воскресенье, 3 мая 2015 г.

ПОСЛЕДНИЕ СОМНЕНИЯ РАВАНЫ.



После того, как Раване в лицо плюнул махаратха из обезьян - Сугрива, великий демон пребывал в отчаянии…
- Мое время пришло, - думал он, - но пока что я ещё Локешвара. Мы победим время! Как? Пока не знаю. Мы что-нибудь придумаем. Я обладаю большим могуществом. До сих пор всё шло хорошо. Почему же я должен думать, что меня ждёт неудача?! Все будет хорошо!
И всё-таки, он думал, что по всем правилам политики в опасной ситуации следовало прибегнуть к помощи другого царя:
- Кого же мне попросить о помощи? Эти деваты бесполезны! Они всего лишь мои слуги. Есть другие демоны, но никто из них не сравнится со мной по своему могуществу. Кто же силён в нашей семье? Бали Махараджа! Он могущественнее всех, и он ещё здравствует!
Равана знал, что Бали Махараджа, который правил на планете Сутала, очень щедр. Он в своё время пожертвовал всем своим царством. Кроме того, он принадлежал к семье демонов, поэтому Равана надеялся на его поддержку в войне с Рамой.
Он отправился на планету Сутала, и у входа в царство Бали махараджа его встретил Вишну (Упендра, Ваманадев), который держал на плече палицу и ходил взад-вперёд, охраняя ворота.
Равана, у которого при себе также была палица и меч, посмотрел на Него и пренебрежительно бросил:
- Это ещё что за карлик? Похож на одного из младших братьев Индры. Вишну, что ли? Ну ладно. И он решил войти внутрь. Ваманадев преградил ему путь палицей иотрицательно покачал головой. Он не говорил, потому что дал обет молчания. Тогда Равана стал невидимым (это одно из его мистических совершенств), но палица снова остановила его. Можно стать невидимым только для материального взора, но не для Вишну:
- Я вижу тебя, не волнуйся, - сказал Господь.
Тогда Равана стал очень маленьким и так попытался пробежать мимо Господа Ваманы, но Тот наступил на него. Равана закричал: ему не хватало воздуха. Но важно было то, что так как Вамана прикоснулся к его телу, Равана получил квалификацию, необходимую для того, чтобы быть убитым Рамачандрой. Затем Господь впустил Равану внутрь.
Тот принял свою обычную, большую форму и стал говорить с Бали Махараджем как ни в чём не бывало:
- Я пришёл с тобой увидеться. Нет в этом мире такого места, куда я не смог бы пройти. Я – Локешвара!
- А как же Ваманадев у ворот? Разве Он тебя не остановил?
- Кто может остановить меня? Иначе как бы я оказался здесь?
- Он остановил тебя, а затем впустил внутрь по Своей милости.
- Да кто Он такой, чтобы оказывать мне милость?!
- Он – Вишну, Верховный Господь.
- Больше никогда так не говори! Я – Всевышний!
- О, Всевышний Господь, могу ли я поинтересоваться, зачем ты пришёл?
- Я пришёл попросить тебя о помощи.
- Очень интересно, о Господь! – продолжать ёрничать хозяин Суталалоки.
- Хорошо, ты старший, но не нужно надо мной смеяться! Дхарма-шастры говорят, что нельзя смеяться над младшим из-за того, что у него нет достаточной квалификации или каких-то качеств.
- О, ты всё ещё помнишь дхарма-шастры? Так что же привело тебя ко мне?
- Тут у меня один человек и кучка обезьян высадились на Ланке.
- Человек высадился в твоём царстве? Правда? И как ему это удалось?
- Пересёк океан. Говорят, мост построил.
Бали Махарадж закрыл глаза, потом улыбнулся и вздохнул. Потом он сказал:
- Это сын Дашаратхи?
- Да, Дашаратха, династия Икшваку! Опять эти слабаки вертятся под ногами! Я много раз побеждал их, но у них нет ни стыда, ни совести. И обезьян этих с собой притащил!
- Что за обезьяны?
- Один из них сжёг город. Потом ещё один пришёл, и я не смог сдвинуть с места его большой палец. А ещё один мне плюнул прямо в лицо! Дикие нравы…
- Интересно, - Бали Махарадж снова закрыл глаза и улыбнулся, - так что же ты решил? Решил отдать Ситу?
- Откуда ты знаешь?!
- Все в порядке. Я твой прапрапрапрадед. Мне положено знать. Ты должен вернуть Ситу.
- Чепуха! Просто человек какой-то с обезьянами пришёл!
