Изучение
Веды и Пураны заслуживают того, чтобы их читали и слушали. Имя Господа надо произносить и слушать. При некоторых заболеваниях лекарства прописываются для наружного применения, в то время как при других заболеваниях они назначаются внутрь. А при этом всеобщем заболевании, которое называется Бхаварога (цикл рождения и смерти), предписываются шравана и киртана как для внешнего, так и для внутреннего применения. Человек должен и произносить, и слушать имя Господа. Ученик может заслужить милость Господа, милость гуру и милость преданных Господа. Но все эти милости будут недоступны, если он не добьется еще одной: милости его собственного внутреннего сознания, его антахкараны. Без этой милости он обречен на гибель, и все другие милости его не спасут.
Нелегко заслужить милость Господа. Чувство самости — ахамкары, которое заставляет человека говорить «Это я сделал сам», должно быть вырвано из сердца с корнем. Каждый, будь то ученый человек или безграмотный, должен испытывать непреодолимую потребность познать Бога. Господь одинаково любит всех своих детей, потому что назначение света состоит в том, чтобы освещать. Используя это освещение, одни могут читать хорошие книги, другие могут заниматься своими повседневными делами. Так и здесь, произнося имя Господа, один может продвигаться вперед по пути осознания Господа, а другой может совершать даже дурные поступки. Все это зависит от человека, от того, как он использует свет. Но имя Господа непорочно всегда и во все времена.
Необходимость в санатана видья
Разве люди не овладели бесчисленным множеством искусств, умений и наук? Разве не изобрели они бесчисленное множество машин? Разве не накопили они массу знаний? Но, тем не менее, человек не обрел спокойствия, которое так необходимо для счастья. Наоборот, с каждым днем эта видья тащит человека все глубже и глубже в омут, а спокойствие удаляется от него все дальше и дальше.
Причина такого положения может быть истолкована следующим образом. Эти искусства и науки обладают преходящей ценностью, эти машины работают на создание внешнего комфорта, все эти знания касаются временных, преходящих вещей. Такая видья не раскрывает человеку сокровенной тайны Вселенной. Есть один секрет, узнав который, можно раскрыть все другие секреты; если решить эту проблему, то решатся и все остальные; есть один узел, и если его развязать, то развяжутся и все другие. Есть одна наука, и если ею овладеть, то овладеешь и всеми другими. Этой основной наукой является санатана видья.
Если хочешь, чтобы дерево засохло, надо обрубить его корни, а оттого, что будешь обрывать листья, дерево не погибнет. На это уйдет много времени, а желаемого результата можно так и не достичь. Древние ведические пророки обладали этой видьей, но индийцы стыдятся признать себя их преемниками и сородичами. Благодаря аскезам они увидели Господа и заслужили Его милость. В письменном виде они изложили науку, постигнутую ими путем дерзновенных исканий. Люди других стран, идущие по пути поиска истины, внимательно прочли эти книги и признали, что Индия осветила путь всему человечеству. Это общеизвестно. Лампа освещает помещение, но под лампой остается темный круг. Индия не знает или просто не обращает внимания на это сокровище. Быть может, такое положение вещей следует расценить как иронию судьбы и молчать?
В прошлые века индийцы совершали ежедневные обряды, сидели в очищенных местах, облекшись в святость и погрузившись в изучение теории и практики Вед и Упанишад. К тому же они записывали свои наблюдения для того, чтобы указывать дорогу другим, а также для того, чтобы приобретенный опыт внедрять в свое сознание. Но их дети и внуки положили эти книги на алтарь и стали поклоняться им. Пренебрежение превратило эти книги в пыль и хлам, пальмовые ветви распались и стали достоянием крыс. Но энтузиасты Запада обнаружили эти заброшенные книги и, обнаружив, что в них заключены несравненные источники света и бесценные жемчужины мудрости, подняли их над головой, объявив их драгоценным даром Бхаратакханды для себя и своих детей. Они несут этот дар через моря с радостью в глазах и благодарностью в сердцах.
А рассказать вам, как поступают дети Индии? Они не только не открывают этих книг и не читают их, они даже не утруждаются подумать о них. Один из миллиона читает их, но на него смотрят как на глупца и человека с причудами. Над этими книгами смеются, считая их собранием выдумок и легенд, спорят по поводу их историчности и авторства. Они отказываются от санскрита на том основании, что «этот язык трудный», и передают сокровище ученым других стран. Какое это печальное зрелище! Было бы не так грустно, если бы они внимательно относились к изучению хотя бы своего родного языка, но ведь они даже этого не делают. Во всем чувствуется пренебрежение.
Нет, я не осуждаю мирское счастье. Я радуюсь, когда вижу, что люди счастливы. Но, пожалуйста, не верьте, что это счастье постоянно. Я хочу, чтобы вы изучали все искусства и науки для обретения мирского счастья. Но я также хочу, чтобы все вы помнили, что это счастье не вечно.
К постоянному счастью ведет только одна видья, это видья Упанишад. Это наука познания Господа, это Учение Риш. Только эта наука может спасти человека и даровать ему спокойствие. И нет ничего выше ее; это неоспоримый факт. Какую бы радость или печаль вы ни испытывали, чем бы вы ни занимались для того, чтобы заработать на жизнь, обращайте свой взор на видью Брахмы. Если только оттачивать интеллект и не взращивать в себе добродетели, если только накапливать информацию, то никакого продвижения вперед не будет, и благосостояние людей окажется под угрозой.
