Веда клуб "Белый Лотос":
Гимн, посвященный Богине Матери, называемый "Апараджита Стотрам". Является выдержкой из 5 главы гимна "Дэви Махатмьям".
Слова "Йа Дэви Сарва Бхутешу" указывают на то, что Дэви присутствует во всем творении как сознание, как сила, как интеллект, как память, как сон, как наваждение, как желание, как деятельность, как процветание, как прощение, как вера, как любвеобильность и так далее.
Этот прекрасный гимн является мощной медитацией для нас - комбинацией медитации, афирмации и мантры.
https://youtu.be/HVlU4Cs39mE?si=VX7_5Br1ozsJQmgi
#Медиацентр #веды
анэна гаḤапатим абхи шиḢчати
са вāгмӣ бхавати
чатуртхьйā манашнан джапати
са видьйāвāн бхавати
ить ятхарваḤа вāкьяӎ
брамхāдьйā авараḤаṀ видьйāн на бибхэти кадāчанэти
Буквальное значение
анэна - через эту
гаḤапатим - ганапати
абхишиḢчати = абхишека – ритуал омывания божества
саха - он
вāгмӣ – шакти речи (сил речи)
бхавати - становится
чатуртхьйāм – день чатуртхи
анашнан =- ан+ашнан= без еды
джапати – выполнять джапу
видьйāвāн – полный знаний (видьи)
ити - такова
атхарваḤа – риши Атхарвана
вāкьяӎ – утверждение
брамхāди – происхождение Брахмана
авараḤаṀ - покровы
видьйāт - зная
на - нет
бибхэти - страхи
кадāчана - в любое время
ити – и т.д.
Кто, произнося эту Упанишаду, совершает ритуал Абхишекам, тот становится красноречивым. Кто в день Чатуртхи (четвертые сутки от полной или новой луны) постится и читает эту Упанишаду, тот наполняется знанием. Так гласит ут-верждение мудреца Атхарваны: Его сознание возрастает до понимания и испы-тывания Брахмана. Обретающий знание о Брахмане никогда не испытывает страха.
Внутреннее значение
Поклоняясь Ганапати, воспевая Ганапати Атхарва Ширшу и выполняя абхишекам Ганеши, человек получает силу речи, становится красноречивым, прекрасным оратором - вагми. Выполняя абхишекам, человек поклоняется Ганапати как Сознанию Брахмана.
Абхишека «омовение», «окропление») — санскритский термин, которым в индуизме и дру-гих индийских религиях называют ритуальное омовение и умащения мурти.[1] Обряд абхишеки обычно сопровождается декламацией ведийских мантр и/или киртаном. Абхишека является обяза-тельной частью сложного многодневного ритуала установки новых мурти в индуистских храмах.
Существуют различные виды абхишеки:
• Гуру-абхишека — омовение стоп гуру, которое проводится по торжественным случаям. Гуру-абхишека, как правило, является одним из основных моментов в праздновании вьяса-пуджи или дня рождения гуру.
• Линга-абхишека — абхишека, проводимая над лингамом последователями шиваизма.
• Пушпа-абхишека — ритуал, в ходе которого мурти осыпают цветочными лепестками.
Мы с вами рассматриваем абхишекам определенного мурти – Ганеши. Абхишекам выполняется водой, и часто панчамритой (мёд, молоко, йогурт, сахар и гхи) – пятью субстанциями, символизирующими 5 элементов. Жидкость, полученная после этого, называется чаринамритой. Чаринамрита считается священной и распространяется среди ве-рующих, которые пьют её и опрыскивают ей свои головы.
Согласно священным текстам, выполнение Абишекам Ганеши может устранить ваши препятствия и помочь добиться успеха в начинаниях, очистить внутренние загрязнения и насладиться душевным спокойствием с божественным благосло-вением Ганеши. Может помочь получить благословения Ганеши на избавление от недугов, а также насладиться всесторонним счастьем и долгой жизнью.
Выполнение Абхишекам устранит трудности и сделает ваши усилия плодотвор-ными, особенно для тех, кто хочет выйти из сложных ситуаций, устранить труд-ности и даровать ясность мысли. Это также может помочь предотвратить пре-пятствия и принести плоды усилий с помощью милости Ганеши, устраняя из-вестные и неизвестные препятствия на вашем пути к успеху.
