Царь Ашока
В 268 году до нашей эры в древнеиндийском государстве Магадха на царский престол взошёл могущественный правитель династии Маурьев (санскр. maurya) – Ашока (санскр. Aśoka, тиб. mya ngan med, букв. "Свободный от скорби", "Свободный от печали" / время правления – 268-232 гг. до н.э.). Ашока был внуком правителя Чандрагупты, первого царя династии Маурьев, и одним из сыновей царя Биндусары. В молодости Ашока вовсе не отличался мягкостью нрава. Согласно легенде, Ашока убил всех своих многочисленных братьев ради власти над страной. За жестокий характер он даже получил в народе прозвище Чанда-Ашока (санскр. Caṇḍāśoka, букв. "Жестокий Ашока"). На восьмом году своего правления он одержал победу над государством Калинга (санскр. kaliṅga – древняя страна, располагавшаяся на территории современного индийского штата Орисса), получив дополнительные политические и торговые преимущества.
Казалось, и впредь великому правителю суждено вести войны и жёсткими мерами укреплять свою власть. Однако неожиданно для всех случилась метаморфоза: жестокий Ашока вдруг раскаялся. Один указ царя Ашоки, выдолбленный в камне и оставленный для будущих поколений, гласит:
"...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль 'Угодного богам'" (санскр. devānāmpriya – любимый богами, любимец богов, угодный богам – эпитет Ашоки).
Ашока раскаивался в содеянном. Он, беспощадный когда-то правитель, в другом эдикте наставлял:
"И если кто-то причинит вред, 'Угодный богам' считает, что надо пощадить, насколько простить возможно".
Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма и стал следовать буддийским заповедям.
Согласно буддийскому преданию, однажды царь Ашока встретился с Гуру Падмасамбхавой, и жестокое сердце царя изменилось. Он раскаялся в убийствах и дал обет, что никогда больше не притронется к мечу с дурными помыслами.
Царь Ашока встречается с Гуру Ринпоче
Эта история приводится из книги "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы", составленной по материалам лекций Кэнчена Палдэн Шераба Ринпоче и Кэнпо Цеванга Донгьяла Ринпоче.
"Деяния Гуру Шакья Сэнге (тиб. sha kya seng ge, букв. "Лев из рода Шакьев" – одно из восьми проявлений Гуру Ринпоче) оказали глубокое влияние на царя Ашоку, самого знаменитого и могущественного правителя во всей индийской истории. Вот как Будда Шакьямуни предсказал приход Ашоки.
Однажды Будда отправился в город просить пищу. Его путь проходил по берегу, где играли дети. Они строили из песка замки, где были и царский дворец, и сокровищница. Дети даже распределили между собой роли царя, царицы и сановников.
Когда Будда с учениками приблизился к ним, маленький мальчик, который изображал царя, увидел, что они пришли, и очень обрадовался. Он набрал горсть песка и гальки, которые изображали царские сокровища, и подбежал к Будде. Увидев, что мальчик хочет наполнить чашу Будды песком, Ананда собрался его прогнать, но Будда сказал:
– Позволь мне принять это подношение. Это особый знак.
Однажды Будда отправился в город просить пищу. Его путь проходил по берегу, где играли дети. Они строили из песка замки, где были и царский дворец, и сокровищница. Дети даже распределили между собой роли царя, царицы и сановников.
Когда Будда с учениками приблизился к ним, маленький мальчик, который изображал царя, увидел, что они пришли, и очень обрадовался. Он набрал горсть песка и гальки, которые изображали царские сокровища, и подбежал к Будде. Увидев, что мальчик хочет наполнить чашу Будды песком, Ананда собрался его прогнать, но Будда сказал:
– Позволь мне принять это подношение. Это особый знак.
Подношение песка и гальки
Будда опустил свою чашу, но мальчик не мог дотянуться. Тогда он подозвал одного из своих сановников, попросил его встать на четвереньки, а затем встал ему на спину, чтобы положить подношение в чашу Будды.
Увидев это, Ананда и другие ученики очень удивились и спросили:
– Кто этот мальчик?
– Это не простой мальчик, – ответил Будда. – Благодаря своему намерению и связи, что возникла между нами сегодня, он через двести пятьдесят лет после моей Махапаринирваны станет великим царём. Он поможет распространять моё Учение и поддержит сангху (монашескую общину). Он воздвигнет по всему миру столько статуй Будды, сколько песчинок у него на ладонях. Это совершенно особый ребёнок, и его друзья, которые помогали ему сегодня, и впредь будут поддерживать его деяния.
Затем Будда произнёс особую молитву-посвящение и продолжил свой путь по направлению к городу. Таким было его пророчество о царе Ашоке.
Увидев это, Ананда и другие ученики очень удивились и спросили:
– Кто этот мальчик?
– Это не простой мальчик, – ответил Будда. – Благодаря своему намерению и связи, что возникла между нами сегодня, он через двести пятьдесят лет после моей Махапаринирваны станет великим царём. Он поможет распространять моё Учение и поддержит сангху (монашескую общину). Он воздвигнет по всему миру столько статуй Будды, сколько песчинок у него на ладонях. Это совершенно особый ребёнок, и его друзья, которые помогали ему сегодня, и впредь будут поддерживать его деяния.
Затем Будда произнёс особую молитву-посвящение и продолжил свой путь по направлению к городу. Таким было его пророчество о царе Ашоке.
Как и было предсказано, Ашока появился через двести пятьдесят лет после Махапаринирваны Будды. Он был сыном очень знаменитого правителя, но не считался царевичем, поскольку родился не во дворце. За пределами дворца у царя была другая женщина, и Ашока был её сыном. Об этом знали все. Большинство сводных братьев Ашоки жили во дворце. Когда царь умер, все братья стали бороться за его трон. Кажется, единственное, в чём они сходились, это то, что царём не должен быть Ашока. Но Ашока хотел быть царём, и, так или иначе, ему пришлось защищаться от гнева и ревности своих сводных братьев. Однажды это вылилось в ужасную битву, в которой участвовали многие сыновья, но в итоге победителем вышел Ашока. Чтобы стать царём, он перебил всех остальных. Вскоре он перенёс дворец с первоначального его места в Паталипутру (санскр. Pāṭaliputra – столица Магадхи). Сегодня это место называется Патна. Перенеся столицу в Паталипутру, Ашока, очень решительный и могущественный воитель, начал завоевывать другие царства и стал правителем почти всей центральной Индии.
Ашока годами вёл войны и убил множество людей. Он был очень жестоким и неистовым царём. В некоторых источниках говорится, что он даже не садился за еду, пока кого-нибудь не убивал. В те времена существовала секта, покланявшаяся гневной богине. Ашока был последователем этой секты, и его учитель сказал ему: если казнишь десять тысяч сто человек и поднесёшь богине, твоё могущество возрастёт. Но убийство должно было быть ритуальным, и обычные войны для этого не годились. Тогда Ашока построил храм в самом центре Паталипутры. В нём было четыре двери, по одной в каждом из четырёх направлений. Всякого, кто имел несчастье туда войти, должны были казнить, – таков был приказ царя.
Шакья Сэнге
Как предсказал Будда Шакьямуни, у Ашоки была хорошая, прочная основа для Дхармы, но его великие устремления временно оказались омрачены. Дабы устранить эти препятствия, Гуру Ринпоче принял облик простого монаха и вошёл в храм жертвоприношений. Палач велел ему подойти и выхватил меч.
Монах спросил:
– Почему ты хочешь меня убить?
– Так приказал царь, – ответил палач. – Это часть особого ритуала.
Тогда монах сказал:
– Позволь мне пожить здесь неделю, а потом можешь меня убить.
Палач согласился, и монах тотчас же стал рассказывать ему о шести мирах, подробно описывая каждый. В заключение монах сказал:
– Убей ты меня сразу, тебе никогда не довелось бы услышать эти глубокие учения.
На некоторое время монах погрузился в медитацию, а потом дал более подробные учения об адских мирах. Он поведал о карме, которая является следствием убийства и причинения вреда живым существам, и сказал, что эти действия приводят к рождению в различных адских мирах. Он объяснил, как те или иные дурные мысли и поступки соотносятся с конкретными видами страданий.
Тогда палач подумал: "До сих пор я знал только один способ убийства, но этот монах рассказал мне о многих других. Когда неделя истечёт, я сварю его в большом котле, а потом зажарю!"
К концу недели палач приготовил все так, чтобы исполнить своё намерение. Он бросил монаха живьём в огромный котёл кипящего супа. Потом вытащил и стал поджаривать. И вдруг посреди пламени он увидел Гуру Шакья Сэнге: тот сидел на лотосе скрестив ноги. Поражённый этим необычным зрелищем, палач поставил в известность царя. Ашока пришёл, чтобы увидеть это своими глазами.
Когда царь вошёл в храм, палач внезапно вспомнил об его указе убивать всякого, кто войдёт в дверь. Поэтому он выхватил меч. Царь, который никогда не ходил без меча, выхватил свой и спросил:
– Почему ты пытаешься меня убить?
– Таков твой указ, – ответил палач.
– Не помню, чтобы я давал тебе указ убить меня!
– Ты приказал мне убить первые десять тысяч человек, которые войдут в храм, – напомнил палач. – Я ещё не выполнил эту задачу, поэтому я должен тебя убить.
Тогда Ашока сказал:
– Если уж на то дело пошло, то ты пришёл сюда первым. Пожалуй, я сам тебя убью.
В этот миг монах без всякого усилия поднялся в воздух. Исполнив четыре действия: сидение, стояние, лежание и хождение в пространстве, он начал давать учения. Пока монах исполнял в небе эти чудесные деяния, царь с палачом продолжали спорить.
Вскоре Гуру Шакья Сэнге стал рассказывать им о том, как плоха карма тех, кто отнимает жизнь у других существ.
– В отличие от благого пути Дхармы, эти поступки ужасны, – сказал он. – Прекратите творить жестокость. Если царь не желает покориться ритуалу и отдать собственную жизнь, как он может отнимать жизнь у других? Я рассказал вам, какое это зло – убийство, поэтому вы больше не должны отнимать чужую жизнь. Пользуясь властью и употребляя её своекорыстно, вы обрекаете себя на гораздо более тяжкие страдания, чем те, которые терпят ваши жертвы, – предостерёг монах.
Услышав это, царь и палач бросили мечи и стали благоговейно внимать Гуру, который продолжал давать учения. Ашока собственноручно разрушил храм жертвоприношений и принял прибежище в Трёх Драгоценностях.
В исторических хрониках повествуется, что после этого события Ашока дал обет никогда не брать в руки меч под влиянием жестоких или дурных мыслей. Говорят, что он стал самым благородным и миролюбивым царём всех времён. Даже без войн доброта и сострадательное отношение Ашоки обеспечили рост и процветание его владений. В итоге его царство распространилось на большую часть Южной Азии. Оно протянулось от Афганистана на западе до Бирмы и Камбоджи на востоке и до Шри-Ланки на юге.
Ашока посетил места паломничества Будды и во всех этих местах воздвиг множество каменных колонн, стел с надписями, монументов в форме пирамиды и миллион ступ, содержащих реликвии Будды. В Непале, неподалёку от Катманду, есть четыре или пять ступ, построенных Ашокой, есть и много других на всей территории Индии.
Раньше царя звали Ашока Жестокий, но с тех пор, как он стал последователем Дхармы, его стали звать Дхарма-Ашока (санскр. Dharmāśoka). Он – один из величайших примеров религиозного правителя в истории мира. Приняв облик простого монаха, Гуру Падмасамбхава привёл Ашоку к Дхарме".
Ашока годами вёл войны и убил множество людей. Он был очень жестоким и неистовым царём. В некоторых источниках говорится, что он даже не садился за еду, пока кого-нибудь не убивал. В те времена существовала секта, покланявшаяся гневной богине. Ашока был последователем этой секты, и его учитель сказал ему: если казнишь десять тысяч сто человек и поднесёшь богине, твоё могущество возрастёт. Но убийство должно было быть ритуальным, и обычные войны для этого не годились. Тогда Ашока построил храм в самом центре Паталипутры. В нём было четыре двери, по одной в каждом из четырёх направлений. Всякого, кто имел несчастье туда войти, должны были казнить, – таков был приказ царя.
Шакья Сэнге
Как предсказал Будда Шакьямуни, у Ашоки была хорошая, прочная основа для Дхармы, но его великие устремления временно оказались омрачены. Дабы устранить эти препятствия, Гуру Ринпоче принял облик простого монаха и вошёл в храм жертвоприношений. Палач велел ему подойти и выхватил меч.
Монах спросил:
– Почему ты хочешь меня убить?
– Так приказал царь, – ответил палач. – Это часть особого ритуала.
Тогда монах сказал:
– Позволь мне пожить здесь неделю, а потом можешь меня убить.
Палач согласился, и монах тотчас же стал рассказывать ему о шести мирах, подробно описывая каждый. В заключение монах сказал:
– Убей ты меня сразу, тебе никогда не довелось бы услышать эти глубокие учения.
На некоторое время монах погрузился в медитацию, а потом дал более подробные учения об адских мирах. Он поведал о карме, которая является следствием убийства и причинения вреда живым существам, и сказал, что эти действия приводят к рождению в различных адских мирах. Он объяснил, как те или иные дурные мысли и поступки соотносятся с конкретными видами страданий.
Тогда палач подумал: "До сих пор я знал только один способ убийства, но этот монах рассказал мне о многих других. Когда неделя истечёт, я сварю его в большом котле, а потом зажарю!"
К концу недели палач приготовил все так, чтобы исполнить своё намерение. Он бросил монаха живьём в огромный котёл кипящего супа. Потом вытащил и стал поджаривать. И вдруг посреди пламени он увидел Гуру Шакья Сэнге: тот сидел на лотосе скрестив ноги. Поражённый этим необычным зрелищем, палач поставил в известность царя. Ашока пришёл, чтобы увидеть это своими глазами.
Когда царь вошёл в храм, палач внезапно вспомнил об его указе убивать всякого, кто войдёт в дверь. Поэтому он выхватил меч. Царь, который никогда не ходил без меча, выхватил свой и спросил:
– Почему ты пытаешься меня убить?
– Таков твой указ, – ответил палач.
– Не помню, чтобы я давал тебе указ убить меня!
– Ты приказал мне убить первые десять тысяч человек, которые войдут в храм, – напомнил палач. – Я ещё не выполнил эту задачу, поэтому я должен тебя убить.
Тогда Ашока сказал:
– Если уж на то дело пошло, то ты пришёл сюда первым. Пожалуй, я сам тебя убью.
В этот миг монах без всякого усилия поднялся в воздух. Исполнив четыре действия: сидение, стояние, лежание и хождение в пространстве, он начал давать учения. Пока монах исполнял в небе эти чудесные деяния, царь с палачом продолжали спорить.
Вскоре Гуру Шакья Сэнге стал рассказывать им о том, как плоха карма тех, кто отнимает жизнь у других существ.
– В отличие от благого пути Дхармы, эти поступки ужасны, – сказал он. – Прекратите творить жестокость. Если царь не желает покориться ритуалу и отдать собственную жизнь, как он может отнимать жизнь у других? Я рассказал вам, какое это зло – убийство, поэтому вы больше не должны отнимать чужую жизнь. Пользуясь властью и употребляя её своекорыстно, вы обрекаете себя на гораздо более тяжкие страдания, чем те, которые терпят ваши жертвы, – предостерёг монах.
Услышав это, царь и палач бросили мечи и стали благоговейно внимать Гуру, который продолжал давать учения. Ашока собственноручно разрушил храм жертвоприношений и принял прибежище в Трёх Драгоценностях.
В исторических хрониках повествуется, что после этого события Ашока дал обет никогда не брать в руки меч под влиянием жестоких или дурных мыслей. Говорят, что он стал самым благородным и миролюбивым царём всех времён. Даже без войн доброта и сострадательное отношение Ашоки обеспечили рост и процветание его владений. В итоге его царство распространилось на большую часть Южной Азии. Оно протянулось от Афганистана на западе до Бирмы и Камбоджи на востоке и до Шри-Ланки на юге.
Ашока посетил места паломничества Будды и во всех этих местах воздвиг множество каменных колонн, стел с надписями, монументов в форме пирамиды и миллион ступ, содержащих реликвии Будды. В Непале, неподалёку от Катманду, есть четыре или пять ступ, построенных Ашокой, есть и много других на всей территории Индии.
Раньше царя звали Ашока Жестокий, но с тех пор, как он стал последователем Дхармы, его стали звать Дхарма-Ашока (санскр. Dharmāśoka). Он – один из величайших примеров религиозного правителя в истории мира. Приняв облик простого монаха, Гуру Падмасамбхава привёл Ашоку к Дхарме".
Приняв буддизм, царь Ашока запретил жертвоприношения, связанные с убийством животных, и забой некоторых видов скота на пищу. Для наблюдения за выполнением подданными норм Дхармы назначались специальные чиновники, дхармамахаматры (санскр. dharmamahāmātra), в обязанности которых входило поощрение добрых отношений между людьми и борьба с произволом должностных лиц. Покровительствуя буддизму, Ашока вместе с тем проводил политику религиозной терпимости. Ашока дарил пещеры адживикам, посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам. Таким образом он стремился к гармонии между религиями.
Ашока установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нём государство стало одним из крупнейших на Востоке. Он поддерживал дружественные отношения с соседними правителями, посылал посольства к Антиоху II Теосу в Сирию, к Птолемею II Филадельфу в Египет, к другим властителям на Западе.
Ашока поощрял строительство ирригационных систем и развитие медицины, сооружал дороги и караван-сараи, смягчил суровую систему правосудия, оставшуюся от прежних правителей. Ашока также приложил усилия для распространения образования на своей земле. Наланда – самый известный буддийский университет того времени – был центром образования в Магадхе. Этот университет был основан царем Ашокой.
В период правления Ашоки в Паталипутре состоялся Третий буддийский собор.
Во время правления Ашоки благодаря политике миссионерства произошло обращение в буддизм жителей острова Ланки (Шри-Ланка, Цейлон). Как гласит традиция, это осуществил младший сын Ашоки Махендра (санскр. Mahendra), который принял монашество. Принеся Учение Будды на Шри-Ланку, Махендра также привёз туда молодой саженец дерева Бодхи, отросток от того дерева, под которым Будда обрёл совершенное Пробуждение. Теперь это самое древнее историческое дерево мира. Другие сыновья Ашоки, Кунала и Тивала, также занимались распространением Учения Будды.
Не много известно о последних десяти годах жизни Ашоки и об обстоятельствах его смерти. В одном источнике говорится: «Император чувствовал отвращение к жизни и поэтому он совершил паломничество как буддийский монах со своим наставником, чтобы успокоить свой ум. В конце он пришёл в Таксилу и остался там. Ашока, Любимец богов и людей, оставил землю в возрасте семидесяти двух лет».
Ашока установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нём государство стало одним из крупнейших на Востоке. Он поддерживал дружественные отношения с соседними правителями, посылал посольства к Антиоху II Теосу в Сирию, к Птолемею II Филадельфу в Египет, к другим властителям на Западе.
Ашока поощрял строительство ирригационных систем и развитие медицины, сооружал дороги и караван-сараи, смягчил суровую систему правосудия, оставшуюся от прежних правителей. Ашока также приложил усилия для распространения образования на своей земле. Наланда – самый известный буддийский университет того времени – был центром образования в Магадхе. Этот университет был основан царем Ашокой.
В период правления Ашоки в Паталипутре состоялся Третий буддийский собор.
Во время правления Ашоки благодаря политике миссионерства произошло обращение в буддизм жителей острова Ланки (Шри-Ланка, Цейлон). Как гласит традиция, это осуществил младший сын Ашоки Махендра (санскр. Mahendra), который принял монашество. Принеся Учение Будды на Шри-Ланку, Махендра также привёз туда молодой саженец дерева Бодхи, отросток от того дерева, под которым Будда обрёл совершенное Пробуждение. Теперь это самое древнее историческое дерево мира. Другие сыновья Ашоки, Кунала и Тивала, также занимались распространением Учения Будды.
Не много известно о последних десяти годах жизни Ашоки и об обстоятельствах его смерти. В одном источнике говорится: «Император чувствовал отвращение к жизни и поэтому он совершил паломничество как буддийский монах со своим наставником, чтобы успокоить свой ум. В конце он пришёл в Таксилу и остался там. Ашока, Любимец богов и людей, оставил землю в возрасте семидесяти двух лет».
Комментариев нет:
Отправить комментарий