Похоже, что люди теряют веру в пользу добродетели, об этом свидетельствует тот факт, что в системе образования не отводится места духовным дисциплинам и подготовке. Истинное образование не довольствуется наполнением мозгов обременительным хламом. Благотворным является только то образование, которое ведет к расцвету всех добродетелей, присущих человеку.
Объективный мир не является реальным
В действительности люди видят тень, а принимают ее за сущность. Они видят длину, ширину, высоту и плотность и делают вывод, что перед ними объект. Суммируя свои ощущения и воспоминания, они приходят к заключению, что эти ощущения являются результатом воздействия на органы чувств каких-то объектов. Это ошибочное признание внешнего вида за реальность неправомерно называть джнаной. Может ли это называться джнаной? Разве образ человека есть сам человек? Если образ человека считать самим человеком, то какое же это знание? Вот такова природа всех нынешних знаний. То, что признается в качестве объекта, не является реальным; его реальность непознаваема.
Адвайтист верит: «Ахам Брахмаасми» — «Я есть Брахман». Откуда у него это убеждение? Почему он утверждает это? Если его спросить, то ответ будет таков: «Так утверждают шрути, так учил меня гуру». Но ссылки на эти источники не дают ему основания делать такой глубокий вывод. Если человек овладел тремя словами: ахам, Брахма и асми, означает ли это, что он достиг единства с Брахмой? Нет, только неустанное стремление, продолжающееся на протяжении бесчисленных жизней, преданное исполнение обязанностей, изложенных в Священных писаниях, — вот что очищает ум. В таком уме взойдут семена преданности, и при заботливом и грамотном уходе всходы вырастут, зацветут, на них появятся плоды, созреют, нальются сладостью и свежестью. Человек, вырастивший и съевший такой плод, соединяется со Всевышним, с силой, которая пропитывает все сущее, все религии и которая вечна, обладает сознанием и блаженством.
Человек может правильно уяснить формулу «Ахам Брахмаасми», узнать этимологию этих слов, но если он не знает «мир», если ему неведомо истинное «Я», если он не имеет ни малейшего понятия о «Брахме», может ли он ощутить ту редкую радость джнани? Главным и основным здесь является не знание слов и их значений, а осознание и опыт.
Реальна только глина. Гармоничное сознание базируется на неведении природы глины. Глина является основой, веществом, из которого сделан горшок. Разве может существовать горшок без глины? Разве может быть следствие без причины? Мир представляется разнообразным только невежественным людям. Для джнани существует только Брахма, на которого накладывается все прочее. Он познает только Атму. В этом и состоит адвайтический опыт.
Если мир реален, он должен быть познаваем даже во время глубокого сна без сновидений, но мы его не осознаем. Поэтому видимый мир является таким же нереальным, как и мир сновидений. Точно так же, как посредством иллюзии змея налагается на веревку, так и мир налагается на Брахму. Мы не воспринимаем и змею, и веревку одновременно, вся веревка — змея. Аналогичным образом, Брахма — это весь мир, все великое разнообразие имен и форм. Однако это разнообразие, постигаемое нашим воображением, в корне ложно, истинным является только Брахма.
Небо может отражаться в кувшине с пальмовым соком, но сок не загрязняет небо. Так и Атма, находясь в теле, как в средстве передвижения, пребывает в чистом, незагрязненном виде. Плоды действий, хорошие или плохие, чистые или грязные, имеют отношение к средству передвижения, а не к тому, кто находится внутри него, не к тому, кто наблюдает.
Когда пробуждается такая джнана, темные тени трех видов кармы — агами, самчитхи и прарабдхи — убегают. Да, можно преодолеть даже прарабдха карму, потому что воля Господа всемогуща и Его вездесущность не знает пределов и ограничений. Если посредством садханы человек достигает санкальпы Господа, то с ее помощью он может добиться победы и над прарабдхой. Пусть вас не обескураживают никакие обстоятельства.
Страдания и муки этого мира иллюзорны и преходящи. Твердо зафиксируйте свой ум на этом факте и смело ступайте по пути садханы преданности.
Жизнь — путешествие, зависящее от самскар
Люди погружены во многие виды деятельности, занимаются разными делами. Это общеизвестный факт. Действия, производимые человеком, настолько многочисленны, что иногда кажется, что для выполнения всей дневной программы мало двадцати четырех часов. Человек пьет, ест, читает, ходит, сидит и к тому же мечтает, ненавидит, хвастается, хвалит, плачет, смеется, утирает слезы и пляшет — и так без конца. Эти действия заполняют его жизнь. Все эти действия самым непосредственным образом связаны с умом. Это превращает жизнь в набор самскар и накладывает отпечаток на характер и личность.
