всюду, где они работают. Они будут способны осуществить такие изменения своим собственным примером, когда другие будут видеть их образ жизни, являющийся воплощением пяти главных общечеловеческих ценностей из программы Бабы во всём том, что они делают. Они будут примером для других, стремясь быть честными, действуя правильным образом в любой ситуации, позволяя потоку исходящей изнутри любви изливаться на их окружение и на всех тех, с кем они вступают в контакт, ведя себя миролюбиво, несмотря на любые провокации, заставляющие их реагировать отрицательно, и избегая любого вида насилия (ментального, эмоционального, словесного или физического).
   В противоположность этому большинство студентов отправляются на свои будущие рабочие места тяжело нагруженными различными внедрёнными в их сознание программами, вначале полученными при их раннем воспитании родителями и другими членами семейства, а затем при получении образования в школах и колледжах, которые они посещали. Вполне очевидно, что существующая образовательная система не преуспела в подготовке всесторонне развитых студентов, поскольку она выпускает из стен учебных заведений мужчин и женщин, которые недовольны собой, не развили в полной мере свои потенциальные возможности и не могут правильно ориентироваться в жизни. Односторонний, ограниченный и механистический образ жизни, который мы видим вокруг нас, не делает людей счастливыми, равно как и не способствует улучшению положения в мире в целом.
   Реорганизация системы образования - первый шаг в исправлении этой ситуации, так как система образования - основа всех остальных систем нашего общества. Изменяя нашу систему ценностей и открывая наши сердца, мы можем изменять мир, давая людям надежду и вдохновляя их становиться более гуманными.



Глава 20
Бессердечность в правительстве

   Образование – это только одна из тех многих областей, которые контролируются правительством, и в которые необходимо инвестировать определённые капиталовложения. Очевидно, что приоритеты всех членов руководящего органа будут влиять на заключительное распределение доступных фондов между всеми осуществляемыми программами. Но поскольку все различные члены правительства сами являются продуктами существующей системы образования, то они подвергались воздействию деятельности в обход сердца и сосредоточению на интеллектуальных устремлениях. Они были обучены принимать решения, руководствуясь рассудком, и только в небольшой степени - своим сердцем. Политики почти исключительно основываются на рациональном мышлении, а не на учитывании и рассмотрении того, что было бы наилучшим для их избирателей.
   Имеется много других факторов, которые также влияют на правительственные решения. Например, мужчины и женщины, входящие в состав различных секций правительства, склонны, как и все остальные люди, к личной заинтересованности и своекорыстию. И если некоторые решения, которые они рассматривают, могут привести к потере занимаемого ими положения и того жалованья, которое они получают на этой должности, то они будут колебаться в принятии такого решения.
   Достаточно интересен тот факт, что всякий раз, когда поднимается вопрос о желательности и целесообразности многих из тех программ, которые непосредственно влияют на наши жизни, то неизменно приходит один и тот же ответ, а именно - "Мы даём людям то, о чём они просят". Это стало порочным кругом, и пока большее количество людей не начнёт выражать свои права, задаваясь вопросом о целесообразности многочисленных и разнообразных регулирований и ограничений, воздействующих на их жизнь, ситуация не сможет быть улучшена.
   Те из нас, кому небезразлично наше нынешнее и будущее благополучие, благополучие наших семей и людей во всём мире, имеют возможность выступить против всё более ускоряющегося вторжения по установлению контроля - напоминающего посягательство гигантского мозга или компьютера - над всеми сферами нашей жизни, когда не проявляется забота о качестве жизни индивидуумов, составляющих каждое сообщество или страну.
   Было бы совершенно бесполезной тратой времени обвинять правительство в тех проблемах, которые окружают нас. Каждый из нас так или иначе ответственен за них, так что мы – именно те, кто должен браться за них и пытаться помогать их решению, прилагая усилия к тому, чтобы быть услышанными. Никаких изменений не произойдёт, как по волшебству, если мы не объединимся, чтобы потребовать их. Баба говорит: "Либо правительство должно обладать способностью обучать и преобразовывать людей, либо люди должны обладать способностью обучать правительство".
   В цели этой книги не входит попытка изложить все те способы, посредством которых наши жизни управляются мышлением и планированием тех, кто находится у власти. Действительно, сердечная энергия отсутствует везде, куда бы мы ни взглянули. Но те из нас, кто понимают всю серьёзность положения, связанного с влиянием недостатка любви на людей – это те самые, кто могут начать вызывать небольшие перемены, которые будут вести к более значительным, так остро необходимым в каждой области нашей жизни.
   Мы не беспомощны или ничтожны, ибо наша истинная Сущность не имеет границ, когда бы мы ни обращались к Ней, призывая Её проявляться в наших мыслях, чувствах, словах и делах каждый день нашей жизни. Независимо от того, где мы живём или работаем, мы можем осуществлять перемены, так что каждому из нас решать, согласен ли он или она принять этот факт и действовать соответственно, подобно тому, как мы направляемы изнутри, когда мы ищем водительства нашего высшего "Я".


Комментариев нет:

Отправить комментарий