Повторяя (или медитируя) на четвертый день луны (Чатуртхи) без еды (пост), человек становится знающим, становится мастером знаний - видьяван.
Чатуртхи - это 4-й день убывающей или растущей Луны, посвящённый Ганеше.
Пост и выполнение подношений Ганеше в это время особенно полезны для гар-монизации влияния Кету и Юпитера, а также помощи в получении знаний и дос-тижении процветания.
В индийской традиции различают несколько видов Чатуртхи:
- 4-й лунный день во время растущей Луны называется Винаяка Чатуртхи,
в месяц же Бхадрапада он считается особенным, и мы знаем его как
Ганеша Чатуртхи (День рождения Ганеши).
- 4-й лунный день во время убывающей Луны называется Санкашти Чатуртхи,
и самым важным из таких дней является Санкашти Чатуртхи, попадающий на месяц Магха и называемый Сакат Чаутх.
- Также, если Санкашти Чатуртхи выпадает на вторник, то тогда он становится ещё благоприятнее, и называется Ангарака Чатуртхи.
Так говорит риши Атхарвана.
Будучи знающим, человек никогда не боится покрова, исходящего от Брахмана (т. е. невежества). Тот, кто знает покровы Брахмана (абсолютного сознания), которое есть майя (иллюзия), тот не испытывает страха. То есть, человек наконец обретает Знание оболочки Брахмана (т.е. понимает Брахма Видью), и после этого никогда не испытывает никакого страха (т.е. он становится свободным от страхов, вызванных эго).
Брахма-Видья (наука о Боге) – это Наука наук. Знающий Брахма-Видью, или Науку Брахмана, или Науку Абсолюта, знает всё. Его знания полны. Весь опыт он получает посредством интуиции или откровения.
Брахма видья (происходит от санскритских слова брахма и видья) — это ветвь знания священных писаний, полученная прежде всего через изучение Веда-мантр и упанишады. В совокупности это означает знание мантр / абсолют. Брахмавидья считается высшим идеалом классического индуизма. В Пуранах это разделено на две ветви: первая - та, которая посвящена ведическим мантрам, называется пара видья или первичное знание, а последнее имеет дело с изучением Упанишад и называется апара видья или последние знания. И пара, и апара видья составляют брахма видья.
Этот стих подчеркивает преимущества поклонения Ганапати и чтения Атхарва Ширши. Он предполагает, что с помощью этих практик можно достичь красноречия, знаний и преодолеть невежество.
йо дӯрвāҥ курайр яджати
са вайшраваḤо упамо бхавати
йо лāджайр яджати са яшовāн бхавати
са мэдхāвāн бхавати
йо модака сахасрэḤа яджати
са вāḢчхита пхалам авā апноти
яс сāджья самид бхир яджати
са сарваṀ лабхатэ
са сарваṀ лабхатэ
Буквальное значение
йаха - кто
дӯрвā – трава дурва
аҥкурайр – распускающиеся веточки
яджати – выполнять яджну
саха - он
вайшраваḤаха - Кубера
упамаха – подобно чему-то
бхавати - становится
лāджайр - воздушный рис
яшовāн - человек с именем и известностью
мэдхāвāн – полным медха-шакти (разума)
модака – сладости из рисовой муки, модаки
сахасрэḤа - тысячами
вāḢчхита - желаемое
пхалам - фрукты
авā апноти - получает
сāджья – са+аджья = с гхи
самид бхир – деревянные палочки для яджны
сарваṀ - всё
лабхатэ – обретает, достигает
Тот, кто с этой Упанишадой в ягье подносит нежную траву Дурва, тот станет процветающим, как Кубера. Тот, кто подносит воздушный рис, тот достигнет славы и станет разумным. Тот, кто подносит тысячу сладостей модака, получит желаемый результат. Тот, кто подносит (в огонь) поленья и топленое масло, тот обретает все желаемое, тот обретает все желаемое.
Трава дурва
Использование травы дурва браминами перед пуджей или хомой, кольцр
Внутреннее значение
Тот, кто поклоняется в яджне распускающимися травинками Дурва, становится процветающим, подобно Кубере (богу богатства).
Любимая трава Ганеши. Научное название Cynodon dactylon. В разных регионах Индии растение может иметь другие названия на местном языке, например, харвали (на телугу) или аругам пуллу (на тамильском). Дурва также известна как бермудская трава (английское название) или трава дья-вола.