Все выполняемые человеком действия можно разделить на два вида: хорошие и плохие. Надо учитывать воздействие каждого из этих видов деятельности на жизнь человека. Действия человека, имевшие место в ранний период его жизни, стираются в памяти, как стирается текст, написанный мальчиком на грифельной доске. Если события детства забываются, то могут ли удержаться в памяти события прошлой жизни? Будет неправильным не учитывать этого момента и делать вывод, что только те события, которые запечатлены в памяти, действительно имели место и наложили отпечаток на формирование характера. Следствие действий и поступков, имевших место и стертых потоком последующих событий, оставляют в уме свой след. Остатки действий находятся там. Если вы попытаетесь перед тем, как отправиться ко сну, вспомнить события прожитого дня, все от мелочей до важных событий, то вы обязательно что-то упустите. Вспомнится только то, что глубоко засело в памяти.
Если так обстоит дело с происшествиями одного дня, если мы забываем все, что не связано с радостью или болью, так что можно сказать о событиях прошлой недели, месяца или года? Отчетливо помнятся только основные события. А все остальное стирается, сокращается и исчезает. Те немногие события и есть самскары.
Совершая бесчисленное множество поступков, накапливая опыт и знания, извлекая разнообразные уроки из разного рода занятий, человек сохраняет в качестве своего капитала только четыре или пять уроков, сильных, глубоко укоренившихся и жизненно необходимых.
Погрузившись в жизнь, человек зарабатывает только самскары
Купец в конце недели, месяца или года подсчитывает дебет и кредит и составляет баланс, чтобы точно знать свои доходы. Так и в бизнесе жизни, все завершается какой-то долей чистого дохода, который выводится из соотношения всего того, что мы даем и берем. В конце жизни мы не так уж много что можем припомнить. Тот опыт, который помнится нами до последнего мгновения, те два-три события, которые всплывают в сознании, когда мы оглядываемся на прожитую жизнь, являются действительными достижениями нашей жизни.
Это не означает, что все другие действия и весь прочий опыт был вовсе не нужен. То, что мы забыли о нем, означает, что работа завершена и его ценность осознана.
Если в обороте какого-то предприятия насчитываются тысячи рупий, то сердце его владельца холодеет, когда он теряет несколько тысяч, и прыгает от радости, когда получает несколько тысяч прибыли. Так и в жизни. Если в момент смерти человек старается доставить удовольствие языку, то это означает, что всю жизнь хозяином этого человека был язык. Если в момент смерти женщина вспоминает ребенка и хочет приласкать его, то это означает, что основной в ее жизни была самскара любви к детям. Это доказывает, что весь остальной опыт предан забвению.
Таким образом, какая-то самскара оказывается сильней всех остальных и сохраняется до конца. Вот такова жизнь, и это надо знать. Чистым результатом труда всей жизни является то, что приходит на память в последний момент жизни. Поэтому направляйте весь поток жизни на приобретение той самскары, которая вам представляется наиболее подходящей для последнего момента жизни. Сосредоточивайте на ней внимание и днем и ночью. То чувство, которое преобладает в момент смерти, активно проявляется в последующей жизни. Эта истина должна быть вашим проводником по дорогам этой жизни, потому что самскары являются необходимыми средствами для путешествия и в этой жизни, и в последующей.
Поэтому всегда помните, что смерть неизбежна, и идите по жизни, желая всем добра, не отступайте от правды, общайтесь только с хорошими людьми и занимайте свой ум мыслями о Господе. Живите, избегая дурных поступков, не держите в мыслях ненависти и злобы и не привязывайтесь к миру. Если вы будете жить таким образом, то ваш последний момент будет чистым, приятным и благословенным. Для того чтобы заслужить такой конец, необходимо постоянное стремление на протяжении всей жизни. Ум должен быть постоянно обращен к хорошим самскарам. Каждый человек должен подходить к себе со строгими мерками, выявить свои недостатки и стремиться избавиться от них. Когда человек осознает свои недостатки, вскрывает их, он как бы заново рождается. Он возвращается в отрочество и начинает жить по-новому. Вот это и есть настоящий момент пробуждения.
Смерть следует за жизнью. Но, тем не менее, человек терпеть не может самое упоминание слова «смерть». Считается неблагоприятным слышать это слово, хотя, каким бы нежелательным оно ни было, любое живое существо с каждым мгновением продвигается все ближе и ближе к этому событию. Если вы решили куда-то поехать, купили билет и вошли в поезд, то независимо от того, будете ли вы спокойно сидеть, или лежать, или читать, или размышлять, поезд доставит вас в назначенное место. Так и здесь, каждое живое существо при рождении получило билет в пункт, именуемый смерть, и отправилось в путешествие. И несмотря на ваши сопротивления и меры предосторожности, однажды вы прибудете в этот пункт. Ничто не является таким определенным, как смерть. Этот закон изменить нельзя.
Человек приучил глаза, уши и язык к постоянной роскоши новизны, а теперь он должен выработать у них обратные тенденции. Ум должен повернуться к добру, каждый поступок должен оцениваться именно с этой точки зрения. Каждый такой поступок — это удар по резцу, посредством которого из камня высекается личность человека. Сильный удар может испортить, повредить камень. Поэтому даже незначительные действия должны совершаться с осторожностью и преданностью.
