четверг, 6 января 2022 г.

Нисаргадатта Махарадж

 



Однажды вечером диалог с Махараджем начал молодой канадец, одетый в лунги и курту. Он сказал, что ему двадцать три года, но выглядел он моложе двадцати. На шее у него висел маленький элегантный серебряный крестик на изящной цепочке.

Юноша сказал, что пару дней назад в одном из книжных магазинов Бомбея ему попалась книга "Я есть То". Беглое прочтение нескольких страниц наполнило его желанием познакомиться с Махараджем лично.
Он уже прочел книгу, не отрываясь от нее ни днем, ни вечером, ни ночью, и закончил оба тома всего несколько часов назад.
Нисаргадатта Махарадж : Вы так молоды. Интересно, с какого возраста вас интересует духовный поиск?
Посетитель: С тех пор как я себя помню, меня всегда глубоко интересовали Любовь и Бог. И я глубоко чувствую то, что они не отличны друг от друга. Когда я сижу в медитации, я часто…
Н М: Секундочку, что вы конкретно подразумеваете под медитацией?
П: Я точно не знаю. Я просто сижу со скрещенными ногами и закрытыми глазами, пребывая в абсолютном покое. Мое тело расслабляется, почти растворяется, а мой ум, или бытие, или как это еще назвать, растворяется в пространстве; мысленный процесс постепенно прекращается.
Н М: Хорошо. Пожалуйста, продолжайте.
П: Очень часто во время медитации в моем сердце возникает всепоглощающее чувство экстатической любви, я наполняюсь блаженством, я не знаю, что это такое. Именно во время одной такой медитации я ощутил сильное желание посетить Индию – и вот я здесь.
Н М: Как долго вы пробудете в Бомбее?
П: Я точно не знаю. Я редко что-нибудь планирую. У меня достаточно денег, чтобы скромно прожить в течение примерно пятнадцати дней, и у меня уже есть обратный билет.
Н М Скажите мне теперь, что вы конкретно хотите узнать. У вас есть какие-нибудь вопросы?
П: Когда я приземлился в Бомбее, я был в сильном замешательстве. Я чувствовал, что почти схожу с ума. Я не знаю, что привело меня в тот книжный магазин, поскольку я мало читаю. Как только я взял в руки первый том книги "Я есть То", я ощутил то же всепоглощающее чувство, которое у меня бывает во время моей медитации. По мере того как я продолжал читать книгу, мне казалось, что внутри меня образуется какая-то легкость, и, сидя здесь перед вами, я ощущаю, будто говорю сам с собой. И то, что я говорю себе, похоже на бого-хульство. Я был убежден в том, что любовь – это Бог. Но сейчас я думаю, что любовь – это просто концепция, и если любовь – это концепция, то и Бог должен быть концепцией.
Н М: И что же в этом плохого?
П (смеясь): Ну, если вы так выразились, то я не ощущаю вины за то, что превратил Бога в концепцию.
Н М: Все же вы сказали, что любовь – это Бог. Что вы подразумеваете под словом "любовь"? Под "любовью" вы имеете в виду нечто противоположное "ненависти"? Или вы имеете в виду что-то еще, хотя, конечно, никакое слово не может в полной мере описать "Бога".
П: Нет-нет. Под словом "любовь" я, конечно же, не имею в виду нечто противоположное "ненависти". Я имею в виду то, что любовь – это неразделение на "я" и "другие".
Н М: Другими словами, единство бытия?
П: Да, действительно. Что же тогда представляет собой "Бог", которому я должен молиться?
Н М: Давайте поговорим о молитве позже. Что же такое этот "Бог", о котором вы говорите? Разве это самоосознание – ощущение "бытия", которым обладает каждый человек, – благодаря которому вы способны задавать вопросы? Само "я есть" и является Богом. Что вы любите больше всего? Разве не это "я есть", сознательное присутствие, которое вы хотите сохранить любой ценой? Сам духовный поиск – это Бог. В процессе духовного поиска вы обнаруживаете, что "вы" отдельны от этого комплекса тела-ума. Если бы вы не обладали сознанием, разве мир существовал бы для вас? Было бы у вас какое-нибудь представление о Боге? И сознание в вас, и сознание во мне – отличны ли они друг от друга? Не отдельны ли они лишь как концепции, стремящиеся к единству, и разве это не любовь?
П: Теперь я понимаю, что то, что подразумевается под "Богом", ближе ко мне, чем я сам к себе.
Н М: Запомните также, что не может быть никакого другого доказательства Реальности, кроме как быть ею. И вы действительно являетесь ею, и всегда ею являлись. Сознание исчезает с кончиной тела (и поэтому оно связано со временем), и вместе с ним исчезает дуальность, являющаяся основой сознания, и все проявления.
П: Что же тогда представляет собой молитва, и какова ее цель?
Н М: Молитва, как ее обычно понимают, это не что иное как просьба о чем-нибудь. В действительности же молитва означает общность-единство-йогу.
П: Теперь мне все предельно ясно; будто из меня внезапно выбросили огромное количество мусора, устранили из существования.
Н М: Вы имеете в виду, что сейчас вам кажется, что вы видите все очень ясно?
П: Нет-нет! Не "кажется". Все действительно ясно, настолько ясно, что я поражен, что раньше не понимал этого. Различные высказывания из Библии, которые раньше казались мне важными, но непонятными, теперь предельно ясны – такие утверждения как: Прежде Авраама я был; Я и мой Отец – одно; Я есть то, что я есть.
Н М: Хорошо. Теперь, когда вы разобрались во всем этом, скажите, какую садхану вы будете выполнять, чтобы достичь освобождения от своего "рабства"?
П: Махарадж, вы просто шутите надо мной сейчас. Или вы проверяете меня? Теперь я знаю, и я осознал это, что я есть то – я есть то, чем всегда был и буду. Что еще нужно делать? Или переделывать? И кто должен делать это? И с какой целью?
Н М Прекрасно. Просто будьте.
Затем молодой канадец простерся перед Махараджем, глаза его были полны слез благодарности и счастья.
Махарадж спросил придет ли он еще, на что юноша ответил: "Честное слово, я не знаю".
Когда он ушел, Махарадж некоторое время сидел молча, закрыв глаза, на его губах играли нежнейшая улыбка.
Затем он очень мягко сказал: "Редкий человек"; я еле расслышал его слова.


Комментариев нет:

Отправить комментарий