Дурва использовалась в ведических ритуалах, упоминается в Ригведе и Атхарваведе. Согласно Пуранам, трава появилась во время пахтанья Молочного океана, по одной из версии — из волос рук и бедер Вишну, по другой — из хвоста Васуки.
СИМВОЛИЗМ ДУРВЫ
Дурва является символом чистоты. Считается, что растение избавляет от деструктивной энергии все, с чем соприкасается. Во время проведения хомы (огненного ритуала) дурву могут класть вокруг священного огня, чтобы очистить пространство. С этой же целью с помощью пучка травы могут окроплять место, где совершается пуджа или происходит рецитация духовных текстов. Помимо этого, существует обычай надевать венок из дурвы перед важными ритуалами (или во время них) или носить кольцо из высушенной травы на безымянном пальце правой руки.
Кроме того, растение символизирует процветание и плодородие, поскольку на месте сорванных травинок в скором времени появляются новые.
Трава дурва соотносится с Триадой богов. Считается, что Брахма пребывает в ее корнях, Вишну — в середине, а на вершинах побегов — Шива.
Растение используется в качестве подношения Ишваре, Адишакти и, в большей степени, — богу Ганеше. Обычно для почитания выбирают побеги с 3 или 5 травинками, без цветов. Некоторые преданные верят, что средний лист радует Ганапати, а два других — богиню Парвати и Господа Шиву.
ДУРВА В ПОЧИТАНИИ БОГА ГАНЕШИ
Существует легенда, которая объясняет, почему растение широко используется для почитания бо-га Ганеши. Когда-то могущественный демон Аналасура наводил ужас на три мира. Его глаза испус-кали огненные шары, способные уничтожить все вокруг. Боги взмолились Господу Шиве, чтобы тот защитил их. Ишвара сказал, что только Ганеша сможет уничтожить асура. Ганапати вступил в битву с Аналасуром и, в конце концов, проглотил демона.
После этого тело Ганеши накалилось от жара. Боги предприняли множество попыток избавить Га-напати от этой агонии. Варуна вызвал ледяной дождь. Индра поместил на голову Гане-ши Чандру (Луну), поэтому Ганапати стали называть Балачандрой. Вишну даровал Ганеше цветок лотоса, из-за чего Ганапати обрел еще одно имя — Падмапани. Но только когда каждый из 88000 риши совершил почитание Ганеши с 21 листьями дурвы, жар был охлажден.
Считается, что именно поэтому появилась традиция подносить Господу это растение, особенно в праздник Ганеша Чатуртхи. Пучок из 21 травинки дурвы предлагают божеству, произнося:
ॐ गजाननाय नमः | दूर्वा पत्रं समर्पयामि
oṃ gajānanāya namaḥ | dūrvā patraṃ samarpayāmi
Согласно другой традиции, божество в Ганеша Чатуртхи почитают с помощью 21 листа разных рас-тений. С каждый таким подношением произносится одно из 21 имен Господа Ганапати.
ДУРВА В АЮРВЕДЕ
Дурва используется для приготовления аюрведических средств. Одно из главных ее свойств — способность восстанавливать нормальную работу иммунной системы и помогать организму бороть-ся с различными
Тот, кто поклоняется воздушным рисом, становится известным и знаменитым. То есть, он обретает славу и известность. Он также становится разумным, то есть медхаваном - наполненным медхой – интеллект, или сохраняющим способность ума.
Рис, как основной источник пищи в Индии, стал символом жизни, питания и изобилия. Его белый, чистый вид часто ассоциируется с чистотой и плодоро-дием, что делает его идеальным подношением божествам в индуистских ри-туалах. Предложение риса богам символизирует желание получить их благо-словение и защиту.
Воздушный рис — это предварительно желатинизированные рисовые зерна (пропаренные, вареные или замоченные), которые раздуваются за счет бы-строго расширения пара при приготовлении. Воздушный рис означает испол-нение ваших желаний. Также рис означает сильную веру.
Тот, кто поклоняется тысячей модаков (любимые сладости Ганеши), достигает желаемых плодов.