Тонущему и стебель тростника является опорой. Так и здесь, для человека, барахтающегося в море самсары, несколько добрых слов могут оказать неоценимую услугу. Ни один хороший поступок не проходит бесследно, нет, и плохой тоже, потому что и плохие поступки имеют свои последствия. Поэтому старайтесь избегать даже малейших намеков на злые дела. Пусть глаза ваши будут чисты, а уши ваши слушают слова Господа и рассказы об угодных Господу делах, не позволяйте им слушать клевету. Пусть язык ваш произносит только хорошие, добрые и правдивые слова. Пусть он всегда напоминает вам о Господе. Такое постоянное стремление должно привести вас к успеху. Вот для того, чтобы обрести эти святые самскары, человек должен поддерживать непрерывный поток высоких мыслей и чувств.
Руки должны служить для совершения хороших дел. Внутри вас должно быть имя Господа, а снаружи — практика свадхармы. Пусть руки ваши будут заняты севой, и пусть ваш ум погрузится в нее — в этом нет вреда. Когда на вершины гор обрушивается ливень и воды стекают по разные стороны гор, то эта масса воды не образует реку. А если вся вода течет в одном направлении, то вначале образуется ручеек, потом стремительный поток, а затем полноводная река, и таким образом, пролившиеся дожди достигают моря. Вода, бегущая в одном направлении, попадает в море, а вода, бегущая во всех четырех направлениях, впитывается землей и исчезает. Такого же рода и самскары. Какой в них толк, если они только приходят и уходят то в одном, то в другом направлении? Священный поток хороших самскар должен течь по полям благочестивых мыслей и в момент смерти оказаться в Океане Блаженства. Поистине, достойным является тот, кто достигает этой цели.
Двадцать ударов могут не разбить камень, а от двадцать первого удара он расколется. Это не означает, что двадцать ударов были напрасными. Нет. Каждый из двадцати ударов внес свою лепту в конечный результат. Конечный результат стал возможным благодаря совокупности всех ударов. Так и здесь, ум ведет борьбу в мире внешнем и внутреннем. Понятно, что эта борьба не всегда приводит к победе. Но человек может достичь вечного блаженства, если займется хорошими делами и будет очищать ум любовью к Господу. Наполните этой любовью каждый миг вашей жизни. Тогда дурные склонности не посмеют чинить преград на вашем пути. Если ум человека будет постоянно занят мыслями о Господе, он автоматически будет склоняться только к хорошим поступкам. Цель всех садхан заключается в том, чтобы однажды разрушить ум. Какой-нибудь хороший поступок может сыграть ту же роль, что и двадцать первый удар в примере с камнем. Все хорошие поступки, совершенные в прошлом, явятся шагами, ведущими к успеху, все будут учтены, ни один добрый поступок не будет забыт.
В качестве покровителя в вашей борьбе на пути духовного развития вы должны взять самого Парамешвару. Чтобы вселить смелость в ребенка, мать советует ему пройти несколько шажков и оглянуться, но она не позволит ему потерять равновесие, она бросается к нему и поддерживает его, прежде чем он упадет. Ишвара тоже не сводит глаз с дживы. Он держит человека за веревочку, как держат бумажного змея, иногда Он может дернуть за веревочку, а иногда Он ее отпускает. Но как бы Он ни поступал, будьте уверены и спокойны, потому что Он держит веревочку. Если в вас всегда будет присутствовать эта вера, если это чувство укрепится и превратится в самскару, то вы наполнитесь божественной любовью.
Веревочка — это узы любви и милости. Бумажный змей, то есть джива, вот таким образом связан с Ишварой. Вы должны действовать и заслуживать благоприятные самскары для того, чтобы те узы любви и милости могли существовать и укрепляться.
Самскары либо спасают, либо губят джив, это шаги, которые ведут всех джив к цели. Самскары заставляют джив пройти через потери и печали. Только посредством хороших самскар человек может достигнуть Господа. Поэтому каждая джива должна полностью посвятить себя саткарме (святой деятельности). Саткарма — это подлинная пуджа. Это лучший способ помнить Господа. Это высочайший бхаджан. Саткарма несет любовь, не делая различий между людьми. Это служение, к которому джива относится как к своему долгу.
Занимайтесь такой деятельностью. Неустанно наслаждайтесь мыслью о Господе. Это царская дорога, ведущая к цели, которую вы должны достичь.
Санатана дхарма — святая мать человечества
Санатана дхарма является матерью всех религий, сводов этических норм и дхарм всего мира. А Бхарата Деша — место ее рождения. Как повезло бхаратийцам! И как изысканно великолепна Бхарата Деша!
Весь мир — это тело Господа, а Бхарата Деша является уникальным органом этого тела — глазом. Тело без глаза не является своим хозяином, не так ли? Можно сказать, что еще два глаза украсили Бхарату Дешу: Веды и Шастры. Учитывая эти обстоятельства, можно, без сомнения, утверждать, что никакой другой народ не достиг такой самскары, как бхаратийцы. Санатана дхарма, которая учит истине и терпимости, содержащимся во всех религиях, является дхармой всего человечества. Реки, берущие начало в разных местах и текущие по различным руслам, в итоге впадают в океан; так и люди, родившиеся в разных странах и практикующие разные методы дхармы, добираются до океана присутствия Господа посредством разных видов поклонения. Санатана дхарма является местом, где сходятся различные пути. Последователи различных религий могут практиковать Санатана дхарму, это означает: быть правдивым, избегать ревности и гнева и действовать с любовью в сердце. Все, кто таким образом практикуют Санатана дхарму и без колебаний достигают ее, имеют право называться бхаратийцами.
