Весной христиане празднуют Пасху – воскрешение Иисуса из мёртвых после Его распятия. В чём значение этого празднования не только для христиан, но и для всех людей во всём мире? Как учения Сатья Саи Бабы освещают значение жизни Иисуса, Его смерти и воскрешения для жизни христиан, узнавших о Нём? Эти два вопроса стали побудительным мотивом этой статьи.
Чтобы полностью по достоинству оценить историю Пасхи, мы должны начать с того, что Иисус родился более 2000 лет назад в культуре и религии иудеев. В соответствии с первой книгой иудейских священных писаний, человечество, сотворённое Богом, находилось в состоянии чистоты и блаженных близких отношений с Богом:
И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему…» И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину, сотворил их. И благословил их Бог и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь…, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Бытие, гл.1:26-31).
Это состояние известно как «Эдемский Сад». Но человек развил эго и своеволие и «отпал» от милости и чистоты, и был изгнан из Сада. Бог пообещал иудеям прислать Помазанника («Христа» на греческом языке или «Мессию» на древнееврейском языке), чтобы спасти человечество. Христиане верят, что Иисус был этим Помазанником, «Христом», присланным Богом.
Имя «Иисус» – греческое, поскольку древние евреи называли Его Джошуа, что означает: «Бог спасает», и Он стал известен как Иисус Христос – «помазанник, который спасает», который восстановит человечество в его изначальной чистоте и близости к Богу.
Иисус родился от девы Марии в очень скромной обстановке недалеко от столицы -Иерусалима. У Него была особая миссия, которую Сатья Саи Баба описывает так: «Иисус должен был рассеять тьму, окутавшую мир…, распространять свет любви, наполняя ею сердца людей и человеческие сообщества» (24 декабря 1972).
Чтобы выполнить свою миссию искупителя, Иисус должен был исправить ошибочное мышление, Он делал это с помощью таких поучений:
Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб». Но Я говорю вам – не противьтесь злому. Если вас ударили по правой щеке, подставьте и левую. Вы слышали, что было сказано: «Любите своего ближнего и ненавидьте врага». Но Я говорю вам, любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас (Матфей 5:38-39, 43-44).
Иисус дал духовные учения и выполнил много чудесных исцелений людей. Саи Баба говорит:
Иисус учил на простых практических примерах, Он давал практические уроки духовности для духовного развития людей на благо всего человечества. Он проявлял Божественные силы, чтобы внушить веру в ценность Его учений. Он наметил путь, дарующий человеку сладкий нектар Божественного блаженства (Ананды). С помощью заповедей и примеров Он увещевал людей развивать добродетели милосердия, сострадания, терпимости, любви и веры. Это не отдельные различные качества, это разные грани Божественности в человеке, которые нужно узнать и развить
(24 декабря 1972)
Определённые религиозные и политические лидеры видели опасность в Его поучениях и чудесах, даже в воскрешении из мёртвых, а в популярности Иисуса чувствовали угрозу. Саи Баба говорит нам:
Иисус был олицетворением сострадания и прибежища для бедных, нуждающихся и покинутых. Но многие люди пытались создавать неприятности Иисусу, потому что им не нравилось Его священное учение и Его святая деятельность. Их ненависть к Иисусу увеличивалась день ото дня. Даже священники выступали против Иисуса, потому что завидовали росту Его популярности. Многие люди из зависти создавали препятствия на Его пути и даже стремились убить Его
(25 декабря 2000)
Иисус предсказал, что с Ним произойдёт, что Он будет распят и воскреснет на третий день. Через три года после того, как Иисус начал Своё пастырство, Он пошёл в Иерусалим на предстоящий иудейский праздник Пасхи, и множество людей, услышав, что Он идёт, взяли в руки пальмовые ветви и вышли встретить Его с криками: «Благословен грядущий во имя Господа!» (Иоанн, 12:13).
В четверг накануне Еврейской Пасхи Иисус встретился со своими учениками на тайной вечере, зная, что ему предстоит подвергнуться страданиям ради человечества, отдалившегося от Бога (со времени изгнания из Эдемского Сада).
В ту ночь, когда Он молился в саду, Его схватили, чтобы представить перед иудейским судом и римскими правителями. Сатья Саи Баба рассказывает, что произошло:
Критики Иисуса обратились с жалобой на Него к первосвященнику. Они искусили одного из учеников Иисуса предать Его в их руки за 30 серебряников. Любимый ученик по имени Иуда, подавшись низменному искушению, за несколько серебряных монет решил выступить против Учителя. Жадность к деньгам – это демон, захватывающий слабых.
Критики Иисуса сказали римскому правителю, что Иисус пытался провозгласить Себя царём, и поэтому должен быть наказан. Священник знал, что Иисус говорит правду, но не оказал Ему поддержки, опасаясь за своё собственное положение. Их настойчивость заставила губернатора отдать приказ о распятии
(25 декабря 1978, 23 ноября 1979, 25 декабря 2001)
На следующий день, в пятницу, после полудня Иисус был казнён – распят на кресте (в последующие столетия христиане стали называть этот день Good Friday – Благая Пятница). Однако Он простил всех, даже тех, кто прибивал Его гвоздями к кресту. Как говорит Сатья Саи Баба:
Иисус желал добра тем, кто оскорблял Его и причинял Ему страдания. Он знал, что на всё это была воля Бога. Поэтому даже на кресте он не испытывал недоброжелательности ни к кому и призывал тех, кто находились с Ним считать всех инструментами Бога
(25 декабря 1982)
В воскресенье утром ближайшие последовательницы пришли к месту Его погребения. После того, как тело Иисуса было положено в пещеру, вход в неё был завален большим круглым камнем. Когда женщины пришли, камень был отвален, и их встретил ангел в белых одеждах, сказавший им:
Не бойтесь, я знаю, что вы ищете Иисуса, который был распят. Его здесь нет, Он воскрес, как и говорил. (Матфей 28:5-6)
Иисус воскрес из мёртвых в утро того дня, которое затем стало называться утром Пасхи.
Каково значение воскрешения Иисуса для христиан и для тех, кто исповедует другие веры?
Для христиан воскрешение Иисуса важно для того, чтобы понять, что Иисус был Богом, и Его учения – Божественны. Святой Павел, который, как сказал Саи Баба, «сначала был ожесточённым критиком Иисуса, но благодаря любви Христа преобразился в величайшего апостола Иисуса и начал проповедовать веру в Христа», в письме к раннехристианскому сообществу утверждал важность воскрешения Иисуса:
Если Иисус не воскрес из мёртвых, наши проповеди бесполезны, так же как и ваша вера…, и вы всё ещё находитесь в своих грехах (1 Послание к коринфянам 15:15, 17, 20).
Сатья Саи Баба объясняет значение этого «воскрешения» и урок, который мы должны из него извлечь, независимо от того, какую религию исповедуем:
Что такое воскрешение на самом деле? Это открытие божественности, присущей человеку. Это результат контакта со Всевышним, который происходит только после многолетнего раскаяния. Человек введён в заблуждение, что накопление материального богатства дарует ему радость и спокойствие. Но только Божественная Любовь (Према) может даровать эту вечную радость. Только Божественная Любовь удаляет гнев, зависть и ненависть
(28 февраля 1964)
Физическое воскрешение Иисуса отсылает нас к ранним дням проповедования Иисуса, когда Он говорил о необходимости нашего воскрешения и перерождения иным образом – в познании и непосредственном ощущении Бога:
Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух (Иисус – Иоанн 3: 3, 6).
Именно это «перерождение в духе» испытали многие христиане, узнав о Сатья Саи Бабе. В действительности, это перерождение в духе переживали последователи всех религий, когда отвечали на постоянный призыв Сатья Саи Бабы, что каждый из нас должен углублять свою веру и искренне следовать своей избранной религии или своему избранному духовному пути:
Каждый должен искренне следовать своей собственной религии. Христианин должен быть хорошим христианином. Индуист должен быть хорошим индуистом. Мусульманин должен быть хорошим мусульманином. Пусть каждый будет истинным последователем своей собственной религии
(14 апреля 1996)
Мусульманин должен стать истинным мусульманином. Христианин должен стать истинным христианином. Индуист должен стать истинным индуистом. Вы должны иметь полную веру в свою религию и жить идеальной жизнью
(4 сентября 1998)
Индуист должен стать лучшим индуистом, христианин – лучшим христианином, мусульманин – лучшим мусульманином
(19 ноября 1999)
«Будьте хорошим христианином, будьте истинным христианином, будьте ещё лучшим христианином». Что это означает в свете воскрешения Иисуса после распятия? Многие люди, воспитанные в христианской вере, переживали время, когда значимость веры в их жизнях угасала, или они сомневались в том, чему их учили с детства, и начинали задавать вопросы. Многие испытывали необходимость в поисках более глубокого понимания того, чему учил Иисус, и как это применять в повседневной жизни сегодня.
Мы собрали истории восьми человек, мужчин и женщин из разных стран, воспитанных в христианской вере. В этих историях показывается, как их знания и их любовь к Иисусу Христу воскресли, переродились или обновились благодаря общению с Сатья Саи Бабой. Они делятся с нами, как они обнаружили более близкую связь с Иисусом, как они пришли к более глубокому пониманию того, кем был Иисус, и более серьёзно стали применять на практике то, чему учил Иисус. Каждая история оживляет учения Иисуса, которые все мы можем воплощать в жизни, независимо от нашего вероисповедания.