Модак — индийское сладкое блюдо, популярное во многих индийских штатах и культурах. Согласно индуистским и буддийским верованиям, это одно из любимых блюд Ганеши и Будды, поэтому оно используется в молитвах. Сладкая начинка внутри модака состоит из свежетертого кокоса и неочищен-ного пальмового сахара, а внешняя мягкая оболочка сделана из рисовой или пшеничной муки, смешанной с мукой хова или майда. Существует две разные разновидности Модака: жареный и приготовленный на пару. Вариант, приго-товленный на пару часто подают горячим с топленым маслом.
Тот, кто поклоняется топленым маслом и священным топливом, достигает всего. Он обретает все.
Слово гхи происходит от санскритского ghṛta (корень ghṛ "окроплять, разбрызги-вать" и "сиять, гореть" ). Вообще, в санскрите существует три слова для обозна-чения топленого масла:
sarpis
ājya
ghṛta
Первое слово – общее название топленого масла, ājya представляет собой ри-туально очищенное гхи (очищение производится огнем, мантрой, травой дарбха и взглядом), ghṛta – гхи, не подвергнутое такому очищению, но также используемое в ритуалах. Все три слова могут встречаться в текстах, но самым употребимым является ghṛta.
Традиционно гхи готовится из коровьего молока, поскольку эти животные счита-ются священными в индуизме — таково сакральное требование проведения ве-дических ягьи и хомы (огненных обрядов). В ритуалах гхи используется как ахути — субстанция подношения, включающая также молоко, мед, фрукты и др., возливаемая в жертвенный огонь на протяжении обряда; и в качест-ве упачары — подношения масляного светильника, дипы.
Значимость гхи (как для ритуалов, так и для употребления в пищу и лечения) отмечается во многих священных текстах, начиная с Ригведы.
Существует легенда о том, что топленое масло было впервые создано творцом всего сущего – Праджапати: он интенсивно потер ладони и от этого жара возникло гхи, его он потом предложил Агни, чтобы создать живых существ. Этот акт жертвования масла, приводящий к творению и процветанию, повторяется хинду во всех яджнах.
Если в ведические времена ритуальное применение гхи заключалось, в основном, в жертвовании его в священный огонь (как пищи для Агни), то в дальнейшем, с появлением других форм почитания, гхи стало использоваться еще и в пуджах – для возлияний на мурти (гхрита-снана) и как материал для дипы (подношение огня). Гхи также входит в состав панчамриты.
Мантра, часто используемая для возлияния гхи на мурти, взята из Ригведы, из гимна, посвященного Агни (2.3.11), она связана с возлиянием гхи в огонь:
ghrtam mimikse ghrtam asya yonir ghrte srito ghrtamvasya dhama |
anusvadham a vaha madayasva svahakrtam vrsabha vaksi havyam ||
Гхрита (гхи) было смешано. Гхи – его место пребывания, источник. Он отдыхает в топленом масле, гхи – его настоящая обитель. Приходи по сво-ей воле, возрадуйся! О бык, отнеси должным образом освященное (мантрой "Сваха") подношение.
Считается, что лампада (дипа), приготовленная на основе масла гхи, является саттвичной – она формирует атмосферу саттвы (равновесия, покоя) вокруг прак-тикующего и в нем самом, когда он использует такую дипу в ритуале. Поэтому в пуджах предпочтительно использовать именно дипы на основе гхи, а не на рас-тительном масле или свечи.
В Аюрведе гхи включено в состав многих лекарств. Масло, обладающее природой саттвы, наиболее благоприятно для людей конституций вата и питта. Гхи на-деляют способностью омолаживать организм, улучшать пищеварение и укреплять иммунитет, оджас, а также теджас (внутренний огонь) и прану (жизненные силы). Топленое масло положительно влияет на работу интеллекта, питая нерв-ные ткани организма, костный и головной мозг. Оно делает тело гибким и, в ма-лых дозах, обладает благоприятным воздействием на все три до-ши. Используется в приготовлении лекарств, так как способно переносить ле-чебные свойства трав в ткани.
В буддизме стадии просветления метафорически представлены стадиями произ-водства молочных продуктов. Топленое масло символизирует высшую из них.
В этом стихе подчеркиваются различные материалы, используемые при по-клонении Господу Ганеше, и соответствующие преимущества, включая бо-гатство, славу, интеллект и исполнение желаний
Комментариев нет:
Отправить комментарий