Индуизм — единственная религия, которая заняла ведущее место с самых ранних времен и прочно себя утвердила. Единственный народ, который выжил, который не был истреблен, который прошел через всю историю, — это индийцы. В индуизме, больше чем в какой-либо другой религии, взращивалось чувство любви, равенства и благодарности. Индийцы заработали свою дхарму благодаря утверждению философских принципов и благодаря Ведам. Они глубоко проникли в сущность Вед, которые не имеют ни начала ни конца. Страна, обладающая такой святостью, является надежной духовной сокровищницей для всего мира. Точно так же, как в недрах земли в разных местах хранятся запасы различных металлов, так и в Бхарата Деше находится месторождение Санатана дхармы, сути всех принципов, всех Шастр, всех Вед и всех Упанишад.
На счастье бхаратийцев, с появлением месторождения Санатаны дхармы, которая для них как дом родной, с того самого момента и с той же целью, на той самой земле родились и выросли вожди, мыслители, толкователи, апостолы и учителя. Из Бхарата Деши вышли также пророки, бескорыстные карма-йоги, мудрецы, реализованные души и святые этой религии. Именно благодаря этим людям, распространившим опыт по всей стране, возросла духовная мудрость. Таким образом, Санатана дхарма, сосредоточившая в себе суть, распространилась по всему миру. Но где бы она ни была, ее родина — Бхарата.
Посмотрите на сегодняшний мир: машины, автомобили, двигатели новых типов производятся в одной стране и экспортируются в другие страны. Но их родина не забывается. Такие же автомобили и двигатели производятся только на основе опыта той страны, где они были изобретены и произведены впервые. Нельзя обойтись без того опыта. Так и здесь, Санатана дхарма возникла в Бхарата Деше, и люди из других стран извлекли из нее пользу через выдающихся личностей и их книги. Поэтому нельзя не обращать внимания на основу первоначального дома. Но сегодня ощущаешь озабоченность, когда видишь, что в этой же Бхарате Деше, месте рождения святых людей, которые выпестовали и взрастили эту священную дхарму, принимаются в качестве своей дхармы новые методы, а Санатана дхарма отодвигается и предоставляется людям других стран. Это делается людьми, которые даже не вкусили сладости этой Дхармы, не поняли ее значения, теми, кто задушил ее в пустых дискуссиях. Причина такого положения, несомненно, кроется в отсутствии надлежащих праведников, которые могли бы указать путь. Но даже и тогда, когда находятся такие праведники, люди склоняются к новым методам и становятся их сторонниками. Эти новые методы на самом деле подобны базарным пакодам. Они привлекают своим запахом и покупаются людьми, не способными различать. Хотя их свадхарма есть чистая Санатана дхарма, ею пренебрегают, поскольку в ней нет очарования, производимого внешним зрелищем. Истина не нуждается в украшениях. Здесь важно иметь вкус. Основной причиной вышеописанного положения является то, что люди теперь руководствуются прихотями и причудами. Теперь стало привычкой отвергать реально существующую дхарму и принимать другую. Это заблуждение. Привлечение внешними формами и внешним зрелищем противоречит дхарме бхаратийцев. Ни в какой другой дхарме нет и не будет истины и любви выше той, которая заложена в Санатана дхарме. Санатана дхарма - подлинное воплощение Истины. Это сокровищница всего. В ней беспредельная святость. Святость одна, и нет другой, не так ли?
Все те, кто достиг освобождения в этой жизни благодаря приверженности к Санатана дхарме, кто заслужил милость Господа, кто понял природу Истины, кто достиг реализации - бхаратийцы. Бхаратийцы поклонялись, независимо от касты, веры и пола, всем, кто достиг этой святой ступени. Святость этого уровня превращает в пепел все ограничения. Но до тех пор, пока человек не достигнет этой ступени, он не может считать всех равными. Поэтому необходимо смело приступать к осуществлению Санатана дхармы. Это прирожденное право бхаратийцев.
Если мы проследим историю с самого начала, то подробно узнаем, в каких слоях индийцев рождались выдающиеся личности. Инкарнации, святые и дживанмукты, такие как Рама, Кришна, Баларама, Джанака и Парикшит; Раджайоги, такие как Вишвамитра, - все они из среды кшатриев. Из касты брахманов вышли брахмариши, великие пандиты, знатоки Шастр и ведические риши. Шудры превалируют в эпических писаниях, таких как бхарата и бхагавата. Среди великих преданных Господа есть большое количество представителей низших каст. Для того чтобы добиться святости, избежать грязи мира и достичь Параматмы, важна садхана, а кастовая принадлежность вовсе не является для этого помехой. Но прежде надо заслужить необходимую для этого милость, надо быть дисциплинированным и регулярно заниматься практикой.
