пятница, 26 июля 2024 г.

Ад и рай – не места, а состояния сознания



В «Ману-самхите» описывается 21 отдел Нараки, а в более поздней «Вишну-пурана» встречается уже 28 отделов Нараки. Также здесь названы и разнообразные виды преступлений и наказаний, которые применяются в каждом отделе.

В Бхагавад-гите есть четкие положения о том, какие действия могут привести человека в рай или ад: «... Те, кто поклоняется богам, идут к богам; ... те, кто поклоняются бхутам, идут к бхутам ; и те, кто поклоняется мне, приходят ко мне» (Кришна).

Ад и рай – не места, а состояния сознания
Символически рай и ад в индуизме все же рассматриваются не как какие-либо духовные географические места, а как состояния существования или переживания души как при жизни, так и после смерти тела. Это означает, что пользоваться благами хорошей кармы означает жить на небесах, а пожинать последствия негативной кармы означает жить в аду. Следовательно, на небесах — наслаждение, а в аду — страдание.

Человек перестает пребывать в сварге или нараке, когда совокупный счет хороших и отрицательных карм исчерпывается через наслаждение или страдания, заслуженные человеком при жизни.

Затем человек рождается в другом теле и проходит весь цикл снова и снова до бесконечности. Этот цикл будет продолжаться до тех пор, пока душа (атма) полностью не оторвется от материализма и не приобретет только хорошую карму (по другой версии - вообще очиститься от какой-либо кармы).

Этот цикл рождения и смерти (называемый бхавсагаром) может быть разорван только достижением мокши, которая есть освобождение или спасение. Мокша — это конечная цель духовного путешествия, и она считается окончательной и постоянной. В этом состоянии атма (бессмертная) сбрасывает все ограничения кармы и соединяется с божественной сущностью, которую мы называем Богом.

Таким образом, рай в индуизме — это метафизическое состояние свободы, которое можно пережить только тогда, когда мы полностью очистились от негативной кармы, когда душа становится единой с Господом.

Брахма-лока (небо высших божеств), или Сатья-лока (санскр. Satya-loka — «мир истины»), — седьмое и самое верхнее из семи небес («лок»), окружающих Землю по представлениям индийской мифической космографии. Служит местом пребывания Брахмы и никогда не подвергается разрушению (не впадает в пралаю).

Кайласа, обитель Господа Шивы, изобилует растениями и целебными травами. Она освящена ведическими гимнами и практикой мистической йоги, поэтому ее населяют полубоги, которые от рождения наделены всеми мистическими способностями. Помимо полубогов, там живут киннары и гандхарвы со своими прекрасными ангелоподобными супругами, которых именуют апсарами.
Шримад Бхагаватам. 4.6.9

********

Комментариев нет:

Отправить комментарий