В тибетском языке есть несколько слов для обозначения пространства, каждое из них — со своей территорией смысла. Например, лонг (klong), в древнем написании klung, — пространство, соотносимое с сущностной энергией. Тибетцы видят сущностную энергию не свернувшейся змеей кундалини, а в виде сферы-капли — тигле (thigle; санскр. бинду). Пространство внутри такой сферы и называется лонг, оно — символ потенциальных возможностей сущности.
В тантрах говорится, что из нада возникает бинду. Это ничто иное, как высшая энергия. Затем она разделяется на три, и эти разделы называются бинду, нада и биджа. Бинду – это “капля” энергии, то есть энергия, которая сосредоточена внутри одной точки, направлена на себя и наделена особой потенцией. В то же время графически она изображается как точка над линией, обозначающей анусвару, назализацию и долготу соответствующей гласной, и особенно важна назализация, которая продлевает звук мантры ОМ, который заряжен божественной энергией во всей ее полноте.
Идеи капли, которая является средоточием и энергии, и резонанса, возникают вместе, и поэтому она отражена в фоническом выражении сущностной стадии энергии, которая есть Слово, или звук. Кроме фонического аспекта бинду имеет и некоторые другие: это, к примеру, светоносность, которая задействована в пробуждении кундалини. Во время космического поглощения бинду, конечно же, является точкой, в которую вселенная собирается, когда сливается с энергией, собирающейся в себя.
Кшемараджа, в своих комментариях к Шивасутрам определяет бинду как высший свет (binduH paraprakASaH). Точнее,
он описывает бинду как светящуюся точку, возникающую из отражения сияния солнца, то есть Шивы, в зеркале его энергии (вимарша).В Kamakalavilasa (KKV) махабинду это также масса, рожденная из единства Шивы и Шакти, которая содержит в себе все фонемы от
а до
ха и, таким образом, является
ахам, - символ излучающей силы Шивы и энергии, которая скрывает в себе архетип универсума, а также испускает его и является источником силы мантр. Первая буква
А является символом Шивы (пракаша) и производной всех гласных, тогда как
Ха – Шакти (вимарша) и согласных. А бинду
М объединяет то и другое.
Высшее Я, которое является махабинду, таким образом состоит из двух бинду: белой и красной, Шивы и Шакти в их созидающем единстве, пульсирующих в непрерывном расширении и стягивании, причина для возникновения Слова (вак) и объектов.
Расширяясь (разбухая) (ucchUna), то есть готовясь к развитию, бинду трансформируется и проявляется как треугольник (в буддийской тантре он называется "источник дхарм", в санскритском комментарии на тантру Шри Видья этот треугольник отождествляется с фонемой
Е, поскольку она состоит из трех энергий: абсолютной А, блаженной О и волевой Э.). Проявленный треугольник является тремя последовательными планами речи – пашьянти, мадхьяма и вайкхари.
Комментариев нет:
Отправить комментарий