Однако в наши дни многие бхаратийцы позорят индуизм тем, что пренебрегают жизненными принципами, которым следовали вышеупомянутые выдающиеся личности, тем, что не учатся у них, не следуют им и меняют свой образ жизни в зависимости от изменения условий (как гласит пословица: "В час гибели приходят нечистые мысли"), а также тем, что становятся рабами почестей и славы, стремления к власти и положению и тем, что эгоистичными способами добиваются благосостояния своих семей. Но все же нет недостатка и в тех, кто любит всех в равной мере, в ком нет эгоизма, кто способствует благосостоянию всех людей, кто посвящает себя служению человечеству и кто готов пожертвовать всем. Но их подавляют, не ценят, не допускают к постам в высоких эшелонах власти из боязни, что тогда не хватит места безнравственным, нечестным и несправедливым.
Как ни безбрежен и ни глубок океан, но во время подземных толчков воды расступаются, а когда волнение утихает, они снова возвращаются на круги своя. Так и в жизни, эти добрые люди держатся в стороне, когда на земле бушует несправедливость, неправедность, эгоизм и хвастовство, а как только суматоха утихает, они снова возвращаются в мир. Мимолетная власть и самовосхваление имеют конец: "Расти - значит идти к закату". Состояние беспокойства в нашем мире - это упадок, а не рост. Вот посмотрите, как бхаратийцы, которые вначале шли праведным путем с чистыми помыслами, заботились о своем добром имени, взращивались на "молоке" Вед, Шастр и Упанишад, тепло и с почтением принимали людей других рас, изгнанных из их собственных стран, и удостаивали их любовью, не делая между ними различий, теперь из-за любви к власти и эгоизма обвиняют своих же братьев, завидуют благосостоянию друг друга, обуреваемые жадностью, обманывают своих братьев и близко не подпускают к себе своих истинных доброжелателей, каждый преследуя свою эгоистическую цель; они умножают доселе неведомые среди индийцев пороки, идут неправильным путем, неправильно живут и становятся мишенями для конфликтов и неспокойствия, поскольку у них отсутствует страх перед грехом, перед Господом, отсутствуют дисциплина, почтение и вера. Поистине невероятное падение.
Индийцы, братья! Дети Бхараты! Последователи пути садханы! Куда девалось ваше былое мужество? Когда же вы снова вернетесь к истине, терпимости, морали, дисциплине!? Встаньте! Проснитесь! Восстановите снова Раму Раджью с великолепными дворцами сатьи, дхармы и шанти. Любите своих братьев бхаратийцев. Практикуйте Санатана дхарму. Погасите пламя невежества, неспокойствия, несправедливости и зависти водами любви, терпимости и истины. Развивайте чувство взаимности. Отбросьте всякую ревность и злобу. Вспомните правило святых личностей, качества выдающихся людей и царствие Господа. Каждый должен осознать свои недостатки. Помните, что бесполезно выискивать ошибки других. Это напрасная трата времени, к тому же это ведет к ссорам. Так что расстаньтесь с этой чертой характера. Если упустить эту возможность, так что же тогда делать? Не впадайте в уныние, а скажите: "нет" всем былым несправедливостям. Чистосердечно раскайтесь и ступайте по пути молитвы Господу, по пути добрых поступков и братской любви. Установите вечную Рама Раджью.
Журнал "Санатана Саратхи" основан с тем, чтобы мы могли придти к Раджье; он будет способствовать этому и словом и делом. Толкайте колесницу вперед! Препояшьте чресла и начинайте Нарайна-смарану. Бхаратийцы - дети одной Матери, имя ее - Санатана дхарма. Воздайте долг своей Матери. Тот не сын, кто забывает свою мать. Тот, кто говорит, что его мать плохая, не может быть хорошим человеком. Материнское молоко - это само дыхание жизни. Отцом всех людей, тем, кто дает эту жизнь, является Параматма.
Все люди - дети одних родителей. Поэтому не обвиняйте и не упрекайте друг друга, не желайте зла своим близким и родственникам, а поймите, что они испытывают привязанность к тому, что им нравится, точно так же, как и вы. Не надо придираться к тому, что нравится другим, не надо превозноситься над этим. Напротив, попытайтесь полюбить это. Такой подход - характерная черта истины и любви бхаратийцев.
В Ведах, Шастрах и посланиях риши единодушно и однозначно утверждается, что Параматма это Сарваантарьями, и что Он постоянно присутствует во всем. Предметом бесконечных дебатов были вопросы взаимосвязи между "Тем, кому служат", "тем, кто служит" и "необходимыми для служения средствами", то есть пракрити. Каждому астике знаком стих из Бхагаваты, в котором великий бхакта Прахлада, основываясь на своем личном опыте, утверждает, что Параматму (Сарваантарьями) не надо далеко искать, что Он находится очень близко от того, кто ищет:
Люди говорят, что Господь обладает качествами особой природы, что Он имеет особую форму и т.д. Эти утверждения истинны лишь настолько, насколько наше воображение и мысли могут приблизиться к Истине. Они не являются основной Истиной. Такие концепции действительны только в смысле практического мирского знания, но их нельзя рассматривать как действительные Знания Абсолюта. Потому что невозможно увидеть Пурнам, равно как и говорить о Нем.