- Да, просто с обезьянами пришёл?! Одна город сожгла, у второй ты даже палец сдвинуть с места не смог, а третья на тебя плюнула. И это просто гонцы.... Они и драться с тобой не собирались. Что же будет, когда они начнут сражаться? Кроме того, на их стороне Вибхишана, твой брат, который
знает о тебе всё. Это твоё очень слабое место. Хотя бы поэтому ты должен отказаться от войны.
- Да он просто демон какой-то. Вечно: «Вишну, Вишну». Предал традиции семьи, предков!Негодяй.
- Хорошо, а чего ты от меня хочешь?
- Ты должен мне помочь!
- Конечно должен. Ты так благочестив! В конце концов, ну что ты сделал? Просто похитил чужую жену. Это ведь естественно для демонов. Если демон так делает, какие претензии?
- Вот ты действительно разумен! Ты меня понимаешь!
- Да, я тебя понимаю. Ты пришёл, ты член моей династии, так что я хочу кое-что тебе подарить перед тем, как говорить о политике. Не волнуйся, я тебе помогу. Пойдём со мной.
Затем Бали Махарадж повёл Равану на большую открытую площадку. Там была огромная гора диаметром в тридцать две мили. Огромная, очень высокая – семьдесят две мили! У неё была очень красивая форма, и похоже было, что она была сделана из чистого золота, а золото - усеяно бриллиантами более крупными, чем лицо Раваны. Эти бриллианты образовывали прекрасный узор. Равана сказал:
- Это прекрасная гора! Кто дал её тебе?
- Неважно. Я хочу подарить её тебе.
Глаза Раваны расширились, а его рот открылся от удивления:
- Мне? Всю?
- Да, тебе.
- Не просто один бриллиант, а всю целиком?!
- Да!
Равана размечтался: «Зачем возвращаться домой? Забыть о Сите и Раме и просто наслаждаться! К чёрту Шри-Ланку. Полечу куда-нибудь ещё!»
Бали Махараджа поставил одно условие:
- Ты должен забрать этот подарок сам, без посторонней помощи и средств передвижения. Здесь больше никого нет.
- Это не проблема. Я поднял гору Кайлас. Эта гора будет поменьше.
- Это твоя головная боль. Лети с ней или иди – как пожелаешь. Ты должен нести её сам.
Тогда Равана увеличился в размерах и проявил все двадцать своих рук. Всеми двадцатью руками он попытался поднять эту гору, но не смог поддеть её снизу, она словно прилипла к земле. Тогда он сказал: «Давай, Бали Махарадж, помоги мне немного». Тогда Бали махарадж подошёл и слегка её приподнял так, что все двадцать рук Раваны смогли ухватить её. Тогда Бали отпустил руки, и Равану придавило точно так же, как его придавил лук Шивы. Равана стал кричать:
- Да что же это такое? Я твой гость, я представитель Бога! И как ты поступил со мной? Придавил меня горой и уходишь?!
- Что же я могу сделать? Ты сам её хотел, а поднять не можешь.
- Хорошо, просто помоги мне высвободить руки, а потом я что-нибудь придумаю.
Тогда Бали Махарадж подошёл и слегка приподнял гору так, что Равана смог высвободить свои руки. Тот воскликнул:
- О Господи! Такая тяжесть! Кто же поставил сюда эту гору?
- Сказать тебе, кто её сюда поставил?
- Да, пожалуйста, скажи.
- Это серьга Хираньякашипу.
- Серьга?
- Да. Пойдём, я покажу тебе вторую.
Они отправились на другую сторону планеты Сутала, где была ещё одна такая же гора. Бали продолжал:
- Это вторая серёжка. Хираньякашипу тоже был членом нашей семьи. Он твой прапрапрапрапрадед. Он, так же как и ты, не любил Вишну, а его сын был великим преданным Вишну.
Однажды Хираньякашипу стал притеснять своего сына, и этот же самый Господь Вишну пришёл в образе получеловека-полульва, взял его вот так, положил на колени и разорвал на части.
Равана смотрел в одну точку и представлял себе: «Это сережка. Значит такое у него было лицо и такие плечи. Вот так его взяли…
Каким же большим был тот лев? Что за сила!».
На одну минуту он стал преданным. Тогда Бали сказал:
- Понимаешь? И та же Личность появилась как сын Дашаратхи. Это та же Самая Личность.
- Нет, нет. Это полная ерунда, какя-то слепая вера! Не нужно промывать мне мозги! Я в это не верю. Это гора! Не верю я, что это серьга. Всё это обман.
- Но ещё минуту назад ты в это верил.
- Ну, допустил на минутку... Ты хороший оратор, убедишь кого угодно. Но на самом деле, это - полная чушь! Ты просто пытаешься заставить меня поверить и убедить в своей правоте. Так не пойдёт.
- Ну тогда что же я могу поделать?! Я дал тебе совет: пожалуйста, верни Ситу. Он пришёл как лев, рыба, карлик, который стоит у ворот моего царства. Это одна и та же личность. Не обманывай себя, Равана! Ты думаешь, что это Вишну, а то – Вамана, а то – Матсья. Нет! Это одна и та же Личность! Он пришёл обвести тебя вокруг пальца, приняв форму человека. Как демон, даю тебе добрый совет: не позволяй Раме себя одурачить. Дотронься до Его стоп и верни Ему Ситу.
- Вы просто кучка людей, которая верит в кого-то, кого вы никогда не видели!
Затем Равана в смятении вернулся на Ланку.
Он сел на трон и стал усерлно думать: «Это серьга. Значит, лицо ещё больше.
Нет, нет! Нельзя в это верить!
У него был серьезный конфликт с самим собой.
Он был потрясёе, потому что не мог себе это объяснить. Он уже предчувствовал приближение Рамы...
Обеспокоенные полубоги старались помогать Рамачандре в войне. Так, Индра послал ему свою колесницу, и Рама сражался, восседая на ней.
Рама разбил колесницу Раваны, убил его колесничего и разбил лук, палицу и флаг. Затем Он сказал:
«Хоошо, Равана. Я дам тебе время. Уходи сегодня с поле боя и возвращайся завтра, сделав правильный выбор: вернуть Мне Ситу. Если ты решишь так поступить, все погибшие воины твоей армии оживут. Ты получишь назад все свои богатства, и всё будет так, как будто ничего не произошло. Люди быстро забудут всё это, и ты станешь известен как благородный царь. Я вернусь в Айодхью, и мы будем хорошими друзьями».
Равана чувствовал себя очень униженным из-за того, что его не убили. Оскорбленный, он вернулся к себе во дворец.
Равана вспомнил, как Господь Шива однажды сказал ему: «Если твоя жизнь будет в опасности, позови Меня. Я приду к тебе на помощь». Рудра-вина, личный инструмент Господа Шивы был у Раваны, и он взял эту вину и стал на ней играть и прославлять Господа Шиву. Его легко удовлетворить, поэтому Он немедленно появился перед Раваной:
- Зачем ты Меня звал?
- Моя жизнь в опасности!
- Да? Почему же? Расскажи мне.
- Ну, во всё виноваты сын Дашаратхи Рама и его жена Сита. Я её забрал, и они прибежали сюда с обезьянами и всех перебили – даже Кумбхакарну и Индраджита. Их всех не стало. Я один остался. И этот Рама оскорбил меня и сказал: «пойди домой и хорошенько подумай над своим поведением!» Представляешь? Так что кроме всего прочего меня ещё и унизили.
Пожалуйста, спаси мою репутацию и мою жизнь!
- Я должен спасти тебе жизнь. Я спасу тебе жизнь. Вот смотри, спасаю: отдай назад Ситу!
- Нет и нет! Вот, опять то же самое: ты меня обманываешь. Ты же обещал, что спасёшь мне жизнь, но ничего не делаешь!
- Нет, это неправда. Я же не обещал, что пойду сражаться за тебя. У меня свой подход. Просто прими этот небольшой совет: верни назад Ситу и всё будет за-ме-ча-тель-но!
- Нет, нет и нет. Я ожидал, что Ты вступишься за меня, станешь сражаться с Рамой и победишь Его.
- Я не боюсь битвы и могу пойти сразиться с Рамой, но Он победит Меня.
- Но я не хочу отдавать назад Ситу.
- Тогда тебе придётся умереть... Кто же сможет тебя защитить?
На следующий день, когда Равана вернулся на поле битвы, Рама уже стоял там и держал в руках свои лук и стрелы, что было непостижимо, ведь даже поднять их было очень трудно. Лук был гораздо больше по размеру, чем тело Рамачандры, и очень тяжелым, но Он держал его словно травинку. В первое мгновение Равана почтительно сложил руки. Вибхишана и Хануман закричали: «Джай!», тогда Равану передёрнуло ион тут же опомнился, думаю: «Что же я делаю? Нет! Я пришёл, чтобы биться и победить!»…
Тогда Рамачандра натянул титеву и выпустил стрелу прямо в грудь Раваны, котрый упал тотчас же оставил тело...
Материал подготовлен Вайшнавским Клубом по лекциям Е.М. Атмататтвы пр., прочитанным им в Майапуре в 1990-е годы.
Шри Рамачандра джай!
Шри Сита деви джай!
Джай Шри Рама-катха!

Комментариев нет:

Отправить комментарий