Наша первая история – история Гарри Геуртс (Harry Geurts), приглашённого преподавателя музыки института высшего образования Шри Сатья Саи, работающего с 1996 и бывшего до этого вице-президентом организации Шри Сатья Саи в Нидерландах. Он рос в атмосфере христианского служения, и размышления о страданиях, которые Иисус претерпевал на кресте, часто затмевали радость празднования Его воскрешения, пока Сатья Саи Баба не даровал ему глубокого прозрения.
В Боге нет страданий
Я вырос в семье, исповедующей римскую католическую веру. Родственники по линии моего дедушки купили в Роттердаме здание для общества Святого Винсента де Поля, которое выполняет большое служение бедным. Я родился и вырос в этом доме, и мои дедушка и отец заботились об этом доме.
Я никогда ничего кроме этого не знал. Там у нас была большая статуя святого Винсента, и я знал только людей, которые всё время говорили об Иисусе. Я ходил в церковь и учился там играть на фортепиано.
Всё моё обучение проходило в католической церковной школе для мальчиков. Поэтому я никогда не посещал школу, где учились девочки. Я также пел в хоре с мальчиками и мужчинами, в котором не было ни девочек, ни женщин. Даже сейчас я преподаю здесь в Шри Сатья Саи институте, где учатся только парни.
Я всегда испытывал любовь к Иисусу. Поскольку я принимал активное участие в хоре, меня ставили петь в первый ряд, мы всегда пели Рождественские песни, и все песни были об Иисусе. Руководитель хора заботился о нас, потому что мы были солистами. Вы не можете петь без любви, и поэтому всегда царила атмосфера любви – любовь всегда присутствовала в нашем пении. Итак, духовный фундамент был заложен.
Когда мне было 13, я организовал свою собственную музыкальную группу. А когда мой голос начал ломаться, я оставил хор и именно в это время вышел в мир. До этого у меня была мысль стать священником, но увидев столько красивых девушек, я решил не становиться священником.
Затем в возрасте 20 лет у меня наступило очень сильное разочарование миром, я пребывал в глубокой депрессии и думал, что Иисус, должно быть, находится в этом мире, но я не могу видеть Его. В то время я только начинал вглядываться в мир. Я видел так много вещей и думал: «О, Господи, что это?» Итак, я был напуган, и моя музыкальная профессия стала для меня средством исцеления.
В тот период жизни я начал работать и хотел сделать карьеру и как музыкант, и как преподаватель. Я имел хороший дом, хорошую машину и хорошую семью.
В 1989 году я пошёл к целителю и, сидя в комнате для ожидания, увидел фото Свами. Одна женщина сказала мне, что это Сатья Саи Баба, но я ничего не знал о Нём. В 1992 я узнал о Саи Бабе немного больше, когда начал читать книгу Джона Хислопа «Мой Баба и я». Затем в 1994 я начал посещать занятия по системе образования Сатья Саи. Я очень хотел встретиться с преданными и узнать, какие они. Передо мной открылся новый мир, когда я познакомился со многими преданными.
Хотя я добился всего, я не испытывал удовлетворённости и знал, что это не последняя вещь, которую я должен сделать в жизни. Затем одно за другим начали происходить события, и однажды в 1995 всё это разрушилось, включая мой брак.
Я так погрузился в свою профессиональную деятельность, что потерял связь с Иисусом и забыл, что являюсь человеком. Я был не человеком, я был музыкантом. Итак, мне необходимо было всё это вернуть.
Через один год после большого крушения в моей жизни я получил приглашение приехать в Индию, чтобы играть в симфоническом оркестре в ашраме во время Гурупурнима 1996.
Это стало для меня началом всего. Свами был для меня как отец и мать. Сначала как мать, а затем как отец. Он позвал меня на интервью, поговорил со мной и исцелил мою ногу.
Я молился Свами, что хочу увидеть Иисуса, каким Он был. Однажды Он попросил меня выступить, а после выступления материализовал для меня цепочку с крестом. Это означало для меня начало новых отношений с Иисусом.
В прошлом году (год в источнике не указан) студенты попросили меня принять участие в программе Благой Пятницы, чтобы рассказать о своих переживаниях, связанных с Иисусом. В той программе я рассказал о том, что, будучи мальчиком, всегда плакал в течение недели, предшествующей распятию Христа.
В Благую Пятницу я всегда испытывал страдания, смотря на часы и думая о времени, в которое умер Иисус. Я тем или иным образом всегда умирал сам, и это было для меня ужасно.
Даже несмотря на то, что празднование Вербного Воскресенья начиналось радостно, и мы были счастливы, раздавая фрукты во всех домах, где жили старые люди, это заканчивалось очень мучительным временем в Благую Пятницу.
Затем я рассказал, как в 1992 году прочитал книгу Джона Хислопа, в которой он пишет, как Свами сказал Ему, что Иисус не страдал во время распятия, и Свами то же самое сказал во время Рождества 1998.
Я рос, испытывая страдания при виде Иисуса на кресте. Я не имел другой точки зрения. А затем Свами сказал, что Иисус не страдал. Всё вокруг меня изменилось, и мне понадобилось время, чтобы действительно понять это, потому что это оказало очень сильное воздействие на мой ум.
Я не могу описать свои чувства, меня переполнили эмоции, когда я понял, что Иисус не страдал.
Да, Иисус взял на себя карму мира в те дни и умер, но именно это сейчас делает и Свами. Свами знает, что Он делает, точно так же, как знал Иисус, когда послал Иуду предать Себя.
Я закончил своё короткое выступление просьбой к Свами: «Пожалуйста, Свами, расскажи нам больше о жизни Иисуса». Я не предполагал, что Он встанет и начнёт говорить, но я хотел знать больше.
Спустя несколько месяцев, вернувшись в Нидерланды, я пошёл в Саи центр и Лук Куртоис (Luc Courtois) сказал мне, что написана книга об учениях Свами и Иисуса, и она была издана в Благую Пятницу.
Когда я в следующий раз поехал в ашрам, то взял эту книгу с собой и прочёл её два раза. Затем я дал эту книгу Свами, чтобы Он благословил её, и Он сказал: «Очень, очень счастлив».
Находясь рядом со Свами, я научился оставаться спокойным, когда кто-то выступал против меня. Теперь я могу смотреть на них с любовью, это очень важно для меня. Я имел склонность всё слишком близко принимать к сердцу и высказывать возражения.
Теперь я вижу, что, в действительности, врагов не существует, единственный мой враг – это я сам. Каждый человек для нас – только зеркало. Чтобы понять любовь, о которой говорили Свами и Иисус, требуется время. Поэтому я стараюсь понять эту любовь.
Смотреть на Свами как на Отца Иисуса – самая логичная для меня связь между Свами и Иисусом. Для меня Иисус всегда был как друг. Те же самые чувства я испытываю и к Свами. В прошлом году я почувствовал, что Свами стал моим другом. Встретившись со Свами, я сразу же понял, что слышал Его голос, который всегда направлял меня в моей жизни.
Любовь Гарри Геуртс к Иисусу разделяет католический священник отец Чарльз Огада. Для него такая любовь приводит всех нас к жизни в единстве с Богом и с нашими ближними. В интервью на Радио Саи с профессором Венкатараманом отец Огада рассказывает, как его переживания, связанные с Сатья Саи Бабой помогли ему более глубоко понять священнические обеты и жить жизнью близкого общения с Богом.
Любите Бога всем своим сердцем
Я впервые узнал о Сатья Саи Бабе от священника, читавшего лекции в семинарии, где я учился. Он дал мне почитать книгу Говарда Мёрфета «Саи Баба – Человек, Творящий Чудеса». Я был поражён не самими чудесами, я понял, что они были признаками более высокой реальности. Для меня этой реальностью является Единый, пронизывающий Собой все вещи, Сам Бог, невидимо присутствующий за всем видимым. Чудеса – это другое, чудеса – это вещи в руке, но существует рука, держащая их. Это действительно толкнуло меня к исследованию той реальности.
Будучи католическим священником, я думал об этом и раньше, но не в таком контексте. До этого размышление об этом было интеллектуальным, теперь оно превратилось в страстное увлечение. Это открыло мне глаза – плод созрел, чтобы упасть. Я действительно увлёкся внутренними исследованиями в поисках этой реальности.
В Евангелии от Марка, глава 12:28-31, молодой книжник, учивший иудеев закону, подошёл к Иисусу и спросил: «Какая первая из всех заповедей?» Иисус посмотрел на него и ответил, приведя слова из Старого Завета: «Слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый. И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Иной, большей заповеди не существует».
Придя к учениям Бабы, я обнаружил, что это означает. Например, первый призыв Иисуса: «Слушай Израиль». Это был призыв к безмолвию, к звуку Ом. Затем Он сказал, что Бог один, другой реальности не существует. Все остальные вещи – иллюзия, они не существуют.
И любить этого Единого всем своим сердцем – это бхакти йога, всем своим разумением – этоджнана йога, и всеми силами – это карма йога. А любить своего ближнего, как самого себя – значит, осознавать, что в других пребывает то же самое «Я» (Атма), что и в тебе.
В одной из поэм на телугу, собранных в книгу «Сокровища Саи», Он говорит:
«Я говорю вам раз и навсегда: квинтэссенция учений всех священных писаний заключается в том, что вы должны сильно чувствовать свою тождественность с одним и тем же «Я» (Атмой), присутствующей во всех существах».
Это то же самое наставление, которое Иисус Христос дал тому молодому человеку, спросившему Его о сути всех писаний.
Я никогда не сомневался в Божественности Бабы. Это потому, что я чувствую свою связь с Бабой, я встречался с Ним раньше, не только в этом воплощении. Для меня Баба – это любовь, именно так я узнал о Его Божественности. Любовь – это единство, любовь возникает из осознания единства. Величайшее единство – это единство с Богом. Это величайшая любовь.
Одно переживание, связанное с Бабой, которое действительно оказало на меня влияние, было во время интервью. Я – католический священник и принадлежу к общине, в которой мы принимаем обет бедности, целомудрия и послушания.
Я сидел в комнате для интервью, Баба подозвал меня и прошептал: «Как твои жёны?» Я пришёл в замешательство и подумал: «О, Господи». Я сказал: «Баба, у меня нет ни одной жены». Затем я замолчал, а Он начал разговаривать с другими людьми.
Через некоторое время Он опять задал тот же самый вопрос. Я молчал, потому что знал, что Он что-то имеет в виду. Позднее на следующем интервью Он сказал мне: «Иногда ты хочешь жениться, иногда нет. Ты – Мой».
Мои переживания, связанные с Бабой, дали мне возможность жить в близком общении с Ним и заставили более серьёзно отнестись к клятвам. Это привело меня к более глубокому пониманию обетов. Например, сейчас много говорят о целибате. Проблема не в священниках, проблема в том, что от них ожидается такая жизнь без обучения, как жить такой жизнью.
Поэтому жизнь, связанная с запретами, означает для них подавление, утаивание чувств, вытеснение их в подсознание. Баба учит нас, как трансформировать низшую энергию в высшую так, что она начинает течь, а вы начинаете жить полной жизнью, не думая о том, что целибат – это наказание. Это переживание постепенно шаг за шагом помогло мне обрести совершенно новое понимание жизни.
Из своего собственного опыта общения с Бабой я также узнал значение клятвы бедности, которую мы принимаем. Обет бедности означает действовать без эго. Бедность – это утверждение себя в духе беспристрастности, когда вас не затрагивают ни похвала, ни порицание, ни успех, ни неудача. Благодаря Бабе я теперь с полным осознанием живу такой жизнью.
Для меня нет противоречий между учениями Иисуса Христа и Бабы. Начав читать Библию в свете учений Свами, я нашёл много новых значений, много новых вещей, я никогда не ожидал таких прозрений.
Я полагаю, в мире существует так много проблем из-за невежества, из-за недостатка духовного исследования. Мы исследуем объективный мир, а не духовность.
В чём теперь нуждается Африка – это в Бабе. Проблемы Африки не в бедности или войнах, проблемой Африки является духовность. Когда мы познаем Бога, мы узнаем, что являемся Богом, и все остальные тоже, тогда все эти войны и нищета уйдут.
Когда я узнаю, что один и тот же дух находится как во мне, так и в других, когда я осознаю это единство, у меня не будет побуждения причинять вред другим.
Баба также предложил нам много практических мер, чтобы разрешать эти проблемы в Африке, одна из таких мер – образование. Это величайшее дело – взять этих детей, когда они ещё маленькие, и начать обучать их пути человеческих ценностей и духовности. И другое, хотя африканцы очень религиозные люди, им всё же необходимо духовное питание, чтобы удовлетворить духовный голод. Этому помогает бескорыстное служение без всякого эго.
Божественная любовь приносит переживание единства с Богом, она также пробуждает осознание, что Бог находится во всех и в каждом. Это открытие не только отца Чарльза Огада, но также и Бернис Мид (Bernice Mead), национального координатора программы «Обучения Человеческим Ценностям» США. Во время интервью с профессором Венкатараманом на Радио Саи она рассказала нам, как благодаря присутствию Сатья Саи Бабы в её жизни она превратила заложенные в ней понятия христианского фундаментализма в широкое понимание, что все мы Божественны
Вы — Бог, все являются Богом
Я узнала о Свами в 1977 году и совершила своё первое паломничество в 1978. Я совершенно нетипичная преданная, потому что я родом из большой среднеамериканской фермерской семьи, в которой было 11 детей, и была воспитана в духе христианского фундаментализма. Когда я познакомилась со своим мужем, я не испытывала интереса к систематизированной религии, и поэтому мы начали поиск истины. Сначала мы ходили в более либеральные христианские церкви, но не могли найти там то, что искали. Поэтому мы начали посещать занятия по медитации.
Всю мою жизнь меня учили, что Иисус был единственным путём. И не только Иисус был единственным путём, но и церковь, которую я посещала, была единственной церковью. Я подвергала это сомнению с того времени, когда стала подростком. Мне казалось оторванным от действительности то, что каждый, кто любит Бога, не может иметь возможности быть с Богом. Поэтому я хотела знать истину. Возможно ли, что маленькая фундаменталистская церковь, в которую я ходила, была единственной истиной, и только она обладала истиной?
Я только что родила своего первенца и находилась в послеродовой депрессии, поэтому я действительно искала что-то, кроме того, что имела. В конце концов, я услышала о собрании, которое проводил один человек, бывший у Саи Бабы, он собирался рассказать о своих переживаниях.
Я пошла, потому что мой муж хотел пойти, но я не думала, что услышу что-то важное. Нас обоих покорили его истории, повествовавшие только о его переживаниях. Мы провели там весь вечер. Мы вдыхали сладкий запах жасмина, мы думали, что это благовония, но это были не благовония. Уходя в тот вечер около 11 часов, мы были взволнованными и чувствовали оживление, мы взяли с собой три книги. Одна из них была «Святой и Психиатр» Сэмюеля Сендвайса.
Я прочитала книгу и сразу же захотела поехать в Индию. Саи Баба так привлёк меня, я испытывала большую любовь к Нему. Я хотела знать, кто Он, реален ли Он. Я очень люблю Его, даже несмотря на то, что Он всё ещё озадачивает меня.
В 1978 году добраться до ашрама было очень трудно. Погода была жаркой и влажной, пища доставляла мне беспокойства, и мы жили в комнате, в которой было 14 человек. У меня всё ещё было много сомнений, и одно время я не была уверена, в надлежащем ли месте я нахожусь.
Свами позвал в мандир всех, приехавших с Запада и выступил перед нами с речью. Затем Он обошёл всех нас и дал каждому по маленькому пакетику вибхути. Я сказала Ему: «Спасибо». В тот день во второй половине дня я написала Ему письмо и пошла рано на даршан, поэтому мне удалось сесть в первый ряд. Он подошёл ко мне, взял письмо и сказал мне: «Спасибо». Итак, моими первыми словами Ему были слова благодарности, и Его первыми словами ко мне была благодарность в ответ. Это сделало меня очень счастливой.
Во время моей второй поездки в 1979 году мне пришлось остаться одной после того, как все мои друзья вернулись домой. Однажды утром, сидя под Его окном в мандире, где Он тогда жил, я подумала: «Что если Он не тот, за кого себя выдаёт? Что если Он – Антихрист?» Я не знала, откуда пришли эти мысли, потому что я была так счастлива от пребывания здесь и чувствовала очень сильный трепет.
Я встала и вернулась в свою комнату, где безутешно плакала. Находясь в комнате, я истово молилась Богу, тому Богу, которому я молилась всю жизнь, пребывающему где-то не здесь. Я решила также помолиться Иисусу, поэтому я внесла в молитву и Иисуса. Когда я пошла на даршан, Свами позвал меня на интервью, которое стало исполнением моей мечты. Он говорил со мной обо всех сомнениях, наполнявших мой ум в то утро.
Какая-то часть меня знала, что Он знает обо всём, что я переживаю, но ощутить это – это другое дело. Он сказал мне:
Я слышу все твои молитвы, Я слышу даже твои молитвы Иисусу
Итак, я узнала, что Он был со мной в то утро и знал, что я молилась Иисусу. Затем Он материализовал для меня леденец. Мой земной отец владел продовольственным магазином и обычно приносил мне леденцы, когда я была маленькой. Это было похоже на то, как мой земной отец давал мне что-либо, чтобы я успокоилась и почувствовала себя лучше. Я плакала всё утро и у Его стоп была как ребёнок, была так очарована и испытывала такую большую любовь.
Одно наставление Свами, которое я считаю наиболее важным, состоит в том, что мы – Бог, мы все – Бог. Эльза Кован была моей очень хорошей подругой, она всё время говорила: «Ты – Бог. Ты – Бог. Ты не отлична от Бога». А Бог – это любовь, любовь и Бог – тождественны. Для меня это самое ценное и самое лучшее учение.
У меня было удивительное переживание, связанное с детьми, из которого я извлекла урок, что все мы – Бог. Когда я преподавала в детском саду шестилетним детям, у нас каждый день было несколько минут молчания.
Однажды один прелестный маленький мальчик захотел рассказать, что он переживал в тот день во время сидения в молчании. Он сказал: «Я видел Бога». Я спросила его, не мог бы он рассказать нам, как выглядит Бог. И он сказал: «Да, да», – положил свою руку себе на голову и сказал, – «у Него на голове густые чёрные волосы, и Он одет в голубой костюм».
Однажды, когда я гуляла в парке, маленький пятилетний мальчик подъехал ко мне на велосипеде и сказал: «Пожалуйста, пойдёмте со мной домой, я хочу, чтобы вы познакомились с моими родителями». Он настойчиво просил меня пойти с ним домой, чтобы я могла познакомиться с его родителями.
Я не знала того мальчика, он просто подошёл ни с того ни с сего, когда я гуляла после обеда. Я сказала ему: «Я сегодня не могу пойти с тобой домой, но я приду завтра, я обещаю тебе, что пойду к тебе домой завтра».
Но он продолжал просить меня: «Пожалуйста, ну пожалуйста». Он был таким очаровательным озорным ребёнком, что я спросила его: «Скажи, ты знаешь Саи Бабу?» Я не знаю, почему я это спросила, это произошло неожиданно. Он спрыгнул со своего велосипеда и сказал: «Да, знаю! Он – Иисус Христос и все Его ангелы!» Он опять сел на свой велосипед и уехал, и я больше никогда его не видела.
Я — национальный координатор США по программе обучения человеческим ценностям (EHV), я езжу по штатам, обучая учителей.
В 1979 году в южной части Калифорнии мы открыли один класс Бал викас (детское неформальное образование, обучающее общечеловеческим ценностям) для детей. Мы пели много песен и начали учить бхаджаны.
Мы все вместе учились и росли. Однажды у меня был маленький мальчик, он был развит не по годам и создавал много проблем своим школьным учителям в классе. Через год после того, как он начал посещать занятия Бал викас, его школьный учитель сказал: «Я не знаю, что вы делаете, но, что бы вы ни делали, продолжайте. За этот год я увидел такие удивительные перемены в этом ребёнке».
Такой опыт у меня был с детьми. Через детей Бог шутил со мной чудесным образом.
Через детей Бог дал Бернис много новых прозрений о природе Бога. Но Уильяму Миллеру, являющемуся с 1999 приглашённым преподавателем факультета МБА Шри Сатья Саи института Высшего Образования и соавтором разработок по обучению человеческим ценностям, необходимо было превзойти некоторые укоренившиеся с детства верования, чтобы «увидеть Свет» и «быть Светом»
Я в Свете, Свет во мне, Я и Свет — одно
Оглядываясь на своё воспитание, я могу сказать, что был «римским католиком до корней волос», даже был со-президентом в своей молодёжной приходской церковной организации, когда мне было 17.
Я был дисциплинированным и уважительным в своих отношениях с девушками и людьми старшего возраста, хотел, чтобы меня считали хорошим человеком, и для меня десять заповедей являлись совершенным «мерилом» для определения, хороший ли я. Особенно я пытался быть спокойным человеком, я никогда не имел намерения причинить кому-то вред.
Но это решение исходило не из любви к Богу и другим людям, а, скорее, основывалось на нелюбви к себе и самокритике, которые я хотел преодолеть.
Моё ощущение жизни и то, что я был католиком, окрашивались сильной верой, что моя натура, в особенности как лица мужского пола, была «эгоистичной, жаждущей наслаждений и пагубной для окружающих», и что моей задачей как христианина было преодолеть свою натуру. Бог был где-то там снаружи или там вверху – отдалённый, судящий, наказывающий, любящий вас только, если вы хороший.
Поступив в колледж в середине 1960-х, я обнаружил, что становлюсь «агностиком», как не имеющим веры в Бога, так и не имеющим неверия в Него. Я просто не знал. Наслаждаясь общением со своими друзьями и священниками в католическом центре университета, я отпал от католической религии.
Я почувствовал притяжение к Дзен Буддизму как к практической «замене» для поддержания моего внутреннего роста, в особенности в той форме, как автор Алан Уоттс представил это для Запада. На самом деле это была его книга «Мифы и Ритуалы Христианства», она первая обновила моё понимания духа учений Иисуса. В 1982 во мне начал появляться новый уровень духовности.
Я обнаружил, что стал говорить слово «Бог», не думая о нём сознательно заблаговременно. Новая радость начала бить ключом внутри меня, и я сочинял такие песни, как «Божественная любовь выражается через меня, всегда принося мне то, что мне необходимо».
В тот год в ночь перед Пасхой я «случайно» увидел по телевизору фильм Ричарда Бока «Утерянные Годы Иисуса».
Я посмотрел весь фильм, в самом конце в нём показывался индийский гуру по имени Сатья Саи Баба, но я придал этому мало значения. Только позднее я понял, что в ту Пасху я впервые косвенно соприкоснулся с Бабой.
Позднее в том же году один мой хороший друг прочитал книгу «Человек, творящий чудеса» Говарда Мёрфета, в которой описывался опыт ранних лет, связанный с Бабой. Я никогда не искал индийских духовных учителей, но попросил дать мне эту книгу.
В середине чтения я подумал: «Очень трудно поверить, что такой человек ходит по земле – но если это правда, я не хочу в 40 лет оглядываться назад и говорить, что потерял свой шанс!» Внутри себя я знал, что должен поехать и увидеть сам. И спустя семь недель я отправился в Индию.
Моим первым днём в Прашанти Нилаям был последний день десятидневного празднования Дасары. В один из моментов утреннего празднования Саи Баба начал ходить по залу и окроплять всех священной водой. Я подумал: «Как католику, это очень знакомо», – и почувствовал себя как дома. Затем Он начал выступление.
Я очень мало смог понять из перевода на английский язык из-за другого произношения переводчика, но несколько слов очень ясно прозвучали, это были слова, которые мне очень нужно было услышать: «Когда вы осознаете, что Бог находится внутри вас, тогда, чем глубже вы будете погружаться внутрь себя, тем ближе вы будете к Богу…, и расстояние между вашей волей и волей Бога тоже начнёт сокращаться».
Когда выступление закончилось, я вышел из зала ошеломлённый, чувствуя головокружение и дурноту, и вынужден был прислониться к дереву. В то время как я постепенно искоренял свою детскую веру, что Бог находится далеко, а сама моя природа греховна, слова Саи Бабы были подобны удару молота, который, наконец, расколол камень. Меня откупорили, исцелили и дали новую жизнь, поставив на духовный путь, который, в конце концов, привёл меня к новым отношениям с Иисусом и христианством.
С того времени, как я в 13 лет поступил в среднюю католическую иезуитскую школу, я один раз в год принимал участие в каком-нибудь виде духовного уединения, ретрита. В колледже и после него эти ретриты принимали форму семинаров, называвшихся «Человеческий Потенциал». Теперь я сделал Индию местом моего ежегодного ретрита. Я могу прямо сказать, что находиться в присутствии Сатья Саи Бабы – это самая лучшая возможность для духовного роста, какую я смог найти.
Каждый год, приезжая на 10-14 дней во время своего ежегодного отпуска, я выбираю книги для духовного чтения. В середине 1980-х я читал книги о двух испанских христианских мистиках 16-го века: святой Терезе Авильской и святом Иоанне Креста. И Тереза, и Иоанн говорили о «браке» души с Богом и о том, что основным в учении Иисуса был путь божественной любви.
Часы ожидания, когда Баба появится из Своей резиденции, чтобы дать даршан, часто становились для меня изысканным временем размышления об Иисусе и поиска нового понимания того, кем был Иисус. Я размышлял, опираясь на опыт переживаний этих двух святых, полностью посвятивших свои жизни любви к Иисусу, познанию Его и следованию пути, указанному Им для нас.
Баба часто говорил о трёх стадиях духовного развития: «Я – в Свете», «Свет – во мне» и «Я и Свет – одно». Святой Иоанн Креста говорил о духовном развитии в терминах помещения полена в огонь: сначала огонь должен нагреть полено, потом полено загорается, затем оно обугливается, наконец, не остаётся различий между поленом и всем окружающим его огнём. Я увидел, что Саи Баба и святой Иоанн Креста описывали одни и те же три стадии. И когда Саи Баба объяснил, как жизнь Иисуса демонстрирует нам эти же самые три стадии – как «Посланника Бога», «Сына Бога», и «Я и Отец – Одно» – моя вера в то, что Иисус действительно может быть примером, чтобы вдохновлять меня и руководить моим духовным ростом, усилилась.
Позднее, словно впервые читая высказывание Иисуса: «Я в Отце, вы во Мне, и Я в вас», – я получил прямое переживание, что могу пройти эти стадии с Иисусом, познав в конечном итоге своё единство с Богом. Таким образом, для меня жизнь и учения Иисуса и жизнь и учения Саи Бабы стали зеркалами, отражающими друг друга. И читая слова Иисуса о крещении огнём: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы Я, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Иисус – Лука 12:49, 50) – Я, скорее обрадовался, нежели испугался, что это крещение огнём в конечном итоге превратит это полено-Уильям в сердце, пылающее Божественной любовью.
Однако идея, что это путешествие может закончиться переживанием «Бог и я – одно» была довольно трудной для моего понимания. Моё воспитание говорило, что это было богохульством, утверждением разнузданного эго. Но потом Баба вернул меня к моей христианской традиции, в которой «единство с Богом» было конечной целью каждого мистика.
Я также начал видеть, как другие учения Саи Бабы были живы в христианской традиции и одобрялись ею. Например, Он часто говорил, что наиболее эффективным средством духовного развития является повторение или воспевание имён Бога, это способствует непрерывному осознанию присутствия Бога.
Когда я прочитал книгу «Путь Паломника» («Откровенные рассказы странника своему духовному отцу»), написанную одним русским человеком, который постоянно повторял «Иисусову Молитву» («Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя»), я мог только улыбаться в признание того, что совет Саи Бабы может значить для христиан. Однако, всё это было только началом. Моё путешествие с Саи Бабой и Иисусом, начавшееся (по крайней мере, в моём сознании) в 1982 году на Пасху, продолжается. Моя собственная версия этого – переживание «рая на земле».
Так же, как Уильяму нужно было преодолевать свои детские верования, чтобы полюбить Иисуса как самого себя, Сильвия Ольден, хормейстер рождественского хора взрослых в Прашанти, боролась с верованиями об Иисусе, привитыми ей с детства. Она получила опыт исцеления Божественной любовью в присутствии Сатья Саи Бабы, который помог ей понять, как она может жить такой жизнью, какой жил Христос.
Бог – это чистая Любовь
Я росла на ферме на среднем западе Соединённых Штатов после Великой Депрессии, предшествовавшей Второй Мировой Войне. В нашей сельской общине многие старались оправиться от депрессии, и страх перед войной был сильным.
Мои дедушка и бабушка по маме были вновь обращёнными христианами, а мой дедушка по отцу был приходским священником. По их представлениям об Иисусе и Боге, Божественным существам невозможно угодить, и нечего надеяться на это.
Дедушки и бабушки с их религиозными верованиями оставили неизгладимый след в моём детском сознании. Мои родители тоже следовали этим учениям, и я очень хотела угодить им всем. Но почему-то я всегда получала низкую оценку.
Иисус стал кем-то, знавшим всё, что я делала, и записывающим всё для Судного Дня, чтобы рассказать Богу обо всех плохих вещах, которые я делала.
Поскольку я была ребёнком, который вёл себя не самым совершенным образом, у Иисуса был длинный список моих «прегрешений». Он стал кем-то, кого я боялась и кого не любила. Я удивлялась, как Иисус мог быть таким чудесным, если Он доносил на маленького ребёнка.
Родители, дедушки и бабушки говорили мне, что, пока человек не обратится к христианству, он будет приговорён гореть в аду, и будет проклят навечно. Другого выбора не было.
Меня очень смущало, что один и тот же Иисус, который так любил людей, что принял распятие, в то же самое время осуждал тех, кто никогда даже не слышал Его имени. Достигнув подросткового возраста, я пыталась придать этим поучениям какой-то логический смысл, который бы я могла полностью принять. Я ходила в церковь, пела в хоре, читала Библию и действовала, «как если бы» на самом деле верила в проповеди, которые слушаю. Единственным позитивным моментом была музыка.
Я любила гимны, которые говорили о любви и славе Бога. Музыка успокаивала меня. Я убеждала других, что я – хорошая христианка. Я чувствовала себя лицемеркой, потому что это было только на словах.
Мои действия были показными. Я до сих пор не могу принять идею, что человек, любящий Будду или какую-то другую форму Бога, будет отправлен в ад.
Когда я вышла замуж и у меня родились дети, я приняла твёрдое решение, что мои дети не будут расти в страхе перед Богом. Я хотела, чтобы они не осуждали верования других. Я сомневалась в том, что, если Бог/Иисус существует, Его действительно заботит то, что мы делаем. Почему в таком случае младенцы умирают, люди воюют, а хорошие люди страдают?
Сколько бы я ни пыталась запихнуть Бога в дальний ящик, Он отказывался оставаться там. Он показывал мне Себя в музыке и природе.
Я любила природу во всех её многочисленных формах, а музыка оказывала на меня исцеляющее воздействие. Тоска по Высшему Существу, создавшему этот прекрасный мир и населившему его такими разными и такими красивыми людьми, росла.
Я искала то, что откликнулось бы в моём сердце как истина, истина, которой бы я могла поделиться со своими детьми, которая позволила бы им любить других независимо от их религиозных убеждений.
Я приступила к изучению восточных религий, начав с учений Ауробиндо. Его учения коснулись какого-то места внутри, и это привело к тому, что дверь моего сердца немного приоткрылась.
О Шри Сатья Саи Бабе я впервые услышала в 1972 году. «Прекрасно», – подумала я, – «ещё один святой, как Ауробиндо». Я продолжала читать и изучать мудрость многих индийских святых. В моём сердце усиливалось спокойствие. Я изучала медитацию и даже имела безрассудную смелость учить медитации.
В 1978 году я совершила своё первое путешествие к Возлюбленным Божественным Стопам Свами. Он посмотрел на меня, и я поняла, что Он знает всё, что я когда бы то ни было говорила или делала, что я скажу или сделаю когда-нибудь.
И – чудо из чудес – Он любил меня. Он был всем, что я думала о Боге, каким Он должен быть или мог бы быть – любовью, чистой любовью. Он никогда не осуждал и не изгонял.
Моё сердце переполнилось. Бог был здесь, на этой земле, и я видела Его, разговаривала с Ним, чувствовала Его прикосновение и освободилась от сомнений и страхов. Слово радость слишком узкое для выражения того, что я чувствовала. Я действительно находилась дома.
Учения Свами универсальны. Они помогли мне более объективно посмотреть на учения христианской религии. Его речи о жизни Иисуса оживили для меня настоящего Иисуса. Теперь я могу читать Библию с той открытостью, которой мне недоставало ранее.
Подлинные слова Иисуса отражают слова Свами. Я пела гимны и черпала из этого огромную радость и утешение, особенно, когда знала, что те слова описывают моего Любимого Господа.
Я больше не закрывала свою душу перед убеждениями христианства. Напротив, моё понимание христианства расширилось до определения того, как нужно жить подобно Христу. Иисус прожил жизнь любви, прощения и полной преданности Богу. Теперь я понимаю, что те, кто осуждают верования других, на самом деле не размышляют над учениями Иисуса.
Любовь, которую Свами воплощает и изливает на всех нас, позволила мне пересмотреть моё раннее воспитание. Я поняла, что Бог/Иисус, которого я боялась и отвергала, был ничем иным, как продолжением страхов моей семьи и необходимостью понять мир, в котором недоставало любви.
Затем их любовь приняла для меня форму требования быть, как они, верить, как они и гарантировать моё отправление на небеса с ними. Они не хотели гореть в аду вечно.
Когда я смогла посмотреть на их верования с этой точки зрения, то смогла понять их и их действия. Мой страх перед Иисусом и сомнения в Нём отступили. Моя семья продолжала верить, как и раньше, и смотрела на мою любовь к Свами, как на признак того, что я нахожусь на пути в ад.
Меня печалило, что они не могли видеть в Нём то, что видела я. Я чувствовала чистую бескорыстную любовь, которую не могла даже себе вообразить. Меня печалило, что они не могут присоединиться ко мне в этом восхитительном путешествии.
Теперь я не просто верю – я знаю, что наш Возлюбленный Бхагаван действительно Отец Иисуса, потому что Он – отец и мать для всех. Поскольку мои родители, дедушки и бабушки уже умерли, я знаю также, что у них будет возможность увидеть и узнать Свами, как вижу и знаю Его я – как воплощение абсолютной любви и сострадания, как Всевышнего, который создал и поддерживает всё. Это даёт мне большое утешение и позволяет проститься с печалью, составлявшей большую часть моего детства и юности.
Какие у меня отношения с Иисусом сейчас? Я смотрю на Него как на старшего брата, показавшего пример полной преданности Богу. Я смотрю на Его преданность Богу и чувствую почтительность и смирение. Я больше не думаю, что Он передаст Богу список моих плохих поступков.
Я благодарна, что Иисус показал путь любви и жил в любви. Я спокойно воспринимаю, что для некоторых людей Иисус – единственный путь, так же как я спокойно отношусь к пониманию, что существует религия, которая подходит для всех, на каком бы уровне духовной жизни они ни находились. Моё восприятие Иисуса и того, что Он воплощал, освободили меня. Его пример безусловной любви и послушания полностью открыл моё сердце Его Отцу.
Я выражаю свою абсолютную благодарность и переполняющую меня любовь Бхагавану Шри Сатья Саи Бабе, моему самому дорогому и самому любимому Свами. Он дал мне более сладкую жизнь, чем я могла мечтать. Благодаря Его Милости Он поистине является моим самым лучшим другом.
Сильвия совершила прорыв в своей жизни, но она стремилась к этому с подросткового возраста. Для Виктора Кану, соучредителя Африканского института Образования Шри Сатья Саи, прорыв произошёл довольно неожиданно. Во время интервью на Радио Саи с проф. Венкатараманом Виктор рассказывает, как Сатья Саи Баба превратил его жизнь в жизнь бескорыстного служения, как Иисус учил своих учеников.
Руки, которые помогают, более святы, чем губы, которые молятся
Я начал свою карьеру учителем и директором в большой римско-католической начальной школе в Лунза (Lunsa), Сьерра Леоне, затем продолжил своё обучение в Англии в Оксфордском университете, где изучал философию, политику и экономику. После этого я стал послом своей страны в Великобритании. Тогда-то я и узнал о Бхагаване Шри Сатья Саи Бабе. Это было в 1975 году.
Будучи послом, я вёл великосветскую жизнь; выпивка была обычной вещью. В одном сне два ангела перенесли меня в незнакомое место, позднее я узнал, что это был Прашанти Нилаям. Они оставили меня у главных ворот ашрама, где я встретился с представителями всех религий мира, включая моих африканских предков. Проснувшись, я почувствовал, что это произвело во мне огромные перемены, я не мог объяснить, как это произошло или почему это случилось. Я постепенно прекратил делать то, обычно делал, перестал посещать салоны, курить и т.д. Так Баба впервые позвал меня. Это был удивительный поворотный момент в моей жизни, момент преображения.
Я начал довольно серьёзно воспринимать духовные вопросы. Несмотря на то, что я был воспитан в христианской вере, я перестал посещать церковь. Но после этого переживания я начал ходить в церковь и читать Библию, начал интересоваться западной философией.
Я никогда не видел противоречий между тем, чтобы ходить в христианскую церковь и следовать учениям Сатья Саи Бабы. На самом деле, чем больше я узнавал Бабу, тем лучшим христианином я становился. Постепенно я начал любить Иисуса сильнее, чем раньше, и в результате своего общения с Бабой начал лучше понимать Библию.
Хотя Баба обладает огромной силой и огромным влиянием, Он наставляет людей оставаться там, где они живут, быть хорошими христианами, хорошими мусульманами. В соответствии с Его учениями существует только одна религия — религия любви. Он говорит, что пришёл, чтобы полить водой корни всех религий, освежить все религии, а не вырывать их с корнем.
Когда я закончил выполнять свои обязанности посла, мы с миссис Кану занялись преподаванием в Лондоне. Это привело нас к активному общению с Сатья Саи Бабой. В 1980 мы приехали в Путтапарти, чтобы принять участие в первых курсах обучения преподавателей Бал Викас для иностранцев; мы были среди первых иностранцев, обучавшихся программе Свами «Обучение Человеческим Ценностям (EHV)». Эти курсы открыли нам глаза. Нам очень понравилась программа, и мы почувствовали, что в этом заключалось решение проблем Африки. Мы начали осуществлять обучение по этой программе в школах Лондона, и постепенно наш интерес к вопросу возвращения в Африку возрастал. Мы видели, что эта программа может преобразить и объединить Африку.
Мы очень ненадолго поехали в Замбию, пробы провести семинар. Мы никого не знали там за исключением нескольких преданных. Когда мы в 1987 году приехали к Бабе, Он положил Свои руки нам на головы и сказал: «Отправляйтесь в Замбию и распространяйте Моё послание любви. Постройте школу. Распространяйте Моё послание посредством образования и помогайте людям». Итак, именно Баба избрал для нас Замбию.
Я помню, как во время этого интервью моя жена набралась смелости и спросила Бабу: «Как насчёт денег?» Свами сказал, продайте свой дом, если этого не хватит, возьмите ссуду в банке. Мы были в восторге, когда Он нам это сказал.
Будучи воспитанными христианами, мы вспомнили историю из Библии, когда богатый человек подошёл к Иисусу и сказал: «О, Господин, я сделал это, я сделал то, что ещё я могу сделать, чтобы войти в царство Бога?» И Иисус сказал: «Продай всё, что имеешь, раздай нищим и следуй за мной». После того, как Иисус сказал это, тот человек убежал.
Мы не хотели убегать. Мы были так взволнованы, что Сатья Саи Баба, которого мы считаем воплощением Бога, дал нам такое испытание, и мы сделали именно так, как Он сказал.
Мы совершенно не боялись. Страна была для нас новой. Но мы помнили истории о других учениках, которые отправлялись в дальние страны, Господь был с ними, а это было всё, что нам было необходимо. Мы знали, что Баба постоянно был с нами.
Когда Он сказал нам поехать в Замбию, Он не говорил нам, что у нас не будет трудностей. Проблемы – это часть жизни, а когда вы выполняете работу Бога, то сталкиваетесь с ещё большими трудностями и испытаниями. Мы наслаждались ими, мы знали, что Господь этим испытывает нас.
Наша школа в Замбии называется «Чудесная Школа», она является первой школой, построенной в районе Ндолы для бедноты, в районе с очень плохой инфраструктурой и очень плохими дорогами. Мы могли построить её в центре города, но я послал миссис Кану спросить Бабу, где строить школу, и Он сказал, отправляйтесь в район бедноты и начните строительство школы для мальчиков. Мы открыли начальную школу и набрали в качестве своих первых учеников ребят, отбракованных другими школами.
Всё это было частью Божественного плана. Эти ученики, сдавая свои первые государственные экзамены, получили высшие оценки. Страна была ошеломлена. Как может школа, расположенная в бедном поселении, так хорошо учить детей?
В системе образования Замбии это произошло впервые. Итак, их результаты были выдающимися, их характер исправился, они стали хорошими ребятами за короткий период времени.
Это также очень сильно повлияло на их семьи. В одном случае мальчик настоял, чтобы отец провожал его в школу рано утром. Доставив мальчика в школу, отец отправлялся на работу. Через шесть месяцев отец получил повышение, потому что первым приходил на работу. Был ещё один человек, управляющий директор, который тоже подвозил своего сына, он начал приходить в офис раньше. Опоздания его служащих сократились.
Существует много свидетельств со стороны родителей и детей. Были мальчики, которые никогда не учились, а теперь начали другим советовать учиться. Когда мы в 1992 году открыли школу, была только одна семья, которая могла себе позволить подвозить своего сына в школу на машине. Теперь 30-40 машин, включая Land-Cruisers, привозят в нашу школу детей из города. Пять лет назад мы открыли отдельную школу для девочек. Многие наши ученики поступают в университеты и занимаются преподаванием. Многие работают в полиции.
Когда мы впервые приехали в Ндолу, мы работали по субботам и школу открыли в субботу. Сегодня все школы открываются в субботу. От этих людей мы узнали, что частично мы добились успеха благодаря усердной работе. Работа – это поклонение, приверженность. Теперь все мальчики и девочки в Ндоле относятся к своей учёбе более серьёзно, чем раньше. Мы также много времени уделяем общественной работе.
Доверившись посланию Иисуса «продай всё, что имеешь и следуй за Мной», Виктор посвятил свою жизнь бескорыстному служению по обучению бедных детей. Дебра Миллер, соавтор программы «Человеческие Ценности в Действии» и соавтор книги «Быть как Иисус» тоже переживала время самоотдачи, которое привело её к более глубокому познанию универсальной истинности учений Иисуса.
Царство Божие — внутри
Я росла в центральной Америке, моя мама была преданной христианкой и заботилась, чтобы я и четверо моих братьев и сестёр принимали активное участие во всех церковных мероприятиях.
Я любила ходить в нашу южную баптистскую церковь и хотела, чтобы все мои друзья ходили в церковь. Я играла на пианино в церкви, а моя мама вела классы для детей и пела в хоре.
Я всегда разговаривала с Богом на личном уровне, даже в раннем детстве, мне никогда не нравилась идея, что Бог – наказующий Отец, а я должна жить суровой жизнью, боясь Его гнева. Когда мне было немногим больше 20 лет, я захотела узнать мир и была разочарована отношениями людей в нашей церкви. Я оставила церковь и сосредоточилась на своём колледже и своей карьере.
Моя карьера продвигалась очень хорошо, и я добилась больших мирских успехов, но после 30 лет на свадьбе моего брата у меня произошло духовное пробуждение. В мгновение ока я получила переживание Божественной Любви, которая изменила мою жизнь. Это переживание было похоже на то, что имел в виду Иисус, говоря, что царство небесное находится внутри нас, в наших сердцах.
Всё ещё опасаясь снова вовлечься в христианскую религию, я начала искать суть духовности и то, как понимать волю Бога и жить в соответствии с ней в повседневной жизни. Сначала я изучала метафизику, учения нового века; и, открыв свой ум и своё сердце новому уровню сознания, почувствовала, что мне нужно большее.
Затем я провела много лет, выполняя буддийскую медитацию випассана, уходя в молчание на 10 дней подряд. Выполняя эту медитацию, я обнаружила, как сильно любила универсальные духовные учения, гораздо больше, чем ограниченные учения, в которых я воспитывалась.
В 1999 году я познакомилась со своим мужем. После свадьбы он привёз меня в Индию, чтобы получить даршан Сатья Саи Бабы. Как только я увидела Свами, входящего в ворота Саи Кульвант холла, я ощутила ту же самую Божественную Любовь, которую переживала 12 лет назад на свадьбе моего брата.
В тот момент из прямого переживания я узнала, что Свами – воплощение Бога, Он здесь, чтобы утвердить царство божественной любви в каждом сердце и во всём обществе.
В 2000 году мы с моим мужем продали или раздали всё, что нам принадлежало, оставили дом в США и переехали жить в ашрам. Мы погрузились в учения Свами и изучение Бхагавад Гиты.
Мы начали посвящать себя работе Свами, написав сначала вместе с другой парой из Дании программу обучения человеческим ценностям для работающих людей.
После того, как мы переехали в Индию, моя золовка, убеждённая христианка с широкими взглядами, начала задавать мне вопросы о том, как учения Саи Бабы соотносятся с учениями Иисуса.
Честно говоря, я не знала, как отвечать на её вопросы, я отошла от своего христианского воспитания и у меня не было желания возвращаться к Библии.
Однако мой муж был в восторге от её вопросов, потому что он обнаружил, что его христианское воспитание оживилось и стало действенным после того, как он в 1982 году начал следовать учениям Свами.
Поэтому по вечерам мы начали читать и изучать Библию, начали читать имевшиеся у нас книги об учениях христианских святых и мистиков, написанные за последние 2000 лет.
В те ранние дни я сокрушалась, что лучше бы я изучала Бхагавад Гиту или Дхаммападу, чем Библию, но я не могла не чувствовать интуитивно, что Свами побуждает нас продолжать изучение и обсуждение того, что мы изучили.
Однажды вечером, когда мы рассматривали одно смущающее заявление Иисуса, мой муж связал это с учениями Свами и смог объяснить это заявление простым способом. Я была удивлена.
Я сказала ему: «Я могла бы действительно с восторгом изучать Библию, если бы мы смогли переписать её с этой универсальной перспективы, основанной на учениях Свами».
В ту ночь, ложась спать, я спросила Свами, не мог бы Он дать человечеству книгу, которая объясняла бы жизнь и учения Иисуса, так же, как Он сделал это, объясняя жизнь и учения Кришны в книге «Гита Вахини», которую Он много лет назад написал как серию статей для «Санатана Саратхи». Я страстно хотела узнать истину об Иисусе, и у меня было много вопросов. Я чувствовала, что только Свами может объяснить мне эту истину и ответить на мои вопросы.
На следующее утро я написала письмо Свами и объяснила своему мужу, что чувствую. Он имел такое же сильное желание, как и я. Мы оба подписали это письмо, и он взял его на даршан. Свами подошёл к нему и, улыбаясь, сразу же взял письмо. Мы не знали, что произойдёт после того, как Свами взял письмо, но мы твёрдо верили, что Он каким-нибудь образом ответит на нашу мольбу.
Прошли месяцы, и мой муж начал писать серию основанных на писаниях очерков об учениях Иисуса, как бы отвечая на вопросы моей золовки. Я всё ещё не была заинтересована тратить так много времени, сосредотачиваясь на Библии, и поэтому надеялась, что смогу просто подготовить к печати его очерки, и мне не придётся слишком сильно вовлекаться в эту работу.
Однажды, когда Свами должен был выступать, я почувствовала, что Он советует мне остаться дома и не ходить на даршан, хотя в то время я не знала, почему это происходит, и как долго будет продолжаться. На следующее утро я попрощалась со своим мужем, когда он уходил на даршан, а затем села в кресло и спросила Свами, что Он хочет.
Он посоветовал сосредоточиться на очерках, которые начал писать мой муж. Через неделю я начала глубже погружаться в учения Иисуса. Используя учения Свами как руководство, мы с мужем начали открывать новые пути понимания того, что имел в виду Иисус.
Свами, разговаривающего со мной. Это было очень необычно, поскольку раньше я ощущала только воздействие на свой ум, и мне приходилось использовать сердце и сознание, чтобы понять, как интерпретировать эти влияния и ощущения. Но голос был ясным и явным: «Я уже сказал всё, что нужно было сказать об Иисусе, и Я покажу тебе, как всё это объединить».
Я была озадачена, и тем не менее, слова и впечатление, которые они оказали на мой ум и моё сердце, не вызывали сомнений. Я знала, что Свами даёт мне и моему мужу задание – быть Его инструментами и собрать Его слова о жизни и учениях Иисуса в книгу, о которой я молилась.
Я не имела понятия, как начать, но Свами руководил каждым моим шагом. Он выбирал каждое слово и каждое выражение, чтобы они звучали именно так, как Он хотел. Множеством способов это переживание, длившееся пять месяцев, походило на пребывание в другом времени и другой реальности. Это было так, словно мы с моим мужем жили в то время, дышали тем воздухом и ощущали, каково это было сидеть у стоп Иисуса, слышать из первых уст, как Он говорит нам о Себе и об истине Своих учений.
Свами сначала посоветовал мне собрать все Рождественские выступления в файле Word, чтобы я могла просматривать и выбирать текст. Когда я читала каждое Рождественское выступление слово за словом, Он показывал мне через отчётливое внутреннее ощущение, какой текст выбрать, и как начать группировать тексты особым образом. В ходе этого процесса Свами также определил ключевые слова, чтобы позднее использовать их в поиске Его учений об Иисусе и Рождестве, которые Он давал в других выступлениях. Это были такие слова, как: Иисус, Христос, Мессия, Спаситель, крест, распятие, Мария и т.д. Мне также было ясно, что Он хотел, чтобы Его слова брались только из опубликованных выступлений, мы не использовали никакие другие источники, в которых преданные рассказывали, что Свами говорил им об Иисусе.
Когда были выбраны все отрывки из Его выступлений, Свами начал показывать мне, в какой последовательности они должны быть помещены в книге, и как совместить их в тех случаях, когда Он рассказывал одну и ту же историю с различными нюансами в разных выступлениях. В течение этого периода у меня было много личных переживаний, связанных со Свами, когда я задавала Ему вопросы один за другим, и Он на каждый вопрос давал ответ.
Я часто слышала, как молодые люди из университета Свами рассказывали о том, как Свами заботится о каждой мелочи в их жизнях или их проектах. Я испытывала то же самое внимание Свами к каждой мелочи в создании этой книги, даже к соответствию грамматики в переводах 60-х и 70-х годов и в переводах 80-х и 90-х. К тому же, вместо того, что просто дать нам почитать книгу об Иисусе, Он дал нам прямое переживание.
Одно переживание я получила, когда, просматривая полный вариант книги, заметила, что в английском переводе выступления Свами в описании оскорблений, которые иудеи наносили Христу, было использовано слово “измена” вместо слова “богохульство”. Я попросила у Свами руководства, и почувствовала, что он одобрил замену переведённого слова “измена” на слово “богохульство”.
После того, как рукопись была готова, Свами благословил её Рождественским утром 2003 года и передал в Шри Сатья Саи траст по издательству книг. Мы записывали все ссылки на выступления Свами, и я заметила ещё одно место в книге, где было использовано слово «измена».
Сначала мой ум среагировал, и я почувствовала разочарование, что не выполнила полной проверки книги и не заменила это слово везде, где оно встречалось. Но я сразу же почувствовала толчок Свами изнутри и села спокойно, чтобы спросить Его, правильно ли для нас менять слово. Я получила ясный ответ: «Нет». Я была полностью сбита с толку. Это показалось мне неправильным, и я даже начала спорить со Свами в своём уме, что слово нужно заменить.
Через несколько дней мы разговаривали с одним джентльменом из книжного траста, и мой муж объяснял какую-то христианскую историю об Иисусе, которую я никогда не слышала раньше.
Он объяснял, что, когда иудеи обвиняли Иисуса в богохульстве, это не было преступлением, за которое Он мог быть распят. Поэтому они повели его к римским властям и сказали им, что Иисус утверждает, что Он – царь иудеев, и поэтому Он должен быть распят как изменник римской империи.
Я раньше не знала об этом различии. Я не могла ждать и побежала домой, чтобы узнать, по этой ли причине Свами велел мне не менять слово. Просматривая книгу, я обнаружила, что, когда Свами одобрил слово «богохульство», оно относилось к Иисусу; когда он не одобрил замену слова «измена», оно относилось к римлянам.
Свами простым, ясным способом отвечал мне на каждый вопрос об Иисусе. Он подтвердил, что Иисус был божественным воплощением, учителем, родившимся с целью пробудить духовность человечества. Он подтвердил, что жизнь Иисуса показала нам путь к освобождению, и тот путь, которому Он учил и своими наставлениями, и своим собственным примером, может привести нас к полному просветлению. Он разъяснил, что Иисус всегда указывал людям на Бога, а не на себя, учил тому, что все мы – Божественны, все мы – дети Бога, и что Бог – один. Благодаря этому опыту и водительству Свами, я смогла воспринимать учения Иисуса и глубоко погружаться в них, понимать лежащую в их основе чистоту, всеобщую для всего человечества.
Теперь я могу искренне воспринимать моё христианское воспитание и понимать его цель и значение в эту Кали Югу – эпоху материализма, разочарования и насилия. О таком понимании я даже и не мечтала.
Дебра пришла к пониманию того, как жизнь Иисуса и Его учения могут просветить всех нас и придать нашим жизням смысл. Питер Фиппс (Peter Phipps), автор книги «Сатья Саи Баба и Иисус Христос: Евангелие для Золотого Века» имел драматический опыт переживания силы и любви Иисуса в изменении даже самых трагических обстоятельств. Благодаря этому переживанию и своей преданности Сатья Саи Бабе он понял его миссию подготовки христиан ко второму Пришествию Христа.
Отцовство Бога и братство человечества
Я был воспитан в традиционной христианской вере как приверженец англиканской церкви, моя конфирмация совершалась Джеффри Фишером, архиепископом Кентерберийским, и я годами боролся за свою веру.
В одно время я подал заявление на посвящение в духовный сан и через шесть недель прибыл, чтобы поступить в богословский колледж, но письмо епископу от моего викария заставило отказаться от этих планов.
Однако мой интерес не уменьшился, и я продолжал изучать богословие и сопоставимые религии. В течение многих лет моя вера то укреплялась, то ослабевала. Я чувствовал себя вынужденным верить в Бога как в разумное правдоподобие, но у меня было слабое ощущение личных отношений с Богом. Я верил в Создателя, но не в Личного Советчика, Друга и Отца Небесного, которого теперь узнал.
В начале 1960-х я получил квалификацию психолога и работал в тюрьмах в Новозеландской армии, имел частную практику, а затем поступил в Армию Спасения в качестве служащего, получающего стабильное жалование. Я всё ещё верил в Творца, но не мог найти достаточных свидетельств, что Он (или Она) имеет личный интерес к тому, чем я занимаюсь, и относится не так, как сила гравитации по отношению к разным людям, что Он (или Она) чувствует нечто большее.
Затем моя жизнь и моя система верований изменились буквально за один день. В 1990 году один человек застрелил 13 человек. Я входил в группу помощи в кризисных ситуациях, и трёх человек из нас послали в ту зону оценить ситуацию и оказать помощь жертвам. Мы входили в специальную комиссию по изучению вопроса о жертвах, созданную по этому случаю.
Так начались самые душераздирающие и духовно насыщенные два с половиной дня моей жизни. Мы дали консультации более 100 человекам, жертвы рассказывали нам свои истории и получали заверение в своих чувствах. Мы снова и снова видели, как люди справлялись со своими чувствами и одерживали победу над трагедией.
Мы мирились с таким насилием в Бейруте или Северной Ирландии и выработали к этому иммунитет. Теперь я знаю, какое влияние оказывает такой ужас на реальных людей, как они плачут. Мир не должен быть настолько нелюбящим и полным ненависти. Группа узнала, что любовь делает возможным то, что кажется невероятным.
У меня такое чувство, что Земля могла бы быть Раем, если бы только мы любили друг друга. Евангелие кажется таким практичным, таким «здесь и сейчас», таким не мистическим. Небеса не должны быть другим планом или находиться в другом месте; мы бы уже имели их, если бы только знали это.
Мы все в группе чувствовали, что действуем с силой, превышающей нашу собственную. Энергия в нашем распоряжении была феноменальной! Мы знали, что другие люди молятся о нас и думают о нас, и это помогало.
Эта сила казалась более мощной, чем обычно. Я чувствовал, что сила Христа действовала непосредственно, она была могущественной, наполненной мудростью, любовью и заботой.
На второе утро я проснулся с мыслью, что лёгкий способ работать, используя Высшую Силу (или быть использованным Ею), – это способ, которым, должно быть, действовал Иисус. Вся история христианства обрела смысл более высокого уровня, нежели прежде.
Мы видели, как люди выходили из состояния замешательства и потрясения и приступали к позитивной деятельности. Некоторые люди говорили нам, что мы удивительные, но мы вовсе не чувствовали ничего чудесного, скорее, мы получили доступ к чудодейственной силе, которую по праву могли назвать Святым Духом. Мы чувствовали, что это великая привилегия – быть полезными другим и Богу.
Возвращаясь домой после описанных выше событий, я благодарил Бога в своём сердце за помощь, которую Он оказал мне, и услышал вполне отчётливый ответ: «Я – более велик, чем тебе известно, ищи Меня и найдёшь». Это сообщение подразумевало, что есть возможность найти источник послания, и поэтому я решил начать исследования и обнаружить этот Источник.
Долгое время у меня было чувство, что Иисус не полностью раскрыт в учениях церквей или Евангелиях Нового Завета. Суть Человека и Откровение Бога представлялось туманным.
В поисках более глубоких истин я отправился в книжный магазин, продающий эзотерические книги. Я собирался просмотреть всё, что смогу найти, независимо от источника и использовать свою способность различения, чтобы отделить истину от причудливой фантазии. У меня было такое ощущение Иисуса, что я был уверен в своей способности отличить одно от другого. В книжном магазине одна книга почти прыгнула мне в руки. Я увидел её на полке, книга называлась «Тайна Иисуса (“The Jesus Mystery”)», она была написана Ричардом и Джанет Бок. Когда я достал её, моя рука потеплела, и я ощутил уверенность, что эта книга поможет мне.
В начале книги было написано, что Иисус на тибетском языке пишется «Исса», а на индийском – «Иса», и это слово означает «Божественная Мать». Слово «Саи» означает то же самое. Затем в книге было сказано, что Сатья Саи Баба, современный духовный учитель, живущий в Индии, является предсказанным возвращением Бога для спасения человечества в наше время кризиса.
В книге говорилось, что имя «Баба» является тем же самым, что и «Абба (примечание переводчика: в англоязычном источнике написано “Abba” – в русском православии пишется Авва)», которое Иисус произносил, обращаясь к Отцу. Мне показалось важным встретиться с этим Сатья Саи Бабой, если это возможно, и я присоединился к группе, отправлявшейся в Индию, чтобы провести некоторое время в Его ашраме. Я хотел сам убедиться, действительно ли Он Бог, вернувшийся на Землю.
Моё ощущение Индии было таким, словно я оказался в Библейских временах. Состояние земледелия и животноводства было таким же, как во время Иисуса – стада коз, пасущихся на скудных пастбищах, примитивная ирригационная техника, которая использовалась тысячелетия назад, а настоящие пустынные поселения были чем-то увлекательным по своей новизне.
На празднование Рождества собралось около 20 000 человек из всех стран мира – представители большинства мировых религий. Путешествие по своей сути было паломничеством, и мы много узнали об учениях Саи Бабы благодаря изучению Его книг, лекциям для иностранных паломников, слушанию Его выступлений и обсуждению их.
В ашраме постоянно говорят о творящихся чудесах, исцелении людей и необычных явлениях. Я несколько раз видел, как Саи Баба мановением руки материализует вибхути (священный пепел, имеющий целебную и духовную силу).
Я уехал убеждённым, что Саи Баба – это Господь, о котором гласит пророчество в главе 19 книги Откровение. Саи Баба говорит, что Он пришёл не для того, чтобы создать новую религию, Он пришёл, чтобы возродить старые, «сделать христианина ещё лучшим христианином, мусульманина ещё лучшим мусульманином, а индуиста ещё лучшим индуистом».
Он не будет нарушать ничью веру, но утвердит людей в той вере, которую они имеют. Он снова и снова повторяет, что развивать любовь к Богу и ближним – основная задача людей. Он использует много слов и фраз, которые использовал Иисус, и Он ближе к учению Иисуса, чем любой другой духовный учитель, которых я встречал.
Я обнаружил, что Иисус действительно более велик, чем мне было известно. Я принимаю активное участие в работе своей церкви и работаю руководителем, не имеющим монашеского сана. Я полагаю, что обрёл большее понимание Христа и действительно находился в Его физическом присутствии. Я чувствую, что миссия, которую я призван взять на себя, состоит в том, чтобы помогать христианам подготовиться к принятию Второго Пришествия.
Я проповедую Христа в той форме, в которой христиане знают Его, но с точки зрения Его учений в настоящее время. Послание по сути такое же, какое Иисус дал нам в Нагорной проповеди – в нём подчёркивается Единство всего Творения, Отцовство Бога и братство людей.
В заключение …
Когда мы размышляем о значении Пасхи не только для христиан, но и для людей любой веры, мы снова вспоминаем слова Сатья Саи Бабы, помещённые в начале этой истории:
Что такое воскрешение на самом деле? Это открытие божественности, присущей человеку
(28 февраля 1964)
Какой верный путь Иисус указал миру для осознания присущей нам божественности?
В Его послании содержится одно слово: Любовь.
Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки
(Матфей 22:37-40)
Хотя может казаться сложным — жить в соответствии с этим посланием любви, с этой заповедью любви, в ней содержится обещание воскрешения человечества, избавление его от злоключений и опасностей, с которыми оно сталкивается сегодня. Избавление путём замены эгоизма бескорыстием, враждебности единством, религиозных разногласий духовным уважением, разрозненности людей возрождённым ощущением присутствия Бога. Сатья Саи напоминает нам:
Последователи Иисуса разбились на различные секты, но жизнь Иисуса – это урок единства. Он учил людей, что существует только один Бог, и все являются Его детьми. Признавайте в каждом существе, в каждом человеке брата, дитя Бога, и не обращайте внимания на все ограничивающие мысли и предрассудки, основанные на статусе, цвете кожи, классе, национальности и касте
(24 декабря 1972, 25 декабря 2001, 1 марта 1974)
Иисус показал путь единства и никогда не давал места множественности. Он всегда говорил, что всё – Божественно. В терминах физической формы люди кажутся разными, но в терминах Духа все они – одно. Именно эту истину пропагандирует христианство
(25 декабря 2001, 1991)
Основной необходимостью сегодня для каждого, прежде всего, является осознание, что Бог – Один. Именно это провозглашал Иисус. Бог Один, Он может быть только Один, другого Бога не существует! Есть только один Бог, и Он – вездесущ! Есть только одна религия – религия любви. Есть только один язык – язык сердца. Последователи каждой религии своим собственным образом взывают к Единому Богу, являющемуся вездесущим. Один и тот же Бог дарует всему человечеству здоровье, процветание, спокойствие и счастье
(25 декабря 1994, 1970, 1978)
Каждый человек, с которым мы познакомились в этой публикации, пережил пробуждение осознания этого «единства Бога» и нашего коллективного «единства в Боге». Это не удивительно, потому что и в жизни Иисуса, и в жизни Сатья Саи Бабы воплотилось это фундаментальное послание жизни, обратив, таким образом, сердца и умы людей повсюду к узнаванию неизменной природы Бога, любящего присутствия Бога в их жизнях и к познанию истины о своей собственной неотъемлемой Божественности как детей Бога.
Влияние Сатья Саи Бабы на жизнь бесчисленного количества христиан привело к возрождению их отношений с Иисусом, к новому пониманию того, кем был Иисус, восстановлению их искреннего воплощения на практике того, чему учил Иисус. Снова и снова в результате этого они становятся хорошими христианами, истинными христианами, ещё лучшими христианами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий