четверг, 13 января 2022 г.

Что такое истина

 ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА

"Значит, Ты царь?" - спросил Пилат. Иисус ответил: ""Царь" - это ты сказал. Моя цель - свидетельствовать Истину. Для этого Я родился; для этого Я пришёл в мир, и все, кто не глух к Истине, слышат Мой голос". Пилат сказал: "Что есть Истина?" И с этими словами снова вышел к евреям.

Пилат не стал дожидаться ответа Иисуса. Увы! Какая жалость! Иисус познал Себя как Путь, Истину и Жизнь. Вместо того чтобы учиться у Иисуса тому, чему он пришёл научить, Пилат снова вышел к иудеям, которые требовали распятия Иисуса.

02-kasturi-solo-01.jpg.114b7bb9d8dd6bb338ba338174080d72.jpg

Клятва

Если мы исследуем вопрос, поставленный Пилатом, то столкнёмся с целым батальоном "но". Человек,дающий свидетельские показания, клянётся, положив руку на священную книгу или на грудь, говорить "Правду, тоько Правду и ничего, кроме Правды". Но Истина, самобытная вещь, она не поддаётся ни познанию, ни описанию. Каждый свидетель, заявляя, что будет говорить "только Правду", может позволить себе "только полуправду", которая часто является двойной ложью! Как правило, даются разные версии событий или действующих лиц, поскольку ответы  свидетелей окрашены собственным мнением и загрязнены, фрагментарны и дополнены окраской мести или желанием победы. Само наблюдение, хотя и делается с близкого расстояния, проницательными и умными людьми, в основном осуществляется через взгляд, замутнённый тщеславием и предубеждением, раболепием и ненавистью. Редко случается так, чтобы Истина высказывалась бескомпромиссно и без прикрас. Она рассматривается как орудие действия, а не как непреложная аксиома. В каждой дискуссии, состязании или споре, сражении, борьбе или войне Истина стоит первой в списке жертв.

Истина также наслаждается игрой в прятки. Она упивается маскировкой и маскарадом. Реальное и подлинное бросают вызов нашим способностям быть предельно честными, и они проявляются только так, как мы пожелаем, украшенные, модифицированные и сфабрикованные, чтобы соответствовать нашим симпатиям и антипатиям. Неудивительно, что стремящийся познать Истину сокрушается, как сказано в Ведах: "Что же я такое, я не знаю. Я брожу в одиночестве, обременённый своим разумом". Разум распространяет чернила отвращения и привязанности, алчности и тревоги на то, что он предпочитает считать Истиной. Свами заявляет: "Знание Истины приобретается путем непрерывного исследования просветленным интеллектом и очищенным умом".

Очищенный Разум?

Наши органы чувств собирают по крупицам информацию об объективном мире, которая способна угодить эго, являющемуся их казначеем. "Наш мозг перемешивает частички, пока они не сложатся в какой-то приемлемый шаблон", - говорит Лайелл Уотсон. Артур Кестлер говорит: "Между сетчаткой и высшими центрами коры головного мозга безвозвратно утрачена невинность восприятия; она поддалась на уговоры скрытых заговорщиков". Некоторые из убеждений удивительным образом просочились даже через мелкое генетическое сито нашего предыдущего пребывания на земле!

Есть еще один столь же вводящий в заблуждение фактор - мнения и убеждения других людей, среди которых мы вынуждены расти. Мы "воспитаны" на акцентированных и уважаемых моделях действий и реакций, анализа и синтеза, идей и идеалов. Мы настолько обусловлены завистливыми силами социального одобрения, что впитываем в себя и перенимаем все обычаи и условности, излишества и моду, модели и шаблоны, идиомы и идеалы, что можно и чего нельзя, что предписано и что запрещено "общественным мнением".

Просветлённый Интеллект?

Опыт - это нечто эфемерное, жаждущее обрести проявление и получить имя. Он редко имеет прямой допуск в сферу осознания, - только при помощи слов, лингвистических ярлыков и взвуковых символов. Он должен быть классифицирован и занесён в каталог кафедрой разума, проверен и подтверждён, прежде чем будет зарегистрирован. Чем богаче у человека словарный запас, тем более полезным становится его опыт для себя и окружающих. Мы должны довольствоваться условными многоцелевым символами для определения неопределенного.

Многое зависит от искренности человека, который говорит, и от интеллекта слушателя. Но даже если оба они будут стараться выражать и воспринимать всё скурпулёзно точно, с помощью отдельных слов, состоящих из префиксов и суффиксов, предлогов и парафразов, всё равно будет трудно быть абсолютно точными, и слова, запечатлеваются в памяти для перепросмотра и размышления.

Этот недостаток был замечен много веков назад мудрецами текстов Упанишад. В Брихадараньяка-Упанишаде, посвященной Сатья Видье, процесс медитации на Брахмана (Абсолют) как на Сатьям (Истину) показывает, что слово Сатьям состоит из трех слогов. Са тхи йям - первый и последний слоги - это Истина; а в середине - ложь (анритам), ложь окружена Истиной; таким образом, ложь разъединяет природу Истины".

Мираж

Шрёдингер говорит о реальности как о "созданной наблюдателем". Гейзенберг пишет: "Объект, который мы воспринимаем, неразрывно связан с нашим субъективным сознанием. На самом деле, никто не может наблюдать за каким-либо объектом или индивидом, не окрашивая его самим собой. Здесь нет наблюдателей, есть только участники". Эйнштейн сказал: "“Тот, кто пытается выставить себя судьей Истины, терпит кораблекрушение от смеха богов". 

Ведический гимн сетует:

Кто на самом деле знает всё? Кто может осмелиться заявить это?
Откуда всё появилось? Откуда взялось это творение?
Пришли ли боги после того, как небытие стало бытием?
И как бытие стало этим? Как это случилось?
То, из чего произошло творение, -
Это то, что прочно держит его? или нет?
Тот, кто наблюдает за этим сверху на Небесах
Он действительно знает ... А может быть, и нет.

Сотни Ответов

Если бы Пилат спросил сотню человек: "Что такое Истина?" и ждал бы от них ответа, он получил бы сотню разных ответов - каждый из которых был бы неподтверждённой догадкой, предварительной гипотезой, сомнительной проекцией. У каждого человека есть своё любимое определение. Истина - это сила, Истина - это то, что я поддерживаю, Истина - это совесть, которая мучает, Истина - это то, что провозглашают Священные Писания, Истина - это то, что переживает века, Истина - это лепет ребёнка, остриё меча, Истина - это то, что звёзды рассказывают посвящённому, то что утверждает Оракул, Истина - это золотой самородок и т.д. и т.п. В основном это вымышленные, эфемерныеие, обрывочные домыслы собственного воображения.

Путь к Истине вымощен отвергнутыми убеждениями. Уровень моральной чистоты, ясности ума, интеллектуальной правдивости и эмоциональной стабильности определяет Истину, на которую мы можем положиться. Когда горизонт расширяется, волны успокаиваются и стихает шторм, всё больше граней Истины оказывается в пределах нашей досягаемости.

Наши умы с их бесчисленными предпочтениями и предрассудками, желаниями и вымыслами затуманивают Истину, чтобы удовлетворить собственные мимолетные фантазии. Эта отвлекающая стратегия обманывает наш интеллект и сводит на нет нашу интуицию. Итак, мы должны нащупать Истину в пустыне огромного количества "возможностей". Собственно, у нас в Индии есть честная и уважаемая школа скептической метафизики по имени Сьяд Вада, которая исповедует и распространяет свой взгляд на Истину как на то, что "может быть", что "возможно", что "вероятно"!

Эта Сьяд Вада весьма правомерна. В ней врождённая непостижимость "Истины, только Истины и ничего, кроме Истины" демонстрируется семью шагами удивительной логики возможностей, Сапта Бханги Ньяи, которая развенчивает идею завершённости:

(1) Сьяд астхи (возможно, она существует)
(2) Сьяд настхи (возможно, её не существует);
(3) Сьяд асттхи ча, ча настхи (возможно, она существует, возможно, нет);
(4) Сьяд авакхтавьях (возможно, это неописуемо);
(5) Сьяд астхи ча авакхтавьях (возможно, она существует, хотя неописуема) ;
(6) Сьяд настхи авакхтавьях ча (возможно, она не существует и неописуема);
(7) Сьяд астхи ча, настхи ча авьякхтавьях ча (возможно, она существует и не существует одновременоо, и неописуема).

Никакого Скептицизма

Но Шанкара, самый дотошный представитель и главный герой Адвайта-Даршана, который сопоставляет мистическое осознание Истины с логической обоснованностью и откровением из Священных Писаний, не приветствует скептицизм. Комментируя Сапта Бханги Ньяйю он пишет: "Как может учитель этой философской школы, которого следует считать авторитетом, давать наставления, когда средства познания, объекты познания, познающий и знание остаются неопределенными по своей природе? Кроме того, как могут те, кто полагается на его взгляды, действовать по его указанию?

Несмотря на эту неопределённость, непостижимость и собственную некомпетентность, внутренний голод по Истине настойчиво побуждает человека, и внутренний голос побуждает его подняться, пробудиться и получить наставления от Учителей. Он умоляет: "Веди меня от неистинного к Истине; веди меня от тьмы к Свету; веди меня от смерти к Бессмертию". Когда чувство голода неутолимо, но терпится или подавляется, и когда внутренний голос умолкает или его игнорируют, Свами, являет Себя как Учитель, чтобы привести человека к его Истине.

"Человеческое и божественное, роли и действительная реальность нераздельно сосуществуют в каждом из вас, - сказал Свами на встрече со студентами в 1974 году. - Это отрицательный и положительный полюса, которые совместно порождают тепло любви, света, мудрости. Как только вы утвердитесь в осознании реальности, вы сможете свободно и ничего не опасаясь бродить по лабиринтам очевидного".

baba_kasturi.jpg.a078c9c14d61c4153940d21b2f13c01c.jpg

Бог есть Истина

Свами говорит: "Бог есть Истина всего сущего и всех вещей. Каждая волна или частица, каждый атом и клетка наполнены Богом и действуют в Боге и посредством Него. Вы можете из-за порочности, гордыни или скудности интеллекта отвергать эту Истину, но жизнь была дана вам, чтобы вы освободились от оков лжи и постигли Истину". Субъективные недостатки и объективные отвлекающие факторы - это проблемы, с которыми человек сталкивается, но они не настолько серьёзны, насколько кажутся. "Просите, и дано будет вам. Стучите, и вам отворят. Идите, и достигнете", - так было сказано.

Бесчисленное множество паломников и учеников исходили землю по широким дорогам и еле видным тропинкам в поисках Истины, правды о самих себе. Путь страждущих в поисках ключей к вратам мудрости продолжался на протяжении всей истории человечества. Человек не может обрести покой, пока не узнает Истину, вызывающую удивление, благоговение, сочувствие, почтение, любопытство и страх. Он стремится к единству, гармонии и красоте. Он хочет познать вещи такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они кажутся.

К счастью, в истории о путешествии человека в поисках Истины есть и светлая сторона. Пророки, мудрецы и святые, учителя и посланники являлись среди всех народностей, наставляли людей и учили их собственным примером Истине, способной даровать им освобождение. Само Космическое Сознание, когда оно осведомлено о собственной фрагментарности, затуманенности и несостоятельности, желает придать Себе форму, которая может действовать среди людей и возвращать их Домой, к Себе. Такая форма известна как форма Аватара, индивидуализация Абсолюта. Аватар приходит для того, чтобы удовлетворить потребность в Нём, и Его мудрость, любовь, сила и сострадание изливаются на всех, кто в них нуждается. Все люди, все живые существа, находятся под Егог опекой. И "безжизненная" материя в том числе.

Ибо, как говорит Свами, Сарвам Брахмамайам, всё исходит из Брахмана, - безбрежного Океана, порождающего рябь, колебание, волны, пену, снежинки и айсберги. Атом - это точная копия космической энергии; клетка - это эхо космической воли. "Васудева-это всё", - заявляет Гита  бескомпромиссно. Ригведа провозглашает: "Всё это - сам Пуруша, всё, что было и всё, что будет". Это чистая Истина. Рудра Адхйая Яджур Веды повелевает человеку поклоняться 238 явленным сущностям Бога, иллюстрируя тем самым, что нет ничего, кроме Бога. (Катха-Упанишада осуждает тех, кто видит Космос как многообразие, а не как Брахмана в Своей основе; им приходится рождаться из жизни в жизнь, пока они не осознают ошибку).

Рудра, имя, присвоенное Богу, описано в ведических текстах как побудитель, находящийся во всех сердцах, как творец и хранитель вселенной, являющейся Его Собственной формой. Он отождествляется с главами, середняками и низшими, высокими, низкими и толстыми, пожилыми, молодыми и юными, мудрыми, любопытными, скучными и сонными. Он - камень, песок и почва, грязь, пыль и гравий, рябь, пена и волна, река, ручей, озеро и канал, молния, облако и дождь, океан, остров и берег. Рудра - это шоссе, дорога, трасса. Он - росток, побег, листья, вредители, птицы с синими и желтыми клювами, дерево и лес. Он тот, кто занимается торговлей, сельским хозяйством и разведением скота. Он - загон для коров и урожай, еда и повар. Он - пахарь на плодородной или бесплодной почве. Он - человек храбрый и грозный, сражающийся в окопах и на открытых полях, с луком, стрелами, копьями и мечами. Он - воин, который упивается поединком, который движется вперёд на колеснице в шлеме и кольчуге. Он - пеший солдат, всадник, вожак стаи и ведомый. Он разведчик, посланник, кузнец, плотник, охотник, коварный разведчик, мошенник и плут, жертва и исполнитель.

Рудра предстаёт в образе монаха, пещерного жителя с копной спутанных волос, того, кто овладел устойчивой позой, мудреца, который достиг и ведёт других, пожилого ученого, спорщика, наслаждающегося дискуссиями, знатока Вед и мастера ритуалов. Он - человек сострадательный, милый и нежный.

На самом деле, Бог - это основа и уток, хлопок и пряжа ткани, видимые нам как Вселенная. Это Истина, которая заключена в каждом атоме и в каждой звезде.

Статья написана профессором Кастури и опубликована в журнале "Санатана Саратхи" в 1987 году
Источник: http://vahini.org/Discourses/d3-kasturispoem.html#reminiscence

https://www.sairam.ru/topic/10432/?page=2#comment-175965

Комментариев нет:

Отправить комментарий