Однако, несмотря на это, бхакты и претенденты в бхакты, почитают, каждый в соответствии с уровнем достигнутого прогресса, то или иное Божество как основу своей преданности. Они поклоняются Параматме как существующему только в Айодхйе или в Двараке и нигде больше, или как находящейся только там, где имеется какой-то образ или картина, и нигде больше. Они поклоняются той форме как Пурнам. Конечно, в этом нет ничего плохого. Но бхакты не должны заявлять, что только их вера является истиной, что только предписанные им имена и формы являются единственными именами и формами Божества, а все другие имена и формы ничего не стоят. Каждый человек должен осознать, что имена и формы, являющиеся предметом поклонения других людей, им так же дороги, как дороги ему те имена и формы, которым поклоняется он сам.
Когда форма идеализируется таким образом, она действительно становится символом Универсального. Но как простой символ Универсального может стать самим Универсальным? Осознавая это, каждый человек, не давая воли бессмысленной ненависти, должен прийти к пониманию, что все формы идеального в одинаковой степени истинны и имеют одинаковую силу. Без этого нельзя осознать Пурнам. Все эти грубые формы идеального полностью пропитаны утонченным Божественным Принципом. Вкус необъятного океана присутствует в полной мере в каждой его капле, но это не означает, что капля есть океан. Хотя мы воспринимаем каплю и океан как отдельные сущности, их природа и вкус тождественны. Подобно этому, Сарваантарьями Параматма и грубая форма и имя, которые принимает Параматма и через которые Он познается, не являются отдельными сущностями. Они тождественны.
Когда описывается это всепроникающее и всеобъемлющее чистое существование, то предмет и метод описания зависит от того, кто описывает, и также от вкусов того, кто слушает. Когда индивидуальные имя и форма, принятые бхактой, трансформируются в не имеющую атрибутов и формы Сущность, то ее называют Брахманом. Когда этот самый Брахман наделяется атрибутами и формами, то Его называют Рамой, Кришной, Вишну или Шивой. Последователи разных религий единодушны в том, что, когда преданный достигает экстаза мистического единения, то все различия между ним и Господом исчезают. Так ведь? Йоги и философы разных стран и разных вероисповеданий безоговорочно принимают тот факт, что это состояние можно испытать только через парабхакти. Даже если и наблюдаются незначительные расхождения во мнениях, то это объясняется скорее вкусами данной конкретной личности и его желанием, и ничем иным. Только в том случае, когда имя и форма допускаются, это называется по-разному: пракрити, Параматма и бхакта. А когда имя и форма отсутствуют, то вообще не возникает вопросов: мужского ли это рода, женского или среднего. Тогда годится любое описание. Тому, что выше и вне нашего воображения, можно приписать любое имя и любую форму. А на самом деле, оно не имеет ни атрибутов, ни формы. Оно всепроникающее и вездесущее. Когда преданный будет систематически поклоняться этой неуловимой Вездесущности, как имеющей атрибуты, через грубую форму, то он, посредством самой садханы, отчетливо осознает природу этой Вездесущности. Для того чтобы научить бхакт этой садхане и той Истине и благословить их на осознание того блаженства, безатрибутный Параматма инкарнирует в этом мире, принимает имя и форму и дает возможность всем воплощенным существам обрести конкретный опыт и испытать радость. Посредством этого опыта инкарнации облегчается осознание того, что Параматма есть Сарваантарьями и Сарвабхутаантараатма, всепроникающая, Атма каждой вещи мироздания. До тех пор, пока Арджуна не увидел собственными глазами, что Господь Кришна содержит в своей грубой форме все мироздание, то даже он не мог понять, что Кришна - Сарваантарьями.
Любовь, любящий и любимый - это одно и то же. Без любви не может быть любящего. Даже если есть и любовь и любящий, но нет любимого, то любовь бездейственна. Главным элементом является любовь. То, чем в основном и в одинаковой мере пропитано все, есть Параматма. Поэтому между этими тремя сущностями нет различий. Среди них према различима как Сарваантарьями; отсюда разве не следует, что все является Параматмасварупой? Конечно же да. Все наполнено любовью. Поэтому мы с полной уверенностью можем утверждать, что Параматма есть Премасварупа. Во всем мироздании, для всех живых существ према проявляет себя в различных формах. Природа Премы неизменна, хотя она известна под разными именами: ваатсалья, анураага, бхакти, иштам и т.д. Названия зависят от того, куда направлена према. Но какой бы ни была форма, суть не меняется. На основе этих знаний и опыта становится ясно, что Параматма - это Сарвабхутаантараатма, внутренний Атма всего, что создано.
То, что учит высшему знанию этого единства, известно под именем адвайта; то, что учит принципу любящего и любимого, дживы и брахмана, называется двайтой; то, что дает знание о всех трех, т.е. о любви, о любящем и любимом (пракрити, дживе и брахмане), известно как Вишиштадвайта. Но все три - одно. Родившись, ребенок меняется, он становится студентом, а студент становится хозяином дома, но и ребенок, и студент, и хозяин дома - одно лицо, не так ли? В то время как его манеры и привязанности меняются, сам он остается тем же. Из молока возникает масло и пахта. Молоко, содержащее в себе все, - Адвайта. Масло, содержащее две категории, - Двайта. Пахта, оставшаяся после отделения масла, - Вишиштадвайта. И хотя все три вещества различаются по вкусу, цвет их всегда одинаков. То общее, содержащееся во всем, есть Ниргуна Брахман.
Отношение между тем, кто поклоняется, и тем, кому поклоняются, - это семя бхакти. Вначале ум того, кто поклоняется, привлечен особыми качествами объекта поклонения. Он старается выработать в себе эти особые качества. Это и есть садхана. На начальной ступени садханы различия между тем, кто поклоняется, и объектом поклонения существенные, но по мере того, как поклоняющийся практикует садхану, это чувство различия уменьшается, а когда садхана осуществлена, различия исчезают полностью. Независимо от того, какой объект поклонения вы избираете, любите и ищете посредством садханы, вы должны твердо верить, что дживатма есть Параматма. Есть только одно желание, допустимое в садхане, это желание осознать Господа, Ишвару Сакшаткару. В уме нет места ни для какого другого желания. Вот поэтому Кунти Деви так молилась Господу Кришне: "О Джагадгуру, пусть мы всегда будем пребывать в горе и нищете, только бы Ты даровал нам Свой Даршан, который разрушает повторное рождение".
Ум бхакты, который желает Всевышнего и стремится достичь Его, должен быть настроен именно так. Тогда, независимо от радости и печали и не беспокоясь о собственном удовлетворении, он серьезно займется садханой и будет практиковать ее непрерывно, с убеждением, а затем, когда он поймет реальность, он будет испытывать удовлетворение.
С этой точки зрения нет разницы между дживанмуктой и бхактой; оба они стоят над ахамкарой, над пракрити с ее тремя атрибутами и над варнашрама дхармой. Их сердца будут полны сострадания, и у них будет потребность делать добро. Именно их брахмананда заставляет так поступать. У такого бхакты не будет желаний, потому что желания являются результатом подобных чувств, как "Я-и-мое". Только тогда, когда человек искореняет такие желания, он становится бхактой. В нем нет места желаниям. Он является бхактой амритасварупы, бессмертной природы. Того, кто с амритасварупой, не привлекает ничто, кроме сладости ананды.
Йама Вездесущ в такой же мере, как и Шива. Йама связан с дехой, т.е. с телом. Он не может оказывать воздействия на дживу. Шива связан с дживой, но он не может оказывать воздействия на тело. Тело является тем средством, которое необходимо для того, чтобы джива осознал свою истинную природу. Однако кто знает, когда его тело станет предметом внимания Йамы, господина дехи? Кто знает, когда это тело опутают петли веревок Йамы? Джива, обремененный этим легко разрушимым телом, должен осознать это, и у него должно быть желание погрузиться в Шиву в любой момент. Мгновение, которое прошло, уже не вернешь. Обычно люди откладывают некоторые свои дела; дела, которые надо сделать сегодня, откладываются на завтра, а вчерашние дела - на сегодня. Но задачи садхаков совсем иной природы. Для них нет вчера и завтра. Настоящий момент и есть этот момент. Минуту, которая прошла, вам не вернуть, минута, которая приближается, тоже не ваша. Только джива, который сердцем постиг эту истину, может погрузиться в Шиву. Если джива сердцем не прочувствует эту истину, то он погружается в цели сегодняшнего дня и дня завтрашнего. Основанием для этих целей служит предположение, что тело - важно. Таким образом, это закладывает фундамент для мирских привязанностей, и в результате джива вновь и вновь рождается с телом и продолжает испытывать даршан Йамы. Садхака по праву должен иметь Шивадаршан, а не Йамадаршан. Он не только не будет с Йамой, но даже думать не будет о Йамадаршане. Только те, у кого присутствует взаимосвязь между дехой и дживой, являются людьми. Осознавшие этот принцип ни на йоту не снизят своей активности в занятиях садханой. В настоящее время человеку приносят удовлетворение мимолетные мирские радости. Он не знает покоя. Ночью он спит, а днем ест и пьет, и так идут его дни, пока не наступит старость и не станет напоминать о себе смерть. Тогда человек не знает, что ему делать и куда идти; все его чувства ослабли; никто и ничто не может спасти его, так что кончает он свою жизнь как послушное тело в зубах смерти.
Как грустно, что человеческая жизнь, являющая собой дорогой, бесценный алмаз, обесценилась до истертой, ничего не стоящей монеты. И бессмысленно сожалеть, когда уже время потеряно, когда прошло оно без размышлений о Господе, без садханы, направленной на то, чтобы осознать Господа. Какой смысл думать о том, чтобы вырыть колодец, когда дом уже охвачен огнем? Когда его рыть? Когда доберешься до воды? Когда погасишь пламя? Это невозможно. Вот если бы колодец был построен заранее, как бы он пригодился в этот критический момент. Начинать размышлять о Господе в последние минуты жизни - это все равно что начинать копать колодец, когда пожар уже начался. Поэтому, если человек с этого момента станет занимать свой ум размышлением о Господе, то это ему очень пригодится в последние годы его жизни. Начинайте сегодня садхану, которая предназначена на завтра. Никто не знает, что готовит ему следующий момент, поэтому не следует откладывать практику садханы. Садхана требует определенной физической выносливости, поэтому надо заботиться о теле, помня, однако, что излишнее внимание наносит ему ущерб. За телом надо ухаживать тщательно в необходимых пределах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий